78. BVerfGE 12, 205

(1. Rundfunkentscheidung / 1-е решение о радиовещании)

[…]

  1. Статья 5 Основного закона устанавливает требование принятия законов, посредством которых руководство радиокомпаний будет органи­зовано таким образом, чтобы представители разных групп имели влия­ние на принятие решений в органах управления радиокомпаний и могли высказываться относительно общей программы передач. Также должны устанавливаться базовые принципы организации программы передач, которые бы гарантировали сбалансированность содержания, объектив­ность и уважение взаимных интересов.

Решение Второго Сената от 28 февраля 1961 г.

— 2 BvG 1/60, 2 BvG 2/60 –

[…]

ОСНОВАНИЯ

[…]

Д.

[…]

III.

[…] радиовещание, как и пресса, относится к неотъемлемым совре­менным средствам массовой коммуникации, посредством которых ока­зывается влияние на общественное мнение и которые участвуют в форми­ровании данного общественного мнения. Радиовещание – это не просто «среда» для формирования общественного мнения; оно является важным «фактором» формирования общественного мнения. Данная роль в фор­мировании общественного мнения не ограничивается лишь новостны­ми программами, политическими комментариями, сериями передач о политических проблемах современности, прошлого и будущего; фор­мирование мнения точно так же происходит во время радиоспектаклей, музыкальных и эстрадных программ. На формирование мнения влияет даже сценическое оформление передачи. Каждая радиопрограмма в ре­зультате отбора и оформления передач будет обладать определенными характерными особенностями. В частности, это касается материала, ко­торый не должен попасть в эфир, решения о том, что интересно слуша­телю, а что нет, что можно не освещать без ущерба для формирования общественного мнения и как транслируемый материал должен быть оформлен и преподнесен.

При таком рассмотрении вопроса становится ясно, что для радиове­щания, которое, как и пресса, является как минимум столь же значимым и необходимым современным средством коммуникации и фактором формирования общественного мнения, организационная свобода важна не меньше, чем для прессы. В ст. 5 Основного закона данный вывод выра­жен однозначно: в абз. 1 предл. 2 наряду со свободой печати гарантиру­ется также «свобода печати и информации посредством радио и кино».

Однако в данном положении не сказано, каким способом свобода ра­диовещания в общем и свобода информации посредством радио в част­ности должна обеспечиваться, чтобы соответствовать ст. 5 Основного закона. Важную роль здесь играет особенность, по которой разделяется радиовещание и пресса. Однако является неправильной ситуация, ко­гда газетные издательства, газетные типографии и газеты открываются и работают в неограниченном количестве. Но отличие прессы от радио­вещания заключается в том, что в немецкой журналистике существует относительно большое количество самостоятельных, конкурирующих друг с другом по своим целям, политическим предпочтениям или миро­воззренческим позициям изданий, тогда как в области радиовещания, как по техническим причинам, так и с учетом высоких финансовых за­трат, необходимых для организации трансляции радиопрограмм, чис­ло операторов подобных мероприятий должно оставаться относитель­но низким.

Данная специфическая ситуация в области радиовещания требует осо­бых мер для реализации и поддержания гарантированной в ст. 5 Основ­ного закона свободы радиовещания. Одним из средств, служащих данной цели, является принцип, по которому построены существующие радио­станции: для организации радиовещания посредством закона создает­ся юридическое лицо публичного права, свободное от государственно­го влияния и находящееся лишь под ограниченным правовым надзором со стороны государства; его коллективные органы фактически в равном соотношении состоят из представителей всех значимых политических, мировоззренческих и общественных групп; они обладают полномочия­ми контролировать и направлять лиц, ответственных за создание или участвующих в создании программ с той целью, чтобы соответствовать названным в законе принципам соразмерного участия всех заинтересо­ванных лиц в радиовещании. Если организации, обладающей подобны­ми защитными механизмами, при современных технических возможно­стях предоставляется монополия на проведение радиовещания на уров­не федеральной земли, то это не противоречит ст. 5 Основного закона; но из ст. 5 Основного закона не вытекает необходимости обоснования подобной монополии на территории федеральной земли.

Статья 5 Основного закона в целях обеспечения свободы в обла­сти радиовещания, однако, не требует наличия формы, которая была установлена в земельных законах о радиовещании и экстраполирована на уровень федеральных радиовещательных компаний. В частности, фе­деральная Конституция не требует, чтобы учредители радиокомпаний были бы исключительно субъектами публичного права. Правоспособное общество частного права также может выступать в качестве организатора мероприятий подобного рода, если оно по своей организационной форме предоставляет достаточно гарантий того, что в рамках данного частного общества, по аналогии с публично-правовыми компаниями, представ­лены все общественно важные группы и что свобода печати и информа­ции посредством радио не ограничивается. Против подобных обществ и в Конституции отсутствуют ограничения, если, например, на основа­нии закона создается особая организационно-правовая форма компании, обеспечивающая специфические цели радиовещания, в частности обеспе­чение организационной свободы, и каждая компания, соответствующая данным требованиям и занятая организацией радиотрансляций, будет находиться под государственным надзором по примеру банковского или страхового надзора.

Тем не менее в ст. 5 Основного закона установлено, что данный совре­менный инструмент формирования общественного мнения не может быть передан под исключительный контроль государства или общественной группы. Радиовещательные компании должны быть организованы та­ким образом, чтобы все значимые группы имели влияние в их органах управления и имели возможность высказывать свое мнение относительно программы передач и чтобы программа передач в содержательном плане строилась на принципах, обеспечивающих гарантированный минималь­ный уровень объективности, компетентности и взаимного уважения. Данные принципы можно обеспечить лишь тогда, когда подобные орга­низационные и сущностные принципы являются обязательными в силу закона. Статья 5 Основного закона устанавливает в связи с этим требова­ние принятия подобных законов.

[…]

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде