КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ГАБОН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Закон № 3/91 от 26 марта 1991 года содержащий Конституцию Габона, которая была изменена согласно закону № 01/94 от 18марта 1994 года, который и включает изменения Конституции Габона.
Национальное собрание обсудило и приняло.
Президент Республики, глава Государства, утвердил закон, содержание которого следует:
ПРЕАМБУЛА
Габонский народ осознает свою ответственность перед историей и горит желанием укреплять свою независимость и национальное единство, организовывать общественную жизнь согласно принципам государственного суверенитета, плюралистической демократии, социальной справедливости и республиканской законности.
Он торжественно клянется в своей преданности правам человека и основным свободам, которые вытекают из Декларации о правах человека и гражданина 1789 год и закреплены во Всеобщей декларации о правах человека 1948, Африканской хартии о правах человека и народов 1981 год и Национальной хартии о свободах 1990 год;
Торжественно провозглашает свою преданность своим глубоким и традиционным социальным ценностям, своему культурному, материальному и духовному наследию, уважению свобод, прав и обязанностей гражданина.
На основании данных принципов и принципа суверенности народов, он утверждает настоящую Конституцию.

ПРЕДВАРИДЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПРАВА
Статья 1
Республика Габон признает и гарантирует нерушимые и непогашаемые давностью права человека, которые обязательно связывают органы государственной власти.
Каждый гражданин имеет право на свободное развитие своей личности но при условии соблюдения прав ближнего и общественного порядка. Никого не могут подвергать унижению, грубому обращению или пыткам, даже если он находится под арестом или содержится в тюрьме.
– Свобода совести, мысли, взглядов, выражения мнения, сношений, свободное соблюдение религиозных обрядов гарантированы всем при условии соблюдения общественного порядка.
– Свобода передвижения на территории Республики Габон, выезда за пределы государства и возвращения обратно гарантирована всем габонским гражданам при условии соблюдения общественного порядка.
– В рамках судебного процесса всем гарантируется право на защиту; предварительное заключение не должно превышать предусмотренного законом срока.
– Тайна переписки, почтово-телеграфной, телефонной, компьютерной связи является нерушимой. Только в силу закона для обеспечения общественного порядка и безопасности Государства может быть ограничена данная неприкосновенность.
– Пределы использования информатики для защиты человека, личной и семейной жизни людей и полное осуществление их прав определены законом.
Каждый гражданин обязан трудиться, и имеет право на получение работы. Никого не могут ущемлять на его рабочем месте, не зависимо от происхождения, расы, пола, вероисповедания.
– По возможности Государство гарантирует всем, а особенно детям, матерям, инвалидам, ветеранам труда и пожилым людям охрану здоровья, социальное обеспечение, собственную охраняемую окружающую среду, отдых и досуг.
– Каждый габонский гражданин, пребывающий и проживающий за границей, обеспечен правовой охраной и помощью Государства, в условиях установленных внутренним законодательством и международными соглашениями.
– Каждый человек как сам лично, так и коллективно, имеет право владеть имуществом. Никого не могут лишить его имущества, если того не требует государственная необходимость, установленная по закону, при условии справедливой и предварительной компенсации; однако экспроприация недвижимого имущества, начатая в государственных интересах, при недостаточной оценке или ее отсутствии, которая касается зарегистрированной собственности регулируется законом.
– Каждый габонец имеет право на свободный выбор места жительства или места пребывания в любой части национальной территории, осуществление любой деятельности при условии соблюдения общественного порядка и закона.
– Жилище является неприкосновенным. Только судья или органы власти, назначенные законом, могут дать санкции на проведение обыска. Обыски могут проводиться только в установленном законом порядке. Меры, которые посягают на неприкосновенность жилища или ограничивают ее, могут быть предприняты только для предотвращения общественной опасности или защиты общественного порядка от неминуемой угрозы, а именно для борьбы с риском эпидемий или защиты людей, находящихся в опасности.
– В условиях, определенных законом, всем гарантируется право на организацию ассоциаций, партий или политических образований, синдикатов, обществ, учреждений по социальным интересам, а также религиозных общин; религиозные общины самостоятельно улаживают и управляют своими делами при условии соблюдения принципов национального суверенитета, общественного порядка и при условии сохранения нравственной и душевной целостности личности.
– Ассоциации, партии или политические образования, синдикаты, общества, учреждения по социальным интересам, а также религиозные общины, действия которых противоречат законодательству или дружеским отношениям между этническими группами, могут быть запрещены согласно закону.
Всякий акт расовой, этнической или религиозной дискриминации, так же как и любая пропаганда регионализма, посягающие на внутреннюю и внешнюю безопасность Государства или на целостность Республики, караются по закону.
– Семья – естественная ячейка общества, брак – его законная основа. Они находятся под особой защитой Государства.
– Каждые десять лет Государство обязано проводить общую перепись населения.
– Забота, отдаваемая детям, и их воспитание являются естественным правом и долгом родителей, который они осуществляют под контролем и с помощью Государства и государственных органов. В рамках всеобщего обязательного обучения родители имеют право принимать решение по вопросу о нравственном и религиозном воспитании своих детей. Дети, перед Государством имеют те же права в том, что касается как их содействия, так их физического, умственного и нравственного развития.
– Защита молодежи против эксплуатации и нравственной, духовной и физической запущенности – обязанность Государства и государственных органов.
– Государство обеспечивает детям и взрослым законный доступ к обучению, профессиональной подготовке и образованности.
– Долг Государства – организация государственных учебных заведений на принципах религиозного нейтралитета, по возможностям, на бесплатной основе.
Жалование ученых степеней, титулов остается прерогативой Государства; однако всем гарантирована свобода просвещения. Любой человек может открыть дошкольное заведение, начальное, среднее, высшее учебное заведение или университет в условиях, определенных законом.
Закон определяет условия участия Государства и государственных органов в финансовых затратах частных учебных заведений, известных своей общественной полезностью. В общественных учебных заведениях по просьбе родителей дети могут быть освобождены от религиозного образования в условиях, определенных постановлениями.
С учетом их специфики закон определяет порядок функционирования частных учебных заведений.
– Нация провозглашает солидарность и равенство всех перед государственными расходами; каждый должен участвовать соответственно своим доходам в финансировании государственных затрат.
Кроме того Нация провозглашает солидарность всех перед расходами, которые явились результатом стихийных бедствий и национальных катастроф.
– Защита родины – долг каждого гражданина, а охрана и соблюдение Конституции, законов и постановлений Республики – его обязанность.
– Защита Нации и охрана общественного порядка осуществляется в основном силами, обеспечивающими защиту и государственную безопасность. Поэтому никакой человек, никакая группировка не могут взять на себя функции частных полицейских формирований или военизированных объединений; силы, обеспечивающие защиту и государственную безопасность, находятся на государственной службе.
В мирное время, вооруженные силы Габона могут принимать участие в работах по экономическому и социальному развитию Нации.
– Никого не могут незаконно задержать.
Никто не может задерживаться или оказаться в приказе на заключение, если он предоставит достаточные гарантии представительства, при условии, что этого требует обеспечение безопасности и порядка судопроизводства.
Каждый обвиняемый считается невиновным до момента установления его вины в ходе законного судебного процесса, который предоставил необходимые гарантии его защиты.
Судебная власть, хранитель личной свободы, обеспечивает соблюдение данных положений в сроки, установленные законом.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. РЕСПУБЛИКА И СУВЕРЕНИТЕТ.
Статья 2
Габон – неделимая, демократическая, социальная Республика, светского характера. Она утверждает отделение религии от государства и признает все вероисповедания при условии соблюдения общественного порядка.
Республика Габон обеспечивает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, расы, пола, веры или религии.
Национальная эмблема – трехцветный флаг, зелено-желто-голубой; три горизонтальные полосы равного размера.
Государственный гимн – «Согласие»
Девиз республики: Единение, Труд, Справедливость.
Печать Государства – кормящая грудью мать.
Ее принцип – Правительство народа, через народ и для народа.
Республика Габон приняла французский язык как официальный рабочий язык. Кроме того, она старается защищать и промотировать национальные языки.
Столица Республики – Либревиль. Она может быть перенесена только на основании закона, принятого на референдуме.
Национальный праздник отмечается 17 августа.
Статья 3
Национальный суверенитет принадлежит народу, который его осуществляет прямо на референдумах или выборах, согласно принципам плюралистической демократии, и косвенно через конституционные институты.
Никакая часть народа, никакая группа, ни один человек не могут присвоить себе осуществление национального суверенитета.
Статья 4
Избирательное право является всеобщим, равным и тайным. Голосование может быть прямым и непрямым в условиях, предусмотренных Конституцией и законом.
Согласно условиям, предусмотренным законом, избирателями являются все габонцы обоих полов, которым уже исполнилось восемнадцать лет, и которые обладают политическими правами.
В условиях, предусмотренных Конституцией и законом, имеют право быть избранными все граждане Габона обоих полов, обладающие политическими правами.
Статья 5
Республика Габон организована на принципах национального суверенитета, разделения исполнительной, законодательной, судебной и юридической власти Государства.
Статья 6
Партии и политические объединения содействуют выражению избирательного права. Они могут свободно формироваться и осуществлять свою деятельность в рамках закона и на основе принципов мульти плюрализма. Они должны соблюдать Конституцию и законы Республики.
Статья 7
Любое действие, посягающее на республиканскую форму правления, неделимость, светскость Государства, суверенитет и независимость, считается государственной изменой и карается по закону.

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
I – О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ.
Статья 8
Президент Республики – глава государства, он следит за соблюдением Конституции, он обеспечивает регулярное функционирование органов государственной власти через свой арбитраж, а также континуитет Государства.
Он гарант национальной независимости, территориальной неприкосновенности, соблюдения соглашений и договоров.
По согласованию с правительством он определяет политику Нации.
Он верховный держатель исполнительной власти, которую он разделяет с Премьер-министром.
Статья 9
Президент Республики избирается всеобщим прямым избирательным правом сроком на пять лет. Он может быть переизбран только один раз.
Президент Республики избирается абсолютным большинством поданных голосов. Если в первом туре не было набрано большинство голосов, переходят ко второму туру, который имеет место во второе воскресенье после объявления Конституционным судом результатов выборов.
Во второй тур проходят только два кандидата, набравшие большее количество голосов на первом туре.
Во втором туре кандидат считается избранным, если он набирает большинство поданных голосов.
Статья 10
Если перед первым туром один из кандидатов умирает или в силу обстоятельств не может продолжать выборы, Конституционный суд объявляет об отсрочке выборов.
В случае кончины или возникновения препятствия одного из двух лидирующих кандидатов первого тура перед возможным аннулированием, Конституционный суд объявляет, что необходимо снова приступить к избирательной процедуре; приступают к той же процедуре в случае смерти или возникновения препятствия одного из двух кандидатов соревнующихся во втором туре.
Конституционный суд может перенести сроки, предусмотренные в статье 11, но при условии, что выборы будут проведены не позднее, чем через тридцать пять дней после даты принятия постановления Конституционным судом. Если применение положений настоящего абзаца приведет к переносу выборов на дату, которая следует за датой истечения срока полномочий действующего Президента, он продолжает исполнять свои полномочия до момента избрания своего преемника.
Все габонцы обоих полов, являющиеся полноправными гражданами, которым уже исполнилось сорок лет, но не старше семидесяти, имеют право быть избранными на пост президента Республики. Любой человек, получивший гражданство Габона, не имеет права выставлять свою кандидатуру на пост Президента Республики. Только его потомки, начиная с четвёртого поколения, без перерыва проживающее на территории Габона, уже получаю право выставлять свою кандидатуру на выборах.
Порядок применения настоящей статьи определен органическим законом.
Статья 11
Президент Республики вступает в свои полномочия с момента принесения присяги, а заканчиваются они по истечению пятого года с момента выборов.
Выборы проходят минимум за месяц и максимум за два до истечения срока полномочий действующего Президента.
Последний не может каким-либо образом сократить срок своего мандата, для того чтобы добиться другого срока.
Если действующий Президент Республики выставляет свою кандидатуру на выборах, Национальное собрание не может быть распущено. Кроме того, с момента официального выставления своей кандидатуры он не может осуществлять своё право принимать законы постановлением. В случае необходимости, Национальное собрание созывается на внеочередную сессию.
Статья 11а
Принесение присяги является началом президентского мандата. Присяга не может быть принесена до вынесения решения Конституционным судом по спорным вопросам, если ему было передано дело на рассмотрение. Решение Конституционного суда должно быть вынесено максимум в месячный срок, начиная с пятнадцатого дня после обнародования результатов выборов.
Если не возникли спорные вопросы, избранный или переизбранный Президент Республики присягает по истечении срока полномочий действующего Президента.
Если спорные вопросы имели место, то действующий Президент Республики продолжает исполнять полномочия до вынесения решения Конституционным судом.
В случае смерти или возникновения непреодолимых препятствий действующего непереизбранного Президента Республики до истечения срока его полномочий, избранный Президент незамедлительно присягает, если нет спорных вопросов. В случае возникновения спорных вопросов, временно полномочия президента исполняются в соответствии с положениями статьи 13.
Смерть или непреодолимые препятствия избранного или переизбранного Президента происшедшие в период между обнародованием результатов и истечением срока полномочий действующего Президента или принятием решения Конституционным судом в случае возникновения спорных вопросов, ведут к возобновлению избирательной процедуры в условия, предусмотренных в статье 10. В этом случае, как только было установлено образование вакантного места, полномочия Президента Республики осуществляются в соответствии с положениями статья 13.
В период между обнародованием результатов президентских выборов и началом президентского мандата, Национальное собрание не может быть распущено, не может быть начат или закончен пересмотр Конституции
Статья 12
При вступлении в должность Президент Республики торжественно приносит следующую присягу в присутствии Парламента, Конституционного суда, положив левую руку на Конституцию, а правую руку подняв перед государственным флагом:
«Клянусь отдавать все мои силы во благо габонского народа с целью обеспечения его достатка и предохранения его от всякого рода ущерба, соблюдать и защищать Конституцию и правовое Государство, добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности и быть ко всем справедливым.»
Статья 13
В случае образования вакантного места на должность Президента по какой бы то ни было причине, или возникновения непреодолимых препятствий, установленных абсолютным большинством Конституционного суда, к которому обратилось правительство, или по крайней мере, президиумами обоих палат Парламента, которые вынесли постановление вместе абсолютным большинством депутатов, полномочия Президента Республики, за исключение предусмотренных в статьях 18, 19 и 116, первый абзац, временно исполняются Председателем Национального собрания или, в случае возникшего у него непреодолимого препятствия, надлежащим образом установленного Конституционным судом, к которому обратился Председатель Сената или, если в свою очередь возникновения препятствий у него, полномочия исполняет первый вице-председатель Национального собрания.
Должностные лица, осуществляющее временное исполнение обязанностей Президента Республики, в условиях, предусмотренных настоящей статьей, не могут выставлять свою кандидатуру на президентских выборах.
В случае образования вакантного места или препятствия, объявленного Конституционным судом непреодолимым, баллотировка на выборах нового Президента Республики имеет место минимум за тридцать и максимум за сорок пять дней после возникновения вакантного места или заявления о непреодолимом характере препятствия, если Конституционный суд не констатирует наличие форс мажорных обстоятельств.
Статья 14
Полномочия Президента Республики несовместимы с исполнением обязанностей любого другого должностного лица государственной службы и частной деятельностью прибыльного характера.
Статья 15
Президент Республики назначает Премьер-министра.
Он снимает его с должности по своей собственной инициативе или по предоставлению Премьер-министром роспуска правительства, вследствие объявления вотума недоверия или принятия Национальным собранием резолюции порицания.
По представлению Премьер-министра, он назначает и снимает с должности других членов правительства.
Статья 16
Президент Республики созывает и председательствует на заседаниях совета Министров и составляет его повестку дня. В случае надобности Премьер-министр может вносить дополнения по вопросам специального наделения правами и по определенной повестке дня.
Статья 17
Президент Республики обнародует законы, окончательно принятые в двадцатипятидневный срок после их передачи правительству. Этот срок может быть сокращен до десяти дней в случае крайней необходимости, объявленной Национальным собранием или правительством.
Во время срока обнародования Президент Республики может обратиться к Парламенту с запросом о проведении нового обсуждения закона или некоторых из его статей. Новое обсуждение не может быть отклонено. Закон, переданный таким образом на новое обсуждение, должен быть принят большинством в две трети голосов его членов то ли в его первоначальной форме, то ли с внесенными поправками. Президент Республики обнародует его в сроки, указанные выше.
Вместо обнародования закона Президентом Республики в условия и в сроках, указанных выше, он должен передать текст закона Конституционному суду.
В случае отклонения обжалования Конституционным судом Президент Республики обнародует закон в условия и сроках, предусмотренных выше.
Статья 18
Президент Республики, по своей собственной инициативе, по предложению правительства или абсолютного большинства Национального собрания, может в течение сессий поставить на референдум любой законопроект, касающийся проведения в жизнь принципов, содержащихся в преамбуле или предварительном разделе Конституции, относящихся прямо или косвенно к функционированию основных законов.
Если референдум решил принять проект, то Президент Республики его обнародует в соответствии со статьей 17.
Статья 19
Проконсультировавшись с Премьер-министром и председателями палат парламента, Президент Республики может высказаться за роспуск Национального собрания.
Однако, использование данной прерогативы, два раза в течение одного и того же мандата президента, может быть использовано подряд только через двенадцать месяцев после первого роспуска.
Перевыборы коллегиального органа в целом имеют место минимум через тридцать максимум через сорок пять дней после публикации декрета о его роспуске.
Национальное собрание обязательно собирается во второй вторник после выборов. Если это собрание имеет место вне периода, предусмотренного для созыва очередных сессий, сессия считается по праву открытой в течение пятнадцати дней.
Если по истечению второго роспуска большинство не настроено к нему благосклонно, Президент Республики может подать в отставку.
Председатель Национального собрания обращается в Конституционный суд по вопросу организации новых выборов президента.
Избирательный корпус созывается минимум в тридцатидневный максимум в сорокадневный срок после выхода в отставку Президента Республики в соответствии со статьей 13.
Статья 20
На заседании совета Министров Президент Республики назначает на высшие государственные гражданские и военные должности, а именно послов и чрезвычайных посланников, старший офицерский состав и генералов.
Органический закон определяет способ получения данных должностей.
Статья 21
Президент Республики уполномочивает послов и чрезвычайных посланников в иностранные державы и международные организации. Послы и чрезвычайные посланники аккредитуются им.
Статья 22
Президент Республики – верховный главнокомандующий вооруженными силами и силами безопасности. Он главенствует на заседаниях советов и высших комитетов национальной защиты.
В случае надобности по специальному делегированию и по определенному порядку дня его замещает Премьер-министр.
Статья 23
Президент Республики обладает правом помилования.
Статья 24
Президент Республики сообщается с Национальным собранием при помощи посланий, которые он просит зачитать Председателя Национального собрания. По его просьбе он может быть заслушан Парламентом. Данные сообщения не дают повода для проведения дебатов.
Если Национальное собрание не на сессии, оно должно специально собираться с этой целью.
Статья 25
Президент Республики может, если того требуют обстоятельства, после обсуждения на заседании совета Министров и проведения консультации с президиумом Национального собрания, издать постановление об объявлении чрезвычайного или осадного положения, которое наделяют его специальными полномочиями в условиях, определенных законом.
Статья 26
Если основные законы Республики, независимость или высшие интересы Нации, ее территориальная неприкосновенность или выполнение международных обязательств находятся под серьезной и непосредственной угрозой, а регулярная деятельность органов государственной власти приостановлена, Президент Республики, в межсессионный период и в самые кратчайшие сроки после проведения официальной консультации с Премьер-министром, председателем Национального собрания, а также с Конституционным судом, издает ордонанс о принятии мер, которых требуют данные обстоятельства.
В своем обращении он информирует Нацию.
В сессионный период принятие данных мер относится к сфере действия закона.
Национальное собрание не может быть распущено, не может быть начат или закончен пересмотр Конституции.
Статья 27
Акты Президента Республики, кроме тех, что указаны в статьях 15 первый абзац, 17 первый, второй и третий абзацы, 18, 19, 23, 24, 78, 98 и 116 должны быть скреплены подписями Премьер-министра и министров, которым поручено их осуществление.

II – О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ.
Статья 28
Правительство проводит политику Нации под начальством Президента Республики, предварительно согласовав ее.
С этой целью оно располагает административными органами и силами по обеспечению защиты и безопасности.
Правительство несет ответственность перед Президентом Республики и Национальным собранием в условиях и процедурах, предусмотренных настоящей Конституцией.
Статья 28 а
После своего назначения и обсуждения на заседании совета министров, Премьер-министр предоставляет Национальному собранию свою программу общей политики, которая может дать повод дебатам с последующим высказыванием вотума недоверия.
Статья 29
Премьер-министр руководит работой правительства. Он обеспечивает исполнение законов. С учетом положений вышеупомянутой статьи 20, он осуществляет распорядительную власть и назначает на государственные гражданские и военные должности. Он может делегировать некоторые из своих полномочий другим членам правительства.
Временное исполнение обязанностей Премьер-министра осуществляет член правительства, назначенный указом Президента Республики, согласно порядку назначения декрета, определяющего состав правительства.
Министр, временно замещающий Премьер-министра, временно наделяется всей полнотой полномочий Премьер-министра.
Постановления Премьер-министра скрепляются подписями членов парламента, которым поручено их осуществление.
Статья 29 а
Премьер-министр может, если того требуют обстоятельства, после обсуждения на совете Министров и уведомления председателей палат Парламента, издать постановление в условиях, определенных законом, о провозглашении состояния угрожаемого положения.
Провозглашение состояния боевой готовности постановлением Премьер-министра, имеет место после обсуждения на заседании совета Министров и консультации с президиумом Национального собрания.
Национальное собрание, которое приняло решение абсолютным большинством своих членов, дает распоряжение о продлении состояния угрожаемого положения и боевой готовности более двадцати одного дня.
Статья 30
Законопроекты, ордонансы и регламентарные декреты обсуждаются на заседаниях совета Министров после заключения, вынесенного Административной палатой.
Статья 31
Правительство состоит из Премьер-министра, государственных министров, Министров и государственных секретарей.
Премьер-министр – глава правительства.
Члены правительства избираются как внутри Парламента, так и вне оного. Они должны быть не младше тридцати лет и обладать политическими и гражданскими правами.
Член правительства имеет право на избрание в органы власти национального и местного значения.
Статья 32
Обязанности члена правительства несовместимы с осуществлением любого парламентского мандата.
Органический закон определяет оклад и льготы, предоставляемые членам правительства, и перечисляет другие публичные функции и частную деятельность, осуществление которых несовместимо с их полномочиями.
Статья 33
Члены правительства политически солидарны. Они несут уголовную ответственность за преступления и правонарушения, совершенные при исполнении своих служебных обязанностей.
Статья 34
Полномочия правительства прекращаются к моменту окончания принятия присяги Президента Республики, а также по окончанию провозглашения результатов выборов в законодательный орган Конституционным судом.
В случае отставки правительство осуществляет исполнение текущих дел до формирования нового правительства.

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 35
Законодательная власть представлена Парламентом, который состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.
Члены Национального собрания имеют ранг депутатов. Они избираются сроком на пять лет всеобщим прямым голосованием.
Члены Сената имеют ранг сенаторов. Они избираются сроком на шесть лет всеобщим непрямым голосованием. Они должны быть не младше сорока лет. Сенат обеспечивает представительство административно-территориальных образований.
Палаты Парламента полностью обновляются по истечении срока их мандата.
Никакое определение границ избирательных округов не может быть начато в течение года, который предшествует периоду наступления переизбрания каждой из палат.
Статья 36
Парламент вотирует законы, принимает налоги и контролирует исполнительную власть в условиях, предусмотренных настоящей Конституцией.
Статья 37
Органический закон закрепляет для каждой из палат число парламентариев, их жалованье, порядок и условия их избрания, а также невозможность быть избранным и невозможность совмещения определенных видов деятельности.
Он также определяет условия, согласно которым избираются люди для осуществления, в случае возникновения вакантного места, замещения в соответствующей палате, невозможность быть избранным и невозможности совмещения определенных видов деятельности.
Статья 38
Ни одного члена Парламента не могут привлекать к ответственности, разыскивать, арестовывать, содержать в тюрьме или судить в связи с мнениями или голосами, которые он высказал при исполнении служебных обязанностей.
В сессионный период любой член Парламента может привлекаться к ответственности, разыскиваться, арестовываться по уголовному делу, по делам о проступках или полицейских нарушениях только с разрешения президиума палаты, к которой он имеет отношение, кроме случаев явных преступлений или вступившего в законную силу обвинительного приговора.
Лишение свободы или привлечение к ответственности члена Парламента откладывается до окончания срока его мандата, кроме случаев снятия депутатской неприкосновенности.
Статья 39
Любой императивный мандат является недействительным. Право голоса членов Парламента является личным.
В виде исключения регламент каждой из палат разрешает делегирование голоса. Никто не может получить делегирование более одного мандата.
Статья 40
Каждый член Парламента полноправно собирается в первый день работы, через пятнадцать дней после его избрания. Повестка дня включает исключительно выборы своего председателя и президиума.
Председатели и члены президиумов Национального собрания и Сената избираются своими коллегами сроком соответственно на тридцать и тридцать шесть месяцев с правом переизбрания, в ходе тайного голосования в соответствии с положениями регламента их палаты.
В любой момент после вступления в должность соответствующая палата может освободить председателя и других членов президиума от занимаемого мандата вследствие высказывания абсолютным большинством вотума недоверия.
Статья 41
Парламент полноправно собирается на две очередные сессии в год.
Первая сессия открывается в третий вторник марта и заканчивается не позднее четвертой пятницы июня. Вторая сессия открывается в первый вторник октября и заканчивается не позднее третей пятницы декабря.
Открытие сессий переносится на следующий день, если день открытия является праздничным или, в крайнем случае, на первый рабочий день.
Статья 42
Парламент полноправно собирается в период осадного положения и в случае, предусмотренном статьей 26.
Статья 43
Палаты Парламента собираются на внеочередные сессии по созыву своих председателей по определенному порядку дня, по просьбе Президента Республики, по предложению Премьер-министра или абсолютного большинства ее членов.
Внеочередные сессии объявляются открытыми и закрытыми согласно указу Президента Республики.
Работа сессий не может превышать более пятнадцати дней.
Статья 44
Заседания Парламента публичны. Полный протокол дебатов публикуется в Журнале прений (Journal des débats).
Каждая из двух палат может под контролем своего президиума передавать через государственные средства массовой информации трансляцию дебатов, соблюдая плюрализм и положения своего регламента.
Каждая из двух палат может принять Президента Республики или главу иностранного Государства или правительства.
Каждая палата Парламента может заседать при закрытых дверях по просьбе Президента Республики, Премьер-министра или одной пятой ее членов.
Статья 45
Каждая палата Парламента голосует за регламент, который может вступить в силу только после того, как Конституционный суд признает его соответствие Конституции. Любые дальнейшие изменения также передаются ему на рассмотрение.
Статья 46
Парламент обладает финансовой независимостью.

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТЯМИ.
Статья 47
Кроме случаев, прямо предусмотренных Конституцией, закон определяет нормы, касающиеся:
– осуществления гражданами основных прав и обязанностей;
– зависимости, закрепленной за габонцами и иностранцами, как на них лично, так и на их имущество, в целях общественной полезности и национальной обороны;
– организации гражданского состояния;
– аудиовизуальной кинематографической и письменной коммуникации;
– условий использования информатики так, чтобы была сохранена честь, личная и семейная жизнь;
– избирательной системы Национального собрания и представительного органа местного самоуправления;
– организации судебной системы, создания новых видов судебных учреждений и статуса магистратов;
– организации публичных должностей и публичных функций, профессии нотариусов;
– определения преступлений и правонарушений, а также назначения наказания, которое в данном случае применяется, уголовного судопроизводства, режима отбывания наказания в виде лишения свободы и амнистии;
– состояния угрожаемого положения, чрезвычайного положения, состояния боевой готовности, осадного положения;
– условий работы ассоциаций, партий, политических образований и синдикатов;
– основания расчета налога, суммы налога и порядка взимания разного рода налогов, порядка денежной эмиссии;
– общего статуса государственных служб и статуса отдельных лиц;
– национализации предприятий и перехода корпоративной собственности из государственного сектора в частный;
– создания или упразднения публичных учреждений и служб автономного характера;
– общего административного и финансового устройства;
– создания, функционирования и свободного управления административно-территориальными образованиями, их компетенции, их доходов и их базы налогообложения;
– условий участия Государства в капитале всех обществ и его контроля данных обществ;
– порядка государственного имущества, системы землевладения, лесного хозяйства, горнопромышленного производства и поселения;
– охраны предметов, предоставляющих художественную ценность, культурного и археологического наследия;
– охраны природы и окружающей среды;
– займов и финансовых обязательств Государства;
– программ по осуществлению мероприятий экономической и социальной политики;
– условий, согласно которым предоставляются и принимаются голосованием законы о бюджете и производятся национальные расчеты;
– законов о бюджете, определяющих доходы и расходы Государства в условиях, предусмотренных органическим законом;
– законов о финансировании определенной деятельности, определяющие задачи Государства
в экономических, социальных, культурных делах и в вопросах национальной обороне;
Кроме того закон определяет основные принципы:
– образования;
– здравоохранения,
– права на работу;
– права на профсоюзы, включающие условия осуществления права на забастовку;
– взаимного страхования и сбережений;
– общей организации национальной обороны и общественной безопасности.
Положения настоящей статьи могут быть уточнены или дополнены органическим законом.
Статья 48
На каждый финансовый год все доходы и расходы Государства должны быть рассчитаны и записаны в законопроекте о годовом бюджете, предоставленном Правительством Национальному собранию при открытии второй сессии и не позднее тридцатого октября.
Если к концу бюджетной сессии Парламент расходится, не приняв бездефицитный бюджет, правительство уполномочено вынести постановление о продлении бюджета предыдущего года. В случае необходимости данное постановление может предусматривать, тем не менее, любое уменьшение расходов или увеличение доходов. По запросу Премьер-министра, Парламент созывается в пятнадцатидневный срок на внеочередную сессию на новое обсуждение. Если Парламент не проголосовал за бездефицитный бюджет к концу данной внеочередной сессии, созванной для нового обсуждения, на заседании совета Министров принимается постановление об окончательном введении бюджета, постановление подписывает Президент Республики. Если речь идет о прямых налогах, обложениях и подобных сборах, они обращаются к взысканию с первого января.
Счетная палата помогает Парламенту и правительству в контроле по выполнению закона о бюджете. Законопроект об исполнении бюджета, основанный правительством и сопровождаемый общим заявлением о соответствии и сводным отчетом Счетной палаты, должен быть предоставлен Парламенту не позднее начала первой очередной сессии второго года, который следует за осуществлением выполнения соответствующего бюджета.
Статья 49
Национальное собрание большинством в две трети голосов его членов разрешает Президенту Республики объявлять войну.
Статья 50
Продление чрезвычайного и осадного положения больше, чем на пятнадцать дней, разрешает Национальное собрание, которое принимает данное постановление абсолютным большинством его членов.
Статья 51
Дела, кроме тех, которые относятся к сфере действия закона, имеют регламентарный характер. Они являются предметом указов Президента Республики.
Для проведения в жизнь этих декретов данные дела могут являться предметом постановлений, принятых Премьер-министром, или по поручению Премьер-министра, Министрами или другими административными органами, правомочными это сделать.
Статья 52
В случае необходимости для осуществления своей программы правительство может попросить санкции Парламента в межсессионный период разрешить принимать меры, которые обычно относятся к сфере действия закона.
Ордонансы принимаются на заседании совета Министров, после уведомления административных палат и подписываются Президентом Республики. Они вступают в силу с момента их публикации.
Они должны быть ратифицированы Парламентом во время будущей сессии.
Парламент имеет возможность изменять постановления путем внесения поправок.
Если не предусмотрен закон о ратификации, постановления утрачивают силу.
Другой ордонанс или закон может вносить изменения в постановления.
Статья 53
Законодательная инициатива принадлежит одновременно правительству и Парламенту.
Статья 54
После уведомления Административного суда законопроекты принимаются на заседании совета Министров и вносятся на обсуждение президиуму одной из палат парламента.
В случае надобности одному из членов правительства поручают от имени Премьер-министра обосновать законопроект и поддержать его обсуждение в палатах Парламента.
Проект органического закона, внесенный членами парламента или правительством, предоставляется на обсуждение или голосование Парламенту только по истечению пятнадцатидневного срока после его внесения.
Проекты закона о бюджете и проекты внесения изменений в Конституцию сначала передаются Национальному собранию. Законопроекты, касающиеся административно-территориальных образований, сначала предоставляются Сенату.
Любой законопроект, внесенный членом парламента, переданный Парламентом правительству и который не стал предметом рассмотрения в шестидесятидневный срок, официально ставится на обсуждение внутри Парламента.
Статья 55
Члены парламента имеют право внесения поправок в проекты нормативных актов. Законопроекты и поправки, внесенные парламентом, не принимаются, если их принятие повлечет последствия: снижение государственных доходов, создание или ухудшение состояние государственных должностей без выделения соответствующих поступлений.
Внесенные поправки не должны не иметь связи с законом, к которому они относятся.
Если правительство того требует, палата, к которой обратились, должна вынести свое решение посредством единственного голосования по поводу части или всего обсуждаемого закона, оставляя только лишь поправки, предложенные или принятые правительством.
Статья 56
Если во время законодательного процесса окажется, что закон или поправка не относятся к сфере действия закона в рамках указанной выше стать 47, или переходит границы законодательных полномочий, предоставленных правительству на основании статьи 52, Премьер-министр так же как и Председатель участвующей палаты по просьбе одной пятой части ее членов, может поднять вопрос об отсутствии оснований для принятия,
В случае разногласия, обращаются в Конституционный суд. Он должен вынести решение в восьмидневный срок.
Статья 57
Повестка дня Парламента содержит обсуждение законопроектов, предоставленных правительством, а также законопроектов, принятых самим парламентом.
Правительству сообщают повестку дня работы палат и их комиссий.
Премьер-министр и другие члены правительства обладают правом доступа и имеют право выступить на заседаниях палат Парламента и их комиссий. По их просьбе или по просьбе парламентских инстанций они могут быть выслушаны.
Статья 58
Требование о применении срочного порядка рассмотрения законопроекта может исходить от правительства или абсолютного большинства членов Парламента.
Если речь идет об органических законах, пятнадцатидневный срок может быть сокращен до восьми дней.
Статья 58 а
Любой законопроект, внесенный правительством или членами парламента, изучается каждой палатой Парламента с целью принятия одинакового закона.
Если, в случае возникновения разногласия между палатами, законопроект не был принят после одного прочтения каждой из палат, Премьер-министр обладает полномочиями созвать заседание смешанной комиссии, состоящей из членов обоих палат, которой поручено предложить закон на обсуждаемые положения.
Если смешанной комиссии не удается принять совместный закон, правительство обращается к Национальному собранию, которое выносит окончательное решение.
Если смешанная комиссия пронимает совместный закон, он становится парламентским только, если каждая из палат приняла по отдельности данный закон.
Процедура, касающаяся принятия бюджета, идентична процедуре принятия обычного закона с учетом отдельных положений, указанных в статье 48.
Статья 59
Законопроекты, внесенные правительством или парламентом, перед их обсуждением на пленарном заседании посылаются на изучение в компетентные комиссии каждой палаты Парламента.
После открытия публичных дебатов никакая поправка не может изучаться, если она не была предварительно представлена на рассмотрение компетентной комиссии.
Статья 60
Органические законы, предусмотренные настоящей Конституцией, обсуждаются и вотируются согласно обычной законодательной процедуре.
Перед обнародованием премьер-министр передает органические законы на рассмотрение в Конституционный суд.
Статья 61
Средствами контроля законодательной власти над исполнительной являются парламентские интерпелляции, устные или письменные парламентские запросы, комиссии по расследованию и контролю, вотум недоверия, вынесенный Национальным собранием, в условиях, предусмотренных статьей 63 настоящей Конституции.
Одно заседание в неделю оставляется для парламентских вопросов и ответов членов правительства. Вопросы по текущим событиям могут послужить предметом интерпелляций правительства, даже во время внеочередных сессий.
Исполнительная власть обязана предоставлять Парламенту все информативные детали об управлении и делах, которые у него запрашивают.
Статья 62
Органический закон определяет условия, в которых письменный парламентский запрос может быть преобразован в устный запрос, сопровождающийся дебатами, и условия организации и функционирования комиссий по расследованию и контролю.
Одно заседание в неделю посвящено изучению устных запросов, касающихся текущих дел.
Статья 63
Премьер-министр, посовещавшись на заседании совета министров, порождает ответственность правительства перед Национальным собранием, ставя вопрос о доверии либо по поводу заявления о проведении общей политики, либо по голосованию текста закона.
Дебаты по вопросу о доверии могут начаться только через три полных дня после того, как он был поставлен. В доверии может быть отказано только, если данное решение приняло большинство членов Национального собрания.
Статья 64
Путем проведения голосования вотума недоверия Национальное собрание привлекает к ответственности правительство. Данный вотум недоверия принимается только, если он подписан, по крайней мере, одной четвертой членов Национального собрания. Резолюция порицания может быть принята только абсолютным большинством членов Национального собрания.
В случае отклонения резолюции порицания, депутаты, подписавшиеся под ней, не могут выдвинуть новую во время той же сессии, кроме случаев, предусмотренных в статье 65.
Голосование за вотум недоверия может иметь место только через три полных дня после его внесения.
Статья 65
Если Национальное собрание принимает вотум недоверия или отказывает в доверии Премьер-министру, то он должен незамедлительно подать Президенту Республики заявление об отставке.
Отставка Премьер-министра происходит в условиях, предусмотренных статьей 15.
Статья 66
Закрытие очередных и внеочередных сессий на законных основаниях может быть отсрочено, чтобы, в случае необходимости, дать возможность провести в жизнь положения статей 25, 26 и 50.

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
I – О СУДЕБНЫХ ОРГАНАХ.
Статья 67
Правосудие осуществляется от имени габонского народа Конституционным судом, Судебной палатой, административным судом, Счетной палатой, апелляционным судом, трибуналами, Высшим судом и другими специальными юрисдикциями.
Статья 67
Органы юстиции – органы власти, которые не зависят от законодательной и исполнительной власти.
При исполнении своих служебных обязанностей судьи подчиняются только силе закона.
Статья 69
Президент Республики – гарант независимости судебной власти и соблюдения положений настоящей Конституции, а именно ее 36 статьи. Ему содействует Высший совет магистратуры и председатели Административных судов, Судебных и счетных палат.
Статья 70
Высший совет магистратуры наблюдает за правильным осуществлением правосудия и в связи с этим выносит решения о назначениях, целевых назначениях, повышениях и дисциплине магистратов.
Статья 71
Заседания Высшего совета магистратуры возглавляет Президент Республики, которому помогают Министр, отвечающий за правосудие, и вице-президент.
Законодательная власть представлена в Высшем совете магистратуры тремя депутатами и двумя сенаторами, избранными Председателями каждой палаты парламента из различных парламентских фракций, имеющих совещательных голос.
Министр, отвечающий за финансы, присутствует на заседаниях Высшего совета магистратуры и обладает совещательным голосом.
Статья 72
Состав, организация и функционирование Высшего совета магистратуры определены органическим законом.

II – СУДЕБНАЯ ПАЛАТА
Статья 73
Судебная палата – высшая судебная инстанция по гражданским, коммерческим, социальным и уголовным делам. Она разделяется на палаты по гражданским, коммерческим, социальным и уголовным делам.
Каждая палата отдельно выносит судебное постановление согласно ее компетенциям.
Судебная палата может заседать всем пленумом суда в условиях, предусмотренных законом.
Судебные решения наделены абсолютной властью вступившего в законную силу судебного постановления.
Статья 73 а
Органический закон определяет организацию, состав, компетенции и функционирование Судебной палаты, также как и апелляционных судов и судов первой инстанции по гражданским, коммерческим, социальным и уголовным делам.

III – ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДЕ.
Статья 74
Административный суд – высшая судебная инстанция Государства по административным делам.
Статья 75
Кроме своих судебных функций, с Административным судом советуются в условиях, определенных органическим законом, что указано в статье 75 b, и другими законами.
Статья 75 а
Решения Административного суда наделены абсолютной властью вступившего в законную силу судебного постановления.
Статья 75 b
Органический закон определяет организацию, состав, полномочия и функционирование Административного суда.

IV – О СЧЕТНОЙ ПАЛАТЕ
Статья 76
Обязанностью Счетной палаты является обеспечение контроля государственных финансов. Для этого:
– она осуществляет контроль над исполнением законов о бюджете, информируя об этом Парламент и Правительство;
– она проверяет правильность, четкость доходов и расходов, описанных в бухгалтерском учете государственных финансовых операций, и проверяет по ним правильное использование кредитов, фондов и ценных бумаг, которыми распоряжаются государственные службы или другие публичные юридические лица;
– она обеспечивает проверку счетов и управления государственных предприятий и организаций, которые принимают финансовое участие в государственном капитале;
– она изучает счета бухгалтеров государственных организаций;
– она заявляет и выверяет ведение чужих дел без поручения;
– она применяет санкции к управленческим ошибкам, совершенным по отношению к Государству, административно-территориальными образованиями и организациями, которые она контролирует.
Статья 77
Органический закон определяет организацию, состав, другие полномочия и функционирование счетной палаты, а также правила процедуры, которые в ней надо соблюдать.

V – О ВЫСШЕМ СУДЕ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЮРИСДИКЦИЙ.
Статья 78
Высший суд – временная специальная юрисдикция.
Она судит Президента Республики в случае нарушения присяги или государственной измены.
Президент Республики привлекается к ответственности Парламентом, который выносит решение большинством в две трети его членов на открытом голосовании.
В виде исключения в промежутке между заседаниями декрет о созыве Парламента будет приниматься Премьер-министром.
Председатели и вице-президенты органов управления и судов, члены правительства и члены конституционного суда, также как и их сообщники или соучастники в случае посягательства на государственную безопасность несут уголовную ответственность перед высшим судом за действия, совершенные при исполнении своих служебных обязанностей, которые квалифицируются как преступления или правонарушения в момент их совершения.
В этом случае в высший суд может обратиться Президент Республики или Председатели палат Парламента, или Генеральный прокурор при судебной палате, который по долгу службы ведет дело, или по обращению любого заинтересованного лица.
Статья 79
За исключением предания суду Президента Республики Высший суд обязан определять преступления и правонарушения, а также назначать такие наказания, какими они вытекают из уголовных законов, действующих в момент совершения данных деяний.
Статья 80
Высший суд состоит из тринадцати членов, семь из которых профессиональные магистраты, назначенные высшим советом магистратуры и шесть, избираются Парламентом из своего состава, пропорционально парламентским фракциям.
Председатель высшего суда и его заместитель избираются из числа магистратов, упомянутых в первом абзаце, общим составом данного института.
Статья 81
Правила деятельности высшего суда, судебная процедура, применяемая в нем, и определение преступлений, вменяемых в вину Президенту Республики, определены органическим законом.

ДРУГИЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЮРИСДИКЦИИ.
Статья 82
Другие специальные юрисдикции также являются временными инстанциями, созданными законом.

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД.
Статья 83
Конституционный суд – наивысшая юрисдикция Государства по конституционным вопросам. Он судит о конституционности законов и гарантирует фундаментальные права человека и публичные свободы. Конституционный суд является органом, регулирующим функционирование институтов и деятельность органов государственной власти.
Статья 84
Конституционный суд обязательно выносит решения:
– о конституционности органических законов и законов перед их промульгацией, нормативных актов, посягающих на фундаментальные права человека и публичные свободы;
– о соответствие конституции внутренних регламентов Национального собрания, национального совета коммуникации и экономического и социального совета перед их введением в действие;
– в конфликтах по вопросам определения подведомственности дела государственным институтам;
– о законности всех политических выборов и процедуры референдума, результаты которых он обнародует.
В случае оспаривания действительности выборов в Конституционный суд может обратиться любой избиратель, кандидат, любая политическая партия или представитель правительства в условиях, предусмотренных органическим законом.
Статья 85
Органические законы перед их промульгацией передаются в Конституционный суд на рассмотрение Премьер-министром.
Другие категории законов, так же как и нормативные акты могут быть переданы в конституционный суд Президентом Республики, Премьер-министром, Председателями палат Парламента или одной десятой членов каждой палаты, Председателями судебной палаты, административного суда, счетной палаты, а также любым гражданином или юридическим лицом, пострадавшего от закона или нормативного акта.
Конституционный суд должен вынести решение в месячный срок согласно состязательному процессу, порядок которого установлен органическим законом. Однако, по просьбе правительства и в случае крайней необходимости, этот срок может быть сведен к восьми дням. Промульгация закона или проведение в жизнь акта откладывается из-за обжалования.
Положение, объявленное неконституционным, не может быть обнародовано или проведено в жизнь.
Статья 86
Каждый подсудимый, во время рассмотрения дела в суде общей юрисдикции, может выдвинуть возражение о неконституционности закона или акта, который не признает его основные права.
Судья определяет справедливость данного возражения и в подтверждении обращается в конституционный суд, предоставляя ссылку на необходимость решения иного судебного органа по вопросу, имеющему преюдициальное значение.
Конституционный суд выносит решение в месячный срок. Если он заявляет, что инкриминированный закон противоречит Конституции, данный закон прекращает действовать, начиная с момента принятия решения.
Парламент в течение будущей сессии в рамках судебного процесса по возвращению, изучает последствия, которые возникают в результате принятия решения судом о несоответствии Конституции.
Статья 87
Международные обязательства, предусмотренные статьями 113 и 115, должны быть переданы перед их ратификацией в конституционный суд Президентом республики, либо Премьер-министром, либо председателем Национального собрания или одной десятой от общего числа депутатов.
Конституционный суд в течение одного месяца проверяет, не содержат ли данные обязательства пункты, противоречащие Конституции. Однако по просьбе правительства, в случае срочности, этот срок сводится к восьми дням.
Статья 88
Кроме других полномочий, предусмотренных законом и Конституцией, конституционный суд обладает правом толковать Конституцию по просьбе Президента Республики, Премьер-министра, председателя Национального собрания или одной десятой части от общего числа депутатов.
Статья 89
Конституционный суд состоит из девяти (9) членов, которые имеют звание Советников.
Срок мандата советников – пять (5) лет с правом переизбрания только один раз.
Девять членов Конституционного суда выбираются следующим образом:
– трое назначаются Президентом Республики, двое из которых юристы, а один магистрат;
– трое назначаются Председателем Национального собрания, двое из которых юристы, а один магистрат;
– трое назначаются Председателем Сената, двое из которых юристы, а один магистрат;
Магистрат, обязательно назначаемый должностными лицами, упомянутыми в предыдущей строке, выбирается из списка пригодности, который составила судебная, счетная палаты, административный суд и магистраты главного управления осуществления правосудия равноценной инстанции.
Советники выбираются отдельно из числа преподавателей права, адвокатов и магистратов, не младше сорока лет, имеющих профессиональный опыт работы пятнадцать лет, а также из числа квалифицированных лиц, возрастом не младше сорока лет.
Председатель Конституционного суда избирается его членами.
В случае возникновения временных препятствий, временное исполнение его обязанностей осуществляет самый пожилой Советник.
В случае смерти или отставки одного из членов, новый член, назначаемый органом власти, произведшим соответствующее назначение, завершает начатый мандат.
Бывшие Президенты Республики являются почетными членами Конституционного суда и обладают правом совещательного голоса.
Статья 90
Осуществление полномочий членов Конституционного суда несовместимы с любой другой государственной службой и с любой профессиональной деятельностью частного характера, с учетом исключений, предусмотренных органическим законом.
Члены Конституционного суда приносят присягу во время торжественной церемонии в присутствии Парламента и Юридической палаты, Счетной палаты и Административного суда, на которой председательствует Президент Республики.
Они приносят следующую присягу, положив левую руку на Конституцию, а правую – подняв перед национальным флагом:
«Я клянусь добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, строго соблюдая обязательства нейтралитета и сдержанности, и вести себя как достойный и преданный магистрат.
Статья 91
Каждый год Конституционный суд направляет отчет о деятельности Президенту Республики и председателям палат Парламента. По этому случаю, он может обратить внимание органов государственной власти на важность и сферу действия его решений по законодательным и нормативным вопросам.
Статья 92
Решения Конституционного суда не подлежат обжалованию. Они вменяются в обязанность органам государственной власти, всем административным, судебным органам, любым физическим и юридическим лицам.
Статья 93
Правила организации и функционирования Конституционного суда, а также процедура судопроизводства в нем определены органическим законом.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ. НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ КОММУНИКАЦИИ.
Статья 94
Аудиовизуальная и письменная коммуникация осуществляется свободно в Республике Габон при условии соблюдения общественного порядка, свободы и достоинства граждан.
Статья 95
С этой целью был учрежден Национальный совет коммуникации, обязанность которого заботиться:
– о соблюдении выражения демократии и свободы прессы на всей территории;
– о доступе граждан к свободному сообщению;
– о равном режиме всех политических партий и объединений;
– о соблюдении правил, касающихся условий производства, составления программ и распространения передач, относящихся к избирательным кампаниям;
– о контроле программ и действующих нормативных актов по вопросам коммуникации, а также правил эксплуатации;
– о соблюдении статуса специалистов по коммуникации;
– о стандартизации программ среди телевизионных компаний и радиостанций;
– о политике производства аудиовизуальных и кинематографических творений;
– о продвижении и развитии техники связи и подготовке персонала;
– о соблюдении квоты на габонские программы, транслируемые на государственных и частных телевизионных каналах и радиостанциях;
– о контроле содержания и качества составления программ рекламных роликов, транслируемых государственными и частными радиостанциями и телевидением;
– о контроле журналов расходов государственных и частных компаний;
– об охране детей и подростков в составления программ передач, транслируемых государственными и частными компаниями аудиовизуальной коммуникации;
– о защите и иллюстрировании габонской культуры.
Статья 96
В случае нарушения закона заинтересованными партиями, Национальный совет сообщения может направить им публичные замечания и применить соответствующие санкции.
Статья 97
Любой конфликт, сталкивающий Национальный совет коммуникации с другим государственным органом, по просьбе одной из сторон будет решаться Конституционным судом.
Статья 98
Национальный совет коммуникации состоит из девяти членов, которые выбираются следующим образом:
– троих назначает Президент Республики, один из которых является специалистом в коммуникации;
– трое назначаются Парламентом, из расчета двух – Председатель Национального собрания, одного – Председатель Сената, один из которых должен является специалистом в коммуникации;
– троих выбирают специалисты в аудиовизуальной коммуникации и периодической печати.
Статья 99
Члены Национального совета коммуникации должны быть сведущими в вопросах связи, государственного управления, науки, права, культуры и искусства, иметь профессиональный опыт работы не менее пятнадцати лет и быть не младше сорока.
Статья 100
Длительность мандата членов Национального совета коммуникации пять лет, с правом переизбрания только один раз.
В случае смерти или отставки одного из членов, новый член, назначаемый органом власти, произведшим соответствующее назначение, завершает начатый мандат.
Статья 101
Председатель Национального совета коммуникации избирается его членами.
В случае временного образования вакантной должности, временное исполнение его обязанностей осуществляет самый пожилой член совета.
Статья 102
Органический закон определяет организацию и функционирование Национального совета коммуникации, а также порядок невозможности совмещать определенный вид деятельности с членством в совете.

РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ. СОЦИАЛЬНЫЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ.
Статья 103
К компетенции Экономического и социального совета, с учетом положений статей 8 абзац 3, 28 первый абзац и 53, относятся все стороны экономического и культурного развития:
– общая ориентация экономики страны;
– финансовая и бюджетная политика;
– политика касательно сырья;
– социальная и культурная политика;
– политика, касающаяся окружающей среды.
Статья 104
Экономический и социальный совет участвует в любых комиссиях национального значения экономического и социального характера.
При участии различных единиц, которые его составляют, для Президента Республики, правительства и парламента, он производит ежегодный сбор ожиданий, потребностей и проблем гражданского общества с ориентациями и предложениями.
Статья 105
В обязанность Экономического и социального совета входит давать заключение по вопросам экономического, социального или культурного характера, предоставленным ему на изучение Президентом Республики, правительством, Парламентом или любым другим государственным учреждением.
Он обязательно консультирует по любому проекту плана или проекту программы экономического, социального или культурного характера, а также по всем законоположениям фискального, экономического, социального или культурного характера. Он может предварительно привлекаться к их разработке.
Премьер-министр от имени правительства может передавать в Экономический и социальный совет запросы о выдаче заключения или просьбы об изучении.
Статья 106
Экономический и социальный совет может так же приступать к анализу любой проблемы экономического и социального развития. Он предоставляет свои выводы Президенту Республики, правительству и Национальному собранию.
Статья 107
По просьбе Президента Республики, правительства или Национального собрания Экономический и социальный совет может назначать одного из своих членов для изложения перед этими органами мнения Совета по проектам или пропозициям, которые были ему переданы.
Правительство и Парламент обязаны, когда они принимают дело к производству, дать ход инструкциям и заключениям, изложенным Экономическим и социальным советом максимум в трехмесячный срок для правительства и до конца текущей сессии для Парламента.
Экономический и социальный совет получает второй экземпляр законов, ордонансов и указов с момента их обнародования. Он следит за исполнением решений правительства, относящихся к экономической и социальной организации.
Статья 108
Членами Экономического и социального совета являются:
– представители синдикатов, социопрофессиональных объединений и групп, избранные своими объединениями и группами;
– высший руководящий состав Государства в экономической и социальной сфере;
– представители административно-территориальных образований, назначенные своими коллегами;
Длительность мандата членов Экономического и социального совета четыре года с правом переизбрания.
В случае смерти или отставки одного из членов, новый член, назначаемый органом власти, произведшим соответствующее назначение, завершает начатый мандат.
Статья 109
Экономический и социальный совет полноправно собирается каждый год на две очередных сессии длительностью пятнадцать дней. Первая сессия открывается в третий вторник февраля, а вторая – в первый вторник сентября.
Открытие каждой сессии переносится на следующий день, если намеченный день нерабочий.
Заседания Экономического и социального совета являются открытыми.
Статья 110
Председатель Экономического и социального совета и его заместитель избираются из членов совета своими коллегами во время открытия заседания первой сессии сроком на четыре года с правом переизбрания.
Ни один член Экономического и социального совета не может привлекаться к ответственности, разыскиваться или судиться за мнения, высказанные на заседаниях совета.
Статья 11
Внутренняя организация, правила функционирования и назначения членов Экономического и социального совета определены органическим законом.

РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ.
Статья 112
Административно-территориальные образования созданы согласно закону. Они могут быть изменены или упразднены только после опроса мнения заинтересованных советов и в условиях, определенных законом.
Ими управляют советы, избранные в условиях, предусмотренных законом, и того, что касается их полномочий и ресурсов.
Статья 112 а
Местные консультации, касающиеся специфических проблем, не относящиеся к сфере действия закона, могут быть организованы по инициативе избранных советов, или заинтересованных граждан в условиях, установленных законом.
Статья 112 b
Конкуренция юрисдикций между административно-территориальными образованиями с одной стороны и между административно-территориальными образованиями и Государством с другой, передаются на рассмотрение в административные суды по просьбе ответственных органов власти или представителей Государства.
Представители Государства следят за соблюдением национальных интересов.
Органический закон уточняет порядок приведения в жизнь настоящего раздела.

РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРА И СОГЛАШЕНИЯ.
Статья 113
Президент Республики ведет переговоры о заключении международных договоров и соглашений, он ратифицирует их после принятия Парламентом уполномочивающего закона и проверки Конституционным судом конституционности данных договоров и соглашений.
Президент Республики и председатели палат Парламента информированы о любых переговорах, которые ведут к заключению международных соглашений, не предоставленных на ратификацию.
Статья 114
Мирные, торговые договора, договора, касающиеся международной организации, договора, которые вовлекают общегосударственные финансы и те, которые изменяют положения законодательной природы или связаны с гражданским состоянием лиц, могут быть утверждены и ратифицированы только на основании закона.
В этом случае не принимается никакие поправки. Договора входят в силу только после их правильной ратификации и опубликования.
Никакая цессия, никакой обмен, никакое присоединение территории не имеет юридической силы без предварительной консультации с габонским народом посредством референдума.

РАЗДЕЛ ОДИННАДЦАТЫЙ. СОГЛАШЕНИЯ И ДОГОВОРА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ.
Статья 115
Республика Габон самодержавно заключает соглашения о сотрудничестве или партнерстве с другими государствами. Она готова создавать с ними совместные органы международного управления, координации и свободного сотрудничества.

РАЗДЕЛ ДВЕНАДЦАТЫЙ. ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК.
Статья 116
Инициатива пересмотра принадлежит в равной степени Президенту Республики, опытному Совету министров и членам Парламента.
Любое предложение о пересмотре, внесенное членами парламента, должно быть представлено в президиум Национального собрания, по крайней мере, одной третей частью депутатов.
Любое предложение о пересмотре, внесенное членами парламента или правительства, передается в Конституционный суд для предоставления заключения.
Пересмотр достигается путем проведения референдума или парламентского голосования.
Изучение парламентом любого предложение о пересмотре Конституции, внесенного членами парламента или правительства, требует собрания, по меньшей мере, двух третьих депутатов Парламента.
В данном случае принимается квалифицированное большинство в две третьих голосов.
Пересмотр Конституции не может начаться или завершиться в случае временного исполнения обязанностей президента республики, обращения к кризисным органам власти согласно статье 26, или нарушения территориальной неприкосновенности, а также в период, который наступает между провозглашением результатов президентских выборов и началом нового президентского мандата.
Статья 117
Республиканская форма правления Государства, так же как и плюралистический характер демократии, являются незыблемыми и не могут послужить предметом для осуществления каких-либо изменений.
Статья 118
Сенат будет создан в нормальный текущий срок мандата Национального собрания.
С целью создания Сената и обновления состава Национального собрания, указанного в предыдущем абзаце, будет осуществлено разделение на избирательные округа.
Верховный совет и каждая из его палат остаются выполнять должностные обязанности и сохраняют свои полномочия до создания юридической, счетной палаты и административного суда в шестимесячный срок, начиная с момента промульгации настоящего закона.
Обновление Конституционного суда, Национального совета коммуникации и Экономического и социального совета происходит в нормальный срок их текущего мандата перед промульгацией настоящего закона.
Статья 119
Настоящая Конституция, принятая Национальным собранием отменяет Конституцию от 28 мая 1990.
Статья 120
Настоящая Конституция будет опубликована в Официальной газете и приведена в исполнение как закон Республики.

Составлена в Либревиле 26 марта 1991 года
Президентом Республики, главой государства эль-Хадж Омар Бонго
Премьер-министром, главой государства Казимир Уайе Мба
Министром юстиции Мешель Аншуэ
Изменена законом 01/94, составленным в Либревиле, 18 марта 1994 года
Президентом Республики, главой государства эль-Хадж Омар Бонго
Премьер-министром, главой государства Казимир Ойе Мба
Министром юстиции доктором Серж Мба Бакаль
Чтобы стать активным членом BDP-Gabon