117. BVerfGE 33, 303
(Numerus Clausus / Numerus Clausus)
- По вопросу о конституционно-правовой оценке абсолютных ограничений свободы допуска, характеризуемых нехваткой учебных мест, для начинающих студентов определенной специальности (абсолютный numerus clausus для высшего образования в сфере медицины).
- Из права свободного выбора профессии и места обучения, гарантированного в абз. 1 ст. 12 Основного закона, в связи с общим принципом равенства и принципом социального государства вытекает право на свободный допуск к высшему образованию. Данное право может быть ограничено законом или на основе закона.
- Абсолютные ограничения допуска для начинающих студентов определенной специальности являются конституционными лишь тогда,
а) когда они назначаются в пределах абсолютно необходимого при исчерпывающем использовании образовательных мощностей и
б) когда отбор и распределение претендентов осуществляются по компетентным критериям с шансом для каждого претендента, который сам по себе имеет достаточную квалификацию для обучения в высшем учебном заведении и с как можно большим учетом индивидуального выбора места образования.
- Законодатель должен сам принимать значимые решения о предпосылках установления абсолютных границ допуска и о применяемых критериях отбора. Высшие учебные заведения могут получить полномочие на более детальное регулирование в заданных рамках.
- § 17 Гамбургского закона об университетах от 25 апреля 1969 г. несовместим с Основным законом в той мере, в которой законодатель, в свою очередь, для случая абсолютных ограничений допуска не принял никаких определений о роде и ранге критериев отбора.
[…]
Решение Первого Сената от 18 июля 1972 г.
— 1 BvL 32/70, 1 BvL 25/71 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
А.
В рамках двух дел о допуске к изучению медицины в университетах г. Гамбурга и г. Мюнхена уполномоченные суды по административным спорам запросили решение Федерального Конституционного Суда о том, соответствуют ли нормы права федеральной земли об ограничениях допуска к высшему образованию (numerus clausus) Основному закону.
[…]
Б.
[…]
II.
- Предметом конституционно-правовой проверки является лишь вызванный нехваткой учебных мест numerus clausus для начинающих студентов определенной специальности, тогда как локальные и структурные ограничения, осложняющие выбор определенного университета, или ограничения, касающиеся уже допущенных студентов старших семестров, не будут рассматриваться. Абсолютный numerus clausus отличается от этих ограничений своими крайне тяжелыми последствиями. Это связано с тем, что он приводит к тому, что более или менее значительное число претендентов вынуждено откладывать начало получения желаемого высшего образования на более или менее длительный срок. При сильном спросе и соответствующем длительном времени ожидания подобные ограничения допуска ущемляют не только выбор места образования, но могут одновременно влиять на выбор профессии, вплоть до отказа от изначальных намерений. У социально более слабых претендентов отсутствуют те же возможности, что и у более состоятельных, чтобы переждать длительное время ожидания или попытаться начать свое обучение за рубежом.
[…]
В.
[…]
I.
- Для конституционно-правовой проверки ограничений допуска следует, как это принято в доктрине и судебной практике […], в первую очередь прибегнуть к гарантированному в абз. 1 ст. 12 Основного закона праву всех немцев свободно выбирать место обучения.
При включении данного права в Основной закон и также при его изначальном толковании в центре внимания находилась мысль о том, что абзац 1 ст. 12 Основного закона предоставляет отдельной личности право на защиту от ограничений свободы в сфере образования. Так, во время совещаний в главном комитете Парламентского Совета было подчеркнуто, что при любых обстоятельствах необходимо гарантировать свободу выбора между университетами и возможность слушать лекции особо выдающихся преподавателей, чтобы получить соответствующее разностороннее образование; кроме того, следует препятствовать тому, чтобы отдельные федеральные земли пускали в свои университеты только уроженцев своей земли (стенограмма о 44-м заседании главного комитета от 19 января 1949 г., с. 575 и далее). Таким образом, по сути описан существенный частный аспект защиты основного права, который затем и должен быть учтен в как можно более полном объеме, если вследствие исчерпания количества учебных мест становится неизбежным планомерное распределение претендентов между различными образовательными учреждениями.
При нехватке учебных мест добавляется другой существенный аспект права на свободный выбор места обучения, основанный на его тесной взаимосвязи с также гарантированным в абз. 1 ст. 12 Основного закона правом свободного выбора профессии. Как правило, обучение является предварительной ступенью начала осуществления профессиональной деятельности, оба они – составные части взаимосвязанного процесса. В этой связи в судебной практике Федерального Конституционного Суда по абз. 1 ст. 12 Основного закона ранее уже подчеркивалось, что не только используемые там понятия выбора профессии и более позднее осуществление профессиональной деятельности неразрывно взаимосвязаны и касаются единого комплекса профессиональной деятельности, но что к правовому упорядочению данной профессиональной деятельности относятся и нормы о предварительном профессиональном обучении (ср. BVerfGE 7, 377 [401, 406]). Из этой тесной взаимосвязи Федеральный Административный Суд верно вывел, что ограничения допуска к обучению не могут служить целям профессиональной ориентации (Юридическая газета (JZ), 1963, С. 675; ср. также Решение Федерального Административного Суда (BVerwGE) 6, 13 и 7, 287). Кроме того, эта тесная взаимосвязь заставляет делать еще и вывод о том, что хотя бы в тех случаях, когда начало осуществления профессиональной деятельности предполагает наличие определенного образования – как у врачей, – ограничения свободного допуска к предписанному образованию должны оцениваться примерно столь же строго, как предпосылки допуска к самой профессии.
Между тем конституционно-правовая защита основных прав в области образования не исчерпывается обычно приписываемой различным свободам защитной функцией против вторжений государственной власти. Федеральный Конституционный Суд неоднократно отмечал, что основные права, будучи объективными нормами, одновременно создают ценностный порядок, который, будучи конституционно-правовым основополагающим решением, претендует на действие во всех областях права, в связи с чем основные права являются не только охранительными правами гражданина в отношении государства (BVerfGE 21, 362 [372], с дальнейшими ссылками).
Чем сильнее современное государство обращается к социальной защите и культурному содействию гражданам, тем сильнее в отношении между гражданином и государством наряду с изначальным постулатом обеспечения свободы основными правами выступает комплементарное требование гарантии права на участие в получении государственных услуг. Данное развитие особенно четко прослеживается в области образования, которая в этом смысле, несмотря на существующую в остальном тесную взаимосвязь с выбором профессии, тем не менее явно от него отделяется: реализация свободы выбора профессии имеет место в настоящее время – за исключением государственной службы, подчиняющейся особому регулированию ст. 33 Основного закона (ср. BVerfGE 7, 377 [398]; 17, 371 [379 и далее]) – преимущественно в области частного устройства профессии и труда, и здесь оно прежде всего направлено на то, чтобы защищать собственно личное, самоопределенную сферу личной жизни, то есть предоставить свободу от принуждений или запретов в связи с выбором профессии и осуществлением профессиональной деятельности. В отличие от этого свободный выбор места обучения по своей природе нацелен на свободный доступ к заведениям; свободное право было бы обесцененным без действительной предпосылки пользования им. В соответствии с этим проект рамочного закона о высших учебных заведениях исходит из права каждого немца получить выбранное им высшее образование, если он докажет наличие необходимой квалификации для прохождения данного обучения.
Признание данного права не зависит от усмотрения законодателя. При этом можно не рассматривать вопрос о том, можно ли выводить «права участия» в определенном объеме уже из того, что социальное правовое государство занимает место гаранта реализации ценностной системы основных прав в конституционной действительности (ср. об этом Решение Федерального Административного Суда (BVerwGE) 27, 360, о финансировании частных школ). Даже если, как правило, следует придерживаться того, что в современном социальном государстве зависит от решения законодателя, не подлежащего обжалованию, хочет ли он и в какой мере в рамках предоставленного управления предоставить права участия, то, тем не менее, если государство создало определенные образовательные заведения, то из принципа равенства в связи с абз. 1 ст. 12 Основного закона могут вытекать притязания на доступ к этим заведениям. Это действует особенно в тех областях, в которых государство – как в сфере высшего образования – претендует на фактическую монополию, от которой не может произвольно отказаться и где – как в сфере образования по академическим профессиям – участие в государственных услугах одновременно является необходимой предпосылкой для реализации основных прав. В свободном правовом и социальном государстве уже нельзя предоставить государственным органам возможность принятия решения, зависящего от их усмотрения, о разграничении круга льготников и исключении части граждан из этих льгот, тем более что подобное в конечном итоге сводилось бы к управлению профессиями. Наоборот, из того, что государство предоставляет услуги, вытекает право каждого квалифицированного для получения высшего образования гражданина на равных правах принимать участие в предоставленной возможности. Абзац 1 ст. 12 Основного закона во взаимосвязи с абз. 1 ст. 3 Основного закона и требованием социального государства, таким образом, гарантируют право гражданина, отвечающего субъективным предпосылкам допуска, на допуск к получению высшего образования по его выбору.
- Согласно распространенному мнению право допуска по своей природе должно быть изначально ограничено притязанием на участие в существующих возможностях получения образования. В отличие от этого суд по административным спорам г. Гамбурга в своем решении об обращении в Федеральный Конституционный Суд исходит из обязанности увеличения количества учебных мест и делает оттуда заключение, что установление абсолютного numerus clausus для начинающих студентов возможно лишь в тех случаях, когда одновременно выполнение данной обязанности в течение определенного срока в явном виде признается законом. Тем не менее оба мнения в данном случае недооценивают в достаточной мере аспекты, существенные для защиты основных прав:
Проблематика абсолютных ограничений допуска характерна тем, что имеющихся мест для обучения недостаточно для того, чтобы каждому претенденту, имеющему необходимую квалификацию и право на допуск, предоставить место для получения высшего образования. Если бы проводимый здесь анализ с точки зрения конституционного права изначально был сужен до участия в рамках имеющихся учебных мест, то такой анализ не затронул бы ключевой сути имеющихся сложностей. В то время как в обычной ситуации предоставления социальным государством участия в делах, а именно в финансовых льготах, отрицательные последствия ограничения могут быть более или менее выравнены при помощи перераспределения имеющихся средств, то абсолютный numerus clausus приводит к вопиющему неравенству, когда часть претендентов получает все, а другая часть – во всяком случае, в течение более или менее длительного времени и, может быть, в решающий для дальнейшего жизненного пути момент – не получает ничего. Если число тех, кому отказывают в высшем медицинском образовании, превышает даже более половины претендентов, то гарантированное конституционным правом притязание на допуск может лишиться своего реального наполнения. Ввиду данных последствий нельзя спорить с тем, что абсолютный numerus clausus находится на грани приемлемого с точки зрения конституционного права. Поскольку устойчиво противодействовать данным последствиям можно лишь посредством увеличения количества учебных мест, то можно было бы задать вопрос, следует ли из ценностного решения основных прав и использования монополий на образование объективное поручение социальному государству на предоставление достаточного количества учебных мест для получения высшего образования по различным специальностям. Однако здесь не нужно решать, требует ли данный вопрос утвердительного ответа и вытекает ли из данного конституционного поручения при определенных обстоятельствах отстаиваемое посредством иска индивидуальное притязание гражданина на создание мест для получения высшего образования. Ибо конституционно-правовые последствия наступили бы только при очевидном нарушении данного конституционного поручения. Подобное в данный момент, в частности относительно области высшего медицинского образования, нельзя установить.
Но даже в той мере, в которой права участия не ограничиваются имеющимся на данный момент, они все же находятся под оговоркой о возможном в том смысле, на что отдельная личность может разумным образом претендовать в отношении общества. В первую очередь это следует оценить под собственную ответственность законодателю, который при ведении бюджета должен учитывать и другие дела общества и, согласно явному предписанию абз. 2 ст. 109 Основного закона, обязан учитывать потребности общеэкономического равновесия. Ему следует принять решение об объемах и приоритетах высшего образования, при этом следует учитывать, что расширение и новое строительство высших учебных заведений согласно ст. 91 а Основного закона относятся к совместным задачам, выполняемым во взаимодействии федерального центра и федеральных земель. При данных решениях уполномоченные органы, с одной стороны, должны ориентироваться на вырисовывающиеся тенденции спроса на места для получения высшего образования, поскольку исключительная ориентация на и без того сложное установление потребностей может привести к недопустимому управлению выбором профессий и установлению потребности, при которых ущемлялось бы значение свободного самоопределения как основополагающего элемента свободного строя. С другой стороны, возможное конституционное поручение еще не обязывает предоставить каждому претенденту в любое время желаемое место для получения высшего образования и, тем самым, ставить затратные инвестиции в область высшего образования в зависимость от часто меняющегося и испытывающего влияние со стороны разнообразных факторов индивидуального спроса. Это сводилось бы к недопониманию свободы, при котором неверно понималось бы, что личная свобода на длительный срок не может реализоваться в отрыве от способности к функционированию целого и его равновесия и что неограниченное субъективное мышление в категориях притязаний за счет общества несовместимо с мыслью о социальном государстве. Основной закон, как это неоднократно подчеркивал Федеральный Конституционный Суд в связи с основным правом общей свободы действия (ср. BVerfGE 4, 7 [15]; 8, 274 [329]; 27, 344 [351]), разрешил напряженное отношение индивид – общество в смысле соотнесения и связи личности с обществом; поэтому отдельный человек должен мириться с границами своей свободы действия, предусмотренными законодателем в целях охраны и содействия социальному общежитию в рамках общеприемлемого, при условии что при этом сохраняется самостоятельность личности.
Данные соображения особенно актуальны в рамках предоставления государством права на участие. В данном случае это противоречило бы требованию социальной справедливости, которое конкретизируется в принципе равенства, если бы наличествующие лишь в ограниченном объеме общие средства, при пренебрежении другими важными общественными делами, преимущественно использовались бы лишь для привилегированной части населения. Поэтому законодателю нельзя запретить ориентироваться на приоритетную потребность в кадрах для определенных профессий, если не удается привести в соответствие индивидуальный спрос и общественные потребности посредством консультативной помощи начинающим студентам.
Если положить в основу эти соображения, то нарушение Конституции не усматривается. Обязанность как можно быстрее предпринимать необходимое в рамках возможного не отрицается ответственными лицами в государственных органах. В § 2 Закона о содействии строительству высших учебных заведений открыто признается, что федеральный центр и федеральные земли при выполнении совместной задачи «расширения имеющихся и строительства новых научных высших заведений» должны способствовать созданию системы научных высших учебных заведений, взаимосвязанной по специальностям, числу, размеру и месту размещения, «благодаря которой гарантируется достаточное и уравновешенное предложение исследовательских и образовательных мест». Что касается выполнения данного обязательства, то, согласно распространенному мнению, настоящее бедственное положение вызвано не только объективными сложностями, но и тем, что усиливаемому рекламой образования спросу неадекватно отвечали меры по расширению высших учебных заведений и реформа высшей школы. Однако и в прошлом, тем не менее, значительная часть имеющихся средств была использована именно для расширения особенно затратных медицинских высших учебных заведений; […].
Наряду с этим с момента обнаружения трудностей имели место усиленные устремления их преодоления, в связи с чем следует, в частности, указать на первый рамочный план согласно Закону о содействии строительства высших учебных заведений. В случае таких федеральных земель, как Гамбург и Бавария, также добавляется тот фактор, что здесь доля студентов-медиков выше, чем доля в населении в целом по Германии.
- Если согласно вышеизложенным соображениям явное законодательное признание обязанности увеличения количества мест для обучения в течение определенного срока не представляет собой необходимую с точки зрения конституционного права предпосылку абсолютного numerus clausus, то тем настоятельнее следует требовать того, что допуск к уже имеющимся местам получения высшего образования может быть ограничен только при наличии строгих формально- и материально-правовых предпосылок.
а) Тот факт, что право квалифицированных претендентов на поступление в высшие учебные заведения по выбранной им специальности может быть ограничено, вытекает – в той мере, в которой данное право основывается на абз. 1 ст. 12 Основного закона – из регулятивной оговорки в предложении 2. Оно охватывает и право на свободный выбор места обучения, что подтверждается историей становления […].
Из уже обсужденного единства абз. 1 ст. 12 Основного закона следует, что регулятивная оговорка относится не только к осуществлению профессиональной деятельности, но, по сути, точно так же и к выбору профессии (так уже в BVerfGE 7, 377 [402 и далее]), и к предшествующему выбору профессии выбору места обучения. Если притязание на допуск понимается как право участия, то возможность его ограничения вытекает из того, что права участия – как уже было упомянуто – находятся под оговоркой о возможном и нуждаются в регулировании.
б) Таким образом, наложение допустимых с позиций конституционного права ограничений допуска возможно только посредством закона или на основе закона.
[…]
В той мере, в которой полномочие на подобное ограничение выводится из оговорки о регулировании, содержащейся в абз. 1 ст. 12 Основного закона, названная формальная потребность вытекает непосредственно из данной нормы Основного закона. Если уже упомянутые там регулирования осуществления профессиональной деятельности нуждаются в законодательной основе, то тем более это касается подобных ограничений свободного выбора места обучения, которые могут сказываться на свободе выбора профессии. Если притязание на допуск к обучению в имеющихся высших учебных заведениях понимается как право на участие, то и в этой связи не вытекает ничего иного. При этом открытым может оставаться вопрос, относятся ли принципы правового государства о законодательной оговорке («Vorbehalt des Gesetzes») или об оговорке о законности деятельности государства только к управлению вторжениями или в той же мере к управлению услугами (ср. об этом BVerfGE 8, 155 [167 и далее]). Ибо в данном случае законодательная основа требуется по той причине, что участие в государственных услугах представляет собой необходимую предпосылку для реализации основных прав. Здесь законодатель, как то лицо, от чьих решений зависит объем предложения услуг, сам должен взять на себя ответственность за то, что вследствие недостаточного количества мест круг льготников должен быть ограничен, с учетом принципиально важного неравного обращения.
в) В материально-правовом отношении из уже изложенных ранее соображений следует, что к абсолютному ограничению доступа следует выдвигать строгие требования. Согласно так называемой теории ступеней Федерального Конституционного Суда (ср. BVerfGE 7, 377 [401 и далее]; 30, 292 [315 и далее]) регулятивное полномочие согласно абз. 1 ст. 12 Основного закона тем больше ограничено, чем больше оно затрагивает и свободу выбора профессии. Поскольку от выбора места обучения одновременно зависит и выбор последующей профессии, и так как основанный на нехватке количества учебных мест numerus clausus для отдельной специальности приравнивается к объективной предпосылке допуска в смысле теории ступеней (ср. BVerfGE 7, 377 [407 и далее]), постановление, согласно разработанным по абз. 1 ст. 12 общим принципам, допустимо только для защиты от доказанной или весьма вероятной угрозы чрезвычайно важному общественному благу и только при строгом соблюдении принципа соразмерности, причем нельзя упустить из виду и опасные побочные последствия – переход в другие специальности или переезд за рубеж. С позиции идеи права на участие, ориентированного на принцип равенства, вытекают, скорее, еще более строгие требования, поскольку ограничения допуска, о которых здесь идет речь, могут означать распределение шансов, влияющих на дальнейший жизненный путь.
Абсолютный numerus clausus для начинающих студентов согласно имеющемуся опыту является конституционным лишь тогда, когда он
- назначается в пределах абсолютно необходимого при исчерпывающем использовании имеющихся, созданных на публичные средства мест для обучения (ср. об этом ниже II) и когда
- отбор и распределение претендентов осуществляются по компетентным критериям с шансом для каждого претендента, который сам по себе имеет достаточную квалификацию для прохождения обучения в высшем учебном заведении, и с как можно большим учетом индивидуального выбора места образования (ср. об этом ниже III).
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде