§ 25. Гарантии права собственности, экспроприация, компенсации (Ст. 14 Основного закона)

130. BVerfGE 14, 263

(Feldmuhle-Urteil / Решение Фельдмюле)

  1.  Реализуя полномочие, данное ст. 14 абз. 1 предл. 2 ОЗ определить содержание и границы собственности, законодатель должен учитывать как ценностное решение Основного закона в пользу собственности, так и все остальные нормы Конституции, в частности, принцип равенства, основное право на свободное развитие личности и принцип правовой и социальной государственности.
  2.  Нормы акционерного права из-за своего амбивалентного характе­ра не противоречат Основному закону только потому, что не исключа­ют злоупотребления, если имеются действенные возможности защиты от него. Данная возможность существует относительно реорганизации компании на основе большинства акций, потому что оно вследствие од­ного только соответствия формальным предпосылкам не освобождено от применения в связи с злоупотреблением.

Решение Первого Сената от 7 августа 1962 г.

— 1 BvL 16/60 –

РЕЗОЛЮТИВНАЯ ЧАСТЬ

§ 15 Закона о реорганизации капитальных обществ и горнопро­мышленных союзов от 12 ноября 1956 г. (Bundesgesetzbl. I S. 844) в той

мере, в которой он разрешает перенос имущества акционерного обще­ства на акционерное общество, в руках которого находится более трех четвертей основного капитала, совместим с Основным законом.

ОСНОВАНИЕ

[…]

В.

[…]

II.

Суд, который обратился с запросом, считает реорганизацию на осно­ве большинства акций в руках одного общества несовместимой со ст. 14 абз. 1 ОЗ, так как – принципиально неотчуждаемое – акционерное пра­во миноритарного акционера уничтожается.

Акция гарантирует акционеру, наряду с правами участия в управле­нии обществом, имущественно-правовые притязания на участие в при­были, в случае необходимости на приобретение акций новых выпусков и на квоту при ликвидации. В этом смысле она является собственностью, опосредованной нормами корпоративного права. В качестве собственно­сти (ср. BVerfGE 4,7 [26]) она находится под защитой ст. 14 ОЗ.

  1. Суд, который обратился с запросом, оправданно отрицает, что § 15 Закона о реорганизации представляет собой или разрешает экспроприа­цию в смысле ст. 14 абз. 3 ОЗ. Экспроприация всегда должна исходить от государства или же уполномоченного на применение мер государ­ственного принуждения предпринимателя. Если законодатель принци­пиально дает общему собранию полномочие принимать решение о пре­образовании на основе большинства акций, то оно не дает полномочие на экспроприацию, а всего лишь уполномочивает общее собрание на пре­образование частноправового отношения между акционерами.

Решение суда, ведущего торговый реестр, о внесении записи о пре­образовании также не является государственным вторжением в соб­ственность миноритарных акционеров; оно не является правоустанав­ливающей мерой, а лишь констатирует, что нет правовых преград для регистрации.

Предоставление общему собранию полномочия на преобразование также не является «экспроприацией посредством закона», ибо сам за­кон о преобразовании не вторгается непосредственно в существующие права. Он вообще разграничивает на случай преобразования полномочия большинства и меньшинства внутри акционерного общества; подобное правовое установление само по себе еще не является экспроприацией.

  • Масштабом для проверки конституционности § 15 с точки зрения собственности является, таким образом, только статья 14 абз. 1 ОЗ.

Собственность, как и свобода, является базовым основным правом; признание ее является ценностным решением Основного закона, об­ладающим особым значением для социального правового государства. Собственность является наиболее важным правовым институтом для разграничения частных имущественных сфер. Она нуждается в особом оформлении со стороны правопорядка. В соответствии с этим статья 14 абз. 1 ОЗ содержит полномочие законодателя определить содержание и границы собственности. Согласно формулировке ст. 14 абз. 1 предл. 2 может показаться, что регулирующему полномочию законодателя не по­ложены какие-либо границы. Однако само собой разумеется, что каждое законное определение содержания и границ должно учитывать как ос­новополагающее ценностное решение Основного закона в пользу част­ной собственности в принятом смысле (ср. BVerfGE 1, 264 [276]; 4, 219 [240]), так и находиться в соответствии с остальными нормами Консти­туции, то есть, в частности, с принципом равенства, с основным правом на свободное развитие личности и принципами правовой и социальной государственности.

а) Воплощенная в акции корпоративная собственность не обязатель­но охраняется в своем составе от решений большинства.

[…]

  • Главным случаем применения реорганизации акционерного обще­ства по решению большинства в другое акционерное общество является преобразование внутри одного концерна; господствующее акционерное общество использует реорганизацию на основе большинства капиталов, чтобы, исключая меньшинство, полностью взять в свои руки компанию.

Оценка концерна под углом зрения экономической и социальной по­литики является двойственной. Концентрация экономической и финан­совой власти включает в себя опасности, с другой стороны, она позволяет осуществить рационализацию и, тем самым, повышение и удешевление производства, которые желательны и неизбежны, в частности в услови­ях острой международной конкуренции. Действующее хозяйственное и налоговое право признает концерны, но не регулирует в отдельности их правовые отношения.

[…]

В принципиальном допущении концернов заключается принципи­альное признание их предпринимательской свободы. Этим еще не ска­зано, что законодатель может дать предпочтение данной предпринима­тельской свободе также и при внутреннем устройстве концерна перед правом миноритарных акционеров на долю в имущественной субстан­ции и на равное обращение. Таким образом, решается вопрос, может ли закон отдать предпочтение «интересу концерна» перед интересами от­дельного общества, то есть при рассмотрении в рамках подконтрольно­го общества: интересу мажоритарного акционера перед интересом ми­норитарных акционеров.

[…]

Тем не менее нельзя констатировать, что законодательное решение нарушет Основной закон. Законодатель может по важным причинам об­щего блага считать, что защита собственности миноритарных акционе­ров должна уступать интересам общественности в свободном разверты­вании предпринимательской инициативы в концерне.

[…]

  • Предпосылкой допустимости данной законодательной оценки яв­ляется, однако, чтобы оправданный интерес меньшинства, вынужден­ного покинуть акционерное общество, сохранился. Сюда относится, с одной стороны, чтобы у него были действенные средства правовой защиты против злоупотребления экономической властью; с другой – надо заботиться о том, чтобы оно за утрату своей правовой позиции получило полную экономическую компенсацию. Данные условия, од­нако, выполняются при преобразовании на основе решения большин­ства капиталов […].

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде