КОНСТИТУЦИЯ БОЛИВИИ
Промульгирована 17 ноября 1947 года.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ГОСУДАРСТВО
Статья 1.
Свободная, независимая и суверенная Боливия является унитарной республикой, избравшей представительную демократическую форму правления.
Статья 2.
Суверенитет принадлежит народу; он неотчуждаем и непогашаем; его осуществление делегируется законодательной, исполнительной и судебной властям. Независимость и согласованность этих властей является основой правления.
Статья 3.
Государство признает и поддерживает римско-католическую апостолическую религию, гарантируя при этом публичное отправление всякого другого религиозного культа.
Статья 4.
Народ совещается и правит не иначе, как через своих представителей и через органы власти, созданные законом.
Всякое военное формирование или собрание лиц, которое присваивает себе права народа, виновно в мятеже.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ПРАВА И ГАРАНТИИ
Статья 5.
Рабства не существует в Боливии. Не признаются никакие виды крепостной зависимости, и никто не обязан отдавать свой личный труд иначе, как с полного своего согласия и за справедливое вознаграждение.
Личный труд может быть потребован только в случаях, предусмотренных законом.
Статья 6.
Каждое лицо имеет следующие основные права, в соответствии с законами, регулирующими их осуществление:
а) вступать в пределы национальной территории, находиться на ней, передвигаться по ней и покидать ее;
б) заниматься трудовой, торговой и промышленной деятельностью при условии, что это не причиняет ущерба общественному благу;
с) свободно выражать свои взгляды и мнения и распространять их любым способом;
d) собираться и объединяться для различных целей и различной деятельности, если это не угрожает безопасности Государства;
е) обращаться с петициями индивидуально и коллективно;
f) получать образование;
g) заниматься преподавательской деятельностью под наблюдением Государства.
Статья 7.
Никто не может быть арестован, задержан или заключен в тюрьму иначе, как в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
Приказ об аресте или явке в суд подлежит исполнению, когда он исходит от компетентной власти в письменном виде.
Статья 8.
Каждое лицо, которое считает себя незаконно арестованным, подвергшимся судебному преследованию или тюремному заключению, может лично или через другое лицо, снабженное нотариальной доверенностью или без таковой, обратиться по собственному выбору в Высший суд округа или к судье участка с требованием, чтобы были обеспечены предписания закона. Судебная власть отдает немедленно распоряжение о препровождении к ней указанного лица, и ее распоряжение является обязательным и не подлежит обсуждению или спариванию со стороны тех, в чьем ведении находятся тюрьмы и иные места заключения. Ознакомившись с обстоятельствами дела, судебная власть либо выносит решение об освобождении, исправляя тем самым нарушение закона, либо в течение 24 часов передает дела компетентному судье. Вынесенное в таком порядке решение может быть обжаловано с целью его аннулирования в Верховный суд, но подача жалобы не приостанавливает исполнения решения.
Должностные и частные лица, которые воспрепятствуют исполнению судебного решения в случаях, предусмотренных настоящей статьей, будут во всякое время отвечать за нарушение конституционных гарантий, и ссылка на то, что они выполняли приказ вышестоящей власти, не может служить им оправданием.
Статья 9.
Преступники, застигнутые с поличным на месте преступления, могут быть задержаны всяким даже при отсутствии ордера, но с единственной целью доставить преступника к компетентному судье, который должен выслушать его объяснения не позже 24 часов.
Статья 10.
Начальники мест заключения не вправе принять арестованного, заключенного или задержанного без занесения в регистрационную книгу копии соответствующего ордера. Начальники мест заключения могут, однако, содержать в местах заключения лиц, доставленных для того, чтобы предстать перед судом в течение 24 часов.
Статья 11.
Тот, кто посягает на чью-либо личную неприкосновенность, несет ответственность непосредственно за содеянное им, и ссылка на то, что при этом выполнялся приказ вышестоящей власти, не может служить оправданием.
Статья 12.
Должностные лица, которые будут принимать меры преследования граждан, ограничения их свободы или их высылки, или будут налагать арест на их имущество, или закрывать типографии и иные средства распространения свободной мысли в условиях, когда не было объявлено осадное положение, обязаны в гражданском порядке возместить убыток и ущерб, однако во всех случаях при условии, что судом будет установлено, что указанные действия были предприняты без надлежащих оснований и в нарушение конституционных законов, гарантирующих права граждан.
Порядок взыскания возмещения за причиненный ущерб устанавливается специальным законом.
Статья 13.
Никто не может быть судим специальными комиссиями или судами иными, чем образованные до совершения преступления.
Статья 14.
Никто не может быть понуждаем к даче свидетельских показаний в уголовном деле против самого себя, а также не могут понуждаться к свидетельству его родственники до четвертой степени родства и второй степени свойства.
Ни в коем случае не допускается пытка или иные способы мучительства.
Статья 15.
Ни в коем случае не применяется конфискация имущества как наказание за политические преступления.
Частные бумаги и частная переписка неприкосновенны и не подлежат изъятию, за исключением случаев, определенных законом, и в силу письменного и мотивированного приказа; за изъятыми и выкраденными частными бумагами и письмами не признается юридической силы.
Статья 16.
Каждое жилище есть неприкосновенное убежище; в ночное время никто не имеет права проникнуть в него без разрешения тех, кто в нем обитает, днем же это может иметь место при наличии письменного и мотивированного ордера компетентной власти; последний не требуется в случаях задержания на месте преступления.
Статья 17.
Частная собственность гарантируется, но всегда при условии, что пользование ею не нарушает общественные интересы. Когда собственность используется не в соответствии с ее социальным назначением, допускается экспроприация для общественной пользы в порядке, установленном законом, и с обязательным предварительным справедливым возмещением.
Статья 18.
Иностранцы или иностранные предприятия в вопросах, касающихся собственности, находятся в тех же условиях, что и боливийцы, и они ни в коем случае не могут претендовать на исключительное положение или прибегать к дипломатическому вмешательству, за исключением случаев отказа в правосудии.
Статья 19.
За исключением случаев, когда эго диктуется интересами государства и установлено в специальном законе, иностранцы не могут в пределах 50 километров от границы ни приобретать, ни владеть ни под каким видом, прямо или косвенно, единолично или в составе объединения, землей или ее недрами под страхом изъятия приобретенной собственности в пользу Государства.
Статья 20.
Ни один налог не является обязательным, если он не установлен в соответствии с предписаниями настоящей Конституции. Потерпевшие ущерб от незаконного обложения могут обратиться с жалобой в Верховный суд правосудия. Муниципальные налоги являются обязательными в том случае, когда они установлены в соответствии с требованиями настоящей Конституции.
Статья 21.
Налоги и иные общественные повинности обязательны в равной мере для всех. Они устанавливаются, распределяются и отменяются в общем порядке по принципу равномерного распределения бремени в пропорциональной или прогрессивной форме, что зависит от обстоятельств.
Статья 22.
Собственность церкви, религиозных конгрегаций и благотворительных обществ пользуется теми же гарантиями, что и собственность частных лиц; на нее распространяются те же обязательства и ограничения, которые установлены законом.
Статья 23.
Каждое лицо пользуется гражданскими правами; осуществление их регулируется гражданским законом.
Статья 24.
Только законодательная власть полномочна изменять или дополнять кодексы, а также издавать правила и распоряжения, касающиеся судебной деятельности.
Статья 25.
Не может быть позорящего наказания или гражданской смерти. Смертная казнь применяется только в случаях умышленного убийства, отцеубийства и государственной измены, то есть пособничества врагу во время войны с иностранным Государством.
Статья 26.
Дороги, проложенные частными лицами, должны быть открыты для общего пользования. Специальный закон регулирует осуществление этого права, а также сотрудничество Государства и частных лиц для поддержания дорог в надлежащем состоянии.
Статья 27.
Действия тех, кто присваивает не принадлежащие им функции, являются ничтожными, как и действия тех, кто осуществляет юрисдикцию или полномочия, не проистекающие из законов.
Статья 28.
Принципы, гарантии и права, признанные настоящей Конституцией, не могут быть изменены законами, которые регулируют их осуществление, и не нуждаются в предварительной регламентации для пользования ими.
Статья 29.
Никто не может быть понуждаем к совершению действий, которых не требуют Конституция и законы, ни к воздержанию от того, что ими не запрещено.
Статья 30.
Виновные в нарушении конституционных прав и гарантий несут судебную ответственность в общем порядке.
Статья 31.
Действие закона распространяется только на будущее время и обратной силы не имеет.
Статья 32.
Все должностные лица, гражданские, военные и духовные, прежде чем вступить в должность, обязаны ясно и подробно сообщить о своей собственности и доходах, что должно быть подтверждено в установленном законом порядке.
Статья 33.
Принципы, права и гарантии, перечисленные в Конституции, не означают отрицания других прав и гарантий, не провозглашенных Конституцией, но порожденных суверенитетом народа и республиканской формой правления.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
Статья 34.
В случае серьезной опасности, возникающей в связи с общественным возмущением или войной с иностранным Государством, Глава исполнительной власти с согласия Совета министров может объявить осадное положение на той части территории, на которой это необходимо.
Если в то время, когда вся территория Республики или часть ее находится на осадном положении, соберется на очередную или чрезвычайную сессию Конгресс, то продление осадного положения должно быть осуществлено законодательным актом. То же самое относится и к тем случаям, когда исполнительная власть объявляет осадное положение во время сессии Палат.
Если исполнительная власть не отменит осадного положения в течение девяноста дней, то по истечении этого срока оно теряет силу, за исключением случаев войны с иностранным Государством или гражданской войны. Тем, к кому были применены меры принуждения, должна быть возвращена свобода или же они должны по крайней мере предстать перед компетентным судом.
Исполнительная власть не вправе новым декретом продлить осадное положение на срок свыше девяноста дней или вновь объявить осадное положение в течение того же года без согласия Конгресса. Если это будет сделано во время парламентских каникул, исполнительная власть созывает чрезвычайную сессию Конгресса.
Статья 35.
Объявление осадного положения имеет следующие результаты:
1) исполнительная власть может увеличить численность постоянной армии и призвать на действительную службу резервы, какие сочтет нужными;
2) она имеет право собирать в случае необходимости досрочно национальные налоги и сборы и взимать в виде займа достаточные средства в случаях, если расходы не покрываются обычными поступлениями. В случае принудительного размещения займов исполнительная власть указывает размеры взносов и распределяет их между плательщиками в соответствии с их экономическими возможностями;
3) гарантии и права, установленные настоящей Конституцией, не приостанавливаются вообще с введением осадного положения; однако они могут быть приостановлены в порядке, указанном в последующих параграфах, в отношении определенных лиц, которым предъявлено обоснованное обвинение в заговоре против спокойствия Республики;
4) законная власть пользуется правом вызова и ареста обвиняемых и выдачи ордеров на арест, однако в этих случаях обвиняемые должны быть не позднее 48 часов переданы в распоряжение компетентного суда, которому передаются также документы, мотивирующие арест.
Если интересы охраны общественного порядка потребуют перемещения обвиняемых лиц, то может быть отдан приказ об их высылке в какой-либо главный город департамента или провинции, которые не являются вредными для здоровья.
Запрещается изгнание за границу по политическим мотивам, однако лицу, задержанному, разыскиваемому или арестованному по тем же мотивам, не при каких условиях не может быть отказано в выдаче заграничного паспорта, если оно потребует этого; соответствующие власти должны предоставить необходимые гарантии для осуществления указанного права.
Лица, выполняющие приказы, которые нарушают эти гарантии, могут быть по истечении срока осадного положения привлечены к судебной ответственности как виновные в нарушении конституционных гарантий, и ссылка на то, что они выполняли приказ вышестоящих властей, не может служить для них оправданием.
5) может быть также введена цензура над всей вообще корреспонденцией, а также могут быть установлены транзитные паспорта для всех лиц, которые вступают на территорию, где объявлено осадное положение, или покидают ее.
В случае войны с иностранным Государством устанавливается цензура над корреспонденцией и всеми средствами публикации.
Статья 36.
Правительство на ближайшей сессии Конгресса представляет отчет о мотивах объявления осадного положения, о том, как оно пользовалось представляемыми настоящим разделом полномочиями, разъясняя при этом, каковы результаты предпринятых судебных разбирательств, и указывая меры, которые необходимы для покрытия долгов, возникших в результате размещения займов и преждевременного сбора налогов.
Статья 37.
Конгресс должен первые свои заседания посвятить рассмотрению отчета, в котором говорит предыдущая статья, и либо принять его, либо определить ответственность, которой подлежит исполнительная власть.
Палатам предоставляется для этого право производить всевозможные расследования, какие они сочтут необходимыми, и запрашивать от исполнительной власти объяснения и обоснования всех ее действий, связанных с осадным положением, в том числе таких, которые не упоминаются в докладе.
Статья 38.
Ни Конгресс, ни какое-либо объединение или публичное собрание не вправе предоставлять исполнительной власти чрезвычайные полномочия, всю государственную власть либо верховенство, в силу чего жизнь, честь и собственность боливийцев оказались бы отданными на милость Правительства или какого-нибудь лица.
Личная неприкосновенность и привилегии, установленные настоящей Конституцией для народных представителей, не приостанавливаются на время осадного положения.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ГРАЖДАНСТВО
И ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА
Статья 39.
Гражданами Боливии являются:
1) Лица, родившиеся на территории Республики, за исключением детей иностранцев, находящихся на территории Боливии на службе у своих Правительств, и детей иностранцев, находящихся на территории Боливии проездом, которые могут по достижении 18 лет выбрать либо боливийское гражданство, либо гражданство своих родителей.
2) Лица, родившиеся за границей, отец или мать которых являются гражданами Боливии, в силу факта постоянного жительства на национальной территории либо в результате регистрации в консульстве.
3) Иностранцы, прожившие в Республике два года, объявившие перед Муниципальным советом департамента о своем желании приобрести гражданство Боливии и отказаться от прежнего гражданства.
Время пребывания в стране сокращается до одного года для иностранцев, удовлетворяющих следующим условиям;
а) если супруг либо дети — боливийские граждане;
b) если они являются собственниками недвижимого имущества или внедряют промышленность либо изобретения, приносящие общественную, пользу;
с) если они являются подрядчиками по строительству дорог или иных видов транспорта;
d) если они являются учителями;
е) если они являются иммигрантами, законтрактованными Правительством.
4) Иностранцы, которые, достигнув установленного законом возраста, поступают на военную службу, могут быть натурализованы без других условий.
5) Иностранцы, которые натурализованы Сенатом в награду за их услуги.
Статья 40.
Женщина — гражданка Боливии, вступившая в брак с иностранцем, не теряет своего гражданства; женщина-иностранка, вступая в брак с гражданином Боливии, приобретает гражданство своего мужа при условии проживания ее в стране, и она не теряет его даже в случае вдовства или развода.
Статья 41.
Гражданство Боливии утрачивается с приобретением другого гражданетва; для приобретения же его вновь достаточно постоянно проживать в Боливии.
Статья 42.
Гражданин Боливии имеет право:
1) принимать участие в качестве избирателя или избранного в образовании или деятельности органов государственной власти;
2) быть допущенным к занятию государственных должностей при единственном условии способности к их осуществлению, за исключением случаев, установленных законом.
Статья 43.
Для пользования гражданскими правами необходимо:
1) быть гражданином Боливии;
2) достичь 21 года;
3) уметь читать и писать;
4) быть внесенным в Гражданский регистр.
Статья 44.
Действие гражданских прав приостанавливается:
1) вследствие участия в вооруженном восстании или службы во вражеской армии во время войны;
2) при объявлении злостного банкротства или вследствие окончательного судебного приговора к телесному наказанию;
3) принятием должности от иностранного правительства без разрешения Сената, за исключением случаев принятия должности в университете или ином культурно-просветительном учреждении.
Статья 45.
За женщинами Боливии, в дополнение к гражданским правам, о которых говорится во второй части статьи 42 настоящей Конституции, признается право избирать и быть избранными при образовании Муниципалитетов на тех же условиях, что и мужчины.
РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 46.
Законодательная власть принадлежит Национальному Конгрессу, состоящему из двух Палат: Палаты Депутатов и Палаты Сенаторов. На очередные сессии Конгресс собирается в Столице Республики ежегодно, без необходимости созыва, 6 августа; сессии продолжаются девяносто будних дней, и срок этот может быть продлен как по воле самого Конгресса, так и по просьбе исполнительной власти до ста двадцати дней. Если исполнительная власть придет к убеждению, что Конгресс не должен собраться в Столице Республики, может быть принято решение о его созыве в другом месте.
Статья 47.
Конгресс может собраться на чрезвычайную сессию с согласия абсолютного большинства своих членов или по созыву исполнительной власти. В обоих случаях Конгресс занимается только теми вопросами, которые указаны при созыве.
Статья 48.
Палаты должны работать при наличии абсолютного большинства своих членов, в одно и то же время, в одном и том же месте и должны начинать или кончать свою работу в один и тот же день.
Статья 49.
Каждый Депутат или Сенатор может быть назначен Президентом или Вице-президентом Республики, Государственным министром или дипломатическим представителем, отказываясь, однако, на время исполнения этих обязанностей от своих законодательных функций; кроме указанных, он не должен занимать никаких других должностей, зависимых от исполнительной или судебной властей.
Статья 50.
Лица, находящиеся на гражданской или военной службе, а также священнослужители, подлежащие юрисдикции церкви, не могут быть избраны представителями Нации; исключение составляют ординарные профессора университета.
Статья 51.
Сенаторы и Депутаты ни в какое время не несут ответственности за мнения, выраженные при исполнении своих обязанностей.
Статья 52.
Ни один Сенатор или Депутат со дня своего избрания и до истечения срока полномочий, даже в перерыве между сессиями Палат, не может быть ни в каком случае подвергнут обвинению, судебному преследованию или аресту без разрешения той Палаты, к которой он принадлежит; по гражданским делам им не может быть предъявлен иск в течение срока, начинающегося за 60 дней до открытия сессии Конгресса и оканчивающегося в момент возвращения Сенатора или Депутата к месту своего постоянного жительства.
Вице-президент Республики, который является Председателем Национального Конгресса и Сената, пользуется тем же иммунитетом и теми же прерогативами, что Сенаторы и Депутаты.
Статья 53.
Депутатам и Сенаторам запрещается приобретать и арендовать государственное имущество как на свое имя, так и на имя третьих лиц; точно так же они не могут заключать договоры на производство работ или на поставку товаров, равно как и получать концессии и участвовать в другой деятельности с целью извлечения личной выгоды.
Они также не могут во время действия их полномочий быть на службе каких-либо автономных объединений либо адвокатами акционерных обществ или предприятий, которые имеют деловые отношения с Государством.
Нарушение настоящего предписания влечет за собой потерю мандата по постановлению соответствующей Палаты, согласно предписанию пункта 4 статьи 59 настоящей Конституции.
Статья 54.
В течение установленного Конституцией срока своего мандата Сенаторы и Депутаты могут направлять представления должностным лицам исполнительной власти о выполнении законных распоряжений, а также выступать с изложением нужд своих избирательных округов и указывать способы удовлетворения этих нужд.
Статья 55.
Если одно и то же лицо избрано и Сенатором и Депутатом, ему предоставляется принять тот мандат, который он предпочтет; если оно окажется избранным от двух различных округов или департаментов, ему также предоставляется право выбора любого из них.
Статья 56.
Сенаторы и Депутаты могут быть избраны на новый срок; им предоставляется право отказаться от мандата.
Статья 57.
Заседания Конгресса и обеих его Палат происходят публично, и закрытыми они могут быть объявлены только по постановлению двух третей своих членов.
Статья 58.
Функции законодательной власти следующие:
1) Издавать, отменять, изменять и толковать законы.
2) Устанавливать любые новые налоги или отменять существующие, определять их характер — общенациональный, департаментский или муниципальный, а также устанавливать расходы казны.
Налоги устанавливаются на неопределенное время, если соответствующими законами не определяется срок их действия.
3) Устанавливать для каждой статьи бюджета расходы государственной администрации по предварительно представленному исполнительной властью проекту бюджета.
4) Устанавливать на каждый законодательный период численность вооруженных сил мирного времени.
5) Предоставлять исполнительной власти полномочия на выпуск займов, указывая средства их обеспечения; утверждать сделанные долги и определять средства их уплаты. б) Образовывать новые департаменты и провинции и определять их границы; устанавливать основные пош лины и открывать таможни.
7) Определять вес, пробу, стоимость, достоинство и тип национальной монеты, санкционировать эмиссию и обращение банкнот, а также регулировать систему мер и весов.
8) Предоставлять субсидии и гарантировать доходы при строительстве железных дорог, каналов, шоссейных дорог и иных средств сообщения.
9) Разрешать проход иностранных войск через территорию Республики, устанавливая срок их пребывания на ее территории.
10) Разрешать отправку национальных войск за пределы Республики с указанием срока их возвращения.
11) Учреждать и упразднять государственные должности, а также определять или изменять их полномочия.
12) Объявлять амнистии по политическим преступлениям; даровать помилование с предварительной консультацией Верховного суда.
13) Одобрять или отклонять всякого рода международные договоры и конвенции.
14) Разрешать отчуждение национального имущества, имущества департаментов, муниципалитетов, университетов, а также всякого другого государственного имущества.
15) Уполномочивать исполнительную власть на приобретение недвижимого имущества и санкционировать осуществленные уже приобретения.
16) Осуществлять право дипломатического воздействия на международные акты исполнительной власти, находящиеся в процессе выработки или согласования.
17) Утверждать или отклонять ежегодно отчет об израсходовании средств, предназначенных для расходов администрации, который должно представлять Правительство на каждой первой сессии законодательного периода.
18) Назначать членов Верховного суда.
19) Разрешать университетам заключать займы.
РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. КОНГРЕСС
Статья 59.
Функции каждой Палаты следующие:
1) Проверять мандаты своих членов.
Вопрос о недействительности мандата Сенатора или Депутата может быть поднят только Верховным судом, чье решение не может быть пересмотрено Палатами. Если при проверке мандатов, не представленных в Верховный суд, Палата встретится с основаниями для их аннулирования, она постановлением, принятым большинством в две трети голосов, представляет этот вопрос на разрешение Верховного суда.
2) Образовывать свое руководящее бюро.
3) Устанавливать свой регламент и вносить в него исправления.
4) Большинством двух третей голосов отстранять, временно или окончательно, кого-либо из своих членов за серьезные проступки, совершенные ими при исполнении своих обязанностей.
5) Отдавать распоряжения об оплате своих расходов и решать все вопросы, связанные с хозяйством Конгресса и с поддержанием внутреннего порядка.
Статья 60.
Палаты собираются на совместные заседания, образуя Конгресс, в следующих случаях:
1) Для открытия и закрытия сессий.
2) Для проверки правильности подсчета голосов при избрании Президента и Вице-президента Республики либо для назначения их, если на выборах не оказалось абсолютного большинства голосов, в соответствии с положениями Конституции.
3) Для принятия присяги от лиц, указанных в предыдущем параграфе.
4) Для принятия или отклонения отставки тех же лиц.
5) Для выполнения функций, указанных в пунктах 13 и 17 статьи 59 Конституции.
6) Для обсуждения законов, на которые наложено вето исполнительной властью.
7) Для объявления войны по представлению исполнительной власти.
8) Для определения численности вооруженных сил.
9) Для рассмотрения законопроектов, принятых одной Палатой, но отвергнутых другой в течение двадцати дней.
10) Для разрешения большинством в две трети голосов споров о компетенции, которые выносятся на рассмотрение Палат исполнительной властью или Верховным судом, и абсолютным большинством голосов для разрешения таких же споров между указанными властями или между окружными судами и кассационным судом.
11) Для осуществления полномочий, предоставленных Конгрессу в соответствии со статьями 34, 36 и 37 настоящей Конституции.
12) Для рассмотрения в соответствии с законом обвинений в преступлениях при исполнении обязанностей Президента и Вице-президента Республики, Государственных министров, дипломатических представителей и Генерального контролера Республики.
Статья 61.
Конгресс ни в каком случае не может делегировать полномочия, возложенные на него Конституцией, ни одному, ни нескольким своим членам или какой-либо другой власти.
Статья 62.
Палаты могут вотировать неодобрение актов исполнительной власти, адресуя его Государственным министрам, порознь или в совокупности в зависимости от обстоятельств, в целях изменения политического направления, вызвавшего неодобрение.
Для осуществления этого права достаточно решения Палаты, от которой исходит вотум, вынесенного абсолютным большинством присутствующих членов.
Статья 63.
Каждая из палат на основании письменного представления какой-либо из своих комиссий или какого-либо из своих членов имеет право требовать присутствия в зале заседаний Государственных министров для получения информации, которая будет сочтена необходимой в целях законодательства, контроля или обвинения.
Раздел седьмой. Палата депутатов
Статья 64.
Депутаты избираются народом путем прямых выборов простым большинством голосов. Они избираются на четыре года с обнов лением половины состава Палаты через каждые два года. В первый, раз выбывающие депутаты определяются по жребию. Порядок выбора и число лиц, подлежащих избранию, определяется законом.
Статья 65.
Для того чтобы быть Депутатом, необходимо:
1) Быть гражданином Боливии.
2) Отбыть воинскую повинность.
3) Быть включенным в гражданский реестр.
4) Достичь 25-летнего возраста.
5) В прошлом не быть присужденным судом к телесному наказанию, не находиться под судом в настоящее время и не быть признанным по суду виновным в преступлении.
Статья 66.
Исполнение полномочий, указанных в пунктах 3, 4, 5 статьи 58, должно иметь место по инициативе одного или нескольких членов Палаты или исполнительной власти.
Статья 67.
К компетенции Палаты Депутатов относится избрание членов Верховного суда правосудия абсолютным большинством голосов по спискам из трех кандидатов, предлагаемым Сенатом, а также предание членов Верховного суда суду Высокой палаты за преступления, совершенные ими при исполнении своих обязанностей.
Раздел восьмой. Палата сенаторов
Статья 68.
Сенат Республики составляется из трех Сенаторов от каждого департамента.
Статья 69.
Для того чтобы быть Сенатором, необходимо: достичь возраста 35 лет и отвечать условиям, необходимым для Депутата.
Статья 70.
Сенаторы выполняют свои функции в течение шести лет; Сенат обновляется по третям таким образом, что каждые два первых двухлетия выбывает по жребию по одной трети из состава.
Статья 71.
Функции Сената следующие:
1) Рассматривать обвинения, выдвинутые Палатой Депутатов против членов Верховного суда, согласно Закону об ответственности; Сенат судит членов Верховного суда в качестве единственной инстанции и выносит решение, определяя их ответственность на основании обвинения, возбужденного Палатой Депутатов по жалобе потерпевшей стороны или по заявлению какого-либо гражданина.
Вопросы, предусмотренные в двух предшествующих пунктах, решаются большинством в две трети голосов присутствующих членов.
Порядок рассмотрения указанных дел и подлежащие соблюдению формальности регулируются специальным законом.
2) Восстанавливать в боливийском гражданстве и в гражданских правах тех, кто их потерял.
3) Разрешать боливийским гражданам поступать на службу иностранного Государства, а также получать звание и вознаграждение от иностранных правительств.
4) Рассматривать положения о муниципалитетах.
5) Присуждать награды лицам, имеющим выдающиеся заслуги перед Нацией.
6) Предлагать Палате Депутатов кандидатов для выборов в члены Верховного суда, по три кандидата на каждую вакансию.
7) Предлагать Президенту Республики для избрания Генерального контролера и Генерального прокурора Республики по три кандидата на каждую вакансию.
8) Представлять кандидатуры духовных лиц для замещения вакансий архиепископов и епископов; по три кандидата на каждую вакансию, с тем чтобы исполнительная власть представляла их на утверждение согласно каноническим правилам.
9) Выносить большинством в две трети голосов решения о денежных наградах.
10) Избирать абсолютным большинством голосов членов окружных судов по спискам, включающим трех кандидатов на каждую вакансию, — представленным Верховным судом.
11) Утверждать или отклонять тайным голосованием представляемые исполнительной властью производства в генералы и полковники армии.
РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. ЗАКОНЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 72.
Инициатива принятия закона, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3 и 11 статьи 59 и 67, может исходить от Сената или от Палаты Депутатов по предложению одного или нескольких членов Палат или по представлению исполнительной власти, в последнем случае при условии, что законопроект при обсуждении будет поддерживаться соответствующим Министром, который, однако, при голосовании будет отсутствовать.
Верховный суд может в специальном послании вносить на обсуждение проекты кодексов, процессуальных законов и конституционных изменений.
Статья 73.
Законопроект, принятый Палатой, которой он был предложен, немедленно передается другой Палате, которая должна обсудить его в течение двадцати дней.
В случае принятия закона другой Палатой он передается исполнительной власти для промульгации.
Статья 74.
Законопроект, который был отвергнут Палатой, где он был предложен, не может вновь вноситься ни в одну из Палат до следующего законодательного периода.
Статья 75.
Если Палата- при обсуждении законопроекта, принятого другой Палатой, ограничится внесением в него поправок и изменений, законопроект считается принятым, но при условии, что Палата, выдвинувшая законопроект, примет поправки и изменения абсолютным большинством голосов. Если же она их не примет, а в свою очередь внесет поправки и изменения, то в течение двадцати дней по созыву председателя любой из Палат они собираются для совместного обсуждения законопроекта. В случае принятия законопроекта на совместном заседании он передается исполнительной власти для промульгирования в качестве закона Республики; если же законопроект отвергнут на совместном заседании, он не может быть снова внесен на рассмотрение до следующего законодательного периода.
Статья 76.
Если Палата, в которую поступил для обсуждения законопроект, не выскажется по нему в течение 20 дней, то Палата, в которой законопроект был предложен, может потребовать рассмотрения его в следующие 10 дней, а если и это не будет выполнено, законопроект подлежит рассмотрению на совместном заседании Палат.
Статья 77.
На всякий закон, принятый законодательной властью, Президент Республики в течение 10 дней со дня его получения может представить свои возражения, если только при его обсуждении не присутствовал Министр, к ведомству которого законопроект относится.
Закон, на который в течение 10 дней не было представлено возражений, подлежит промульгации; если же сессия Конгресса закончится до истечения указанного срока, Президент Республики должен опубликовать послание со своими возражениями, для того чтобы Конгресс мог рассмотреть их на следующей сессии.
Статья 78.
Возражения исполнительной власти направляются в ту Палату, в которой был выдвинут законопроект. Если Палаты, объединившись в Конгресс, признают возражения обоснованными и внесут в законопроект соответствующие изменения, он возвращается исполнительной власти для промульгации.
Если Конгресс большинством в две трети присутствующих членов признает возражения необоснованными, Президент Республики обязан промульгировать закон в течение десяти дней; если он этого не сделает, закон промульгирует Председатель Конгресса.
Статья 79.
Законы, на которые Президент Республики не наложил вето и не промульгировал в течение десяти дней с момента их получения, промульгируются Председателем Конгресса.
Статья 80.
Постановления Палат и Конгресса не нуждаются в промульгации исполнитепьной властью.
Статья 81.
Промульгация законов производится Президентом Республики в следующей форме:
«Поскольку Национальный Конгресс принял нижеследующий закон:…
Я промульгирую его с тем, чтобы он соблюдался как закон Республики».
Постановления Конгресса промульгируются в следующей форме:
«Национальный Конгресс Республики постановляет:
Поэтому подлежит соблюдению в соответствии с Конституцией».
Статья 82.
Закон вступает в силу со дня его промульгации, если в нем же не указано иное.
РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 83.
Исполнительная власть осуществляется Президентом Республики совместно с Государственными министрами.
Статья 84.
Президент Республики избирается прямым голосованием. Одновременно с ним и таким же образом избирается Вице-президент.
Статья 85.
Конституционный срок полномочий Президента и Вице-президента Республики устанавливается в шесть лет и не подлежит продлению. Ни Президент, ни Вице-президент не могут быть избраны на новый срок, а Вице-президент не может быть избран Президентом Республики иначе, как через шесть лет по истечении срока его полномочий.
Статья 86.
Президентом и Вице-президентом Республики могут быть избраны лица, отвечающие требованиям, установленными для Сенаторов.
Статья 87.
Президентом и Вице-президентом Республики не могут быть:
1) Государственные министры, которые не ушли в отставку по крайней мере за шесть месяцев до дня выборов.
2) Лица, находящиеся на действительной военной службе, и лица, принадлежащие к духовенству.
3) Родственники Президента и Вице-президента, состоящие с ними во второй степени родства или свойства, в течение года, предшествующего президентским выборам.
4) Лица, заключившие договоры на производство общественных работ и на публичные службы, администраторы и директора, доверенные лица и представители предприятий, субсидируемых Государством, а также объединений и учреждений, в которых казна участвует в качестве пайщика; распорядители публичных фондов и сборщики налогов до того, как они окончательно рассчитаются с казной.
Статья 88.
Если ни один из кандидатов в Президенты или Вице-президенты Республики не получит на выборах абсолютного большинства голосов, Конгресс отберет по три кандидата на тот и другой пост, получивших наибольшее число голосов, и из их числа произведет выборы.
Если после первого голосования ни один из конкурирующих кандидатов не наберет абсолютного большинства голосов, происходит вторичное голосование, при котором баллотируются лишь два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Если голоса разделятся поровну, голосование повторяется до тех пор, пока один из кандидатов не получит абсолютного большинства голосов.
Выборы, подсчет голосов и объявление результатов голосования производятся в открытом и непрерывном заседании.
Статья 89.
Объявление народу об избрании Президента и Вице-президента Республики производится посредством закона.
Статья 90.
При вступлении на пост Президент и Вице-президент Республики приносят перед Конгрессом торжественную присягу на верность Республике и Конституции.
Статья 91.
Если Президент Республики лишен возможности исполнять свои обязанности или временно отсутствует до или после объявления о его избрании, его временно замещает Вице-президент, при его отсутствии — Председатель Сената, а при невозможности этого — Председатель Палаты Депутатов.
Вице-президент вступает на пост Президента Республики, если он оказывается вакантным до или после объявления об избрании Президента, и осуществляет его функции до конца периода, установленного Конституцией. В случае отсутствия Вице-президента, его обязанности исполняет Председатель Сената, а при отсутствии последнего — Председатель Палаты Депутатов. В последнем случае, если не истекло трех лет с начала президентских полномочий, проводятся новые выборы Президента и Вице-президента, однако только на оставшийся срок.
Статья 92.
Когда Вице-президент не выполняет функций Президента, он является Председателем Сената, независимо от чего эта Палата выбирает своего Председателя, который будет выполнять обязанности Председателя в отсутствие Вице-президента Республики.
Статья 93.
Президент Республики не имеет права покинуть национальную территорию без разрешения Конгресса.
Статья 94.
Полномочия Президента Республики следующие:
1) Исполнять законы и обеспечивать их исполнение, издавая соответствующие декреты и распоряжения, не допуская при этом ограничения или изменения прав, установленных законом, и не вступая с ними в противоречие, а также соблюдая ограничения, установленные настоящей Конституцией.
2) Вести переговоры и заключать договоры с другими Государствами, а также обмениваться ратификационными грамотами, если требуется предварительная ратификация Конгресса.
3) Руководить международными отношениями, назначать дипломатических и консульских должностных лиц, вообще принимать должностных лиц других Государств; назначение послов и полномочных Министров производится с одобрения Сената, но эти должностные лица ответственны только перед Президентом Республики и находятся на своих постах до тех пор, пока пользуются его доверием.
4) Участвовать в законодательной деятельности путем обращения со специальными посланиями или участия в парламентском обсуждении соответствующего Министра.
5) Созывать Конгресс на чрезвычайные сессии.
6) Управлять согласно законам и в полном соответствии с бюджетом национальными доходами и их расходованием через посредство соответствующего Министра.
7) Представлять законодательной власти на первой очередной сессии общегосударственный и департаментские бюджеты на предстоящий бюджетный год и предлагать в течение этого года изменения, которые он сочтет необходимыми.
Отчет о расходах, предусмотренных бюджетом, представляется ежегодно.
8) Наблюдать за постановлениями муниципалитетов и особенно по вопросам доходов и налогового обложения; опротестовывать перед Сенатом постановления, противоречащие Конституции или другим законам, когда допустивший нарушение муниципалитет оставляет без последствий представление исполнительной власти.
9) Представлять ежегодно Конгрессу на первой очередной сессии письменное послание о Положении дел по управлению за год, прилагая к нему меморандумы Министров.
10) Представлять через Министров Палатам те сведения, которые будут испрошены, причем Президент имеет право воздержаться от представления сведений дипломатического характера, которые, по его мнению, не следует оглашать.
11) Заменять смертную казнь другим наказанием в соответствии с законом.
12) Обеспечивать исполнение судебных решений.
13) Объявлять амнистии по делам о политических преступлениях, не нарушая при этом прав законодательной власти осуществлять такие же функции.
14) Назначать в соответствии с законом гражданские и военные пенсии и другие виды материального обеспечения.
15) Осуществлять право государственного патроната над церковью, духовными учреждениями, лицами, бенефициями и имуществом.
16) Предлагать архиепископов и епископов, избранных им из числа трех кандидатов, выдвинутых Сенатом, и назначать должностных лиц, каноников и настоятелей из числа предложенных церковными советами.
17) С утверждения Сената давать или не давать согласие на постановления церковных соборов, послания, буллы и рескрипты Верховного первосвященника, имея при этом в виду, что, если там содержатся предписания общего и постоянного характера, для их утверждения требуется издание закона.
18) Назначать Генерального прокурора и Генерального контролера Республики из числа предложенных Сенатом трех кандидатов на каждую вакансию, а также назначать председателей экономических и социальных учреждений, в которых участвует Государство, из предложенных Палатой Депутатов трех кандидатов на каждую вакансию.
19) Назначать должностных лиц администрации, если закон не поручает их назначение другим властям, и выдавать им мандаты на занятие их должностей.
20) В случае вакансий за смертью или отставкой временно назначать на должности, подлежащие замещению другой властью, которая временно не функционирует.
21) Присутствовать при открытии и закрытии сессий Конгресса.
22) Охранять в соответствяи с Конституцией внутренний порядок и внешнюю безопасность Республики.
23) Назначать Главнокомандующего армией.
24) Представлять Сенату в случае вакансий предложения о производстве в генералы и полковники с сообщением об их заслугах и продвижении по службе.
25) Присваивать чины генералов и полковников от имени Нации во время войны.
26) Предоставлять в соответствии с законом привилегии исключительно временного характера изобретателям, авторам усовершенствований или методов, способствующих развитию науки и искусств, и выдавать денежное вознаграждение этим лицам в случае опубликования секрета изобретения, усовершенствования или его внедрения.
27) Создавать и содействовать созданию приютов для малолетних.
Статья 95.
Звание Верховного главнокомандующего вооруженными силами неотъемлемо относится к полномочиям Президента Республики.
Статья 96.
Президент Республики посещает различные центры страны, каждый из них по меньшей мере один раз за время своих полномочий, представляя отчеты и свои соображения законодательной власти.
РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МИНИСТРЫ
Статья 97.
Государственное управление осуществляется Государственными министрами, число которых определяется законом; для их назначения или отставки достаточно декрета Президента Республики.
Статья 98.
Для того чтобы быть Государственным министром, необходимо удовлетворять условиям, предусмотренным для членов Палаты Депутатов.
Статья 99.
Государственные министры, каждый в пределах своего ведомства, несут ответственность за акты управления совместно с Президентом Республики.
Они несут солидарную ответственность за действия, согласованные в Совете Министров.
Статья 100.
Все декреты и распоряжения Президента Республики скрепляются подписью Министра соответствующего ведомства; без этого они не обязательны к исполнению.
Статья 101.
Министры могут присутствовать во время дебатов в любой из Палат, но удаляются перед началом голосования.
Статья 102.
К открытию сессии Конгресса Министры представляют доклады о состоянии дел в возглавляемых ими ведомствах в порядке, предусмотренной пунктом 9 статьи 94.
Статья 103.
Отчет о расходовании государственных средств, представляемый Конгрессу Министром финансов должен быть одобрен другими Министрами в части в какой он касается возглавляемых ими ведомств.
В подготовке общего бюджета принимают участие все Министры поскольку это касается возглавляемых ими ведомств.
Статья 104.
Устный или письменный приказ Президента Республики не освобождает Министра от ответственности.
Статья 105.
За должностные преступления, совершенные при исполнении служебных обязанностей, Министры подвергаются преследованию в соответствии с законом об ответственности должностных лиц.
РАЗДЕЛ ДВЕНАДЦАТЫЙ. ВНУТРЕННЕЕ УПРАВЛЕНИЕ
Статья 106.
Политическое и административное управление в каждом департаменте возлагается на префектов, субпрефектов и коррехидоров, обязанности и условия избрания которых определяются законом.
РАЗДЕЛ ТРИНАДЦАТЫЙ. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА
Статья 107.
Экономическая система должна по существу соответствовать принципам социальной справедливости, направленным на обеспечение всем жителям условий жизни, достойных человека.
Статья 108.
Изначальной собственностью Государства, помимо того имущества, которое объявлено таковым в законе, являются все полезные ископаемые все пустующие земли с их недрами, все озера, реки и целебные источники, а также все естественные ресурсы, доступные для хозяйственного использования; законами устанавливаются условия пользования указанной собственностью, а также порядок передачи права собственности частным лицам.
Статья 109.
Государство может регулировать посредством закона торговую и промышленную деятельность, когда этого настоятельно требует общественная безопасность или необходимость. Оно также может при этих условиях принять на себя высшее руководство национальной экономикой. Такое вмешательство осуществляется в форме контроля, поощрения или непосредственного управления.
Статья 110.
Государство с одобрения Конгресса может установить государственную монополию на определенные статьи экспорта, если только это диктуется необходимостью удовлетворения нужд страны. Оно может также устанавливать контроль над обращением в стране иностранной валюты.
Экспорт нефти и ее продуктов, находящихся в государсгвенном или в частном владении, производится исключительно Государством или учреждениями, его представляющими.
Ввоз сырья для нужд национальной промышленности также производится Государством или представляющими его учреждениями.
Статья 111.
Все предприятия, созданные для добычи сырья, его обработки и продажи готовой продукции, считаются национальными предприятиями и подпадают под действие суверенитета, законов и распоряжений органов власти Республики.
Статья 112.
Доходы Государства разделяются на национальные, департаментские и муниципальные и находятся в самостоятельном управлении соответствующей казны. Никакая сумма не может быть изъята из соответствующей казны иначе, как в соответствии с утвержденным бюджетом.
Разделение национальных, департаментских и муниципальных доходов осуществляется органическим законом.
Средства департаментов, муниципалитетов и университетов, собираемые учреждениями, подчиненными государственному казначейству, никоим образом не могут быть концентрированы в указанном казначействе.
Статья 113.
Исполнительная власть представляет законодательной на ее первой же очередной сессии законопроекты о национальных и департаментских бюджетах. По истечении двадцатидневного срока с начала первой очередной сессии проект бюджета должен быть подвергнут рассмотрению Палатой Депутатов в непрерывном заседании независимо от того, представлено сообщение соответствующей комиссии или не представлено. Для Сената устанавливается тот же порядок, причем двадцатидневный срок, предоставляемый для рассмотрения им законопроекта о бюджете, исчисляется со дня передачи законопроекта в секретариат Сената.
Статья 114.
Если по истечении девяноста дней начиная с открытия законодательной сессии национальный и департаментский бюджеты не будут утверждены, бюджет текущего финансового года остается в силе на следующий год. Если законодательная власть не утвердила бюджет в течение двух лет подряд, в течение следующего за тем финансового года действует последний из проектов, представленных исполнительной властью и не утвержденных законодательной властью.
Статья 115.
При рассмотрении законопроекта о бюджете Палаты могут принимать, изменять или отклонять предложения о производстве работ, объеме жалованья или заработной платы, надбавках к ним и штатных расписаниях, но они не могут учреждать новые статьи. Данное положение не распространяется на службы, связанные с деятельностью законодательной власти.
Статья 116.
Президент Республики с согласия Совета Министров может издать распоряжение об оплате расходов, не предусмотренных в законе о бюджете, только в тех случаях, когда возникает неотложная необходимость, вызванная стихийными бедствиями, внутренними волнениями или истощением ресурсов, необходимых для поддержания работ, приостановка которых может нанести серьезный ущерб Республике. Расходы на эти цели не должны превышать одного процента с общей суммы расходов, предусмотренных государственным бюджетом.
На Государственных министров и должностных лиц, которые санкционируют указанные в настоящей статье расходы, возлагается солидарная ответственность за их покрытие, и они несут уголовную ответственность за злоупотребления при распоряжении государственными средствами.
Статья 117.
Каждый законопроект, который предусматривает расходы Государства, должен одновременно содержать указание на способы их покрытия и порядок их расходования.
Статья 118.
Государственный долг гарантируется. Все государственные обязательства, принятые в соответствии с законом, являются ненарушимыми.
Статья 119.
Краткосрочный долг, который возник у исполнительной власти в пределах одного финансового года, подлежит непременному погашению в течение следующего финансового года.
Статья 120.
Общий отчет по доходам и расходам за каждый раздел бюджета представляется Министром финансов на рассмотрение Конгресса на первой очередной сессии.
Статья 121.
Государственные предприятия, автономные или полуавтономные, также представляют ежегодно Конгрессу отчет о своих доходах и расходах с приложением сообщения Генерального контролера Республики.
Статья 122.
Департаменты и муниципалитеты не могут устанавливать поощрительные или запретительные мероприятия, если это может отразиться на интересах других округов, а также создавать правила, действующие в пользу жителей отдельных департаментов или исключающие других боливийцев.
Статья 123.
Учреждается ведомство бухгалтерского учета и финансового контроля, именуемое Ведомством Генерального контролера Республики. Закон определяет права и обязанности Генерального контролера и должностных лиц, находящихся в его подчинении. Генеральный контролер подчиняется непосредственно Президенту Республики и назначается им из числа трех кандидатов, предложенных Сенатом; Генеральный контролер получает то же вознаграждение, что и Государственные министры, и пользуется той же несменяемостью, что и члены Верховного суда правосудия.
РАЗДЕЛ ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ
Статья 124.
Труд и капитал в качестве факторов, обеспечивающих производство, пользуются покровительством Государства.
Статья 125.
Закон регулирует обязательное страхование по болезни, от несчастных случаев, по безработице, при потере трудоспособности, по старости, в случае материнства, в случае смерти; выплаты и компенсации рабочим и служащим; условия работы женщин и подростков, максимальную продолжительность рабочего дня; минимум заработной платы; предоставление отдыха в воскресные и праздничные дни; ежегодные отпуска и отпуска по беременности с сохранением заработной платы; медицинское обслуживание и охрану здоровья, а также другие виды социального обеспечения и охраны прав трудящихся.
Статья 126.
Государство поощряет посредством соответствующего законодательства организацию всевозможных кооперативов.
Статья 127.
Государство устанавливает меры, содействующие охране здоровья и жизни рабочих, служащих и сельскохозяйствеыных рабочих; оно заботится о том, чтобы они имели отвечающие требованиям гигиены жилища, и способствует строительству дешевых домов; оно содействует также техническому образованию работников физического труда.
Власти контролируют также условия техники безопасности и гигиены, которые должны соблюдаться на производстве и в учреждениях, а также в сельском хозяйстве и в шахтах.
Статья 128.
Гарантируется свободное объединение в профессиональные союзы и признается право на заключение коллективных договоров. Признается также профсоюзный устав и право на забастовку как средство защиты рабочих в соответствии с законом; не допускается увольнение рабочих, преследование или заключение в тюрьму за их профсоюзную деятельность.
Статья 129.
Закон определяет условия участия предпринимателей и рабочих в прибылях предприятий.
Статья 130.
Государство через суды и специальные органы разрешает конфликты между предпринимателями и рабочими и служащими.
Статья 131.
Права и преимущества, признаваемые законом за рабочими и служащими, не могут быть нарушены. Всякие соглашения, заключенные в обход этого положения или противоречащие ему, ничтожны.
Статья 132.
Социальное обеспечение есть функция Государства. Условия социального обеспечения определяются законом. Проводимые Государством санитарные мероприятия являются принудительными и обязательными.
РАЗДЕЛ ПЯТНАДЦАТЫЙ. СЕМЬЯ
Статья 133.
Брак, семья и материнство находятся под охраной закона. Устанавливается юридическое равенство супругов.
Фактические браки признаются лишь по прошествии двух лет совместного сожительства, подтвержденного всеми необходимыми доказательствами или рождением ребенка, если обе стороны отвечают условиям, которые ставит закон для вступления в брак. Закон о гражданской регистрации придает юридическую силу таким фактическим бракам.
Статья 134.
Не признаются различия в правовом положении детей; все они имеют равные права и равные обязанности. Разрешается отыскание отцовства в соответствии с законом.
Статья 135.
Закон определяет семейную собственность, которая является неприкосновенной и неотчуждаемой, а также размеры семейных пособий в зависимости от числа детей.
Статья 136. Охрана физического, интеллектуального и морального здоровья является первейшей обязанностью Государства. Государство охраняет право ребенка на жилище, образование и всемерную помощь, если он окажется беспризорным, больным или в несчастье. Государство возлагает исполнение всего изложенного в настоящей статье на соответствующие специальные органы.
РАЗДЕЛ ШЕСТНАДЦАТЫЙ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 137.
Судебная власть осуществляется Верховным судом, окружными судами и иными судами, которые учреждаются законом.
Отправление правосудия в судах является бесплатным.
Статья 138.
Судьи независимы и подчиняются только закону.
Статья 139.
Учреждение чрезвычайных судов не допускается.
Статья 140.
Гласность судопроизводства есть неотъемлемое условие отправления правосудия, и исключением могут быть лишь случаи, когда имеется угроза для добрых нравов.
Отменяется секретный характер доказательств при суммарном производстве по уголовным делам.
Статья 141.
Судам под их ответственность запрещается допускать к отправлению судебных обязанностей должностных лиц и судей, назначенных не в соответствии с Конституцией и другими законами.
Статья 142.
К компетенции общих судов относится:
1) Рассматривать и разрешать все гражданские споры между частными лицами, а также между частными лицами и Государством, если оно выступает в качестве юридического лица в соответствии с нормами гражданского права.
2) Выносить на основании статьи 27 настоящей Конституции решения о незаконности действий и распоряжений несудебных государственных властей, по заявлениям об их необоснованности. Такие заявления рассматриваются и разрешаются судами и судьями, уполномоченными законом рассматривать в первой инстанции дела должностных лиц, превысивших свои полномочия.
3) Разрешать вопросы о действительности или недействительности выборов в случаях, предусмотренных Конституцией и другими законами.
Статья 143.
Верховный суд состоит из десяти членов и делится на две палаты.
Статья 144.
Для того чтобы быть членом Верховного суда или Генеральным прокурором, нужно иметь десятилетний стаж безупречной адвокатской деятельности и удовлетворять требованиям, предусмотренным для Сенатора.
Статья 145.
Помимо установленных законом, полномочиями Верховного суда являются:
1) Представлять судебную власть и руководить ею.
2) Предлагать Сенату в соответствии с законом кандидатов для избрания членов окружных судов, по три кандидата на каждую вакансию, избирать судей в соответствии с законом. Соответствующие назначения производятся Председателем Верховного суда.
3) Составлять бюджет своего ведомства и давать распоряжения Государственной казне о производстве платежей.
4) Рассматривать в соответствии с законом заявления о недействительности тех или иных актов, воздерживаясь в то же время от рассмотрения вопроса по существу.
5) Рассматривать в единственной инстанции дела чисто правового характера, от решения которых зависит признание конституционным или неконституционным того или иного закона, декрета или постановления.
6) Рассматривать дела по обвинениям в должностных преступлениях дипломатических представителей и консулов, комиссаров по демаркации границ, национальных представителей, Генеральных контролеров, ректоров университетов, судей высших судов, окружных прокуроров, префектов и иных должностных лиц по определению закона.
7) Рассматривать спорные вопросы, возникающие в связи с выполнением договоров, сделок и соглашений о концессиях, заключенных исполнительной властью, а также вопросы административной юстиции, могущие возникнуть из решений по рассмотренным претензиям.
8) Рассматривать все дела по спорам, касающимся национального патроната, осуществляемого правительством.
9) Разрешать споры о компетенции между муниципалитетами и между ними и центральными властями, а также между теми и другими и властями провинции.
10) Рассматривать в единственной инстанции возражения против постановлений законодательной власти или одной из Палат, если такие постановления затрагивают одно или более конкретных прав, гражданских или политических, независимо от того, кто является заинтересованным лицом, если только вопрос не касается полномочий национальных представителей.
11) Рассматривать и разрешать споры между департаментами, независимо от того, идет ли речь о пределах компетенции или о других спорных правах.
12) Рассматривать в единственной инстанции вопрос о действительности или недействительности выборов Сенаторов и Депутатов, а также вопрос о неспособности избранных исполнять свои обязанности.
Статья 146.
Помимо установленных законом обязанностей и полномочий, окружные суды уполномочены рассматривать дела о должностных преступлениях, индивидуальных или коллективных, муниципальных алькальдов, членов Муниципальных советов и рассматривать вопрос о недействительности их выборов.
Субпрефекты подпадают под ту же юрисдикцию.
Статья 147.
Члены Верховного суда выполняют свои обязанности в течение десяти лет; члены окружных судов — шесть лет, а участковые и следственные судьи четыре года, причем допускается их переизбрание.
В течение указанных сроков, которые являются персональными, ни одно должностное лицо или судья не может быть смещен иначе, как по приговору суда, ни временно отстранен иначе, как в порядке, установленном законом. Они также не могут быть переведены на другое место без своего на то согласия.
В случае перерыва в работе Сената к компетенции Верховного суда относится временное назначение членов Высших судов.
Статья 148.
Члены Верховного суда избираются Палатой Депутатов из предлагаемого Сенатом списка, составляемом из расчета по три кандидатуры на вакансию. Члены окружного суда избираются Сенатом по представленному Верховным судом списку трех кандидатов на одну вакансию.
Статья 149.
Министерство юстиции выступает от имени Нации, по поручению и указаниям Законодательных палат, Генерального прокурора и иных должностных лиц, указанных в законе.
Статья 150.
Генеральный прокурор назначается Президентом Республики по предложению Сената. Срок его полномочий — десять лет; он может быть избран на новый срок и не может быть отстранен иначе, как по приговору Верховного суда.
РАЗДЕЛ СЕМНАДЦАТЫЙ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Статья 151.
Муниципальное управление автономно. В главных городах департаментов, провинций и их районов имеются алькальды, получающие жалованье советника от Муниципальных советов, структура и полномочия которых определяются законом. В кантонах существуют общинные агенты.
Члены Муниципальных советов избираются народным голосованием. Муниципальные алькальды — Президентом Республики из числа предложенных соответствующими советами трех кандидатов на одну вакансию, из которых двое должны быть членами совета, представителями большинства и один — меньшинства. Срок их полномочий — два года.
Статья 152.
Муниципальные советы компетентны:
1) Издавать постановления, направленные на лучшее обслуживание населения.
2) Ежегодно утверждать муниципальный бюджет, предлагаемый алькальдом.
3) Устанавливать и отменять муниципальные налоги с предварительной санкции Сената.
4) Предлагать алькальду по три кандидата на вакансии для назначения в качестве служащих муниципалитета.
5) Рассматривать жалобы на распоряжения алькальда.
6) Обсуждать ежегодный отчет алькальда.
7) Принимать завещанное имущество и пожертвования.
Статья 153.
Муниципальные советы осуществляют надзор и контроль над департаментскими комитетами, а алькальды главных городов департаментов — над алькальдами провинций, последние же над деятельностью кантональных агентов.
Статья 154.
Для того чтобы быть алькальдом или членом Муниципального совета, необходимо пользоваться всеми гражданскими правами и быть жителем данной местности.
Статья 155.
Полномочия алькальдов следующие:
1) Наблюдать за благоустройством, чистотой и украшением городов и за зрелищными предприятиями.
2) Принимать меры для, охраны общественной нравственности.
3) Устанавливать и контролировать цены на предметы первой необходимости, а также на публичные представления.
4) Надзирать за деятельностью благотворительных обществ и участвовать в помощи больницам.
5) Содействовать развитию народной культуры.
6) Собирать муниципальные доходы и расходовать их в соответствии с бюджетом.
7) Принимать участие в снабжении продовольствием населенных пунктов.
8) Заключать займы для производства необходимых общественных работ с одобрения Муниципального совета и с санкции Сената.
9) Пресекать спекуляцию.
10) Привлекать полицию для выполнения своих распоряжений.
Статья 156.
Распоряжаться о выдаче торговых свидетельств и устанавливать муниципальные налоги, которые не действительны без предварительного утверждения Сената.
РАЗДЕЛ ВОСЕМНАДЦАТЫЙ. СИСТЕМА ПРОСВЕЩЕНИЯ
Статья 157.
Просвещение является одной из высших задач Государства. Государственное обучение организуется по системе единой школы. Посещение школ детьми в возрасте от 7 до 14 лет обязательно. Обучение в государственных школах первой и второй ступени бесплатно.
Статья 158.
Государство оказывает материальную помощь способным студентам, которые ввиду недостаточности средств не имеют доступа к высшим ступеням образования, с тем чтобы решающее значение имели призвание и одаренность, а не общественное и материальное положение индивида.
Статья 159.
Частные школы находятся в ведении тех же официальных органов, подчиняются их распоряжениям и ведут обучение по их учебным планам и программам. Признается свобода религиозного обучения.
Статья 160.
Школы, находящиеся в ведении благотворительных обществ, получают помощь от Государства.
Статья 161.
Обучение в школах первой и второй ступени, общего типа и специальных, регулируется Государством через Министерство просвещения и в соответствии с Уставом о просвещении.
В соответствии с положениями закона преподаватели пользуются несменяемостью.
Статья 162.
Государственные университеты являются автономными и равноправными. Автономия университетов заключается в свободе пользоваться своими средствами, назначать своих ректоров, преподавателей и административный персонал, принимать свои уставы и учебные планы, утверждать свой ежегодный бюджет, принимать имущество по завещанию и дарственным записям, вступать в соглашения и принимать на себя обязательства для выполнения своих задач, поддержания и совершенствования своих институтов и факультетов. С предварительного согласия законодательной власти они могут заключать займы, обеспечивая их своим имуществом и доходами.
Статья 163.
Государственные университеты являются единственными организациями, выдающими академические дипломы. Ученые звания присваиваются правительством от имени Государства.
Статья 164.
Государственные университеты субсидируются в обязательном порядке казной из национальных фондов независимо от их собственных ресурсов или департаментских и муниципалитетских дотаций, существующих или могущих быть в будущем.
Статья 165.
Просвещение на всех ступенях находится под защитой Государства, осуществляемой через Министерство просвещения.
Статья 166.
Сокровища искусства, археологические и исторические ценности, а также предметы религиозного культа составляют культурный фонд Нации; этот фонд находится под охраной Государства и не может быть предметом экспорта. Государство берет под свою охрану здания и места, представляющие художественную или историческую ценность.
Статья 167.
Государство содействует поднятию культурного уровня народа.
РАЗДЕЛ ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ. КРЕСТЬЯНСТВО
Статья 168.
Государство признает и гарантирует законное существование для первоначальных обитателей страны.
Статья 169.
Разрешается законодательство коренных первоначальных обитателей страны, а также индейское и местное сельское законодательство с учетом особенностей различных районов страны.
Статья 170.
Государство содействует просвещению крестьянства путем создания школ для первоначальных обитателей страны. Эти учебные центры носят характер организаций, сосредоточивающих в себе экономические, социальные и педагогические функции.
РАЗДЕЛ ДВАДЦАТЫЙ. ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
Статья 171.
Регулярные вооруженные силы страны состоят из линейных войск, численность которых определяется на каждый законодательный период. В ее основе лежит повиновение, не допускающее обсуждения приказов, и во всех вопросах они подчинены законам и воинским уставам.
Каждый боливийский гражданин обязывается к военной службе согласно закону.
Статья 172.
Важнейшей обязанностью армии является охрана внутреннего порядка и внешней безопасности страны. Она принимает участие в дорожном строительстве, поддержании коммуникаций и освоении новых земель.
Статья 173.
Армия подчиняется Президенту Республики и получает от него приказы по вопросам управления через Министра обороны, а по специально военным вопросам — через Главнокомандующего.
В случае войны Главнокомандующий руководит военными операциями. Президент Республики имеет право назначения и замены Главнокомандующего.
Статья 174.
Иностранцы не могут находиться в рядах армии без разрешения Конгресса.
Пост Главнокомандующего армией и пост Начальника Генерального штаба могут занимать только граждане Боливии.
Статья 175.
Все повышения по службе осуществляются в соответствии с действующими законами.
Статья 176.
Высший совет национальной обороны, порядок деятельности и полномочия которого определяются законом, состоит из Президента Республики, Государственных министров, Главнокомандующего и Начальника Генерального штаба.
РАЗДЕЛ ДВАДЦАТЬ ПЕРВЫЙ. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 177.
Настоящая Конституция может быть подвергнута частичным изменениям, но с предварительным заявлением о такой необходимости и с предварительным определением изменений в законе, принятым двумя третями голосов присутствующих членов каждой Палаты. Предложение такого закона может исходить с соблюдением конституционной формы от каждой Палаты.
Закон, предусматривающий изменение Конституции, направляется исполнительной власти для промульгации.
Статья. 178.
В новом законодательном периоде после очередного обновления Палаты Депутатов первые же заседания той Палаты, которая предложила изменение Конституции, посвящаются обсуждению этого проекта, и если двумя третями голосов присутствующих членов изменение будет признано необходимым, проект передается на рассмотрение другой Палаты, где для его утверждения также требуются две трети голосов.
Все последующие стадии прохождения проекта суть те же, которые установлены Конституцией при определении взаимоотношений между Палатами.
Статья 179.
Палаты обсуждают и голосуют изменение Конституции, соблюдая конституционные положения, указанные в законе об изменении Конституции.
Принятое изменение Конституции передается исполнительной власти для промульгации, против чего Президент Республики не вправе возражать.
Статья 180.
Если изменение Конституции касается конституционного срока полномочий Президента Республики, оно получает законную силу только со следующего срока президентских полномочий.
Статья 181.
Палаты могут разрешать любые сомнения, которые возникают по поводу смысла одной или нескольких статей Конституции, принимая решения большинством в две трети голосов и соблюдая все условия, установленные для принятия обыкновенного закона.
Президент Республики не вправе представлять возражения против закона, истолковывающего Конституцию.
Статья 182.
Органы власти и суды применяют настоящую Конституцию, отдавая ей предпочтение перед законами, а законам, в свою очередь, перед всякими другими постановлениями.
Статья 183.
Законы и декреты, противоречащие настоящей Конституции, отменяются.
ПЕРЕХОДНАЯ СТАТЬЯ
Изменение статьи 85 вступает в силу начиная с настоящего президентского и вице-президентского периода и в той части, в какой это затрагивается постановлением статьи 5 Декрета-закона от 15 октября 1946 года и статьи 1 Закона от 8 марта сего года, срок его действия будет продолжаться до 6 августа 1951 года.