Конституция Гватемалы

КОНСТИТУЦИЯ ГВАТЕМАЛЫ.
1956 ГОДА
ЧАСТЬ 1. НАЦИЯ И ГОСУДАРСТВО
Статья 1.
Гватемала является суверенным, свободным и независимым Государством, организованным для того, чтобы обеспечить своим гражданам уважение к человеческому достоинству, основные права и свободы человека, безопасность и справедливость, полное развитие культуры, и для того, чтобы создать экономические условия, ведущие к общественному благополучию.
Статья 2.
Форма правления является республиканской, демократической и представительной.
Суверенитет исходит от народа и власть осуществляется законодательными, исполнительными и судебными органами, независимыми друг от друга.
Функции и полномочия органов. Государства регулируются настоящей конституцией, и должностные лица являются не обладателями, а лишь хранителями власти, ответственными за свою служебную деятельность, подчиненными закону и никогда не стоящими выше его.
Статья 3.
Владения Нации включают ее территорию, землю, недра, территориальные воды, континентальную платформу и воздушное пространство, а также естественные ресурсы и богатства, которые в них содержатся, без нарушения свободы морских и воздушных сообщений в соответствии с законами и положениями международных договоров и соглашений.
Статья 4.
Гватемала, верная высокому идеалу, поддерживает, как высшее патриотическое стремление, восстановление Союза стран Центральной Америки и приложит усилия для полного или частичного достижения этого на справедливой и пользующейся поддержкой народа основе, которая гарантировала бы уважение основных прав человека. В то же время Гватемала будет поддерживать братские отношения с другими Государствами, которые входили в прежнюю, распавшуюся федерацию.
Статья 5.
Официальным языком Республики является испанский.
ЧАСТЬ II. ГРАЖДАНСТВО
Статья 6.
Гватемальцами по рождению являются:
1. Лица, родившиеся на территории, судах или самолетах Гватемалы, отец или мать которых – гватемальцы, равно как и дети неизвестных родителей или родителей, гражданство которых неизвестно.
2. Дети иностранцев, родившиеся в Гватемале, если один из родителей будет домицилирован в Республике.
Лица, родившиеся в Гватемале от временно проживающих здесь иностранцев, если во время их несовершеннолетия кто-либо из родителей или они сами приобрели домицилий в Республике.
Лица, родившиеся в Гватемале от временно проживающих здесь иностранцев, если они по достижении совершеннолетия домицилируются в Республике и заявят о своем желании быть гватемальцами. Исключение составляют дети дипломатических представителей и лиц, которые по своим функциям приравнены к ним законом,
3. Дети родителей-гватемальцев, родившиеся вне территории Республики, в следующих случаях:
a) если они устанавливают домицилий в стране;
b) если в соответствии с законами места своего рождения они не являются иностранными и гражданами
c) если они будут вправе выбрать гватемальское гражданство и примут таковое.
4. Дети гватемальцев по рождению, родившиеся вне
территории Республики, в следующих случаях:
a) если они устанавливают домицилий в стране и избирают гватемальское гражданство;
b) если в соответствии с законами места своего рождения они не являются иностранными гражданами и
c) если они будут вправе выбрать гватемальское гражданство и примут таковое.
Избрание гватемальского гражданства означает отказ от всякого другого гражданства; это условие должно быть специально оговорено.
Статья 7.
Гватемальцами по рождению считаются также граждане по рождению других Республик, которые составляли Федерацию Центральной Америки, если они установят домицилий в Гватемале и заявят соответствующим властям о своем желании стать гватемальцами. В этом случае они могут сохранить свою национальность по происхождению.
Статья 8.
Натурализованными гватемальцами являются:
1. Иностранцы, получившие свидетельство о натурализации в соответствии с законом.
2. Иностранцы, которые, установив домицилий и прожив в стране в течение времени, установленного законом, получат свидетельство о натурализации.
3. Иностранка, вышедшая замуж за гватемальца и выбирающая гватемальское гражданство или если по закону своей страны она получает вследствие бракосочетания гражданство супруга.
4. Иностранец, женившийся на гватемалке, если он к моменту выбора гватемальского гражданства проживет в стране два года или более и если только домицилий будет установлен в Гватемале.
5. Испанцы и латиноамериканцы по рождению, которые установят домицилий в стране и заявят компетентным властям о своем желании стать гватемальцами.
Статья 9.
Закон может облегчить натурализацию иммигрантов, которые прибудут в страну в соответствии с планами ее заселения или согласно договорам и соглашениям, ратифицированным Гватемалой.
Статья 10.
Лица, которым будет разрешена натурализация в Гватемале, должны отказаться от любого другого гражданства и принести присягу в верности Гватемале и в уважении к институтам, учрежденным настоящей Конституцией.
Статья 11.
Гватемальское гражданство утрачивается:
1. В результате натурализации в другой стране, за исключением стран Центральной Америки.
2. Вследствие проживания натурализованных гватемальцев непрерывно в течение трех или более лет вне территории Центральной Америки, кроме случаев, предусмотренных законом.
3. Вследствие отказа натурализованного от гватемальского гражданства в любой публичной форме или вследствие добровольного получения иностранного паспорта.
4. Вследствие аннулирования предоставленной натурализации согласно закону.
Статья 12.
Гватемальское гражданство восстанавливается:
1. Вследствие установления гватемальцем по рождению домицилия в Республике в том случае, если он потерял гражданство из-за натурализации в другой стране.
2. Путем установления домицилия в стране и выраженного желания стать гватемальцем со стороны того, кто имея право выбирать из двух гражданств, ранее избрал гражданство, отличное от гватемальского.
3. В результате расторжения брака, когда натурализация в другой стране явилась следствием этого брака, если только заинтересованный выразит свое желание восстановить гватемальское гражданство; а также без такого заявления, если вследствие расторжения брака он утратил иностранное гражданство.
Статья 13.
Обязанности гватемальцев следующие:
1. служить Родине и защищать ее;
2. соблюдать Конституцию Республики и следить за тем чтобы она соблюдалась другими;
3. трудиться для гражданского, культурного, экономического и социального преуспевания Государства.
4. уплачивать государственные налоги в порядке, предписанном законом;
5. подчиняться законам и постановлениям;
6. уважать власти;
7. нести военную службу согласно закону.
Статья 14.
Иностранцы с момента их прибытия на территорию Республики обязаны уважать власти, платить налоги, подчиняться законам и постановлениям, и только тогда они приобретают право на защиту закон.
Статья 15.
Ни гватемальцы, ни иностранцы не могут требовать от Правительства возмещения за убытки и вред, которые будут нанесены их личности или их имуществу вооруженными выступлениями или народными волнениями.
ЧАСТЬ III
Глава I. Гражданские права
Статья 16.
Гражданами являются:
1. Мужчины-гватемальцы старше восемнадцати лет.
2. Женщины-гватемальцы старше восемнадцати лет, умеющие читать и писать.
Статья 17.
Граждане имеют неотъемлемое право:
a) выбирать и быть избранными;
b) занимать государственные должности.
Статья 18.
Долгом граждан является:
1. Охранять свободу и эффективность голосования, а также правильность выборов.
2. Следить за соблюдением принципа чередования при исполнении функций президента Республики как неизменной нормы в политической системе Государства.
3. Зарегистрироваться в избирательном списке.
Статья 19.
Действие гражданских прав приостанавливается:
1. Вследствие судебного приговора о тюремном заключении за преступление, за которое полагается заключение в исправительном доме, причем осужденный не может быть отдан на поруки. Не может быть лишен гражданских прав в случае приговора за преступление, совершенное по политическим мотивам.
2. В силу окончательного приговора суда, вынесенного по уголовному делу.
3. По решению суда.
4. В других случаях, предусмотренных настоящей Конституцией.
Статья 20.
Гражданские права восстанавливаются:
1. Вследствие вынесения окончательного судебного
решения, которым отменяется приговор о тюремном заключении.
2. Вследствие отбытия наказания, указанного в приговоре, когда нет необходимости в реабилитации.
3. Вследствие амнистии или помилования по политическим и связанным с ними делам.
4. Вследствие реабилитации.
Статья 21.
Гражданские права утрачиваются:
1. Вследствие потери гватемальского гражданства.
2. Вследствие оказания добровольных услуг странам, находящимся в состоянии войны с Гватемалой, или их союзникам, если только такие услуги будут означать измену Родине.
Статья 22.
Гражданские права восстанавливаются:
1. По истечении трех лет после восстановления гватемальского гражданства.
2 По решению Правительства в случаях, предусмотренных законом.
Глава II. Политические партии
Статья 23.
Образование и деятельность политических партий, которые придерживаются демократических принципов, являются свободными.
Запрещается создание к деятельность организаций, защищающих коммунистическую идеологию или какую-нибудь другую тоталитарную систему.
Статья 24.
Политические партии, законно организованные и зарегистрированные, имеют характер публично-правовых институтов, существование и свободная деятельность которых гарантируется настоящей Конституцией.
Закон определит число членов, необходимое для создания политической партии, и другие условия ее организации и деятельности.
Статья 25.
Только политические партии, законно организованные и зарегистрированные, могут выдвигать кандидатов в Президенты Республики и в Депутаты.
С момента объявления кандидатом последний пользуется личной неприкосновенностью и может быть задержан и судим только тогда, когда в силу обвинения предъявленного в предписанной форме, Верховный суд правосудия объявит, что против кандидата возбуждено судебное дело. Исключение делается в случаях, когда кандидат застигнут на месте преступления.
Статья 26.
Государство не может оказывать экономическую помощь и предпочтение какой-либо партии, но оно может оказывать партиям общее содействие, как это предусмотрено избирательным законом.
Статья 27.
Все гватемальцы, мужчины и женщины старше восемнадцати лет, имеют право организовывать политические партии, быть их членами или выходить из них по своему желанию.
Будут наказаны по закону те, кто станет принуждать кого-либо вступить в определенную партию или выйти из нее против собственного желания. Виновное в том должностное лицо или служащий Государства, муниципалитетов или организаций, поддерживаемых Государством, лишается гражданских прав и права занимать государственные должности на время, определяемое законом.
Является наказуемым всякое действие, которое мешает или ставит ограничения участию гватемальцев в политической жизни страны, пользованию правами и выполнению гражданских обязанностей; исключаются ограничения, которые предусматриваются настоящей Конституцией.
Должностным лицам судебного ведомства запрещается входить в состав руководящих органов политических партий.
Статья 28.
Политическим партиям и гражданам запрещается вести пропаганду в пользу вторичного избрания лица, которое выполняет. обязанности Президента Республики, путем ли плебисцита или каким-либо другим способом, который клонился бы к нарушению принципа
чередования исполнительной власти или к увеличению срока, установленного Конституцией для выполнения функций Президента Республики.
Глава III. Выборы
Статья 29.
Закон будет регулировать проведение выборов, придерживаясь основных принципов независимости и правильности процедуры голосования; он предоставит эффективные гарантии свободы и беспристрастия со стороны властей; он потребует от избирателя идентификации его личности путем предъявления удостоверения за порядковым номером, не подлежащего передаче другому лицу и зарегистрированного, и запретит голосование вне соответствующего избирательного округа.
Статья 30.
Выборы являются тайными, обязательными для умеющих читать и писать и необязательными для неграмотных.
Статья 31.
В соответствии с избирательной системой, которая будет установлена, численно значительные меньшинства будут иметь представительство в коллегиальных органах, составляемых путем всеобщего голосования.
Статья 32.
Подлежат каре согласно уголовным законам:
a) Лица, которые препятствуют или стремятся препятствовать гражданам зарегистрироваться в качестве избирателей или принять участие в выборах.
b) Лица, которые принуждают или пытаются принудить к голосованию за определенного кандидата или за список кандидатов.
c) Лица, которые каким-либо принуждением обязывают или стремятся обязать неграмотных явиться к избирательным урнам.

Статья 33.
Все лица, которым Конституция запрещает активно участвовать в политике, а также должностные лица и служащие Государства, муниципалитетов иди учреждений, находящихся на содержании казны, которые нарушат свободу выборов, подлежат, помимо, наказания, установленного законом, лишению права занимать выборные должности в течение пяти лет.
Статья 34.
Положения, вносящие изменения в избирательный закон и объявленные после, назначения выборов и до того, как станут известны их результаты, или до того, как избранные займут свои места, не будут применяться к данным выборам.
Глава IV. Избирательные органы
Статья 35.
Создается Суд по избирательным делам, который будет иметь характер административного органа; он будет иметь полную автономию в отношении, функций, свойственных ему как суду; единственной апелляционной инстанцией на его решения будет Верховный суд правосудия.
Статья 36.
Суд по избирательным делам будет состоять из трех действительных членов, из коих двое назначаются Конгрессом Республики и один – исполнительной властью. В том же порядке назначаются три заместителя. Председателем суда будет член его, избранный другими членами большинством голосов.
Статья 37.
Члены Суда по избирательным делам должны быть старше сорока лет и должны обладать гражданскими правами. Они будут пользоваться теми же привилегиями и преимуществами, что и Депутаты.
Статья 38.
Срок полномочий Суда по избирательным судам — четыре года.
Статья 39.
В компетенцию Суда по избирательным делам входит:
1. Составлять и проверять список избирателей.
2. Регистрировать партии в соответствии с законом.
3. Подготовлять и распространять типовые инструкции о проведении избирательных собраний.
4. Организовывать выборы Президента Республики Депутатов и членов муниципальных органов.
5. Решать спорные избирательные вопросы на территории всей Республики и действовать как высший орган в отношении департаментских уполномоченных.
6. Производить подсчет голосов и судить о действительности выборов, за исключением выборов Президента Республики.
7. Рассматривать и разрешать в точном соответствии со справедливостью требования политических партий и другие ходатайства, которые будут ему направляться, и налагать административные взыскания, без какой-либо дискриминации, за преступления или упущения, совершенные во время выборов.
8. Извещать Суды правосудия под свою строжайшую ответственность о случаях преступлений или упущений, о которых станет известно.
9. Назначать и смещать уполномоченных в департаментах и служащих Суда по избирательным делам.
ЧАСТЬ IV. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Глава I. Личные гарантии
Статья 40.
В Гватемале все люди свободны и равны в правах и достоинстве.
Никто не может быть обращен в рабство или поставлен в иные унижающие личное достоинство условия.
Государство защищает жизнь, физическую неприкосновенность и безопасность человеческой личности. Оно предоставит специальную защиту лицам, которые по своему физическому или психическому состоянию окажутся в положении явной беспомощности.
Государство будет стимулировать частную инициативу во всех видах социальной помощи и поднятия общественного благосостояния и предоставит самое широкое содействие для развития этой инициативы.
Статья 41.
Всякие начинания, направленные на защиту и улучшение здоровья народа, объявляются общественно-полезными. Государство будет поощрять и финансировать практическое осуществление планов народного здравоохранения, отдавая предпочтение тем программам, которые будут осуществляться в сотрудничестве с международными организациями. Государство предпишет выдачу денежных средств в соответствующей форме для выполнения этих программ.
Статья 42.
Всякая дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола, религии, рождения, экономического или социального положения или политических идей объявляется незаконной.
Статья 43.
Никто не может быть задержан или заключен в тюрьму иначе, как за преступление или проступок, по решению суда или по распоряжению, вынесенному в соответствии с законом компетентными властями.
Не будет необходимости в предварительном распоряжении в случае задержания с поличным на месте преступления или задержания беглого преступника. Арестованные должны быть немедленно переданы судебным властям и помещены в места, предназначенные для предварительного заключения, отдельные от тех, в которых находятся отбывающие наказание.
За проступки или нарушения распоряжений не должны задерживаться те, чья личность и добропорядочность может быть установлена документами или свидетельством человека состоятельного. В таких случаях власти должны ограничиться сообщением о случившемся компетентному судье и предупреждением нарушителя о необходимости явиться в суд в течение последующих 48 часов. Закон установит взыскание, которое будет налагаться на тех, кто не выполнит распоряжения о явке к судье.
Лица, которые не смогут удостоверить свою личность в соответствии с предыдущим параграфом, будут переданы в распоряжение компетентного судьи для суда над ними в течение часа, следующего за их задержанием, если оно произошло в пределах от 8 до 18 часов. Для этого служат все дни года без различия.
Статья 44.
Всякий вправе делать то, что не воспрещено законом. Никто не обязан выполнять приказы или подчиняться приказам и распоряжениям, не основанным на законе. Никого нельзя преследовать или каким-нибудь образом беспокоить за действия, которые не представляют собой нарушения закона, или за выраженные мнения.
Статья 45.
Никакому государственному учреждению, никакому должностному лицу не присвоены иные права и полномочия, кроме тех, которые специально установлены для них законом. Гражданская ответственность, государственных должностных лиц и служащих за нарушение закона, допущенное ими при исполнении обязанностей, может быть осуществлена во всякое время, пока не истечет срок давности, установленный в двадцать лет.
Уголовная же ответственность прекращается в этом случае по истечении удвоенного срока давности, указанного уголовным законом.
В обоих случаях течение срока давности начинается с того момента, когда должностное лицо или государственный служащий прекратит исполнение обязанностей, по которым он нес ответственность. Срок давности не действует в отношении преступлений, совершенных государственными должностными лицами или служащими, когда умышленное действие, или упущение, или же политические мотивы явились причиной смерти одного или нескольких лиц.
Если государственное должностное лицо или служащий, находящийся при исполнении обязанностей, нарушает закон в ущерб третьему лицу, то Государство или организация, в которой он служит, дополнительно будут нести ответственность за убытки и ущерб, причиненные потерпевшему в результате нарушения закона.
Статья 46.
Всякое лицо может свободно вступить на территорию Республики и оставаться на ней или покидать ее, за исключением случаев, установленных законом. Никого нельзя заставить изменить местожительство или домицилий, кроме как по распоряжению судебной власти в соответствии с условиями, указанными законом.

Статья 47.
Никого из гватемальцев нельзя выслать за пределы Республики, или воспретить ему доступ на ее территорию, или отказать ему в визе, паспорте и других документах, удостоверяющих личность.
Закон устанавливает ответственность, которую несут нарушающие это предписание.
Статья 48.
Гватемала признает, право убежища и предоставляет его лицам, преследуемым по политическим мотивам и желающим воспользоваться защитой ее флага, при условии, что они будут уважать суверенитет и законы Государства. Запрещается выдача политических преступников, и ни и коем случае не будет предпринята попытка требовать выдачи тех гватемальцев, которые по политическим причинам найдут убежище в другой стране. Никакой гватемалец не может быть передан иностранному правительству для суда, или наказания, кроме как за преступления, предусмотренные в международных договорах, ратифицированных Гватемалой. Равным образом запрещается требовать выдачи или давать согласие на выдачу лиц, обвиняемых в уголовных преступлениях, связанных с политическими делами.
При решении об изгнании политического беженца он не будет передан той стране, Правительство которой его преследует.
Статья 49.
Полностью запрещаются всякие майораты, а также всякие фонды в пользу тех, кто лишен права распоряжаться своим имуществом, как например имущество мертвой руки. Уставы учреждений, предназначенных для целей социальной помощи, художественных или научных, должны быть утверждены Правительством. Разрешаются фидеикомиссы со сроком не свыше двадцати пяти лет, находящиеся под управлением банка или учреждения, уполномоченного вести дела Республики. Этот срок может быть, продлен только для обеспечения неизлечимых больных или инвалидов или для содержания благотворительных учреждений, признанных Государством.
Статья 50.
В качестве юридических лиц признаются церкви всех исповеданий, которые смогут приобретать и владеть имуществом и распоряжаться им при условии, что они будут использовать его исключительно в религиозных целях, в целях благотворительных или воспитательных.
Их полномочия будут определяться их уставами или учредительными актами, которые должны соответствовать законам Республики.
Провозглашением этих прав не затрагивается статус земельных угодий, существующий к моменту промульгации настоящей Конституции.
Статья 51.
Гарантируется свобода религии. Всякое лицо имеет право распространять свою религию или верование, индивидуально или коллективно, публично или приватно, путем пропаганды, отправления культа или выполнения ритуала, без всяких ограничений, кроме налагаемых в целях поддержания общественного порядка и спокойствия. Религиозные ассоциации и группировки служители культов не могут заниматься политикой.
Статья 52.
Жители Республики имеют право направлять индивидуально или коллективно петиции властям, которые обязаны принимать решения по ним в соответствии с законом и без промедления и сообщать о своих решениях заинтересованной стороне. Пользоваться этим правом по политическим вопросам могут только гватемальские граждане.
Петиции по политическим вопросам должны быть рассмотрены в течение срока, не превышающего восьми дней; если власти не разрешат вопроса за этот срок, считается, что на петицию дан отрицательный ответ, и заинтересованная сторона может обратиться к помощи закона.
Вооруженные силы не могут принимать участия в обсуждении, пользоваться правом петиции и участвовать в голосовании.
Статья 53.
Признается право собираться мирно и без оружия.
Право собраний на открытом воздухе и публичных демонстраций не может быть ограничено или ликвидировано, и закон будет регулировать их с единственной целью обеспечения общественного порядка. Религиозные демонстрации вне храмов разрешаются и регулируются соответствующим законом.
Статья 54.
Жители Республики имеют право свободно объединяться для различных целей человеческой жизни, с тем чтобы способствовать, осуществлять и защищать свои интересы в профсоюзной, политической, экономической, религиозной, социальной, культурной, профессиональной или любой иной сфере деятельности.
Однако запрещается организация или деятельность групп, которые действуют в согласии с международными организациями, пропагандирующими коммунистическую идеологию или всякую тоталитарную систему, или же находятся у них в подчинении.
Статья 55.
Переписка любого лица, его бумаги и принадлежащие ему книги неприкосновенны. Они могут быть изъяты или рассмотрены только по решению компетентного судьи и в форме, предписанной законом.
Учреждения, занимающиеся сбором налогов, также могут по письменному распоряжению и в конкретных случаях давать предписания о просмотре личных бумаг и книг, которые имеют отношение к уплате налогов, причем их изъятие или просмотр во всех случаях должны производиться в присутствии заинтересованного лица или его поверенного, а за отсутствием их – в присутствии одного из совершеннолетних родственников заинтересованного лица или двух уважаемых свидетелей из соседних жителей. Подлежит наказанию разглашение размеров доходов, облагаемых налогами, а также потерь, расходов и капиталов или иных коммерческих данных, имеющих отношение к предприятиям-налогоплательщикам или к их отчетности.
Документы и переписка, изъятые в нарушение закона, не будут иметь значения на суде.
Статья 56.
Жилище неприкосновенно. Никто не может войти в него без позволения владельца, кроме как по письменному распоряжению компетентного судьи и притом не раньше шести и не позже восемнадцати часов. Закон определяет условия и исключительные случаи, когда допускается нарушение этих требований. Опись документов, имущества, денег, ценных бумаг и т.д. должна производиться всегда в присутствии заинтересованного лица, или его поверенного, или совершеннолетнего члена его семьи, а за отсутствием их – при двух свидетелях из соседей, пользующихся общим уважением.
Статья 57.
Выражение мыслей свободно, без предварительной цензуры. Несет ответственность перед законом тот, кто злоупотребляет этим правом, не оказывая уважения частной жизни или морали.
Не являются клеветой или оскорблением разоблачения, критика или порицание государственных должностных лиц и служащих за чисто официальные акты, совершенные ими при исполнении служебных обязанностей. Тот, кто сочтет себя оскорбленным, имеет право –опубликовать материалы в свою защиту и оправдание. Государственные должностные лица и служащие имеют право требовать, чтобы суд чести, организованный по установленной законом форме, объявил, что сообщения, их затрагивающие, основываются на неточных фактах или что выдвигаемые против них обвинения необоснованны. Решения суда, которым претензия оскорбленного признается справедливой, должно быть опубликовано в том же органе печати, где появилось оскорбительное сообщение. В состав указанного суда не могут входить государственные должностные лица или служащие.
Типографии, радио – и телевизионные станции или любые иные средства информации, а также их оборудование и обстановка не могут быть конфискованы; на них не может быть наложен арест или принудительные экономические санкции, они не могут быть закрыты в связи с обвинением в преступлении или упущении, допущенном при передаче какой-либо мысли; их деятельность не может быть приостановлена.
Дела о преступлениях или упущениях, о которых говорит эта статья, рассматриваются исключительно судом присяжных, а закон конституционного характера определит все относящееся к этому.
Статья 58.
Никакое должностное лицо и никакой служащий, гражданский или военный, не обязаны выполнять явно незаконное распоряжение или поручение, подразумевающее совершение преступления.
Стража, которая применит оружие против заключенного или задержанного, будет нести уголовную ответственность. Действие, проистекающее из преступления совершенного в этих условиях, не подлежит давности.
Статья 59.
Всякое лицо имеет свободный доступ в суды для действия в соответствии с законом.
Иностранцы могут прибегать к дипломатической защите только в случае отказа в правосудии, причем таковым не будет считаться приговор, вынесенный противно их интересам.
Статья 60.
Будет наказан в соответствии с законом всякий, кто в заявлении, данном под присягой, покажет неправду.
Никто не может быть принужден давать в уголовном деле показания против самого себя, против своего супруга или своих родственников до четвертой степени родства или второй степени свойства.
Право всякого защищать себя и свои права в суде ненарушимо, и никто не может быть судим специальными комиссиями или трибуналами.
Статья 61.
Закон не имеет обратной силы, за исключением уголовных дел, когда это благоприятствует обвиняемому.
Статья 62.
Не являются наказуемыми такие действия или бездействия, которые не квалифицируются как преступление или проступок и не подлежат наказанию по ранее изданному закону.
Являются наказуемым всякий коммунистический акт, индивидуальный или групповой. Закон определит все относящееся к этому виду преступлений.
Статья 63.
Никто не может быть заключен в тюрьму за долги.
Статья 64.
Всякий задержанный вследствие преступления должен быть допрошен в течение сорока восьми часов. Во время следствия по его делу ему будет сообщена причина задержания, имя донесшего на него или обвинителя и все, что необходимо ему знать о наказуемом поступке, в котором его обвиняют. Начиная с этого момента он может обеспечить себя защитником, который имеет право посещать своего подзащитного в любой из установленных часов.
Предварительное заключение не должно превышать пяти дней; по истечении этого срока должно быть вынесено постановление либо о заключении в тюрьму, либо об освобождении задержанного. Судья, который нарушит этот срок, несет ответственность по закону. Власти, которые предпишут или осуществят изоляцию лица, начальник тюрьмы или служащие, которые предпишут или осуществят изоляцию, помимо наказания, предусмотренного законом, будут смещены со своих должностей.
Статья 65.

Страницы: 1 2 3 4

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.