КОНСТИТУЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНО- АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПРЕАМБУЛА
НАРОД ЦЕНТРАЛЬНО АФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ гордый своим национальным, лингвистическим, этническим, культурным и религиозным разнообразием, украшающим личность;
Убежденный в необходимости властей сохранить национальное единство и мир, завоевания экономического и социального прогресса
Убежденные в том, что только упорный труд, суровое и прозрачное руководство, выбранное народом и окружением может гарантировать гармоничное, рациональное и постоянное развитие;
Полные решимости строить государство на принципах плюралистической демократии, гарантирующей безопасность и богатство ее граждан, защиту самых слабых — наиболее уязвимых слоев населения, меньшинств и полное соблюдение фундаментальных прав и свобод;
Убежденные в необходимости служения человеку и его гордости, соблюдая принципы «ЗО КВЕ ЗО» сформулированный отцом основателем Центрально- Африканской республики – Бартоломи Боганда
Убежденные в том, что толерантность и диалог являются основной мира и единства нации
Убежденные в том, что общегосударственное голосование является единственным источником законности политической власти
Полностью отвергая силовой захват власти, все формы диктатуры и унижения и любые формы разобщенности и разжигания ненависти
Убежденные в необходимости защиты прав человека на основании правового режима
Убежденные в необходимости социальной, политической и экономической интеграции африканских народов на под- региональном и региональном уровнях
Желая установить дружественные взаимоотношения со всеми народами на основании принципов равенства, солидарности, взаимо выгодного сотрудничества, взаимо уважения национального суверенитета и территориальной целостности
Повторно повторяя о своей готовности сотрудничать со всеми государствами на принципах мира и дружбы, действовать в рамках африканского союза в соответствии с положениями Конституционного Акта от 12 июля 2000 года , способствовать мирному урегулированию споров между государствами на принципах справедливости равенства, свободы и суверенитета народов;
Повторно подтверждая свою готовность соблюдать положения Хартии ООН, Всемирной декларации о правах человека от 10 декабря 1948 года, Международных Пактов от 16 декабря 1966 года по поводу экономических и социо- культурных прав с одной стороны и социально- политических прав с другой стороны;
Повторно подтверждая свою готовность соблюдать положения Африканской Хартии о правах человека и народов от 27 июня 1981 года;
Повторно подтверждая свою готовность следовать положениям всех международных хартий которые должны быть ратифицированы, в особенности хартии касающиеся запрета всех форм дискриминации женщин и хартии, касающиеся защиты прав детей.
РАЗДЕЛ I ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА
Статья 1
Человек является священным и неприкосновенным. Все представители государственных властей, всех организаций обязаны защищать и уважать человека.
Республика подтверждает существование прав человека как основу любого человеческого сообщества, мира и справедливости во всем мире.
Статья 2
Республика провозглашает уважение и безоговорочную гарантию на развитие личности.
Каждый человек имеет право на свободное развитие личности при условии, что подобное развитие личности не нарушает прав другого человека и не нарушает конституционный порядок.
Статья 3
Каждый человек имеет право на жизнь и физическую неприкосновенность. Человек может быть лишен подобного права только в случаях, предусмотренных законом.
Никто должен подвергаться пыткам, насилию, принудительной работе или жестокому, бесчеловечному, унижающему или приводящему к деградации обращению. Каждый человек, каждый государственный служащий и организация, которая будет признана виновной в подобных действиях, будет наказана в соответствии с положениями законодательства.
Никого не имеют права арестовать или задерживать без законных оснований. Любой задержанный считается невиновным, пока посредством законодательных процедур не доказана его вина. Любому подозреваемому предоставляется безусловная гарантия на защиту. Должен соблюдаться срок предварительного содержания.
Виновного могут осудить только на основании законодательных актов, действующих на момент совершения правонарушения.
Свободное право на защиту предоставляется всеми судебными и административными органами республики.
Любой лишенный свободы имеет право на медицинский осмотр и медицинский уход у врача по своему выбору.
Статья 4
Свобода человека является нерушимой
Каждый гражданин обладает правом свободного передвижения и правом выбора места жительства на территории страны в рамках, предусмотренных законодательством.
Статья 5
Каждый человек не зависимо от пола, этнического происхождения, места проживания, религии, политических предпочтений и социального статуса обладает равными правами и обязанностями перед законом.
Законодательство гарантирует мужчинам и женщинам равные права во всех сферах. В Центральноафриканской республике нет привилегий в зависимости от места рождения, конкретного человека и принадлежности к той или иной семье.
Никого не имеют права отправить в изгнание.
Человек может быть выселен или депортирован из страны только на основаниях, предусмотренных законом.
Статья 6
Брак и семья являются естественной и моральной основой человеческого общества и находятся под защитой государства.
Государство и другие государственные структуры обязаны совместно контролировать физическое и моральное здоровье семьи и социально поддерживать посредством соответствующих организаций.
В обязанности государства и других государственных структур входит защита женщин и детей от насилия и угроз, моральной интеллектуальной, физической эксплуатации развращения. Такая защита осуществляется посредством соответствующих мер и соответствующих государственных органов и государства.
К естественным и первоначальным обязанностям родителей относится воспитание и образование детей для развития хороших физических, моральных и интеллектуальных данных. Подобная обязанность родителей поддерживается государством и соответствующими государственными учреждениями.
Дети рожденные вне брака обладают такими же правами на государственную помощь, что и дети рожденные в законном браке.
Дети, рожденные вне брака, но законно признанные своими отцами, имеют те же права, что и дети, рожденные в законном браке.
Государство и другие государственные учреждения обязаны обеспечивать предварительные условия для образования детей.
Статья 7
Каждый человек обладает правом на доступ к источнику знаний. Государство предоставляет детям и взрослым доступ к учреждениям культуры и профессионального образования.
В обязанность государства входит предоставление молодежи доступа для получения общего и профессионального образования в государственных и частных учреждениях.
Частные образовательные учреждения могут быть открыты с разрешения государства на условиях, установленных законодательством.
Родители обязаны предоставлять своим детям воспитание и образование минимум до шестнадцати лет.
В обязанности государства и других государственных учреждений входит создание и обеспечение надлежащего функционирования учреждений образования и воспитания молодежи.
В государственных образовательных учреждениях образование бесплатное в соответствии с методикой преподавания.
Статья 8
Законодательство гарантирует и регулирует условия свободы сознания, сборов и свободного выполнения религиозных культов.
Запрещается любая форма религиозного интегризма и нетерпимости.
Статья 9
Республика гарантирует каждому гражданину право на работу, здоровую окружающую среду, отдых и досуг в рамках требования национального развития.
Республика гарантирует каждому гражданину благоприятные условия для развития посредством политического регулирования предоставления рабочих мест.
Каждый гражданин обладает равными правами на работу. Никого не имеют права ущемлять на рабочем месте на основании происхождения, пола, взглядов или верований.
Каждый работник участвует в определении условий работы посредством представителей.
В законодательстве указаны условия помощи и защиты работников, а более конкретно молодых сотрудников, самых старых сотрудников, инвалидов, сотрудников с проблемами со здоровьем в результате условий работы.
Статья 10
Законодательство гарантирует право на организацию профсоюзов, которое регулируется законодательством.
Каждый работник имеет право вступать в любой профсоюз по своему выбору и защищать свои права и интересы посредством профсоюза.
Законодательство гарантирует право на забастовку, которое регулируется законодательством и не может быть никоим образом нарушено свободой работы или свободным правом собственности.
Статья 11
Законодательство гарантирует право занятия предпринимательской деятельностью в рамках действующих законодательных положений
Статья 12
Каждый гражданин обладает гарантированным правом создания ассоциаций, групп, обществ, общественных объединений в рамках действующего законодательства и законодательных положений.
Ассоциации, общества, группы и организации, деятельность которых нарушает общественный порядок, единство и сплоченность народа Центральной Африки запрещены.
Статья 13
Гражданам республики гарантирована свобода на получение информации, устного, письменного и графического выражения и распространения мыслей, если подобные мысли не нарушают права других граждан.
Конфиденциальность корреспонденции, почтовой, электронной, телеграфной переписки и телефонных переговоров является нерушимой.
Подобная переписка и переговоры могут быть ограничены только на законных основаниях.
Государство гарантирует и подтверждает свободу слова. Свобода слова регулируется положениями законодательства.
Независимая организация, обладающая полномочиями регулирования, принятия решений по поводу свободы слова и устав который определен законодательством, обладает правом использования этой свободы и предоставляет равный к ней доступ для всех государственных средств массовой информации.
Закон признает и гарантирует свободу интеллектуального, художественного и культурного творчества на условиях, утвержденных в законодательном порядке.
Статья 14
Любое физическое и юридическое лицо имею право на собственность. Никого не могут лишить права на собственность, за исключением случаев передачи собственности в пользу государства на условиях, указанных в законодательстве и предоставлением справедливого вознаграждения.
Жилье является не прикосновенным. В жиле имеют право входа только судебные исполнители в случае опасности и представители других соответствующих организаций, которые должны выполнять свои обязательства на условиях определенных законом.
Действия, нарушающие неприкосновенность жилища или ограничивающие в него доступ применяются в случае предотвращения нарушения общественного порядка или защиты лиц, которым угрожает опасность. Подобные меры могут быть приняты на законных основаниях для защиты общественного порядка от неминуемых угроз, например в случае борьбы с эпидемией, пожарами или защиты лиц, которым угрожает опасность.
Собственность, имущество граждан и государственное имущество является нерушимым. Государство, местные органы власти и граждане обязаны его защищать.
Статья 15
Все граждане обладают равными государственными обязанностями, среди которых выплата налогов, которые создаются и распределяются на основании закона действующего в рамках существующей конституции. Граждане несут солидарные расходы в случае природных катаклизмов в результате местных, эпидемических или неизлечимых болезней.
Статья 16
Каждый гражданин обязан защищать Родину.
Военная служба является обязательной. Граждане несут военную службу на условиях, определенных законодательством.
Статья 17
Любое лицо ставшее жертвой нарушения положений статей 1-15 этой главы должно получить компенсацию.
Любое лицо, проживающее на территории страны, обязано при всех обстоятельствах уважать конституцию, законы и законодательные акты республики.
РАЗДЕЛ II ГОСУДАРСТВО И СУВЕРЕНИТЕТ
Статья 18
Форма правления- республика.
Государство Центральной Африки называется ЦЕНТРАЛЬНО АФРИКАНСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Центральноафриканская республика является правовым, суверенным, неделимым, светским и демократическим государством.
Столицей государства является БАНГУИ. Столица может быть перенесена только на законных основаниях, если подобный перенос обусловлен интересами особой государственной важности.
Официальные языки: санго и французский.
Эмблемой государства является флаг, состоящий из четырех горизонтальных полос равной величины, голубого белого, зеленого и желтого цветов посредине которого расположены перпендикулярные линии красного цвета . в верхнем углу расположена пятиконечная звезда желтого цвета.
Государственный девиз: ЕДИНСТВО- ГОРДОСТЬ- ТРУД
Гимн – песня РЕНЕССАНС
Национальный праздник – 1-ое декабря – дата провозглашения республики
Валюта определяется законом.
Государственная печать и герб определяются законом
Статья 19
Принцип республики состоит в следующем: «ПРАВИТЕЛЬСТВО ДЛЯ НАРОДА, ПРАВИТЕЛЬСТВО НАРОДА И ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТ НАРОДА»
Национальный суверенитет принадлежит народу. Народ использует свои полномочия посредством референдума или своих представителей.
Группа людей или отдельное частное лицо не имеют право использования или отчуждения власти.
Захват суверенитета от имени государства или другими способами является непреложным преступлением против народа Центральной Африки. Любое лицо или государство, выполняющее подобные действия, считается объявившим войну народу Центральной Африки.
Любые граждане Центральной Африки обеих полов, достигшие восемнадцатилетнего возраста, обладают правом голоса на условиях, определенных законодательством.
Каждый гражданин обладает правом голоса.
Голосование может быть открытым или тайным на условиях, определенных действующей конституцией. Голосование всегда повсеместное, равное и тайное.
Статья 20
Политические партии или группы имеют право выставлять свои кандидатуры на выборы для оживления политической, социальной и культурной жизни страны.
Подобные партии или группы могут свободно создаваться и вести свою деятельность, если уважают принципы демократии, единства и национального суверенитета, прав человека, светскость и республиканскую форму правления государства и соблюдают действующие законы и законодательные акты.
Подобные партии или группы не имеют права отождествлять себя на основании расы, этнической принадлежности, пола, вероисповедания, секты, языка, страны проживания или принадлежности к той или иной военной группировке.
Законодательство определяет условия их создания, функционирования, финансирования и роспуска
РАЗДЕЛ III ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 21
Исполнительная власть состоит из президента республики и правительства
Народ центральноафриканской республики избирает президента республики посредством открытого всеобщего голосования.
Президент республики является руководителем исполнительной власти.
Премьер- министр республики является руководителем правительства Республики.
ГЛАВА ПЕРВАЯ О ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ
Статья 22
Президент республики является руководителем государства
Президент республики является воплощением и символом национального единства. Он контролирует выполнение конституции и гарантирует посредством своего арбитража постоянное функционирование государственных органов, постоянное развитие и функционирование государства.
Президент выступает гарантом национальной независимости, территориальной целостности и уважения договоренностей и соглашений.
Он определяет основные направления политического курса нации.
Президент республики назначает на должность и снимает с должности премьер- министра, руководителя правительства. На основании кандидатур, предложенных премьер- министром президент назначает и снимает с должностей других членов правительства.
Президент республики является руководителем исполнительной власти. В рамках этих полномочий он собирает и выступает председателем совета министров. Он утверждает повестку дня заседания и регистрирует принятые решения. Президент контролирует выполнение законов.
Президент обнародует законы, подписывает постановления и декреты.
Президент является верховным главнокомандующим вооруженных сил страны.
Президент является председателем и президентом высшего совета национальной обороны.
Президент является председателем верховного суда, консультационной комиссии государственного совета, конференции президентов и генеральным прокурором счетной палаты, контролирует выполнение решений суда.
Президент назначает чиновников на все административные должности гражданского и военного характера.
Президент ведет переговоры и ратифицирует все международные договоренности и соглашения.
Президент назначает послов и представителей в представительства государства в зарубежных странах. Представители и послы других государств являются аккредитованными при президенте республики.
Президент раздает почетные звания республики.
Статья 23
Выполнение полномочий президента республики не совместимо с выполнением других политических функций, работой на выборной должности, занятием предпринимательской деятельностью. Невыполнение подобного требования влечет за собой лишение должности президента.
Статья 24
Президент республики избирается посредством всеобщего прямого голосования по мажоритарной системе в два тура.
Срок действия полномочий президента республики составляет пять лет. Президент может избираться на повторный срок только один раз.
Кандидатами в президенты республики могут быть женщины и мужчины – выходцы из центральноафриканской республики не старше 35 лет, во владении которых находится собственность на территории республики и которые не привлекались к уголовной ответственности и не совершавшие позорные поступки.
Кандидаты должны пользоваться своими гражданскими правами, обладать соответствующими моральными качествами и быть способными обеспечить ясность и эффективность возложенных на них функций.
Выборы нового президента республики назначаются минимум за сорок пять (45) дней и максимум за девяносто (90) дней до окончания срока действия полномочий действующего президента.
Статья 25
Результаты выборов президента республики объявляются конституционным судом самое позднее через пятнадцать (15) дней после голосования.
Инвеститура избранного президента республики конституционным судом назначается через сорок пять дней после подсчета результатов голосования конституционным судом.
В случае смерти или инвалидности новоизбранного президента применяются положения статьи 34 этой конституции.
Президент республики произносит следующую клятву в торжественной обстановке при иннагурации, стоя, положив левую руку на Конституцию и подняв правую руку:
«КЛЯНУСЬ ПЕРЕД БОГОМ И НАЦИЕЙ ЧЕТКО СОБЛЮДАТЬ ПОЛОЖЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ, ГАРАНТИРОВАТЬ НЕЗАВИСИМОСТЬ И ПОСТОЯННОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ, СОХРАНЯТЬ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕРРИТОРИИ, МИР, СПОСОБСТВОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНОМУ ЕДИНСТВУ, ГАРАНТИРОВАТЬ БЛАГОСОСТОЯНИЯ НАРОДА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ, НАДЛЕЖАЩИМ ОБРАЗОМ ВЫПОЛНЯТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ БЕЗ УЧЕТА ЭТНИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, РЕГИОНА ИЛИ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ, НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СЛУЖЕБНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ, РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ТОЛЬКО НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ И ГОРДОСТЬЮ НАРОДА ЦЕНТРАЛЬНОЙ АФРИКИ»
Статья 26
Президент республики обязан в течение тридцати дней с момента иннагурации представить государственную декларацию на рассмотрение конституционного суда, который должен предоставить ее общественности в течение восьми дней с момента получения
Статья 27
Президент республики может выступать с инициативой законов. Президент обнародует законы в течение пятнадцати дней с момента их утверждения Национальной Ассамблеей. Национальная Ассамблея имеет право уменьшить срок обнародования законов до пяти дней.
Тем не менее, по истечении этого срока президент республики имеет право требовать от Национальной Ассамблеи повторного рассмотрения всего закона или определенных его частей. Президент обязан мотивировать свое требование, а национальная ассамблея не имеет право отказать в этом требовании. Национальная Ассамблея принимает обязательное участие в сессии. Государственное утверждение текста поданного на повторное рассмотрение должно проводиться только большинством голосов двух третей членов Национальной Ассамблеи.
Президент республики обнародует этой закон через месяц после завершения сессии Национальной Ассамблеи
Статья 28
В зависимости от обстоятельств, президент республики после консультации с Советом Министров, бюро Национальной Ассамблеи и председателем Конституционного Суда может направить любой закон уже утвержденный Национальной Ассамблеей на референдум до его обнародования.
Текст закона направленный на референдум и принятый гражданами республики должен быть обнародован в течение пятнадцати дней после проведения референдума.
Статья 29
В исключительных обстоятельствах на ограниченный срок и в рамках выполнения национальной программы президент республики на основании постановления имеет право потребовать от национальной ассамблеи разрешение на принятие законодательно обусловленных мер. Постановления должны быть утверждены Советом Министров и председателем конституционного суда. Подобные постановления вступают в силу с момента публикации, но теряют свою юридическую силу, если не ратифицированы в указанный законодательством срок.
По истечении указанного срока ратифицированные постановления могут быть изменены только на основании закона из соответствующей сферы законодательства
Статья 30
В случае актуальной и серьезной угрозы государственным инстанциям, независимости нации, территориальной целостности, выполнению международных обязательств или нормальному функционированию государственных органов, президент республики после консультации с Советом Министров, председателем Национальной Ассамблеи и Конституционного Суда обязан предпринять меры для установления общественного порядка, территориальной целостности и постоянной работы государственных служб, исходя из обстоятельств.
Граждане информируются посредством обращения президента республики к народу. В обращении указывается решение о начале или завершении действия этой статьи.
На период использования исключительных полномочий президент республики не может аннулировать часть или всю конституцию или распустить национальную ассамблею. При выполнении исключительных полномочий национальная ассамблея собирается, используя все права. Национальная ассамблея собирается для ратификации законодательных мер предпринятых президентом республики в течение пятнадцати дней с момента обнародования. Меры теряют свое значение, если проект закона для ратификации не был направлен в бюро Национальной Ассамблеи в указанный срок.
Национальная ассамблея может утвердить, дополнить или аннулировать закон для ратификации посредством голосования.
Использование президентом республики исключительных полномочий не должно ни в коем случае нарушать государственный суверенитет и территориальную целостность
Статья 31
В зависимости от обстоятельств, Президент Республики, после консультации с Советом Министров, бюро Национальной Ассамблеи и председателем Конституционного Суда, имеет право объявить чрезвычайное положение на срок 15 дней. Только национальная ассамблея имеет право продлить этот срок на внеочередном заседании посредством кворума.
Статья 32
Президент республики общается с национальной ассамблеей напрямую или посредством обращений. Эти обращения не являются предметом дебатов или голосования.
Во время вне сессионного периода национальная ассамблея также может собираться по этому поводу.
Статья 33
Президент республики имеет право после консультации с советом министров, Бюро Национальной Ассамблеи и председателя конституционного суда распустить национальную ассамблею. Выборы нового состава Национальной Ассамблеи назначаются минимум через сорок пять и максимум через девяносто дней после роспуска старого состава Национальной Ассамблеи.
Национальная ассамблея начинает свои заседания во всех полномочиях в течение одного месяца с момента проведения выборов.
Национальная ассамблея не может быть повторно распущена менее чем через год после проведения выборов
Статья 34
Выборы нового президента республики назначаются только в случае смерти, отставки, смещения, осуждения президента или других определенных обстоятельств, мешающих ему выполнять свои функции президента.
В случае обстоятельств, мешающих президенту республики выполнять свои обязанности или болезни президента, полномочия президента переходят к специальному комитету под руководством председателя конституционного суда. В этот комитет входят председатель национальной ассамблеи, премьер- министр, председатель правительства. Созданная правительством специальная комиссия утверждается абсолютным большинством голосов членов национальной ассамблеи на основании четких и мотивированных заключений трех врачей, назначенных национальной медицинской комиссией. В медицинскую комиссию входят хирурги, стоматологи, фармацевты и личный врач президента республики.
В случае смерти президента факт его смерти должен быть констатирован специальной комиссией, указанной во втором параграфе этой статьи на основании четких и мотивированных заключений трех врачей, назначенных национальной медицинской комиссией. В медицинскую комиссию входят хирурги, стоматологи, фармацевты и личный врач президента республики.
В случае осуждения президента решение о его осуждении передается представителем соответствующей юридической инстанции председателю конституционного суда, который, в свою очередь, должен проинформировать председателя национальной ассамблеи письмом и граждан республики посредством обращения.
Выборы нового президента должны быть назначены минимум через сорок пять и максимум через девяносто дней после образования вакансии на эту должность. Лицо, временно исполняющее обязанности президента республики, не может выставлять свою кандидатуру на выборы президента.
В случае отставки, смещения, препятствий к выполнению президентских функций или смерти президента полномочия президента переходят к председателю национальной ассамблеи.
В случае подобных обстоятельств у председателя национальной ассамблеи полномочия президента должны перейти к заместителю председателя национальной ассамблеи и далее в порядке очередности.
В период временного исполнения обязанностей президента, положения статей 22-33 не действуют.
Статья 35
В случае отсутствия президента или временной неспособности выполнять свои обязанности премьер- министр и председатель правительства выполняют функции президента республики.
В случае временного отсутствия президента республики, премьер министра и председателя правительства, президент республики посредством постановления назначает министров, временно исполняющих обязанности.
Статья 36
За исключением полномочий президента представленных в статьях 22,27,29,30,31,32,69,72 и 74, постановления президента республики должны подписываться премьер- министром и министрами профильных министерств.
Отсутствие подписей соответствующих министров аннулирует действие этих актов.
Статья 37
Закон определяет привилегии президента республики и регулирует порядок начисления пенсий бывшим президентам республики, которые используют свои гражданские права.
ГЛАВА ВТОРАЯ О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 38
Правительство состоит из премьер- министра, председателя правительства и министров.
Статья 39
Премьер- министр и председатель правительства определяют и воплощают в жизнь государственную политику основные направления которой определены президентом республики в соответствии с положениями статьи 22 этой конституции.
У премьер- министра и председателя правительства есть свой административный аппарат, куда они имеют право назначить государственных служащих на условиях, определенных законом.
Административный аппарат обеспечивает исполнение законов.
По разрешению президента республики председатель правительства может выступать председателем на заседаниях совета министров и межведомственных комиссий.
Уставные акты премьер-министра, председателя правительства должны быть утверждены министром профильного министерства.
Отсутствие подписи делает акт недействительным.
Статья 40
Премьер- министр и председатель правительства отчитываются перед президентом и национальной ассамблеей.
Премьер- министр может в любой момент потерять свою должность на основании указа президента или вето утвержденного абсолютным большинством голосов представителей национальной ассамблеи.
Статья 41
После назначения членов правительства премьер- министр обязан представить политическую программу на рассмотрение национальной ассамблеи в течение шестидесяти дней. В случае не соблюдения срока в шестьдесят дней действуют положения статьи 40 этой конституции.
В программе должны быть указаны основные направления политического курса правительства в различных сферах деятельности государства: политической, экономической, научной, технической, технологической, социальной, сфере по защите окружающей среды, сфере культуры и внешней политики.
Поэтому премьер-министр должен получить одобрение своей программы со стороны национальной ассамблеи.
Национальная ассамблея должна утвердить или отклонить программу большинством голосов ее представителей.
Глава правительства- премьер -министр имеет право, после консультации с Советом Министров, передать функции правительства Национальной Ассамблее в форме обращения. В такой ситуации текст считается утвержденным, если на него не было наложено вето Национальной Ассамблеи в течение двадцати четырех часов после обнародование. Вето должно быть подтверждено голосованием, которое должно быть проведено в соответствии с положениями статьи 48 этой конституции.
Статья 42
Премьер- министр – глава правительства имеет право передать часть своих полномочий министрам профильных министерств.
Временно исполняющий обязанности премьер- министра главы правительства назначается указом президента республики.
Статья 43
Выполнение обязанностей члена правительства не совместимо с выполнением обязанностей члена Национальной Ассамблеи, члена социально- экономической комиссии, занятием любыми видами профессиональной и экономической деятельности, а также другими оплачиваемыми видами деятельности.
Закон регулирует условия предоставления подобных должностей, функции и обязанности подобных должностных лиц.
Статья 44
В течение шестидесяти дней с момента формирования правительства премьер- министр и члены правительства обязаны предоставить в канцелярию конституционного суда текст присяги, которую конституционный суд обязан обнародовать в течение восьми дней с момента получения.
Статья 45
Министры профильных министерств представляют устные доклады перед национальной ассамблеей и отвечают на письменные вопросы депутатов.
Статья 46
Правительство после консультации с Советом Министров предоставляет законопроекты на рассмотрение национальной ассамблеи. Правительство использует консультации по поводу предложений законопроектов.
Кроме этого правительство может использовать консультации при принятии решений касательно:
— вопросов общей государственной политики;
— проекта плана;
— проекта пересмотра конституции;
— назначения на определенные военные и гражданские должности.
Статья 47
Национальная Ассамблея имеет право прекратить деятельность правительства на основании вето.
Вето должно быть подписано председателем национальной ассамблеи, после чего должно быть немедленно передано правительству.
На уведомлении о вето должно быть обязательно указано «УВЕДОМЛЕНИЕ О ВЕТО». Уведомление должно быть подписано одной третью членов национальной ассамблеи.
Голосование по поводу выражения вотума недоверия должно проводиться в течение сорока восьми часов с момента его подачи.
Голосование должно быть тайным и считается проведенным, если проголосовало большинство членов национальной ассамблеи.
Статья 48
Если национальная ассамблея накладывает вето, аннулирует программу действий или общий политический курс правительства премьер –министр обязан незамедлительно подать президенту республики уведомление об отставке правительства
ЧАСТЬ IV ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 49
Народ центральноафриканской республики выбирает посредством прямого всеобщего голосования граждан, которые будут членами ПАРЛАМЕНТА и будут носить звание ДЕПУТАТА
Парламент центральноафриканской республики является единственной ассамблеей, под названием НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ.
Каждый депутат избирается гражданами страны.
ГЛАВА ПЕРВАЯ ДЕПУТАТЫ
Статья 50
Депутаты избираются посредством прямого открытого голосования сроком на пять (5) лет.
Действие депутатского мандата прекращается только с роспуском Национальной Ассамблеи, отставкой, исключением из списков или лишением депутатских прав вышеуказанного депутата.
В течение шестидесяти дней с момента образования национальной ассамблеи каждый депутат обязан направить свою письменную присягу в канцелярию конституционного суда, который должен ее обнародовать в течение восьми дней с момента получения.
Законодательство определяет количество, порядок легитимности, не легитимности, несовместимости занимаемой должности, сумму жалования депутатов и порядок и порядок разрешения спорных вопросов по поводу выборов в Национальную ассамблею. Также законодательство регулирует условия замены депутатов и порядок проведения заседаний.
Статья 51
Национальная ассамблея обязана выбрать своего председателя на весь срок действия полномочий национальной ассамблеи в течение восьми дней с момента начала работы Национальной Ассамблеи.
Остальные представители бюро национальной ассамблеи избираются каждый год.
Председатель национальной ассамблеи может быть уволен за не выполнение своих обязанностей на основании мотивированного требования одной трети депутатов Национальной Ассамблеи.
Отставка считается утвержденной если за нее проголосовали две трети депутатов Национальной Ассамблеи.
Через три дня после смещения предыдущего председателя Национальной Ассамблеи Национальная ассамблея выбирает нового председателя Национальной Ассамблеи.
Выборы проводятся посредством тайного голосования.
Статья 52
Члены Национальной Ассамблеи обладают депутатской неприкосновенностью. Поэтому ни одного депутата не могут преследовать, разыскивать, арестовывать, задерживать или судить за его мнения или голосования при выполнении своих служебных обязанностей.
Во время сессий национальной ассамблеи депутаты могут преследоваться или задерживаться за совершение уголовно- наказуемых правонарушений только с разрешения национальной ассамблеи, которое должно быть утверждено на тайном голосовании голосами абсолютного большинства депутатов.
Во время внесессионного периода депутаты Национальной Ассамблеи могут преследоваться или задерживаться без разрешения Национальной Ассамблеи или бюро Национальной Ассамблеи.
Депутата не имеют права преследовать до момента окончания его депутатских полномочий. Исключения составляют случаи аннулирования депутатских полномочий на основании голосов абсолютного большинства депутатов Национальной Ассамблеи.
Депутат, которому предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления, исключается из списков депутатов Национальной Ассамблеи на условиях, установленных в органическом законе.
Статья 53
Право депутатского голоса является личным. Депутат не имеет права передавать кому-либо право своего голоса. В исключительных случаях внутренний регламент национальной ассамблеи имеет право разрешить передачу голоса. Можно передать только один голос.
ГЛАВА ВТОРАЯ О СЕССИЯХ И ЗАСЕДАНИЯХ
Статья 54
Национальная ассамблея в полном составе собирается на сессии два раза в год. Каждая следующая сессия должна проводиться через девяносто дней после завершения предыдущей.
Первая сессия начинается первого марта, вторая сессия начинается первого октября
Статья 55
Национальная Ассамблея может собраться на внеочередное заседание на основании инициативы президента республики или абсолютного большинства членов Национальной Ассамблеи при наличии четкой повестки дня.
Внеочередные заседания Национальной Ассамблеи открываются и закрываются декретом Президента Республики.
Если внеочередное заседание национальной ассамблеи созывается по инициативе представителей Национальной Ассамблеи, то декрет о закрытии внеочередного заседания Национальной Ассамблеи издается только после полного рассмотрения всех указанных в повестке дня вопросов не позднее чем через пятнадцать дней после созыва внеочередного заседания
Статья 56
Повестка дня обычных заседаний Национальной Ассамблеи утверждается на заседаниях председателей.
Каждый из членов правительства, являющийся автором законопроекта обязан устно представить его на заседании национальной ассамблеи и отвечать на вопросы представителей национальной ассамблеи по представленному им законопроекту.
Члены правительства обладают правом свободного доступа на заседания Национальной Ассамблеи и профильных комиссий, обязаны отвечать на депутатские запросы, а также имеют право работать с ассистентами по своему выбору.
Статья 57
Заседания Национальной Ассамблеи являются открытыми. Краткое содержание дебатов в Национальной Ассамблее публикуется в «Официальной Газете» дебатов.
Тем не менее, Национальная Ассамблея имеет право заседать за закрытыми дверями на основании требования президента республики или абсолютного большинства представителей Национальной Ассамблеи или ее председателя.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ ПОЛНОМОЧИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ
Статья 58
Национальная Ассамблея принимает законы, устанавливает налоги и контролирует деятельность правительства на условиях, указанных в этой конституции.
Национальная Ассамблея принимает государственный бюджет на основании представленного счетной палатой проекта бюджета.
Национальная Ассамблея имеет право направлять в Счетную Палату любые запросы и исследования по поводу распределения поступлений и расходов бюджетных средств, управления государственной казной и государственными финансами.
Статья 59
Только национальная ассамблея имеет право объявления войны. Для объявления войны Национальная Ассамблея собирается на специальное внеочередное заседание. Президент Республики информируется об этом факте посредством обращения.
Статья 60
Национальная Ассамблея объявляет о законопроектах направленных президентом республики и правительством в их бюро или предложениях законопроектов, направленных в бюро Национальной Ассамблеи представителями Национальной Ассамблеи
Статья 61
1. К сферам законов относятся следующие:
— гражданские права и фундаментальные гарантии, предоставленные гражданам для использования их гражданских прав;
-соблюдение квоты, предоставленной женщинам в инстанциях, принимающих решения;
— личные и финансовые обязательства граждан центральноафриканской республики и иностранцев в пользу государства и государственной обороны;
— национальность, дееспособность, семейный статус, вопросы наследования и дарения;
— статус иностранцев и иммиграция;
— организация гражданского порядка;
— определение гражданских и уголовных правонарушений и мер их пресечения, гражданского кодекса, экономического, социального права, порядка амнистии, создание новых судебных порядков, статуса судей и полномочий адвоката;
— организация государственных организаций, министерств, полномочий государственных служащих, сотрудников министерств и других профессий;
— фундаментальные гарантии государственных и военных чиновников;
— общая организация административных и финансовых служб;
— порядок организации политических партий и групп;
— избирательное законодательство;
— приватизация государственных предприятий и национализация предприятий;
— создание и аннулирование государственных организаций;
— создание и структура контролирующих органов, консультационных, регламентирующих организаций, а также организаций посредников;
— порядок редакции и публикации;
— план развития республики;
-план устройства и постепенного и повсеместного внедрения сонго;
— охрана окружающей среды, лесного, земельного хозяйств, лесничеств и недр;
— финансовое законодательство;
— регламентирующее законодательство;
— база налогообложения, налоги, порядок возмещения и установления налогов всех видов;
— порядок финансовой системы;
— состояние чрезвычайного положения;
— праздничные дни и законодательно утвержденные праздники.
2. Фундаментальные принципы
— порядок собственности, гражданских и финансовых обязательств;
— образования, культуры, научных, технических, технологических исследований и профессионального образования;
— право на сборы и мирное проведение демонстраций;
— право подавать жалобы;
— гигиены и общественного здоровья;
— взаимопомощи, сотрудничества и кредитования;
— децентрализации и регионализации;
— управления территориальными единицами;
— общей структуры национальной обороны;
-пенитенциарного режима;
— право на работу, право на организацию профсоюзов и социальную защиту
Статья 62
Финансовое законодательство определяет характер, суммы и распределение поступлений и расходов государственного бюджета для обеспечения экономического и финансового равновесия, которые их определяют.
Проект государственного бюджета на следующий год обязательно принимается в конце предыдущего финансового года. если проект бюджета с указанием источников доходов и расходов не был принят правительством в указанный срок, правительство требует от национальной ассамблеи срочного принятия проекта бюджета с использованием двенадцати пунктов проекта бюджета за предыдущий год.
Правительство должно представить проект бюджета к открытию второго планового заседания Национальной Ассамблеи и не позднее 15 октября. Проект бюджета заменяется на закон по окончанию финансового года. В проекте бюджета должны быть указаны только финансовые положения.
Все дополнения к проекту бюджета должны быть обоснованы и сопровождаться соответствующими подтверждениями источников финансирования.
Не принимаются в проект бюджета дополнения от депутатов если подразумевают уменьшение источников доходов, которые ничем не компенсируются. Также не принимаются дополнения, которые подразумевают увеличение государственных расходов, которые не восполняются дополнительными источниками дохода.
Председатель Национальной Ассамблеи обязан подтвердить не принятие дополнения к проекту бюджета после консультации с бюро Национальной Ассамблеи.
По требованию правительства Национальная Ассамблея должна утвердить весь или часть проекта бюджета без принятия дополнений, утвержденных правительством.
Правительство должно представить в бюро национальной ассамблеи во время проведения второго заседания законопроект регламентирующий выполнение проекта бюджета
Статья 63
Остальные вопросы законодательства относятся к регламентарному праву.
Статья 64
Национальная Ассамблея утверждает внутренний регламент. Регламент вступает в силу после его утверждения конституционным судом на предмет соответствия конституции.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Статья 65
Президент республики, правительство и депутаты имеют право выступать с инициативой законопроектов.
Законопроекты должны направляться в бюро Национальной Ассамблеи для рассмотрения правительством.
Правительство должно высказать свое мнение в течение сорока пяти дней с момента получения законопроекта. Национальная Ассамблея рассматривает указанный законопроект после рассмотрения правительством.
Статья 66
Недельные заседания проводятся на основании приоритетности вопросов депутатов и ответов правительства. Министры должны отвечать на запросы в течение одной недели с момента их получения
Статья 67
Если при рассмотрении законопроекта или дополнения к закону окажется не касающимся законодательства или противоречит полномочиям предоставленным правительству, то президент республики, председатель национальной ассамблеи или одна треть депутатов имеют право оппонировать не совместимости.
Председатель Национальной Ассамблеи или одна треть депутатов Национальной Ассамблеи должны сообщить о своем несогласии в течение пятнадцати дней в конституционный суд под председательством Президента Республики.
Статья 68
Кроме право вето Национальная Ассамблея может использовать другие методы контроля правительства:
-устный вопрос с или без обсуждения;
-письменный вопрос;
— рассмотрение вопросов на комиссиях;
— комиссии по запросам и контролю;
— парламентские запросы
Закон определяет условия организации и функционирования комиссий по запросам и полномочия комиссий по запросам и контролю.
ЧАСТЬ V МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРА И ДОГОВОРЕННОСТИ
Статья 69
Президент республики ведет переговоры, подписывает, ратифицирует или аннулирует международные договора и договоренности.
Ратификация или аннулирование международных договоров и договоренностей может проводиться только с разрешения парламента. В особенности это касается мирных соглашений; соглашений по поводу обороны; коммерческих соглашений; соглашений по поводу охраны окружающей среды и природных ресурсов; международных соглашений; договоренностей касательно государственных финансов, изменения законодательной структуры, положения лиц и прав человека а также договоренностей по поводу передачи, обмена или добавления территории.
Передача, обмен и добавление территории не действительны, если не утверждены народом Центральной Африки на референдуме.
Президент республики должен быть проинформирован обо всех переговорах по поводу заключения международных договоренностей, которые не были поданы на ратификацию.
Статья 70
Республика имеет право после ратификации заключить с любым африканским государством договоренности о сотрудничестве или объединении по поводу частичной или полной потери суверенитета для того, чтобы достичь единства африканских народов.
Республика имеет право создания с любым африканским государством межправительственные организации для совместного управления, координации и свободного сотрудничества.
Статья 71
Если конституционный суд под председательством президента республики, председатель Национальной Ассамблеи или одна треть депутатов Национальной Ассамблеи придут к выводу, что в международных договоренностях присутствуют пункты противоречащие конституции, разрешение на утверждение или ратификацию международных договоренностей может быть дано после пересмотра конституции.
Статья 72
С момента публикации постоянно ратифицируемые или утверждаемые договоренности превалируют над законами после его использования другой стороной.
ЧАСТЬ IV О КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ
Статья 73
В обязанности конституционного суда входит:
— контроль избирательного процесса, обработка и объявление результатов голосования;
— контроль соответствия процедур проведения референдума и объявление результатов;
— решение спорных вопросов по поводу выборов;
— решение спорных вопросов по поводу полномочий законодательной власти и исполнительной власти и муниципальных единиц;
Кроме этих полномочий и полномочий, указанных в статьях 25,28,29,30, 31,32,33, 34, 65, 68 и 72 к полномочиям конституционного суда относится трактовка положений конституций, соответствие положениям конституции общего и органического права, обнародованных или близких к обнародованию, а также внутренний регламент Национальной Ассамблеи.
Любое лицо, которое считает, что его права ущемлены, имеет право обратиться в конституционный суд по поводу вопросов соответствия законов положениям конституции напрямую. Также подобные лица имеют право обратиться в конституционный суд посредством процедуры исключения не соответствия конституции в юрисдикцию, где рассматриваются подобные дела. Конституционный суд обязан рассматривать поступающие жалобы в течение одного месяца с момента поступления. В случае срочности жалобы рассматриваются в течение восьми дней.
В случае если вопрос о не соответствии закона поднимается подсудимым не зависимо от юрисдикции, рассмотрение жалобы о не соответствии откладывается. Конституционный суд обязан представить свой вердикт о соответствии конституции в течение одного месяца с момента вынесения решения суда соответствующей юрисдикции.
Статья 74
Конституционный суд состоит из девяти человек, минимум три из которых
Три женщины, которым отводится должность советников
Срок действия должности советников составляет семь лет и не продлевается.
К другим членам конституционного суда относятся следующие:
— двое судей, одна из которых женщина
— один адвокат
— два юриста
Двое из членов суда назначаются президентом республики. Одна из этих членов – женщина.
Двое из членов конституционного суда назначаются председателем национальной ассамблеи. Одна из этих членов – женщина.
Среди членов конституционного суда избирается председатель и заместитель председателя конституционного суда. Выборы утверждаются президентом республики.
У избранных советников должен быть опыт работы не менее десяти лет.
Девять членов конституционного суда полностью заменяются.
Однако в случае смерти, отставки или явных препятствий мешающих выполнению функций члена конституционного суда процедура замены производится на основании соответствующей процедуры, предусмотренной для этого случая. Новый член получает мандат своего предшественника.
Кроме членов конституционного суда, указанных выше предыдущие президенты республики также выступают членами конституционного суда- консультантами.
Голос президента является решающим в случае равного количества голосов других членов конституционного суда.
Члены конституционного суда считаются несменными в течение срока действия их полномочий. Их могут преследовать или арестовывать только с разрешения Конституционного Суда.
Они приносят присягу перед вступлением на должность.
Статья 75
Функции члена Конституционного Суда не совместимы с занятием других политических должностей, административных должностей, работой на оплачиваемых должностях, занятием прибыльной деятельностью, за исключением сферы образования.
В течение шестидесяти дней с момента назначения на должность члены конституционного суда должны направить в канцелярию конституционного суда письменную присягу, которую канцелярия обязана обнародовать в течение восьми дней с момента получения.
Статья 76
Президент Республики или председатель Национальной Ассамблеи направляют на рассмотрение конституционного суда проекты и предложения конституционных законов до момента направления на референдум или голосование членами Национальной Ассамблеи.
Решение конституционного суда не подлежат обжалованию. Они обязательны для исполнения представителями государственных властей, всеми административными и судебными инстанциями, всеми юридическими и физическими лицами.
Любой текст, который был признан не соответствующим конституции, аннулируется и не имеет юридической силы. Этот текст не может быть обнародован и где-либо применен.
Органическое право определяет правила организации и функционирования Конституционного Суда.
ЧАСТЬ VII СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 77
Судебная власть является ветвью власти, которая не зависима от законодательной и исполнительной власти.
Судебная власть применяется на территории центральноафриканской республики во имя граждан центральноафриканской республики. Судебная власть представлена в форме Кассационного Суда, Совета счетной палаты, Арбитражного Суда, судов и трибуналов.
Статья 78
Судьи являются независимыми. В своей деятельности судьи должны руководствоваться только буквой закона. Судьи не заменяются.
Статья 80
Президент республики выступает гарантом независимости судебной власти. Поэтому президент республики присутствует на заседании высшего судебного совета, консультационной комиссии государственного совета, собрания председателей, генерального прокурора счетной палаты, где он выступает председателем.
Высший Судебный Совет, Консультационная Комиссия государственного совета, собрание председателей, генеральный прокурор счетной палаты контролируют профессиональную деятельность судей и не зависимость судебной системы. Структура и порядок работы высшего судебного совета, консультационной комиссии государственного совета, собрания председателей, генерального прокурора счетной палаты регулируется органическим правом.
Статья 81
Судебная власть является гарантом свобод и собственности и обязана обеспечивать принципы, касающиеся фундаментальных основ общества, утвержденные этой конституцией.
ГЛАВА ПЕРВАЯ КАССАЦИОННЫЙ СУД
Статья 82
Кассационный суд состоит из трех палат:
— криминальная палата
— -гражданская и коммерческая палата
-социальная палата
Статья 83
Судьи кассационного суда избираются на основании своего статуса и на основании представлений высшей судебной палаты
Статья 84
Решения кассационного суда обжалованию не подлежат.
Статья 85
Кассационный суд предоставляет консультации президенту республики или председателю национальной ассамблеи по всем юридическим вопросам.
Также Кассационный Суд имеет право по собственной инициативе обратить внимание президента республики на реформы законодательного или регламентного порядка в общих интересах.
Статья 86
Органическое право определяет организационную структуру и порядок функционирования кассационного суда.
ГЛАВА ВТОРАЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ СОВЕТЕ
Статья 87
Состоит из государственного совета, апелляционного и кассационного административного суда, административных судов и счетной палаты.
Судьи административного суда избираются на основании статуса и соответствующих назначений консультационной комиссии государства.
Решения принятые государственным советом обжалованию не подлежат.
Статья 88
Совет предоставляет консультации президенту республики или председателю национальной ассамблеи по поводу административных вопросов.
Также совет имеет право по собственной инициативе обратить внимание президента республики на необходимость законодательных и регламентных реформ в рамках компетенции совета.
Статья 89
Органическое право определяет правила организации и функционирования государственного совета.
Законодательство определяет статус судей государственного совета.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ СЧЕТНАЯ ПАЛАТА
Статья 90
Счетная палата обладает полномочиями рассмотрения споров касательно государственных финансов, территорий и государственных предприятий.
Судьи счетной платы избираются на основании их статуса и соответствующих назначений совещания президентов и генерального прокурора счетной палаты.
Статья 91
Решения счетной палаты могут быть аннулированы посредством подачи кассационной жалобы в государственный совет
Статья 92
Органическое право регламентирует организационную структуру и порядок функционирования счетной палаты.
Законодательство определяет статус судей счетной палаты
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ ТРИБУНАЛ ПО КОНФЛИКТАМ
Статья 93
Утверждает создание трибунала по конфликтам с непостоянной юрисдикцией.
В случае конфликта полномочий между судами соответствующей юрисдикции и административными судами подобные споры рассматриваются в трибунале по конфликтам.
Решения этой инстанции обязательны для исполнения инстанцией, которой они касаются.
Органическое право регламентирует организационную структуру и порядок функционирования трибунала по конфликтам.
ГЛАВА VIII ВЕРХОВНЫЙ СУД
Статья 94
Учреждает создание Верховного Суда – суда непостоянной юрисдикции.
Верховный суд состоит из шести судей и шести депутатов избранных посредством тайного голосования среди своих коллег. Председатель Верховного Суда избирается среди судей. Заместитель председателя верховного суда избирается среди депутатов на тех же условиях.
Статья 95
Президент республики обязан по требованию генерального прокурора или национальной ассамблеи и большинства двух третей депутатов Национальной Ассамблеи направить в Верховный Суд министров или депутатов, которые обвиняются в совершении серьезных правонарушений.
Надлежащим образом обоснованное решение о предъявлении обвинения принимается президентом республики и передается генеральному прокурору, который обязан его объявить перед Верховным Судом.
Статья 96
Президент республики несет ответственность за совершенные действия при выполнении своих полномочий, только если речь идет о серьезном предательстве.
К предательству и нарушению присяги относятся следующие преступления:
— политические убийства;
— аферы;
— любые действия противоречащие интересам государства
Требование о предъявлении обвинения принимается только в случае его подписи 50% депутатов Национальной Ассамблеи
Только Национальная Ассамблея имеет право предъявить обвинение президенту республики. Обвинение считается действительным, если инициативу предъявления обвинения поддержали две трети депутатов Национальной Ассамблеи посредством тайного голосования.
Надлежащим образом обоснованное решение о предъявлении обвинения президенту республики должно быть направлено председателем Национальной Ассамблеи Генеральному Прокурору в Верховный Суд.
С другой стороны руководителя государства не могут обвинить в нарушении общих прав только по окончании срока действия его мандата, а не до момента выборов и вне исполнения своих президентских полномочий.
Статья 97
Голос президента республики является решающим при принятии решения в Верховном Суде в случае наличия одинакового количества голосов
Статья 98
Решения Верховного Суда являются окончательными
Статья 99
Органическое право определяет структуру и порядок функционирования Верховного Суда
ГЛАВА IX СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Статья 100
Утверждает социально-экономический совет.
Члены социально- экономического совета являются советниками.
В социально- экономический совет обязательно обращаются за консультациям по поводу планов действий экономического, социального, культурного и экологического характера.
Социально- экономический совет имеет право по собственной инициативе выступить с рекомендациями или обратить внимание президента республики и правительства на возможности развития, касающиеся сферы их компетенции.
Статья 101
Социально- экономический совет предоставляет рецензию на все предложения, законопроекты, постановления, декреты и меры, касающиеся социального, экономического, культурного и экологического развития государства. Также социально- экономический совет может получать инструкции на проведения исследований экономического, социального, культурного и экологического характера.
Органическое право определяет организационную структуру, порядок функционирования, назначения членов социально- экономического совета и срок действия их полномочий
ГЛАВА X ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ
Статья 102
К территориальным единицам центральноафриканской республики относятся регионы и коммуны. Территориальные единицы могут быть изменены только в законодательном порядке
Законодательство может создать другие территориальные единицы.
Территориальные единицы обладают правом свободного управления избранными представителями.
Органическое право определяет особенности применения этой статьи конституции
ГЛАВА XI ВЫСШИЙ СОВЕТ ПО СРЕДСТВАМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Статья 103
Учреждает высший совет по средствам массовой информации
Высший совет по средствам массовой информации обязан обеспечивать свободу слова и равный доступ к государственным средствам массовой информации в соответствии с положениями действующего законодательства.
Высший совет по средствам массовой информации является независимым от каких-либо политических структур, партий, групп и других организаций не зависимо от их характера.
Высший совет по средствам массовой информации обладает полномочиями регулирования и принятия решений.
Органическое право определяет состав, организационную структуру и порядок функционирования Высшего совета по средствам массовой информации.
ГЛАВА XII НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОСРЕДНИЧЕСКИЙ СОВЕТ
Статья 104
Учреждает Национальный посреднический совет- независимую организацию – посредника республики.
Основной задачей национального посреднического совета является улучшение взаимоотношений между гражданами, защита и подтверждение прав граждан.
К полномочиям национального посреднического совета относятся прием жалоб граждан и выступление с предложениями реформ для создания эффективного механизма предотвращения и разрешения конфликтов всех видов, в особенности конфликтов политического, экономического, социального и военного характера с участием администрации и административных служащих, гарантии демократии для всех, и защита прав социально незащищенных слоев населения.
Статья 105
Органическое право определяет структуру, порядок функционирования и состав Национального Посреднического совета
ГЛАВА XIII ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В КОНСТИТУЦИЮ
Статья 106
Только президент республики и национальная ассамблея, а именно – большинство две трети депутатов Национальной Ассамблеи, обладают правом внесения изменений в конституцию.
Статья 107
Эта версия конституции была принята Национальной Ассамблеей большинством голосов трех четвертей депутатов Национальной Ассамблеи или была утверждена на референдуме.
Конституция не должна пересматриваться в случае наличия вакантных полномочий президента республики или угрозы территориальной целостности государства
Статья 108
Следующие пункты конституции не подлежат пересмотру:
— республиканская форма правления и государственная символика;
— количество и длительность президентских полномочий;
-условия соответствия занимаемым должностям;
— несовместимость занимаемой должности руководителя государства;
-фундаментальные права граждан
ГЛАВА XIV ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 109
Организации утвержденные конституционными актами от 15 марта 2003 года и 12 декабря 2003 года продолжают свое функционирование до избрания нового Президента Республики и выборов нового состава Национальной Ассамблеи на основании положений этой конституции
Статья 110
Временный Национальный Совет сохраняет свои полномочия до момента избрания нового состава Национальной Ассамблеи.
Временный Конституционный Суд сохраняет свои полномочия до момента избрания нового состава Конституционного Суда
Статья 111
Организации, предусмотренные этой конституцией, будут созданы в течение одного года с момента вступления в силу этой конституции
Статья 112
Новая конституция, которая заменяет предыдущие положения, противоречащие положениям этой конституции, вступает в силу после ее утверждения гражданами Центральноафриканской республики на референдуме и ее обнародования Президентом республики.
Эта конституция будет опубликована в официальной Газете и будет называться КОНСТИТУЦИЯ ЦЕНТРАЛЬ НОАФРИКАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
СОСТАВЛЕНА В БАНГУИ 21 ОКТЯБРЯ 2004 ГОДА
ДИВИЗИОННЫЙ ГЕНЕРАЛ
ФРАНЦУА БОЗЗИ