120. BVerfGE 98, 169
(Arbeitspflicht / Трудовая обязанность)
- Основной закон обязывает законодателя выработать эффективную концепцию ресоциализации, которая служила бы основой приведения приговора суда в исполнение. В данном случае законодателю предоставлен обширный объем полномочий.
- а) Работа в местах лишения свободы, которую поручают заключенному в качестве принудительной, является действенным средством ресоциализации лишь в том случае, если выполненный труд надлежащим образом оценивается. Поощрение за труд не обязательно должно выражаться в денежной форме. В первую очередь оно должно способствовать тому, чтобы показать заключенному ценность регулярной трудовой деятельности для будущей самодостаточной жизни, в которой нет места для правонарушений.
б) Законодательная концепция ресоциализации посредством назначения исправительных работ за финансовое вознаграждение может способствовать дальнейшему развитию закрепленного конституционно-правового принципа ресоциализации только в том случае, если заключенный благодаря размеру заработка осознает, что трудовая деятельность целесообразна для обеспечения жизненных потребностей.
Статья 12 абз. 3 Основного закона ограничивает допустимые принудительные работы учреждениями или видами трудовой деятельности в связи с тем, что органы исполнения наказания сохраняют публичноправовую ответственность за вверенных им заключенных.
Решение Второго Сената от 1 июля 1998 г.
— 2 BvR 441/90, 2 BvR 493/90, 2 BvR 618/92, 2 BvR 212/93, 2 BvL 17/94 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
А.
Жалобы в Конституционный Суд, направленные на вынесение общего решения, и процесс проверки отдельных положений нормативно-правовых актов на соответствие Основному закону включают аспекты принудительных работ при исполнении наказания, соразмерности заработной платы при выполнении принудительных работ, социально-правового положения заключенных и рецидивистов.
[…]
В.
I.
[…]
- Система исполнения наказаний в соответствии с положениями Конституции должна быть направлена на ресоциализацию заключенных. Каждый заключенный исходя из ст. 2 абз. 1 Основного закона и ст. 1 абз. 1 Основного закона имеет конституционное право требования, исходящее из основных прав и свобод человека, на то, что исправительные работы при исполнении наказания будут способствовать его ресоциализации.
При назначении наказания в виде лишения свободы принцип ресоциализации приобретает еще более важное значение. Это связано с тем, что государственная власть устанавливает условия индивидуального образа жизни. Федеральный Конституционный Суд выработал принцип ресоциализации, основываясь на естественном понимании правового общества, в котором человеческое достоинство является основой в системе ценностей и признаются принципы социального государства. Заключенному должны быть донесены возможности и желания для ответственного образа жизни. В будущем, находясь в свободном обществе, он должен утвердиться в жизни не прибегая к правонарушениям и осознавать все шансы и риски жизни в свободном обществе. Ресоциализация служит защитой самого общества: непосредственный интерес общества заключается в том, чтобы злоумышленник не совершал повторных правонарушений и не причинял вреда согражданам и обществу (сравнение BVerfGE 35, 202 [235 и далее] – Лебах). […]
- Конституционно-правовой принцип ресоциализации является обязательным для всех органов государственной власти. В первую очередь он должен учитываться законодательной властью, которой поручено нормативное закрепление отбывания наказания (сравнение с Решением BVerfGE 33, 1 [10 и далее]). Указанный принцип обязывает законодателя выработать действенную концепцию ресоциализации и в зависимости от нее определить систему исполнения наказания.
Конституционно-правовой принцип ресоциализации имеет важное значение для органов государственного управления и судопроизводства при интерпретации правовых понятий и оговорок, касающихся применения норм права, а также в случаях, когда законодатель допускает учреждению исполнения наказания определять правовые последствия.
- Конституционно-правовой принцип ресоциализации не устанавливает конкретной концепции его применения для законодателя. В этом плане для разработки эффективной концепции ему предоставлены широкие возможности для деятельности. Законодатель может благодаря применению всех имеющихся познаний, в особенности в сферах антропологии, криминологии, социальной терапии и экономики прийти к регулированию, которое с учетом последующих расходов будет соответствовать рангу и срочности других задач, стоящих перед государством (сравнение с BVerfGE 82, 60 [80]; 90, 107 [116]; 96, 288 [305 и далее]).
- Работа в местах лишения свободы, которую поручают заключенному в качестве принудительной, является действенным средством ресоциализации лишь в том случае, если выполненный труд надлежащим образом оценивается. Поощрение за труд не обязательно должно выражаться в денежной форме. В первую очередь оно должно способствовать тому, чтобы показать заключенному ценность регулярной трудовой деятельности для будущей самодостаточной жизни, в которой нет места для правонарушений. В том случае, если заключенный сможет достичь подобного поощрения после выполненной им работы, законодатель может полагать, что принуждение к труду способствовало предотвращению дальнейшей десоциализации заключенного и он может при развитии деловых качеств, а также самосовершенствовании своей личности выработать позитивное отношение к труду.
а) Требование принципа ресоциализации, основанное на надлежащей оценке труда, имеет значение только для тех заключенных, которые принудительно направлены на работу или которым назначено осуществление вспомогательной деятельности (принудительный труд). Особые условия применяются в отношении заключенных, к которым не применяются принудительные работы, так как они имеют возможность получать профессиональное образование, заниматься повышением квалификации или участвовать в иных образовательных мероприятиях (сравнение с § 37 абз. 3 Закона об исполнении наказания), а также завершить среднее школьное образование (сравнение с § 38 Закона об исполнении наказания) или посещать курсы трудотерапии.
б) Труд осужденных к лишению свободы прежде всего подготавливает их к трудовой деятельности на свободе после отбывания наказания, если данный труд оплачивается. Однако преимущество от полученного заработка может по-разному выражаться. Поощрение за труд выражается не только в денежном концепте. Современное общество признает не только финансовые, но и иные формы поощрения за добровольно выполненную или порученную работу. Однако, во всяком случае, поощрение должно быть соразмерным. В местах лишения свободы помимо заработной платы или вместо нее предусмотрено пенсионное накопление или помощь в погашении долговых обязательств. Законодатель может при установлении предписаний об исполнении наказания и подготовке к выходу из мест лишения свободы выработать новые формы поощрения принудительных работ, основываясь в том числе и на личных инициативах. Законодатель может предусмотреть соразмерное поощрение трудовой деятельности путем сокращения срока заключения («время хорошего поведения») или иными способами, если в результате не будет нарушений основных и специальных превентивных мер.
- Законодательная концепция ресоциализации посредством назначения принудительных работ в основном за финансовое вознаграждение (сравнение с § 43 Закона об исполнении наказания) может способствовать развитию конституционно-правового принципа ресоциализации, если заключенному благодаря размеру полученного заработка будет понятно, что трудовая деятельность является целесообразной для получения средств для жизнеобеспечения. Однако законодатель может учитывать при регулировании соразмерного поощрения за труд типичные условия в местах лишения свободы, в частности удаленность потребительского рынка. Кроме того, стоимость труда заключенных имеет важную роль для предпринимателей и формирования конкуренции за счет наличия других возможностей производства на иных рынка труда. Поэтому законодателю в данном случае предоставлен большой простор для соразмерной оценки поощрения за труд.
[…]
б) Если законодатель устанавливает финансовое вознаграждение за труд заключенных, то ему не запрещается взимать взносы, связанные с содержанием заключенных. Взимание соответствующих взносов (вычет за пребывание и продовольственное снабжение) не противоречит принципу соразмерного вознаграждения за труд. Принцип ресоциализации требует при возникновении ситуаций, типичных для заключенных, установить компенсации при столкновении государственных интересов и интересов заключенных во время возмещения расходов. Поэтому необходимо законодательное регулирование, при котором взнос за содержание в местах лишения свободы устанавливается в таком размере, чтобы у заключенного от заработной платы оставалась всегда определенная сумма. […]
II.
Если законодатель включает принудительные работы в концепцию ресоциализации и предусматривает выполнение трудовой деятельности заключенным, то он должен при назначении соответствующих работ учитывать положения ст. 12 абз. 3 Основного закона. Содержащееся в конституционной норме правомочие ограничивает принудительные работы учреждениями и исполнением, перед которыми учреждение исполнения наказания несет публично-правовую ответственность за доверенных ему заключенных. […]
Создатель Конституции исходил при установлении ст. 12 абз. 3 Основного закона из существующих форм труда осужденных к лишению свободы. Должно быть и в дальнейшем возможно использовать труд при исполнении наказания и способствовать ресоциализации заключенных. Меры, практикуемые в этой области и оправдавшие себя в прошлом, не должны лишиться правовой основы (сравнение с BVerfGE 74, 102 [115 и далее]. Для ознакомления с историей возникновения ст. 12 абз. 2 и абз. 3 Основного закона; сравнение с BVerfGE 83, 119 [126 и далее]).
1. Содержание допущенного ст. 12 абз. 3 Основного закона исключения из запрета принудительного труда уже вытекает из традиционных форм труда в местах лишения свободы. Принудительный труд является неотъемлемой частью правового государства и основывается на принципе публично-правового контроля органов исполнения наказаний. «Сдача в наем» заключенных с целью осуществления трудовой деятельности для третьих лиц не соответствует принципам, на которых строится традиционная система исполнительных работ.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде