КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА АРАКАН
(Черновой набросок-2004)
Комитет по созданию конституции государства Аракан
(Национальный совет Аракана)
ПРЕДИСЛОВИЕ
В течение нескольких прошлых лет народ Аракана составил проекты трёх Конституции государства Аракан. Составителями документов стали Лига Аракана за Демократию (ALD-Exile) и араканские студенты, находящиеся в Соединенных Штатах Америки.
Первые два проекта ALD-Exile предназначались для «Независимого Государства». Проект араканских студентов был основан на принципах федеративного государства.
Как в проектах ALD-Exile, так и в проекте студентов в процессе создания использовался одинаковый нисходящий принцип. Другими словами, составление документа было сформулировано и инициировано адвокатами и экспертами.
Существует много методов составления конституции. При создании проекта конституции государства Аракан были использованы как минимум три метода, перечисленных ниже.
- нисходящий принцип
- восходящий принцип
- средний путь, сочетающий нисходящий и восходящий принципы
Составители могут одновременно использовать разнообразные методы. Кроме того, возможен пошаговый подход с использованием единого метода.
В данном, первом проекте Конституции, составленном Комитетом по созданию Конституции государства Аракан, используется подход среднего пути. Комитет балансировал между точками зрения экспертов и простых избирателей.
С целью создания качественной конституции Комитет установил приоритетом то, что народу Аракана необходимо самостоятельно принять окончательное решение о соответствии проекта их целям, культуре, желаниям и упованиям. Поэтому Комитет полностью уверен, что в ближайшем будущем наступит время, когда народ Аракана, сможет с достоинством и самоуважением принимать решения.
При распространении конституционной системы, люди Аракана смогут выбирать свое правительство, таким образом, чтобы после проведения каждых выборов избранное правительство служило людям с ограниченными полномочиями и представительством, в целях сохранения справедливости, моральных ценностей, достоинства и этики, согласно которой эти люди решили жить. Осуществляя подобный вид правовых норм и желания большинства в обществе и правительстве, избранного в демократической системе, жизнь и свобода для достижения счастья могут быть гарантированы. Таким образом, в жизни народа Аракана воцаряться мир и спокойствие людей.
В заключении, мы хотим поблагодарить Национальную Программу Восстановления, экспертов, политические партии, а также тех людей, которые приняли участие в анкетировании. Без их поддержки и сотрудничества составление данного проекта было бы невозможным.
ВВЕДЕНИЕ
Данный документ является лишь проектом Конституции государства Аракан и еще не был ратифицирован. Для того чтобы ратифицировать проект, необходимо провести многочисленные конференции и собрания.
Перед проведением собраний с проектом будет ознакомлен народ Аракана, а также другие заинтересованные лица, в целях его рассмотрения и внесения поправок.
Истоки данного проекта конституции восходят к 2004 году, времени проведения предварительной национальной конвенции Аракана, во время которой был сформирован Комитет по созданию конституции государства Аракан. С того самого времени комитет занимался изучением предыдущих проектов. Комитетом было проведено анкетирование в общинах араканцев в государстве Аракан, Малайзии и Таиланде. В анкету включались весьма важные темы, такие как, например, исполнительная, законодательная и судебная системы. Тысячи людей с радостью приняли участие в опросе.
Кроме того, анкета включала дополнительную форму, в которой люди отмечали, предпочитают ли они конституцию федеративную, конституцию, основанную на государстве, или же независимую государственную конституцию. Девяносто пять процентов респондентов предпочли написание комитетом конституции для независимого государства.
Несмотря на то, что респонденты предпочли независимую конституцию, мы не могли посчитать, что они против федеральной конституции и федерализма. Для начала, много людей настолько чрезмерно подвергалось пропаганде предыдущего режима, что под федерализмом они подразумевают сепаратизм. С другой стороны, некоторые национальные политические партии использовали политическую стратегию, нацеленную на продвижение независимого государства. Это может быть объяснено тем, что пребывание в объединенном Бирманском государстве подразумевает существование в качестве недо-нации, у которой отсутствует чувство собственного достоинства. Другая причина заключается в том, что респонденты недостаточно знали о федерализме и разделении полномочий между государством и центральным правительством, которое обеспечивает им комфортную жизнь.
Основной факт заключается в том, что воля людей является законом для составителей конституции. Поэтому комитет по сознанию государственной конституции будет проводить дальнейшее анкетирование и симпозиумы по федерализму, демократии, разделении власти и избирательным системам, чтобы выявить истинное желание народа. После этого, результаты анкетирования могут использоваться для окончательных выводов.
Существенные принципы этого проекта также подчеркиваются в основных политических директивах, билле о правах, и гражданских правах.
Политические директивы являются существенными инструментами процесса создания проекта конституции. Билль о правах заключает в себе права присущие всем гражданам страны и уравновешивает полномочия власти между законодательными и политическим органом. Эти права также обязывают правительство защищать и охранять людей. Проект особо подчеркивает основные принципы демократических норм как, например, избирательная система, процесс выдвижения кандидатов на государственные должности и критерии, которым должны соответствовать предложенные кандидаты.
Даже после ратификации Конституция не сможет считаться законченным документом, однако будет подвергаться непрерывному изменению. Пока существует общество, народ и законодательные органы будут раз за разом вносить исправления в конституцию, для того, чтобы привести ее в соответствие потребностям общества. После внесения многочисленных поправок и принятия новых законодательных актов конституция станет достаточно полной и позволит каждому гражданину жить той жизнью, в которой он будет иметь возможность обрести спокойствие, мир, процветание и счастья/
Нижеперечисленные принципы основаны на рекомендациях Национального Совета Аракана (ANC) и были предоставлены Комитету по созданию конституции государства Аракан для включения в проект.
Конституция государства Аракан должна быть основана на:
национальных интересах,
истинном федеральном союзе,
демократических принципах и представительских нормах,
комфортной жизни для каждого гражданина,
всеобщих правах человека и основных свободах,
принципах, обеспечивающих людям отсутствие дискриминации по половым, религиозным принципам, вероисповеданию и национальности, что гарантирует права личности и равные возможности,
человеческой природе и местных народных обычаях, законах и традициях, объединенных с международными законами и всеобщими нормами,
справедливости, мире и процветании, а также на праве вести политическую, общественную и экономическую жизнь,
внедрении всеобщего образования и современного общества,
троичной системе управления (исполнительная, законодательная и юридическая ветви власти).
установленных критериях и стандартах назначения губернатора, вице-губернатора и законодателей, так же как и назначения на государственную службу,
предоставлении людям свободы на формирование местной власти в рамках их обычаев и традиций,
принципах, которые гарантируют, что ни федеральное правительство, ни государственное правительство не будут вмешиваться в дела местных правительств и их управление,
принципах, которые гарантируют права местного населения и национальных меньшинств на территории государства.
ПРЕАМБУЛА
Конституция государства Аракан учреждена для сохранения объединенной и прочной нации Аракана; для обеспечения каждому гражданину достоинства, свободы, справедливости, жизни, процветания, уважения, доброты, традиций и веры.
ЧАСТЬ 1. БИЛЛЬ О ПРАВАХ
Статья 1
Народ имеет право видоизменять или упразднять вышеупомянутое правительство.
Статья 2
Законодательная власть не вправе принимать законы, ограничивающие свободу вероисповедания, свободу слова, свободу собраний, свободу частной жизни, свободу на природные права.
Статья 3
Государство (исполнительная и законодательная власти) не вправе принимать законы, предусматривающие какой-либо особый режим, основанный на половой, религиозной и этнической принадлежности.
Статья 4
Государство не вправе принимать законы, запрещающие Национальной Гвардии ношение оружия для защиты самоопределения и суверенности государства, равно как и жизни, свободы и собственности.
Статья 5
Каждому лицу, обвиняемому в уголовном или гражданском судебном деле, должно быть обеспечено надлежащее отправление правосудия.
Статья 6
Обвиняемый и обвинитель (ответчик и истец) имеют право на консультацию, на суд суда присяжных, право на честный суд, право на безотлагательный суд, а также право на безотлагательную апелляцию.
Статья 7
Государство не вправе подвергать сомнению, арестовывать, конфисковать имущество, вторгаться во владения (как государственные, так и частные), без предоставления достаточных оснований и предписаний; а также не имеет права подвергать опасности отдельных лиц и общество.
Статья 8
Государство не вправе производить необычные или жестокие наказания.
Статья 9
Государство не вправе лишать жизни и свободы, а также дважды судить за одно и то же преступление.
Статья 10
Государство не вправе приставлять вооруженную охрану к частной собственности без согласия собственника, за исключением случаев нахождения в состоянии войны или чрезвычайной ситуации.
Статья 11
Государство гарантирует право на начальное образование, карьерный рост, право на внедрение технических новшеств, право на собственность, права на семью, права на свободу передвижения.
Статья 12
Государство и его граждане имеют право согласно законодательству привлечь к суду любого нарушителя, как должностное, так и частное лицо, который злоупотребил конституционными полномочиями в целях личной выгоды.
Статья 13
Данная Конституция гарантирует каждому гражданину и объединению свободу информации, за исключением случаев когда реализация свободы информации ставит под угрозу государство и личность.
ЧАСТЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА
Статья 1
С 5 000 г. до н.э. рохинджа, мро, мрун, кхуми, таки, (чакама), динеты, чины, каманцы, мармагри , а также другие племена и религиозные общины мирно сосуществовали на упомянутой территории как суверенная нация, которая будет называться государством Аракан.
Статья 2
Для того, чтобы функционировать гармонично и в должном порядке, с надлежащим разделением власти, порядком подчинённости, разделением труда, и принципами взаимозависимости законодательной, исполнительной и судебной властей, правительство государства Аракан должно быть сформировано тремя ветвями власти: исполнительной, законодательной и судебной. Данный орган будет носить название Национальное Правительство Аракана (НПА). Национальное правительство должно состоять из следующих органов:
a) Департаменты губернаторов и секретариатов.
b) Двухпалатная законодательная ветвь власти (Национальный Сенат представителей этносов и Палата представителей избирателей), которая будет называться Конгресс государства Аракан,
c) Юридическая ветвь власти, в состав которой войдут Государственный Верховный суд, районные, областные, окружные суды, городские или поселковые суды.
Статья 3
Суверенной властью в государстве наделяется Конгресс, в полномочия которого также входит право объявления и прекращения войн.
Статья 4
Конгресс наделен полномочиями учреждать и упразднять избирательные округа.
Статья 5
Каждый гражданин, пригодный к защите родины согласно установленным физическим параметрам, а также в соответствии с военными требованиями, находящийся в возрасте от восемнадцати до двадцати пяти, обязан в течение трех лет нести службу в Национальной Гвардии.
Статья 6
Студенты, которые не могут служить в Национальной Гвардии, вследствие того, что находятся на обучении в колледжах и институтах, или получают образование за границей, должны призываться на трехмесячную военную подготовку каждые два года для того, чтобы получить предоставляемые государством привилегии.
Статья 7
Каждый гражданин в возрасте до тридцати пяти лет обязан служить в Национальной Гвардии, в случае если государство ведет войну.
ЧАСТЬ 3. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА
Статья 1
Государство признаёт лицо гражданином, если данное лицо на 10 процентов является потомком араканца по своей крови, унаследованной от родителей, по линии матери или по линии отца, или же если это лицо по изъявляет желание быть гражданином государства Аракан .
Статья 2
Те, кто нес государственное бремя и заботливо относился к нации на протяжении тысяч тысячелетий автоматически признаются гражданами государства. Те, кто переехал в государство Аракан из других федеративных государств должны зарегистрироваться для получения араканского гражданства в течение двенадцати месяцев с момента начала своего пребывания и работы в государстве Аракан. Предоставление гражданства должно происходить в соответствии с законодательством о земельном налогообложении, налогообложении имущества, а также личном подоходном налогообложении. Государство должно выдать государственные удостоверения личности для своих граждан.
Статья 3
Государство автоматически признает гражданином лицо, рожденное в государстве Аракан. Государство признает выбор граждан, которые с собственного согласия имеют двойное гражданство, в случае если эти граждане не присутствуют в государстве физически, однако платят государственные налоги и голосуют на выборах государственного правительства.
Статья 4
Государство предоставляет гражданство тем араканцам, которые на протяжении многих поколений жили на территории Бангладеш и Индии, в поисках убежища от бирманской оккупации Араканского королевства в 1784 году, и желают стать гражданами Аракана.
ЧАСТЬ 4. ОБЕСПЕЧНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И СОЗДАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ
Статья 1
Каждый гражданин старше восемнадцати лет имеет избирательные права.
Статья 2
Каждый гражданин государства Аракан, который находится за границей, должен голосовать на выборах.
Статья 3
Конгресс должен принять закон о создании избирательных округов для избрания представителей в Палату. В каждом избирательном округе должно проживать не менее тридцати тысяч избирателей, имеющих право голосовать на выборах.
Статья 4
Представитель от округа в Сенат избирается, если на территории данного округа проживает не менее (—) избирателей, имеющих право голосовать на выборах. Поправки к данной статье должны одобряться как Палатой, так и Сенатом.
ЧАСТЬ 5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ВЛАСТЬ, ПРОЦЕДУРА ПЕРЕДАЧИ ВЛАСТИ
Статья 1
Народ Аракана выбирает губернатора и вице-губернатора прямым голосованием первого ноября, каждые четыре года.
Статья 2
a) Срок нахождения в должности губернатора и вице-губернатора составлять четыре года и не может превышать двух сроков (восемь лет непрерывно).
b) Как губернатор, так и вице-губернатор приводятся к присяге для вступления в должность и формирования администрации 31-го декабря.
Статья 3
a) Вице-губернатор вступает в должность губернатора в случае, если губернатор не может продолжать свою деятельность или же смещен с занимаемого поста согласно законодательству или по своему собственному желанию.
b) Спикер Палаты вступает в должность вице-губернатора в том случае, если вице-губернатор не может продолжать свою деятельность или же смещен с занимаемого поста законодательству или по своему собственному желанию. Прямое голосование по выборам вице- губернатора проводится в течение шести месяцев с момента, вступления спикера в должность.
Статья 4
Губернатор является главнокомандующим Национальной Гвардии Аракана (наземные войска, воздушные силы и военно-морской флот).
Статья 5
Кандидаты на пост губернатора и вице-губернатора должны соответствовать следующим критериям
a) быть рожденным в государстве Аракан в этнической араканской семье.
b) не быть судимым, а также иметь хорошую репутацию,
c) находиться в возрасте от тридцати пяти лет и старше,
d) быть деятелем в области просвещения; или пожертвовать собой в национальных интересах.
ЧАСТЬ 6. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 1
Законодательная власть состоит из Сената и Палаты и носит название Конгресса государства Аракан.
Статья 2
a) По принятию присяги, представители Сената и Палаты не должны занимать других ответственных должностей.
b) Места представителей должны оставаться незанятыми до следующих выборов в том случае, если представитель не может продолжать свою деятельность или же смещен со своего поста согласно законодательству или по собственному желанию.
c) Вице-губернатор исполняет обязанности спикера в Сенате.
Статья 3
a) Конгресс наделен полномочиями вызывать кандидатов в исполнительный департамент для слушаний и утверждать кандидатов в должности.
b) Государство не вправе арестовывать, брать под стражу, допрашивать, преследовать или использовать показания против лица, которое дает показания или предоставляет доказательства в Конгрессе во время слушаний.
c) Конгресса располагает собственным боевым отрядом для обеспечения безопасности и защиты.
Статья 4
Конгресс имеет право предъявления импичмента губернатору и вице-губернатору в том случае, если он или она нарушили конституцию и фундаментальные законы. Дальнейшее наказание назначается преступнику (преступникам) согласно применимым законам в рамках юрисдикции суда и в соответствующем судебном округе (округах).
Статья 5
Представители Сената избираются из этнических групп и упомянутых избирательных округах. Избранный сенатор состоит на службе в Сенате в течение пяти лет.
Статья 6
Выборы представителей Палаты проходят в народных избирательных округах. Избранные представители состоят на службе в Конгрессе в течение двух лет
Статья 7
Кандидаты на пост сенатора должны соответствовать следующим критериям
a) быть рожденными в государстве Аракан в этнической араканской семье.
a) не быть судимым, а также иметь хорошую репутацию,
b) находиться в возрасте от двадцати семи лет и старше,
c) быть деятелем в области просвещения; или пожертвовать собой в национальных интересах.
Статья 8
Кандидаты на пост депутата Палаты должны соответствовать следующим критериям
d) быть рожденными в государстве Аракан в этнической араканской семье (или) быть гражданами государства Аракан,
e) не быть судимым, а также иметь хорошую репутацию,
f) находиться в возрасте от двадцати семи лет и старше,
g) быть деятелем в области просвещения; или пожертвовать собой в национальных интересах.
Статья 9
Конгресс отстраняет от дел любого представителя, совершившего преступление, тайным голосованием Конгресса. Дальнейшие наказания назначаются преступнику (преступникам) согласно всем применимым законам в рамках юрисдикции суда и в соответствующем судебном округе (округах).
Статья 10
Конгресс публикует любые законы и решения в течение двадцати четырех часов с момента их принятия во время сессии.
ЧАСТЬ 7. СУДОПРОИЗВОДСТВО
Статья 1
Судебная власть принадлежит судьям Верховного Суда. Верховный Суд формируется из судей, которые назначаются губернатором. Кандидаты на должность судей вызываются Сенатом на слушанья, после чего губернатор назначает судей, предварительно получив на то одобрение Сената.
Статья 2
a) Районные, областные, окружные суды, городские или поселковые суды формируются независимо, и имеют юрисдикцию местного управления.
b) Генеральный поверенный государства и командующий государственной полицией назначаются губернатором и одобряются Сенатом.
c) Сенат имеет полномочия отклонять кандидатов на пост Генерального поверенного, командующего государственной полицией и судей.
d) При отклонении кандидатуры на пост Генерального поверенного, командующего государственной полицией и судьи, губернатор имеет право заменить упомянутого кандидата.
Статья 3
a) Должность судьи занимается пожизненно.
b) В случае, если судья обвиняется в нарушении законодательства, судебный комитет Сената расследует данный факт и уполномочен отстранять судей от занимаемой должности. Дальнейшие наказания назначаются преступнику (преступникам) согласно всем применимым законам в рамках юрисдикции суда и в соответствующем судебном округе (округах).
c) Замена отстраненного судьи производится путем предложения кандидата губернатором Верховному суду, и соответствующими местными властями местным судам.
ЧАСТЬ 8. АДМИНИСТРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА
Статья 1
Формирование правительственной администрации и департаментов передается в ведение губернатора. Администрация состоит из следующих департаментов:
1) Государственный секретарь
2) Министр образования и здравоохранения
3) Генеральный прокурор
4) Министр экономики и окружающей среды
5) Министр транспорта, коммуникаций и жилищного обеспечения
6) Министр энергетики и индустрии
7) Министр лесного хозяйства, рыбного промысла и сельского хозяйства
8) Министр финансов и таможни
9) Министр национальной гвардии