83. BVerfGE 83, 238

(6. Rundfunkentscheidung / 6-е решение о радиовещании)

  1. а) В ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона установлена обязанность государства обеспечить базовое обеспечение публично-правового радио­вещания в рамках дуального порядка радиовещания.

б) Границы основанной на данной обязанности гарантии сохранно­сти и развития публично-правового радиовещания определяются функ­циями, которые радиовещание должно выполнять в рамках гарантиро­ванного в ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона процесса коммуникации.

в) Г арантия сохранности и развития публично-правового радиовеща­ния распространяется и на новые услуги, предоставляемые посредством новых технологий, которые в будущем смогут взять на себя функции тра­диционного радиовещания.

  •  а) В рамках дуального порядка радиовещания у законодателя от­сутствует конституционная обязанность строгого разделения публич­но-правового и частного радиовещания. В Основном законе не преду­смотрена обязанность создания определенной модели взаимодействия.

б) Если законодатель устанавливает возможность кооперации органи­заторов радиовещания или возможность иных форм совместного финан­сирования программ, он должен гарантировать, что публично-правовое радиовещание сохранит возможность в полном объеме выполнять свою основную задачу базового информационного обеспечения. Это предпо­лагает, в частности, возможность разграничения сегментов программ и идентификации лиц, определяющих содержание данных программ.

в) Решение относительно модели радиовещания должен принимать законодатель самостоятельно. Он не может передать решение данного вопроса посредством соглашения между радиовещательными компа­ниями. В этом и выражаются границы возможной кооперации между публично-правовыми и частными радиовещательными компаниями, закрепленные в законе.

г) Публикация издательской продукции, содержание которой по боль­шей степени связано с данными программами, подпадает под действие свободы радиовещания, если ее можно причислить к кругу задач теле­радиовещания в качестве дополнительной деятельности.

  •  а) В рамках дуального порядка радиовещания в Конституции за­креплена возможность, но не требование, в соответствии с которой в от­ношении частного радиовещания могут быть установлены более низкие требования к количеству транслируемых программ и обеспечению равно­го многообразия, чем в отношении публично-правового радиовещания.

б)        Многообразие мнений является надлежащим критерием отбора частных компаний – претендентов на допуск к радиовещанию. В данных рамках законодатель мог бы учесть [.] участие сотрудников редакции при составлении программ и их ответственность за составление программ.

в)        Для распределения трансляционных мощностей между публично­правовыми и частными радиовещательными компаниями законодатель должен установить надлежащие критерии.

  •  а) Цели, лежащие в основе «модели двух опор» местного радиове­щания Земли Северный Рейн-Вестфалия, не вызывают нареканий с точ­ки зрения конституционного права. Модель принципиально пригодна для обеспечения свободы радиовещания на местном уровне.

б) При использовании модели организации частного телерадиовеща­ния на основе внутреннего плюрализма мнений законодатель должен определить, какие общественные силы или группы могут участвовать в организации радиовещания. Установленный в законе список обще­ственных групп не противоречит Конституции до тех пор, пока выбор осуществляется компетентно, т. е. обеспечивается равное многообразие.

в) Участие коммун в радиовещательных компаниях в Земле Север­ный Рейн-Вестфалия не нарушает требования независимости радиове­щания от государства.

  •  а) Контрольные органы радиовещательных компаний должны слу­жить не представлению интересов или мнений организованных групп, а обеспечению многообразия мнений в радиовещании.

б)        Законодатель обладает большой свободой при образовании кон­трольных органов. В ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона установле­но лишь требование, в соответствии с которым состав органов управ­ления общества должен иметь возможность обеспечения свободы радиовещания.

Решение Первого Сената от 5 февраля 1991 г.

— 1 BvF 1/85, 1/88 —

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде