123. BVerfGE 115, 276

(Sportwetten / Спортивный тотализатор)

Федеральный Конституционный Суд

– Пресс-служба –

Пресс-релиз № 25/2006 от 28 марта 2006 г.

Решение от 28 марта 2006 г.

— 1 BvF 1054/01 –

Государственная монополия на спортивный тотализатор в своем текущем виде противоречит основному праву на свободу выбора профессии

Существующая в Баварии государственная монополия на спортивный тотализатор противоречит основному праву на свободу выбора профессии, так как оформлена таким образом, что борьба с игровой зависимостью, которая могла бы оправдать исключение частных поставщиков услуг, не гарантирована. Однако это не приводит к ничтожности оспоренного правового регулирования. Наоборот, законодатель с позиции конститу­ционного права обязан до 31 декабря 2007 г. принять новое законодатель­ное регулирование в области спортивного тотализатора. Соответствую­щее Конституции состояние может быть достигнуто как посредством последовательного оформления монополии на спортивный тотализатор, обеспечивающей, чтобы он действительно служил борьбе с игровой зави­симостью, так и посредством установленного законом и контролируемо­го допуска к проведению тотализатора частными предприятиями. Если законодатель хочет придерживаться государственной монополии, то он должен ее последовательно ориентировать на цель борьбы с игровой за­висимостью. Новое регулирование при этом может осуществляться как федеральным, так и земельным законодателем. Во время переходного пе­риода до принятия нового законодательного регулирования «Закон о го­сударственной лотерее» может дальше применяться. Проведение коммер­ческих тотализаторов частными предприятиями и посредническая дея­тельность в тотализаторах, не осуществляемые Свободным государством Бавария, могут и впредь рассматриваться как запрещенные, и такую дея­тельность необходимо пресекать на основании совокупности норм, регу­лирующих общественный порядок. Такой порядок установил Первый Се­нат Федерального Конституционного Суда в решении от 28 марта 2006 г. по конституционной жалобе букмекера из Мюнхена (об обстоятельствах дела см. Пресс-релиз № 96/2005 от 10 октября 2005 г.).

В основе принятого решения по существу лежат следующие выводы:

  1. Существующая в Баварии государственная монополия на спортив­ный тотализатор в своем настоящем законодательном и фактическом оформлении противоречит основному праву на свободу выбора профес­сии. Для граждан, заинтересованных в занятии соответствующей про­фессией, исключение коммерческих тотализаторов со стороны частных предприятий допустимо только тогда, когда существующая монополия на тотализаторы согласно фактическому оформлению служит противо­действию и предотвращению игромании и проблемного игрового пове­дения. Закон о государственной лотерее не содержит ни соответствую­щего материально-правового регулирования, ни структурных гарантий, которые обеспечили бы это в достаточной мере.

а) В основе государственной монополии лежат легитимные цели об­щего блага (борьба с игроманией и страстью к заключению пари; защита игроков от мошеннических махинаций со стороны устроителей пари; за­щита от рекламы, вводящей в заблуждение). Однако фискальные интере­сы государства не могут быть приняты как оправдание создания монопо­лии на тотализатор. Изымание средств от азартных игр для целей общего блага оправдано только как путь борьбы с игроманией и как последствие государственной системы монополий, но не как самостоятельная цель. Создание на законодательном уровне государственной монополии на то­тализатор также представляет собой подходящее средство борьбы с опас­ностями, связанными с тотализатором. Допущение законодателя о том, что открытие рынка привело бы к существенному расширению предложе­ний на тотализатор и к росту девиантного поведения, вызванного игрома­нией, не вызывает нареканий. Законодатель также был вправе исходить из необходимости монополии на тотализатор. В частности, относительно опасности игровой зависимости он ввиду своих широких возможностей по оценке положения мог исходить из того, что игровой зависимости мож­но более эффективно противодействовать при помощи монополии на то­тализатор, нацеленной на борьбу с игровой зависимостью и девиантным игровым поведением, с передачей игровой деятельности под контроль государства, за которую государство может нести ответственность, чем следуя по пути контроля за частными организаторами тотализаторов.

б) Созданная в Баварии государственная монополия на тотализатор представляет собой, однако, в своем настоящем законодательном и фак­тическом оформлении несоразмерное вторжение в свободу выбора про­фессии, так как она оформлена таким образом, что не гарантирует эф­фективную борьбу с игроманией. Цель борьбы с опасностью игровой зависимости не гарантируется одним лишь созданием государственной монополии на тотализатор. Монополия может служить и фискальным интересам государства и, тем самым, вступить в противоречие с постав­ленной целью. Последовательная и действенная направленность государ­ственной монополии на тотализатор на борьбу с игроманией и девиант­ным игровым поведением должна быть позитивно отражена в правовом и фактическом оформлении монополии на тотализатор.

Настоящее правовое оформление монополии на тотализатор не га­рантирует в достаточной мере, что государственные тотализаторы направлены на активную борьбу с игроманией и ограничение азарта к заключению пари, а конфликт с фискальными интересами государства не закончится в пользу последних. Закон о государственной лотерее со­держит практически лишь положения о компетенциях и организации. Административно-правовой дефицит регулирования не компенсируется ратифицированным всеми землями Договором о государственной лоте­рее. В нем, однако, определяется, что организация, проведение и ком­мерческая посредническая деятельность в области публичных азартных игр не должны противоречить требованиям защиты молодежи, а реклам­ные мероприятия не должны вводить в заблуждение и быть несоразмер­ными, а также что организаторы, лица, проводящие игры, и профессио­нальные посредники должны иметь информационные материалы об иг- романии, способах ее профилактики и возможностях лечения. Однако эти меры еще не гарантируют, что тотализатор направлен на активную борьбу с игроманией.

в)        Данный дефицит регулирования отражается также в том, что в на­стоящий момент отсутствует действительная нацеленность проведения тотализаторов Свободным государством Бавария на борьбу с опасностью игромании. Проведение спортивного тотализатора ODDSET преследует явно и фискальные цели. Но прежде всего данное мероприятие не направ­лено на борьбу с опасностями, связанными с игроманией. Фактические обстоятельства указывают скорее на экономически эффективную реали­зацию предложения по безобидному проведению досуга. Об этом свиде­тельствует широкая реклама, в которой тотализатор представляется как социально адекватное, если даже не позитивно оцениваемое развлечение. Способы распространения ODDSET также не нацелены на борьбу с игро- манией. Благодаря широкой сети точек принятия лотерейных билетов возможность участия в тотализаторе становится «нормальным» благом обыденной жизни, доступным во всех местах. Наконец, и презентация предложений тотализатора недостаточно нацелена на борьбу с игрома­нией и страстью к заключению пари. Г осударственное управление лоте­реями ограничивается наличием информации об игромании, предупре­ждения и информации о возможностях лечения, не затрагивая при этом вопросы активного предупреждения игромании.

  • Несоразмерность конкретного и фактического оформления су­ществующей в Баварии монополии на тотализатор охватывает также и исключение посредничества в иных, кроме организованных Свобод­ным государством Бавария, тотализаторах.
  • На основании конституционно-правового регулирования законо­датель обязан заново нормативно отрегулировать сферу спортивного тотализатора, используя свои правовые и политические возможности для его оформления. Соответствующее Конституции положение может быть достигнуто как последовательным регулированием монополий на тотализатор, гарантирующим, чтобы он действительно служил це­лям борьбы с игроманией, так и посредством установленного законом контролируемого допуска коммерческих структур к проведению тота­лизаторов. Если законодатель хочет придерживаться государственной монополии на тотализатор, он должен ее последовательно ориентиро­вать на борьбу с игроманией и ограничение зависимости от пари. К не­обходимому регулированию относятся содержательные критерии отно­сительно рода и вида спортивных тотализаторов, а также предписания об ограничении их распространения. Реклама тотализаторов должна быть ограничена предоставлением информации о возможностях игры в тотализатор, избегая завлекания в игру, сохраняя цель предложения легальных возможностей тотализатора. Требуются также меры для за­щиты от опасностей игромании, выходящие за пределы простого нали­чия информационного материала. Точки сбыта следует выбрать и обу­строить таким образом, чтобы реализовать возможности защиты игро­ков и молодежи. Наконец, законодатель должен обеспечить соблюдение данных требований при помощи подходящих контрольных инстанций, достаточно отдаленных от фискальных интересов государства. Новое ре­гулирование может осуществляться как федеральным, так и земельным законодателем. Уместным сроком для нового регулирования является 31 января 2007 г. В переходный период до нового регулирования при­меняется старое правовое регулирование. Проведение коммерческих тотализаторов частными предприятиями и посредническая деятель­ность не Свободным государством Бавария и впредь могут рассматри­ваться как запрещенные и пресекаться на основании правовых норм, регулирующих общественный порядок. Относительно применения в переходный период § 284 Уголовно-процессуального уложения суды по уголовным делам выносят решения самостоятельно. Но и в переход­ный период надо начать последовательную ориентацию существующей монополии на тотализатор на борьбу с игроманией и ограничение за­висимости от пари.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде