78. BVerfGE 12, 205
(1. Rundfunkentscheidung / 1-е решение о радиовещании)
[…]
- Статья 5 Основного закона устанавливает требование принятия законов, посредством которых руководство радиокомпаний будет организовано таким образом, чтобы представители разных групп имели влияние на принятие решений в органах управления радиокомпаний и могли высказываться относительно общей программы передач. Также должны устанавливаться базовые принципы организации программы передач, которые бы гарантировали сбалансированность содержания, объективность и уважение взаимных интересов.
Решение Второго Сената от 28 февраля 1961 г.
— 2 BvG 1/60, 2 BvG 2/60 –
[…]
ОСНОВАНИЯ
[…]
Д.
[…]
III.
[…] радиовещание, как и пресса, относится к неотъемлемым современным средствам массовой коммуникации, посредством которых оказывается влияние на общественное мнение и которые участвуют в формировании данного общественного мнения. Радиовещание – это не просто «среда» для формирования общественного мнения; оно является важным «фактором» формирования общественного мнения. Данная роль в формировании общественного мнения не ограничивается лишь новостными программами, политическими комментариями, сериями передач о политических проблемах современности, прошлого и будущего; формирование мнения точно так же происходит во время радиоспектаклей, музыкальных и эстрадных программ. На формирование мнения влияет даже сценическое оформление передачи. Каждая радиопрограмма в результате отбора и оформления передач будет обладать определенными характерными особенностями. В частности, это касается материала, который не должен попасть в эфир, решения о том, что интересно слушателю, а что нет, что можно не освещать без ущерба для формирования общественного мнения и как транслируемый материал должен быть оформлен и преподнесен.
При таком рассмотрении вопроса становится ясно, что для радиовещания, которое, как и пресса, является как минимум столь же значимым и необходимым современным средством коммуникации и фактором формирования общественного мнения, организационная свобода важна не меньше, чем для прессы. В ст. 5 Основного закона данный вывод выражен однозначно: в абз. 1 предл. 2 наряду со свободой печати гарантируется также «свобода печати и информации посредством радио и кино».
Однако в данном положении не сказано, каким способом свобода радиовещания в общем и свобода информации посредством радио в частности должна обеспечиваться, чтобы соответствовать ст. 5 Основного закона. Важную роль здесь играет особенность, по которой разделяется радиовещание и пресса. Однако является неправильной ситуация, когда газетные издательства, газетные типографии и газеты открываются и работают в неограниченном количестве. Но отличие прессы от радиовещания заключается в том, что в немецкой журналистике существует относительно большое количество самостоятельных, конкурирующих друг с другом по своим целям, политическим предпочтениям или мировоззренческим позициям изданий, тогда как в области радиовещания, как по техническим причинам, так и с учетом высоких финансовых затрат, необходимых для организации трансляции радиопрограмм, число операторов подобных мероприятий должно оставаться относительно низким.
Данная специфическая ситуация в области радиовещания требует особых мер для реализации и поддержания гарантированной в ст. 5 Основного закона свободы радиовещания. Одним из средств, служащих данной цели, является принцип, по которому построены существующие радиостанции: для организации радиовещания посредством закона создается юридическое лицо публичного права, свободное от государственного влияния и находящееся лишь под ограниченным правовым надзором со стороны государства; его коллективные органы фактически в равном соотношении состоят из представителей всех значимых политических, мировоззренческих и общественных групп; они обладают полномочиями контролировать и направлять лиц, ответственных за создание или участвующих в создании программ с той целью, чтобы соответствовать названным в законе принципам соразмерного участия всех заинтересованных лиц в радиовещании. Если организации, обладающей подобными защитными механизмами, при современных технических возможностях предоставляется монополия на проведение радиовещания на уровне федеральной земли, то это не противоречит ст. 5 Основного закона; но из ст. 5 Основного закона не вытекает необходимости обоснования подобной монополии на территории федеральной земли.
Статья 5 Основного закона в целях обеспечения свободы в области радиовещания, однако, не требует наличия формы, которая была установлена в земельных законах о радиовещании и экстраполирована на уровень федеральных радиовещательных компаний. В частности, федеральная Конституция не требует, чтобы учредители радиокомпаний были бы исключительно субъектами публичного права. Правоспособное общество частного права также может выступать в качестве организатора мероприятий подобного рода, если оно по своей организационной форме предоставляет достаточно гарантий того, что в рамках данного частного общества, по аналогии с публично-правовыми компаниями, представлены все общественно важные группы и что свобода печати и информации посредством радио не ограничивается. Против подобных обществ и в Конституции отсутствуют ограничения, если, например, на основании закона создается особая организационно-правовая форма компании, обеспечивающая специфические цели радиовещания, в частности обеспечение организационной свободы, и каждая компания, соответствующая данным требованиям и занятая организацией радиотрансляций, будет находиться под государственным надзором по примеру банковского или страхового надзора.
Тем не менее в ст. 5 Основного закона установлено, что данный современный инструмент формирования общественного мнения не может быть передан под исключительный контроль государства или общественной группы. Радиовещательные компании должны быть организованы таким образом, чтобы все значимые группы имели влияние в их органах управления и имели возможность высказывать свое мнение относительно программы передач и чтобы программа передач в содержательном плане строилась на принципах, обеспечивающих гарантированный минимальный уровень объективности, компетентности и взаимного уважения. Данные принципы можно обеспечить лишь тогда, когда подобные организационные и сущностные принципы являются обязательными в силу закона. Статья 5 Основного закона устанавливает в связи с этим требование принятия подобных законов.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде