82. BVerfGE 74, 297
(5. Rundfunkentscheidung / 5-е решение о телерадиовещании)
- Конституционно-правовая гарантия свободы радиовещания принципиально воспрещает законодателю запрещать трансляцию определенных радиовещательных программ и связанных с радиовещанием услуг или принимать иные меры, ограничивающие возможность распространения программ, способствующих формированию общественного мнения. Также и вне рамок базовых трансляций публично-правовыми учреждениями (BVerfGE 73, 118 [157 и далее]) законодателю в связи с этим запрещается предоставлять право трансляции данных программ и оказания связанных услуг исключительно частным радиовещательным компаниям.
- В той мере, в которой Закон земли Баден-Вюртемберг о СМИ исключает возможность участия земельных радиовещательных компаний в создании региональных и местных радиовещательных программ (предл. 1 и 2 абз. 2 § 13), а проведение аудио- и визуальных трансляций по запросу земельными телерадиовещательными компаниями ставит под условие получения специального допуска или заключения государственного договора (абз. 2 § 45), он противоречит предл. 2 абз. 1 ст. 5 Основного закона.
Напротив, соответствуют Конституции следующие положения:
а) запрет на рекламу в публично-правовом региональном или локальном радио (§ 13 абз. 2 предл. 4 Закона земли о СМИ),
б) требование получения особого допуска на основе закона или посредством заключения государственного договора для радиовещательных программ земельных радиовещательных компаний, которые остаются доступными для абонентов или лиц, производящих оплату за разовый доступ (абз. 3 § 13 Закона земли о СМИ),
в) ограничение кооперации между частными и публично-правовыми радиовещательными компаниями (абз. 4 § 13 Закона земли о СМИ),
г) обязанность земельных телерадиовещательных компаний предоставлять свободные мощности для телетекста частным компаниям (абз. 3 § 44 Закона земли о СМИ).
Решение Первого Сената от 24 марта 1987 г. — 1 BvR147, 478/86 — ОСНОВАНИЯ
А.
Предметом конституционных жалоб является в основном вопрос о том, соответствует ли Основному закону, в рамках установившегося в настоящее время дуального порядка устройства радиовещания, исключение возможности участия публично-правовых компаний в проведении определенных радиовещательных программ и возможности оказания аналогичных коммуникационных услуг и их передача, хотя, возможно, только на переходное время, исключительно частным компаниям.
[…]
В.
В той мере, в которой конституционные жалобы направлены на проверку конституционности отстранения заявителей от участия в организации регионального и местного радиовещания (§ 13 абз. 2 предл. 1 и 2 Закона земли о СМИ) и условий получения специального допуска на основании закона или государственного договора в отношении аудио- и визуальных трансляций по запросу (§ 45 абз. 2 Закона земли о СМИ), они являются обоснованными […].
I.
Для конституционно-правовой оценки определяющей является гарантированная в ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона свобода радиовещания.
Свобода радиовещания служит той же задаче, как и все гарантии, закрепленные в ст. 5 абз. 1 Основного закона: обеспечению свободного индивидуального и публичного формирования мнения, причем в широком смысле, который не ограничивается простыми репортажами или распространением политических мнений (BVerfGE 57, 295 [319], со ссылками на другие источники – Частное радиовещание в Земле Саар; 59, 231 [257 и далее]; 73, 118 [152] Нижнесаксонский земельный закон о радиовещании). Свободное формирование мнений осуществляется в процессе коммуникации. Это предполагает, с одной стороны, свободу выражения и распространения мнения, с другой стороны, принятие к сведению чужих мнений, получение информации […]
Радиовещание является «средством» и «фактором» данного, защищенного конституционным правом процесса (BVerfGE 12, 205 [260] – Deutschland-Fernsehen / Немецкое телевидение). В соответствии с этим свобода радиовещания является прежде всего свободой, направленной своими субъективно- и объективно-правовыми элементами на обеспечение свободы формирования мнений: в условиях современной массовой коммуникации она представляет собой не только необходимое дополнение данной свободы и не только усиливает ее действие; она служит задаче обеспечения свободного и широкого формирования мнений посредством радиовещания (BVerfGE 57, 295 [319 и далее]).
Это требует в первую очередь независимость радиовещания от государственного господства и влияния. Кроме того, для обеспечения данной свободы требуется принятие позитивного регулирования, обеспечивающего широту и полноту разнообразия существующих мнений в радиовещании, и чтобы таким образом распространялась наиболее полная информация. Для достижения этих целей требуется материальное, организационное и процедурное регулирование, ориентированное на обеспечение свободы радиовещания и потому гарантирующее применение ст. 5 абз. 1 Основного закона. Как законодатель планирует выполнять данную задачу, относится к сфере его компетенции в рамках границ, установленных данной гарантией. Решающее значение имеет обеспечение свободного, широкого и достоверного формирования мнений в описанном смысле (BVerfGE 57, 295 [321]; 73, 118 [152 и далее]).
Как указал Федеральный Конституционный Суд в своем решении от 4 ноября 1986 г. (BVerfGE 73, 118 [157 и далее]), конституционно-правовым требованиям в настоящих и обозримых для ближайшего будущего условиях может соответствовать и дуальный порядок радиовещания в том виде, в котором он в настоящее время формируется в большинстве федеральных земель.
В рамках данного порядка обязательное «базовое обеспечение» находится в сфере ответственности публично-правовых учреждений: при расширении предлагаемых гражданам программ за счет программ, финансируемых частными лицами, и европейских программ необходимо обеспечить выполнение стандартных задач радиовещания, которые включают не только роль радиовещания в формировании общественного мнения и политической воли, в вопросах развлечения и предоставления информации, выходящей за рамки предоставления информации о текущих событиях, но и ответственность за формирование культурного поля. Поставленные перед ним задачи, требуют обеспечить технические, организационные, персональные и финансовые условия для их выполнения.
До тех пор и в той мере, в которой осуществление данных задач еще не выполняется в рамках публично-правового радиовещания, представляется оправданным не выдвигать столь же высокие требования к спектру предлагаемых программ и к обеспечению равного многообразия на частном радиовещании, как на публично-правовом радиовещании. Однако меры, которые подлежит принять законодателю, должны быть определены и применимы для целей обеспечения как можно более высокого уровня равного многообразия на частном радиовещании.
II.
В той мере, в которой нормы § 13 абз. 2 предл. 1 и 2 Закона земли о СМИ исключают возможность истцов в организации региональных и местных радиопрограмм, они нарушают ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона.
- Однако данный вывод не следует лишь из того, что Закон земли о СМИ не предусматривает на региональном и местном уровне базового обеспечения со стороны земельных радиовещательных компаний.
а) Посредством термина «базовое обеспечение» Федеральный Конституционный Суд в решении от 4 ноября 1986 г. описал задачи радиовещания, осуществление которых является необходимым и в рамках дуального порядка радиовещания, устанавливаемого на основании нового земельного законодательства, и которые должны эффективно обеспечиваться публично-правовыми радиовещательными компаниями (см. выше I): принципиально необходимо обеспечить, чтобы для всего населения были доступны программы, которые широко и в полной мере в соответствии с задачами радиовещания информировали бы население, и чтобы разнообразие мнений было обеспечено таким образом, как того требует конституционное право (BVerfGE 73, 118 [157 и далее]). Как явно следует из изложенного, данное понятие обозначает не минимальное обеспечение, которым должно ограничиваться публично-правовое радиовещание или которое можно было бы уменьшить без последствий для требований в отношении частного радиовещания. Точно так же речь идет не о разграничении или распределении задач между публично-правовым и частным радиовещанием, например в том смысле, что программы или передачи, которые следует относить к базовому обеспечению, полностью передаются публично-правовому радиовещанию, а все остальные передаются или могут быть переданы частному радиовещанию. Согласно решению от 4 ноября 1986 г., решающими являются, однако, следующие три элемента: трансляционная техника, которая обеспечивает прием передач всеми лицами – на данный момент традиционная наземная техника (BVerfGE 73, 118 [123]); кроме того, содержательный стандарт программ в смысле предложения, которое по предмету и способу преподнесения или изложения информации не только частично, но и в полном объеме отвечает изложенной задаче радиовещания; наконец, эффективная защита равного многообразия в отображении существующих мнений посредством организационных и процессуальных мер.
Вопрос о том, какие программы публично-правовых радиовещательных компаний относятся к обязательному базовому обеспечению, не рассматривался как в решении от 4 ноября 1986 г., так и в данном деле. Во всяком случае, на этот вопрос нельзя ответить изолированно в отношении отдельных программ или элементов программ данных компаний, так как базовое обеспечение всегда предполагает множественность программ. Федеральный Конституционный Суд в решении от 4 ноября 1986 г. исходил из того, что, во всяком случае, программы публично-правовых радиовещательных компаний, транслируемые на момент принятия данного решения, должны быть отнесены к обязательному базовому обеспечению.
б) […]
аа) С учетом задачи отражения региональных и местных политических, экономических и культурных особенностей требование о дополнении программ базового обеспечения в пределах земли или всей страны программами собственного базового пакета публично-правовых радиовещательных компаний для данной области не однозначно. Количество возможных тем специализированных региональных или местных передач вряд ли достаточно для того, чтобы обеспечить необходимость широкой и полной программы передач земельных радиовещательных компаний, выходящей за пределы предложений частных компаний. Кроме того, ни частные, ни публично-правовые региональные и местные программы не могут в течение всего дня транслировать передачи со специфически- региональной или местной привязкой; они в любом случае будут ограничиваться лишь несколькими часами в день. В отношении программ, транслируемых на ограниченной территории без такой привязки, требование базового обеспечения выполняется уже благодаря программам, транслируемым на территории всей федеральной земли.
бб) И в региональном, и в местном радиовещании, которому по праву приписывается возрастающее значение, необходимо эффективно обеспечить отражение многообразия мнений на конкретной ограниченной территории. Чтобы добиться этого, требуется базовое обеспечение со стороны земельных радиовещательных компаний, когда равное многообразие мнений на региональном и местном уровнях не обеспечивается посредством законного порядка частного радиовещания.
[…]
- […]
а) В рамках дуального порядка радиовещание в том виде, в котором оно сейчас формируется на основе новых земельных законов о средствах массовой информации, дополнение имеющихся программ публично-правовых компаний программами частных компаний может иметь смысл лишь в том случае, если привлечение дополнительных компаний и увеличение количества программ улучшит качество материала, предлагаемого посредством радиовещания в целом – даже если частное радиовещание само по себе в настоящих условиях не полностью соответствует требованиям ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона. Подобное улучшение, с одной стороны, зависит от того, что предлагается большее число программ, и тем самым повышается шанс на большее содержательное многообразие. С другой стороны, многое зависит от конкуренции данных программ. В основе параллельной деятельности публично-правового и частного радиовещания лежит (помимо прочего) идея, что содержательная публицистическая конкуренция между ними подействует стимулирующим и оживляющим образом на совокупное предложение программ в стране и что разнообразие мнений таким образом поддерживается и расширяется. Противоречит данной идее ситуация, при которой частному радиовещанию ставится задача публицистической конкуренции с публично-правовым радиовещанием, но публично-правовому радиовещанию запрещается участвовать в подобной конкуренции: свободное, широкое и достоверное формирование мнений основывается на том, что от участников этого процесса не скрывают информации и что одни мнения противостоят другим мнениям, и в этой конкурентной борьбе они отстаиваются и изменяются; запреты на интеллектуальное противостояние никогда не могли гарантировать свободу формирования мнений, не говоря уже о поддержке данной свободы. Таким образом, если задача обеспечения свободы радиовещания заключается в том, чтобы сделать возможным свободное формирование мнений и их защиту, то данная гарантия принципиально не позволяет законодателю запрещать трансляцию определенных радиопрограмм или принимать другие меры, которые ограничивают возможность внесения вклада в формирование мнений посредством радиопередач. Также и вне рамок базового обеспечения публично-правовым радиовещанием законодатель, напротив, должен допускать свободное проведение радиовещательных программ в равных условиях.
В этом смысле программы публично-правового радиовещания способствуют обогащению и разнообразию предложенных программ; они делают возможной и расширяют публицистическую конкуренцию, являющуюся важнейшим элементом свободы формирования мнений. При нехватке частот или каналов они не могут претендовать на приоритет, но могут рассчитывать на равные права с программами остальных радиовещательных компаний, и как для них, так и для публично-правовых радиовещательных компаний должна существовать возможность финансирования подобных программ.
Для радиовещания на региональном и местном уровне изложенный принцип имеет особое значение. В данной сфере количество лиц, занимающихся подготовкой репортажей для прессы или радио, тематика которых связана с регионом или конкретной местностью, значительно ниже, чем на межрегиональном уровне; часто, если не всегда, речь идет о газетах, помимо которых в лучшем случае имеется еще региональная или местная радиопрограмма, независимая от издателя газеты. При таком положении дел запретить публично-правовые региональные или местные программы означает не что иное, как частично или полностью ограничить публицистическую конкуренцию.
[…]
б) Подобное ограничение не входит в компетенцию законодателя по регулированию свободы радиовещания (см выше I), закрепленную в ст. 5 абз. 1 предл. 2 Основного закона. […]
Основание, лежащее в основе запрета публично-правовых программ на региональном и местном уровне, не соответствует требованиям Конституции. [. ]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде