62. BVerfGE 104, 337

(Schachten / Ритуальный забой сельскохозяйственного скота)

Федеральный Конституционный Суд

– Пресс-служба –

Сообщение для печати № 2/2002 от 15 января 2002 г.

Решение от 15 января 2002 г.

— 1 BvR 1783/99 —

Разрешение на ритуальный забой сельскохозяйственного скота для мясника-мусульманина

Решением от сегодняшнего числа Первый Сенат Федерального Кон­ституционного Суда удовлетворил конституционную жалобу турецкого мясника-мусульманина, ходатайствовавшего о получении разрешения на забой животных без оглушения (шхита) в порядке исключения из об­щего законодательного запрета. Обстоятельства дела изложены в сооб­щении для печати № 97/2001 от 15 октября 2001 г., с которым можно ознакомиться на странице Федерального Конституционного Суда в сети «Интернет».

Первый Сенат установил, что § 4 а Закона о защите животных соответ­ствует Конституции, однако его толкование и применение администра­тивными органами и административными судами в обжалуемых решени­ях противоречит требованиям Основного закона. Согласно абз. 1 данной нормы ритуальный забой, по общему правилу, запрещен. Абз. 2, однако, предоставляет в порядке исключения возможность выдачи разрешения по определенным, в том числе религиозно мотивированным, основани­ям. В исходном деле речь шла о втором варианте номера 2 данного абзаца, согласно которому разрешение в порядке исключения может выдаваться лишь в случаях, в которых необходимо удовлетворить потребности чле­нов определенных религиозных организаций в области действия закона, которым императивные предписания их религиозной организации запре­щают употреблять мясо животных, не забитых ритуальным способом.

Сенат пояснил, что ритуальный забой для мясника-мусульманина является, в первую очередь, вопросом профессиональной деятельности, а не отправления религии. Верующий мусульманин, однако, должен осу­ществлять эту деятельность, соблюдая религиозные предписания. Поэто­му основное право на свободу религии должно быть дополнительно при­нято во внимание в качестве критерия толкования норм, ограничиваю­щих свободу осуществления профессиональной деятельности, усиливая их охранительное действие. Тем не менее это не отменяет возможности ограничения свободы осуществления профессиональной деятельности. При этом необходимо соблюдать, в частности, принцип соразмерности.

В соответствии с ним § 4 а абз. 1 во взаимосвязи с абз. 2 номер 2 вари­ант 2 Закона о защите животных соответствует Основному закону. За­конодатель учел допустимым образом требования защиты животных, предусмотрев общий запрет на ритуальный забой, а также исключение в § 4 а абз. 2 номер 2 вариант 2 Закона о защите животных. Позиция за­конодателя, что животные испытывают меньше боли и страданий, если их перед забоем подвергнуть оглушению, во всяком случае, имеет право на существование. Возможность выдачи разрешений в порядке исключе­ния учитывает в достаточной мере и основные права мясников-мусульман, допуская, таким образом, возможность осуществления их профес­сиональной деятельности с учетом их религиозного убеждения. Они, тем самым, могут поставлять своим покупателям-мусульманам мясо живот­ных халяль и обеспечить им возможность употреблять мясо в соответ­ствии со своими религиозными убеждениями.

Это, однако, возможно лишь в том случае, если § 4 а абз. 2 номер 2 вариант 2 Закона о защите животных не будет толковаться и приме­няться так, как это происходит с момента принятия решения Феде­рального административного суда от 15 июня 1995 г. (BVerwGE99, 1), в силу которого норма для мясников-мусульман становится фактиче­ски декларативной. Подобный результат можно избежать при помо­щи конституционного толкования элементов состава «религиозная организация» и «императивные нормы». Понятие религиозной орга­низации, как в более позднем решении его принимает и Федеральный Административный Суд (BVerwGE112, 227), не следует понимать как религиозное общество или организацию по смыслу ст. 137 абз. 5 Вей­марской Конституции или ст. 7 абз. 3 Основного закона. Для выдачи разрешения, в порядке исключения освобождающего от запрета ри­туального забоя, напротив, достаточно, чтобы заявитель [на выдачу такого разрешения] был членом группы людей, объединенной совмест­ными религиозными убеждениями. Исходя из этого, в качестве рели­гиозных организаций в данной связи следует рассматривать и объеди­нения внутри ислама, убеждения которых отличаются от веры других исламских организаций. Данное толкование понятия религиозной ор­ганизации соответствует Конституции и учитывает, в частности, абз. 4 Основного закона. Данное толкование также соответствует указанной норме о защите животных и воле законодателя. Последний хотел со­здать возможность исключения [, освобождающую от запрета ритуаль­ного забоя,] не только для сторонников иудейского вероисповедания, но и для приверженцев исламской веры и ее различных направлений.

Косвенно это имеет последствия и при рассмотрении следующего элемента [состава] – «императивные нормы» – запрещающего членам религиозной организации употребление мяса животных, не забитых ри­туальным способом. Решение о наличии данного элемента принимают органы государственной власти, а в случае возникновения спора – суды. Однако на данный вопрос нельзя ответить в случае религии, которая, по­добно исламу, придерживается различных взглядов на требования риту­ального забоя, ни исходя из ислама вообще, ни суннитского или шиит­ского направления данной религии.

Вопрос о существовании императивных норм следует, напротив, ре­шать применительно к конкретному направлению веры, а в случае необ­ходимости и применительно к религиозной организации, существующей внутри определенного направления веры.

Для этого достаточно, чтобы лицо, нуждающееся в получении разре­шения, в порядке исключения, [освобождающего от запрета ритуально­го забоя], в целях обеспечения членов организации [мясом] обоснован­но и понятно изложило, что согласно общему религиозному убеждению данной организации употребление мяса животных обязательно предпо­лагает их забой без оглушения. Если ходатайство лица отвечает указан­ным условиям, государство, которое не может не учитывать подобное самосознание религиозной организации, не вправе оценивать данные положения веры.

Органы государственной власти и административные суды в исходном деле неверно поняли необходимость и возможность подобного толкова­ния, что при применении норм, касающихся исключения из требования ритуального забоя, привело к несоразмерному ограничению основных прав заявителя жалобы. По этим причинам Первый Сенат Федерального Консти­туционного Суда отменил обжалуемые судебные решения и направил дело на новое рассмотрение в административный суд.

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде