Часть пятая
ПРАВОСУДИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРАВА В СВЯЗИ
С НИМ (СТ. 100 И ДАЛЕЕ ОСНОВНОГО ЗАКОНА)
§ 34. Конкретный нормоконтроль (ст. 100 Основного закона)
191. BVerfGE 1, 184
(Normenkontrolle I / Нормоконтроль I)
- Согласно ст. 100 абз. 1 Основного закона Федеральный Конституционный Суд осуществляет нормоконтроль только в отношении законов в формальном смысле, в том числе в отношении законов, принятых в рамках состояния законодательной необходимости в соответствии со ст. 81 Основного закона.
- Согласно ст. 100 абз. 1 Основного закона обращение за решением в Федеральный Конституционный Суд допускается только тогда, когда суд, обращающийся за решением, считает закон антиконституционным. Одного лишь сомнения недостаточно.
[…]
Решение Первого Сената от 20 марта 1952 г.
— 1 BvL 12/51, 1 BvL 15/51, 1 BvL 16/51, 1 BvL 24/51, 1 BvL 28/51 —
в производстве по проверке на соответствие конституции: 1. полицейского распоряжения Министра внутренних дел Земли Северный Рейн- Вестфалия […]
ОСНОВАНИЯ
[…]
II.
- Земельный суд в г. Билефельде своим решением от 27 сентября 1951 г. – 7 Qs 248/51 – приостановил уголовное производство в отношении каменщика Г анса Г енриха Л. из М. в соответствии со ст. 100 абз. 1 Основного закона и обратился за решением Федерального Конституционного Суда. Суд выражает сомнение в том, что полицейское распоряжение от 28 апреля 1951 г. применительно к ст. 4, 5, 8, 9, 17 и 19 Основного закона соответствует конституции.
[…]
VI.
С учетом неясной формулировки закона и того факта, что ни история принятия ст. 100 Основного закона, ни историческое развитие права судебной проверки не дают однозначных оснований для толкования слова «закон» в ст. 100 Основного закона, решение о том, должны ли суды характерным образом отрицать соответствие правовых распоряжений Основному закону или в таких случаях суды должны запрашивать решение Федерального Конституционного Суда согласно ст. 100 Основного закона, можно вывести только из значения общего нормоконтроля в рамках Основного закона и из задач, поставленных в этой связи перед Федеральным Конституционным Судом.
- В рамках нормоконтроля согласно ст. 93 абз. 1 п. 2 Основного закона на первом плане стоит задача Федерального Конституционного Суда как защитника конституции.
[…]
Если […] законность какого-либо правового распоряжения ставится под сомнение из-за его вероятного противоречия конституции, то все высшие исполнительные органы – а именно независимо друг от друга – имеют возможность обратиться в Федеральный Конституционный Суд как к защитнику конституции. […]
- Напротив, при нормоконтроле согласно ст. 100 Основного закона задача Федерального Конституционного Суда как защитника конституции отходит на второй план.
Уже по своей формулировке ст. 100 Основного закона не исключает суды из процесса проверки и решения всех конституционно-правовых вопросов в рамках отдельного правового спора и обосновывает компетенцию Федерального Конституционного Суда в этой сфере. Напротив, суды могут и должны проверять имеющие значение для их решения правовые предписания на соответствие Основному закону, а правовые нормы земель – на соответствие федеральному законодательству; они могут в рамках своей компетенции подтверждать их соответствие. Если бы таким положительным решением был нарушен Основной закон, поскольку примененная при верном толковании правовая норма является антиконституционной и потому ничтожной, то Федеральный Конституционный Суд мог бы действовать в своем качестве защитника конституции исключительно в рамках нормоконтроля согласно ст. 93 абз. 1 п. 2 Основного закона или – при нарушении основных прав – на основании конституционной жалобы. Из ст. 100 Основного закона не вытекает подобная компетенция Федерального Конституционного Суда по защите конституции.
Наоборот, согласно основной идее ст. 100 Основного закона задачей Федерального Конституционного Суда должно быть предотвращение ситуации, при которой каждый отдельный суд, нарушая волю федерального и земельных законодателей, отказывался бы от применения принятых ими законов, поскольку они, по его мнению, нарушают Основной закон или принятую соподчиненность федерального законодательства и законодательства земель в федеративном государстве.
В этой связи общее право судей по контролю ограничено сопутствующим подтверждением конституционности. В случае усмотрения антиконституционности, судьи обладают лишь правом предварительной проверки. Тем самым исключается нанесение ущерба законодательной власти.
Именно ущерб законодательной власти в результате расширения контрольного права судей и был одним из главных аргументов против общего полномочия судей по контролю. […]
Однако подобные сомнения в отношении общего полномочия судей по контролю правовых распоряжений не возникают. Как уже было указано, никогда не подвергалось сомнению, что суды могут проверять правовые распоряжения на соответствие конституции в рамках отдельного правового спора, если это прямо не исключено. Только когда право судей на осуществление контроля распространилось и на законы (Решения Имперского суда по гражданским делам (RGZ) 111, 320), возникла проблема с разрешением ситуации, когда каждый суд ставит себя выше актов законодательной власти. Только в связи с данным общим полномочием судей по контролю в отношении законов встал вопрос о сосредоточении полномочий в руках специализированного государственного и Конституционного Суда.
В любом случае опасность правовой неопределенности и фрагментарности связана с контрольным полномочием отдельных судов, если оно может привести к отрицанию законности правовых норм. Это может быть одним из оснований для передачи полномочий по проверке правовых распоряжений одному конкретному суду.
[…]
Однако, согласно Основному закону, при проверке правовых распоряжений отдельными судами не существует опасности правовой неопределенности и фрагментарности, поскольку нормоконтроль в соответствии со ст. 93 абз. 1 п. 2 Основного закона предоставляет, как отмечено выше, достаточно возможностей для своевременного обращения за общеобязательным решением Федерального Конституционного Суда в отношении любых важных правовых предписаний.
Иным образом обстоят дела с законами. Здесь в действительности, как показывают нацеленные на контрольную монополию тенденции прошлого, при общем контрольном полномочии судов возникали бы особые опасности правовой неопределенности и раздробленности; ведь законодательные органы земель, законы которых будут признаны отдельными судами противоречащими конституции или федеральному законодательству, не имеют полномочий по обращению в Федеральный Конституционный Суд в целях осуществления нормоконтроля в соответствии со ст. 93 абз. 1 п. 2 Основного закона. Именно регулирование права на обращение с требованием о проведении нормоконтроля, которое предусмотрено для земельных правительств, но не для ландтагов, показывает абсолютно четко, что необходима концентрация нормоконтроля в целях предупреждения правовой неопределенности и разрозненности только в отношении законов, но не правовых распоряжений.
Если ни статус Федерального Конституционного Суда как защитника конституции, ни общее регулирование нормоконтроля не говорят в пользу включения правовых распоряжений в сферу действия ст. 100 Основного закона, то само построение нормоконтроля в соответствии со ст. 100 Основного закона говорит против этого. Если бы это положение распространялось также на правовые распоряжения, то тогда каждый суд должен был бы получать решение Федерального Конституционного Суда не только тогда, когда считает правовое распоряжение федеральных или земельных органов ничтожным в связи с нарушением Основного закона, но и когда правовое распоряжение земли не соответствует федеральному закону. […]
- Принимая во внимание иные многочисленные полномочия Федерального Конституционного Суда, представленное здесь толкование соответствует также рекомендации по ограничению деятельности Федерального Конституционного Суда в рамках нормоконтроля лишь наиболее важными задачами.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде