121. BVerfGE 102, 197
(Spielbankengesetz Baden-Wurttemberg / Закон Баден-Вюртемберга о казино)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Пресс-релиз № 122/2000 от 21 сентября 2000 г.
Решение от 19 июля 2000 г. — 1 BvF 539/96 — Закон Земли Баден-Вюртемберг о казино частично неконституционен
Первый Сенат Федерального Конституционного Суда в деле о Законе Баден-Вюртемберга «О казино» решил, что статья 1 Закона Баден-Вюртемберга о внесении изменений в Закон «О казино» от 12 февраля 1996 г. и § 13 абз. 1 предл. 2 и 3 в связи с § 1 абз. 3 и 5 Закона Баден-Вюртемберга о публичных казино от 23 февраля 1995 г. не соответствуют ст. 12 абз. 1 Основного закона и ничтожны.
Земельный законодатель обязан до 31 декабря 2001 г. принять регулирование, соответствующее Конституции.
Право, переданное согласно договорам о казино между Администрацией купален и курорта Баден-Баден и казино Баден-Баден ГмбХ & Ко. КГ, а также казино Баден-Баден ГмбХ & Ко. казино Констанц КГ на управление казино в Баден-Бадене и Констанце, остается в силе до объявления решения о выдаче новых разрешений на управление казино для данных казино на основе нового законодательства, максимум до 31 марта 2002 г.
I.
В настоящее время в Германии существует 46 государственных казино. Шесть из них работают как государственные предприятия Свободного государства Бавария, 25 управляют компании, доли которых полностью находятся в руках соответствующей земли. Еще 15 находятся в руках частных лиц. В 1999 г. казино при обороте в 68 млрд немецких марок получили совокупную прибыль в размере примерно 1,7 млрд немецких марок.
От казино, находящихся в частных руках, земли также получают высокую долю от полученных доходов. Предприниматели в основном освобождены от общих налогов (подоходный налог, налог с оборота, налог с лотерей). Однако они должны платить сбор с казино в размере, как правило, 80 % доходов брутто от игры. Кроме того, земли получают сборы с чаевых, под которыми имеются в виду централизованно собранные чаевые для сотрудников казино. Доходы с чаевых, согласно опыту, составляют от 45 до 55 % от игровых доходов брутто.
Кроме того, очень часто из участия государства в предприятиях казино и договорах о казино вытекают дополнительные источники доходов. Тем не менее в частном секторе, как правило, остается существенная прибыль, которая оценивается почти в 20 % от доходов брутто.
Казино в Германии регулируются законодательством об общественной безопасности и порядке, законодательная компетенция находится в руках федеральных земель. В Баден-Вюртемберге продолжал сначала действовать Закон о допуске публичных казино от 14 июля 1933 г. (Закон о казино 1933 г.) в качестве земельного права, пока его не заменил Закон о публичных казино (Закон о казино) от 23 февраля 1995 г. Согласно Закону о казино 1933 г. в определенных курортах могли быть разрешены публичные казино. Разрешение могло выдаваться как частным, так и государственным предприятиям. В Законе о казино 1995 г. Земля Баден-Вюртемберг установила условия создания нового казино в г. Штутгарте, заново определила правовые основы выдачи разрешений на казино и впервые законодательно урегулировала надзор над казино. Оспоренные в данном деле нормы отчасти приводятся в приложении. § 1 абз. 3 Закона о казино определяет, что разрешение на казино может быть выдано только предприятию в организационно-правовой форме частного права, все доли которого непосредственно или косвенно находятся в руках земли. § 1 абз. 5 запрещает передачу разрешений иному лицу.
Изначально в § 13 абз. 1 и 2 Закона о казино содержалось переходное регулирование относительно казино г. Баден-Бадена и г. Констанца, согласно которому выданные разрешения должны были действовать до окончания их срока действия. О новой выдаче данных разрешений решение должно было принимать земельное правительство посредством постановления. При этом можно было не применять § 1 абз. 3 и 5 Закона о казино.
В ст. 1 Закона о внесении изменений в Закон о казино от 12 февраля 1996 г. (Закон об изменениях) соответствующее переходное регулирование было отменено.
Заявители по 1-му и 2-му вопросам владеют – соответственно в организационно-правовой форме ГмбХ & Ко. КГ – казино в Баден-Бадене и Констанце. Остальные заявители являются участниками как минимум одного из данных ГмбХ & Ко. КГ.
Основанием деятельности двух казино является в настоящее время выданное в декабре 1983 г. согласно Закону о казино 1933 г. разрешение на казино в связи с особыми условиями к разрешению на казино от февраля 1991 г., предусматривающее широкие контрольные права Земли Баден-Вюртемберг. Обладателем разрешения, действующего до 31 декабря 2000 г., является Администрация купален и курорта Баден-Баден (сегодня Администрация купален и дома курорта Баден-Баден). Она передала данное разрешение с согласия Министерства внутренних дел Баден- Вюртемберга соответствующими договорами о казино от 20 июня 1984 г. заявителям 1. и 2. Заявители 1. и 2. сначала подали заявления о выдаче им на время после 31 января 2001 г. нового разрешения на казино в г. Баден-Бадене и г. Констанце. Данные заявления позже были приостановлены. 8 июня 2000 г. было создано «Казино земли Баден-Вюртемберг ГмбХ & Ко. КГ». Земля участвует как комплементарный и как коммандитный участник.
II.
По конституционной жалобе обоих обществ казино Первый Сенат Федерального Конституционного Суда объявил оспоренные нормы в вышеизложенном объеме неконституционными, но отклонил конституционную жалобу коммандитистов.
Обоснование основано на следующих выводах:
Масштаб конституционно-правовой проверки вопроса совместимости оспоренных норм с Основным законом изложен в ст. 12 абз. 1 Основного закона, в которой установлена защита свободы выбора профессии. Данное основное право распространяется и на юридические лица. Как статья 1 Закона об изменениях, так и § 13 абз. 1 предл. 2 и 3 в связи с § 1 абз. 3 и 5 Закона о казино нарушают основное право казино, закрепленное в ст. 12 абз. 1 Основного закона.
Относительно ст. 1 Закона об изменениях
Данная норма запрещает частным предприятиям содержать казино в гг. Баден-Бадене и Констанце. Содержание публичного казино является, пока данная деятельность не запрещается законом и доступна частным предприятиям, формой занятия профессией в смысле ст. 12 Основного закона. Вмешательство в данное основное право осуществляется посредством «объективной предпосылки допуска к занятию профессией», так как такими казино могут заниматься впредь только государственные предприятия. Ограничения основных прав такого рода согласно судебной практике Федерального Конституционного Суда вообще допустимы лишь тогда, когда они неотложно необходимы для защиты доказанных или весьма вероятных угроз важному общему благу. Однако относительно профессиональной деятельности предпринимателей, занимающихся содержанием казино, данный масштаб следует рассматривать менее строго. Поскольку содержание казино само по себе нежелательная деятельность, которую государство тем не менее разрешает, чтобы ограничить нелегальные азартные игры, дать возможность непреодолимой тяге человека к игре проявляться под государственным контролем и тем самым защищать естественное желание участия в игре от уголовно наказуемой эксплуатации. По этой причине число разрешенных казино ограничено. Особенности «рынка» казино не были бы учтены должным образом, если государство могло бы осуществить вторжение в право свободного выбора профессии содержателя казино лишь при условии, что это необходимо для защиты общего блага и защиты от серьезных угроз его нарушения. Своеобразие профессиональной деятельности поэтому позволяет считать достаточным, но и необходимым в интересах действенной защиты основных прав, чтобы ограничения допуска к профессии зависели только от того, что при намеченном в отдельном случае ограничении преследуется достижение общего блага, причем при строгом соблюдении принципа соразмерности. Последнему статья 1 Закона об изменениях не соответствует должным образом. Согласно обоснованию закона, законодатель преследовал Законом об изменениях преимущественно две цели. С одной стороны, для защиты от угроз, которые публичные азартные игры представляют для населения и участников игры, благодаря государственной организационной форме можно было бы более эффективно подходить к созданию более обширных и интенсивных возможностей информирования общества, контроля и воздействия на него. С другой стороны, доходы от казино должны были почти полностью изыматься ради достижения общественных целей, доходы от игры должны были быть использованы в интересах общества. Обе цели являются легитимными для общего блага. Относительно «идеи выкачивания средств» было бы недостаточным, если речь шла бы только о том, чтобы по фискальным соображениям повысить доходы государства. Цель и смысл выкачивания средств заключается, однако, в том, чтобы осуществить компенсацию за то, что при содержании казино полученная высокая прибыль достигается относительно без риска, так как рынок, на котором она зарабатывается, по причинам общественной безопасности и порядка ограничен лишь немногими поставщиками услуг. Поэтому, а также потому, что прибыль казино происходит из нежелательной деятельности, она в принципе не должна оставаться в руках частных казино. Она должна быть изъята вне рамок сбора с казино и использоваться в социальных, культурных или прочих целях, являющихся полезными для общества. Это в явном виде указано в Законе о казино.
Статья 1 Закона об изменениях, однако, не соответствует требованиям принципа соразмерности. Согласно нему ограничения свободы выбора профессии должны быть необходимыми, пригодными и в широком смысле соразмерными, то есть приемлемыми для затронутых лиц. Статья 1 закона об изменениях не может быть использована для достижения цели извлечения доходов от казино. Вместо абсолютного запрета допуска для частных казино имелись и другие средства, которые были бы в той же мере пригодными для достижения цели, но менее обременительными для владельцев данных предприятий. Так можно было бы повысить законодательно установленную долю извлечения прибыли. Кроме того, можно было бы проверить, не достижим ли намеченный эффект изъятия средств при помощи регулирования, при котором при наличии нескольких претендентов разрешение на содержание казино продавалось бы с аукциона и выдавалось бы тому претенденту, который сделает наилучшее предложение, может быть также и относительно дальнейших отчислений прибыли.
Относительно защиты от угроз как цели закона нельзя полностью отрицать необходимость ст. 1 Закона об изменениях. Из текста закона, однако, не понятно, почему нельзя было добиться и обеспечить необходимую в интересах действенного предупреждения угроз меру надзора и контроля с учетом норм законов, как прежде, на договорной основе.
О неэффективном контроле в прошлом ничего неизвестно. Наоборот, в парламенте имело место согласие относительно того, что казино в Баден-Бадене и Констанце управляются эффективно, и скандалы или прочие неприятности не наблюдались. Тем не менее если законодатель ожидает, что внутренний контроль государства за собственными казино будет еще более эффективным, чем внешний контроль за частными предприятиями, то это еще находится в рамках того простора для оценок, которым законодатель обладает в области предупреждения опасностей.
Статья 1 Закона об изменениях, в той мере, в которой она основывается только на соображениях обеспечения порядка, из-за своих далеко идущих последствий для предприятий наподобие предприятий заявителя не является соразмерной в узком смысле. Граница приемлемости не сохраняется при взвешивании тяжести вторжения и оправдывающих его причин. Регулирование исключает впредь каждого, кто в Баден-Бадене или в Констанце хочет управлять публичным казино как индивидуальный предприниматель или совместно с другими лицами из свободы выбора профессии, так как такое лицо лишается возможности подавать заявку на допуск к данной профессии. Полное исключение данной возможности ввиду того обстоятельства, что казино в Баден-Вюртемберге при частном управлении работают в течение десятилетий, не вызывая нареканий, является несоразмерным. Данное тяжкое вторжение не оправдано намеченным улучшением защиты от опасностей. Данное улучшение не является настолько действенным и обреченным на успех, чтобы компенсировать и тем самым оправдать тяжесть вторжения в основное право. Очевидно и земельный законодатель еще в 1995 г. исходил из того, что казино в частном секторе могут существовать и впредь, когда он принимал переходное регулирование для казино в Баден-Бадене и Констанце. Не является очевидным, чтобы отношения в течение года изменились драматическим образом.
Относительно § 13 абз. 1 предл. 2 и 3 во взаимосвязи с § 1 абз. 3 и 5 Закона «О казино»
Ничтожность ст. 1 Закона об изменениях приводит к тому, что вновь будет применяться § 13 Закона о казино. Соответственно заявители смогут вновь, согласно данной норме, подавать заявления на получение разрешения на казино, и, тем самым, будет применяться исключение из общего правила, согласно которому казино не могут содержаться частными предпринимателями. Но и данное регулирование нарушает ст. 12 абз. 1 Основного закона, так как является слишком неопределенным. Так, не урегулирован вопрос, при каких условиях земельное правительство может отклониться в принимаемом им постановлении от § 1 абз. 3 и 5 Закона о казино. Поэтому не гарантировано, чтобы запреты допуска частных предпринимателей казино применялись только тогда, когда дела общего блага того требуют при строгом соблюдении принципа соразмерности. Это нарушает не только ст. 12 абз. 1 Основного закона. Оно нарушает также принцип, вытекающий из принципа правового государства и принципа демократии, что содержание, цель и объем государственных полномочий на принятие правовых постановлений должны быть достаточно определенными в законе.
В Законе о казино, во всяком случае, не урегулировано, какие принципы действуют, если сразу несколько частных предпринимателей стремятся получить разрешение на содержание казино в Баден-Бадене и Констанце. Критерии, по которым следует произвести отбор между разными претендентами, в законе не содержатся. Все это приведет к неконститу- ционности оспоренной нормы.
Переходное регулирование
Суд установил земельному законодателю переходный срок до 31 декабря 2001 г. для принятия нового регулирования, соответствующего Конституции. Самое позднее до 31 марта 2002 г. заявители по жалобам
- и 2. могут содержать казино в Баден-Бадене и Констанце на прежних условиях. Если данный срок пройдет без принятия регулирования о разрешениях на содержание казино, деятельность двух казино продолжаться не сможет.
Приложение к пресс-релизу № 122/2000 от 21 сентября 2000 г.
Закон о казино 1995 г.
§ 1 Разрешение на содержание казино
- В городах Баден-Бадене, Констанце и Штутгарте можно содержать казино с разрешения Министерства внутренних дел.
- О выдаче разрешения на деятельность иных казино принимает решение земельное правительство посредством постановления с согласия Ландтага.
- Разрешение может быть выдано только предприятию в организационно-правовой форме частного права, все доли которого непосредственно или косвенно находятся в руках земли. Условия предл. 1 должны выполняться в течение всего периода действия разрешения.
- Разрешение может быть дано только,
- если содержание казино не ставит под угрозу общественную безопасность или порядок или не ущемляет прочие общественные интересы,
- если держатель разрешения или иное уполномоченное лицо предоставляют гарантию деятельности казино должным образом.
- Разрешение не может передаваться или предоставляться другому лицу.
§ 13 Переходное регулирование для казино Баден-Бадена и Констанца
- Выданные согласно Закону о допуске публичных казино от 14 сентября 1933 г. (Имперский вестник законов (RGBl) I С. 480) разрешения на содержание публичных казино в Баден-Бадене и Констанце действуют до истечения их настоящего срока действия. О выдаче новых разрешений решает земельное правительство посредством постановления, которое требует согласования со стороны Ландтага. При этом можно не соблюдать требования § 1 абз. 3 и 5. Действующие в казино Баден-Бадена и Констанца правила проведения игр продолжают действовать в той мере, в которой они не противоречат нормам данного закона, с тем ограничением, что, несмотря на право полного и беспрепятственного использования помещения казино, разрешение на участие в игре и закрытие казино в определенные дни вытекают исключительно из § 3 данного закона […].
- Министерство внутренних дел может согласно абз. 1 предл. 1 привести в соответствие разрешение нормам данного закона […]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде