- BVerfGE 43, 130
(Flugblatt / Листовка)
- При установлении содержания одного из политических высказываний, положенного в основу приговора согласно с § 186, 187а Уголовного уложения, инструменты и оценки, при помощи которых установлено содержание данного высказывания, должны быть совместимы с положением абз. 1 ст. 5 Основного закона.
- Ввиду существенности ограничения прав в случае вынесения обвинительного приговора данный вопрос подлежит полноценной проверке на соответствие положениям Основного закона.
Решение Первого Сената от 7 декабря 1976 г.
— 1 BvR 460/72 –
[…]
ОСНОВАНИЯ
А.
I.
[…]
- Заявителю жалобы было предъявлено обвинение в распространении политической клеветы (§ 186, 187а Уголовного уложения). Участковый суд оправдал его – согласно требованию прокуратуры – с обоснованием, что утверждаемые им факты по сути оказались истинными. При рассмотрении апелляционной жалобы, поданной У., который был допущен в процесс в качестве частного обвинителя […], земельный суд – вопреки требованию прокуратуры – отменил оправдательный приговор и приговорил истца к денежному штрафу в размере 2000 немецких марок. Одновременно он признал за частным обвинителем право опубликовать резолютивную часть судебного решения в трех газетах за счет заявителя жалобы.
Земельный суд признал доказанным, что учреждение, в котором служил частный обвинитель, занималось не только размещением немецких крестьян, но и изгнанием польских крестьян с их хозяйств. Также доказано, что частный обвинитель однажды сравнил поляков с клопами. Однако заявитель жалобы, помимо этого, в прикрытой форме высказал подозрение в отношении частного обвинителя в том, что он был причастен к уничтожению польских жителей. Именно в этом контексте и следует трактовать содержание листовки, если читать все утверждения во взаимосвязи.
[…]
Б.
Конституционная жалоба обоснована.
I.
- Конституционная жалоба была подана на решения судов общей юрисдикции в уголовном деле. Являясь решением компетентных специализированных судов, они не подлежат конституционно-правовой проверке: ход процесса, установление и оценка обстоятельств дела, толкование положений закона и его применение в конкретном деле не подлежат проверке со стороны Федерального Конституционного Суда; только в случае нарушения специального конституционного права Федеральный Конституционный Суд может вмешиваться на основании поступившей конституционной жалобы (BVerfGE 18, 85 [92]). Подобное нарушение может заключаться, например, в том, что влияние основных прав на уголовное право или уголовно-процессуальное право не было учтено или было ошибочно определено. С учетом указанных правовых рамок для определения области конституционно-правовой проверки имеет значение существенность ограничения соответствующих основных прав: чем больше приговор по уголовному делу ограничивает сферу основных прав осужденного, тем более строгие требования следует предъявлять к обоснованию такого ограничения и тем шире должна быть компетенция Федерального Конституционного Суда (см. BVerfGE 42, 143 [148 и далее] – DGB (Объединение немецких профсоюзов)).
Даже если назначается лишь денежный штраф, в случаях подобного рода наказание, как санкция за совершение уголовного преступления, само по себе гораздо существеннее, чем гражданско-правовое решение, обязывающее ответчика воздержаться от определенного действия, сделать опровержение или возместить убытки. К этому добавляется и то, что оспариваемое конституционной жалобой посягательство на основные права существенно: если земельный суд, установив «прикрытое» утверждение фактов, приписал заявителю жалобы высказывание, которое тот не произносил, но его, тем не менее, за это подвергли наказанию, то это было бы таким серьезным вмешательством, которое затрагивает важнейшие сферы личности, защищенной основными правами. Наряду с ограничением личной свободы мнений заявителя жалобы имели бы место существенные отрицательные последствия для реализации основного права на свободу выражения мнения в целом (см. BVerfGE 42, 143 [156] – особое мнение). Ибо подобное действие государственной власти, не в последнюю очередь ввиду своего отпугивающего влияния, существенно ограничило бы свободу слова, свободу информации и свободу формирования мнения и, тем самым, существенно затронуло бы саму сущность свободы выражения мнения.
Следовательно, в данном случае нельзя ограничиваться вопросом о наличии ошибок в оспариваемых решениях, основанных на принципиально неверном взгляде на значение основного права, его охранительной сфере действия (см. BVerfGE 18, 85 [93]). Федеральный Конституционный Суд, напротив, должен проверить в конкретных случаях, нарушили ли данные решения при установлении и оценке обстоятельств дела и при толковании и применении права свободу выражения мнения, гарантированную конституционным правом.
2. В делах о правонарушениях, связанных с высказыванием мнения, уже само установление фактов судом первой инстанции может содержать подобное нарушение, когда устанавливается содержание письменного высказывания, и высказыванию дается трактовка, которая не следует из текста или следует не с достаточной ясностью. В таком случае «фактом» является лишь текст, имеющийся в судебном деле. Его содержание устанавливается посредством интерпретации. Если высказывание имеет своей целью влияние на процесс формирования мнений, то методы и пределы, применяемые судом к его интерпретации, должны соответствовать абз. 1 ст. 5 Основного закона. В этом смысле конституционно-правовой проверке фактических обстоятельств не препятствует тот факт, что в иных случаях всегда подлежат обязательному учету фактические обстоятельства, уже установленные специализированными судами; кроме того, вывод, сделанный на основе интерпретации текста, находящегося в материалах дела, не основывается на уникальности общего восприятия единственного устного слушания. Такой вывод можно в любое время повторить и потому проконтролировать.
II.
Решение земельного суда было принято с нарушением предл. 1 абз. 1 ст. 5 Основного закона, поэтому и решение высшего земельного суда об отказе в пересмотре решения нижестоящего суда противоречит предл. 1 абз. 1 ст. 5 Основного закона.
- Листовка заявителя жалобы содержит утверждения о фактах и оценочные суждения, призванные оказать влияние на формирование мнений и способствующие этому. Речь шла о вкладе в духовную борьбу мнений по вопросу, существенно затрагивающему общество, то есть фактических обстоятельствах, обладающих особым значением для определения соотношения свободы мнения и защиты достоинства (BVerfGE 7, 198 [212] – Luth; 12, 113 [127] – Schmid-Spiegel; 24, 278 [282 и далее] – Tonjager; 42, 163 [170] – Echternach). Тем не менее в решении земельного суда отсутствует какой-либо анализ вопроса о том, какое значение имеет основное право для принимаемого решения. Земельный суд в конкретном деле не просто неправильно определил область действия ст. 5 Основного закона, он не учел в своем решении основное право на свободу выражения мнения.
- Уже установление фактов, лежащее в основе обвинительного приговора, свидетельствует о том, что земельный суд в своем выводе не принял во внимание положения ст. 5 Основного закона.
Тем самым земельный суд пришел к допущению скрытого утверждения заявителя жалобы о том, что прямо изложенные в листовке факты, которые не затрагивали непосредственно прошлое частного обвинителя, «сами по себе не имели смысла»: сообщения о публичных расстрелах, проводимых СС и полицейскими, о растущем числе «ликвидированных» поляков, о чрезвычайных «акциях по усмирению» и об уничтожении польской интеллигенции вопреки возражению заявителя жалобы не только свидетельствуют о самих фактах. Именно это приводит к той интерпретации листовки, которая стала основой данного вывода.
Данная исходная точка лишена обоснованности.
[…]
а) Земельный суд исходит из того, что в интересах эффективной защиты чести требуется «широкое толкование»; таким образом, он руководствуется принципом признания, по меньшей мере, в случае сомнений, что заявитель жалобы выдвинул вменяемое ему скрытое утверждение факта. Подобные границы не совместимы со ст. 5 Основного закона, поскольку они предполагают исключительно защиту чести, ограничивающую свободу мнения, но абсолютно не учитывают конституционно-правовое обеспечение самой свободы мнения. При этом, конечно, нельзя недооценить конституционно-правовое значение защиты чести. Но ровно таким же образом требует внимания и основное право на свободу мнения; оно правом на свободу чести и достоинства лишь ограничивается, тем более что листовка является вкладом в духовную борьбу мнений по вопросу, существенно затрагивающему общество (BVerfG aaO). Тем самым ссылка исключительно на защиту чести была недопустима в соответствии со ст. 5 Основного закона.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.