144. BVerfGE 81, 142

(Terroristische Betatigung im Exil / Террористическая деятельность в эмиграции)

  1.  Пытки только тогда являются основанием возникновения пра­ва на убежище, если их применение было связано с обстоятель­ствами, при наличии которых возникает право на убежище, либо если пытки применялись в жестокой форме, с учетом указанных обстоятельств.
  2.  Лицо, которое с территории Федеративной Республики Германия намерено продолжать осуществлять террористическую деятель­ность на территории своей родной страны или поддерживать ее в любых возможных на территории Федеративной Республики Германия формах, не имеет права требовать убежища.

Решение Второго Сената от 20 декабря 1989 г.

— 2 BvR 958/86 –

ОСНОВАНИЯ

A.

Конституционная жалоба касается вопроса возможности предостав­ления убежища политическому преступнику, который поддерживал террористическую деятельность на территории родной страны, в от­ношении которого существует опасность применения пыток со сторо­ны полиции или военных и который продолжает оказывать поддержку террористической деятельности в Федеративной Республике Германия.

В.

[…]

I.

Сенат уже принял решение, что и меры самозащиты со стороны го­сударства могут быть основаниями для предоставления убежища. Та­ким образом, нельзя отрицать наличие политического преследования по смыслу предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона только потому, что го­сударство борется с сепаратистской или политико-революционной дея­тельностью при помощи уголовно-правовых наказаний, чтобы таким образом защитить правовую ценность собственного существования или свою политическую идентичность. Чтобы такие действия государства приобрели одновременно характер политического преследования, не­обходимо наличие дополнительных критериев, связанных с объектив­ными обстоятельствами.

  1. Прежде всего, подобным критерием является защита правовых цен­ностей. Преследование государством преступных деяний, т. е. преступ­лений, нарушающих права других граждан, не является политическим преследованием даже и в том случае, когда преступления совершены по политическим убеждениям. Политическое преследование отсутствует также в том случае, когда объективные обстоятельства позволяют заклю­чить, что преследование направленного против политического правопо­рядка деяния является преследованием не лежащих в основе преступле­ния политических воззрений как таковых, а какого-то внешне связанно­го с ними дополнительного преступного компонента, чья наказуемость в государственной практике общепризнана. Однако даже в таких случаях преследование может быть признано политическим, если лицо подверг­нуто более жестокому обращению, чем обычно применяется в этом го­сударстве при преследовании подобных – не политических – преступ­лений со сравнимой степенью опасности […].

[…]

  • [.] Само по себе жестокое обращение, как пытки, как таковое не яв­ляется основанием для предоставления убежища по смыслу предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона. Если же жестокое обращение связано с обстоя­тельствами, при наличии которых возникает право на убежище, либо применяется в более жестокой форме, с учетом указанных обстоятельств, если оно явно направлено на политические составляющие деяния, в со­вершении которого обвиняется лицо, подвергшееся жестокому обраще­нию, либо связано с его политическими убеждениями, такое обращение является основанием для предоставления убежища. Жестокое обращение применяется к лицу, желающему получить убежище, из-за его посяга­тельств на политический правовой интерес и, таким образом, из-за оче­видной опасности для целостности и политических основ государства.

[…]

  • Даже если в соответствии с вышесказанным должен быть признан политический характер грозящего преследования, при реализации пра­ва на убежище может возникнуть еще одно препятствие, вытекающее из области применения предл. 2 абз. 2 ст. 16 Основного закона. Область применения указанной статьи заканчивается в тот момент, когда лицо, желающее получить убежище, воплощает в жизнь свои политические убеждения с использованием террористических средств. Федеративная Республика Германия строго осуждает подобные методы политической борьбы в соответствии с международным правопорядком, который она поддерживает. Поэтому государственные меры, направленные на защи­ту от терроризма, не являются политическим преследованием, если они применяются по отношению к действующим террористам, к сообщни­кам в уголовно-правовом смысле или в отношении лица, которое в пред­дверии террористической деятельности осуществляет действия в ее под­держку, при этом не принимая участия в террористической деятельности. Вместе с тем указанное в подобных случаях преследование может быть основанием возникновения права на убежище, если имеются дополни­тельные обстоятельства, допускающие возникновение такого права, на­пример, особенная интенсивность мер преследования (см. к указанным выше BVerfGE, в указанном месте, с. 339 и далее).

Независимо от этого считается, что: право на убежище не возника­ет в случаях, когда осуществляется только поиск новой площадки для террористической деятельности: для ее осуществления или поддержки. По этой причине не может требовать предоставления убежища лицо, ко­торое осуществляло террористическую деятельность в родной стране или которое стремится оказывать поддержку террористической деятельности с территории Федеративной Республики Германия в допустимых на ее территории формах. Такое лицо не ищет защиты и мира, которые дает право на убежище. Согласно своей основной идее право на убежище пре­следует цель предоставить убежище тому, кто из-за (грозящего) полити­ческого преследования находится в безвыходном положении (BVerfGE 74, 51 (64)). Угрожающая жизни или существованию политическая борьба должна иметь завершение, лицо, скрывающееся от политического пре­следования, должно (снова) обрести защиту страны, из сферы которой оно было исключено преследующей его страной.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде