88. BVerfGE 119, 309
(Aufnahmen im Gerichtssaal / Съемка в зале суда)
Решение Первого Сената от 19 декабря 2007 г.
— 1 BvR 620/07 –
ОСНОВАНИЯ
А
Предметом конституционной жалобы является допустимость телевизионных съемок в зале суда вне рамок слушания уголовного дела по существу.
I.
- Заявителем является публично-правовая радиовещательная компания. Данная компания планировала подготовить репортаж о слушании дела по существу, которое должно было начаться 19 марта 2007 г. в 8-й Большой судебной коллегии по уголовным делам земельного суда г. Мюнстер.
В обвинительном заключении 18 офицеров и унтер-офицеров бундесвера были признаны виновными в том, то они в 2004 г. подвергли физическим истязаниям призывников и оскорбили их достоинство. […]
- 21 февраля 2007 г. председатель 8-й Большой судебной коллегии по уголовным делам земельного суда г. Мюнстер в соответствии с § 176 Закона о судоустройстве распорядился применить следующие ограничения по съемке в целях поддержания порядка во время проведения предстоящего слушания по существу:
«Запись звука, фото- и видеосъемка в зале заседаний и в огороженном фойе перед залом заседания разрешены за 15 минут до начала заседания и в течение 10 минут после его окончания. В остальное время запись звука, фото- и видеосъемка в зале заседаний и в огороженном фойе перед залом заседания не разрешаются».
Распоряжение было вынесено с учетом конкуренции ст. 5 абз. 2 предл. 2 Основного закона, гарантирующего свободу радиовещания и § 176 Закона о судоустройстве, гарантирующего соблюдение процедуры при осуществлении правосудия. […]
II.
Заявитель обжалует нарушение своих основных прав, закрепленных в предл. 2 абз. 2 ст. 5 и абз. 4 ст. 19 Основного закона в результате издания распоряжения от 21 февраля 2007 г.
[…]
Б
II.
Конституционная жалоба обоснованна. Распоряжение Председателя 8-й Большой коллегии по уголовным делам земельного суда г. Мюнстер […] нарушает гарантированную в ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона свободу (основное право) печати и информации посредством радио.
- Свобода печати и информации посредством радио (ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона) направлена на защиту сбора информации, составление программы передачи и трансляцию такой информации (ср. BVerfGE 91, 125 [134 и далее]; устойчивая судебная практика). Поскольку СМИ обеспечивают широкую доступность открытых для всех источников информации, доступ к информации для СМИ и для граждан гарантируется одинаковым образом свободой информации, закрепленной в ст. 5 абз. 1 предл. 1 Основного закона. Использование специфических для вещания средств записи информации, в частности для записи звука и видеосъемки, гарантированы более специальной свободой радиовещания, закрепленной в ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона (ср. BVerfGE 103, 44 [59]). В пределы правовой охраны данной свободы входит право использовать для репортажа свойственные телерадиовещанию средства, в том числе записи звука и изображения, при помощи которых может быть передано, в частности, ощущение действительности и присутствия (ср. BVerfGE 103, 44 [67]). Данное положение относится и к ситуации, когда готовится репортаж об открытом судебном заседании.
- Однако как в пределы правовой охраны свободы радиовещания, так и в пределы правовой охраны свободы информации не входит право на раскрытие источника информации. Тем не менее существует право требования от государства доступа к источнику информации, когда такой источник информации находится в ведении государства, определен на основании правовых норм как публичный источник информации, однако государство при этом в недостаточной степени обеспечивает доступ к нему (ср. BVerfGE 103, 44 [59 и далее]). Данная ситуация будет иметь место при запрете аудио- и видеозаписи судебного заседания, если общественный интерес в их распространении превышает противоположно направленные интересы.
а) Если из конституционного права следует возможность использования средств записи информации или тот факт, что по общему правилу или в конкретном случае должен был быть предоставлен более широкий доступ к заседанию суда или слушанию дела как таковому, то лицо, на которого распространяется свобода (основное право) информации, может обжаловать данное обстоятельство, а относительно исключения специфических для радиовещания средств записи и распространения информации – лицо, на которое распространяется свобода (основное право) радиовещания (ср. BVerfGE 103, 44 [61]).
В целом соответствует принципу правового государства и демократии объективная правовая обязанность обеспечения возможности наблюдения и, при необходимости, контроля судебных заседаний со стороны общественности, предоставление возможности СМИ освещения, а телекомпаниям осуществления аудио- и видеосъемок, если это не исключено специальными нормами или противоречит противостоящим интересам в конкретном случае. В современных условиях формирования общественного мнения публика в зале заседаний, указанная в § 169 предл. 1 Закона о судоустройстве, сама по себе не может в достаточной мере обеспечить публичный интерес в трансляции информации широкой общественности.
Публичному контролю судебных заседаний принципиально содействует присутствие СМИ и их репортажи. […] Удовлетворение интереса общественности в получении информации о судебных заседаниях служит не только формированию индивидуального и общественного мнения в целом, но и интересам правосудия, которые заключаются в публичном освещении процедур и решений, в том числе устных разбирательств. Публикация аудиовизуальной информации способствует формированию различных видов и различной интенсивности общественного восприятия. Само устное разбирательство согласно § 169 предл. 2 Закона о судопроизводстве конституционным образом закрыто для аудио- и видеозаписи (ср. BVerfGE 103, 44 [66 и далее]); в этом смысле публичный контроль осуществляется присутствующими в зале заседаний и посредством составления отчетов о заседании. […]
Соответственно специализированные суды исходят из того, что время до начала и после окончания устного разбирательства, а также перерывы в заседании открыты для СМИ, включая возможность применения характерных для СМИ средств записи и распространения информации (ср. – относительно уголовного процесса – Решение Верховного Федерального суда по уголовным делам (BGHSt) 23, 123). Использование данных средств осуществляется в рамках пределов правовой охраны свободы радиовещания (ср. Решение Федерального Конституционного Суда (BVerfGE) 103, 44 [62]).
[…]
- При оценке интереса общественности в информации значение имеет конкретный предмет судебного заседания. В случае рассмотрения уголовного дела следует учитывать тяжесть уголовного преступления, о котором речь идет в обвинении, но также и общественное внимание, которое оно привлекло, например, из-за особых обстоятельств и общих условий, участников, страха перед повторением подобных преступлений или же из-за сочувствия жертвам и их родственникам. Поэтому, как правило, интерес в получении информации будет тем больше и приобретет при оценке тем большее значение, чем больше уголовное дело отличается от обычных преступных деяний, например из-за особенности способа совершения или особенности объекта преступления (ср. BVerfGE 35, 202 [231]). Большой интерес в получении информации может иметь место и тогда, когда сам обвиняемый не обладает выдающимся значением для современной истории, но существует информационный интерес к процессу как таковому, например, из-за предмета, привлекающего повышенное внимание.
Информационный интерес общественности, как правило, направлен не только на обвиняемых и деяния, в совершении которых их обвиняют, но и на тех лиц, которые в качестве членов судебного состава или прокуроров во время заседания участвуют в отправлении правосудия от имени народа. Предметом такого по общему правилу оправданного информационного интереса может быть, кроме того, адвокат, призванный, как орган правосудия, участвовать в заседании, или иной участник слушания, например свидетель.
- При принятии оценочного решения, а также при самой оценке необходимо учитывать и подлежащие защите интересы, которые могут быть направлены на ограничение записи и распространения аудио- и видеоматериалов. Сюда относится, в частности, защита общего права личности, которое применяется к участникам, в частности к обвиняемым и свидетелям, а также право участников на честное ведение процесса (ст. 2 абз. 2 во взаимосвязи со ст. 20 абз. 3 Основного закона), возможность осуществления правосудия, в частности беспрепятственное установление объективной истины и применимого права (ср. BVerfGE 103, 44 [64]). При этом лица, имеющие такой противоположный интерес, играют особую роль, если имеют место установленные законодателем характерные личностные предпосылки исключения публики из зала заседаний. […]
(а) К подлежащим защите правам относятся права личности участников (ср. BVerfGE 103, 44 [68]).
(аа) Полномочие СМИ на сбор и распространение визуальных записей лиц, присутствующих на заседании, следует, в частности, соотносить с основным правом на собственное изображение, которое является конкретизацией права личности. Данное право предоставляет отдельному человеку возможность влияния и решения не только вопроса об использовании, но и вопроса о возможности фотографирования или записи его другими лицами (ср. BVerfGE 101, 361 [381]).
Судебные заседания, на которые направлен особый информационный интерес общественности, являются событиями современной истории; защита прав личности лиц, участвующих в них, не требует в связи с этим полного запрета на съемку (ср. BVerfGE 87, 334 [340]; 91, 125 [137 и далее]).
При определении пределов правовой охраны на собственное изображение следует, однако, учитывать, что, как минимум, часть участников судебного разбирательства находится, как правило, в непривычной и тяжелой для них ситуации. Часто они – например, свидетели или обвиняемый в уголовном деле – обязаны присутствовать на заседании. Особенно по отношению к обвиняемым следует учитывать тот факт, что их идентификация в репортажах может быть фактически расценена как «клеймение позором» или ограничение презумпции невиновности и возможности последующей ресоциализации (ср. BVerfGE 35, 202 [226 и далее]; 103, 44 [68]). При этом следует также учитывать «силу внушения» средств массовой информации, которая может привести к эффекту преждевременного осуждения в СМИ. Необходимо учитывать, что свидетели находятся под особым напряжением, например, если они являются жертвами преступления, которое рассматривается судом.
Лица, которые занимают государственные должности или иные позиции и, участвуя в судебном заседании, находятся в центре внимания общественности, не имеют права требования защиты своих прав личности в том же объеме, в котором может этого требовать участвующее в судебном разбирательстве частное лицо (ср. BVerfGE 103, 44 [69]) или присутствующие слушатели. Однако судьи, прокуроры, адвокаты или сотрудники суда имеют право на защиту, которое может иметь большую юридическую силу, чем право на публикацию, например, если публикации изображений указанных лиц могут повлечь за собой существенное обременение или угрозу безопасности из-за возможных нападений со стороны третьих лиц. […] Значение при этом может иметь и участие этих лиц в других разбирательствах, которые могут служить основанием возникновения подобных последствий для участников судебного заседания.
бб) Конституционно-правовые ограничения записи высказываний присутствующих представляют собой право на высказывание, которое является конкретизацией права личности (ср. BVerfGE 34, 238 [246 и далее]; 54, 148 [154]; 106, 28 [39]). […]
(б) Право участников судебного разбирательства на производство с соблюдением процессуальных норм (ст. 2 абз. 1 во взаимосвязи с ст. 20 абз. 3 Основного закона), а также функционирование системы правосудия, в частности беспрепятственное установление объективной истины и применение права в рассматриваемом деле, затрагиваются при записи вне рамок устного разбирательства в меньшей степени, чем при записи непосредственно во время слушания. Однако и здесь нельзя исключить нарушение интересов присутствующих лиц. Если события вне рамок слушания дела записываются при помощи аудио- и видеоаппаратуры, то осознание возможности распространения данных материалов может повлиять на некоторых участников таким образом, что это отрицательно скажется на установлении объективной истины и применении права в ходе судебного разбирательства. Одна из существенных целей слушания дела по существу – получение достоверных и полных, пригодных для судебного рассмотрения сведений от всех допрошенных лиц – предполагает наличие рамочных условий, которые бы предотвращали возникновение чувств стеснения и взволнованности, именно у лиц, не имеющих опыта общения со СМИ. Соответствующие опасения могут в отдельном случае противостоять использованию характерных для радиовещания техник записи и распространения информации или оправдывать ограничение их применения.
Таким же образом запись событий вне рамок слушания по делу может нарушать право обвиняемого на беспрепятственное общение со своим защитником, гарантированное в § 148 абз. 1 Уголовно-процессуального кодекса ФРГ, и, тем самым, затрагивать право на производство с соблюдением процессуальных норм (ср. BVerfGE 49, 24 [55]). […]
- […] Запрет аудио- и видеозаписи не требуется, если защита интересов сторон может быть осуществлена посредством ограничительного распоряжения, в частности требования анонимизации изображений лиц посредством соответствующих технических приемов, которые имеют право на особую защиту. […] Однако и распоряжение об анонимизации материалов представляет собой серьезное ограничение возможностей общественности в получении информации и должно быть обосновано, руководствуясь обстоятельствами конкретного дела.
Если съемки могут показать участника в оскорбительной манере, например в отрицательной или неловкой для него ситуации, если способ проведения или продолжительность намеченных съемок затрагивают ход заседания или права участников заседания, которые хотят вне рамок заседания конфиденциально говорить со своим адвокатом, тогда в подобной ситуации возможно вынесение распоряжений, определяющих место, время и продолжительность съемок. Это позволит предотвратить применение более существенных ограничений, таких как полный запрет съемок (ср. Решение Федерального Конституционного Суда (BVerfGE) 91, 125 [138 и далее]). Председатель должен на основании надлежащей проверки соотнести интерес общественности в получении информации с противостоящими интересами и, например, установить посредством распоряжения, что съемки публики или суда разрешены только общим планом. […] Кроме того, у председателя есть право при большом количестве участников с различными интересами выносить и общие распоряжения относительно аудио- и видеозаписи, если вынесение распоряжений, регулирующих порядок съемки отдельных участников заседания, связано со сложностями.
[…]
в) Так как аудио- и видеозаписи непосредственно перед судебным заседанием или во время перерывов защищаются свободой радиовещания, распоряжение, запрещающее или ограничивающее подобные съемки, в интересах эффективной материальной защиты основных прав предполагает, чтобы председатель изложил основания своего решения и, тем самым, дал понять участвующим лицам, что при оценке были учтены все существенные для этого обстоятельства.
[…]
- […]
д) Если в конкретном случае есть основания полагать, что телевизионные съемки могут затронуть права личности или возможность их непредвзятого участия в заседании, до запрета съемок необходимо выяснить, возможно ли избежать нарушения прав участвующих в деле лиц, например, посредством анонимизации изображений данных лиц или ограничения съемки заседания лишь общими видами с запретом съемки отдельных лиц крупным планом. Оба варианта были предложены заявителем с целью отмены заявленного ограничения записи судебного заседания по времени.
III.
После подачи конституционной жалобы председатель использовал предоставленную ему правовую возможность изменить свое распоряжение в любое время и в качестве ограничения съемки установил лишь анонимизацию изображений обвиняемых и организацию пула журналистов. Распоряжение в измененной редакции уже не обжаловалось заявителем.
В связи с этим решение ограничивается констатацией того, что распоряжение в изначальной обжалованной редакции было неконституционным.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде