33. BVerfGE 39, 1
(Schwangerschaftsabbruch I / Прерывание беременности I)
- Развивающаяся в утробе матери жизнь, являясь самостоятельным правовым благом, находится под охраной Конституции (предл. 1 абз. 2 ст. 2, абз. 1 ст. 1 Основного закона). Обязанность государства охранять основные права запрещает не только прямое вмешательство государства в развивающуюся жизнь, но и требует от государства охранять эту жизнь и способствовать этой жизни.
- Обязанность государства – брать под защиту развивающуюся жизнь – действует и по отношению к матери.
- Охрана жизни плода на протяжении всего срока беременности в принципе имеет приоритет перед правом на самоопределение беременной женщины и не может подвергаться сомнению на определенный срок.
- Законодатель может выразить требуемое с точки зрения Основного закона молчаливое правовое одобрение прерывания беременности иным способом, кроме как при помощи уголовно-правовых мер. Решающим является вопрос, обеспечивает ли совокупность мер, направленных на охрану неродившейся жизни, действительную защиту, соответствующую значению охраняемого правового блага. В исключительном случае, если предусмотренная Конституцией охрана не может быть обеспечена никаким иным образом, законодатель обязан использовать уголовноправовые средства для сохранения развивающейся жизни.
- Продолжения беременности нельзя требовать, если ее прерывание необходимо для предотвращения угрозы для жизни или опасности серьезного вреда для состояния здоровья беременной женщины. Кроме того, законодатель свободен определять в качестве неприемлемых иные чрезвычайные нагрузки для беременной женщины, которые являются такими же серьезными, и в этих случаях не ставить прерывание беременности под угрозу наказания.
- Пятый закон о реформе уголовного права от 18 июня 1974 г. (Сборник федерального законодательства, часть I, стр. 1297) не соответствовал конституционно-правовой обязанности охраны развивающейся жизни в необходимом объеме.
Решение Первого Сената от 25 февраля 1975 г.
— 1 BvF 1/74, 1 BvF 2/74, 1 BvF 3/74, 1 BvF 4/74, 1 BvF 5/74, 1 BvF 6/74 —
[…]
РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ РЕШЕНИЯ
Положения § 218 а Уголовного уложения в редакции Пятого закона о реформе уголовного права от 18 июня 1974 г. (Сборник федерального законодательства, часть I, стр. 1297) несовместимы с предл. 1 абз. 2 ст. 2 во взаимосвязи с абз. 1 ст. 1 Основного закона и недействительны в той степени, в какой они исключают наказуемость прерывания беременности при отсутствии причин, которые – в смысле оснований принятия решения – имеют прочные позиции в системе ценностей, предусмотренных Основным законом.
ОСНОВАНИЯ
[…]
C.
[…]
I.
- Предложение 1 абз. 1 ст. 2 Основного закона защищает, в том числе, развивающуюся в утробе матери жизнь как самостоятельное правовое благо.
[…]
- Обязанность государства – защищать жизнь каждого человека – следует непосредственно из предл. 1 абз. 2 ст. 2 Основного закона. Кроме того, она прямо вытекает из положения предл. 2 абз. 1 ст. 1 Основного закона; поскольку развивающаяся жизнь подлежит охране, предоставляемой в соответствии с абз. 1 ст. 1 Основного закона достоинству личности. Там, где существует человеческая жизнь, она обладает достоинством личности; при этом не имеет значения, осознает ли сам субъект это достоинство и умеет ли его защищать. Изначально заложенные в человеческом существовании потенциальные способности достаточны для обоснования достоинства личности.
[…]
II.
- Обязанность государства по охране носит всеобъемлющий характер. Она запрещает, разумеется, не только непосредственное государственное вмешательство в развивающуюся жизнь, но и требует от государства защищать и способствовать развитию этой жизни, что означает, прежде всего, ее охрану от противоправного вторжения со стороны других лиц. На данный принцип должны ориентироваться отдельные области правопорядка, в зависимости от их специфических задач. К обязанности государства по охране следует подходить тем серьезнее, чем выше ранг рассматриваемого правового блага внутри системы ценностей, предусмотренной Основным законом. Человеческая жизнь имеет – и это не нуждается в дальнейшем обосновании – в рамках конституционного правопорядка наивысшую ценность, она служит жизненной основой достоинства личности и предпосылкой для всех остальных основных прав.
- Обязанность государства – защищать развивающуюся жизнь – действует в принципе и по отношению к матери. Несомненно, природная связь неродившейся жизни с жизнью матери представляет собой отношение особого рода, несравнимое с другими жизненными обстоятельствами. Беременность относится к интимной сфере женщины, конституционно-правовая защита которой гарантируется абз. 1 ст. 2 во взаимосвязи с абз. 1 ст. 1 Основного закона. Если бы эмбрион рассматривался всего лишь как часть материнского организма, то и прерывание беременности оставалось бы в области частной жизни, вторгаться в которую законодателю запрещено (BVerfGE 6, 32 [41]; 6, 389 [433]; 27, 344 [350]; 32, 373 [379]). Однако, поскольку плод является самостоятельным человеческим существом, находящимся под охраной Конституции, прерывание беременности приобретает социальный масштаб, который делает его государственное регулирование доступным и необходимым. Право женщины на свободное развитие своей личности, заключающееся в свободе действия в самом широком смысле и, тем самым, охватывающее собственную ответственность женщины за принятие решения против рождения ребенка и вытекающих из материнства обязанностей, может также претендовать на признание и защиту. Но данное право не является безграничным – права других лиц, конституционный порядок и нравственный закон ограничивают его. Изначально оно ни при каких обстоятельствах не может включать в себя полномочия без уважительной причины вмешиваться в охраняемую правовую сферу другого лица или даже уничтожить ее вместе с жизнью, по меньшей мере тогда, когда по самой природе вещей существует особая ответственность именно за данную жизнь.
Баланс между обеспечением защиты жизни плода и сохранением за беременной женщиной свободы прерывания беременности невозможен, так как прерывание беременности всегда означает уничтожение неро- дившейся жизни. Поэтому при необходимом взвешивании «следует рассмотреть обе конституционные ценности в их отношении к достоинству личности как центру системы ценностей Конституции» (BVerfGE 35, 202 [225]). Руководствуясь абз. 1 ст. 1 Основного закона, решение должно приниматься в пользу приоритета защиты жизни плода над правом беременной женщины на самоопределение. В связи с беременностью, рождением и воспитанием ребенка ее интересы могут быть нарушены в некоторых областях личностного развития. Нерожденная жизнь, напротив, уничтожается посредством прерывания беременности. Согласно принципу наиболее бережного равновесия конкурирующих позиций, защищенных Основным законом, с учетом основной идеи абз. 2 ст. 19 Основного закона, следует отдать предпочтение защите жизни плода. Данный приоритет принципиально распространяется на всю продолжительность беременности и не может подвергаться сомнению даже на определенный срок. […]
III.
Каким образом государство осуществляет свою обязанность по эффективной защите развивающейся жизни, подлежит решать, в первую очередь, законодателю. Он принимает решение о том, какие охранительные меры он считает целесообразными и нужными для обеспечения действенной защиты жизни.
[…]
- […]
б) […], в крайнем случае, т. е. тогда, когда предусмотренная Конституцией охрана не может быть обеспечена иным образом, законодатель может быть вынужден использовать средства уголовного права для защиты развивающейся жизни. Уголовно-правовая норма представляет собой в определенной степени «крайнюю меру» в инструментарии законодателя. Согласно принципу соразмерности, свойственному правовому государству, господствующему над всем публичным правом, включая конституционное право, он может использовать данное средство лишь очень осторожно и сдержанно. Тем не менее придется прибегать и к этой последней мере, если иначе эффективная защита жизни не может быть обеспечена. Этого требуют ценность и значение охраняемого правового блага. Речь идет не об «абсолютной» обязанности наказать, а об «относительной» обязанности использования угрозы наказания, вытекающей из понимания недостаточности всех остальных средств.
Напротив, возражение, согласно которому из правовой нормы, гарантирующей свободу, никогда не может быть выведена обязанность государства наказывать, безосновательно. Если государство посредством морально-этической нормы-принципа обязано защитить особо важное правовое благо, в том числе, от посягательства со стороны третьих лиц, то часто будут неизбежны меры, которые затрагивают область свободы других субъектов основных прав. В этом смысле правовая ситуация при применении социально-правовых или гражданско-правовых средств принципиально не отличается от принятия нормы уголовного права. Различия могут существовать разве что в силе необходимого вмешательства. […] 3 [.] Право на жизнь неродившегося ребенка может приводить к существенной, выходящей за обычные пределы, нагрузке на женщину вследствие беременности. Здесь возникает вопрос допустимости вмешательства, иными словами, речь идет о том, может ли государство в подобных случаях добиваться вынашивания этой беременности также с помощью средств уголовного права. В данном случае сталкиваются ценности уважения перед неродившейся жизнью и правом женщины не претерпевать принуждение сверх приемлемой меры; не жертвовать собственными жизненными ценностями в интересах уважения к данному правовому благу. В данной ситуации конфликта, не позволяющей дать вообще никакой однозначной моральной оценки, когда решение о прерывании беременности может иметь значение достойного уважения решения совести, законодатель обязан проявить особую сдержанность. Если он в подобных случаях не рассматривает поведение беременной женщины как заслуживающее наказания и отказывается от применения уголовно-правовых средств, то с точки зрения конституционного права это необходимо принять как результат оценки, которая относится к обязанностям законодателя.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде