ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН
Революция 7 саура 1357 г. (27 апреля 1978 г.), которая 6 джа-ди 1358 г. (27 декабря 1979 г.) вступила в новый этап своего развития в славной истории народов Афганистана, положила начало национально-демократической антифеодальной и антиимпериалистической революции. В результате саурской революции создано государство нового типа – Демократическая Республика Афганистан,– выражающее вековые чаяния и интересы трудящихся, всего народа. Благородный и трудолюбивый народ Афганистана встал на путь социальных революционных преобразований, национального единства и победоносного развития национально-демократической революции, на путь создания нового общества, основанного на принципах мира к свободы, прогресса и справедливости, братства и равенства.
Развитие Афганистана от отсталости к социальному, экономическому и культурному прогрессу осуществляется под руководством Народно-демократической партии Афганистана – авангарда рабочего класса и всех трудящихся страны – по воле широких народных масс, при глубоком уважении и строгом соблюдении исторических, культурных и религиозных традиций народа, при неуклонном следовании принципам священной религии ислама, уважении Всеобщей декларации прав человека, на основе политики мира, дружбы и сотрудничества со всеми народами региона и мира.
ДРА ставит перед собой задачу защиты национальной независимости, национального суверенитета, территориальной целостности, дальнейшего укрепления завоеваний саурской революции и достижения ее идеалов и целей, з крепления и дальнейшего развития народного строя в ДРА, обеспечения широкого и активного участия трудящихся, всех демократических, прогрессивных и патриотических сил страны в проводимых НДПА и Революционным советом антифеодальных, национально-демократических, антиимпериалистических преобразований и защиты родины и саурской революции.
Для достижения этого Революционный совет ДРА как высший орган государственной власти страны, выражая подлинную свободную волю всех народов Афганистана, ПОСТАНОВЛЯЕТ утвердить и ввести в действие на период до принятия Лоя Джиргой (Высшим советом) Конституции ДРА нижеследующие основные принципы Демократической Республики Афганистан;
Глава 1. Основы общественно-политического и экономического устройства.
Статья 1.
Демократическая Республика Афганистан есть суверенное и демократическое государство всего трудового мусульманского народа Афганистана – рабочих, крестьян, ремесленников, кочевников, интеллигенции и других трудящихся, всех демократических и патриотических сил, всех национальностей и племен страны.
Статья 2.
Государство служит благу и счастью народа; оно обеспечивает его мирную жизнь, безопасность и спокойствие, всестороннее развитие человека, защиту его прав, имущества, достоинства, охрану национальных обычаев и традиций. В ДРА государственная власть принадлежит трудящимся города и деревни, которые осуществляют ее через общенациональные государственные и местные органы, образуемые демократическим путем.
Статья 3.
Власть трудящихся в ДРА опирается на широкий Национальный отечественный фронт, объединяющий рабочих, крестьян, ремесленников, кочевников, интеллигенцию, женщин, молодежь, представителей всех национальностей и племен, все прогрессивные, демократические и патриотические силы и общественно-политические организации страны под руководством НДПА на общей платформе строительства нового, прогрессивного, свободного, демократического общества.
Национальный отечественный фронт призван способствовать объединению всех сил народа для совместных действий по осуществлению задач национально-демократического развития страны, содействовать патриотическому воспитанию населения, широкому вовлечению граждан в управление делами государства и общества.
Статья 4.
НДПА — авангард рабочего класса и всех трудящихся страны – является руководящей и направляющей силой общества и государства. Она отражает волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, всех трудящихся и национально-демократических сил, является последовательным защитником подлинных интересов народа.
Выражая волю народа Афганистана, руководствуясь принципами национально-демократической революции во внутренней и внешней политике, НДПА определяет последовательность осуществления целей и задач саурской революции, руководит борьбой всех народов Афганистана за создание нового, справедливого общества, свободного от эксплуатации человека человеком.
Статья 5.
В ДРА обеспечивается уважение и защита священной религии ислам; всем мусульманам гарантируется и обеспечивается полная свобода в отправлении религиозных обрядов ислама.
Лица других вероисповеданий имеют полную свободу отправления своих религиозных обрядов, которые не угрожают общественному спокойствию и безопасности страны.
Государство будет оказывать помощь и содействие патриотической деятельности духовенства и улемов в выполнении их долга и обязанностей.
Никто не имеет права использовать религию с целью антинациональной и антинародной пропаганды и совершения иных действий, враждебных интересам ДРА и народа Афганистана.
Статья 6.
В ДРА поддерживается и поощряется деятельность профессиональных союзов, организаций женщин и молодежи, научных, культурных, художественных и других массовых демократических общественных организаций трудящихся, которые объединяют в своих рядах рабочих, крестьян, ремесленников, интеллигенцию и другие слои населения в целях повышения организованности и развития их общественной и трудовой активности, вовлечения их в -осуществление целей и задач саурской революции, обеспечения их специфических интересов.
Статья 7.
ДРА проводит политику равноправия, братской дружбы и всестороннего развития всех, больших и малых, народов и племен, проживающих в Афганистане, содействует сплочению трудящихся всех национальностей и племен в борьбе за цели саурской революции, гарантирует и обеспечивает их законные права.
Целью ДРА является ликвидация неравенства в уровнях экономического, социального и культурного развития всех районов страны.
ДРА охраняет и развивает все лучшее и ценное в культурном наследии и традициях всех национальностей, народностей и племен страны.
Статья 8.
Вооруженные силы и Царандой ДРА защищают завоевания саурской революции, национальную независимость, единство, территориальную целостность и национальный суверенитет страны.
Государство будет принимать необходимые меры по укреплению вооруженных сил и Царандоя, воспитанию их личного состава в высоком духе патриотизма и любви к родине, верности целям и идеалам саурской революции, солидарности с трудящимися других стран, по обеспечению участия военнослужащих в общественно-политической жизни, улучшению материального положения их семей.
Статья 9.
Государство поддерживает патриотическую роль вождей, старейшин, всех членов племен страны в деле обеспечения мира, братства, спокойствия и защиты границ Демократической Республики Афганистан и населенных ими районов и будет содействовать эффективному осуществлению этой благородной деятельности.
Статья 10.
Внешняя политика ДРА направлена на укрепление всеобщего мира, развитие широкого международного сотрудничества, защиту государственных интересов страны. Основой внешнеполитической деятельности ДРА являются принципы мирного сосуществования и политика позитивного и активного неприсоединения.
Статья 11.
Демократическая Республика Афганистан расширяет и укрепляет дружбу и всестороннее традиционное сотрудничество с Советским Союзом, сотрудничество и всесторонние дружественные связи с другими странами социалистического содружества на основе принципа интернациональной солидарности.
Статья 12.
ДРА, как миролюбивая страна, стремится к поддержанию и укреплению дружественных отношений с другими странами, особенно с соседними и со всеми мусульманскими государствами и народами, на основе взаимного уважения независимости, национального суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела друг друга; будет содействовать объединению усилий мусульманских и других народов в общем стремлении к миру, свободе, прогрессу и сотрудничеству между ними.
Статья 13.
ДРА выступает за справедливое и мирное решение на основе доброй воли и принципов мирного сосуществования всех i нерешенных проблем, которые существуют между государствами – соседями региона.
Статья 14.
ДРА поддерживает борьбу народов за национальное и социальное освобождение, за демократию и прогресс, против империализма, колониализма, неоколониализма, сионизма, расизма, фашизма, расовой дискриминации и апартеида.
Статья 16.
ДРА выступает за всеобщее разоружение и прекращение гонки вооружений, предотвращение распространения ядерного оружия, ликвидацию агрессивных военных баз на чужих территориях, развитие и углубление процесса разрядки международной напряженности, установление справедливого международного экономического порядка.
В ДРА пропаганда войны запрещена.
Статья 16.
ДРА одобряет и соблюдает Устав ООН и общепризнанные принципы и нормы международного права, поддерживает деятельность ООН по укреплению мира и развитию международного сотрудничества.
Статья 17.
В ДРА существуют следующие формы собственности государственная собственность (общее достояние всего народа), кооперативная собственность, частная собственность и личная собственность.
Государство охраняет и защищает все формы законной собственности.
В исключительной собственности государства находятся недра земли и другие природные ресурсы, источники энергии, банки и страховые предприятия, основные средства производства в тяжелой промышленности, средства связи, радиовещания и телевидения. Собственность всего народа пользуется особой защитой.
Государство поддерживает, поощряет и контролирует деятельность компаний, в которых оно принимает участие.
Статья 18.
Государство направляет развитие национальной экономики в целях ликвидации экономической отсталости страны, повышения жизненного уровня всех национальностей и племен Афганистана, ликвидации всех форм эксплуатации, создания нового общества, соответствующего идеалам саурской революции. Для этого государство составляет научно обоснованные планы социального и экономического развития, опирается на творческую и созидательную активность трудящихся. Государство поощряет, поддерживает и контролирует частную инициативу, использует материальные и моральные средства воздействия.
Статья 19.
Государство признает и гарантирует собственность крестьян и других землевладельцев на землю в соответствии с положениями закона.
Государство осуществляет меры по проведению демократических преобразований в сельском хозяйстве в интересах широких крестьянских масс и при активном их участии, оказывает крестьянам необходимую помощь путем предоставления банковских кредитов, содействует приобретению сельскохозяйственных машин, сортовых семян, химических удобрений, сбыту сельскохозяйственной продукции и сырья; поддерживает и поощряет развитие производственной, потребительской и других видов кооперации в сельском хозяйстве.
Статья 20.
Государство гарантирует кочевникам, племенам, скотоводам возможность бесплатного пользования пастбищами на справедливой основе, а кочевникам – также право свободного передвижения на территории страны; им будет оказываться необходимая помощь путем предоставления государственных субсидий и банковских кредитов на льготных условиях, а также иное содействие в деле развития животноводства и сбыта продукции, повышения их материального благосостояния и культурного уровня, улучшения бытовых условий их жизни.
Статья 21.
ДРА поддерживает и поощряет трудовую деятельность ремесленников, стимулирует их добровольное объединение в промысловые кооперативы в целях более эффективной организации производства, снабжения их сырьем и сбыта готовой продукции.
Государство поддерживает и поощряет участие национальных предпринимателей в развитии промышленности, сферы обслуживания, транспорта и сельского хозяйства и гарантирует в соответствии с законом неприкосновенность частных капиталовложений, направленных на развитие национальной экономики.
Государство в национальных интересах всех народов Афганистана поощряет и контролирует развитие внутренней и внешней торговли. В этих целях разрешает свободную розничную и оптовую торговлю, осуществляет контроль за ценообразованием, оказывает всемерное содействие компаниям и национальным торговцам в осуществлении ими торговой деятельности по экспорту и импорту товаров, поощряет увеличение выпуска и повышение качества экспортируемых товаров, содействует их защите от конкуренции империалистических монополий.
Статья 22.
Государство охраняет и защищает частную собственность. Она не может быть использована в ущерб интересам народа и страны. Государство гарантирует личную собственность граждан, приобретенную честным трудом; закон определяет и гарантирует право наследования частной и личной собственности.
Собственность не может быть изъята у ее владельца, за исключением случаев, предусмотренных законом, с выплатой справедливого возмещения.
Статья 23.
Государство в соответствии с законом и принципом справедливости определяет виды и размер налогов в зависимости от доходов граждан.
Статья 24.
В области социального и культурного развития ДРА проводит политику, направленную на укрепление союза и единства рабочих, крестьян, кочевников, интеллигенции, ремесленников, торговцев, духовенства, патриотических улемов, всех демократических и патриотических сил страны, всех национальностей, народностей и племен Афганистана; на ликвидацию остатков феодальных отношений, отсталости, безработицы, неграмотности, нищеты, болезней; на повышение материального благосостояния и культурного уровня жизни каждой семьи. В этих целях будут последовательно осуществляться программы полной ликвидации неграмотности, широкого развития просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, науки и техники, культуры и искусства, физического воспитания и спорта, сферы бытового обслуживания.
Статья 25.
Государство считает одной из главных своих задач обеспечение трудящихся благоустроенным жилищем.
Статья 26.
Семья, материнство и детство находятся под особым покровительством государства. Государство проявляет особую заботу о здоровье матери и ребенка, принимает меры к созданию для женщин широких возможностей в получении образования, профессии и работы. Государственные органы, общественные организации, школы должны оказывать помощь семье в воспитании детей.
Государство проявляет заботу о молодежи, открывает ей доступ к образованию и овладению различными профессиями, будет принимать необходимые меры по трудоустройству молодежи, созданию Необходимых условий для ее идейного и нравственного воспитания И физического развития, широкого и творческого участия в строительстве нового общества.
Глава 2. Основные права и обязанности граждан.
Статья 27.
Государство Демократическая Республика Афганистан является единым и равным для всех граждан ДРА.
Приобретение и утрата гражданства ДРА регулируется законом.
Граждане Афганистана за границей пользуются защитой и покровительством ДРА.
Никто из граждан ДРА не может быть выдан иностранному государству.
Статья 28.
Все граждане Афганистана равны перед законом. Они пользуются равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от расовой, национальной и племенной принадлежности, языка, пола, места жительства и оседлости, вероисповедания, образования, происхождения, имущественного и социального положения.
Равноправие граждан обеспечивается во всех сферах экономической, политической, общественной и культурной жизни.
Никто не должен использовать демократические права и свободы s ущерб интересам ДРА, правам других граждан.
Статья 29.
Гражданам ДРА обеспечиваются и гарантируются следующие демократические права и свободы;
1) неприкосновенность личности, охрана жизни;
2) полная свобода совершения религиозных обрядов ислама, а также исповедание других религий с соблюдением законов;
3) право на труд. Государство в целях обеспечения права на общественно полезный труд всего народа будет принимать меры и осуществлять контроль за условиями труда, разрабатывать и принимать прогрессивное трудовое законодательство;
4) право на охрану здоровья и социальное обеспечение. Государство будет принимать меры по развитию сети государственных учреждений здравоохранения и расширению по мере возможности бесплатного медицинского обслуживания, улучшению социального обеспечения трудящихся в случае нетрудоспособности и в старости, а также членов семьи –при потере кормильца;
5) право на образование. Государство будет принимать меры по развитию национальной и прогрессивной системы образования, ликвидации неграмотности, обучению на родном языке, расширению бесплатного среднего, высшего и профессионально-технического образования;
6) свобода научной, технической, культурной и художественной деятельности в соответствии с целями саурской революции;
7) право на свободное и публичное высказывание своего мнения, на мирные собрания и демонстрации, а также право объединения на патриотических основах в прогрессивные демократические общественные организации. Закон регулирует использование этих прав в рамках, не нарушающих общественный порядок и спокойствие, безопасность страны;
8) неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и других средств связи, за исключением случаев, предусмотренных законом;
9) право подачи жалоб, петиций и заявлений в соответствующие государственные органы.
Статья 30.
Никого нельзя признать виновным в совершении преступления иначе как в соответствии с законом. Никого нельзя задерживать или арестовывать иначе как в соответствии с положениями закона. Никого нельзя подвергнуть наказанию иначе как по приговору суда, который действовал в момент совершения преступления.
Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана согласно закону. Обвиняемый имеет право на защиту.
Преступление носит личный характер и наказание за него нельзя распространить на другое лицо. Запрещается применение пыток, жестокое, бесчеловечное или унижающее достоинство человека обращение или наказание.
Статья 31.
Граждане ДРА обязаны уважать и соблюдать законы, нормы общественного и человеческого поведения, добросовестно выполнять свои обязанности и гражданский долг, уважать право и законные интересы других лиц, высоко и с достоинством нести звание гражданина ДРА.
Статья 32.
Общественно полезный добросовестный и патриотический труд –важнейшая обязанность и дело чести всех трудоспособных граждан.
Статья 33.
Защита Родины и завоеваний саурской революции, преданность ее идеалам и целям, служение народу являются высшим долгом и священной обязанностью каждого гражданина. Служба в рядах вооруженных сил ДРА – наиболее почетная и высокопатриотическая обязанность граждан ДРА.
Статья 34.
ДРА будет создавать все необходимые условия для эффективного использования гражданами своих прав и демократических свобод.
Глава 3. Лоя Джирга (Высший совет ДРА).
Статья 35.
Высшим органом государственной власти ДРА является Лоя Джирга или Высший совет ДРА.
Закон определяет состав Лоя Джирги, демократический порядок избрания представителей народов Афганистана, а также организацию, компетенцию и порядок его деятельности.
Выборы народных представителей в Лоя Джиргу будут производиться свободно, непосредственно, равно и тайным голосованием, Лоя Джирга на своем первом заседании принимает Конституцию ДРА.
Глава 4. Революционный совет ДРА.
Статья 36.
До тех пор, пока не будут созданы необходимые условия для свободного избрания Лоя Джирги (Высшего совета), высшим органом государственной власти ДРА является Революционный совет.
Количество и состав, избрание и назначение новых членов Революционного совета, представляющих все демократические, национально-прогрессивные силы страны, определяется и проводится Революционным советом по представлению Президиума Революционного совета.
Статья 37.
В компетенцию Революционного совета ДРА входит:
1) издание законов и декретов;
2) утверждение государственных планов экономического и социального развития ДРА и отчетов об их выполнении;
3) утверждение государственного бюджета ДРА и отчета об его исполнении;
4) образование Президиума Революционного совета ДРА, Совета министров (правительства) ДРА, избрание. Верховного суда ДРА, назначение генерального прокурора ДРА;
5) образование и упразднение министерств, назначение, перевод и смещение членов Совета министров;
6) утверждение основных направлений внутренней и внешней политики ДРА, принятие программы деятельности правительства;
7) объявление референдума (всенародного голосования);
8) объявление войны в случае агрессии против ДРА и заключение мира;
9) разрешение на выпуск денежных знаков;
10) создание в необходимых случаях комиссий. Требования комиссий о предоставлении им необходимых сведений или документов обязательны;
11) принятие решений по другим вопросам, требующим разрешения Революционным советом.
Статья 38.
Революционный совет собирается на очередные сессии два раза в год. Первая сессия созывается в месяце сумбула (21 августа–21 сентября), вторая – в месяце хут (21 февраля – 21 марта).
Внеочередные сессии Революционного совета созываются по инициативе Президиума Революционного совета или по предложению не менее одной трети членов Революционного совета.
Революционный совет избирает из числа своих членов председателя Революционного совета, заместителя или заместителей председателя.
Статья 39.
Заседания Революционного совета проводятся, если на них присутствует не менее двух третей членов Революционного совета.
Заседания Революционного совета являются открытыми, за исключением случаев, когда интересы государства требуют проведения закрытого заседания.
Статья 40.
Законы, декреты и другие решения Революционного совета считаются принятыми, если за них проголосовало большинство присутствующих членов Революционного совета.
Законы и декреты вступают в силу после опубликования их в «Официальной газете», если иное не указано в самом законе.
Законы и декреты Революционного совета публикуются на языках пушту и дари; они могут публиковаться и на других языках народов Афганистана.
Статья 41.
Революционный совет ДРА устанавливает внутренние процедурные правила (регламент) деятельности Революционного совета и его Президиума.
Статья 42.
Революционный совет образует из числа своих членов Президиум Революционного совета. Президиум состоит из председателя Президиума Революционного совета, заместителя или заместителей председателя Президиума, секретаря и членов.
Президиум Революционного совета ДРА является постоянно действующим органом Революционного совета.
Статья 43.
Президиум Революционного совета имеет следующую компетенцию:
1) определение даты созыва очередных и внеочередных сессий Революционного совета;
2) толкование законов; осуществление законодательной инициативы, проведение при необходимости всенародного обсуждения законопроектов;
3) контроль за соблюдением законов и указов в случае несоответствия их закону или декрету;
4) образование, изменение, переименование провинций, городов, вулусвали (уездов) и алакадари (волостей);
5) учреждение орденов, медалей я награждение ими в соответствии с законом;
6) объявление амнистии и смягчение наказания;
7) утверждение, назначение, перевод, освобождение, отправление на пенсию и принятие отставки судей, офицеров вооруженных сил и служащих в соответствии с положениями закона;
8) установление воинских званий, дипломатических рангов и присвоение этих званий и рангов в соответствии с законом;
9) утверждение, назначение, перемещение и освобождение дипломатических и постоянных представительств ДРА в других гocyдарствах и при международных организациях. Разрешение аккредитации дипломатическим представительствам иностранных государств;
10) ратификация и денонсация международных договоров ДРА в соответствии с положениями закона;
11) введение военного и чрезвычайного положения; объявление мобилизации;
12) решение вопросов гражданства, предоставление права убежища иностранцам в соответствии с законом;
13) осуществление других обязанностей, предусмотренных законами ДРА.
Статья 44.
В перерыве между сессиями Революционного совета его функции осуществляет Президиум Революционного совета.
Статья 45.
Председатель Революционного совета является одновременно премьер-министром ДРА.
Председатель Революционного совета и премьер-министр имеют следующую компетенцию:
1) руководит деятельностью Революционного совета, его Президиума и Совета министров ДРА;
2) осуществляет высшее руководство вооруженными силами;
3) принимает верительные грамоты от глав дипломатических миссий иностранных государств;
4) подписывает законы, декреты, постановления и другие акты Революционного совета, его Президиума и Совета министров;
5) осуществляет другие полномочия, предусмотренные законами.
Глава 5. Совет министров ДРА.
Статья 46.
Совет министров (правительство) ДРА является высшим исполнительным органом государственной власти и состоит из премьер-министра, заместителя или заместителей премьер-министра, министров.
Совет министров несет ответственность за свою деятельность перед Революционным советом, а в перерыве между его сессиями – перед Президиумом Революционного совета.
Статья 47.
Совет министров имеет следующую компетенцию]
1) осуществление внутренней и внешней политики;
2) предоставление проектов законов на рассмотрение и принятие Революционным советом, а в период между его сессиями — Президиумом Революционного совета;
3) принятие положений и уставов;
4) организация работы в области развития национальной экономики, подготовка и представление на утверждение Революционного совета, а между его сессиями – Президиума Революционного совета, государственных планов экономического и социального развития и государственного бюджета и отчетов об их выполнении;
5) руководство и контроль за деятельностью министерств;
6) руководство и контроль за деятельностью исполнительных местных органов;
7) принятие мер по обеспечению безопасности, общественного порядка и спокойствия, защиты прав и свобод граждан;
8) осуществление руководства в области обороноспособности страны и организация вооруженных сил;
9) осуществление руководства внешними сношениями ДРА, ведение переговоров и заключение международных договоров в соответствии со своей компетенцией;
10) оказание помощи и содействие Совету мусульманских улемов в осуществлении им своих функций;
11) осуществление других обязанностей, предусмотренных законами.
Статья 48.
Постановления и другие акты Совета министров обязательны к исполнению всеми органами, организациями, гражданами на всей территории ДРА.
Статья 49.
Структура, компетенция и порядок деятельности центральных и местных органов определяются законом.
Статья 50.
Министры возглавляют министерства ДРА и осуществляют свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных им законом. Они несут личную ответственность за работу министерств и развитие подведомственных отраслей управления.
Глава 6. Местные органы власти и управления.
Статья 51.
В провинциях, городах, вулусвали, алакадари, карийа (деревнях) будут образованы соответствующие местные Джирги (местные Советы), которые правомочны решать все вопросы местного значения. Демократический порядок избрания народных представителей местных Джирг (местных Советов) и другие вопросы организации, компетенции, деятельности и их ответственности будут определены законами.
Статья 52.
В качестве исполнительных органов государственной власти в провинциях, городах, вулусвали, алакадари создаются соответствующие местные исполнительные органы. Председатель и члены местного исполнительного комитета назначаются в установленном законом порядке.
Местные исполнительные комитеты имеют следующие полномочия:
1) обеспечение соблюдения законов, декретов, постановлений и других актов и решений вышестоящих органов;
2) обеспечение охраны общественного порядка, безопасности, охрана прав и свобод граждан;
3) выполнение государственных планов экономического и социального развития;
4) руководство и координация деятельности подчиненных органов;
5) принятие решений в пределах компетенций.
Статья 53.
Местные органы власти и управления руководствуются принципами единства, инициативы, широкого вовлечения населения, законности и справедливости.
Глава 7. Судебная система и деятельность судов.
Статья 54.
Правосудие в Демократической Республике Афганистан осуществляется только судами и на демократических началах. Правосудие осуществляют: Верховный суд ДРА, провинциальные (городские) суды, суды в вулусвали и военные суды вооруженных сил. В соответствии с законом могут быть образованы для рассмотрения конкретных дел специальные суды.
Организация, компетенция и порядок образования и деятельности судов определяются законом.
Статья 55.
Верховный суд является высшим судебным органом страны и состоит из председателя, его заместителей и членов суда. Верховный суд осуществляет в соответствии с законом надзор за судебной деятельностью судов и обеспечивает единообразие применения законов суда.
Верховный суд отчитывается о своей деятельности перед Революционным советом, а в период между его сессиями – перед Президиумом Революционного совета ДРА.
Судьи всех судов, кроме Верховного суда, назначаются Президиумом Революционного совета.

Статья 56.
В компетенцию судов входит рассмотрение всех гражданских и уголовных дел.
При рассмотрении дел судьи независимы и подчиняются только закону. Суды рассматривают дела и выносят решения, исходя из принципа равенства граждан перед законом и судом.
При рассмотрении дел суды применяют законы ДРА. Если в законах отсутствуют положения, в соответствии с которыми может быть разрешено данное дело, суд разрешает дело в соответствии с общими положениями шариата, принципами демократической законности и справедливости.
Все суды разбирают дела в открытых заседаниях. Закон устанавливает случаи, когда слушание дел допускается в закрытом заседании.
Провозглашение решений во всех случаях должно быть открытым.
Статья 57.
Рассмотрение и разрешение дел в судах ведется на языках дари и пушту, либо на языке большинства населения данной местности. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, гарантируется право ознакомления с материалами суда через переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 58.
Судебное решение выносится именем Демократической Республики Афганистан. Решение суда должно быть обоснованным.
Судебные решения, вступившие в законную силу, подлежат обязательному исполнению.
Приговор с наказанием в виде смертной казни подлежит исполнению после утверждения Президиумом Революционного совета ДРА.
Глава 8. Прокуратура.
Статья 59.
Генеральный прокурор ДРА руководит деятельностью всех органов прокуратуры страны. Прокуратура ДРА составляет единую централизованную систему, состоящую из Генеральной прокуратуры, провинциальных (городских), вулусвали и алакадари прокуратур.
В соответствии с законом могут быть созданы специальные прокуратуры.
Органы прокуратуры в своей деятельности независимы от местных органов власти и подчиняются только Генеральному прокурору.
Статья 60.
Генеральный прокурор и прокуроры осуществляют надзор за исполнением и соблюдением законов всеми центральными и местными органами государственного управления, государственными, смешанными и частными предприятиями, общественными организациями, должностными лицами и всеми остальными гражданами.
Статья 61.
Генеральный прокурор несет ответственность за свою деятельность перед Революционным советом ДРА, а в период между его сессиями – перед Президиумом Революционного совета. Он регулярно докладывает Революционному совету и его председателю о свое* деятельности и состоянии законности в стране.
Статья 62.
До назначения Генерального прокурора полномочия и обязанности его сохраняются за министром юстиции ДРА.
Организация, компетенция и порядок деятельности органов прокуратуры, а также порядок назначения прокуроров определяются законом.
Глава 9. Герб, флаг, столица.
Статья 63.
Государственный герб ДРА представляет собой изображение, состоящее из красной звезды в лучах восходящего солнца, михраба и мимбара на зеленом фоне и раскрытой книги в обрамлении колосьев, и шестерни, обвитых трехцветной лентой черного, красного и зеленого цветов.
Статья 64.
Государственный флаг ДРА представляет собой трехцветное прямоугольное полотнище, состоящее из горизонтальных полос черного, красного и зеленого цвета одинаковой ширины.
В левой верхней части полотнища на расстоянии ‘Д длины флага от древка изображен государственный герб ДРА.
Отношение ширины флага к его длине –1:2.
Статья 65.
Столицей ДРА является город Кабул.
Глава 10. Заключительные положения.
Статья 66.
Внесение поправок в настоящие Основные принципы ДРА может производиться по представлению Президиума Революционного совета двумя третями от общего числа членов Революционного совета.
Статья 67.
Впредь до образования новых государственных органов, предусмотренных данным законом, все центральные и местные органы государства действуют на основании положений данных Основных принципов ДРА и соответствующих законодательных актов о них.
Статья 68.
Настоящие Основные принципы ДРА вступают в силу со дня их опубликования. Они действуют впредь до принятия Конституции ДРА.
Законы, декреты и другие правовые акты, изданные до вступления в силу данных основных принципов ДРА, считаются действительными при условии, если они не противоречат его положениям,