КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ ИРАК

от 15 октября 2005 года

Преамбула

Мы, сыновья Месопотамии, земли Пророков, могил святых имамов, основателей цивилизации и творцов алфавита, колыбели арифметики; на нашей земле был написан первый из созданных человечеством законов; в нашей стране были заложены основы самой величественной эры справед¬ливости в отношениях между народами; па нашей земле последователи Пророка и святые молились; философы и ученые создавали теории, а по¬эты и писатели творили.
Признавая над собой власть Бога, следуя зову нашей страны и наших граждан; призыву религиозных и национальных лидеров, представителей вооруженных сил и политических деятелей, настойчивому призыву наших великих религиозных деятелей, наших лидеров и реформаторов, 30 января 2005 года мы впервые в истории нашей страны пришли миллионами к из¬бирательным урнам — мужчины и женщины, молодые и старые, — помня о страданиях, принесенных большинству населения деспотичной и фанатич¬ной кликой; потрясенные страданиями иракских мучеников — суннитов и шиитов, арабов, курдов и туркоманов и наших братьев из других общин; потрясенные неправедными действиями в священных городах и на юге страны в ходе народного восстания, испытывая глубокую скорбь в связи с массовыми убийствами в Дуджайле и других городах; помня о взрыве на¬силия и репрессиях во время массовых убийств в городах Халабаджа, Бар-зан и Анфал и о насилии против курдов в городе Фейли; потрясенные тра¬гедиями туркоманов в Башире и других районах Ирака, страданиями жите¬лей западных регионов страны, чьи лидеры и вожди были убиты, символы уничтожены, представители интеллигенции изгнаны, — именно поэтому мы стремились рука об руку, плечом к плечу создать новый Ирак, Ирак бу¬дущего, свободный от фанатизма, расизма, местничества, дискриминации и изоляции.
Терроризм и такфир не остановили нашего продвижения по пути строительства правового государства. Фанатизм и расизм не помешали нам объединить усилия и стремиться к укреплению национального единства, следованию пути мирной передачи власти, курсу справедливого распреде¬ления богатства и предоставления равных возможностей для всех.
Мы, иракский народ, недавно оправившись от наших бедствий и с уве¬ренностью глядя в будущее, связанное с республиканской, демократической, федеральной, плюралистической системой, преисполнены решимости — мужчины и женщины, молодые и старые — уважать принцип верховенства закона, установить справедливость и равенство и отбросить политику агрес¬сии, проявлять заботу о женщинах и защищать их права, заботиться о престарелых и детях, распространять культуру, основанную на многообразии, и содействовать искоренению терроризма.
Мы, народ Ирака, при всем своем многообразии и различии, принима¬ем решение на основе свободного выбора, объединиться во имя нашего об¬щего будущего, помня об уроках прошлого, и разрабатываем данную посто¬янную Конституцию, исходя из ценностей и идеалов небесных посланий и с учетом достижении науки и человеческой цивилизации. Приверженность настоящей Конституции сохранит для Ирака этот свободный союз, его на¬селение, его территорию и его суверенитет.

Глава 1. Основные принципы

Статья 1

Республика Ирак — независимое суверенное государство, системой правления которого является демократическая, федеративная, пар¬ламентская республика.

Статья 2

1. Ислам — официальная религия государства и основной источник за¬конодательства.

A. Ни один закон не может быть принят, если он противоречит уста¬новленным нормам ислама;
B. Ни один закон не может быть принят, если он противоречит принци¬пам демократии;
C. Ни один закон не может быть принят, если он противоречит правам и основным свободам, декларируемым настоящей Конституцией.
2. Настоящая Конституция гарантирует исламскую идентичность боль¬шинства иракского народа, полноту религиозных прав каждого, свободу ве¬роисповедания и отправления религиозных культов, в частности культа христиан, йезидов и сабеян-мандеев.

Статья 3

Ирак — многонациональное и многоконфессионалыюе государство, ко¬торое является частью исламского мира, одним из основателей и активных участников Лиги арабских государств, приверженных ее Уставу.

Статья 4

1. Арабский и курдский языки являются двумя официальными языка¬ми Ирака. Иракцам гарантировано право обучать детей па языке своих предков, в частности туркоманском, ассирийском и армянском в государст¬венных образовательных учреждениях или на любом другом языке в част¬ных образовательных учреждениях в соответствии с принятыми образова¬тельными стандартами.
2. Содержание термина «официальный язык» и порядок применения норм этой статьи будет определяться законом, предусматривающим:
A) издание официальной правительственной газеты на двух языках;
B) высказывания, обсуждения и выступления в государственных орга¬нах, таких как Совет представителей, Совет министров, суды и на офици¬альных мероприятиях будут осуществляться на одном из этих двух языков;
C) принятие и публикация официальных документов, а также ведение переписки осуществляются на двух официальных языках;
D) обучение в школах ведется на двух официальных языках в соответ¬ствии с принятыми образовательными стандартами;
E) использование двух официальных языков в любых других областях, которые требуют принципа равенства, таких как выпуск банкнот, паспорта, печати.
3. Федеральные органы власти и учреждения в Курдском районе ис¬пользуют оба языка.
4. Туркоманский и ассирийский языки являются двумя другими офи¬циальными языками в административных единицах проживания населе¬ния, говорящего на этих языках.
5. Любой район или провинция могут использовать любой другой мест¬ный язык в качестве дополнительного к государственному языку, если большинство населения данной местности одобрит это на всеобщем рефе¬рендуме.

Статья 5

Признается верховенство закона. Народ является источником власти и ее легитимности. Власть народа осуществляется путем всеобщего прямого и тайного голосования и посредством конституционных институтов.

Статья 6

Передача властных полномочий осуществляется мирным путем и демо¬кратической процедурой, установленной настоящей Конституцией.

Статья 7

1. Деятельность любых организаций или группировок, использующих в своей деятельности, оправдывающих или пропагандирующих расизм, тер¬роризм, такфир, этнические чистки и подстрекательство к подобным дейст¬виям, в том числе саддамовской партии Баас и ее символика, к каким бы названиям она ни прибегала, запрещена. Такие организации не могут стать частью плюралистической политической системы Ирака, что должно быть Урегулировано законом.
2. Государство привержено борьбе с терроризмом во всех его проявле¬ниях и будет стремиться к защите своей территории от превращения ее в базу, место передвижения или арену для террористической деятельности.

Статья 8

Ирак придерживается принципов добрососедства и невмешательства во внутренние дела других стран и будет стремиться к разрешению споров мирными средствами и установлению отношений с другими государствами на основе взаимных интересов и равноправия при соблюдении своих меж¬дународных обязательств.

Статья 9

1:
A. Иракские Вооруженные силы и органы безопасности состоят из представителей различных групп иракского народа с учетом равноправия и равного представительства без какой-либо дискриминации или исключи¬тельности. Они находятся под контролем гражданских властей. Вооружен¬ные силы защищают Ирак и не могут использоваться в качестве средства подавления иракского народа и вмешиваться в политическую жизнь, влияя на процесс передачи властных полномочий.
B. Формирование военных подразделений вне рамок Вооруженных сил запрещено.
C. Иракским Вооруженным силам и их персоналу, включая военный персонал, работающий в Министерстве обороны или в любом подчиненном ему учреждении или ведомстве, запрещено участвовать в выборах в качест¬ве кандидатов для занятия политических постов. Они не могут участвовать в избирательной кампании других кандидатов или других акциях, запре¬щенных уставами Министерства обороны. Это запрещение распространяет¬ся на вышеупомянутых лиц, действующих как в своем личном, так и про¬фессиональном качестве, но не ограничивает их право голосовать на выбо¬рах.
D. Иракская национальная разведывательная служба собирает инфор¬мацию, оценивает угрозы для национальной безопасности и предоставляет соответствующие рекомендации правительству Ирака. Эта служба нахо¬дится под гражданским контролем, осуществляемым исполнительной вла¬стью, и действует в соответствии с законом при соблюдении общепризнан¬ных нрав человека.
E. Иракское правительство уважает и соблюдает международные обяза¬тельства Ирака, касающиеся запрещения распространения, разработки, производства и использования ядерного, химического и бактериологиче¬ского оружия. Запрещено производство соответствующего оборудования, материалов, технологий и средств связи, которые могут быть использованы при разработке, изготовлении, производстве и применении такого вида оружия.
2. Вопросы регулирования военной службы устанавливаются законом.

Статья 10

Святые места поклонения и религиозные объекты Ирака являются ре¬лигиозно-культурным достоянием. Государство обязано поддерживать и охранять их культовый характер, обеспечивая на их территории свободное отправление религиозных обрядов.

Статья 11

Столицей Республики Ирак является город Багдад.

Статья 12

1. Флаг, эмблема и национальный гимн Ирака устанавливаются зако¬ном таким образом, который отражает символику всех составных частей иракского народа.
2. Награды, государственные праздники, религиозные и национальные мероприятия и официальный календарь устанавливаются законом.

Статья 13

1. Настоящая Конституция является основным высшим законом Ирака. Она действует на всей без исключения территории страны.
2. Никакой закон, противоречащий данной Конституции, не может быть принят, любые положения региональной конституции или другого правового акта, противоречащие данной Конституции, рассматриваются как недействительные.

Глава 2. Права и свободы

Часть первая. Права

I. Гражданские и политические права

Статья 14

Иракцы равны перед законом без какой-либо дискриминации по при¬знакам пола, этнической или национальной принадлежности, происхожде¬ния, цвета кожи, религии, верований, принадлежности к сектам, убеждений или социально-имущественного положения.

Статья 15

Каждый имеет право на жизнь, личную безопасность и свободу и не мо¬жет быть лишен этих прав или ограничен в их осуществлении, кроме слу¬чаев, предусмотренных законом и на основании решения соответствующего судебного органа.

Статья 16

Всем иракцам гарантировано право равных возможностей, и государст¬во обязано предпринимать необходимые меры для его реализации.

Статья 17

1. Каждый имеет право на частную жизнь, если это не нарушает права других людей или общественную мораль.
2. Неприкосновенность жилища защищается. Никто не может прони¬кать в жилище, производить обыск или другим способом нарушать его не¬прикосновенность, за исключением случаев принятия судебного решения на основании закона.

Статья 18

1. Иракцем является любой человек, рожденный отцом или матерью — иракцами.
2. Иракская национальность является правом, принадлежащим всем иракцам, и она является основанием для приобретения иракского граж¬данства.
3:
A. Запрещено лишать по какой-либо причине иракского гражданства иракца по рождению. Лица, которые были лишены гражданства, имеют право на его восстановление, процедура которого регулируется законом.
B. Натурализованные граждане могут быть лишены иракского граж¬данства в случаях, предусмотренных законом.
4. Любой иракец имеет право обладать более чем одним гражданством. Руководящие или высокопоставленные сотрудники службы безопасности должны отказаться от любого другого гражданства, что регулируется зако¬ном.
5. Иракское гражданство не может быть предоставлено в целях осуще¬ствления политики народонаселения, нарушающей демографическую структуру Ирака.
6. Нормы, регулирующие гражданство, устанавливаются законом, и со¬ответствующие суды разрешают споры, возникающие из применения этих норм.

Статья 19

1. Судебная власть независима и подчинена только закону.
2. Не может быть преступления и наказания, кроме предусмотренных текстом закона. Не может быть наказания, кроме как за действия, которые рассматриваются законом как преступные в момент их совершения. Ника¬кое наказание за преступление не может быть более тяжким, чем то, кото¬рое предусмотрено на момент его совершения.
3. Судебное разбирательство является правом, охраняемым законом и гарантированным всем.
4. Право на защиту является неотъемлемым правом и гарантируется на всех стадиях расследования и судебного разбирательства.
5. Обвиняемый является невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в ходе справедливого и законного судебного разбирательства. Об¬виняемый не может быть осужден повторно по тем же самым основаниям, если по данному делу не появились новые свидетельства его вины.
6. Каждый имеет право на непредвзятое отношение при осуществлении всех судебных и административных процедур.
7. Заседания суда являются открытыми, если сам суд не примет реше¬ния сделать их закрытыми.
8. Наказание носит индивидуальный характер.
9. Закон не имеет обратной силы, если это не предусмотрено самим за¬коном, но такое исключение не распространяется на законы о налогах и сборах.

10. Уголовные законы не имеют обратной силы, за исключением случа¬ев, когда они облегчают положение обвиняемого.
11. Суд назначает адвоката для защиты лиц, обвиняемых в уголовных преступлениях или иных деяниях, если обвиняемый не имеет защитника, и в данном случае государство принимает на себя все расходы по его за¬щите.
12:
A. Произвольное содержание под арестом не допускается.
B. Содержание лиц под арестом или в заключении разрешается только в местах, предназначенных для этих целей в соответствии с уголовным за¬конодательством, которое предусматривает услуги медицинского и соци¬ального характера, и осуществляется под контролем государства.
13. Документы предварительного расследования должны быть пред¬ставлены соответствующему судье не позднее 24 часов с момента ареста обвиняемого, и этот срок может быть продлен только один раз на после¬дующие 24 часа.

Статья 20

Все граждане — мужчины и женщины — имеют право участвовать в об¬щественной жизни и осуществлять свои политические права, включая пра¬во голосовать и выдвигать свою кандидатуру на выборах.

Статья 21

1. Гражданин Ирака не может быть выдан иностранным органам или властям.
2. Предоставление политического убежища в Ираке регулируется зако¬ном. Политические беженцы не могут быть выданы какому-либо ведомству иностранного государства или насильственно возвращены в страну, из ко¬торой они прибыли.
3. Политическое убежище не может быть предоставлено лицам, обви¬няемым в совершении международных или террористических преступле¬ний, а также лицам, нанесшим ущерб Ираку.
И. Экономические, социальные и культурные права Статья 22
1. Все иракцы имеют право на труд, гарантирующий им достойный уро¬вень жизни.
2. Закон регулирует отношения между работодателями и работниками на экономической основе с учетом принципов социальной справедливости.
3. Государство гарантирует право граждан создавать и вступать в про¬фессиональные объединения и союзы на основании закона.

Статья 23

1. Частная собственность охраняется законом; владелец собственности имеет право использовать ее и распоряжаться ею, извлекая из этого при¬быль, в рамках закона.
2. Собственность не может быть изъята иначе как в общественных ин¬тересах и при условии выплаты справедливой компенсации, что регулиру¬ется законом.
3:
A. Иракцы имеют право собственности на всей территории Ирака; и никто иной не имеет права владеть недвижимостью, за исключением случа¬ев, установленных законом.
B. Владение собственностью в целях осуществления политики демогра¬фических изменений запрещено.

Статья 24

Государство гарантирует свободу передвижения иракской рабочей си¬лы, товаров и иракского капитала между районами и провинциями, что ре¬гулируется законом.

Статья 25

Государство гарантирует реформирование иракской экономики в соот¬ветствии с современными экономическими требованиями в целях обеспе¬чения полного инвестирования ее ресурсов, диверсификации источников и поощрения развития частного сектора.

Статья 26

Государство гарантирует поощрение капиталовложений в различные отрасли экономики, что регулируется законом.

Статья 27

1. Государственная собственность является неприкосновенной и ее за¬щита — обязанность каждого гражданина.
2. Положения, касающиеся защиты и управления государственной соб¬ственностью, условия ее использования и случаи, когда может быть разре¬шено изъятие части этой собственности, регулируются законом.

Статья 28

1. Введение, изменение, взимание или отмена налогов и сборов осуще¬ствляются только на основании закона.
2. Лица с низкими доходами должны быть освобождены от уплаты на¬логов, с тем чтобы гарантировать им поддержание необходимого мини¬мального прожиточного уровня, что регулируется законом.

Статья 29

1:
A. Семья является основой общества. Государство обязуется поддержи¬вать ее существование, ее этические и религиозные ценности.
B. Государство гарантирует защиту материнства, детства и старости, проявляет заботу о подростках и молодежи, обеспечивая им достойные ус¬ловия для развития их способностей.
2. Дети имеют право на получение воспитания, образования и заботу со стороны родителей; родители имеют право на уважение и проявление заботы со стороны детей, особенно в период нужды, болезни или ста¬рости.
3. Экономическая эксплуатация детей в любой форме запрещена. Госу¬дарство предпринимает меры для обеспечения гарантий такой защиты.
4. Насилие и грубое обращение в семье, школе и обществе запрещены.

Статья 30

Государство гарантирует как отдельным лицам, так и семьям, особенно детям и женщинам, социальное и медицинское страхование в качестве ос¬новных требований для осуществления их свободной и достойной жизни и стремится оградить их от неграмотности, страха и бедности, обеспечивая их жильем, предпринимая меры по их реабилитации и проявляя о них за¬боту, что регулируется законом.

Статья 31

1. Каждый иракец имеет право на медицинское обслуживание. Госу¬дарство несет ответственность за состояние государственного здравоохра¬нения, гарантирует средства его защиты и лечения населения посредст¬вом строительства различного рода больниц и учреждений здравоохране¬ния.
2. Отдельные лица и организации имеют право строить больницы, дис¬пансеры или частные клиники под контролем государства, что регулирует¬ся законом.

Статья 32

Государство заботится об инвалидах и лицах, нуждающихся в особой поддержке, гарантирует их реабилитацию и включение в общественную жизнь, что регулируется законом.

Статья 33

1. Каждый имеет право жить в благоприятной окружающей среде.
2. Государство гарантирует защиту и сохранение экологии и биологиче¬ского разнообразия.

Статья 34

1. Образование является основным фактором общественного прогресса и правом, гарантированным государством. Оно является обязательным для начальной школы, и государство гарантирует борьбу с неграмотностью.
2. Иракцы имеют право на бесплатное образование на всех его стадиях.
3. Государство поощряет научные исследования в мирных целях, с тем чтобы они приносили выгоды человечеству, и поддерживает мастерство, творческий подход, новации и другие проявления высокого уровня про¬фессионализма.
4. Частное и государственное образование гарантируется и регулирует¬ся законом.

Часть вторая. Свободы

Статья 35

1:
A. Свобода и достоинство личности защищены законом.
B. Никто не может быть задержан или подвергнут допросу без судебно¬го решения.
C. Все виды пыток, психологического или физического воздействия, а также бесчеловечного обращения запрещены. Признательные показания, полученные в результате принудительных действий, под пытками или уг¬розами их применения, не признаются действительными, а пострадавшая сторона имеет право на возмещение любого физического или психологиче¬ского ущерба, который она понесла.
2. Государство гарантирует защиту личности от любого принуждения интеллектуального, политического или религиозного характера.
3. Принудительный труд, рабство и работорговля, также как торговля женщинами, детьми или сексуальная торговля, запрещены.

Статья 36

Государство гарантирует при условии соблюдения общественного по¬рядка и моральных норм:
A. Свободу выражения мнений любым способом.
B. Свободу прессы, публикаций, средств информации и ее распростра¬нения.
C. Свободу проведения собраний и мирных демонстраций, что регули¬руется законом.

Статья 37

1. Гарантируется свобода образования политических партий и органи¬заций, а также членство в них, что регулируется законом.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в политическую пар¬тию или организацию в качестве ее члена или насильственно удерживаться в ее составе.

Статья 38

Свобода средств связи и обмена почтовыми, телеграфными, телефон¬ными, электронными посланиями и другими средствами информации га¬рантируется. Они не подлежат контролю или прослушиванию, а их содер¬жание не может быть предано огласке иначе как по соображениям правового характера и безопасности и на основании судебного решения.

Статья 39

Иракцы свободны в определении своего личного статуса в соответствии с их религией, принадлежностью к секте, верованиями и религиозным вы¬бором, что регулируется законом.

Статья 40

Каждый гражданин имеет право на свободу мысли, совести и убежде¬ний.

Статья 41

1. Последователи любой религии и секты свободны в:
A. Отправлении своих религиозных культов, включая отправление культа Хусейна (шиитская религиозная церемония).
B. Распоряжении религиозными пожертвованиями, своими религиоз¬ными учреждениями и решением других религиозных вопросов, что регу¬лируется законом.
2. Государство гарантирует свободу богослужений и охраняет места их проведения.

Статья 42

1. Граждане Ирака обладают свободой передвижения, путешествий и проживания как в Ираке, так и за его пределами.
2. Не допускается высылка иракского гражданина, его насильственное выдворение из страны или запрет на возвращение в страну.

Статья 43

1. Государство стремится усилить роль групп гражданского общества, поддержать их дальнейшее развитие и защитить их независимость, если они используют мирные средства для достижения законных целей, что ре¬гулируется законом.
2. Государство стремится способствовать развитию иракских племен и кланов, оказывает поддержку в решении их проблем в соответствии с их религией, законом и достойными человеческими ценностями в интересах содействия развитию всего общества при запрете племенных обычаев, ко¬торые противоречат правам человека.

Статья 44

Ограничение любых прав или свобод, декларированных настоящей Конституцией, возможно только вследствие применения закона или на его основе и только в той мере, в какой такое ограничение не противоречит са¬мому понятию права или свободы.

Глава третья. Власти Федерации

Статья 45

Власти Федерации включают в себя законодательные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют свои специальные полномочия и обязанности на основе принципа разделения властей. Федеральная зако¬нодательная власть состоит из Совета представителей и Совета Союза.

Часть первая. Законодательная власть

Статья 46

Федеральная законодательная власть состоит из Совета представителей и Совета Союза.

I. Совет представителей

Статья 47

1. Совет представителей состоит из членов, число которых определяет¬ся из соотношения один мандат на каждые 100 тысяч населения Ирака. Они представляют весь иракский народ и избираются путем всеобщего прямого и тайного голосования и призваны представлять все слои населе¬ния.
2. Кандидат в члены Совета представителей должен быть иракцем, со¬ответствующим квалификации избираемости.
3. Требования к кандидатам и избирателям и другие связанные с выбо¬рами вопросы регулируются законом.
4. Избирательный закон нацелен на закрепление представительства женщин в пропорции не менее одной четвертой общего числа членов Сове¬та представителей.
5. Совет представителей принимает закон о порядке замещения своих членов в случае их ухода в отставку, отстранения от должности или смерти.
6. Члены Совета представителей не могут совмещать свое членство с лю¬бым другим официальным постом или осуществлять другую деятельность.

Статья 48

Члены Совета представителей при вступлении в должность приносят перед Советом следующую конституционную присягу. «Клянусь Всемогу¬щим Аллахом выполнять мои законные полномочия и обязанности добро¬совестно и преданно, защищать независимость и суверенитет Ирака, забо¬титься об интересах народа, обеспечивать безопасность его земли, неба, вод, его богатства и демократической федеративной системы, стремиться к сохранению публичных и личных свобод, независимости судебной власти и обеспечивать честное и непредвзятое применение законодательства. Бог свидетель того, что я сказал».

Статья 49

Совет представителей сам устанавливает внутреннюю процедуру, рег¬ламентирующую его деятельность.

Статья 50

1. Совет представителей принимает решение о действительности манда¬тов своих членов большинством в две трети голосов в течение 30 дней со дня представления соответствующего запроса.
2. Решение Совета может быть оспорено в Федеральном верховном су¬де в течение 30 дней со дня принятия этого решения.

Статья 51

1. Заседания Совета представителей являются открытыми, если не воз¬никнет необходимость в проведении закрытого заседания.
2. Отчеты о заседаниях публикуются в соответствии с порядком, уста¬новленным самим Советом.

Статья 52

Президент Республики созывает Совет на сессию президентским декре¬том в течение 15 дней с даты утверждения результатов всеобщих выборов. Данная сессия проходит под председательством старейшего члена Совета для избрания Председателя Совета и его заместителей. Продление уста¬новленного срока созыва первой сессии не допускается.

Статья 53

На своем первом заседании Совет избирает абсолютным большинством голосов своего Председателя, его первого и второго заместителей путем прямого тайного голосования.

Статья 54

1. Продолжительность срока полномочий Совета составляет четыре ка¬лендарных года начиная с его первой сессии и заканчивая окончанием чет¬вертого года.
2. Избрание нового Совета представителей происходит не позднее 45 дней до окончания срока его полномочий.

Статья 55

Совет представителей проводит две законодательные сессии в год об¬щей продолжительностью в восемь месяцев. Порядок их проведения опре¬деляется правилами внутреннего регламента Совета. Сессия, на которую представлен проект государственного бюджета, не может быть завершена до одобрения представленного проекта.

Статья 56

1. Президент Республики, Премьер-министр, Председатель Совета представителей или не менее 50 членов Совета могут созвать чрезвычай¬ную сессию Совета для обсуждения только тех вопросов, которые вызвали необходимость ее созыва.
2. Законодательная сессия Совета представителей может быть продлена не более чем на 30 дней для решения необходимых вопросов в соответст¬вии с запросом Президента Республики, Премьер-министра, Председателя Совета или не менее 50 его членов.

Статья 57

1. Кворум для проведения сессий Совета представителей составляет аб¬солютное большинство его состава.
2. Решения в Совете представителей принимаются простым большинст¬вом голосов, если не было принято другое решение.

Статья 58

Совет представителей обладает следующими полномочиями:
1) принимает федеральные законы;
2) осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти;
3) избирает Президента Республики;
4) путем принятия закона ратифицирует международные договоры и соглашения большинством в две трети голосов;
5) утверждает назначения:

A) главы и членов Федерального кассационного суда, главы Генераль¬ной прокуратуры и главы Департамента судебных инспекций абсолютным большинством голосов, опираясь на рекомендации Высшего судебного со¬вета;
B) послов и других лиц со специальным рангом по предложению Сове-га министров;
C) начальника Генерального штаба армии, его заместителей, военнослу¬жащих в звании командующего дивизией и выше, главу службы разведки по предложению Совета министров;
6:
Д. Заслушивает Президента Республики на основании запроса, содер¬жащего причину запроса и одобренного абсолютным большинством голо¬сов членов Совета представителей.
В. освобождает Президента Республики от должности абсолютным большинством голосов членов Совета представителей после осуждения его федеральным верховным судом но следующим основаниям:
1) нарушение конституционной присяги;
2) нарушение Конституции;
3) совершение государственной измены.
7:
А. Члены Совета представителей имеют право направлять запросы Премьер-министру и министрам по любому вопросу, входящему в их ком¬петенцию, и имеют право получать ответ на свои запросы. Только депутат, направивший запрос, имеет право комментировать полученный ответ.
B. Не менее 25 членов Совета представителей могут внести предложе¬ние об обсуждении вопросов общего характера, связанных с проводимой политикой или деятельностью Совета министров или одного на министров; затем это предложение передается Председателю Совета представителей для установления даты присутствия Премьер-министра или министра на заседании Совета представителей для обсуждения предложенной темы.
C. С одобрения 25 членов Совета представителей член Совета может направить интерпелляцию в адрес Премьер-министра или министров с тре¬бованием предоставить отчет по тому или иному вопросу, входящему в сферу их компетенции. Обсуждение интерпелляции не может иметь место ранее семи дней с момента ее представления.
8:
А. Совет представителей может выразить недоверие министру абсолют¬ным большинством голосов, и министр считается отстраненным от долж¬ности с даты вынесения ему вотума недоверия. Вопрос о доверии министру может быть поставлен только по его требованию или на основании запроса, подписанного не менее 50 членами Совета после обсуждения этого запроса. Совет принимает решение по содержанию данного запроса не ранее семи дней с момента его поступления.
В:
1) Президент Республики может представить Совету представителей предложение о выражении недоверия Премьер-министру;
2) Совет представителей, основываясь на требовании одной пятой сво¬их членов, может поставить вопрос о выражении недоверия Премьер-ми¬нистру на голосование. Это требование может быть представлено только при наличии соответствующей интерпелляции, направленной Премьер-ми¬нистру, и только но истечении по меньшей мере семи дней со дня пред¬ставления такого требования;
3) Совет представителей принимает решение о выражении недоверия Премьер-министру абсолютным большинством голосов своих членов.
C. В случае выражения недоверия Премьер-министру Кабинет должен уйти в отставку.
D. В случае голосования о выражении недоверия всему составу Каби¬нета Премьер-министр и министры остаются на своих должностях для вы¬полнения текущей работы не более 30 дней до формирования нового каби¬нета согласно статье 73 настоящей Конституции.
E. Совет представителей имеет право обращаться за разъяснениями к должностным лицам из независимых объединений и отстранять их от должности абсолютным большинством голосов в соответствии с процеду¬рой, принятой в отношении министров.
9:
A. Утверждает декларацию об объявлении войны и введении чрезвы¬чайного положения большинством в две трети голосов, основываясь на со¬вместном предложении Президента Республики и Премьер-министра.
B. Чрезвычайное положение может быть объявлено сроком до 30 дней и может продлеваться каждый раз с одобрения Совета.
C. Премьер-министру предоставляются необходимые полномочия для осуществления государственных дел на период объявления войны или вве¬дения чрезвычайного положения. Эти полномочия регулируются законом-таким образом, чтобы их осуществление не противоречило настоящей Кон¬ституции.
D. В период объявления войны или введения чрезвычайного положе¬ния, а также в течение 15 дней после окончания войны или чрезвычайного положения Премьер-министр информирует Совет представителей о приня¬тых мерах и результатах их осуществления.

Статья 59

1. Совет министров представляет проект государственного бюджета и заключительный финансовый отчет в Совет представителей для одобре¬ния.
2. Совет представителей имеет право перераспределять ассигнования между частями государственного бюджета, снижать общие денежные объ¬емы и в случае необходимости может предложить Кабинету увеличить об¬щий объем расходов.

Статья 60

1. Права и привилегии, предоставляемые Председателю Совета пред¬ставителей, его заместителям и членам Совета, устанавливаются законом.
2:
А. Член Совета представителей обладает иммунитетом, который рас¬пространяется и на высказанные им мнения во время сессий Совета, за ко¬торые он не может быть подвергнут судебному преследованию.
В. В период легислатуры член Совета может быть арестован только в случае обвинения в совершении особо тяжкого преступления и после при¬нятия решения о лишении его иммунитета абсолютным большинством го¬лосов членов Совета либо в случае ареста на месте совершения преступле¬ния.

Статья 61

1. Совет представителей может быть распущен абсолютным большинст¬вом его членов на основании требования одной трети его членов или по предложению Премьер-министра, одобренному Президентом Республики. Совет не может быть распущен в период внесения интерпелляции Премь¬ер-министру.
2. Президент Республики назначает всеобщие выборы в стране не позд¬нее 60 дней после роспуска Совета представителей. В этом случае Кабинет считается распущенным и продолжает осуществлять только текущую ра¬боту.

II. Совет Союза

Статья 62

Настоящим учреждается законодательный орган, именуемый «Совет Союза» и включающий в себя представителей районов и провинций, не входящих в состав районов. Состав Совета, условия членства в нем, сфера его компетенции и другие вопросы, связанные с его деятельностью, опреде¬ляются законом, принимаемым большинством в две трети голосов членов Совета представителей.

Часть вторая. Исполнительная власть

Статья 63

Федеральная исполнительная власть состоит из Президента Республи¬ки и Совета министров, которые осуществляют свои полномочия в соот¬ветствии с Конституцией и законом.

I. Президент Республики

Статья 64

Президент Республики является главой государства и символом нацио¬нального единства; он олицетворяет суверенитет страны, гарантирует при¬верженность Конституции, защиту независимости Ирака, единства и безо¬пасности его территории в соответствии с законом.

Статья 65

Кандидат на пост Президента должен отвечать следующим требова¬ниям:
A. Быть иракцем но рождению, родители которого иракцы.
B. Отвечать условиям избираемости и быть не моложе 40 лет.
C. Обладать хорошей репутацией, политическим опытом, отличаться добросовестностью, честностью, справедливостью и преданностью родине.
D. Не быть обвиненным в преступлении, затрагивающем вопросы морали.

Статья 66

1. Порядок выдвижения кандидата на пост Президента устанавливается законом.
2. Порядок назначения одного или более заместителей Президента ре¬гулируется законом.

Статья 67

1. Совет представителей избирает Президента Республики из числа кандидатов на этот пост большинством в две трети голосов.
2. Если ни один из кандидатов не набирает требуемого большинства голосов, два кандидата, набравшие относительное большинство голосов в первом туре, участвуют во втором туре выборов, и кандидат, набравший большинство голосов, объявляется Президентом Республики.

Статья 68

Президент Республики приносит присягу перед Советом представите¬лей, текст которой установлен в статье 48 настоящей Конституции.

Статья 69

1. Президент занимает свою должность в течение четырех лет и может быть переизбран не более чем еще на один срок.
2:
A. Исполнение Президентом Республики своих полномочий заканчива¬ется одновременно с окончанием срока полномочий Совета представителей.
B. Президент Республики продолжает осуществлять свои полномочия до завершения выборов нового состава Совета представителей и проведе¬ния его первого заседания. Избрание нового Президента проводится в те¬чение 30 дней со дня первого заседания Совета.
C. Если по какой-либо причине пост Президента оказывается вакант¬ным, проводятся выборы нового Президента, который осуществляет свои полномочия до завершения срока полномочий действовавшего Президента.

Статья 70

Президент Республики осуществляет следующие полномочия:
А. Предоставляет специальное помилование по рекомендации Премьер-министра, за исключением лиц, обвиненных по частным искам, а также лиц, обвиняемых в международных преступлениях, терроризме, финансо¬вой или административной коррупции или преступлении против прав лич¬ности.
B. Подписывает международные договоры и соглашения после одобре¬ния их Советом представителей не позднее 15 дней со дня их поступления.
C. Подписывает и издает законы, принятые Советом представителей. Эти законы должны быть подписаны не позднее 15 дней со дня их получе¬ния.
D. Созывает вновь избранный Совет представителей на сессию в пери¬од не позднее 15 дней со дня утверждения результатов выборов или в дру¬гих случаях, определяемых настоящей Конституцией.
E. Награждает орденами или знаками отличия по рекомендации Премь¬ер-министра и в соответствии с законом.
F. Осуществляет аккредитацию послов.
G. Издает президентские декреты.
H. Утверждает смертные приговоры, вынесенные соответствующими судами.
I. Осуществляет верховное командование Вооруженными силами при проведении церемониальных и торжественных мероприятий.
J. Осуществляет другие президентские полномочия, установленные на¬стоящей Конституцией.

Статья 71

Закон устанавливает жалованье и другие виды содержания Президента Республики.

Статья 72

1. Президент Республики имеет право представить письменное заявле¬ние об отставке Председателю Совета представителей, которое вступает в силу через семь дней после его передачи в Совет представителей.
2. Вице-президент замещает Президента в период его отсутствия.
3. Вице-президент замещает Президента Республики когда но какой-либо причине пост Президента оказывается вакантным. Совет представите¬лей должен избрать нового Президента в период, не превышающий 30 дней с момента появления вакансии.
4. В случае, когда пост Президента Республики является вакантным и когда отсутствует вице-президент, пост Президента замещает Председатель Совета представителей при условии, что новый Президент будет избран в период, не превышающий 30 дней со дня появления вакансии в соответст¬вии с положениями настоящей Конституции.

II. Совет министров

Статья 73

1. Президент Республики предлагает кандидату, выдвинутому пар¬ламентским большинством, сформировать Кабинет в течение 15 дней с да¬ты избрания Президента Республики.
2. Назначенный Премьер-министром должен подготовить список чле¬нов своего Кабинета в период, не превышающий 30 дней со дня своего на¬значения.
3. Президент Республики предлагает новую кандидатуру на пост Пре¬мьер-министра в течение 15 дней, если Премьер-министр, которому пору¬чено сформировать новый Кабинет в срок, указанный в пункте 2, не смог этого осуществить.
4. Назначенный на пост Премьер-министра предъявляет кандидатуры членов своего Кабинета и свою правительственную программу Совету представителей. Считается, что он получил вотум доверия Совета, если кандидатура каждого из представленных им министров одобрена поимен¬но, а его правительственная программа утверждена абсолютным большин¬ством голосов.
5. Президент Республики должен предложить другую кандидатуру для формирования Кабинета в течение 15 дней, если Кабинет не получил воту¬ма доверия.

Статья 74

1. Премьер-министр должен отвечать тем же требованиям, что и Прези¬дент Республики. Он должен иметь диплом об окончании колледжа или его эквивалент и быть не моложе 35 лет.
2. Министры должны отвечать тем же требованиям, что и члены Совета представителей, и иметь диплом колледжа или его эквивалент.

Статья 75

Премьер-министр как прямой представитель исполнительной власти несет ответственность за общую политику государства, является Главнокомандующим Вооруженными силами, руководит работой Совета министров и председательствует на его заседаниях. Премьер-министр име¬ет право отстранять от должности министров с согласия Совета представи¬телей.

Статья 76

Премьер-министр и министры приносят конституционную присягу пе¬ред Советом представителей согласно положениям, установленным в ста¬тье 48 настоящей Конституции.

Статья 77

Кабинет осуществляет следующие полномочия:
1. Планирует и осуществляет общую политику государства и общие го¬сударственные планы; контролирует работу министерств и ведомств, не входящих в состав министерств.
2. Вносит законопроекты.
3. Издает правила, инструкции и принимает решения по исполнению законов.
4. Осуществляет подготовку проекта государственного бюджета, заклю¬чительного финансового отчета и планов развития.
5. Представляет для одобрения в Совет представителей кандидатуры на должности заместителей министров, послов и других должностных лиц со специальным рангом; начальника Генерального штаба армии, его замести¬телей, военнослужащих в должности командующего дивизией и выше; ди¬ректора национальной разведывательной службы и руководителей учреж¬дений безопасности.
6. Проводит переговоры по международным договорам и соглашениям, подписывает их или поручает подписание этих документов уполномочен¬ным лицам.

Статья 78

1. Президент Республики занимает пост действующего Премьер-мини¬стра в случае вакантности этого поста по какой-либо причине.
2. Президент Республики в этом случае обязан назвать кандидатуру другого Премьер-министра не позднее 15 дней со дня появления вакансии в соответствии с положениями статьи 73 настоящей Конституции.

Статья 79

Жалованье и другие формы содержания Премьер-министра, министров и других должностных лиц такого же ранга устанавливаются законом.

Статья 80

Премьер-министр и министры несут коллективную и персональную от¬ветственность перед Советом представителей.

Статья 81

1. Закон регулирует деятельность учреждений безопасности и нацио¬нальной разведывательной службы, определяет круг их обязанностей и полномочий. Они должны действовать в соответствии с принципами прав человека и находиться под контролем Совета представителей.
2. Национальная разведывательная служба подведомственна Совету министров.

Статья 82

Совет министров устанавливает внутренний регламент, регулирующий его деятельность.

Статья 83

Структура министерств, их функции, обязанности и полномочия мини¬стров регулируются законом.

Часть третья. Судебная власть

Статья 84

Судебная власть является независимой. Ее полномочия осуществляют суды различного вида и уровня, которые принимают свои решения в соот¬ветствии с законом.

Статья 85

Судьи являются независимыми и при вынесении решений руковод¬ствуются только властью закона. Никакая власть не может вмешиваться в судопроизводство и отправление правосудия.

Статья 86

Федеральная судебная власть включает Высший судебный совет, Феде¬ральный верховный суд, Федеральный кассационный суд, Генеральную прокуратуру, Департамент судебных инспекций и другие федеральные су¬ды, которые учреждаются в соответствии с законом.

I. Высший судебный совет

Статья 87

Высший судебный совет осуществляет административное руководство судебной деятельностью. Закон устанавливает способ его формирования, полномочия и процедурные правила.

Статья 88

Высший судебный совет осуществляет следующие полномочия:
1. Руководит федеральной судебной системой и осуществляет над ней контроль.
2. Назначает Председателя и судей Федерального кассационного суда, Генерального прокурора и главу Департамента судебных инспекций и представляет их кандидатуры на утверждение в Совет представителей.
3. Предлагает проект ежегодного бюджета федеральной судебной систе¬мы и представляет его на утверждение в Совет представителей.

II. Федеральный верховный суд

Статья 89

1. Федеральный верховный суд является независимым в финансовом и административном отношении судебным органом.
2. Федеральный верховный суд включает определенное число судей и экспертов в области исламского права и светского законодательства, чис¬ленный состав и способ отбора судей и экспертов определяются законом, который должен быть принят двумя третями голосов членов Совета пред¬ставителей.

Статья 90

Федеральный верховный суд осуществляет следующие полномочия:
1. Осуществляет контроль за соответствием законов и действующих норм конституции.
2. Осуществляет толкование положений действующей Конституции.
3. Выносит судебные решения по делам, вытекающим из применения федеральных законов, заключений, правил, инструкций и процедур, прини¬маемых федеральной властью. Закон гарантирует право членов Совета ми¬нистров и других заинтересованных лиц, а также других лиц обращаться непосредственно в Федеральный верховный суд.
4. Разрешает споры между Федеральным правительством и правитель¬ствами районов, провинций, муниципалитетов и местной администрацией.
5. Разрешает споры между правительствами районов и правительства¬ми провинций.
6. Решает вопрос об обвинениях, выдвинутых против Президента Респуб¬лики, Премьер-министра и отдельных министров, что регулируется законом.
7. Утверждает окончательные результаты всеобщих парламентских вы¬боров.
8:
А. Разрешает споры по вопросам компетенции между федеральной су¬дебной властью и судебными органами регионов и провинций, не входя¬щих в состав региона.
8. Разрешает споры по вопросам компетенции между судебными органами регионов и судебными органами провинций, не входящих в состав региона.

Статья 91

Решения Федерального верховного суда являются окончательными и обязательны для исполнения всеми властями.

III. Общие положения

Статья 92

Создание специальных или чрезвычайных судов запрещено.

Статья 93

Закон регулирует учреждение судов, их виды, инстанции, обязанности и порядок назначения судей, сроки их пребывания в должности, порядок назначения работников прокуратуры, дисциплинарные положения и поло¬жения, регулирующие уход в отставку.

Статья 94

Судьи не могут быть отстранены от должности, за исключением случа¬ев, специально установленных законом. Такой закон устанавливает специ¬альные положения, регулирующие поведение судей и применяемые к ним Дисциплинарные санкции.

Статья 95

Судьям и работникам прокуратуры запрещено:
1. Совмещать занимаемую должность с должностью в органах законода¬тельной или исполнительной власти или с осуществлением любой другой деятельности.
2. Состоять в какой-либо партии или политической организации или заниматься любым другим видом политической деятельности.

Статья 96

Военная юстиция регулируется законом. Полномочия военных судов, которые ограничиваются рассмотрением преступлений, носящих воинский характер и совершенных членами Вооруженных сил и сил безопасности, должны быть определены законом.

Статья 97

Запрещено принимать законодательные акты, защищающие какие-либо административные действия или решения от обжалования в судах.

Статья 98

Закон разрешает учреждать Государственный совет для осуществления задач административной юстиции, выполнения консультативных функций, разработки проектов представительства государства и различных государ¬ственных учреждений в судебных органах, за исключением того, что запре¬щено законом.

Часть четвертая. Независимые объединения

Статья 99

Высшая комиссия по правам человека, Высшая независимая избира¬тельная комиссия и Комиссия по сохранению государственного единства рассматриваются в качестве независимых объединений, находящихся под контролем Совета представителей. Их полномочия регулируются законом.

Статья 100

1. Центральный банк Ирака, Управление финансовой инспекции, Агентство средств связи и коммуникаций и Центр управления религиозны¬ми пожертвованиями рассматриваются в качестве независимых в финансо¬вом и административном отношении объединений. Порядок деятельности каждого из этих учреждений регулируется законом.
2. Центральный банк Ирака несет ответственность перед Советом пред¬ставителей, а Управление финансовой инспекции и Агентство средств свя¬зи и коммуникаций подведомственны Совету представителей.
3. Центр управления религиозными пожертвованиями подведомствен Совету министров.

Статья 101

Учреждается агентство, именуемое «Общество мучеников», подведомствен¬ное Совету министров, функции и полномочия которого регулируются законом.

Статья 102

Учреждается Государственное агентство с целью гарантировать права районов и провинций, не входящих в состав района, для обеспечения их справедливого участия в управлении различными федеральными государ¬ственными учреждениями, миссиями, корпорациями и их представитель¬ства на региональных и международных конференциях. Оно включает в се¬бя представителей федерального правительства, районов и провинций, не входящих в состав района, что регулируется законом.

Статья 103

Законом учреждается ведомство для осуществления контроля при рас¬пределении федеральных доходов. Это ведомство будет включать в себя экспертов федерального правительства, представителей районов и провин¬ций. В сферу его полномочий входит следующее:
1. Контроль за справедливым распределением международных грантов, иностранной помощи и займов с учетом потребностей районов и провин¬ций, не входящих в состав района.
2. Обеспечение наиболее рационального использования и распределе¬ния федеральных финансовых ресурсов.
3. Обеспечение прозрачности и справедливости при распределении фи¬нансовых средств региональным правительствам и провинциям в соответ¬ствии с утвержденными пропорциями.

Статья 104

Учреждается Федеральный совет, именуемый Федеральным советом государственной службы, регулирующий вопросы деятельности федераль¬ной государственной служба, включая назначение на должности и продви¬жение по службе его персонача. Способ формирования Совета и его полно¬мочия будут определены законом.

Статья 105

Разрешено учреждать другие независимые объединения в соответствии с нуждами и потребностями на основании закона.

Глава 4. Полномочия федеральных властей

Статья 106

Федеральные органы власти обеспечивают единство Ирака, его целост¬ность, независимость, суверенитет и его федеративную демократическую систему.

Статья 107

Исключительными полномочиями федеральных властей являются сле¬дующие:
1. Осуществление внешней политики, дипломатическое представитель¬ство, ведение переговоров, подписание и ратификация международных до¬говоров и соглашений; ведение переговоров, подписание и ратификация со¬глашений по вопросам кредитования, проведение суверенной внешнеэко¬номической и торговой политики.
2. Разработка и осуществление национальной оборонной политики, включая формирование и использование вооруженных сил для обеспече¬ния охраны и защиты безопасности границ Ирака.
3. Разработка финансовой и таможенной политики, осуществление де¬нежной эмиссии, организация торговой политики между районами и провин¬циями Ирака, разработка государственного бюджета страны, разработка мо¬нетарной политики, учреждение и руководство Центральным банком Ирака.
4. Регулирование вопросов стандартов мер и весов.
5. Решение вопросов гражданства и натурализации, проживания и предоставления политического убежища.
6. Регулирование вопросов телекоммуникаций, радиовещания и почто¬вой связи.
7. Разработка законопроекта об общем и инвестиционном бюджете.
8. Планирование политики, связанной с водными ресурсами, поступаю¬щими извне, и обеспечение поступления в Ирак объемов воды и ее спра¬ведливого распределения в соответствии с международным правом и уста¬новленными нормами.
9. Проведение всеобщей переписи населения.

Статья 108

Нефть и газ являются собственностью всего иракского народа во всех районах и провинциях.

Статья 109

1. Федеральное правительство осуществляет управление нефтяными и газовыми ресурсами, добываемыми па действующих месторождениях, в со¬трудничестве с правительствами производящих районов и провинций при условии, что доходы будут справедливо распределяться в соответствии с демографическим распределением населения по всей стране.
2. Федеральное правительство и правительства производящих районов и провинций вместе разрабатывают необходимую стратегическую полити¬ку по развитию нефтяного и газового богатства в целях получения макси¬мальной выгоды для иракского народа, используя самую современную тех¬нологию и поощрение инвестиций.

Статья 110

Федеральные и региональные органы власти совместно осуществляют следующие полномочия:
1. Руководство таможенными службами в сотрудничестве с правитель¬ствами районов и провинций, не входящих в состав района, что регулиру¬ется законом.
2. Обеспечение и распределение основных ресурсов электроэнергии.
3. Разработка экологической политики для обеспечения гарантий охра¬ны окружающей среды от загрязнения и сохранения ее чистоты в сотруд¬ничестве с районами и провинциями, не входящими в состав района.
4. Разработка общего планирования и политики государственного раз¬вития.
5. Разработка обшей политики здравоохранения в сотрудничестве с районами и провинциями, не входящими в состав района.
6. Разработка основ единой политики в области образования и воспита¬ния в сотрудничестве с районами и провинциями, не входящими в состав района.
7. Разработка основ единой политики в области внутренних водных ресурсов в интересах обеспечения их справедливого распределения, что регу¬лируется законом.

Статья 111

Все, что не относится к исключительным полномочиям федеральных властей, находится в ведении районов и провинций, не входящих в состав района. В отношении полномочий, осуществляемых федеральным прави¬тельством совместно с районами, при возникновении спора между ними приоритет принадлежит законодательству района.

Глава 5. Власти районов

Часть первая. Районы

Статья 112

Федеративная система Республики Ирак включает в себя столицу, рай¬оны, децентрализованные провинции и местную администрацию.

Статья 113

1. При вступлении в силу настоящей Конституции Курдистан стано¬вится федеральным районом и существующие на его территории районные и федеральные органы власти признаются в качестве действующих.
2. Настоящая Конституция признает новые районы, которые могут быть образованы в соответствии с положениями Конституции.

Статья 114

Совет представителей принимает простым большинством голосов в пе¬риод, не превышающий шесть месяцев со дня его первой сессии, закон, ус¬танавливающий процедуру создания новых районов.

Статья 115

Одна или несколько провинций имеют право образовать район на осно¬вании предложения о проведении референдума, который может состояться при следующих условиях:
A. По требованию не менее одной третьей членов каждого из провинци¬альных советов в провинциях, которые выражают желание образовать район.
B. По требованию не менее одной десятой части избирателей в каждой из провинций, выразивших желание образовать район.

Статья 116

Район принимает собственную конституцию, которая устанавливает систему районных властей и их полномочия, а также механизм осуществ¬ления этих полномочий при условии, что это не противоречит настоящей Конституции.

Статья 117

1. Власти районов имеют право осуществлять законодательные, испол¬нительные и судебные полномочия в соответствии с настоящей Конститу¬цией, за исключением полномочий, являющихся исключительной компе¬тенцией федеральных властей.
2. В случае противоречия между федеральным и районным законода¬тельством по вопросам, которые не относятся к исключительной компетен¬ции федеральных властей, власти района имеют право корректировать при¬менение федерального законодательства.
3. Районы и провинции получают соответствующую долю националь¬ных средств, необходимых для надлежащего выполнения своих обязанно¬стей и полномочий, с учетом ресурсов района, его потребностей и пропор¬ции проживающего в нем населения.
4. При посольствах и дипломатических миссиях создаются управления по районам и провинциям для решения вопросов культурного, социального и местного развития.
5. Правительство района несет ответственность за административное управление районом, в частности за учреждение и организацию сил внут¬ренней безопасности, таких как районная полиция, служба безопасности и охраны.

Часть вторая. Провинции, не входящие в состав района

Статья 118

1. Провинции состоят из дистриктов, округов и деревень.
2. Провинции, которые не входят в состав района, получают особые ад¬министративные и финансовые полномочия, позволяющие им осуществлять самоуправление в соответствии с принципом административной де¬централизации, что регулируется законом.
3. Губернатор провинции, который избирается провинциальным Сове¬том, является высшим должностным лицом исполнительной власти про¬винции и осуществляет полномочия, предоставленные ему Советом.
4. Порядок избрания провинциального Совета, губернатора и их полно¬мочия регулируются законом.
5. Совет провинции не подконтролен и не подчинен какому-либо мини¬стерству или другому ведомству, не входящему в министерство, и имеет собственные финансовые ресурсы.

Статья 119

Разрешена передача полномочий федеральных властей властям про¬винций и наоборот с согласия обеих сторон, что регулируется законом.

Часть третья. Столица

Статья 120

1. Багдад в своих административных границах является столицей Рес¬публики Ирак, включая провинцию Багдад в ее административных грани¬цах.
2. Статус столицы регулируется законом.
3. Столица не может входить в состав региона.

Часть четвертая. Местная администрация

Статья 121

Конституция гарантирует административные, политические, культур¬ные, образовательные права различных этнических групп, таких как туркоманы, халдеи, ассирийцы и другие, что регулируется законом.

Глава 6. Заключительные и переходные положения

Часть первая. Заключительные положения

Статья 122

1. Президент Республики совместно с Советом министров или одна пя¬тая членов Совета представителей могут вносить предложения о поправках в Конституцию.
2. В главу 1 об основных принципах Конституции и в главу 2 о правах и свободах поправки могут быть внесены только по завершении двух по¬следовательных легислатур с одобрения двух третей членов Совета пред¬ставителей и последующем их утверждении на всеобщем референдуме и подписании Президентом Республики в течение семи дней после референ¬дума.
3. Другие положения Конституции, не упомянутые в пункте 2 данной статьи, могут быть изменены при согласии двух третей членов Совета представителей с последующим их утверждением на всеобщем референду¬ме и подписанием Президентом Республики в течение семи дней после ре¬ферендума.
4. Внесение конституционных поправок, которые ограничивают полно¬мочия районных властей, не являющиеся сферой исключительной компе¬тенции федеральных властей, возможно только при согласии законодатель¬ного Совета данного района и после одобрения этих поправок большинст¬вом граждан на всеобщем референдуме.
5:
A. Поправки считаются одобренными Президентом Республики по ис¬течении периода времени, установленного в пунктах 2 и 3 настоящей ста¬тьи, в случае если Президент их не подписал.
B. Конституционная поправка вступает в силу в день ее опубликования в «Официальной газете».

Статья 123

Запрещается Президенту Республики, Премьер-министру и членам Со¬вета министров, Председателю Совета представителей и двум его замести¬телям, членам Совета представителей, должностным лицам судебной вла¬сти и лицам, занимающим специальные должности, использовать свое влияние для приобретения или получения в аренду любой государствен¬ной собственности, а также предоставлять государству на постоянной осно¬ве или во временное пользование личные финансовые средства, подавать против государства иски в связи с такими действиями или заключать с ним контракты, выступая в качестве подрядчика-строителя, снабженца или концессионера.

Статья 124

Законы и судебные решения принимаются от имени народа.

Статья 125

Законы публикуются в «Официальной газете» и вступают в силу с да¬ты их опубликования, если иное не предусмотрено самим законом.

Статья 126

Действующие законы остаются в силе до тех пор, пока они не будут от¬менены или в них не будут внесены поправки в соответствии с положения¬ми настоящей Конституции.

Статья 127

Для признания референдумов, предусмотренных настоящей Конститу¬цией, действительными, достаточно принятия решения простым большин¬ством голосов, если законом не предусматривается иное.

Часть вторая. Переходные положения

Статья 128

1. Государство гарантирует социальное обеспечение политических уз¬ников и лиц, ставших жертвами репрессий бывшего диктаторского режима.
2. Государство гарантирует выплату компенсаций семьям погибших и получивших ранения в результате террористических актов.
3. Закон регулирует меры, установленные пунктами 1 и 2 настоящей статьи.

Статья 129

Совет представителей будет применять на своей первой сессии внут¬ренний регламент Переходной национальной ассамблеи до тех пор, пока его собственный внутренний регламент не будет принят.

Статья 130

Верховный уголовный суд Ирака продолжит свою деятельность в каче¬стве независимого судебного органа, занимающегося рассмотрением дел, связанных с преступлениями диктаторского режима и его лидеров. По за¬вершении этой работы Совет представителей имеет право распустить Вер¬ховный уголовный суд путем принятия закона.

Статья 131

1. Совет представителей сформирует парламентский комитет из своих членов для наблюдения и контроля за деятельностью Верховной комиссии по «дебаасизации» и ее государственных органов, с тем чтобы гарантиро¬вать справедливость, объективность и открытость их деятельности.
2. По завершении этой работы Комиссия может быть распущена реше¬нием абсолютного большинства голосов членов Совета представителей.
3. Не должны подпадать под положения о «дебаасизации» кандидаты на посты Президента Республики, Премьер-министра, министров, Предсе¬дателя и членов Совета министров, главы Совета Союза и его членов, а также кандидаты на аналогичные посты в районах и должностные лица су¬дебной власти, кандидаты на другие государственные должности, включая сами органы по «дебаасизации».
4. Условие, установленное в пункте 3 данной статьи, будет оставаться в силе до тех пор, пока Комиссия, предусмотренная пунктом 1 данной ста¬тьи, не будет распущена.

Статья 132

1. Комиссия по урегулированию имущественных споров продолжит свою деятельность в качестве независимого органа в сотрудничестве с орга¬нами судебной и исполнительной власти и в соответствии с законом. Эта Комиссия подведомственна Совету представителей.
2. Совет представителей может распустить данную Комиссию большин¬ством в две трети голосов его членов.

Статья 133

Нормы статей, касающиеся Совета Союза, содержащиеся в настоящей Конституции, вступают в силу после принятия Советом представителей решения большинством в две трети голосов на второй легислатуре после вступления в силу настоящей Конституции.

Статья 134

1. В настоящей Конституции термин «Президентский совет» заменяет¬ся термином «Президент Республики», и нормы, касающиеся Президента Республики, вступают в силу через одну легислатуру после принятия на¬стоящей Конституции.
2:
A. Совет представителей избирает Президента Республики и двух вице-президентов, которые образуют совет, именуемый «Президентским сове¬том». Он избирается единым списком большинством в две трети голосов.
B. Положения настоящей Конституции, регулирующие отстранение Президента Республики от должности, применимы к Президенту и членам Президентского совета.
C. Совет представителей может отстранить от должности любого члена Президентского совета по основаниям недостаточной компетенции или не¬добросовестности большинством в три четверти голосов его членов.
D. Если одна из должностей в Президентском совете становится ва¬кантной. Совет представителей большинством в две трети голосов его чле¬нов избирает лицо, которое занимает вакантную должность.
3. Члены Президентского совета должны отвечать тем же требованиям, что и члены Совета представителей. Они должны:
A. Достичь возраста 40 лет.
B. Обладать хорошей репутацией, быть добросовестными и порядоч¬ными.
C. Выйти из распущенной партии Баас, если они в ней состояли, как минимум за 10 лет до прекращения ее существования.
D. Не быть причастными к репрессиям в период восстания 1991 года или кампании «Анфаль», не быть замешанными в совершении какого-либо преступления против иракского народа.
4. Президентский совет принимает свои решения единогласно, и любой член Совета может делегировать свои полномочия по принятию решения одному из двух других его членов.
5:
A. Законы и резолюции, принятые Советом представителей, передают¬ся в Президентский совет для единогласного одобрения и публикуются в течение 10 дней со дня их поступления в Совет, за исключением положе¬ний статей 114 и 115, касающихся создания районов.
B. Если Президентский совет отвергает полученные законы и резолю¬ции, они возвращаются в Совет представителей для рассмотрения положе¬ний, вызвавших возражения, и повторного но ним голосования большинст¬вом голосов, после чего они повторно передаются в Президентский совет па одобрение.
C. Если Президентский совет снова не одобряет законы или резолюции в течение 10 дней с даты их поступления, они снова возвращаются в Совет представителей, который должен их принять большинством в три пятых голосов его членов. В этом случае они не могут больше вызывать возраже¬ния и рассматриваются в качестве одобренных актов.
6. Президентский совет осуществляет полномочия Президента Респуб¬лики, установленные настоящей Конституцией.

Статья 135

Премьер-министр в первый парламентский срок имеет двух заместите¬лей.

Статья 136

1. Исполнительная власть предпринимает необходимые меры по приме¬нению всех положений статьи 58 Закона об управлении Государством Ирак в переходный период.
2. Полномочия, возлагаемые на исполнительную власть, предусмотрен¬ные статьей 58 Закона об управлении Государством Ирак в переходный пе¬риод, распространяются на действующую исполнительную власть, избран¬ную в соответствии с настоящей Конституцией, до окончательной нормали¬зации обстановки, проведения переписи населения и референдума в городе Киркук и других спорных районах в целях выяснения воли их граждан в период не позднее 31 декабря 2007 года.

Статья 137

1. Законы, принятые в Курдистане с 1992 года, и решения властей Кур¬дистана, включая заключенные контракты и судебные решения, остаются в силе, пока они не будут отменены или изменены согласно законам Курди¬стана и соответствующим органом, при условии, что они не противоречат настоящей Конституции.
2. В начале своей работы Совет представителей сформирует комитет из своих членов, который будет представлять основные составляющие ирак¬ского общества. Его целью будет предоставление рекомендаций на период, не превышающий четырех месяцев, для рассмотрения поправок, которые Могут быть предложены к тексту настоящей Конституции.
3. Статьи, измененные Советом представителей в порядке, предусмот¬ренном пунктом 2 настоящей статьи, должны быть вынесены на референ¬дум в течение двух месяцев после их одобрения.
4. Решение референдума по проекту поправок статей считается приня¬тым, если за него проголосовало абсолютное большинство избирателей, принявших участие в голосовании, если только оно не было отвергнуто большинством в две трети голосов избирателей трех или большего числа провинций.
5. Вышеизложенные нормы являются исключением из действия ста¬тьи 122 настоящей Конституции, касающейся изменения Конституции. По¬сле внесения поправок в случаях, предусмотренных настоящей статьей, из¬менения должны вноситься в порядке, установленном статьей 122.

Статья 138

Закон об управлении Государством Ирак в переходный период и при¬ложение к нему отменяются после формирования нового состава прави¬тельства, за исключением положений пункта «А» статьи 53 и статьи 58 данного Закона.

Статья 139

Настоящая Конституция вступает в силу после ее одобрения народом на всеобщем референдуме, опубликования в «Официальной газете» и из¬брания правительства, сформированного в соответствии с ее положениями.