89. 1 BvF 1/11 и 1 BvF 4/11
(ZDF-Staatsvertrag / Государственный договор о Втором Германском Телевидении (ZDF))
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Пресс-релиз № 26/2014 от 25 марта 2014 г.
Решение от 25 марта 2014 г.
— 1 BvF 1/11, 1 BvF 4/11 –
Требования о проведении контроля норм в отношении государственного договора о ZDF в основном удовлетворены
Основное право на свободное радиовещание (ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона) требует абсолютного соблюдения принципа обеспечения многообразия и последовательного ограничения доли государства и близких к государству лиц в надзорных органах при создании организационной структуры публично-правовых радиокомпаний. Данное решение было принято сегодня Первым Сенатом Федерального Конституционного Суда по заявлению правительства Земли Рейнланд-Пфальц и Гамбургского Сената.
Государственный договор о ZDF лишь частично соответствует данному требованию. В нарушение действующего законодательства доля государства и близких к государству лиц в телевизионном и в административном совете ограничена одной третью членов. Представители исполнительной власти не должны оказывать решающего влияния на выбор членов, не аффилированных с государственными органами; кроме того, следует установить запрет совмещения должностей, который будет гарантировать личную независимость членов от государства. Личная независимость при осуществлении функций членов органов управления должна быть гарантирована посредством их свободного назначения на должности и увольнения с должностей только при наличии существенных оснований. Кроме того, следует обеспечить минимальный уровень открытости в деятельности надзорных органов. Земли обязаны принять новые соответствующие Основному закону нормы в срок до 30 июня 2015 г.
Обстоятельства дела и ход судопроизводства:
Второе Германское Телевидение (das Zweite Deutsche Fernsehen) функционирует на основе государственного договора о ZDF (в дальнейшем также ZDF-ГД), утвержденного актами земель. Наряду с управляющим, который в качестве центрального органа управляет делами учреждения и несет прямую ответственность за программу, государственным договором о ZDF создается два внутренних надзорных органа в виде совета по телевидению и административного совета. Со своим заявлением о проведении абстрактного контроля правовых норм правительство Земли Рейнланд-Пфальц и Сенат свободного и ганзейского города Гамбурга выступают против, по их мнению, чрезмерного влияния государства в совете по телевидению и в административном совете.
Существенные выводы Сената:
Заявления допустимы и по существу обоснованы.
- а) Содержащаяся в ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона гарантия свободы радиовещания имеет целью установить порядок, обеспечивающий многообразие и полноту существующих мнений, распространяемых посредством радиовещания. Юридическое оформление данного порядка – задача законодателя, обладающего при этом широкой свободой действий.
б) На основании Конституции требования к организационному оформлению радиовещательных компаний должны иметь целью обеспечение многообразия. Данные требования находятся в тесной взаимосвязи с базовым решением законодателя в пользу дуального порядка радиовещания. На основании данного порядка публично-правовое радиовещание призвано внести свой вклад в содержательное многообразие в эфире, что не может быть обеспечено лишь средствами свободного рынка. Задачи публично-правовых радиовещательных компаний не ограничиваются минимальным участием на рынке или заполнением информационных пробелов и ниш, не покрытых частными компаниями, а охватывают всю полноту классического радиовещания.
в) При формировании коллегиальных органов учреждения необходимо включать в них лиц с разнообразными точками зрения и опытом, представляющих все сферы общественной жизни. При этом законодатель должен, в частности, обращать внимание на то, что преимущественно должны быть представлены не позиции отдельных ведомств и их точки зрения, которые важны для государственно-политического волеизъявления. Наряду с крупными объединениями, определяющими жизнь общества, должны быть представлены и различные небольшие группы, доступ которых к средствам массовой информации затруднен. Также должны быть представлены и разные точки зрения. Назначение членов, исходя из их связи с различными общественными группами, не означает того, что они выступают в качестве представителей данных групп. Надзорные органы, скорее, защищают интересы общественности. Обеспечение многообразия не означает противопоставление общественной сферы государству. Поэтому законодатель не ограничен в возможности предоставления определенного количества мест и представителям государства. Руководствуясь общей целью обеспечения многообразия при выборе членов, представляющих интересы государства, необходимо также обращать внимание на разнообразие их взглядов.
г) Организация публично-правового радиовещания должна одновременно удовлетворять требованию невмешательства государства, конкретизирующему требование обеспечения разнообразия. Согласно данному требованию, государство хоть и должно организовать публично-правовое радиовещание и реализовывать данную обязанность через собственные учреждения, однако при этом государство должно гарантировать, что создание программ и их конкретное содержание не входит в число общих задач государства. Органы управления публично-правовых радиовещательных компаний должны в связи с этим формироваться таким образом, чтобы препятствовать влиянию государственных и близких к государству лиц посредством продвижения собственных интересов или определенных, в частности партийных или политических интересов, при освещении каких-либо событий в СМИ. Состав органов управления сам по себе уже должен гарантированно исключать возможность подобного манипулирования.
- В отношении данного вопроса Конституцией установлены следующие ограничительные меры:
а) Доля государственных или близких к государству членов не должна превышать одну треть от общего, установленного законом, количества членов органа. Только когда надзорные органы отражают широкое многообразие течений в обществе, а влияние государственных или близких к государству членов на принятие решений исключено, тогда состав таких органов удовлетворяет требованиям обеспечения многообразия и требованию независимости от государства. При этом следует также учитывать влияние государственных, и в особенности партийно-политически организованных, структур коммуникации, которые сегодня представляют собой так называемые «дружеские круги». Чтобы государственные и близкие к государству члены действительно не получили чрезмерное влияние через подобные неформальные объединения, деятельность которых невозможно контролировать, их долю следует последовательно ограничивать. Влияние подобных структур на принятие решений можно исключить в достаточной мере лишь тогда, когда на одного государственного или близкого к государству члена приходится как минимум два независимых члена, то есть когда их доля не превышает одну треть законных членов соответствующего органа. Аналогичное соотношение должно соблюдаться и при создании рабочих комитетов в данных органах управления.
б) Классификация участника как государственного или близкого к государству для целей ограничения его участия определяется исходя из его функций. Решающим при этом является наличие у участника государственно-политической власти для принятия решений или его участие в конкурентной борьбе за публичную должность или мандат, в связи с чем он находится в особой зависимости от мнения широкой общественности. Данный способ рассмотрения включает, помимо членов правительств, депутатов, политиков, также избранных на руководящие должности чиновников или членов политических партий с повышенным уровнем ответственности. В отличие от перечисленных лиц лица, направленные в органы надзора из высших учебных заведений, судов или учреждений самоуправления, таких как торгово-промышленные палаты, не рассматриваются в качестве государственных или близких к государству членов для целей ограничения участия.
в) Требования обеспечения многообразия действуют, с одной стороны, для отбора государственных и близких к государству членов. Это, в частности, подразумевает как можно более широкое представительство различных политических течений и перспективных взглядов, например федерального или функционального рода. Кроме того, необходимо учесть требование защиты равенства, закрепленное в ст. 3 абз. 2 предл. 2 Основного закона. В целом у законодателя имеется широкий простор для действия. Федеральный Конституционный Суд лишь проверяет, происходит ли оформление указанных органов с учетом принципа обеспечения многообразия, и, при реалистичном рассмотрении, приведет ли это к приемлемому результату.
г) С другой стороны, правила отбора и назначения независимых от государства членов также должны основываться на принципе обеспечения многообразия. Для предотвращения нарушения требования независимости от государства члены правительства и прочие высокопоставленные представители исполнительной власти не должны обладать определяющим влиянием в данных органах. В той мере, в которой отбор членов поручается определенным общественным группам, их предложения можно отклонять лишь в исключительных случаях, при наличии особых правовых оснований. Законодатель должен противодействовать доминированию позиций большинства и несменяемости состава органов управления радиовещанием. При этом законодатель располагает широким, недета- лизированным конституционным спектром возможностей регулирования. Ввиду практической необходимости ограничения количества мест в органах управления имеется опасность, что право назначения членов органов управления будет передано самым большим и наилучшим образом организованным объединениям. Данное обстоятельство приведет к структурному риску, который заключается в том, что в конкретных областях будут учитываться только общепринятые точки зрения большинства, представленного наиболее сильными объединениями, а небольшие союзы с иными взглядами не смогут получить возможность выражения своего мнения. Если группы, имеющие право на назначение, определяются законом, существует, кроме того, опасность несменяемости состава органов. Законодатель должен эффективно противодействовать данным обстоятельствам.
д) Не должны назначаться в качестве независимых от государства членов члены правительств, депутаты, политики или избираемые чиновники с руководящими функциями. Не соответствуют критерию независимости от государства также те лица, которые выполняют ключевые функции в политических партиях. Они с неизбежностью участвуют в государственно-политической системе принятия решений и в конкурентной борьбе за должность или мандат. В каждом конкретном случае при определении критериев независимости члена от государства законодатель обладает широкими возможностями для оценки и классификации.
е) Все члены надзорных органов публично-правовых радиокомпаний должны освобождаться от обязанности выполнения указаний в связи с осуществлением своих функций и могут быть отозваны только по существенному основанию. Подробное регулирование данного вопроса осуществляется законодателем.
ж) Законодатель должен принять нормы, гарантирующие обеспечение минимального уровня прозрачности деятельности надзорных органов публично-правовых радиокомпаний. Конституция подробно не устанавливает, какая степень прозрачности необходима для реализации функций радиокомпаний в соответствии с целями их деятельности. К критериям обеспечения необходимого минимума относится, однако, информирование о составе органов и комитетов, а также об актуальных повестках дня, своевременная публикация протоколов заседаний после их проведения или информирование общественности иным способом о предмете и результатах заседаний.
- а) Нормы о составе совета по телевидению, закрепленные в § 21 ZDF-ГД, нарушают в различной степени ст. 5 абз. 2 предл. 2 Основного закона.
Доля непосредственно назначенных государственных или близких к государству членов совета по телевидению превышает конституционно установленную границу в одну треть членов. Согласно установленным предельным значениям, в настоящее время в совет входят 16 представителей земель, 3 представителя Федерации, 12 представителей политических партий и 3 представителя муниципальных образований. Совместно их доля составляет около 44 % членов совета по телевидению. При решениях, требующих большинства в три пятых членов, установленных законом, они составляют блокирующее меньшинство.
§ 21 абз. 3 во взаимосвязи с абз. 6 ZDF-ГД, согласно которому назначаемые лица в соответствии с § 21 абз. 1 п. «g»-«q» ZDF-ГД, должны назначаться на основе по возможности единодушных предложений трех лиц премьер-министрами, не вызывает сомнений только при толковании в соответствии с Конституцией. Данные нормы могут и должны в соответствии с актуальной практикой толковаться таким образом, что премьер-министры по сути привязаны к соответствующим спискам, предложенным объединениями или организациями, имеющими право предложения членов, и что отклонение от данных списков возможно только при наличии особых правовых оснований.
В отличие от этого назначение названных в § 21 абз. 1 п. «г» ZDF-ГД членов, которые согласно § 21 абз. 4 во взаимосвязи с абз. 6 ZDF-ГД без дальнейших условий должны как можно более единодушно избираться премьер-министрами, не соответствует требованию о назначении лиц, независимых от государства, в качестве членов. Принятие решения об избрании конкретного члена в настоящее время находится непосредственно в руках исполнительной власти.
§ 21 абз. 1 ZDF-ГД в той мере не удовлетворяет конституционно-правовым требованиям на независимое от государства формирование органов управления, в которой в отношении независимых от государства членов не устанавливается запрета совмещения должностей, а относительно всех членов не устанавливается достаточных гарантий их самостоятельности. Кроме того, отсутствует нормативно-правовое регулирование, обеспечивающее минимальный уровень прозрачности работы совета по телевидению; ограничительных норм в уставе ZDF и в регламенте совета по телевидению для этого недостаточно.
б) Нормы, касающиеся состава административного совета, согласно § 24 ZDF-ГД по тем же причинам нарушают ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона.
Доля государственных членов (6 членов из 14) в соответствии с § 24 абз. 1 пунктами «а» и «с» ZDF-ГД превышает конституционно установленную верхнюю границу в одну треть. Кроме того, государственные члены при решениях, требующих большинства в три пятых голосов законных членов, составляют блокирующее меньшинство. Неконституционной данная норма является и потому, что назначенные в соответствии с § 24 абз. 1 п. «Ь» ZDF-ГД лица избираются советом по телевидению, который недостаточно независим от государства, и в отношении них не устанавливается запретов совмещения должностей.
Как часть членов совета по телевидению, так и члены административного совета не обладают достаточными гарантиями обеспечения их личного правового положения. Кроме того, отсутствует законодательное регулирование относительно прозрачности работы административного совета.
- Поскольку § 21 и 24 ZDF-ГД нарушают ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона, следует констатировать лишь их несоответствие Основному закону в связи с указанием на то, что они могут применяться на переходный период до принятия новых правовых норм. Земли должны принять новые законы, соответствующие конституционно-правовым требованиям и распространяющие свое действие на ближайшие выборы надзорных органов в соответствии с графиком их проведения, в срок до 30 июня 2015 г.
Особое мнение судьи Паулус:
Я не могу согласиться с решением в той мере, в которой оно объявляет допустимым с точки зрения конституционного права в свободном от государства, или хотя бы «отдаленном от государства» Втором Германском Телевидении участие членов исполнительной власти в надзорных органах. Публично-правовое телевидение не служит распространению государственной информации, а служит выражению многообразия мнений и общественных позиций в эфире. Данный принцип судебной практики Федерального Конституционного Суда я считаю и в отношении данного решения применимым. Однако решение лишь отчасти направлено на реализацию особого подхода, хотя после первого решения о телевидении было определено, что состав надзорных органов Второго Германского Телевидения не соответствует принципу независимости от государства. Данные органы – и вместе с ними компании – приспосабливаются к политике, а не политика приспосабливается к задачам органов.
Если в надзорных органах радиовещания и телевидения господствуют лица, контроль за которыми они, среди прочего, и должны сделать возможным, тогда можно констатировать ущемление функций надзорных органов. Посредством возможности направления представителей исполнительной власти решение переквалифицирует государственную власть из угрозы многообразию мнений в элемент обеспечения именно этого многообразия. По моему мнению, квота в треть, охватывающая государственных и «близких к государству» представителей, недостаточна для обеспечения многообразия на Втором Германском Телевидении. Более того, я считаю широкую свободу надзорных органов от представителей государства необходимой, чтобы – по примеру большинства земельных компаний – защитить контрольные органы Второго Германского Телевидения от государственного влияния. Здесь опасность политических манипуляций выше, чем среди членов парламентов и партий, которых Конституция рассматривает как посредников между государством и гражданами.
В крайнем случае, можно допустить содействие ограниченного количества членов исполнительной власти в совете по телевидению в смысле участия федеральной власти. Но полностью следует исключить членство представителей исполнительной власти земель в административном совете. В связи с этим нечеткие предписания данного решения о плюрализме представителей государства едва ли приведут к действенному обеспечению многообразия.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде