14. BVerfGE 30, 1

(Abhorurteil / Решение о прослушивании)

[…]

6. Деятельность органов власти во исполнение закона нарушает до­стоинство личности в том случае, когда обращение с личностью осуще­ствляется с пренебрежением к тем ценностям, которые определяют че­ловека как личность.

[…]

Решение Второго Сената от 15 декабря 1970 г.

— 2 BvF 1/69, 2 BvR 629/68, 2 BvR 308/69 –

[…]

Основания

[…]

В.

I.

2. […]

в)        Что касается закрепленного в ст. 1 Основного закона принципа не­прикосновенности человеческого достоинства, который согласно абз. 3 ст. 79 Основного закона не подлежит конституционному изменению, то все зависит от определения того, при каких обстоятельствах достоинство лич­ности может быть нарушено. Очевидно, что такие обстоятельства нель­зя определить в общем, а каждый раз только при рассмотрении конкрет­ного случая. Общие предписания, согласно которым человек не может низводиться до простого объекта государственной власти, могут всего лишь обозначить направление, позволяющее выявить случаи, затраги­вающие человеческое достоинство. Человек нередко является лишь объ­ектом не только отношений и общественного развития, но и права, в той мере, в которой он без учета собственных интересов обязан ему подчи­няться. Дополнительно должно иметь место обращение с человеком, ко­торое принципиально подвергает сомнению его свойство быть субъектом, или обращение, которое в конкретном случае представляет собой умыш­ленное пренебрежение человеческим достоинством. Деятельность орга­нов власти во исполнение закона нарушает достоинство личности в том случае, когда обращение с личностью осуществляется с пренебрежением к тем ценностям, которые определяют человека как личность, т. е. в этом смысле «обращение с личностью считается пренебрежительным».

[…]

Особое мнение судей Геллера, д-ра Фон Шлабрендорфа

и д-ра Рупа по решению Второго Сената Федерального

Конституционного Суда от 15 декабря 1970 г.

— 2 BvF 1/69, 2 BvR629/68, 2 BvR308/69 —

2. […]

в)        […] При решении вопроса о том, что означает «человеческое досто­инство», необходимо воздерживаться от понимания этого патетическо­го понятия исключительно в высокопарном смысле, исходя, например, из того, что достоинство личности нарушено лишь тогда, когда «деятель­ность органов власти во исполнение закона нарушает достоинство лично­сти, а именно обращение с личностью осуществляется с пренебрежением к тем ценностям, которые определяют человека как личность, т. е. в этом смысле «обращение с личностью является пренебрежительным». Если исходить из этого, то абзац 3 ст. 79 Основного закона сводится к запрету возобновления пыток, позорного столба и применению методов Третье­го рейха. Такое ограничение, однако, не соответствует концепции и духу Основного закона. Абзац 3 ст. 79 Основного закона во взаимосвязи со ст. 1 Основного закона имеет значительно более конкретное содержание. Ста­вя свободную личность на самую высокую ступень системы ценностей, Основной закон признает ее самостоятельную ценность. Государствен­ная власть без исключения должна уважать и защищать человека как самостоятельную ценность. С ним нельзя обращаться «безлично», как с предметом, даже если подобное обращение не исходит из пренебреже­ния к ценности личности, а происходит из «добрых побуждений».

[…]

Список принятых сокращений

Список принятых сокращений

ВЗC – Высший земельный суд

ГГУ – Германское гражданское уложение

ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека

ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека

ЗТК – Закон о связи

ОЗ – Основной закон

РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г

РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства

РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»

УПУ – Уголовно-процессуальное уложение

ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.