59. BVerfGE 33, 23
(Eidesverweigerung aus Glaubensgrunden /
Отказ от принесения присяги по религиозным соображениям)
- Принесенная без обращения к Богу присяга, согласно представлениям составителей Конституции, не имеет никакой религиозной или иной трансцендентной связи.
- Религиозное убеждение, предусматривающее отказ от принесения присяги свидетеля по религиозным соображениям даже без обращения к Богу, охраняется ст. 4 абз. 1 Основного закона.
- § 70 абз. 1 Уголовно-процессуального кодекса в соответствии с Конституцией следует толковать таким образом, что в качестве «законного основания» для отказа от принесения присяги выступает также основное право на свободу вероисповедания по ст. 4 абз. 1 Основного закона.
Решение Второго Сената от 11 апреля 1972 г.
— 2 BvR 75/71 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
А.
I.
В уголовном деле, которое рассматривал Земельный суд г. Дюссельдорфа, заявитель жалобы, евангелический священник, давал показания в качестве свидетеля. Со ссылкой на свое основное право на свободу вероисповедания и совести он отказался принести присягу свидетеля, так как ему, в соответствии со словами Христа в Нагорной проповеди (Ев. от Матфея 5, 33-37), запрещено принесение любой присяги. Решением от 28 октября 1965 г. Земельный суд г. Дюссельдорфа, сославшись на ст. 140 Основного закона во взаимосвязи со ст. 136 абз. 4 Конституции Германского государства от 11 августа 1919 г. (Веймарской Конституции), признал отказ от принесения присяги необоснованным и приговорил заявителя жалобы в соответствии с § 70 абз. 1 Уголовно-процессуального кодекса к административному штрафу в размере 20 немецких марок, в качестве альтернативы – к двум дням тюремного заключения, а также компенсации расходов, возникших в результате такого отказа.
Высший земельный суд г. Дюссельдорфа отклонил жалобу, поданную на данное решение […].
[…]
II.
В конституционной жалобе заявитель оспаривает решения Земельного суда и Высшего земельного суда г. Дюссельдорфа и считает нарушенным свое основное право на свободу вероисповедания и совести, защищенное ст. 4 абз. 1 Основного закона.
[…]
Б.
Допустимая конституционная жалоба обоснована.
Присяга свидетеля, если она приносится согласно § 66 с абз. 2 Уголовно-процессуального кодекса без обращения к Богу, является в соответствии с ценностным порядком Основного закона чисто светским подтверждением правдивости высказывания без религиозной или иной трансцендентной связи. Противоположное религиозное убеждение заявителя жалобы, тем не менее, охраняется ст. 4 абз. 1 Основного закона. Заявитель жалобы поэтому был вправе отказаться от принесения присяги; при осуществлении своего основного права его нельзя было подвергнуть административному штрафу или принудить к компенсации расходов.
[…]
II.
Религиозные убеждения заявителя жалобы, не разделяющие такую оценку Конституции и текущего закона и рассматривающие современную присягу даже в ее нерелигиозной форме тем не менее как связанное с религией и, согласно положениям Нагорной проповеди, запрещенное Богом действие, защищены основным правом на свободу вероисповедания согласно ст. 4 абз. 1 Основного закона. Он отказывается от принесения присяги свидетеля не без «законных оснований» по смыслу § 70 абз. 1 Уголовно-процессуального кодекса, и поэтому нельзя ему препятствовать поступать согласно требованию его веры даже опосредованно, т. е. путем наложения административного штрафа.
- Свобода вероисповедания в соответствии со ст. 4 абз. 1 Основного закона гарантирует индивиду правовое пространство, внутри которого он может выбрать ту форму жизни, которая соответствует его убеждениям (BVerfGE 12, 1 [3]). Сюда относится не только (внутренняя) свобода верить или не верить, но и право индивида определять свое поведение в соответствии с учениями своей веры и поступать согласно своему внутреннему религиозному убеждению (BVerfGE 32, 98 [106]). Из обязательного для государства требования мировоззренческого и религиозного нейтралитета (BVerfGE 18, 385 [386]; 19, 206 [216]; 24, 236 [246]) и принципа равенства церквей и религий (BVerfGE 19, 1 [8]; 24, 236 [246]) следует, что численность или социальная значимость определенной веры не может играть роли. Будучи специфическим выражением гарантированного ст. 1 абз. 1 Основного закона достоинства человека, статья 4 абз. 1 Основного закона защищает именно отдельные формы религиозного убеждения, которые отклоняются от учения церквей и религиозных организаций. Государству запрещено предоставлять определенным конфессиям привилегии (BVerfGE 19, 206 [216]) или оценивать веру или неверие своих граждан (BVerfGE 12, 1 [4]).
Право на свободу вероисповедания, гарантированное Основным законом, не может ограничиваться ни общим правопорядком, ни неопределенной оговоркой оценки правовых благ. Ее границы могут определяться только самой Конституцией, т. е. в соответствии с конституционным порядком Основного закона и с учетом единства данной основополагающей системы ценностей (BVerfGE 12, 1 [4]; 32, 98 [108]). В частности, тесная связь свободы вероисповедания с достоинством человека как наивысшей ценностью в системе основных прав не позволяет автоматически подвергать предусмотренным государством независимо от их религиозных мотивов санкциям за действия и поведение, вытекающие из определенной веры (BVerfGE 32, 98 [108]). Характерным для государства, которое объявляет достоинство человека высшей конституционной ценностью и которое гарантирует неутрачиваемую свободу вероисповедания и совести без законодательных ограничений, является, наоборот, то обстоятельство, что оно позволяет и индивидуалистам и сектантам беспрепятственно развивать свою личность в соответствии со своими субъективными религиозными убеждениями, пока они не вступают в противоречие с другими ценностными положениями Конституции, и пока их поведение не влечет в этой связи ощутимое нарушение интересов общества или основных прав других лиц.
- а) Заявитель жалобы отказывается принести присягу свидетеля по вытекающему из Библии собственному религиозному соображению.
Он заявляет, что согласно его вере Бог запрещает любую присягу; уже сам акт принесения клятвы как таковой представляет собой, с его точки зрения, самопроклинание в случае нарушения присяги, относящееся к магическим представлениям, несовместимым с христианским учением. Данная позиция веры находит определенное подтверждение в положениях Библии (от Матфея, 5, 33-37) и отстаивается также одним из направлений новейшей теологии […]. Уже поэтому ее нельзя не учитывать в рамках ст. 4 абз. 1 Основного закона. Государству запрещено оценивать подобные религиозные убеждения своих граждан, не говоря уже о том, чтобы называть их «истинными» или «ложными».
б) Отказ от дачи присяги заявителем жалобы выходит за пределы внутренней области веры, принципиально закрытой для государственного вторжения, и вступает в конфликт с обязанностью, наложенной государственным сообществом, в принципе на всех граждан в интересах действенного правосудия. Законодатель усматривает, в частности, в присяге свидетеля в уголовном процессе, как правило, неотъемлемое средство поиска истины и поэтому, в отличие от других процессуальных порядков (ср., например, § 391 Гражданского процессуального кодекса), исходит в § 59 Уголовно-процессуального кодекса и след. из принципа обязательного принесения присяги свидетелем.
Если текущее законодательство, рассмотренное само по себе, требует от заявителя жалобы принесения присяги, то все же вышестоящее основное право заявителя жалобы отказаться от принесения присяги в соответствии с постулатами его веры и не быть косвенно принужденным посредством административного штрафа к действию, противоречащему данным постулатам, не подлежит ограничению, которое можно было бы вывести из самой системы ценностей Основного закона.
Подобное ограничение, в частности, не следует из ст. 136 Веймарской Конституции во взаимосвязи со ст. 140 Основного закона. Отношение, в котором данная норма, заимствованная Основным законом из Веймарской Конституции, сегодня находится с основным правом на свободу вероисповедания, не оправдывает сделанный в обжалованном решении Высшего земельного суда на основании ст. 136 абз. 4 Веймарской Конституции вывод от противного, будто каждого индивида в рамках действующих законов можно понудить к использованию нерелигиозной формы принесения присяги. Разработчик Основного закона вывел свободу вероисповедания и совести из связи с положениями Веймарской Конституции, касающимися церкви, и без каких-либо законодательных ограничений включил ее в стоящий во главе Конституции перечень непосредственно обязывающих основных прав (ср. BVerfGE 19, 206 [219 и далее]; 24, 236 [246]). Статью 136 Веймарской Конституции следует поэтому толковать в свете существенно расширенного по сравнению с ранее действовавшей нормой (ст. 135 Веймарской Конституции) действия основного права на свободу вероисповедания и совести; статья 136 Веймарской Конституции переплетается по своей важности и внутреннему значению с конституционным порядком ст. 4 абз. 1 Основного закона […]. Осуществления каких гражданских обязанностей по смыслу ст. 136 абз. 1 Веймарской Конституции по сравнению со свободой по ст. 4 абз. 1 Основного закона можно добиться посредством государственного принуждения, определяется в соответствии с Основным законом только с учетом ценностного подхода ст. 4 абз. 1 Основного закона.
Конституционно-систематическое препятствие, ограничивающее область действия гарантии ст. 4 абз. 1 Основного закона, которое могло бы исключить принятие религиозного убеждения заявителя жалобы при принесении им присяги, также нельзя вывести из того, что статьи 56, 64 абз. 2 Основного закона обязывают Федерального президента и другие конституционные органы приносить присягу при вступлении в должность. Данные обязательства вытекают из добровольно принятого решения признать выборы на должность конституционного органа, в которой государство непосредственно представлено в особо выраженной форме и которая, по общему правилу, предполагает полную идентификацию избранного лица с ценностями, изложенными в Конституции. Напротив, каждый человек обязан перед судом дать показания в качестве свидетеля и в соответствии с законом присягнуть в истинности своих показаний. Выполнение обязанности принесения присяги может быть достигнуто при помощи предусмотренных законом (ср. § 70 Уголовнопроцессуального кодекса, § 390 Гражданского процессуального кодекса) средств принуждения. Во всех случаях, в которых суд распоряжается о принесении присяги свидетелем, который отказывается от принесения присяги по религиозным соображениям, возникает конфликт, который соответствующий гражданин избежать не может. Уже данное основополагающее различие между присягой свидетеля и присягой при вступлении в должность исключает одинаковый подход к обоим видам присяги […].
в) Заявитель жалобы может потребовать в соответствии со ст. 4 абз. 1 Основного закона, чтобы его освободили от сугубо личной обязанности принесения присяги, поскольку его религиозные убеждения запрещают ему выполнение данного действия. Другие общественные интересы, обладающие конституционным статусом, или основные права третьих лиц при этом не нарушаются.
[…]
Интерес государственного сообщества в эффективно функционирующем правосудии, который занимает свое место в системе ценностей Основного закона (ср. ст. 92 Основного закона) и который не должен недооцениваться, поскольку всякое правосудие в конечном счете служит охране основных прав, не затрагивается в случае принятия религиозного убеждения, направленного против допустимости принесения присяги в отдельном случае. Подтверждение правдивости показаний свидетеля, предусмотренное законодателем как неотъемлемое средство поиска истины, не должно обязательно происходить именно в форме присяги с использованием слова «клянусь»[1] […].
- […]
До тех пор пока законодатель не урегулировал право отказа от принесения присяги свидетеля по религиозным соображениям в соответствии со ст. 4 абз. 1 Основного закона, основное право оказывает свое непосредственное и, в случае необходимости, корректирующее влияние в области действующего уголовно-процессуального права (ср. BGHSt 19, 325 [330]). Поэтому § 70 абз. 1 Уголовно-процессуального кодекса в соответствии с Конституцией следует толковать таким образом, что в качестве «законного основания», позволяющего отказаться от принесения присяги, необходимо учитывать не только перечисленные в Уголовно-процессуальном кодексе случаи (§ 60-63, 66 e Уголовно-процессуального кодекса), но и то обстоятельство, что основное право по ст. 4 абз. 1 Основного закона в отдельном случае освобождает от обязанности принесения присяги (ср. BVerfGE 25, 296 [305] касательно права отказаться от дачи свидетельских показаний, непосредственно вытекающего из ст. 5 абз. 1 Основного закона).
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде
[1] В настоящее время § 66 d, 155 Уголовного кодекса.