162. BVerfGE30, 367
(Bundesentschadigungsgesetz / Федеральный закон о компенсациях жертвам нацистских преследований)
Решение Второго Сената от 23 марта 1971 г.
— 2 BvL 2/66, 2 BvR168/66, 2 BvR196/66, 2 BvR197/66,
2 BvR210/66, 2 BvR472/66 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
A.
I.
- Предметом всех производств является изменение § 150 Федерального закона о компенсациях, внесенное Федеральным законом о компенсациях в редакции окончательного закона от 14 сентября 1965 г. (Вестник федерального законодательства I (BGBl. I, стр. 1315) в той мере, в какой право на получение выплат ограничено теми жертвами нацистских преследований, в отношении которых к моменту вступления Закона в силу 1 октября 1953 г. (абз. 2 § 150 новая редакция), то есть к моменту времени в прошлом, были в наличии все предпосылки диспозиции нормы. Ранее действовавшая редакция § 150 Федерального закона о компенсациях не содержала никакого срока, во всяком случае никакого определенно указанного срока.
Все денежные требования, которые предоставляют законы о компенсации, предусматривают в качестве условия причинение насильственными мерами национал-социалистического режима телесных повреждений, вреда жизни, здоровью, свободе, собственности, имуществу или профессиональному либо экономическому росту.
[…]
Б.
[…]
II.
Установление срока в новой редакции абз. 2 § 150 Федерального закона о компенсациях противоречит принципу правового государства (ст. 20 Основного закона). Конституционные жалобы обоснованны.
[…]
- […]
а) В соответствии со старой редакцией абз. 2 § 150 Федерального закона о компенсациях право на предъявление требования имели также и те жертвы преследования, которые получили статус насильственно перемещенных лиц в смысле § 1 Закона о перемещенных лицах и беженцах только после 1 октября 1953 г. Федеральный закон о компенсациях в редакции окончательного закона от 14 сентября 1965 г. изменил правовое положение с приданием обратной силы, поскольку установил в новой редакции абз. 2 § 150 Федерального закона о компенсациях указанный срок и тем самым отказал в праве на предъявление требования этому кругу лиц, то есть вместо правового режима, действовавшего в отношении лежащего в прошлом промежутка времени, он постфактум установил новый […].
[…]
б) В новой редакции абз. 2 § 150 Федерального закона о компенсациях речь идет об истинной обратной силе закона, которая в данном случае не оправдана особыми обстоятельствами.
аа) Закон, имеющий обратную силу, не всегда противоречит Конституции. Абсолютный запрет на придание обратной силы в уголовном праве не действует для правопорядка в общем. Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой Федерального Конституционного Суда обременяющие законы, которые охватывают завершенные фактические обстоятельства ретроспективно, как правило, «не соответствуют требованию правового государства, к существенным элементам которого относится правовая безопасность, которая, со своей стороны, означает для граждан, в первую очередь, защиту доверия» (BVerfGE18, 429 [439]; также 23, 12 [32]; 24, 220 [229]). Истинная (ретроактивная) обратная сила закона в этом смысле имеет место, если закон постфактум затрагивает уже завершенные, относящиеся к прошлому фактические обстоятельства, изменяя их; это является противоположностью воздействию на происходящие в настоящее время, еще не завершенные фактические обстоятельства и правоотношения (так называемая неистинная, ретроспективная обратная сила) (см. BVerfGE11, 139 [145 и далее], сложившаяся судебная практика). Конституция, как правило, защищает веру в то, что установленные законом правовые последствия, связанные с завершенными фактическими обстоятельствами, останутся неизменными (см. BVerfGE13, 261 [271]).
[…]
Федеральный закон о компенсациях в редакции окончательного закона, который посредством установления срока ретроспективно ограничил диспозицию основания предъявления требования согласно старой редакции § 150 Федерального закона о компенсациях, представляет собой обременяющее регулирование для тех, кто этим был лишен возможности получения компенсации, причитавшейся им ранее. В качестве обременяющих должны рассматриваться не только законы о налогах и иные законы, содержащие предписания и запреты, но и все нормы, ухудшающие существующее правовое положение. Таким образом, в отношении тех жертв преследования, которые получили статус насильственно перемещенных лиц в смысле § 1 Закона о перемещенных лицах и беженцах после 1 октября 1953 г. и которые поэтому согласно новой редакции абз. 2 § 150 Федерального закона о компенсациях больше не имеют права на компенсацию, оспариваемая норма имеет обременяющий характер.
Она также затронула завершенные фактические обстоятельства, так как обстоятельства, из которых исходят соответствующие нормы Федерального закона о компенсациях, регулирующие основания предъявления требования, во всех случаях являются завершенными в прошлом. При этом применительно к правовым нормам, предоставляющим право требования, «завершенные фактические обстоятельства» не считаются «признанными на основании решения», поскольку наличие или отсутствие права требования может зависеть только от установленных в законе элементов диспозиции нормы, а не от официальных актов исполнительной власти. Чтобы говорить об «истинной обратной силе» в случае с нормами, регулирующими право требования, достаточно того, чтобы законодатель затронул фактические обстоятельства, которые завершились до опубликования закона и которые выполняли условия действовавшей до того момента диспозиции права требования.
бб) Принципиальный запрет обременяющих законов с истинной обратной силой основывается на идее защиты доверия, которая присуща принципу правового государства. Исключения возможны, только если доверие к определенному правовому положению не требует защиты, поскольку не является обоснованным (см. BVerfGE13, 261 [271 и далее]). В данном случае такие особые обстоятельства отсутствуют.
- Защита доверия не требуется в тех случаях, когда в момент, с которым закон связывает наступление правового последствия, следовало ожидать такое регулирование (см. BVerfGE13, 261 [272] с дальнейшим обоснованием).
[…]
(Б) Гражданин не может полагаться на действующее право и в том случае, когда правовое положение является неясным и запутанным или содержит пробелы (см. BVerfGE7, 129 [151 и далее]; 11, 64 [73 и далее]; 13, 261 [272]), либо в такой мере несправедливо и противоречит системе, что имеются серьезные сомнения в его конституционности (см. BVerfGE13, 215 [224]; 19, 187 [197]). В этих случаях сам принцип правового государства требует, чтобы правовая безопасность и справедливость восстанавливались ретроспективно с помощью вносящего ясность правила.
[…]
- Доверие затронутых лиц действующему правовому положению и тогда не нуждается в защите от предметно обоснованных изменений закона, имеющих обратную силу, когда они не причиняют или причиняют совсем незначительный ущерб. Даже принцип правового государства не защищает от любого разочарования (см. BVerfGE14, 288 [299]; 22, 241 [252]). Правовое регулирование должно быть в целом пригодным для того, чтобы исходя из веры в то, что оно продолжит действовать, вынести решения или оказать влияние на решения или распоряжения, которые в случае изменения правового положения оказываются имеющими негативные последствия (BVerfGE13, 39 [45 и далее]).
Ущерб, причиненный лицам, исключенным из числа имеющих право требования в соответствии с новой редакцией § 150 Федерального закона о компенсациях, заключается в том, что они потеряли право на компенсацию, на которую они могли рассчитывать в соответствии с законом и которую могли уверенно ожидать в соответствии с правовым положением, поскольку органы власти в данном случае не обладали свободой усмотрения. Доверие относительно этих требований, представлявших собой не просто надежду, было, бесспорно, поводом для определенных решений, которые не нуждались в отдельном изложении со стороны затронутых лиц. Кроме того, публично-правовое право требования относительно значительных денежных выплат представляет собой имущественную ценность.
[…] остается отметить, что наносящее ущерб регулирование требует оценки с точки зрения принципа правового государства и в том случае, если оно затрагивает лишь незначительное число граждан. В любом случае не оправдывается их обоснованное доверие относительно действующего правового положения. Значительное ухудшение этого правового положения даже у небольшого числа затронутых лиц может привести к недействительности регулирования, имеющего обратную силу.
[…]
(Г) […]
Наконец, и соображения, что новое регулирование должно облегчить органам власти и судам обработку требований о компенсации, являются недостаточными для того, чтобы оправдать исключение из основного запрета истинной обратной силы обременяющих законов.
- Поскольку новая редакция абз. 2 § 150 Федерального закона о компенсациях в представленном объеме уже противоречит Основному закону из-за нарушения принципа правового государства, не имеет значения, были ли нарушены также основные права, предусмотренные абз. 1 ст. 3 и ст. 14 Основного закона.
III.
Поскольку новая редакция абз. 2 § 150 Федерального закона о компенсациях не соответствует Основному закону, необходимо признать ее ничтожной в соответствии с § 78 Федерального закона о Федеральном Конституционном Суде.
Решения Федерального Верховного суда, базирующиеся на положении, противоречащем Конституции, подлежат отмене, а дела, по которым они приняты, должны быть возвращены в земельный суд.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде