144. BVerfGE 81, 142
(Terroristische Betatigung im Exil / Террористическая деятельность в эмиграции)
- Пытки только тогда являются основанием возникновения права на убежище, если их применение было связано с обстоятельствами, при наличии которых возникает право на убежище, либо если пытки применялись в жестокой форме, с учетом указанных обстоятельств.
- Лицо, которое с территории Федеративной Республики Германия намерено продолжать осуществлять террористическую деятельность на территории своей родной страны или поддерживать ее в любых возможных на территории Федеративной Республики Германия формах, не имеет права требовать убежища.
Решение Второго Сената от 20 декабря 1989 г.
— 2 BvR 958/86 –
ОСНОВАНИЯ
A.
Конституционная жалоба касается вопроса возможности предоставления убежища политическому преступнику, который поддерживал террористическую деятельность на территории родной страны, в отношении которого существует опасность применения пыток со стороны полиции или военных и который продолжает оказывать поддержку террористической деятельности в Федеративной Республике Германия.
В.
[…]
I.
Сенат уже принял решение, что и меры самозащиты со стороны государства могут быть основаниями для предоставления убежища. Таким образом, нельзя отрицать наличие политического преследования по смыслу предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона только потому, что государство борется с сепаратистской или политико-революционной деятельностью при помощи уголовно-правовых наказаний, чтобы таким образом защитить правовую ценность собственного существования или свою политическую идентичность. Чтобы такие действия государства приобрели одновременно характер политического преследования, необходимо наличие дополнительных критериев, связанных с объективными обстоятельствами.
- Прежде всего, подобным критерием является защита правовых ценностей. Преследование государством преступных деяний, т. е. преступлений, нарушающих права других граждан, не является политическим преследованием даже и в том случае, когда преступления совершены по политическим убеждениям. Политическое преследование отсутствует также в том случае, когда объективные обстоятельства позволяют заключить, что преследование направленного против политического правопорядка деяния является преследованием не лежащих в основе преступления политических воззрений как таковых, а какого-то внешне связанного с ними дополнительного преступного компонента, чья наказуемость в государственной практике общепризнана. Однако даже в таких случаях преследование может быть признано политическим, если лицо подвергнуто более жестокому обращению, чем обычно применяется в этом государстве при преследовании подобных – не политических – преступлений со сравнимой степенью опасности […].
[…]
- [.] Само по себе жестокое обращение, как пытки, как таковое не является основанием для предоставления убежища по смыслу предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона. Если же жестокое обращение связано с обстоятельствами, при наличии которых возникает право на убежище, либо применяется в более жестокой форме, с учетом указанных обстоятельств, если оно явно направлено на политические составляющие деяния, в совершении которого обвиняется лицо, подвергшееся жестокому обращению, либо связано с его политическими убеждениями, такое обращение является основанием для предоставления убежища. Жестокое обращение применяется к лицу, желающему получить убежище, из-за его посягательств на политический правовой интерес и, таким образом, из-за очевидной опасности для целостности и политических основ государства.
[…]
- Даже если в соответствии с вышесказанным должен быть признан политический характер грозящего преследования, при реализации права на убежище может возникнуть еще одно препятствие, вытекающее из области применения предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона. Область применения указанной статьи заканчивается в тот момент, когда лицо, желающее получить убежище, воплощает в жизнь свои политические убеждения с использованием террористических средств. Федеративная Республика Германия строго осуждает подобные методы политической борьбы в соответствии с международным правопорядком, который она поддерживает. Поэтому государственные меры, направленные на защиту от терроризма, не являются политическим преследованием, если они применяются по отношению к действующим террористам, к сообщникам в уголовно-правовом смысле или в отношении лица, которое в преддверии террористической деятельности осуществляет действия в ее поддержку, при этом не принимая участия в террористической деятельности. Вместе с тем указанное в подобных случаях преследование может быть основанием возникновения права на убежище, если имеются дополнительные обстоятельства, допускающие возникновение такого права, например, особенная интенсивность мер преследования (см. к указанным выше BVerfGE, в указанном месте, с. 339 и далее).
Независимо от этого считается, что: право на убежище не возникает в случаях, когда осуществляется только поиск новой площадки для террористической деятельности: для ее осуществления или поддержки. По этой причине не может требовать предоставления убежища лицо, которое осуществляло террористическую деятельность в родной стране или которое стремится оказывать поддержку террористической деятельности с территории Федеративной Республики Германия в допустимых на ее территории формах. Такое лицо не ищет защиты и мира, которые дает право на убежище. Согласно своей основной идее право на убежище преследует цель предоставить убежище тому, кто из-за (грозящего) политического преследования находится в безвыходном положении (BVerfGE 74, 51 (64)). Угрожающая жизни или существованию политическая борьба должна иметь завершение, лицо, скрывающееся от политического преследования, должно (снова) обрести защиту страны, из сферы которой оно было исключено преследующей его страной.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде