94. BVerfGE 47, 46

(Sexualkundeunterricht / Уроки полового просвещения)

  1.  Индивидуальное сексуальное воспитание относится в первую оче­редь к естественному праву родителей на воспитание в смысле ст. 6 абз. 2 Основного закона; государство, однако, по причине стоящих перед ним задач в области воспитания и образования (ст. 7 абз. 1 Основного закона) вправе реализовывать сексуальное воспитание в школе.
  2.  Сексуальное воспитание в школе должно быть открытым для раз­личных ценностных представлений в этой области и вообще учитывать естественное право родителей на воспитание детей и их религиозные и мировоззренческие убеждения в той мере, в которой они имеют зна­чение для области знаний о сексуальности. Школа, в частности, должна воздерживаться от любой попытки навязывания молодежи каких-либо убеждений.
  3.  При соблюдении данных принципов сексуальное воспитание как предмет междисциплинарного характера не зависит от согласия родителей.
  4.  Родители, тем не менее, имеют право требовать своевременного предоставления информации о содержании и методико-дидактическом обеспечении процесса сексуального воспитания в школе.
  5.  Оговорка закона обязывает законодателя самостоятельно принять решение о введении сексуального воспитания в школах.

Данная оговорка не распространяется на преподавание простых био­логических и других фактов.

Решение Первого Сената от 21 декабря 1977 г.

— 1 BvL 1/75, 1 BvR147/75 —

[…]

ОСНОВАНИЯ

[…]

В.

I.

[…]

  • В предмет проверки для целей ответа на поставленные в этой свя­зи конституционно-правовые вопросы входят, главным образом, статья 6 абз. 2 предл. 1 Основного закона (право родителей на воспитание детей), статья 7 абз. 1 Основного закона (задачи государства в области воспита­ния и образования) и статья 2 абз. 1 Основного закона (право ребенка на свободное развитие своей личности).

а) Статья 6 абз. 2 Основного закона определяет заботу о детях и их воспитание как «естественное право родителей и их первейшую обязан­ность», за реализацией которой должно следить государственно-орга­низованное общество. Родители имеют «право и обязанность свободно организовывать уход за своими детьми и их воспитание сообразно соб­ственным представлениям и преимущественно перед другими лицами, осуществляющими воспитание, при условии соблюдения положений ст. 7 Основного закона. Свобода принятия родителями решения о том, каким образом они желают соблюсти данную свою обязанность, защи­щается основным правом от государственного вторжения, если только подобные вторжения не охватываются охранительной функцией госу­дарственно-организованного общества в смысле ст. 6 абз. 2 Основного закона» (BVerfGE 31, 194 [204 и далее], присоединяясь к Решениям Фе­дерального Конституционного Суда (BVerfGE ) 4, 52 [57]; 7, 320 [323]; 24, 119 [138, 143 и далее]).

Рекомендации КМК[1] по вопросу родительского права на воспитание детей в области полового просвещения кратко указывают: «Сексуаль­ное воспитание является в первую очередь задачей родителей». В самом деле, веские основания говорят в пользу того, чтобы относить индиви­дуальное сексуальное воспитание преимущественно к родительской до­машней области и естественному праву родителей на воспитание детей в смысле ст. 6 абз. 2 Основного закона. Просвещение по сексуальным во­просам наиболее естественным образом осуществляется в защищенной и безопасной атмосфере семьи.

[…]

б) Если исходить из этого, то следует сначала поставить вопрос, может ли государство вообще реализовывать сексуальное воспитание в школе и если да, то в каких рамках. Рекомендации КМК по этому по­воду отмечают: «Вследствие своих задач по образованию и воспитанию школа обязана содействовать сексуальному воспитанию». Конститу­ционно-правовое основание задач государства по образованию и вос­питанию на федеральном уровне содержится в ст. 7 абз. 1 Основного закона (ср. BVerfGE 34, 165 [181 и далее] – решение по вопросу о наи­более распространенной в общеобразовательных школах Земли Гессен формы организации обучения при переходе учащихся из начальной в среднюю школу (в 5-м и 6-м классах)). Как постановил Федеральный Конституционный Суд (там же, [182]), установленный в ст. 7 абз. 1 Ос­новного закона надзор государства за школами и школьным обучением в любом случае охватывает полномочие на планирование и организа­цию школьного образования с целью гарантии существования такой школьной системы, которая открывает для всех молодых граждан в со­ответствии с их способностями соответствующие современной обще­ственной жизни возможности образования. К данной области, форми­руемой государством, относится не только организационное деление школы, но и определение содержания хода обучения и целей занятий. Государство поэтому может в рамках школьного обучения, по общему правилу, независимо от родителей преследовать собственные воспи­тательные цели. Общие задачи школы по образованию и воспитанию детей не находятся в подчиненном состоянии по отношению к праву родителей, но являются равноценными с ним по значимости. Ни пра­во родителей, ни задача государства по воспитанию детей не обладают абсолютным преимуществом друг перед другом. Вопреки представлен­ному порой в литературе взгляду, задачи школы по обучению и воспи­танию не сводятся к тому, чтобы только знакомить с учебным материа­лом. Данная задача государства, которая подразумевается в ст. 7 абз. 1 Основного закона, имеет многоаспектное содержание, направленное в итоге на формирование отдельного ребенка как самостоятельного и ответственного члена общества. Ввиду этого задачи школьного об­разования связаны также и со сферой воспитания. Несмотря на то, что многое – как было изложено выше – говорит в пользу того, что под­ходящее место для индивидуального сексуального воспитания – это родительский дом, с другой стороны, следует учитывать, что сексуаль­ность обнаруживает наличие многочисленных связей с социальной средой. Сексуальное поведение является частью поведения вообще. Поэтому невозможно препятствовать государству рассматривать сек­суальное воспитание как важную составную часть общего воспитания молодого человека. К нему равным образом относится предупреждение и защита детей от рисков половых отношений.

По всем этим основаниям нельзя выдвинуть принципиальные, ос­нованные на конституционном праве соображения против того, чтобы государство вводило темы сексуальности человека в качестве предмета в программу школьного обучения.

[…]

в)        Также сексуальное воспитание в школе затрагивает и права ребен­ка, предусмотренные ст. 2 абз. 1 Основного закона.

Основной закон поставил области интимной и сексуальной жизни че­ловека как часть сферы его частной жизни под конституционно-правовую защиту ст. 2 абз. 1 в связи со ст. 1 абз. 1 Основного закона. Данные предпи­сания Основного закона обеспечивают человеку право самому определить свое отношение к межполовым контактам и сексуальности. По общему правилу он может самостоятельно решить, допускать ли влияние треть­их лиц на определение данного отношения и если да, то в каких преде­лах и для каких целей. Если, однако, отношение человека к межполовым контактам находится под конституционно-правовой защитой, то данное право, основанное на ст. 2 абз. 1 в связи со ст. 1 абз. 1 Основного закона, должно быть предоставлено также и всякому отдельному ребенку, не до­стигшему совершеннолетия. Его интимная сфера может быть существен­ным образом затронута тем, как сексуальное воспитание осуществляется в школе. Несовершеннолетний является не только объектом воспитания со стороны родителей и государства. Напротив, он выступает изначально в качестве самостоятельной личности, права и интересы которой защи­щаются ст. 2 абз. 1 в связи со ст. 1 абз. 1 Основного закона. Это его каче­ство постоянно усиливается по мере взросления. На основе имеющегося опыта возможно утверждать, что именно несовершеннолетние могут по­лучить психологические травмы из-за педагогически неверно подобран­ных воспитательных мер в области сексуальности. Это также может на­нести серьезный ущерб развитию пострадавшего несовершеннолетнего.

  • Из всего этого вытекает, что вопрос сексуального воспитания в школе находится в особенно противоречивой области коллизии между правом родителей из ст. 6 абз. 2 Основного закона, правом личности ребенка, предусмотренным ст. 2 абз. 1 в связи со ст. 1 Основного зако­на, и установленной в ст. 7 абз. 1 Основного закона задачей государства по обеспечению воспитания и образования.

[…]

При правовой оценке обнаруживающихся коллизий, проистекающих из изложенного выше противоречия, следует исходить из того, что сексу­альное воспитание в принципе более тесно связано со сферой отношений между родителями и детьми, нежели с областью школьного образования. […]

II.

Федеральный Конституционный Суд до сих пор специально касался толкования оговорки в законе относительно правоотношений в сфере школьного образования в трех решениях: BVerfGE 34, 165 [192 и далее] – […]; BVerfGE 41, 251 [259 и далее] – […]; BVerfGE 45, 400 [417 и далее] – [.] Решение о старших классах (там же). В последнем решении в качестве обобщения со ссылкой на первые два акта констатируется:

Принцип правового государства и принцип демократии, закреп­ленные в Основном законе, обязывают законодателя самостоя­тельно принимать значимые решения в области школьного обра­зования и запрещают ему делегировать полномочия по их приня­тию школьной администрации […]. Это в особенности относится к правовой сфере осуществления основных прав, которая открыта для оформляющего воздействия государства […]

[…]

В качестве решающего последствия приверженности такому правово­му восприятию следует рассматривать то, что законодательная оговор­ка освобождается от своей связи с устаревшими формулами (вторжение в личную свободу и право собственности) и в соответствии со своей функ­цией в демократическом правовом государстве приобретает новую осно­ву, которая способна обеспечить и новое определение объема и пределов действия данного правового института. Критика направлена, прежде все­го, против того, что разграничение полномочий законодателя на приня­тие тех или иных решений осуществляется посредством использования понятия «существенный» […]. На 51-м Съезде немецких юристов в рамках дискуссии [.] было указано на то, что понятие «существенный» следует понимать в первую очередь как понятие эвристическое, а не как догма­тический термин; как понятие, которое, по сути, выражает лишь всем известную истину, согласно которой все действительно важные дела при парламентско-демократическом государственном строе должны рассма­триваться парламентом. К детальному разграничению вопросов значи­тельной общественной и государственной важности следует подходить с большой осторожностью и учитывать опасность чрезмерной законода­тельной зарегулированности, которая может иметь отрицательные по­следствия конкретно для школьной области. Характеристика некоторой меры как существенной и потому подлежащей рассмотрению парламен­том либо, по крайней мере, как нуждающейся для своего введения в одоб­рении законодательного органа по причине того, что содержание этой меры указывает на соответствующее полномочие парламента, определя­ется, прежде всего, на основании Основного закона. Важным аспектом при этом является защита основных прав. Большинство статей об основ­ных правах так или иначе предусматривают, что вторжения в сферу соот­ветствующих основных прав допустимы только посредством закона или на основе установлений закона. Кроме того, их обеспечение посредством включения парламентского органа в механизм защиты основных прав соответствует учению об оговорках, которое входит в состав конститу­ционно-правового института гарантий основных прав, хотя это учение и не различает вторжения и действия по исполнению. Таким образом, в том, что касается основных прав, «существенный» означает, как прави­ло, «существенный для реализации основных прав» (ср. BVerfGE 34, 165 [192]; 40, 237 [248 и далее]; 41, 251 [260 и далее]).

В правоотношениях в области школьного образования критерий зна­чимости для основных прав также играет важную роль. Границы между задачей государства по обеспечению воспитания (ст. 7 абз. 1 Основного закона) и правом родителей на воспитание своих детей (ст. 6 абз. 2 Ос­новного закона), а также правами личности ребенка (ст. 2 абз. 1 Основ­ного закона) часто являются подвижными и с трудом определяемыми. Их установление зачастую обладает ключевым значением для осуществ­ления указанных основных прав. Следовательно, ее установление явля­ется задачей законодателя.

III.

[…]

  • Это, тем не менее, не означает, что с точки зрения конституционного строя требуется формальное законодательное регулирование в отноше­нии всех методов сексуального воспитания, как они изложены, например, в основных направлениях политики Гамбурга (ср. BVerfGE 41, 251 [265]). Скорее, в первую очередь речь идет о том, чтобы в рамках руководящего решения парламента с достаточной определенностью изложить задачу школьного образования по воспитанию несовершеннолетних. При законо­дательном закреплении юридически обязательных целей и направленных на их достижение указаний по проведению уроков необходима сдержан­ность. Установления должны всегда проверяться на предмет того, остав­ляют ли они достаточно места для педагогической свободы и остается ли у учителя на занятии тот простор, который ему требуется для удовлетво­рения своего чувства педагогического долга. В связи с этим отдельные тонкости методов обучения, по общему правилу, могут не регулироваться законодательно, ибо крайне маловероятно, что такие подробности подда­ются нормированию, а методика организации уроков должна оставаться гибкой для приспособления к потребностям конкретной ситуации.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде


[1] КМК — конференция министров культуры земель, в область их полномочий под­падает и образование — прим. переводчика.