64. BVerfGE 108, 282
(Kopftuch / Платок)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 71/2003 от 24 сентября 2003 г.
Решение от 24 сентября 2003 г.
— 2 BvR 1436/02 —
Учительница в платке
Запрет на ношение платка для учителей в школе и во время уроков не имеет в действующем праве Земли Баден-Вюртемберг достаточно определенного законного основания. Общественные перемены, связанные с растущим религиозным плюрализмом, для законодателя могут быть поводом для нового определения допустимого предела религиозных проявлений в школе. Это постановил Второй Сенат Федерального Конституционного Суда в решении, обнародованном сегодня. На основе конституционной жалобы учительницы, которая требует принять ее на работу на испытательный срок в качестве государственного служащего школы в Баден-Вюртемберге, Второй Сенат установил, что препятствующие этому решения административных судов и компетентных государственных органов Земли Баден-Вюртемберг нарушают основные права заявительницы жалобы по ст. 33 абз. 2 во взаимосвязи со ст. 4 абз. 1 и 2 и со ст. 33 абз. 3 Основного закона. Решение Федерального административного суда было отменено, и дело было направлено на новое рассмотрение. Решение принято пятью голосами против трех.
Подробности об обстоятельствах дела, лежащих в основе принятого решения, изложены в сообщении для печати № 40/2003 от 16 мая 2003 г.
- По существу Сенат изложил следующее:
Лежащие в основе принятого решения обстоятельства дела касаются нескольких правовых положений, охраняемых конституционным правом: каждый немец имеет одинаковый доступ ко всякой государственной должности в соответствии со своими склонностями, способностями и профессиональной квалификацией. При этом запрещено ставить доступ к государственной должности в зависимость от религиозных убеждений. Ношение платка заявительницей жалобы в школе и на уроках защищено основным правом на свободу вероисповедания. В конфликт с данным основным правом вступают, наряду с государственным поручением по воспитанию, конституционные блага прав родителей на воспитание и негативная свобода вероисповедания учеников. В этой связи в решении указано, в частности, следующее: требуемый от государства религиозно-мировоззренческий нейтралитет следует понимать не в смысле строгого разделения государства и церкви, а как открытую и всеохватывающую позицию, способствующую в одинаковой степени свободе вероисповедания для всех конфессий. Это относится, в частности, и к обязательному обучению в школе. Христианские проявления как таковые при организации учебного процесса в государственной школе не запрещены, однако школа должна быть открыта и для других мировоззренческих и религиозных взглядов и ценностей. В этой открытости свободное государство Основного закона сохраняет свой религиозный и мировоззренческий нейтралитет. Свобода заявительницы жалобы проявлять свои религиозные убеждения посредством ношения платка в школе и на уроках затрагивает негативную свободу вероисповедания учеников оставаться в стороне от культовых действий не разделяемой ими веры. Однако в обществе с разными религиозными убеждениями не существует права на то, чтобы быть изолированным от проявлений, культовых действий и религиозных символов чужой веры. Земли обладают в области школьного образования широкой свободой действия. Разрешить неизбежное состояние напряженности между позитивной свободой вероисповедания учителя, с одной стороны, и обязанностью государства к мировоззренчески-религиозному нейтралитету, правом родителей на воспитание, а также негативной свободой вероисповедания учеников, с другой стороны, с учетом требования толерантности надлежит демократическому законодателю земли, который в публичном процессе формирования воли должен искать приемлемое для всех регулирование. При этом отдельные земли могут прийти к различным решениям. При поиске «золотой середины» могут учитываться школьные традиции, конфессиональный состав населения и их более или менее сильные религиозные корни. Данные принципы действуют и тогда, когда на учителей, путем ограничения их индивидуального основного права на свободу вероисповедания, накладываются обязательства относительно их внешнего вида и поведения в школе в целях сохранения мировоззренческо-религиозного нейтралитета государства.
Привнесение учителями религиозных или мировоззренческих мотивов в школьное обучение и уроки может ущемлять государственное поручение по воспитанию, подлежащее исполнению в рамках нейтралитета, право родителей на воспитание и негативную свободу вероисповедания учеников. Тем самым, во всяком случае, возможно оказание влияния на школьников и возникновение конфликтов с родителями, нарушающих мир в школе и ставящих под угрозу выполнение школой поручения по воспитанию. Одежда учителей, которую можно интерпретировать как религиозно-мотивированную, также может оказывать подобное воздействие. Но это всего лишь абстрактные угрозы. Для признания одной только вероятности угрозы или конфликта по причине внешнего вида, а не конкретного поведения учителя нарушением обязанностей государственного служащего или недостатком его профессиональной пригодности требуется достаточно определенное законное основание. Ибо данное признание связано с ограничением безусловно предоставленного основного права по ст. 4 абз. 1 и 2 Основного закона. Далее Сенат, в частности, излагает следующее.
Значение платка, который носят мусульманки, воспринимается совершенно по-разному. Он может быть знаком религиозно мотивированных форм одежды, воспринимаемых как обязательные, а также традицией общества происхождения. В последнее время в нем все чаще усматривается политический символ исламского фундаментализма. Однако значение платка нельзя сводить к символу общественного угнетения женщины. Об этом свидетельствуют данные последних исследований. Молодые женщины-мусульманки и по своей воле выбирают платок, чтобы вести самостоятельную жизнь, не разрывая при этом связь со своей культурой. В этом смысле не доказано, что сам по себе факт ношения платка заявительницей жалобы осложнил бы, например, ученицам-мусульманкам восприятие образа женщины в соответствии с ценностными представлениями Основного закона или его претворение в жизнь. Ответ на вопрос о том, обосновывает ли ношение платка в школе и на уроках недостаток профессиональной пригодности, зависит от того, какое влияние платок может оказать на наблюдателя. Относительно воздействия религиозных средств выражения решающее значение имеет вопрос, используется ли спорный символ по распоряжению органа школьного образования или на основании самостоятельного решения отдельного учителя, принятого в осуществление его свободы вероисповедания. Если государство допускает в школе одежду учителей очевидно религиозного характера, которую они носят на основании самостоятельного решения, это не может приравниваться к государственному распоряжению разместить религиозные символы в школе. Допуская определенную одежду отдельной учительницы, государство не превращает данную позицию в свою собственную, и она не должна приписываться ему в качестве таковой.
Платок, который носит учительница по религиозным соображениям, может иметь особо интенсивное воздействие, поскольку ученики во время всего пребывания в школе взаимодействуют с учительницей, являющейся ключевой фигурой учебного процесса, не имея возможности изоляции от такого воздействия. Однако отсутствуют эмпирически достоверные основания полагать, что ношение платка оказывает определяющее влияние на религиозную ориентацию школьников. Эксперты, заслушанные в устном разбирательстве по данному делу, не смогли подтвердить подобное влияние на детей с позиции психологии развития.
Для превентивного запрета на ношение учителями платка в школе и на уроках, мотивированного лишь защитой от абстрактных угроз, действующих в Земле Баден-Вюртемберг правовых норм, регулирующих деятельность государственных служащих и школы, недостаточно. Более подробное обоснование приведено в решении.
Уполномоченный законодатель земли вправе создать отсутствующие до сих пор правовые нормы. Так, он может в рамках конституционно-правовых положений заново определить допустимый предел религиозных проявлений в школе. При этом он призван в равной мере учитывать защищенное конституционно-правовое положение учителей, учеников, родителей и обязанность государства соблюдать мировоззренческо-религиозный нейтралитет. Общественные перемены, связанные с растущим религиозным плюрализмом, могут быть поводом для нового определения допустимого предела религиозных проявлений в школе. Школа является тем местом, где происходит неизбежное столкновение разных религиозных взглядов, и где их сосуществование оказывает особо чувствительное воздействие. Можно привести доводы для включения растущего религиозного разнообразия в школьное образование и использования его в качестве средства для развития взаимной толерантности, чтобы внести вклад в стремление к интеграции. Однако с указанным развитием связана и большая вероятность возможных конфликтов в школе. Поэтому имеются и полные основания для того, чтобы в области школьного образования придавать обязанности государственного нейтралитета более строгое и более, нежели ранее, отстраненное значение, и, соответственно, принципиально изолировать религиозные проявления, вызванные внешним видом учителей, от учеников, чтобы изначально избежать конфликтов с учениками, родителями и другими учителями. Решение вопроса в ответ на измененные отношения не находится в компетенции исполнительной власти. Это, напротив, требует регулирования со стороны демократически легитимированного законодателя. Только он обладает пререгативой на оценку, на которую не могут претендовать ни государственные органы, ни суды. Запрет на ношение платка в государственных школах может как элемент законодательного регулирования соотношения государства и религии в системе школьного образования допустимым образом ограничить свободу вероисповедания. Данное предположение соответствует ст. 9 ЕКПЧ. Принцип правового государства и требование демократии обязывают законодателя самому установить значимое для осуществления основных прав регулирование. Это следует сделать прежде всего тогда, когда затронутые основные права – как в данном случае – гарантируются Конституцией без законодательных ограничений, и регулирование, тем самым, необходимым образом должно определить и конкретизировать конституционные пределы. Право на подобное регулирование предоставлено парламенту, чтобы обеспечить принятие решений подобного значения на основании процедуры, предоставляющей общественности возможность сформировать и отстаивать свои взгляды, и побудить народное представительство выяснить необходимость и масштаб вторжения в основные права в ходе публичных дебатов.
а) Допущенное большинством членов Сената ограничение закона для обоснования служебных обязанностей в связи со свободой вероисповедания и мировоззрения государственного служащего до настоящего времени не находило отражения ни в судебной практике, ни в литературе, ни в позиции самой заявительницы жалобы. На основании этого допущения принципиальный конституционно-правовой вопрос о государственном нейтралитете в области школьного образования и воспитания остается неразрешенным. Кроме того, это приводит к не предусмотренному в Основном законе дисбалансу в системе разделения властей и в понимании силы действия основных прав при доступе к государственным должностям. Наконец, большинство членов Сената не предоставляет законодателю земли возможность адаптации к допущенному им новому положению конституционного права и не раскрывает судебной и исполнительной власти, как они должны действовать до принятия соответствующего закона земли. В данной связи в особом мнении указано, в частности, следующее: защита основных прав государственного служащего функционально ограничена. Тот, кто становится государственным служащим, в свободном волеизъявлении принимает сторону государства. Учителя – государственные служащие изначально не пользуются той же защитой основных прав, что ученики и родители: наоборот, они связаны основными правами, так как участвуют в осуществлении государственной власти. Служебный долг государственного служащего является оборотной стороной свободы того гражданина, с которым государственная власть взаимодействует в лице государственного служащего. Посредством исполнения служебного долга государство обеспечивает в своей внутренней сфере равномерное управление в соответствии с законами и Конституцией. Правовое положение претендента, не имеющего права требования на прием на работу, нельзя рассматривать с позиции защиты носителя основных прав от государства. Добровольно вступая в должность государственного служащего, претендент по своей воле связывает себя общим благом и верностью своему работодателю.
Действие законодательного ограничения в праве, регулирующем школьное образование, в прошлом было расширено не ради защиты учителей – государственных служащих, а ради учеников и родителей. Тот, кто в учителе, обязанном соблюдать основные права, усматривает, в первую очередь, носителя основных прав и направляет требования свободы, таким образом, против учеников и родителей, ущемляет свободу последних. Государственные служащие должны быть гражданами государства, осознающими свободу, но одновременно они должны соблюдать безоговорочный приоритет служебных обязанностей и воплощенную в них волю демократических органов. Статус государственного служащего как отношение особой близости между гражданином и государством как раз не является правовым отношением, на которое требования государственного служащего в отношении основных прав наложили свой отпечаток. Нельзя смешивать оцениваемую здесь проверку соответствия с вмешательством в свободу вероисповедания. Обязанность соблюдения нейтралитета государственным служащим вытекает из самой Конституции. Обоснование, данное большинством членов Сената, поэтому не соответствует основным положениям Конституции об отношении между обществом и государством. В частности, неверно толкуется место государственной службы при осуществлении демократической воли. Об этом, в особенности, говорится следующее: тот, кто хочет стать государственным служащим, стремится к близости с государственной властью и требует, как заявительница жалобы, обоснования особого отношения службы и верности государству. Данные служебные обязанности безоговорочно касаются охраны основных прав, распространяющейся и на государственных служащих, в той мере, в которой задача и цель государственной службы того требуют. Возложенные на государственного служащего обязанности являются определяющими для формирования доверия граждан при выполнении задач демократического правового государства. Отсюда следуют требования нейтралитета и ограничения государственного служащего, соответствующие безоговорочной обязанности государства соблюдать нейтралитет также в религиозной и мировоззренческой сфере. Профессиональная государственная служба характеризуется тем, что работодатель определяет служебные обязанности исходя из потребностей компетентного и действенного управления правовым государством. Данные принципы действуют непосредственно в силу Конституции. Требования невмешательства [в вопросы религии] и нейтралитета государственного служащего поэтому ни вообще, ни в школьной системе в частности не нуждаются в дальнейшей законодательной конкретизации.
б) В соответствии с данными критериями право на свободное ношение платка на школьных уроках, испрашиваемое заявительницей жалобы, не соответствует требованиям невмешательства [в вопросы религии] и нейтралитета государственного служащего. Для признания несоответствия соискателя [претендуемой должности] не требуется наличие «конкретной угрозы школьному миру». Данная позиция неверно трактует оценочный критерий для определения соответствия [соискателя претендуемой должности]. Снятие государственного служащего с пожизненной должности за нарушение его служебных обязанностей возможно лишь в ограниченных случаях. Поэтому работодатель уже заранее в рамках определения соответствия [соискателя претендуемой должности] должен проследить, чтобы государственным служащим не стало лицо, которое не предоставило бы гарантии соблюдения служебного долга, вытекающего из ст. 33 абз. 5 Основного закона. При этом неважно, идет ли речь в таком конфликтном случае о наличии абстрактной опасности или нет. Наоборот, ситуация, при которой государство было бы вынуждено в отношении своих собственных государственных служащих, воплощающих его и посредством которых оно действует, ссылаться на полицейско-правовой «порог опасности», чтобы регулировать их поведение на службе, противоречила бы принципу профессионального осуществления государственной службы. Для конкретизации служебного долга государственных служащих поэтому и не требуется научно-эмпирическое доказательство наличия опасного положения. В силу использования знаковых символов одежды наступление конфликта кажется понятным и даже естественным. Из этого суды, рассматривающие дело, исходили вполне оправданно. Платок, носимый как неукоснительное выполнение требования ислама сокрыть тело женщины, воспринятое заявительницей жалобы, в настоящее время для многих людей внутри и за пределами исламского религиозного сообщества воплощает религиозно обоснованное культурно-политическое утверждение, в частности, относительно взаимоотношения полов. Большинство членов Сената не придало этому обстоятельству достаточное значение. Поэтому оно и не рассматривало вопрос о том, занимается ли позиция, согласно которой сокрытие тела женщины обеспечивает ее подчинение мужчине, очевидно, значительным числом приверженцев исламской веры, и потому способна ли она вызвать конфликт с прямо установленным в Основном законе равноправием мужчины и женщины.
в) Парламент Земли Баден-Вюртемберг прямо заявил, что не примет из-за дела заявительницы жалобы формальный закон. Это не учитывается в обосновании большинства членов Сената. Задача, возложенная на законодателя земли, установить в декларативном виде ограничения, вытекающие непосредственно из конституционного права, не является его делом, тем более что подобный закон, возможно, при новом рассмотрении в Федеральном Конституционном Суде вновь окажется предметом проверки. Кроме того, народное представительство оставляется в неведении о том, как может выглядеть регулирование, соответствующее Конституции. Особое мнение перечисляет данные открытые вопросы. В конце концов, законодатель земли не может адаптироваться к высказанному новому конституционно-правовому положению. Судебная и исполнительная власти не узнают, как они должны действовать до принятия нового закона земли. Сенат не отвечает на принципиальный конституционно-правовой вопрос, хотя ответ на него назрел. В неожиданном требовании большинства членов Сената о законодательном ограничении для обоснования служебных обязанностей не учитывается в должной мере процессуальное право на судебное слушание, которым обладает государство как участник процесса. Подобное законодательное ограничение во время устного разбирательства и не было серьезным предметом правового разговора. Земля должна была бы иметь возможность высказать свою позицию. Ввиду данного процессуального упущения и в соответствии с прежней практикой Федерального Конституционного Суда по законодательным ограничениям законодателю земли должен был быть предоставлен приемлемый переходный период. Это смягчило бы последствия от принятия неожиданного решения. В таком случае законодатель земли и для данного дела смог бы создать действенную законодательную основу. Наконец, неясным остается также вопрос, как Федеральный Административный Суд далее должен действовать в отношении переданного ему на новое рассмотрение правового спора. С одной стороны, на основе позиции большинства членов Сената он в настоящее время должен был бы удовлетворить иск, что привело бы к установлению свершившихся фактов в области права, регулирующего деятельность государственных служащих, с другой стороны, возможна и отсрочка административно-судебного процесса, до тех пор пока парламент земли не создаст законодательную основу для должностных прав учителей.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде