164. BVerfGE 48, 210

(Auslandische Einkunfte / Доходы, полученные за рубежом)

  1. Абз. 3 § 34с Закона о подоходном налоге соответствует Основному закону, если высшие финансовые органы земель с согласия федерально­го министра финансов смогут полностью или частично освободить по­лученные за рубежом доходы от уплаты по ним германских подоходных налогов или заменить их уплатой паушальной суммы, если это является целесообразным по народно-хозяйственным основаниям. Понятие «на­родно-хозяйственные основания» достаточно конкретизировано в абз. 3 § 34 с Закона о подоходном налоге с учетом его смысла, цели и истории возникновения.
  2. Требования к степени определенности полномочий по изданию административных актов, предусматривающих предоставление нало­говых льгот, являются не такими строгими по сравнению с полномочия­ми, предусматривающими посягательства на права, потому что значение последних для основных прав, как правило, более весомо. Это действует, во всяком случае, в той мере, в какой подобное полномочие регулирует исключительные случаи, которые принципиально не влияют на одинако­вое обременение всех затронутых данной налоговой нормой лиц, то есть не ведут, например, к нарушениям конкурентных условий.

Решение Второго Сената от 19 апреля 1978 г.

— 2 BvL 2/75 –

ОСНОВАНИЯ

[…]

Б.

[…]

II.

[…]

Данная норма – вопреки позиции Федерального финансового суда, изложенной в решении от 13 января 1966 г. – IV 166/61 – (BFHE85, 399 1), соответствует требованиям, которые предъявляет Основной закон к установленному законом полномочию органа исполнительной власти по предоставлению налоговых льгот.

  1. Из принципа правового государства (абз. 3 ст. 20 Основного зако­на) вытекает принцип оговорки закона. Он служит для защиты гаран­тированных Конституцией свободы и равенства граждан. Кроме того, требование наличия законного основания, уполномочивающего орган исполнительной власти, должно обеспечивать, что существенные реше­ния, которые затрагивают сферу свободы и равенства граждан, прини­мает законодатель. Абзац 3 § 34 с (первая альтернатива) Закона о подо­ходном налоге соответствует этому требованию, так как законодатель сам регламентировал основополагающие вопросы предоставления на­логовых льгот.

Освобождение от уплаты налога или определение суммы паушаль­ного налогового отчисления предполагает, что подобная мера «является целесообразной по народно-хозяйственным основаниям».

  • Предмет, содержание, цель и объем этого полномочия также соот­ветствуют требованиям правового государства, поскольку они в доста­точной степени определены и имеют четкие границы (см. BVerfGE8, 274 [326 и далее]; 13, 153 [161 и далее] 2). Наконец, полномочие соответствует также принципу правового государства равного налогового обременения и, таким образом, справедливого налогообложения.

а) Степень требуемой определенности закрепленного в законе полно­мочия нельзя установить в общем, она зависит от характера регулируе­мой сферы, в частности, от того, в какой мере будут затронуты основные права, а также от вида и интенсивности действия, на совершение кото­рого будет уполномочен орган исполнительной власти.

Абзац 3 § 34 с Закона о подоходном налоге не устанавливает нало­говую обязанность и не уполномочивает на принятие обременяющего административного акта, а лишь на принятие мер, которые уменьша­ют нагрузку на налогоплательщика. Однако признано, что даже в слу­чае таких полномочий в демократическом правовом государстве необ­ходима известная степень законодательной определенности, хотя бы с учетом разграничения сфер деятельности законодателя и органов управления, как этого требует принцип оговорки закона, и в интересах реализации принципа справедливого налогообложения (см. BVerfGE23, 62 [BVerfG 30.01.1968-2 BvL 15/65] [73] 3). В налоговом праве обреме­нения и льготы часто тесно связаны, и требования к степени законода­тельной определенности таких полномочий не такие строгие, как при полномочиях, посягающих на права, потому что значение последних для основных прав, как правило, более весомо. В любом случае это дей­ствует тогда, когда подобное полномочие регулирует исключительные случаи, которые в целом не влияют на равное обременение всех затро­нутых данной налоговой нормой лиц, то есть не ведут к нарушениям конкурентных условий.

б) Требование определенности законного полномочия не запрещает законодателю использовать при регулировании полномочия общие ого­ворки и неопределенные правовые понятия. Именно в налоговом праве законодатель не может обойтись без них, если он хочет дать налоговым органам возможность учитывать особые обстоятельства отдельного слу­чая и тем самым учитывать основные права налогоплательщиков.

По этим причинам не вызывает возражений, что в данной области законодатель устанавливает для налоговых органов определенную сво­боду усмотрения.

  • а) Понятие «народно-хозяйственные основания» не является не­допустимой «неопределенной общей оговоркой», которая, как считает Федеральный Финансовый Суд (BFHE85, 399), выражает «совокупность всех прямо и косвенно действующих на экономику сил, все отношения и обязательства отдельных хозяйствующих единиц на территории, ясно отделенной границами от других территорий и обладающей единой ва­лютой» и которая имеет в своем основании столько разнообразных ис­точников, что невозможно ее обозреть.

Это толкование упускает из виду, что норма абз. 3 § 34 с Закона о по­доходном налоге рассматривает лишь такие народно-хозяйственные ос­нования, которые имеют специфическую внешнеэкономическую при­роду, и что налоговая льгота зависит от того, является ли она целесооб­разной с учетом этих оснований, а не с учетом исключительно личных или производственных отношений. Это дополнительное условие имеет место лишь тогда, когда налоговая льгота служит внешнеэкономическим интересам Германии.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде