120. BVerfGE 98, 169

(Arbeitspflicht / Трудовая обязанность)

  1.  Основной закон обязывает законодателя выработать эффективную концепцию ресоциализации, которая служила бы основой приведения приговора суда в исполнение. В данном случае законодателю предостав­лен обширный объем полномочий.
  2.  а) Работа в местах лишения свободы, которую поручают заключен­ному в качестве принудительной, является действенным средством ре­социализации лишь в том случае, если выполненный труд надлежащим образом оценивается. Поощрение за труд не обязательно должно выра­жаться в денежной форме. В первую очередь оно должно способствовать тому, чтобы показать заключенному ценность регулярной трудовой дея­тельности для будущей самодостаточной жизни, в которой нет места для правонарушений.

б)        Законодательная концепция ресоциализации посредством назначе­ния исправительных работ за финансовое вознаграждение может способ­ствовать дальнейшему развитию закрепленного конституционно-право­вого принципа ресоциализации только в том случае, если заключенный благодаря размеру заработка осознает, что трудовая деятельность целе­сообразна для обеспечения жизненных потребностей.

Статья 12 абз. 3 Основного закона ограничивает допустимые прину­дительные работы учреждениями или видами трудовой деятельности в связи с тем, что органы исполнения наказания сохраняют публично­правовую ответственность за вверенных им заключенных.

Решение Второго Сената от 1 июля 1998 г.

— 2 BvR 441/90, 2 BvR 493/90, 2 BvR 618/92, 2 BvR 212/93, 2 BvL 17/94 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

А.

Жалобы в Конституционный Суд, направленные на вынесение общего решения, и процесс проверки отдельных положений нормативно-правовых актов на соответствие Основному закону включают аспекты принуди­тельных работ при исполнении наказания, соразмерности заработной платы при выполнении принудительных работ, социально-правового положения заключенных и рецидивистов.

[…]

В.

I.

[…]

  1.  Система исполнения наказаний в соответствии с положениями Кон­ституции должна быть направлена на ресоциализацию заключенных. Каждый заключенный исходя из ст. 2 абз. 1 Основного закона и ст. 1 абз. 1 Основного закона имеет конституционное право требования, исходящее из основных прав и свобод человека, на то, что исправительные работы при исполнении наказания будут способствовать его ресоциализации.

При назначении наказания в виде лишения свободы принцип ресо­циализации приобретает еще более важное значение. Это связано с тем, что государственная власть устанавливает условия индивидуального образа жизни. Федеральный Конституционный Суд выработал принцип ресоциализации, основываясь на естественном понимании правового общества, в котором человеческое достоинство является основой в си­стеме ценностей и признаются принципы социального государства. За­ключенному должны быть донесены возможности и желания для ответ­ственного образа жизни. В будущем, находясь в свободном обществе, он должен утвердиться в жизни не прибегая к правонарушениям и осозна­вать все шансы и риски жизни в свободном обществе. Ресоциализация служит защитой самого общества: непосредственный интерес общества заключается в том, чтобы злоумышленник не совершал повторных пра­вонарушений и не причинял вреда согражданам и обществу (сравнение BVerfGE 35, 202 [235 и далее] – Лебах). […]

  •  Конституционно-правовой принцип ресоциализации являет­ся обязательным для всех органов государственной власти. В первую очередь он должен учитываться законодательной властью, которой по­ручено нормативное закрепление отбывания наказания (сравнение с Решением BVerfGE 33, 1 [10 и далее]). Указанный принцип обязыва­ет законодателя выработать действенную концепцию ресоциализации и в зависимости от нее определить систему исполнения наказания.

Конституционно-правовой принцип ресоциализации имеет важное зна­чение для органов государственного управления и судопроизводства при интерпретации правовых понятий и оговорок, касающихся применения норм права, а также в случаях, когда законодатель допускает учрежде­нию исполнения наказания определять правовые последствия.

  •  Конституционно-правовой принцип ресоциализации не устанавли­вает конкретной концепции его применения для законодателя. В этом плане для разработки эффективной концепции ему предоставлены широ­кие возможности для деятельности. Законодатель может благодаря при­менению всех имеющихся познаний, в особенности в сферах антрополо­гии, криминологии, социальной терапии и экономики прийти к регули­рованию, которое с учетом последующих расходов будет соответствовать рангу и срочности других задач, стоящих перед государством (сравнение с BVerfGE 82, 60 [80]; 90, 107 [116]; 96, 288 [305 и далее]).
  •  Работа в местах лишения свободы, которую поручают заключен­ному в качестве принудительной, является действенным средством ре­социализации лишь в том случае, если выполненный труд надлежащим образом оценивается. Поощрение за труд не обязательно должно выра­жаться в денежной форме. В первую очередь оно должно способствовать тому, чтобы показать заключенному ценность регулярной трудовой дея­тельности для будущей самодостаточной жизни, в которой нет места для правонарушений. В том случае, если заключенный сможет достичь по­добного поощрения после выполненной им работы, законодатель может полагать, что принуждение к труду способствовало предотвращению дальнейшей десоциализации заключенного и он может при развитии деловых качеств, а также самосовершенствовании своей личности вы­работать позитивное отношение к труду.

а)        Требование принципа ресоциализации, основанное на надлежа­щей оценке труда, имеет значение только для тех заключенных, которые принудительно направлены на работу или которым назначено осуществ­ление вспомогательной деятельности (принудительный труд). Особые условия применяются в отношении заключенных, к которым не приме­няются принудительные работы, так как они имеют возможность полу­чать профессиональное образование, заниматься повышением квалифи­кации или участвовать в иных образовательных мероприятиях (сравне­ние с § 37 абз. 3 Закона об исполнении наказания), а также завершить среднее школьное образование (сравнение с § 38 Закона об исполнении наказания) или посещать курсы трудотерапии.

б)        Труд осужденных к лишению свободы прежде всего подготавлива­ет их к трудовой деятельности на свободе после отбывания наказания, если данный труд оплачивается. Однако преимущество от полученного заработка может по-разному выражаться. Поощрение за труд выража­ется не только в денежном концепте. Современное общество признает не только финансовые, но и иные формы поощрения за добровольно вы­полненную или порученную работу. Однако, во всяком случае, поощре­ние должно быть соразмерным. В местах лишения свободы помимо за­работной платы или вместо нее предусмотрено пенсионное накопление или помощь в погашении долговых обязательств. Законодатель может при установлении предписаний об исполнении наказания и подготовке к выходу из мест лишения свободы выработать новые формы поощрения принудительных работ, основываясь в том числе и на личных инициати­вах. Законодатель может предусмотреть соразмерное поощрение трудо­вой деятельности путем сокращения срока заключения («время хорошего поведения») или иными способами, если в результате не будет нарушений основных и специальных превентивных мер.

  • Законодательная концепция ресоциализации посредством назна­чения принудительных работ в основном за финансовое вознаграждение (сравнение с § 43 Закона об исполнении наказания) может способствовать развитию конституционно-правового принципа ресоциализации, если заключенному благодаря размеру полученного заработка будет понят­но, что трудовая деятельность является целесообразной для получения средств для жизнеобеспечения. Однако законодатель может учитывать при регулировании соразмерного поощрения за труд типичные условия в местах лишения свободы, в частности удаленность потребительского рынка. Кроме того, стоимость труда заключенных имеет важную роль для предпринимателей и формирования конкуренции за счет наличия других возможностей производства на иных рынка труда. Поэтому зако­нодателю в данном случае предоставлен большой простор для соразмер­ной оценки поощрения за труд.

[…]

б)        Если законодатель устанавливает финансовое вознаграждение за труд заключенных, то ему не запрещается взимать взносы, связанные  с содержанием заключенных. Взимание соответствующих взносов (вычет за пребывание и продовольственное снабжение) не противоречит прин­ципу соразмерного вознаграждения за труд. Принцип ресоциализации требует при возникновении ситуаций, типичных для заключенных, уста­новить компенсации при столкновении государственных интересов и ин­тересов заключенных во время возмещения расходов. Поэтому необхо­димо законодательное регулирование, при котором взнос за содержание в местах лишения свободы устанавливается в таком размере, чтобы у за­ключенного от заработной платы оставалась всегда определенная сумма. […]

II.

Если законодатель включает принудительные работы в концепцию ресо­циализации и предусматривает выполнение трудовой деятельности заклю­ченным, то он должен при назначении соответствующих работ учитывать положения ст. 12 абз. 3 Основного закона. Содержащееся в конституционной норме правомочие ограничивает принудительные работы учреждениями и исполнением, перед которыми учреждение исполнения наказания не­сет публично-правовую ответственность за доверенных ему заключенных. […]

Создатель Конституции исходил при установлении ст. 12 абз. 3 Ос­новного закона из существующих форм труда осужденных к лишению свободы. Должно быть и в дальнейшем возможно использовать труд при исполнении наказания и способствовать ресоциализации заключенных. Меры, практикуемые в этой области и оправдавшие себя в прошлом, не должны лишиться правовой основы (сравнение с BVerfGE 74, 102 [115 и далее]. Для ознакомления с историей возникновения ст. 12 абз. 2 и абз. 3 Основного закона; сравнение с BVerfGE 83, 119 [126 и далее]).

1. Содержание допущенного ст. 12 абз. 3 Основного закона исключе­ния из запрета принудительного труда уже вытекает из традиционных форм труда в местах лишения свободы. Принудительный труд является неотъемлемой частью правового государства и основывается на принци­пе публично-правового контроля органов исполнения наказаний. «Сда­ча в наем» заключенных с целью осуществления трудовой деятельности для третьих лиц не соответствует принципам, на которых строится тра­диционная система исполнительных работ.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде