145. BVerfGE 94, 49

(Sichere Drittstaaten / Безопасные третьи государства)

  1.  а) Законом о внесении изменений в Основной закон от 28 июня 1993 г. законодатель, изменяющий конституцию, создал основу для при­нятия общеевропейского регулирования в сфере предоставления защиты беженцам с целью распределения нагрузки между государствами, уча­ствующими в этой системе.

б)        Законодатель, изменяющий конституцию, также юридически свободен в определении и изменении основных прав, если это не на­рушает границ, установленных абз. 3 ст. 79 Основного закона, и он устанавливает Федеральному Конституционному суду пределы их при­менения. Основное право на убежище не относится к правам, гаран­тированным абз. 1 ст. 1 Основного закона. Содержание прав, которые гарантированы этой нормой, а также последствий, возникающих для государственной власти Германии в этой связи, следует установить самостоятельно.

  •  Абзац 2 ст. 16 а Основного закона ограничивает круг лиц, на которых распространяется, как и прежде, установленное абз. 1 ст. 16 а Основного закона основное право на убежище. Лицо, прибывающее из безопасного третьего государства, по смыслу предл. 1 абз. 2 ст. 16 а Основного закона не нуждается в защите установленной в абз. 1 конституционно-правовой гарантии, поскольку оно могло бы найти защиту от политического пре­следования в третьем государстве.
  •  Государства – члены Европейских сообществ являются в соответ­ствии с Конституцией безопасными третьими государствами.
  •  а) Необходимое для определения законом (ст. 16 а абз. 2 предл. 2 Основного закона) статуса безопасного третьего государства примене­ние Женевской конвенции о беженцах (ЖКБ) и Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) предполагает, в частности, что это государ­ство присоединилось к обеим конвенциям и в соответствии со своим пра­вопорядком не имеет права выслать иностранца в страну, где его могут преследовать, без предварительной проверки, не угрожают ли ему там преследование в смысле ст. 33 ЖКБ или пытки либо жестокое или уни­жающее его достоинство наказание либо обращение в смысле ст. 3 ЕКПЧ.

б)        При отнесении государств к безопасным третьим государствам зако­нодатель наделен свободой действий в части, касающейся выбора средств установления фактических оснований для отнесения государств к без­опасным государствам. Оценка законодателя должна быть обоснованной.

  •  а) Иностранец, который должен быть возвращен или депортирован в третье государство, не может требовать предоставления Федеративной Республикой Германия защиты от политического преследования или иного существенного нарушения его прав в его родной стране исключи­тельно на том основании, что его безопасность в соответствующем треть­ем государстве не была бы обеспечена, поскольку в его конкретном слу­чае – несмотря на нормативное подтверждение – не будут соблюдать­ся обязательства, предусмотренные Женевской конвенцией о беженцах и Европейской конвенцией по правам человека. По этой причине не под­лежат применению в соответствии с концепцией нормативного подтвер­ждения безопасности в третьем государстве, которой придерживается предложение 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона, материально-правовые положения, на которые иностранец может сослаться в качестве основа­ния против принудительного выдворения (в частности, § 51 абз. 1 § 53 Закона «Об иностранцах»).

б)        Однако Федеративная Республика Г ермания должна предоставить защиту, если препятствия к принудительному выдворению в соответ­ствии с абз. 1 § 51 или § 53 Закона «Об иностранцах» могут быть обосно­ваны обстоятельствами, которые, в силу своей природы, не могли быть заранее предусмотрены в Конституции или в законе и тем самым с са­мого начала находятся за пределами реализации данной концепции.

в)        Иностранец может лишь тогда добиться проверки наличия, в ка­честве исключения, препятствий к возврату или немедленному прину­дительному выдворению, если из определенных фактов следует, что его ситуация представляет собой особый случай, который не предусмотрен концепцией нормативного подтверждения. К такому обоснованию дол­жны предъявляться строгие требования.

  • а) Действие предл. 3 абз. 2 ст. 16 а Основного закона распространя­ется не только на законодателя, но также непосредственно и на государ­ственные органы и суды: средства правовой защиты против мероприятий, прекращающих пребывание, не должны иметь приостанавливающего действия: заявления в компетентные суды с целью временного приоста­новления исполнения этих мер не подлежат удовлетворению.

б)        Это исключительное действие нормы предл. 3 абз. 2 ст. 16 а Ос­новного закона не выходит за пределы концепции нормативного подтверждения.

Решение Второго Сената от 14 мая 1996 г.

— 2 BvR1938/93, 2 BvR2315/93 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

[…]

В.

[…]

II.

Установление новых правил применения основного права на убежи­ще в ст. 16 а Основного закона не нарушает ограничения, установленные абз. 3 ст. 79 Основного закона. Законодатель, изменяющий конституцию, учел также требования предл. 1 абз. 1 ст. 79 Основного закона.

  1. а) Абзац 3 ст. 79 Основного закона запрещает внесение в конститу­цию изменений, которые затрагивают принципы, изложенные в ст. 1 и 20 Основного закона. К ним относится не только установленный в абз. 1 ст. 1 Основного закона принцип уважения и защиты достоинства человека. Также и содержащееся в абз. 2 ст. 1 Основного закона признание непри­косновенных и неотчуждаемых прав человека как основы человеческого сообщества, мира и справедливости приобретает соответствующее зна­чение; с учетом содержащегося в абз. 3 ст. 1 Основного закона указания на нижеследующие основные права гарантия этих прав не подлежит ограничению, поскольку они необходимы для соблюдения установлен­ного в абз. 1 и 2 ст. 1 Основного закона порядка. Точно так же следует учитывать основополагающие элементы принципа правового и соци­ального государства, установленные в абз. 1 и 3 ст. 20 Основного закона. При этом норма абз. 3 ст. 79 Основного закона требует лишь того, чтобы указанные принципы не затрагивались изменениями. Но при этом она не препятствует законодателю, вносящему изменения в конституцию, изменять определенное правовое выражение данных принципов исходя из соответствующих оснований (см. BVerfGE 84, 90 [120 и далее]).

б)        По общему правилу, основное право на убежище, как и любое поло­жение Конституции, может быть изменено законодателем (предл. 1 абз. 1 и абз. 2 ст. 79 Основного закона). Установленные в абз. 3 ст. 79 Основного закона для законодателя границы, которые не могут затрагиваться со­гласно изложенным в ст. 1 и 20 Основного закона принципам, не будут нарушены в случае предоставления иностранцам защиты от политиче­ского преследования не через механизм гарантии основных прав. Тем не менее в отношении понятия политического преследования в предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона (старая редакция) Федеральный Конститу­ционный Суд пришел к выводу, что в основе основного права на убежи­ще лежит обусловленное уважением неприкосновенности человеческого достоинства убеждение, что никакое государство не имеет права подвер­гать опасности или наносить ущерб здоровью, жизни или личной свобо­де человека из-за его политических, религиозных убеждений или из-за его неотъемлемых характеристик (см. BVerfGE 80, 315 [333]; см. также BVerfGE 54, 341 [357]; 76, 143 [157 и далее]). Однако из этого не следует, что основное право на убежище относится к содержанию гарантий, уста­новленных абз. 1 ст. 1 Основного закона. В чем состоит содержание этих гарантий и какие последствия возникают для немецкой государственной власти в связи с ними, должно быть отдельно определено.

Таким образом, у законодателя отсутствуют препятствия для отме­ны основного права на убежище как такового. Это прямо следует из по­ложений ст. 16 а Основного закона, которые в предл. 1 и 2 абз. 2 отменя­ют действие основного права для определенных лиц, в абз. 3 ограничи­вают содержание гарантии в части, касающейся процедуры, в предл. 3 абз. 2 и в абз. 4 изменяют содержащуюся в абз. 4 ст. 19 Основного закона гарантию правовой защиты и, наконец, в абз. 5 создают основу для об­щеевропейского регулирования защиты беженцев при помощи между­народно-правовых соглашений, и в то же время они остаются в границах допустимого изменения Конституции.

в)        Предложение 3 абз. 2 ст. 16 а Основного закона содержит особое ре­гулирование в отношении процедуры прекращения пребывания лиц, при­бывших из безопасного третьего государства. Таким образом, изменяется абзац 4 ст. 19 Основного закона. При этом может остаться открытым во­прос, признаются ли не подлежащими изменениям предусмотренные ст. 20 Основного закона и присущие правовому государству принципы индиви­дуальной правовой защиты, которые уточняются в абз. 4 ст. 19 Основного закона (см. BVerfGE 30, 1 [39 и далее]). В любом случае этот принцип не за­трагивается нормой предл. 3 абз. 2 ст. 16 а Основного закона. Это правило действует, в особенности, принимая во внимание то обстоятельство, что, несмотря на то что иностранец подлежит немедленному возврату в безопас­ное третье государство без предварительной проверки со стороны после­дующей контрольной инстанции, эта мера имеет нормативное обоснование в виде гарантии применения в третьем государстве Женевской конвенции о беженцах и Европейской конвенции по правам человека.

  • Требованию предл. 1 абз. 1 ст. 79 Основного закона об изменении Конституции, в данном случае изменение абз. 4 ст. 19 Основного закона посредством предл. 3 абз. 2 ст. 16 а Основного закона, т. е. путем прямого обозначения в законе, соответствует включение в Основной закон нормы предл. 3 абз. 2 ст. 16 а Основного закона.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде