66. BVerfGE 44, 197

(Solidaritatsadresse / Письмо солидарности)

Решение Второго Сената от 2 марта 1977 г.

— 2 BvR 1319/76 —

[…]

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

Конституционная жалоба отклоняется.

ОСНОВАНИЯ

А.

I.

Заявитель жалобы с 1 января 1976 г. проходит службу как военнообя­занный в вооруженных силах Германии.

13 ноября 1976 г. в «Газете города К.» было опубликовано следующее «Письмо солидарности солдат казармы из города И. к населению горо­да К.»:

«Мы, солдаты из города И., солидарны с вашим упорным сопро­тивлением строительству атомной электростанции в городе

В.        Многие из нас сами родом из мест, где намечаемые к строитель­ству или уже построенные атомные электростанции угрожают условиям жизни. В городе Б. мы могли наблюдать, как государство всеми средствами полицейской и военной силы пытается отстаи­вать интересы атомных концернов в получении прибыли вопреки воле народа. Полиция и охрана станции выступили против демон­странтов с дубинками, водометами, ядовитым газом и лошадь­ми. Строительная площадка была огорожена колючей проволокой и стенами и охранялась овчарками, как в концентрационном ла­гере. Но и в городе В. появляются все новые признаки того, что го­сударство военными средствами намерено прекратить сопротив­ление населения, даже представители вооруженных сил Германии и федеральной пограничной охраны были замечены у строительной площадки. Мы, солдаты, заявляем, что не дадим использовать себя для этого грязного дела. Мы призываем вас, что не позволить нас использовать для этого грязного дела. Мы вас призываем воздей­ствовать против намерения правительства земли и самим занять строительную площадку. Нет АЭС в городе В. и в других местах!

В течение двух дней письмо подписали 30 солдат, большинство постоянных служащих роты 4./292 в городе И.

29 ноября 1976 г. командир батальона танковой пехоты 292 в городе И., в которой заявитель жалобы служит в звании ефрейтора, назначил ему с согласия судьи наказание в виде дисциплинарного ареста сроком на 14 дней. В обосновании дисциплинарной меры приводится следующее:

«В начале ноября 1976 г. в городе И., казарме О., в день, кото­рый уже нельзя точно установить, в месте расквартирования

он стремился оказать влияние на другого солдата с целью скло­нить его в пользу поддержки определенного политического на­правления, призывая его высказаться против строительства атомной электростанции в городе В. и подтвердить это своей подписью на составленном им списке для «Письма солидарности солдат казармы в городе И. населению города К.». Кроме того, он позаботился о том, чтобы этот список перенаправлялся в кру­гу товарищей роты».

[…]

Б.

[…]

II.

Конституционная жалоба, однако, не обоснована. Дисциплинарное наказание не нарушает основное право заявителя жалобы по ст. 5 абз. 1 предл. 1 Основного закона. Другие основные права также не нарушены.

  1.  Дисциплинарное распоряжение командира батальона и решение военного суда вменяют заявителю жалобы нарушение его долга, преду­смотренного § 15 абз. 2 Закона о правовом положении солдат. Согласно ему в служебных помещениях и сооружениях в свободное время свобо­да слова ограничивается основными правилами товарищества. Солдат должен вести себя таким образом, чтобы серьезным образом не препят­ствовать общности службы; в частности, он не может рекламировать определенную политическую группу посредством выступления с реча­ми, распространения литературы или действия в качестве представи­теля некой политической организации. Взаимное уважение не должно быть поставлено под угрозу. § 15 абз. 2 Закона о правовом положении солдат не нарушает Основной закон.

[…]

  •  а) […]

Особое ценностное содержание свободы слова в свободной демокра­тии хотя и приводит к принципиальной презумпции свободы выступле­ний во всех областях, в частности в общественной жизни (ср. BVerfGE 7, 198 [208]; 12, 113 [124 и далее]), однако в отношении солдат согласно ст. 17 а Основного закона в рамках требований воинской службы (ср. § 6 предл. 2 Закона о правовом положении солдат) и с целью сохране­ния функционирования вооруженных сил Германии (ср. BVerfGE 28, 282 [292]) свобода слова наряду с другими основными правами может огра­ничиваться установленными законом обязанностями.

б)        В оспариваемой дисциплинарной мере не усматривается наруше­ние Конституции. Лежащее в основе решения военного суда толкование § 15 абз. 2 Закона о правовом положении солдат не ограничивает основ­ное право заявителя жалобы по ст. 5 абз. 1 Основного закона сверх меры, допустимой согласно Конституции.

[…]

§ 15 абз. 2 Закона о правовом положении солдат нацелен исключить любое поведение, заставляющее товарища в свободное от дежурства время вопреки своей воле вступать в политическую дискуссию. При применении нормы нельзя не учитывать, что солдат в казарме не жи­вет изолированно и может защищать свою личную сферу только при существенно осложненных условиях. Он подвержен политической ак­тивности других солдат и не может просто избежать их. Его основное право на безусловное уважение его личного жизненного пространства (ст. 1 абз. 1, 2 абз. 1 Основного закона), его требование «быть оставлен­ным в покое» (ср. BVerfGE 6, 32 [41]; 27, 1 [6 и далее]) в данной конкрет­ной ситуации изначально находятся под серьезной угрозой и потому в особой мере нуждаются в защите. Данное положение дел исключает рассмотрение § 15 абз. 2 Закона о правовом положении солдат только в свете ст. 5 абз. 1 Основного закона и его ограничительное толкование только с точки зрения интереса в «активной» реализации данного ос­новного права. Напротив, в особых условиях воинской жизни требова­ние защиты других, чтобы последние не оказались вопреки своей воле в ситуации, притесняющей их идеологию из-за использования или воз­действия идей своих товарищей, заслуживает равноценного внимания. В свете всех затронутых основных прав, следовательно, допустимо в це­лом ограничивать политическую деятельность солдат и в свободное время в вооруженных силах Германии таким образом, чтобы изначаль­но воспрепятствовать возникновению возможных конфликтов среди товарищей. Тем более что свобода заявителя жалобы в свое свободное от дежурства время вне служебных помещений заниматься политиче­ской деятельностью и распространять свои политические взгляды при этом не затрагивается.

[…]

Особое мнение судьи д-ра Роттманна

по решению Второго Сената от 2 марта 1977 г.

  • 2 BvR 1319/76 –

Я не могу согласиться с мнением большинства членов Сената. Дис­циплинарное наказание нарушает основное право заявителя жалобы по ст. 5 абз. 1 предл. 1 Основного закона.

[…]

  •  […] Первостепенное значение свободы слова в свободной демо­кратии требует толкования и применения § 15 абз. 2 Закона о правовом положении солдат, которое не останавливается на абстрактной угрозе, а в каждом конкретном случае оценивает объект правовой охраны нормы и основное право по ст. 5 абз. 1 предл. 1 Основного закона. Иначе «гра­жданин в военной форме» может поблекнуть до воспоминания.
  •  Поведение, вменяемое заявителю жалобы, было вкладом в духовную борьбу мнений по вопросу, существенно касающемуся общественности. Дисциплинарное наказание поэтому затрагивает свободу слова в ее цен­тральном значении как условие свободного и открытого политического процесса (ср. BVerfGE 42, 163 [170]), в котором заявитель жалобы прин­ципиально может участвовать и будучи солдатом на воинской службе.

[…]

Я присоединяюсь к особому мнению коллеги д-ра Роттманна. (под­пись) Д-р Гайгер.

Особое мнение судьи Хирша

по решению Второго Сената от 2 марта 1977 г.

  • 2 BvR 1319/76 –

Я присоединяюсь к особому мнению судьи д-ра Роттманна со следую­щим дополнением:

Нарушение ст. 5 Основного закона становится особенно очевидным, если учесть, что заявитель жалобы с точки зрения требования толерант­ности и уважения, исходя из обстоятельств дела, имеющих значение, сде­лал меньше, чем он смог бы сделать, например, выступив во время дис­куссии на занятиях по основам государства и права. Если там, например, обсуждался бы вопрос строительства электростанции и соответствую­щих гражданских акций, то вряд ли можно было бы воспрепятствовать последующим кулуарным дискуссиям во время обеденного перерыва.

А из оспариваемого решения, напротив, следует, что якобы все неслужеб­ные разговоры о политике в кулуарах находятся под угрозой наказания.

Если цель § 15 Закона о правовом положении солдат в целом заключа­ется в том, чтобы побудить солдата, подобно чиновнику или судье, ува­жать интересы коллег и товарищей и охранять «мир на службе», то в кон­кретном случае нельзя не проверить, могло ли инкриминированное поведение вообще нарушить охранительную цель нормы (как решил и Федеральный Административный Суд в решении по делу Штрахвитц от 14 ноября 1973 г., Новый юридический еженедельник, 1974, стр. 874 и далее = NZWehrr, 1974, стр. 107 и далее) и считал ли кто-нибудь свои права нарушенными. Оба условия не выполнены. Федеральному Консти­туционному Суду при существенном нарушении основных прав конста­тация данных выводов не запрещена (BVerfGE 43, 130; EuGRZ 1977, стр. 109), и они лежат в основе мнения большинства членов Сената. Тем не ме­нее причина, по которой основное право должно отойти на второй план, в конечном счете умалчивается. Должна же быть возможность спросить у товарища, как он относится к определенной гражданской инициати­ве, хотел ли он также участвовать в демонстрации или шествии. Послед­ствия, к которым приводит позиция большинства, возможно, становятся более ясными, если представить себе, будто заявитель жалобы собирал подписи в поддержку акции активных христиан против смертной каз­ни, или против отсутствия наказания за прерывания беременности, или против закрытия детского сада, и церковная газета об этом бы сообщила.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде