Президент Сирийской Арабской Республики
Конституционная декларация Сирийской Арабской Республики
Введение
В памятный день наступил рассвет победы, и Сирия вступила в новую эру, ознаменовавшую конец несправедливости и угнетения, а также возрождение надежды на построение современного государства, основанного на справедливости, достоинстве и истинной гражданственности. Тирания тяжелым бременем легла на сирийский народ, просуществовав шесть десятилетий при тоталитарном режиме, навязанном партией «Баас». Режим монополизировал власть, конфисковал права и создал условия для репрессивного, авторитарного правления, которое разрушило государственные институты, лишило конституцию ее содержания и превратило закон в инструмент угнетения и порабощения. Эти десятилетия были темной, черной эпохой, и люди восстали, требуя свободы и восстановления своего достоинства. Однако от рук банды Асада они подвергались систематическим убийствам, всеобъемлющему разрушению, жестоким пыткам, насильственному перемещению, несправедливой осаде и прямому нападению на гражданское население. Кроме того, дома были разрушены прямо над головами их обитателей, иногда с помощью взрывчатых веществ, а иногда с помощью химического оружия. Эти преступления, которые представляют собой военные преступления, преступления против человечности и геноцид, являются вопиющим примером нарушения общечеловеческих ценностей и международного права.
Но сирийский народ, с его твердой верой, непоколебимой волей и легендарной стойкостью, не сдался. Напротив, он продолжил свою великую революцию, которая длилась почти четырнадцать лет. Во время этой революции свободные сыны Сирии проливали свою кровь и приносили жертвы, сметая наследие тирании, пока не наступил новый рассвет, и солнце освобождения не воссияло над Дамаском 8 декабря 2024 года, возвестив о конце эры преступного режима Асада и его сторонников. Затем эта победа была официально объявлена на Конференции Победы, документирующее победу сирийской революции и восстановление народом права принятия решений и суверенитета над своей землей.
Сегодня, когда родина возвращена ее сыновьям, они вернулись, чтобы восстановить ее основы и защищать ее границы, историческая ответственность теперь диктует завершить борьбу, закрепив эту победу, консолидировав основы справедливости, обеспечив, чтобы трагедия не повторилась, и защитив будущие поколения от любой новой тирании. Исходя из этого национального долга и в результате интенсивных диалогов между различными слоями сирийского общества, которые проходили в атмосфере свободы и конструктивного обмена мнениями относительно будущего Сирии, конференция завершилась созывом Конференции по национальному диалогу, итоги которой были опубликованы 25 февраля 2025 года и выразили национальный консенсус по основным вопросам, среди которых наиболее важными являются:
• Сохранение единства и целостности Сирии, ее земли и народа.
• Обеспечение правосудия переходного периода и возмещение вреда жертвам.
• Построение государства гражданственности, свободы, достоинства и верховенства закона.
• Организация дел страны в переходный период в соответствии с принципами эффективного управления.
Основываясь на древних и подлинных ценностях, характеризующих сирийское общество с его многообразием и культурным наследием, а также на устоявшихся национальных и гуманитарных принципах, стремясь создать основы прочного конституционного правления, вдохновляясь духом предыдущих сирийских конституций, особенно Конституции 1950 года (Конституции независимости), и в осуществление того, что было предусмотрено в Декларации о о победе Сирийской революции, опубликованной 29 декабря 2025 г., что составляет прочную основу для этой декларации, Президент Республики немедленно издает Конституционную декларацию, введение к которой является ее неотъемлемой частью:
Глава I: Общие положения
Статья 1 – Независимость, суверенитет
Сирийская Арабская Республика является независимым, полностью суверенным государством. Это неделимая географическая и политическая единица, и ни одна ее часть не может быть отчуждена.
Статья 2 – Политическая система
Государство устанавливает политическую систему, основанную на принципе разделения власти, и гарантирует свободу и достоинство гражданина.
Статья 3– Ислам, свобода вероисповедания, личный статус
Религией Президента Республики является ислам, а исламская юриспруденция является основным источником законодательства.
Свобода вероисповедания защищена. Государство уважает все божественные религии и гарантирует свободу совершать все их ритуалов при условии, что это не нарушает общественный порядок.
Личный статус членов религиозных сект охраняется и уважается в соответствии с законом.
Статья 4– Официальный язык
Официальным языком страны является арабский.
Статья 5 – Столица республики, герб и гимн
Дамаск является столицей Сирийской Арабской Республики, а государственный герб и национальный гимн определяются законом.
Статья 6 — Флаг
Сирийский флаг будет выглядеть следующим образом:
Флаг имеет форму прямоугольника, длина которого равна двум третям его ширины.
Он состоит из трех равных прямоугольников: зеленого вверху, белого посередине и черного внизу.
В середине флага, в белом пространстве, расположены три красные звезды.
Статья 7 – Цели государства
Государство привержено сохранению единства сирийской территории и объявляет уголовно наказуемыми призывы к разделению и сепаратизму, а также запросы на иностранное вмешательство или внешнюю поддержку.
Государство стремится к достижению мирному сосуществования и социальной стабильности, сохранению гражданского мира и предотвращению всех форм подстрекательства к мятежу, расколу, вражде и насилию.
Государство гарантирует культурное разнообразие сирийского общества во всех его компонентах, а также культурные и языковые права для всех сирийцев.
Государство гарантирует борьбу с коррупцией.
Статья 8. Восстановление, беженцы, экстремизм
Государство стремится координировать свои действия с соответствующими странами и организациями для поддержки процесса восстановления в Сирии.
Государство должно работать в координации с соответствующими странами и международными
организациями для преодоления препятствий на пути добровольного возвращения беженцев, перемещенных лиц и всех насильственно перемещенных лиц.
Государство обязуется бороться со всеми видами и формами насильственного экстремизма, уважая при этом права и свободы.
Статья 9 – Вооруженные силы
Армия — это профессиональный национальный институт, миссия которого заключается в защите страны и сохранении ее безопасности и территориальной целостности в соответствии с принципами верховенства закона и защиты прав человека.
Армию создает только государство. Любому лицу, органу, организации или группе запрещается создавать военные или военизированные формирования, отряды или
организации, а владение оружием ограничено государством.
Статья 10 – Равенство
Граждане равны перед законом в правах и обязанностях без дискриминации по признаку расы, религии, пола или происхождения.
Статья 11 – Экономические принципы
Национальная экономика направлена на достижение социальной справедливости, всестороннее экономическое развитие, увеличение производства и повышение уровня жизни граждан.
Национальная экономика основана на принципе свободной и честной конкуренции и недопущении монополии.
Государство поощряет инвестиции и защищает инвесторов в привлекательной правовой среде.
Глава II: Права и свободы
Статья 12 – Обязательства государства, международные договоры
Государство защищает права человека и основные свободы, а также гарантирует права и свободы граждан.
Все права и свободы, закрепленные в международных договорах, хартиях и соглашениях по правам человека, ратифицированных Сирийской Арабской Республикой, считаются неотъемлемой частью настоящей Конституционной декларации.
Статья 13. Выражение мнений, неприкосновенность частной жизни, передвижение
Государство гарантирует свободу выражения мнений, а также свободу массовой информации, печати и прессы.
Государство защищает неприкосновенность частной жизни, и любое ее нарушение считается преступлением, наказуемым по закону.
Гражданин обладает свободой передвижения, и он не может быть выслан за пределы его родины, и ему не может быть отказано во въезде на территорию его родины.
Статья 14. Участие в политической жизни, собрания
Государство защищает право на участие в политической жизни и создание партий на национальной основе в соответствии с новым законодательством.
Государство гарантирует работу ассоциаций и союзов.
Статья 15 – Право на труд
Труд — это право граждан, и государство гарантирует принцип равных возможностей для всех граждан.
Статья 16 – Частная собственность, экспроприация, природные ресурсы
Право на частную собственность охраняется законом, и она может быть экспроприирована только на благо общества и в обмен на справедливую компенсацию.
Право собственности на общественные средства охраняется законом, а все природные богатства и ресурсы являются народным достоянием. Государство обеспечивает их сохранность, использование и инвестирование в интересах общества.
Статья 17 – Надлежащая правовая процедура
Наказание носит исключительно личный характер, и оно может быть применено только к лицу, виновному в совершении преступления.
Право на судебное разбирательство, судебную защиту и подачу апелляций защищено законом. Запрещается закреплять в законодательстве положения о том, что какое-либо административное действие или решение не подлежит судебному надзору.
Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в суде и установлена окончательным решением суда.
Статья 18 — Человеческое достоинство, пытки, запрет на арест без решения суда
Государство защищает человеческое достоинство и неприкосновенность человеческого тела и запрещает насильственные исчезновения, а также физические и моральные пытки. Преступления, связанные с применением пыток, не имеют срока давности.
За исключением случаев задержания на месте преступления, ни одно лицо не может быть арестовано, подвергнуто задержанию или ограничению свободы иначе как по решению суда.
Статья 19 – Неприкосновенность жилища
Жилище неприкосновенно; проникновение в жилище и его обыск запрещены, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 20 – Семья
Семья — важнейший компонент общества, и государство обязуется защищать ее.
Статья 21 – Статус женщин
Государство охраняет социальный статус женщин, защищает их достоинство и роль в семье и обществе, гарантирует им право на образование и труд.
Государство гарантирует социальные, экономические и политические права женщин и защищает их от всех форм угнетения, несправедливости и насилия.
Статья 22 – Дети
Государство обеспечивает защиту детей от эксплуатации и жестокого обращения и гарантирует им право на образование и медицинское обслуживание.
Статья 23 – Ограничения
Государство защищает права и свободы, изложенные в настоящей главе, и они должны осуществляться в соответствии с законом. Их осуществление может быть ограничено мерами, необходимыми для обеспечения национальной безопасности, территориальной целостности, общественной безопасности, охраны общественного порядка и предупреждения преступности, а также охраны здоровья или нравственности населения.
Глава III: Система вправления в переходный период
Часть Первая – Законодательная власть
Законодательную власть осуществляет Народное собрание.
Статья 24 — Состав
Президент Республики формирует высший комитет для избрания членов Народного собрания.
Верховный комитет контролирует формирование избирательных подкомитетов, которые избирают две трети членов Народного собрания.
Президент Республики назначает одну треть членов Народного собрания для обеспечения справедливого представительства и эффективности.
Статья 25 – Отстранение от должности
Член Народного собрания может быть отстранен от должности только с согласия двух третей его членов.
Член Народного собрания пользуется парламентской неприкосновенностью.
Статья 26 – Срок полномочий
Народное собрание будет осуществлять законодательную власть до принятия постоянной конституции и проведения в соответствии с ней новых выборов в законодательные органы.
Срок полномочий Народного собрания составляет тридцать месяцев с возможностью продления.
Статья 27 – Присяга
Члены Народного собрания приносят присягу Президенту Республики, и формулировка присяги должна быть следующей:
«Клянусь Всемогущим Богом исполнять свои обязанности честно и искренне».
Статья 28. Председатель, вице–председатели, секретарь
Народное собрание избирает на первом заседании председателя, двух вице-председателей и секретаря. Выборы проводятся тайным голосованием большинством голосов, а на первой сессии до выборов председательствует старейший член.
Статья 29 – Правила процедуры
Народное собрание должно разработать внутренние правила процедуры в течение одного месяца после первой сессии.
Статья 30 – Обязанности
Народное собрание выполняет следующие функции:
a. Разработка и утверждение законов.
b. Внесение поправок в предыдущие законы или их отмена.
c. Ратификация международных договоров.
d. Утверждение общего бюджета государства.
e. Утверждение всеобщей амнистии.
f. Принятие или отклонение отставки одного из своих членов или лишение его неприкосновенности в соответствии со своими внутренними правилами.
g. Проведение слушаний для министров.
h. Народное собрание принимает решения большинством голосов.
Часть Вторая: Исполнительная власть
Статья 31 – Исполнительная власть
Президент Республики и министры осуществляют исполнительную власть в пределах, установленных настоящей Конституционной декларацией.
Статья 32 – Верховный главнокомандующий
Президент Республики является Верховным главнокомандующим армии и вооруженных сил и несет ответственность за управление делами страны, ее территориальную целостность и безопасность, а также за защиту интересов народа.
Статья 33 – Присяга
Президент Республики приносит конституционную присягу перед Народным собранием. Формулировка присяги должна быть следующей: «Клянусь Всемогущим Богом верно хранить и защищать суверенитет государства, единство страны, целостность ее территорий и независимость ее решений. Обязуюсь уважать закон, защищать интересы людей и со всей искренностью и честностью стремиться обеспечить им достойную жизнь, добиться справедливости среди них и привить благородные ценности и добродетельную мораль».
Статья 34 — Вице–президент
Президент Республики назначает одного или нескольких вице-президентов, определяет их полномочия, снимает их с должности и принимает их отставки. В случае если
пост президента становится вакантным, первый вице-президент принимает на себя полномочия Президента Республики.
Статья 35. Состав кабинета министров, присяга
Президент Республики назначает министров, снимает их с должности и принимает их отставки.
Министры приносят присягу перед Президентом Республики. Формулировка присяги должна быть следующей: «Клянусь Всемогущим Богом исполнять свои обязанности честно и искренне».
Статья 36 – Регулирующие полномочия
Президент Республики издает исполнительные и нормативные акты, контрольные постановления, президентские указы и решения в соответствии с законодательством.
Статья 37 — Представительство государства, право подписи, подписание международных договоров
Президент Республики представляет государство и несет ответственность за окончательное подписание договоров со странами и международными организациями.
Статья 38 – Послы
Президент Республики назначает и освобождает от должности глав дипломатических представительств в иностранных государств и принимает верительные грамоты глав иностранных дипломатических представительств в Сирийской Арабской Республике.
Статья 39 – Законотворческий процесс
Президент Республики имеет право предлагать законы.
Президент Республики издает законы, одобренные Народным собранием, и он имеет право опротестовать их мотивированным решением в течение одного месяца со дня их получения от Собрания, которое их рассматривает. Законы не могут быть приняты после возражения, кроме как с одобрения двух третей Народного собрания, и в этом случае Президент Республики издает их указом.
Статья 40 – Помилование
Президент Республики вправе даровать особое помилование и реабилитацию.
Статья 41 – Мобилизация, чрезвычайное положение
Президент Республики объявляет всеобщую мобилизацию и войну после одобрения Совета национальной безопасности.
В случае возникновения серьезной и непосредственной опасности, угрожающей национальному единству, целостности и независимости родины или препятствующей государственным институтам выполнять свои конституционные обязанности, Президент Республики вправе объявить чрезвычайное положение, частично или полностью, на максимальный период в три месяца в обращении к народу после одобрения Совета национальной безопасности и консультаций со спикером Народного собрания и председателем Конституционного суда. Оно может быть продлено второй раз только с одобрения Народного собрания.
Статья 42 – Обязанности
Исполнительный орган власти выполняет следующие функции:
Реализации утвержденных законов, планов и программ.
Управление государственными делами и реализация государственной политики, направленной на достижение стабильности и развития.
Подготовка законопроектов для представления Президентом Республики Народному собранию.
Подготовка общих планов государства.
Управление общественными ресурсами государства и обеспечение их эффективного и прозрачного использования.
Восстановление государственных институтов и укрепление верховенства права и эффективного управления.
Создание института безопасности для обеспечения повышения внутренней безопасности и стабильности, а также защиты прав и свобод граждан.
Создание профессиональной национальной армии, миссия которой заключается в защите границ и суверенитета страны, а также в защите народа с патриотизмом и преданностью, при полном соблюдении действующих законов.
Укрепление международных связей и сотрудничества с международными организациями для достижения национальных интересов.
Часть Третья: Судебная власть
Статья 43 – Независимость, Высший судебный совет
Судебная власть независима, и судьи подчиняются только закону.
Высший судебный совет обеспечивает надлежащее функционирование судебной власти и уважение ее независимости.
Статья 44 – Исключительные суды
Учреждаются суды, юрисдикция которых определяется законом. Создание исключительных судов запрещается.
Статья 45 – Обязанности судебных органов
Судебная система состоит из двух звеньев: обычной судебной системы и административной судебной системы.
Высший судебный совет осуществляет надзор за деятельностью обычных и военных судов.
Государственный совет отвечает за административную юстицию. Это независимый судебный и консультативный орган. Его юрисдикция, порядок назначения судей и их полномочия определяются законом.
Статья 46 – Управление государственных дел
Управление государственных дел входит в состав Министерства юстиции, и его юрисдикция определяется законом.
Статья 47 – Конституционный суд
Существующий Верховный Конституционный суд распускается и создается новый Верховный Конституционный суд.
Верховный Конституционный суд состоит из семи членов, назначаемых Президентом Республики, каждый из которых должен обладать честностью, компетентностью и опытом. Механизмы его работы и полномочия определяются законом.
Глава IV – Заключительные положения Статья 48 – Правосудие переходного периода
Государство прокладывает путь к достижению правосудия переходного периода путем:
Отмены всех исключительных законов, которые нанесли вред сирийскому народу и противоречат правам человека.
Отмены последствий несправедливых постановлений Антитеррористического суда, которые использовались для подавления сирийского народа, включая возврат конфискованного имущества.
Отмены исключительных мер безопасности, связанных с гражданскими документами и документами на недвижимость, которые прежний режим использовал для подавления сирийского народа.
Статья 49 — Комиссия по отправлению правосудия переходного периода
1- Создается Комиссия по отправлению правосудия переходного периода, которая внедрит эффективные, консультативные,
ориентированные на интересы жертв механизмы для определения ответственности, права на истину и возмещения ущерба жертвам и выжившим, а также для чествования мучеников.
2- Военные преступления, преступления против человечности, геноцид и все преступления, совершенные прежним режимом, исключаются из принципа отсутствия обратной силы законов.
3- Государство объявляет уголовно наказуемым прославление бывшего режима Асада и его символов, отрицание или восхваление его преступлений, оправдание или преуменьшение их значимости — все это преступления, наказуемые по закону.
Статья 50 – Внесение поправок
Поправки в Конституционную декларацию вносятся с одобрения двух третей Народного собрания по предложению Президента Республики.
Статья 51 – Действующие законы
Действующие законы остаются в силе, если они не будут изменены или отменены.
Статья 52 — Продолжительность переходного периода
Продолжительность переходного периода устанавливается в пять календарных лет, начиная с даты вступления в силу настоящей Конституционной декларации. Он закончится после принятия постоянной конституции страны и проведения выборов в соответствии с ней.
Статья 53 – Публикация в Официальном вестнике
Настоящая декларация будет опубликована в Официальном вестнике и вступит в силу с даты публикации.
Президент Сирийской Арабской Республики
[подпись]
Сирийская Арабская Республика
13 Рамадана 1446 года хиджры 13 марта 2025 года нашей эры