КОНСТИТУЦИЯ НЕЗАВИСИМОЙ КОРСИКИ 1755
16, 17, 18 ноября 1755 года Генеральный Съезд народа Корсики, законно обладающий правом самоуправления, созван Генералом согласно установленным порядкам в городе Корте.
Вновь обретя свободу и стремясь придать своему правлению устойчивую и постоянную форму, он преобразует его в конституцию, способную обеспечить благополучие нации.
Съезд постановил и постановляет учреждение Государственного Совета, которому он предоставил и предоставляет верховную власть как в политической, так и в военной и экономической сферах, желая, чтобы он состоял из генерала, который будет его главой и руководителем, тридцати шести президентов первого класса и ста восьми советников второго класса. Две трети из них будут из Terra di Comune[1], а также из провинций Балагния, Неббио и Капо-Корсо, включая города Бастия и Кальви, а оставшаяся треть – из провинций За-Горами[2].
Они будут разделены на три палаты, образующие три магистратуры, каждая из которых будет состоять из двенадцати президентов и тридцати шести советников и будет отвечать за одну из основных сфер управления. Так, палата, ведающая политическими делами, будет называться Палатой правосудия, палата, занимающаяся военными вопросами, – Палатой войны, а палата, ведающая экономическими делами, – Палатой финансов.
Поскольку непрерывная работа этих трех палат привела бы не только к значительным расходам, но и к затруднениям для нации, а также замедлила бы ход дел, они будут созываться только дважды в год для обсуждения наиболее важных вопросов управления и для представления Государственного Совета в его полном составе.
В остальное время Совет будет представлен с той же эффективностью и компетентностью Генералом как главой, или генеральным президентом, а также только тремя президентами – по одному от каждой палаты, сменяемыми ежемесячно, и одним советником, сменяемым поочередно каждые десять дней в трех соответствующих палатах, а также государственными секретарями.
Петиции, поданные в Совет, будут адресованы Генералу, который передаст их президенту соответствующей палаты в зависимости от их значимости и предмета. Изучив обращения, президент представит их Совету, где решение по каждому из них будет приниматься большинством голосов. Каждый президент и советник будет иметь один голос, а Генерал – два.
Первыми голосовать будут советники, затем – президенты, один за другим, после чего – Генерал. В случае равенства голосов голос подаст секретарь, чтобы обеспечить принятие постановления или решения большинством.
В вопросах войны голос Генерала будет решающим. Он также сможет самостоятельно, независимо от Совета, назначать совещания, передвижения войск, а также созывать общие и частные собрания.
Все члены Совета будут занимать свои должности пожизненно и избираться народом на Съезде.
О Генеральном Съезде
Генеральный Съезд должен созываться раз в год в месте, которое Генерал сочтет наиболее подходящим. В этом месте каждый магистрат и должностное лицо нации будет обязано отчитаться о своей деятельности.
С этой целью в первый день Генерал выступит с отчетом о своей деятельности и с покорностью примет решение народа. Другие магистраты и должностные лица подлежат разбору перед синдикатом из четырех членов, избираемых на Съезде вместе с Генералом.
О суде и судьях пьев[3]
Обилие государственных дел и военные обстоятельства, которые постоянно занимают Совет и требуют его оперативного вмешательства, не позволяют ему разбирать и рассматривать гражданские дела. В связи с этим будет избран суд, состоящий из трех судей-юристов и канцлера, назначаемого Советом, перед которым будут рассматриваться все дела, сумма которых превышает пятьдесят ливров.
Приговоры суда будут окончательными и не подлежащими обжалованию в пределах ста ливров включительно, а решения по суммам, превышающим этот предел, могут быть обжалованы в апелляционной инстанции, а в последней инстанции – в Государственном Совете.
Дела, сумма которых не превышает пятидесяти ливров, будут рассматриваться судьями, избираемыми в количестве одного на каждую пьеву. Их решения будут окончательными для сумм до ста ливров включительно, а дела, превышающие этот предел, могут быть обжалованы во второй инстанции, а в последней инстанции – в гражданском суде.
Каждый судья должен выбрать нотариуса в качестве канцлера, который подлежит утверждению Государственным Советом.
Для обеспечения достойного содержания судей гражданского суда и судей пьев им будет позволено взимать установленные гонорары согласно следующему тарифу:
- от 15 до 25 ливров включительно – 12 су;
- свыше 25 ливров и до 50 включительно – 1 ливр и 4 су;
- свыше 50 ливров и до 100 включительно – 2 ливра 10 су;
- свыше 100 ливров – 5 ливров.
О комиссарах пьев, капитанах и лейтенантах вооруженных сил каждой пьевы
Для обеспечения соблюдения приказов и поддержания дисциплины в армии во время передвижений и других военных операций требуется назначение одного комиссара на каждую пьеву, а также капитана и лейтенанта вооруженных сил на каждую приходскую общину.
Комиссарами должны быть избраны лучшие и наиболее преданные патриоты из числа жителей пьев, причем их назначение будет осуществляться Генералом и Государственным Советом. Капитаны и лейтенанты вооруженных сил должны избираться среди наиболее уважаемых людей приходской общины, причем их назначение будет зависеть от решения местного сообщества и станет действительным только после подтверждения Генералом и Государственным Советом.
Комиссару будут направляться все циркуляры и распоряжения как от Генерала, так и от Совета, за своевременным исполнением которых он обязан следить. Для этого он должен быть признан непосредственным командующим войск своей пьевы. Капитан каждой пьевы обязан предоставлять ему списки лиц, годных для военных походов, а также перечень имеющегося оружия в приходе. Таким образом, собрав необходимое число вооруженных людей, предписанное Генералом и Государственным Советом, он сможет действовать в соответствии с приказами и с такой точностью, чтобы никто не подвергался излишним затруднениям.
Комиссар будет хранить у себя копии указанных списков, а их оригиналы, заверенные его подписью, – направляться Генералу. Кроме того, он и капитаны обязаны следить за тем, чтобы все сведения тщательно фиксировались на бумаге и вносились в архив.
Во время военных походов комиссар должен всегда находиться во главе людей своей пьевы, исполняя распоряжения командующего. Он обязан предоставить отчет о количестве необходимых людей, чтобы можно было привлечь к ответственности отсутствующих, применив к ним наказания, предписанные Генералом.
Комиссар назначает пункт сбора в местах прибытия, и все обязаны явиться к нему под угрозой штрафа в размере 20 су за каждого отсутствующего. Эти средства будут распределены между участниками похода. Такое же наказание понесут те, кто во время похода покинет комиссара без разрешения и удалится настолько, что выйдет из-под его командования.
Капитанам вооруженных сил, а в их отсутствие – лейтенантам, будут даны особые инструкции по исполнению приказов во время походов и других распоряжений правительства. Один экземпляр инструкции будет направлен комиссару.
В случае беспорядков или иных нарушений они должны незамедлительно вмешаться с вооруженными силами, арестовать зачинщиков и виновных, а также составить нотариальный акт с описью их имущества.
Комиссар обязан незамедлительно обо всем докладывать, чтобы правительство могло своевременно вмешаться и принять предписанные меры. Если он или капитаны не выполнят эти обязанности, они будут отстранены от должности, обязаны возместить государству причиненный ущерб из собственных средств, а также понесут те же наказания, что и виновный, если из-за их халатности он не будет задержан.
Комиссар исполняет свою должность по усмотрению Генерала и Совета. Капитаны и лейтенанты вооруженных сил должны меняться ежегодно.
О подестах[4], отцах общины и оценщиках
Избрание подестов, отцов общины и оценщиков для каждой приходской общины будет проводиться ежегодно в соответствии с положениями Статута Корсики, главы 8. Каждый подеста обязан без промедления информировать правительство обо всем, что происходит среди его народа, чтобы, опираясь как на его отчеты, так и на доклады капитана вооруженных сил через посредство комиссара, правительство могло более эффективно обеспечивать соблюдение законов и поддержание порядка.
Уголовные законы
Любой, кто совершит преднамеренное убийство или нанесет тяжелое ранение с применением любого оружия, будет признан виновным в причинении смерти. Если он окажется в руках правосудия, то будет предан смерти как враг общества. Он лишается всех своих имущественных прав и, следовательно, не сможет распоряжаться никаким из своих прежних владений. Его недвижимость будет уничтожена в пределах возможного. Все его движимое имущество переходит в распоряжение государственной казны, которая, если сочтет нужным и полезным для государства, в отдельных случаях может отменить уничтожение его собственности, передав ее вместе с движимым имуществом в пожизненное владение Палате финансов.
Тот, кто убьет своего врага или предпримет любую попытку его убийства в отместку за прошлые обиды после заключения мира, будет признан виновным в умышленном убийстве. На месте его дома, который подлежит безвозвратному разрушению, воздвигнут колонну позора, на которой будут указаны его имя и преступление.
Тот, кто преднамеренно, за исключением вышеуказанных случаев кровной мести или нарушения мира, нанесет легкие ранения, произведя выстрел из аркебузы или воспользовавшись любым другим оружием, будет приговорен к заключению на срок от трех до шести месяцев, по усмотрению Совета, с учетом характера преступления, а также обязан уплатить 20 су за содержание под стражей. Если он не явится перед судом и окажет сопротивление, его осудят в соответствии со Статутом Корсики.
Тот, кто преднамеренно произведет выстрел из аркебузы с целью убийства, но не причинит вреда, или кто иным оружием выскажет угрозу убийства, будет приговорен к тюремному заключению на срок от двух лет до четырех месяцев, а также к уплате 20 су в день за содержание под стражей, в зависимости от характера преступления и по усмотрению Совета. Если преступник уклонится от правосудия, его семья будет заключена в тюрьму, а в случае ее отсутствия – ближайший родственник, пока сам виновный не будет задержан.
Тот, кто нанесет легкие ранения во время ссоры, будет приговорен к тюремному заключению сроком от одного до двух месяцев и к уплате 20 су в день за содержание под стражей, по усмотрению Совета. Если он окажется беглым преступником, его семья будет заключена в тюрьму, а если семьи у него нет – его ближайший родственник, пока сам виновный не будет найден.
Тот, кто во время ссоры ударит кого-либо камнем, палкой или нанесет удар любым оружием, будет приговорен к уплате штрафа в размере от 15 до 20 су в день за содержание под стражей, по усмотрению Совета. Если он окажется беглым преступником и впоследствии будет задержан, его наказание будет удвоено.
О вершащих самосуд
Тот, кто применит силу, чтобы завладеть каким-либо предметом у лица, которое не похитило его, а владеет им добросовестно, полагая его своей собственностью, и силой отнимет его, утверждая, что он ему принадлежит, даже если это действительно так, лишается всякого права на оправдание и, кроме того, приговаривается к уплате штрафа в размере от 25 до 50 ливров, а в случае невозможности уплаты – к тюремному заключению сроком на три месяца.
Если же применение силы направлено против кого-либо с целью завладения движимым имуществом под предлогом, что оно принадлежит нападавшему, но без какого-либо законного основания, то, помимо возвращения вещи ее владельцу с возмещением причиненного ущерба, он будет обязан уплатить штраф в размере от 100 до 200 ливров, а при невозможности уплаты – приговорен к тюремному заключению на срок от трех до шести месяцев.
Если же захваченное насильственным путем имущество не имело никаких законных оснований для изъятия, виновный подлежит наказанию в соответствии с уголовными статутами.
В случае, если кто-либо самовольно и без законного распоряжения судьи применит силу для завладения недвижимым имуществом, принадлежащим другому лицу на законных основаниях и в добросовестном владении, даже если позднее будет доказано, что применение силы было обоснованным, он должен быть лишен права на обладание этим имуществом, обязан вернуть все доходы, полученные от него, а также уплатить штраф в размере от 100 до 200 ливров и отбыть тюремное заключение сроком от трех до пяти месяцев, в зависимости от положения пострадавшего и ценности имущества, захваченного силой.
Во всех преступлениях, которые, в целях краткости, не были упомянуты в настоящих постановлениях, следует руководствоваться гражданскими статутами нашего королевства.
Однако, если кто-либо похитит девушку, перевезя ее против ее воли или воли ее родителей из одного места в другое с намерением совершить насилие, он подлежит смертной казни.
Тот, кто насильно захватит женщину на улице, утверждая, что намерен на ней жениться, приговаривается к одному году тюремного заключения, а также к выплате 20 су в день за содержание под стражей в течение этого срока. Если он не явится по требованию правительства, он будет изгнан из королевства на три года.
Положения для провинций Балагния и Неббио
Чтобы компенсировать жителям неудобства, связанные с их удаленностью от Верховного Государственного Совета при подаче обращений, управление каждой из этих провинций будет осуществляться провинциальной магистратурой, подчиненной Верховному Совету.
Данная магистратура должна состоять из президента, который будет сменяться ежемесячно, четырех советников, которые будут исполнять обязанности в течение пятнадцати дней, после чего заменяться, и канцлера, которого должен утвердить Верховный Совет.
Указанным магистратам предоставляется право не только разбирать дела, но и выносить приговоры, а также приводить их в исполнение в случаях незначительных уголовных преступлений, за которые не может быть назначена смертная казнь или изгнание из королевства. Однако они обязаны ежемесячно уведомлять Верховный Совет обо всех подобных делах.
В отношении преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь или изгнание, они могут лишь проводить разбирательство и выносить приговор без его исполнения, после чего они обязаны передать его в Верховный Совет вместе с заключением, дожидаясь окончательного решения и приказа о приведении его в исполнение.
Гражданские дела в этих провинциях должны рассматриваться генеральным судьей, которому предоставлено право вершить правосудие по делам с суммой иска до 400 ливров.
Если сумма иска составляет до 25 ливров, решение является окончательным и не подлежит обжалованию.
В делах от 25 до 30 ливров возможно обжалование перед соответствующими магистратами.
В делах от 50 до 400 ливров допускается подача апелляции в гражданский суд.
Оплата судебных пошлин производится в соответствии с ранее установленным тарифом, а полученные средства делятся поровну между судьей и канцлером.
Генеральный судья должен проживать в том же месте, где находится магистратура.
О преступниках
Лица, виновные в убийствах или других преступлениях, совершенных до 15 июля предшествующего года, могут быть помилованы, если им удалось заключить мир с потерпевшей стороной. Для этого они должны представить Генералу и Верховному Совету нотариально оформленный акт примирения либо официальные свидетельства приходских священников, подестов и отцов общины соответствующих мест.
Однако помилование возможно только при условии, что каждый из таких преступников предварительно уплатит 25 ливров в пользу Судебной палаты, а также 25 ливров за оформление актов канцлером.
В отношении тех, кто совершил преступления после 15 июля и после избрания нового Генерала, возможность помилования в отдельных случаях остается на его усмотрение. Он может даровать прощение посредством акта милости, установив денежное взыскание, которое сочтет целесообразным, при условии, что это не станет прецедентом.
[1] Общинные земли (итал.), территория Корсики XVIII века, находившаяся под управлением местных общин, в отличие от земель, контролируемых феодальной знатью.
[2] Историческое название южной части Корсики, расположенной к югу от центрального горного хребта. Данный регион включал города и области, такие как Сартен, Аяччо и Бонифачо.
[3] Pieve (итал.) – историческая административно-территориальная единица Корсики, представлявшая собой округ, включавший несколько деревень или общин, выполнявший как гражданские, так и судебные функции.
[4] Podestà (итал.) – административный и судебный чиновник в итальянских городах-государствах, управляющий отдельной пьевой.