48. BVerfGE 126, 400
(Steuerliche Diskriminierung eingetragener Lebenspartnerschaften
/ Налоговая дискриминация зарегистрированных гражданских партнерств)
Федеральный Конституционный Суд
– Пресс-служба –
Сообщение для печати № 63/2010 от 27 августа 2010 г.
Решение от 21 июля 2010 г.
— 1 BvR 611/07, 1 BvR 2464/07 —
Неравное положение брака и зарегистрированного гражданского партнерства в Законе о налогах на наследование и дарение противоречит Основному закону ФРГ
Из анализа положений § 15, 16, 17 и 19 Закона о налогах на наследование и дарение в редакции Налогового закона 1997 г. от 20 декабря 1996 г. можно сделать вывод о том, что после введения в 2001 г. в Федеративной Республике Германия института зарегистрированного гражданского партнерства партнеры в зарегистрированном гражданском партнерстве несли более тяжелое налоговое бремя, чем супруги, состоящие в браке.
В то время как согласно абз. 1 § 15, абз. 1 § 19 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции супруги, проживающие в браке, подпадали под требования налогового класса I, т. е. наследуемое ими имущество подлежало налогообложению по ставке от 7 до 30 %, партнеры в зарегистрированном гражданском партнерстве трактовались Законом о налогах на наследование и дарение как «прочие наследники» и подпадали под разряд III, предусматривавший налогообложение наследуемого имущества по ставке от 17 до 50 %. Таким образом, супруги в браке оказывались в более выгодном положении. Кроме того, пункт 1 абз. 1 § 16 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции предоставлял супругам личный не облагаемый налогом минимум в размере 600 тыс. немецких марок / 307 тыс. евро / и освобождение от налога обеспечительной суммы в размере 500 тыс. немецких марок / 256 тыс. евро в соответствии с абз. 1 § 17 Закона о налогах на наследование и дарение. Зарегистрированные гражданские партнеры, в свою очередь, могли получить лишь освобождение от налогов в размере 10 тыс. немецких марок / 5 тыс. 200 евро), предусмотренное для налогового класса III (п. 5 абз. 1 § 16, абз. 1 § 15 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции). Возможность использовать освобожденную от налога обеспечительную сумму вообще не предусматривалась для этого класса.
Законом о реформе налога на наследование от 24 декабря 2008 г. вышеупомянутые нормы Закона о налогах на наследование и дарение были изменены в пользу зарегистрированных гражданских партнеров таким образом, что личная не облагаемая налогом сумма и обеспечительная сумма теперь рассчитывались одинаково для супругов в браке и партнеров в зарегистрированном гражданском партнерстве. Тем не менее наследуемое после гражданского партнера имущество все равно облагалось по более высокой ставке, наравне с дальними родственниками и лицами, не состоявшими в родственных отношениях. Проект закона о внесении изменений в Налоговый закон 2010 г., предложенный Федеральным правительством, предусматривает полное уравнение положений супругов и партнеров в зарегистрированном гражданском партнерстве, включая закрепление одинаковых налоговых ставок.
В первом из рассматриваемых случаев заявитель жалобы является единственным наследником своего гражданского партнера, скончавшегося в августе 2001 г.; во втором случае заявитель жалобы стала наследницей ее гражданского партнера, умершей в феврале 2002 г. В обоих случаях налогово-финансовое управление рассчитало налог на наследование по налоговому классу III и предоставило минимально возможный не облагаемый налогом минимум, руководствуясь п. 5 абз. 1 § 16 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции. Поданные заявителями жалобы рассматривались финансовыми судами, но были отклонены.
Рассмотрев конституционные жалобы о противоречии норм Закона о налогах на наследование и дарение положениям Основного закона ФРГ, Первый Сенат Федерального Конституционного Суда указал в принятом решении, что ухудшение положения налогоплательщиков – партнеров в зарегистрированном гражданском союзе по сравнению с налогоплательщиками-супругами посредством обложения их по более высокой налоговой ставке, предоставление значительно меньшего необлагаемого минимума и непредоставление обеспечительной суммы представляет собой нарушение общего принципа равенства граждан, установленного в абз. 1 ст. 3 Основного закона. Решения Федерального Финансового Суда были отменены, дела были направлены на повторное рассмотрение. Законодателем предусмотрено внесение до 31 декабря 2010 г. поправок в Закон о налогах на наследование и дарение, которые ликвидировали бы последствия дискриминации партнеров зарегистрированных гражданских партнерств, которая фактически имела место с момента вступления в силу Закона о прекращении дискриминации зарегистрированных гражданских партнеров 2001 г. вплоть до вступления в силу Закона о реформе налога на наследование от 24 декабря 2008 г.
В основе принятого решения по существу лежат следующие выводы:
Нет никаких разумных оснований для ухудшения положения партнеров в гражданском партнерстве по сравнению с положением супругов согласно Закону о налогах на наследование и дарение в редакции, действовавшей после принятия Налогового закона 1997 г. Это касается как не облагаемого налогом минимума согласно § 16 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции, так и не облагаемой налогом обеспечительной суммы (§ 17 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции) и налоговой ставки (§ 19 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции).
Наделение супругов в браке привилегированным правовым положением по сравнению с партнерами в зарегистрированном гражданском партнерстве лишь со ссылкой на особую государственную защиту брака и семьи (абз. 1 ст. 6 Основного закона) представляется недопустимым. Если поддержка института брака сопровождается ущемлением прав других форм совместного проживания, сопоставимых с целями и жизненными аспектами брака, то одна лишь отсылка к общей гарантии защиты института семьи на требование защиты брака не дает права на дискриминацию. Вопрос того, насколько третьи лица могут требовать реализации принципа равенства в отношении их прав, никак не затрагивает полномочия государства защищать брак и семью, возложенные на него абз. 1 ст. 6 Основного закона. Лишь принцип равноправия, установленный абз. 1 ст. Основного закона и истолкованный многочисленными решениями Федерального Конституционного Суда, является мерилом того, соответствуют ли третьи лица – гражданские партнеры в данном случае – законодательным и фактическим критериям определения супругов или членов семьи. Разницу в законодательном регулировании не облагаемого налогом минимума нельзя объяснить и большей платежеспособностью наследующих гражданских партнеров. Если больший размер минимума для супругов и их детей обычно обосновывают тем, что в случае открытия наследства они вследствие близости и экономической связи с наследодателем становятся менее платежеспособными, чем позволяет ожидать номинальная стоимость наследуемого имущества, те же самые соображения применимы и к наследованию между гражданскими партнерами. Так же как и супруги, они находятся в установленных на долгосрочную перспективу, урегулированных законом отношениях. Они так же принимают участие в накоплении имущественного капитала в гражданском партнерстве и ожидают, что смогут сохранить свое имущественное положение после смерти партнера. Если предоставление необлагаемого минимума супругам при получении ими наследства отвечает функции их содержания и поддержания, то же самое применимо и к зарегистрированным гражданским партнерам, которые уже на завершающей стадии регистрации их партнерства обязуются обеспечивать друг другу соразмерное содержание.
Господствующий в праве налога на наследство принцип защиты семейных отношений также не оправдывает ухудшение положения гражданских партнеров в связи с не облагаемым налогом минимумом по сравнению с супругами. Как и брак, зарегистрированное гражданское партнерство создается на долгосрочную перспективу, обеспечивается правовыми гарантиями и является основанием ответственности партнеров за поддержание материального положения друг друга. Неравное обращение не оправдывает и соображение, что, по общему правилу, общие дети могут появиться только в браке и своей привязкой к принципу защиты брачно-семейных отношений законодатель хотел бы сделать наследование малой и средней имущественной массы как можно более непрерывным. Принципиальным отличием брака от гражданского партнерства является то, что из отношений лиц одного пола общие дети по вполне очевидным причинам появиться не могут. Однако с этой точки зрения рассматривать дискриминацию гражданских партнеров по отношению к супругам также нельзя, поскольку он не раскрыт в достаточной степени законодательно. Действующее законодательство – в отличие от действовавших ранее норм – не ставит привилегированное положение супругов (в том числе размер не облагаемого налогом минимума наследуемого имущества) в зависимость от наличия общих детей в браке.
Чтобы не учитывать гражданских партнеров при регулировании не облагаемого налогом минимума на содержание наследников в соответствии с § 17 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции, нужно некое существенное различие между супругами и гражданскими партнерами. Но оно отсутствует. Упомянутый необлагаемый минимум служит, в первую очередь, уравниванию правового положения плательщиков налога на наследство, которые имеют право на получение материального содержания в силу закона или договора, и предназначен для того, чтобы компенсировать недостаточную материальную обеспеченность овдовевшего супруга с помощью налоговых механизмов. Но и в отношении зарегистрированных гражданских партнеров преследуется эта же цель.
Наконец, нельзя найти достаточного основания для того, чтобы относить гражданских партнеров для целей налогообложения к налоговому классу III, а супругов – к налоговому классу I, в котором применяются значительно более низкие ставки налога (абз. 1 § 15, абз. 1 § 19 Закона о налогах на наследование и дарение в старой редакции). Так же как и при предоставлении персонального не облагаемого налогом минимума, законодательство не содержит каких-либо различий между брачно-семейными отношениями и отношениями зарегистрированных гражданских партнеров, которые являлись бы основанием для ухудшения положения гражданских партнеров в форме отнесения их к более низкому налоговому классу для целей налогообложения.
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суде