8. BVerfGE 50, 290
(Mitbestimmungsgesetz / Закон об участии работников в управлении предприятием)
Расширенное участие работников в управлении предприятием по Закону об участии работников в управлении предприятием от 4 мая 1976 г. согласуется с основными правами обществ, участников (акционеров) и коалиций работодателей, затронутых действием данного закона.
Решение Первого Сената от 1 марта 1979 г.
— 1 BvR 532/77, 1 BvR 533/77, 1 BvR 419/78, 1 BvL 21/78 —
[…]
ОСНОВАНИЯ
[…]
В.
[…]
II.
[…]
6. Основной закон, который в своем первом разделе в основном ограничился классическими основными правами, не содержит непосредственного закрепления или гарантии определенного экономического порядка. В отличие от Веймарской Конституции (ст. 151 и далее) он также не устанавливает конкретных конституционно-правовых принципов устроения экономической жизни. Напротив, Основной закон предоставляет возможность определять ее устройство законодателю, который действует в рамках предоставленных ему Основным законом общих демократических полномочий, не нуждаясь для этого в наделении его дополнительными полномочиями. Поскольку данная задача законодателя, как и обеспечение основных прав, является неотъемлемым элементом демократической Конституции, она не может быть ограничена путем толкования основных прав в большей степени, чем этого требуют основные личные права. При этом в данном случае основным личным правам придается то же значение, что и в других контекстах: согласно историческому развитию и нынешнему содержанию они, в первую очередь, представляют собой индивидуальные права, права человека и гражданина, предметом которых является охрана конкретных, наиболее уязвимых свобод человека. Функция основных прав как объективных принципов заключается в принципиальном усилении их силы действия (BVerfGE 7, 198 [205] – Luth), при этом, однако, она уходит корнями в свое первоначальное значение (см., например, в отношении права собственности BVerfGE 24, 367 [389] – Закон г. Гамбурга об устройстве защитных плотин). Поэтому ее нельзя отделить от сердцевины и превратить в систему объективных норм, в которой изначальный и неизменный смысл основных прав отступит на задний план. Указанная неразрывная взаимосвязь имеет существенное значение для вопроса о конституционности законов, определяющих экономическое устройство: с точки зрения основных прав она, прежде всего, заключается в охране свобод отдельного гражданина, которые законодатель призван уважать и при формировании экономической системы. Она не является вопросом «институциональной взаимосвязи экономической Конституции», которая обосновывается самостоятельными объективациями, не учитывающими индивидуально-правовое содержание основных прав, либо вопросом «взаимосвязи упорядоченности и защиты основных прав», обеспечивающей нечто большее, чем составляющие ее содержание основные права.
Этому соответствует разъяснение Федерального Конституционного Суда относительно того, что Основной закон является нейтральным в отношении экономической политики; законодатель вправе проводить любую целесообразную на его взгляд экономическую политику, если он при этом соблюдает Основной закон, в частности, основные права (BVerfGE 4, 7 [17 и далее] – Закон об инвестиционной помощи). Таким образом, ему предоставлена широкая свобода действий (см., например, BVerfGE 7, 377 [400] – Аптеки; 25, 1 [19 и далее] – Закон о строительстве, вводе в эксплуатацию, переносе, расширении и финансировании закрытия мукомольных предприятий; 30, 292 [317, 319] – Запасы нефти). Содержащийся в ней элемент относительной открытости конституционного строя необходим, чтобы, с одной стороны, учесть исторические изменения, которые в особой степени характеризуют экономическую жизнь, с другой стороны, чтобы не поставить под угрозу нормирующую силу Конституции. Вместе с тем соблюдение свободы действий законодателя не должно привести к умалению того, что Конституция должна гарантировать при любых изменениях, а именно к умалению личных свобод, гарантированных личными основными правами, без которых, согласно концепции Основного закона, достойная жизнь невозможна. Следовательно, задача заключается в том, чтобы объединить принципиальную свободу формирования экономической и социальной политики, которая должна сохраняться за законодателем, с защитой свобод, на которую отдельный гражданин имеет конституционное право, в том числе непосредственно по отношению к законодателю (BVerfGE 7, 377 [400]).
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.