§ 23. Свобода выбора профессии (Ст. 12 Основного закона)
113. BVerfGE 7, 377
(Apotheken-Urteil / Решение об аптеках)
- В абз. 1 ст. 12 Основного закона выбор профессиональной деятельности не прокламируется в качестве объективного принципа общественного и экономического порядка, но каждому человеку предоставляется право выбирать всякую легальную деятельность в качестве профессии, даже если такая профессия не соответствует специальности, зафиксированной традиционным образом или юридически.
- По общему правилу, зафиксированное в абз. 1 ст. 12 Основного закона понятие «профессия» охватывает также те профессии, суть которых заключается в осуществлении деятельности, являющейся прерогативой государства, а также профессии, связанные с государством. Однако ст. 33 Основного закона обеспечивает возможность особого регулирования для профессий, которые являются «государственной службой».
- Если деятельность может осуществляться как в самостоятельной, так и в несамостоятельной форме, и обе формы осуществления имеют собственное социальное значение, то выбор той или иной формы профессиональной деятельности и переход от одной формы к другой является выбором профессии по смыслу абз. 1 ст. 12 Основного закона.
- Содержание и объем полномочий законодателя, вытекающих из предл. 2 абз. 1 ст. 12 Основного закона, определяются посредством толкования, учитывающего смысл основного права и его значение в социальной жизни; для этого не требуется обращения к границе сущностного содержания (абз. 2 ст. 19 Основного закона).
- Полномочие на регулирование, вытекающее из абз. 1 ст. 12 Основного закона, распространяется на занятие профессиональной деятельностью и на выбор профессии, но не на то и другое с одинаковой интенсивностью. Оно дано ради занятия профессиональной деятельностью и может только под этим углом вторгаться в сферу действия свободы выбора профессии. Содержательно оно свободнее в том случае, когда оно по сути своей является лишь простым регулированием осуществления профессиональной деятельности. Оно более ограничено в том случае, если сильнее затрагивает свободу выбора профессии.
- Основное право должно защищать свободу личности, а оговорка о регулировании – обеспечить достаточную защиту общественных интересов. Из существующей для законодателя необходимости учитывать оба требования вытекает требование дифференциации примерно по следующим принципам:
а) Свобода занятия профессией может быть ограничена в той мере, в которой это может быть целесообразно с позиций общего блага; защита основного права ограничивается защитой от неконституционных, обременительных и неприемлемых ограничений.
б) Свобода выбора профессиональной деятельности может ограничиваться только в той мере, в которой это требуется защитой особенно важных правовых ценностей. Если подобное вторжение является неизбежным, законодатель должен выбирать ту форму вторжения, которая наименьшим образом ограничивает основное право.
в) Если вторжение в свободу выбора профессиональной деятельности происходит путем установления некоторых предпосылок для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, то следует разграничивать субъективные и объективные предпосылки: относительно субъективных предпосылок (в особенности предварительное обучение и образование) действует принцип соразмерности в том смысле, что такие предпосылки должны отвечать цели надлежащего выполнения профессиональной деятельности. К обоснованию необходимости объективных предпосылок допуска следует выдвигать особо строгие требования; в целом, такая мера может быть оправдана лишь защитой доказуемых и высоко вероятных серьезных угроз чрезвычайно важному общественному благу.
г) Регулирование, указанное в предл. 2 абз. 1 ст. 12 Основного закона, должно осуществляться всегда на той «ступени», которая связана с наименьшим вторжением в свободу выбора профессиональной деятельности. Законодатель может перейти на следующую «ступень» лишь в том случае, если высока вероятность того, что для действенной борьбы с ожидаемыми угрозами конституционных средств предыдущей «ступени» будет недостаточно.
- Федеральный Конституционный Суд должен проверить, учел ли законодатель вытекающие отсюда ограничения его полномочий на регулирование; если свободный выбор профессиональной деятельности ограничивается объективными предпосылками, то он также может проверить, необходимо ли такое вторжение для защиты чрезвычайно важного общественного интереса.
- В области аптекарского права в настоящее время положениям Конституции соответствует лишь право свободного выбора места размещения, понимаемое как отсутствие объективных ограничений допуска.
Решение Первого Сената от 11 июня 1958 г.
— 1 BvR596/56 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
A.
[…]
- […]
Абзац 1 ст. 3 Закона об аптечном деле гласит:
«(1) Разрешение на осуществление деятельности для вновь создаваемой аптеки может быть выдано только в том случае, если:
а) создание аптеки для обеспечения снабжения населения лекарственными средствами находится в общественном интересе и
б) можно предположить, что создание такой аптеки экономически оправдано, и при этом не затрагивается экономическая рентабельность функционирования соседних аптек в том смысле, что они лишаются условий для надлежащего осуществления своей деятельности.
С разрешением может быть связано предписание создать аптеку в интересах равномерного снабжения лекарствами в каком-то конкретном месте».
- Решением от 29 ноября 1956 г. Правительство Верхней Баварии отклонило заявление заявителя на основании лит. а абз. 1 ст. 3 и лит. б абз. 1 ст. 3 Закона об аптечном деле: создание аптеки, на открытие которой было подано заявление, не отвечает общественному интересу. В Тра- унройте лекарственными средствами должны быть обеспечены порядка 6000 человек. Для этого вполне достаточно существующей аптеки. По соображениям заботы об общественном здоровье следует разрешать открытие новых аптек лишь в тех местах, где необходимо снабдить территорию с высокой плотностью населения. Аптеки, функционирование которых не обеспечено хорошей экономической базой, более склонны отпускать лекарства без рецепта врача и непозволительно часто выдавать опиаты.
Кроме того, экономическое обоснование для создания новой аптеки не обеспечивалось по той причине, что в среднем на одну аптеку приходится в примерно 7000-8000 жителей. Данное число является минимальной границей для функционирования аптеки. Заявителей в их собственном интересе следует оберегать от открытия нежизнеспособной аптеки.
Наконец, открытие новой аптеки затронуло бы экономическую рентабельность уже существующей аптеки в такой степени, что последняя не смогла бы нормально функционировать.
[…]
Б.
[…]
IV.
При изучении вопроса о совместимости абз. 1 ст. 3 Закона об аптечном деле с абз. 1 ст. 12 Основного закона в первую очередь следует упомянуть о значении данной конституционной нормы.
- Абзац 1 ст. 12 защищает свободу гражданина в области, особенно важной для современного общества, которое основано на разделении труда: данное положение гарантирует каждому право заниматься любой деятельностью, для осуществления которой он считает себя пригодным, рассматривать такую деятельность в качестве «профессии», иными словами, сделать ее основой своей жизнедеятельности.
[…]
- […] понятие «профессия» следует трактовать широко. Оно охватывает не только те профессии, которые отражены в определенных, иногда даже не только традиционно, но и юридически зафиксированных характеристиках профессий, но и свободно выбранные отдельным человеком нетипичные (разрешенные) виды деятельности, из которых затем могут возникнуть новые зафиксированные профессии (ср. также Решение Федерального административного суда (BVerwGE) 2, 89 [92]; 4, 250 [254 и далее]).
[…]
- […]
б) Если оценивать возможности вторжения законодателя в охранительную область основных прав исходя из самой нормы Конституции, то формулировка абз. 1 ст. 12 могла бы указать на то, что якобы вторжения допустимы только в осуществление профессиональной деятельности, тогда как выбор профессии попросту был бы выведен из области законодательного регулирования. Однако смысл нормы не может заключаться в этом. Поскольку понятия «выбор профессиональной деятельности (профессии)» и «осуществление профессиональной деятельности (профессии)» нельзя разделить таким образом, чтобы каждое из них означало бы лишь ограниченный временной отрезок профессиональной жизни, который не пересекается с другим; в частности, начало осуществления профессиональной деятельности является как началом занятия профессией, так и деятельностью по выбору профессии (при этом часто оно применяется только в таком контексте); таким же образом выражающаяся в текущей деятельности воля к сохранению профессии и, в конечном счете, добровольное прекращение осуществления профессиональной деятельности являются, по сути, одновременно актами выбора профессии. Оба понятия с разных аспектов охватывают единый комплекс «профессиональной деятельности» […].
В то же время неверно и толкование, запрещающее законодателю любое вторжение в свободу выбора профессии; такое толкование не соответствовало бы реальной действительности и не привело бы к ясным с юридической точки зрения результатам. Законодательная норма, представляющая собой норму, регулирующую осуществление профессиональной деятельности, по общему правилу допустима и тогда, когда она косвенно воздействует на свободу выбора профессии. Это происходит прежде всего в тех случаях, когда устанавливаются определенные предпосылки для начала осуществления профессиональной деятельности, иными словами, когда начало занятия профессиональной деятельностью зависит от допуска. Тот факт, что Основной закон не хотел исключать регулирование допуска, доказывает положение № 19 ст. 74, обосновавшее законодательную компетенцию для «допуска» к определенным профессиям. История становления также свидетельствует о желании, с одной стороны, избежать полномочия на ограничение допуска, а с другой – не объявлять вообще недопустимыми многочисленные существующие ограничения допуска […]. Однако законодатель, при написании Основного закона, не дошел до полного предметного и понятийного выяснения проблем; он, в конечном итоге, выбрал формулировку, примыкающую к принятому в промысловом праве разделению между «выбором» и «занятием» промыслом, а в остальном осознанно оставил регулирование этого вопроса специальным законам […].
[…]
Таким образом, абз. 1 ст. 12 является универсальным основным правом («свободы профессии»), по крайней мере в том смысле, что содержащаяся в предл. 2 оговорка о регулировании, по сути, распространяется как на осуществление профессиональной деятельности, так и на выбор профессии. Однако это не означает, что содержание полномочий законодателя относительно каждой из этих «фаз» профессиональной деятельности одинаково широко. Поскольку всегда следует учитывать волю Конституции, явно выраженную в абз. 1 ст. 12, о том, что выбор профессии должен быть «свободным», а осуществление профессиональной деятельности может регулироваться. Этому соответствует лишь то толкование, согласно которому регулятивное полномочие не охватывает в одинаковой степени обе «фазы» и законодатель, напротив, тем более ограничен, чем больше он вторгается в сферу действия свободы выбора профессии.
Данное толкование соответствует и основным положениям Конституции и лежащим в ее основе представлениям о человеке (BVerfGE 2, 1 [12]; 4, 7 [15 и далее]; 6, 32 [40]). Выбор профессии должен быть актом самоопределения, свободного решения воли отдельной личности; он по возможности должен оставаться нетронутым от вторжения со стороны государственной власти. Посредством осуществления профессиональной деятельности отдельная личность вступает в социальную жизнь, где в интересах других лиц и общественности в целом на нее и могут быть наложены определенные ограничения.
Обобщая вышесказанное, можно констатировать следующее: регулятивное полномочие относится как к осуществлению профессиональной деятельности, так и к выбору профессии. Однако оно было предоставлено ради осуществления профессиональной деятельности, и только под этим углом можно вторгаться в сферу действия свободы выбора профессии. Содержательно оно более свободно тогда, когда представляет собой инструмент регулирования осуществления профессиональной деятельности и тем более ограничено, когда затрагивает выбор профессии.
в) Что касается содержания регулятивного полномочия, сфера действия которого определена столь абстрактным образом, то для начала следует выяснить значение понятия «регулировать», в особенности с учетом свободы выбора профессии. Оно не может означать того, что у законодателя в целом есть более широкий простор для усмотрения, чем при прочей общей оговорке о законе, и того, что он может упорядочить всю область профессионального права и конститутивно определить содержание основного права […]. При использовании подобного подхода основное право бы обесценивалось, поскольку его содержание зависело бы от усмотрения законодателя, который, в свою очередь, связан основным правом (абз. 3 ст. 1 Основного закона). Такое положение дел не соответствовало бы значению данного основного права и также вряд ли соответствовало бы особому акцентированию в абз. 1 ст. 12 на «свободном» выборе профессии и, кроме того, вступило бы в противоречие с общей тенденцией раздела об основных правах, которому, как изложил Федеральный Конституционный Суд в своем решении от 16 января 1957 г. (BVerfGE 6, 32 [40 и далее]), уже не известны «номинальные» основные права. Более того, в данном случае действует разработанный в решении от 15 января 1958 г. (BVerfGE 7, 198 [208 и далее]) принцип, согласно которому, если законодатель вторгается в сферу действия основных прав, то в качестве исходной точки своего регулирования он должен выбрать значение основного права в социальном строе. Не он свободно определяет содержание основного права, а, наоборот, из основного права может вытекать содержательное ограничение его законодательного полномочия. В абз. 1 ст. 12 закреплено ясное материальное ценностное решение Основного закона для определенной важной сферы жизни; поэтому законодатель здесь не столь свободен, как, например, при применении общего принципа равенства, представляющего собой правовой принцип, действующий в зависимости от государственной власти, и конкретное содержание которого законодатель устанавливает для определенных жизненных условий с учетом соответствующих в данных обстоятельствах представлений о справедливости.
С другой стороны, «регулировать» не означает того, что законодатель никоим образом не может ограничить основное право. Любое регулирование визуализирует определенные границы. В данном случае понятие «регулировать», очевидно, было осознанно использовано составителями Основного закона вместо обычных «ограничить» или «разграничить», что указывает на то, что здесь, скорее, было задумано более точное определение границ изнутри, т. е. границ, заложенных в сущности самого основного права, но никак не ограничения, при помощи которых законодатель мог бы распоряжаться предметным содержанием основного права, тем самым сужая естественную область действия, вытекающую из рационального раскрытия смысла.
г) Основное право призвано защищать свободу индивида, а регулятивная оговорка – обеспечить достаточную защиту интересов общества.
Как уже было показано, притязание отдельного человека на свободу тем сильнее, чем сильнее ставится под вопрос его право на свободный выбор профессии; защита общества становится тем более насущной, чем больше ущерб и угрозы, которые могут возникнуть из полностью свободного осуществления профессиональной деятельности. Если как можно более действенным способом попытаться удовлетворить оба требования, которые в любом социальном правовом государстве легитимны в одинаковой степени, то решение можно будет найти только в результате тщательного взвешивания противостоящих друг другу и, возможно, даже противоборствующих интересов. Если считать, что по смыслу Основного закона свободная человеческая личность является наивысшей ценностью, в связи с чем ей также и при выборе профессии должна гарантироваться большая свобода, то из этого следует, что эту свободу можно ограничить лишь настолько, насколько это необходимо для общего блага.
Исходя из Конституции, в отношении вторжения законодателя в сферу действия основного права существует требование дифференциации, принципы которой, обобщая, можно описать примерно следующим образом:
Свобода осуществления профессиональной деятельности может быть ограничена путем «регулирования», если разумные соображения общего блага делают это целесообразным. В то же время свобода выбора профессии может быть ограничена только в той мере, в которой этого требует защита крайне важных общественных благ, то есть в той мере, в которой под вопрос ставится защита ценностей, которые по результатам тщательного взвешивания имеют преимущество перед притязаниями отдельной личности на свободу, и когда эта защита не может быть обеспечена иным образом, а именно средствами, не ограничивающими или в меньшей степени ограничивающими свободу выбора профессии. Если вторжение в сферу действия свободы выбора профессии неизбежно, то законодатель всегда должен выбирать такую форму вторжения, которая в наименьшей степени ограничивает основное право.
Для объема регулятивного полномочия вытекает несколько «ступеней»:
Законодатель наиболее свободен в тех случаях, когда он осуществляет чистое регулирование осуществления профессиональной деятельности, не воздействующее на свободу выбора профессии, а только определяет, каким образом представители той или иной профессии должны осуществлять свою профессиональную деятельность. В данном случае в большой мере могут проявляться соображения целесообразности; согласно им нужно определить, какие ограничения следует наложить на занятых данной профессией, чтобы защищаться от ущерба и угроз для общественности. Идея содействия определенной профессии для достижения более высокого социального результата от деятельности ее представителей может оправдывать нормы, ограничивающие свободу осуществления профессиональной деятельности. В этом смысле защита основного права ограничивается от возложения неконституционных, к примеру, чрезмерно обременительных или неприемлемых, законодательных предписаний; если отойти от этих исключений, то следует отметить, что ущемление свободы профессии, о которой здесь идет речь, не так ощутимо касается носителя основного права, поскольку он уже является представителем данной профессии, и его права на осуществление профессиональной деятельности не затрагиваются.
Регулирование, ставящее возможность начать заниматься профессиональной деятельностью в зависимость от выполнения определенных предпосылок и, тем самым, затрагивающее свободу выбора профессии, оправдано лишь в тех случаях, когда необходимо защищать крайне важный общественный интерес, превосходящий свободу отдельной личности. При этом очевидно существует значительное различие – отмеченное также судебной практикой и литературой (ср. Шойнер (Scheuner). Указ. соч. С. 25 и приведенные им ссылки) – между «субъективными» предпосылками, касающимися предварительного образования и обучения, и объективными условиями допуска, не связанными с личной квалификацией претендента на профессию, на которые он не может воздействовать.
Регулирование субъективных предпосылок занятия профессией является частью правового устройства профиля профессии, оно дает доступ к профессии только для определенных – как правило, формально – квалифицированных претендентов. Подобное ограничение легитимируется из сути дела, оно основано на том, что многие профессии требуют наличия определенных технических знаний и навыков (в широком смысле), обретаемых только теоретическим и практическим обучением, и что занятие этими профессиями без подобных знаний было бы либо невозможно, либо некомпетентно или же могло принести вред или даже угрозы для общества.
Законодатель только конкретизирует и «формализует» данное требование, вытекающее из конкретных жизненных обстоятельств; отдельная личность должна лишь пройти формальное обучение, чтобы надлежащим образом осуществлять свою профессиональную деятельность. Данное ограничение свободы оказывается, таким образом, адекватным средством предотвращения возможного ущерба и угроз; оно не является несправедливым и потому, что в одинаковой степени затрагивает всех претендентов на профессию, которые еще до выбора профессии могут оценить, смогут ли они выполнить требуемые предпосылки. Здесь действует принцип соразмерности в том смысле, что предписанные субъективные предпосылки должны касаться вопроса надлежащего выполнения профессиональной деятельности.
Иначе обстоит дело при установлении объективных условий допуска к профессии. Их выполнение попросту не во власти влияния отдельной личности. Они однозначно противоречат смыслу основного права, ибо даже тот, кто благодаря выполнению всех требуемых от него предпосылок уже реально осуществил выбор профессии или ему было позволено его совершить, тем не менее может быть не допущен к осуществлению профессиональной деятельности. Данное ограничение свободы тем более значимо и воспринимается тем более тяжело, чем дольше и специа- лизированнее было предварительное образование и обучение, и, таким образом, чем более однозначно при выборе этого обучения была выбрана именно данная конкретная профессия.
Поскольку изначально непонятно, какой непосредственный ущерб может быть причинен осуществлением профессиональной деятельности профессионально и морально квалифицированным претендентом, то вряд ли можно доходчиво изложить действующую взаимосвязь между ограничением выбора профессии и намеченным успехом. Опасность проникновения чуждых делу мотивов поэтому особенно велика; в этом контексте прежде всего следует упомянуть мысль о том, что ограничение доступа к профессии должно служить защите от конкуренции уже занятых данной профессией – мотив, который, согласно общему мнению, никогда не мог бы оправдать вторжение в свободу выбора профессии. Посредством выбора столь грубого и радикального способа «блокирования» полностью подходящих по профессиональным и моральным (что презюмируется) качествам претендентов для допуска к профессии право отдельной личности на свободу может быть нарушено особенно чувствительным образом, не говоря уже о возможном конфликте данного способа с принципом равенства. Отсюда следует сделать вывод о том, что для обоснования необходимости подобного ограничения свободы необходимо предъявлять особенно строгие требования; в целом подобное вмешательство в сферу действия свободы выбора профессии может быть оправдано лишь защитой от доказанных или существующих с высокой степенью вероятности угроз важному общественному благу; цели содействия прочим общественным интересам, заботы о социальном престиже некоторой профессии путем ограничения числа занятых в ней лиц для этого недостаточно, хотя в остальных случаях подобные цели и могут оправдывать принятие тех или иных законодательных мер.
Законодатель должен осуществлять регулирование согласно абз. 1 и 2 ст. 12 в разумной мере, то есть на той «ступени», которая влечет за собой наименьшее вторжение в сферу действия свободы выбора профессии, и может перейти на следующую «ступень» лишь тогда, когда с высокой долей вероятности можно показать, что с ожидаемыми угрозами нельзя действенно бороться при помощи (конституционных) средств предыдущей «ступени».
[…]
- Ограничения регулятивного полномочия, вытекающие из основного права, являются материальными конституционными предписаниями, которые направлены, в первую очередь, в адрес самого законодателя. За их соблюдением, однако, должен следить Федеральный Конституционный Суд. Если же ограничение свободы выбора профессии ставится под вопрос на «последней ступени» (объективных предпосылок допуска), Федеральный Конституционный Суд для начала должен проверить, находится ли под угрозой важное общее благо и может ли законодательное регулирование вообще служить защите от данной угрозы. После этого он должен проверить, необходимо ли именно такое вторжение для защиты данного блага, иными словами, не смог ли законодатель защитить благо посредством регулирования на одной из предыдущих ступеней.
Против проверки в названном последним направлении было возра- жено, будто бы такая проверка выходит за компетенцию суда: суд не в состоянии оценить, необходимы ли определенные законодательные меры, поскольку он не может знать, существуют ли другие, столь же действенные меры и способен ли законодатель такие меры реализовать; это можно предусмотреть лишь зная все жизненные обстоятельства, а также политические возможности законодательства. Данная точка зрения, прежде всего по практическим соображениям устанавливающая узкие пределы полномочия проверки со стороны Федерального Конституционного Суда, порой подкрепляется тем, что суд, претендуя на столь широкое полномочие проверки, может вторгнуться в сферу законодателя и, тем самым, нарушить принцип разделения властей.
Федеральный Конституционный Суд не может согласиться с подобным взглядом.
Суду делегирована защита основных прав от законодателя. Если из толкования определенного основного права вытекают границы для воли законодателя, суд должен иметь возможность следить за соблюдением таких границ; он не может уклониться от выполнения данной задачи, если, по сути, не хочет в большом объеме обесценить основные права и лишить смысла компетенцию, возложенную на него Основным законом.
Часто выдвигаемое в этой связи требование, согласно которому законодатель должен иметь свободный выбор между несколькими, равно пригодными средствами, не касается обсуждаемой здесь проблемы. Оно подразумевает нормальный случай основного права, который не содержит ступенчатые охранительные области (как, например, в BVerfGE 2, 266). Здесь законодатель действительно свободен при выборе между несколькими равно пригодными мерами – внутри определенных границ – поскольку все они касаются одного и того же основного права в своем едином, не являющемся ступенчатым содержании.
Если же речь идет об основном праве, которое содержит области большей или меньшей защиты свободы, то Федеральный Конституционный Суд должен иметь возможность проверять наличие предпосылок регулирования на той ступени, на которой основное право наиболее защищено, иными словами, надо иметь возможность проверить, не существовало ли достаточно законодательных мер на более низких ступенях, и действительно ли такое вторжение было необходимо. Если же предоставить законодателю свободный выбор и между «равно пригодными» средствами, находящимися на разных ступенях, то практически это может привести к тому, что вторжения, наиболее сильно ограничивающие основное право, из-за своей пробивной силы, наиболее пригодной для достижения намеченной цели, выбирались бы чаще всего, и затем с ними приходилось бы мириться без проверки. Все это не гарантировало бы эффективную защиту сферы свободы, которую абзац 1 ст. 12 Основного закона хочет защищать наиболее устойчиво.
[…]
V.
[…]
Бесспорно, что здоровье населения является важным общественным благом, защита которого может оправдать ограничения свободы отдельной личности; бесспорным является также то, что отлаженное упорядоченное снабжение лекарствами необходимо для защиты здоровья населения.
[…]
VI.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что высказанные законодателем опасения относительно свободы размещения аптек не были представлены такими вероятными, что на них – при сохранении действующего законодательства в области аптек и лекарств – можно было бы основывать наиболее сильное ограничение свободного выбора профессии, а именно отделение полностью квалифицированных претендентов от самостоятельного осуществления занятия профессией аптекаря.
[…]
VII.
[…]
Как было изложено ранее, статья 3 абз. 1 Закона об аптечном деле неконституционна. Поэтому основанные на данной норме решения Правительства Верхней Баварии нарушают основное право заявителя, вытекающее из абз. 1 ст. 12 Основного закона, и должны быть отменены. Одновременно в решении следует заявить о ничтожности абз. 1 ст. 3 Закона об аптечном деле – включая и находящееся в неразрывной связи с предл. 1 предл. 2 (абз. 2 и 3 § 95 ФЗКС).
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде