- BVerfGE 11, 126
(Nachkonstitutioneller Bestatigungswille / Подтверждение нормы, принятой после принятия Основного закона)
Норма, действовавшая до принятия Основного закона, включается в содержание воли законодателя после принятия Основного закона лишь в том случае, если воля законодателя о подтверждении нормы объективно вытекает из содержания самого закона или, при внесении в него изменений, также из тесной предметной взаимосвязи неизмененных и измененных норм.
Решение Второго Сената от 17 мая 1960 г.
— 2 BvL 11/59, 2 BvL 11/60 —
[…]
ОСНОВАНИЕ
[…]
Б.
[…]
I.
- Согласно судебной практике Федерального Конституционного Суда нормы, принятые до вступления в силу Основного закона от 24 мая 1949 г. (так называемые «доконституционные» законы («vorkonstitutionelle Gesetze»), по общему правилу не подлежат проверке согласно предл. 1 абз. 1 ст. 100 Основного закона (см. BVerfGE 2, 124 [128 и далее]; 3, 45 [48]; 4, 331 [341]; 10, 129 [131]).
Исключение из данного принципа, согласно решению Федерального Конституционный Суда от 17 января 1957 г., составляют те доконституционные нормы, которые законодатель после вступления в силу Основного закона «включил в содержание своей воли» (BVerfGE 6, 55 [65]; далее 7, 282 [290]; 8, 210 [213 и далее]; 9, 39 [46]; 10, 129 [132]; 10, 185 [191]).
Обоснованность данного решения была частично поставлена под сомнение.
[…]
Некоторые авторы полагают, что суд принял во внимание волю законодателя и в том случае, когда она не была выражена в принятом законе. Однако подобная точка зрения не отражена в решении от 17 января 1957 г. Она также противоречила бы признанным Федеральным Конституционным Судом основным принципам относительно целей и методов толкования законов.
В то время как «субъективная» теория исходит из исторической воли законодателя = автора закона, его мотивов в их исторической взаимосвязи, «объективная» теория, которая получила большее признание в судебной практике и доктрине, обращается к самому закону как к предмету толкования, к объективированной в законе воле законодателя. «Государство не говорит от имени отдельных лиц, участвующих в законотворчестве, а говорит только словом самого закона. Воля законодателя совпадает с волею закона» (Радбрух, Философия права, 4. изд. 1950, стр. 210 и далее).
Данной цели толкования служит толкование, исходящее из буквы соответствующей нормы (грамматическое толкование), из системы ее взаимосвязей (систематическое толкование), из ее цели (телеологическое толкование), а также нормотворческих документов и истории принятия нормы (историческое толкование).
Все эти методы толкования допустимы для того, чтобы определить объективную волю законодателя. Они не исключают, а дополняют друг друга. Это относится и к использованию проектов законодательных актов в той мере, в какой они позволяют определить объективное содержание нормы. Однако указанные «предварительные материалы по разработке нормы следует использовать для его толкования c осторожностью, как правило, лишь для дополнительного уточнения» (Решения Имперского верховного суда по гражданским делам (RGZ) 128, 111). Они не должны приводить к отождествлению представлений, существующих в рамках отдельных законодательных чтений, с объективным содержанием закона […]. Воля законодателя может учитываться при толковании закона лишь в той мере, в которой она получила достаточно определенное выражение в самой норме (см., например, BGH L/M № 3 о § 133 ГГУ).
Федеральный Конституционный Суд еще в своем решении от 21 мая 1952 г. отметил (BVerfGE 1, 299 [312]), что для толкования нормы закона решающей является выраженная в ней объективированная воля законодателя в том виде, в каком она вытекает из буквы закона и смысловой взаимосвязи; а история разработки нормы права имеет значение для толкования лишь в той мере, в какой «она подтверждает правильность толкования, установленного согласно указанным принципам, или устраняет сомнения, которые не могут быть устранены, основываясь только на указанных принципах». В своем решении от 15 декабря 1959 г. (BVerfGE 10, 234 [244]) суд вновь подтвердил данные принципы.
2. «Воля законодателя» – это воля, объективированная в законе. Доконституционная норма включена в постконституционную волю («nachkonstitutioneller Wille») законодателя только в том случае, если воля к подтверждению нормы объективно вытекает из содержания самого закона или, при изменениях закона, также из тесной предметной взаимосвязи с неизменными и измененными нормами. Мотивы и представления участников законодательного процесса при этом не являются решающими, если они не нашли отражения в законе.
По этой причине оставление без внимания (допущение существования) доконституционной нормы без внесения в нее изменений или ее отмены еще не является подтверждением ее действия со стороны законодателя. Также не является свидетельством проверки и подтверждения остальных положений закона со стороны законодателя внесение изменений в отдельные положения доконституционного закона. Позиция, согласно которой изменение законодателем отдельных положений доконституционного закона придает всему закону статус постконституционного, поскольку законодатель таким путем подтверждает соответствие неизменившейся части положениям Основного закона, не соответствует действительности. Особенно в отношении объемных законов нельзя допустить ложное предположение о том, что законодатель, внося в закон отдельные изменения, проверил и подтвердил конституционность всего закона.
Более того, чтобы придать доконституционной норме постконституци- онный статус, законодатель должен прямо выразить свою волю к подтверждению в законе. Это имеет место, например, когда действовавшая ранее норма обнародуется в виде нового закона, либо когда в новой (постконсти- туционной) норме делается ссылка на старую норму, либо когда отдельная область права изменяется законодателем коренным образом после принятия Основного закона, и из тесной предметной связи измененной нормы с ранее действовавшей однозначно следует, что законодатель не мог бы принять (перенять) ранее действовавшую норму без ее должной проверки.
[…]
Список принятых сокращений
ВЗC – Высший земельный суд
ГГУ – Германское гражданское уложение
ЕКПЧ – Европейская конвенция по правам человека
ЕСПЧ – Европейский суд по правам человека
ЗТК – Закон о связи
ОЗ – Основной закон
РАЗИ – Закон об изменении и дополнении правовых норм, регулирующих вопросы садоводства от 28 июля 1969 г
РАСП – Закон о защите при расторжении договора и иные нормы, регулирующие вопросы садоводства
РАФ – Леворадикальная террористическая группировка «Фракция Красной Армии»
УПУ – Уголовно-процессуальное уложение
ФЗКС – Федеральный закон о Федеральном Конституционном Суд.