135. BVerfGE 46, 325

(Zwangsversteigerung II / Принудительный аукцион II)

О значении гарантии собственности для применения норм о прину­дительном аукционе в случаях, когда наиболее высокое предложение отстает далеко от стоимости земельного участка.

Решение Первого Сената от 7 декабря 1977 г.

— 1 BvR 734/77 —

[…]

ОСНОВАНИЕ

А.

Конституционная жалоба направлена против того, что застроенный земельный участок путем принудительного исполнения был передан лицу, предлагавшему наивысшую цену, намного ниже его стоимости, без предварительной проверки наличия предпосылок защиты от необосно­ванного обращения к взысканию до вступления в силу решения о пере­даче права на собственность, приобретенной на аукционе.

[…]

Б.

[…]

II.

В данном случае выбранная при применении законодательного регу­лирования процедура нарушает основное право истицы из ст. 14 абз. 1 предл. 1 ОЗ, защита которого включает и оформление процедуры по прин­ципам правого государства.

  1.  […] особое значение гарантии собственности в социальном право­вом государстве […]: она хочет обеспечить конкретный состав собствен­ности в руках собственника (ср. BVerfGE 24, 367 [400]; 38, 175 [181]). По Конституции она имеет своей задачей сохранение за носителем ос­новного права пространства свободы в имущественно-правовой сфере и, тем самым, предоставление отдельному человеку возможности раз­виваться и строить свою жизнь под собственную ответственность (ср. BVerfGE 31, 229 [239], с дальнейшими ссылками). Данная гарантийная функция влияет не только на оформление материального имуществен­ного права, но воздействует и на относящееся к нему процедурное право. Соответственно, уже из ст. 14 ОЗ непосредственно вытекает обязанность предоставить эффективную правовую защиту при вторжениях в данное основное право (ср. BVerfGE 24, 367 [401]; 35, 348 [361 и след.]; 37, 132 [141, 148]). Оно включает притязание на «честное проведение процеду­ры», которое согласно судебной практике Федерального Конституцион­ного Суда относится к существенным проявлениям принципа правового государства (ср. BVerfGE 38, 105 [111]; 40, 95 99]; Решение от 19 октября 1977 г., – 2 BvR462/77 – EuGRZ 1977, стр. 476). Это действует и в отно­шении проведения принудительных аукционов, при которых государство в интересах кредитора осуществляет существенное по своим последстви­ям вторжение в защищенную конституционным правом собственность должника. Подобное вторжение является, однако, оправданным, и в той мере, в которой оно служит для удовлетворения обоснованных денеж­ных требований кредитора. Одновременно следует защищать и интере­сы должника, для которого должна сохраняться хотя бы возможность искать правовую защиту от продажи по несоразмерно низкой цене его земельного имущества.
  2.  Отсюда вытекает в данном случае и требование применения про­цедурных правил в соответствии с Конституцией таким образом, чтобы решение о передаче собственности, обретенной на аукционе, не должно было осуществиться в день проведения аукциона, а в более поздний мо­мент времени, чтобы предоставить истице возможность использования защиты от необоснованного обращения к взысканию.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде