140. BVerfGE 100, 226
(Denkmalschutz / Защита памятников архитектуры)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 69/1999 от 1 июля 1999 г.
Решение от 2 марта 1999 г.
— 1 BvL 7/91 –
Регулирование в «Законе об охране памятников архитектуры» Земли Рейнланд-Пфальц противоречит Основному закону
Первый Сенат Федерального Конституционного Суда в деле по запросу суда решил, что § 13 абз. 1 предл. 2 Закона об охране памятников архитектуры и ухода за ними Земли Рейнланд-Пфальц (ЗОхрУП, текст в приложении) из-за нарушения гарантии собственности (ст. 14 абз. 1 ОЗ) несовместим с ОЗ.
Согласно данной норме снос памятника культуры может быть разрешен только в общественных интересах. Интересы собственника при этом не учитываются.
У законодателя есть время до 30 июня 2001 г., чтобы принять соответствующее Основному закону регулирование. Если в этот срок не будет принято новое регулирование, со сносом культурных памятников придется мириться, если их содержание собственнику больше не под силу.
I.
В 1981 г. промышленное предприятие подало заявление о сносе находящейся в его собственности виллы, построенной в конце XIX в. У него не было больше возможности ее использования в целях предприятия, и многолетние поиски найти другое, осмысленное использование или сдать здание в аренду были безуспешными. Сохранение строительной конструкции требовало чрезмерных затрат на энергию и восстановление здания.
Ведомства формально поставили здание под охрану памятников архитектуры в 1983 г. и отказали в разрешении на снос. Нет и причин общего блага, которые могли бы оправдать выдачу разрешения. То, что нет возможности найти для здания возможности использования, и содержание здания из-за высоких издержек является неэкономичным, не может учитываться при решении согласно § 13 абз. 1 предл. 2 ЗОхрУП. Протест и иск предприятия не были удовлетворены. В апелляционном производстве в Верховном земельном суде Рейнланд-Пфальц по административным спорам (ВЗСА) суд в соответствии со ст. 100 абз. 1 ОЗ обратился в Федеральный Конституционный Суд с запросом, «является ли § 13 абз. 1 предл. 2 […] ЗОхрУП от 23 марта 1978 г. […] в той мере неконституционным, в которой там определяется, что в случае номера 1 […] решение может быть выдано лишь в том случае, если другие потребности общего блага перевесят интересы защиты памятников и ухода за памятниками».
По мнению ВЗСА, предъявленная для проверки норма нарушает гарантию собственности.
II.
Первый Сенат в результате признал правоту ВЗСА.
В основании говорится, в частности:
- Предъявленная для проверки норма определяет содержание и границы собственности в смысле ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ.
а) Защита памятников культуры является легитимным законодательным интересом, охрана памятников – задача общего блага высокого ранга, оправдывающая ограничительное регулирование в смысле ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ. Для Рейнланд-Пфальца охрана памятников к тому же усиливается явным регулированием в земельной Конституции.
Состав обстоятельств для получения разрешения § 13 абз. 1 предл. 2 ЗОхрУП является подходящим и необходимым для выполнения цели данного закона. Сенат далее излагает, что норма и в узком смысле является соразмерной. Запретом на снос не ограничивается существующее использование памятника архитектуры. Ввиду высокого ранга охраны памятников и под углом зрения ст. 14 абз. 2 ОЗ («Ее использование должно одновременно служить общему благу») собственник в принципе должен мириться с тем, что ему отказывают в возможно более рентабельном использовании земельного участка. Статья 14 абз. 1 ОЗ не защищает наиболее доходное использование собственности.
б) Иначе обстоит дело – как в данном случае – если для охраняемого строения уже не имеется никакой возможности осмысленного использования. Это может случиться, если прежнее использование вследствие измененных обстоятельств отменяется и иное использование, на которое собственнику можно указать допустимым образом, нельзя осуществить. Если даже расположенный к охране памятников собственник не может разумно использовать памятник архитектуры и практически не может продать его, его частная выгода почти полностью устраняется. Если к этому прибавить законную обязанность содержания памятника, то право превращается в бремя, которое собственник должен нести один в общественных интересах, не имея от этого преимущества частного использования. Правовая позиция затронутого лица тем самым приближается к состоянию, в котором она уже не заслуживает название «собственность». Отказ в разрешении на снос тогда уже неприемлем. Вопрос о том, где пролегает граница приемлемости в отдельности и в какой мере собственник будет ущемлен проверяемой нормой неприемлемым образом, может остаться открытым. Неконституционность § 13 абз. 1 предл. 2 ЗОхрУП вытекает уже из того, что норма не исключает несоразмерные обременения собственника и не содержит никаких мер для предотвращения подобных ограничений собственности.
в) Обязанность компенсации в § 31 абз. 1 предл. 2 ЗОхрУП (текст см. в приложении) не меняет этого результата.
Неприемлемые воздействия регулирования, касающегося содержания собственности (ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ), принципиально могут быть предотвращены уравновешивающими мерами. § 31 абз. 1 предл. 2 ЗО- хрУП не может выполнить данную функцию, так как не удовлетворяет требованиям, выдвигаемым к регулированию уравновешивания. Ибо подобное уравновешивание должно регулироваться законом и не может ограничиваться компенсацией в денежной форме. Гарантия ст. 14 абз. 1 ОЗ требует, чтобы в первую очередь были приняты меры, реально избегающие несоразмерное обременение собственника и сохраняющие частную выгоду собственности в как можно большей мере.
Законодатель при своем уравновешивающем регулировании должен, кроме того, обеспечить, чтобы вместе с решением о ведомственном административном акте, ограничивающем право собственности, решался бы вопрос о компенсации, которую в данном случае следовало бы предоставить обремененному собственнику; при финансовой компенсации следует хотя бы по сути решать вопрос о наличии притязания. Только тогда собственник может принимать осмысленное решение, должен ли он согласиться с ущемляющим его административным актом (например, отказом в разрешении на снос) или оспаривать его.
- Последствия решения
Законодателю устанавливается срок до 30 июня 2001 г., в течение которого он должен решить, хочет ли он сохранить охрану памятников посредством мер освобождения и компенсации. Если он не примет новое регулирование, то начиная с 1 июля 2001 г. он должен мириться со сносом памятников культуры, если их содержание является неприемлемым для собственника. До окончания срока нельзя принимать окончательное решение по заявлениям на выдачу разрешения сноса, если только снос не должен быть разрешен в общественных интересах. Текущие процедуры получения разрешения и административно-правовые споры следует отложить максимум до 30 июня 2001 г.
Приложение к сообщению для печати № 69/99 от 1 июля 1999 г.
Ǥ 13
Разрешение изменений, заявления о восстановлении
- Охраняемый памятник культуры может только с разрешения быть:
- разрушен, снесен, разобран на части или устранен,
- преобразован или иначе изменен в своем составе,
- не только временно изменен в своем внешнем виде,
- удален с места своего расположения.
В случае номера 1 разрешение может быть выдано только тогда, когда другие интересы общего блага превышают интересы охраны памятников и ухода за ними; при этом следует проверить, нельзя ли иным способом учитывать интересы общего блага.
[..]»
Ǥ 31
Прочие меры обязательной компенсации
- Если на основании меры, основанной на настоящем законе, пользование предметом, осуществленное правомочным образом, до сих пор не может быть продолжено, и если этим возможность экономического использования в целом существенно сужается, земля должна предоставить соответствующую компенсацию. То же самое действует, если мера прочим образом имеет отчуждающее действие.
- При недвижимых предметах соответствующим образом применяются нормы по компенсации земельного закона об экспроприации; […]»
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде