83. BVerfGE 83, 238
(6. Rundfunkentscheidung / 6-е решение о радиовещании)
- а) В ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона установлена обязанность государства обеспечить базовое обеспечение публично-правового радиовещания в рамках дуального порядка радиовещания.
б) Границы основанной на данной обязанности гарантии сохранности и развития публично-правового радиовещания определяются функциями, которые радиовещание должно выполнять в рамках гарантированного в ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона процесса коммуникации.
в) Г арантия сохранности и развития публично-правового радиовещания распространяется и на новые услуги, предоставляемые посредством новых технологий, которые в будущем смогут взять на себя функции традиционного радиовещания.
- а) В рамках дуального порядка радиовещания у законодателя отсутствует конституционная обязанность строгого разделения публично-правового и частного радиовещания. В Основном законе не предусмотрена обязанность создания определенной модели взаимодействия.
б) Если законодатель устанавливает возможность кооперации организаторов радиовещания или возможность иных форм совместного финансирования программ, он должен гарантировать, что публично-правовое радиовещание сохранит возможность в полном объеме выполнять свою основную задачу базового информационного обеспечения. Это предполагает, в частности, возможность разграничения сегментов программ и идентификации лиц, определяющих содержание данных программ.
в) Решение относительно модели радиовещания должен принимать законодатель самостоятельно. Он не может передать решение данного вопроса посредством соглашения между радиовещательными компаниями. В этом и выражаются границы возможной кооперации между публично-правовыми и частными радиовещательными компаниями, закрепленные в законе.
г) Публикация издательской продукции, содержание которой по большей степени связано с данными программами, подпадает под действие свободы радиовещания, если ее можно причислить к кругу задач телерадиовещания в качестве дополнительной деятельности.
- а) В рамках дуального порядка радиовещания в Конституции закреплена возможность, но не требование, в соответствии с которой в отношении частного радиовещания могут быть установлены более низкие требования к количеству транслируемых программ и обеспечению равного многообразия, чем в отношении публично-правового радиовещания.
б) Многообразие мнений является надлежащим критерием отбора частных компаний – претендентов на допуск к радиовещанию. В данных рамках законодатель мог бы учесть [.] участие сотрудников редакции при составлении программ и их ответственность за составление программ.
в) Для распределения трансляционных мощностей между публичноправовыми и частными радиовещательными компаниями законодатель должен установить надлежащие критерии.
- а) Цели, лежащие в основе «модели двух опор» местного радиовещания Земли Северный Рейн-Вестфалия, не вызывают нареканий с точки зрения конституционного права. Модель принципиально пригодна для обеспечения свободы радиовещания на местном уровне.
б) При использовании модели организации частного телерадиовещания на основе внутреннего плюрализма мнений законодатель должен определить, какие общественные силы или группы могут участвовать в организации радиовещания. Установленный в законе список общественных групп не противоречит Конституции до тех пор, пока выбор осуществляется компетентно, т. е. обеспечивается равное многообразие.
в) Участие коммун в радиовещательных компаниях в Земле Северный Рейн-Вестфалия не нарушает требования независимости радиовещания от государства.
- а) Контрольные органы радиовещательных компаний должны служить не представлению интересов или мнений организованных групп, а обеспечению многообразия мнений в радиовещании.
б) Законодатель обладает большой свободой при образовании контрольных органов. В ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона установлено лишь требование, в соответствии с которым состав органов управления общества должен иметь возможность обеспечения свободы радиовещания.
Решение Первого Сената от 5 февраля 1991 г.
— 1 BvF 1/85, 1/88 —
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде