Конституция Ирана

КОНСТИТУЦИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН

Конституция Исламской Республики Иран был окончательно утверждена 24 абана 1358 г. (24 зи-ль-хадже 1399 г. по лунной хиджре, что соответствует 15 ноября 1979 г.) на заседании Конституционного собрания большинством в две трети голосов от его общего состава.
Хотя эксперты Конституционного собрания, избранные народом, приложили максимум усилий для того, чтобы был создан всеобъемлющий Основной закон страны, тем не менее по прошествии около десяти лет возникла острая необходимость в пересмотре ряда его положений. С этой целью великий вождь Революции и основатель Исламской Республики Иран великий аятолла имам Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!) 4 ордибехешта 1368 г. (24 апреля 1989 г.) издал указ о внесении изменений и дополнений в Конституцию ИРИ. Этим же указом эта работа была поручена 20 членам Совета экспертов и 5 избранным депутатам Меджлиса.
Совет по пересмотру Конституции, выполняя указ имама Хомейни (да будет с ним милость Аллаха!), провел 38 пленарных заседаний и на своих заседаниях с 17 по 20 тира 1368 (8-11 июля 1989 г.), а также на своем заключительном 41-м заседании принял поправки к Преамбуле, названиям разделов и по содержанию следующих 48 статей: 5, 57, 60, 64, 69, 70, 85, 87, 88, 89, 91, 99, 107, 108, 109, 110, 111, 112, 113, 121, 122, 124, 126, 127, 128, 130, 131, 132, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 140, 141, 142, 157, 158, 160, 161, 162, 164, 173, 174, 175, 176, 177.
Данный текст Конституции ИРИ отражает изменения и дополнения, внесенные Советом по пересмотру Конституции.
Секретариат Совета по пересмотру Конституции.
Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!
“Мы послали наших посланников с ясными знамениями и низвели вместе с ними писание и весы, чтобы люди стояли в справедливости” Сура Железо, аят 25.
ПРЕАМБУЛА
Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы). Сущность великой Исламской революции в Иране и борьба мусульманского народа с самого начала до полной победы, что отражено в сильных, решительных лозунгах всех слоев населения, ярко обозначили эти стремления. Теперь, на заре этой великой победы, наш народ всем сердцем требует осуществления своих чаяний.
Отличительная особенность нашей революции по сравнению с другими революционными движениями в Иране за последнее столетие заключается в ее религиозном, исламском характере. Пройдя путь антидеспотического движения за конституционную монархию до движения за национализацию нефти, иранский народ обрел ценнейший опыт, который свидетельствовал, что перечисленные выше движения не имели успеха вследствие своего нерелигиозного характера. Хотя в движениях последнего времени религиозная исламская мысль и лидерство борющегося духовенства играло основную роль, эти движения отходили от истинно исламских позиций и вскоре теряли динамизм развития. Поэтому народ под руководством великого аятоллы имама Хомейни осознал необходимость продолжения истинного исламского движения. В этот раз борющееся духовенство, которое всегда шло в первых рядах борцов, а также творческая интеллигенция под их руководством получила новый импульс. (Начало последнего народного движения в Иране в 1341 г. по солнечной хиджре (1963 г.).
Заря народного движения.
Сокрушительный протест имама Хомейни против американского заговора под предлогом “Белой революции”, который был нацелен на укрепление позиций тиранического режима и закрепление политической, культурной и экономической зависимости Ирана от мирового империализма, стал фактором монолитного народного движения, в результате которого в месяце хордаде 1342 (июнь 1963 г.) произошла великая и кровавая революция исламского народа, которая стала отправной точкой для развития этого движения. Она укрепила центральную роль имама Хомейни в качестве исламского лидера. Хотя имам и был выслан из Ирана из-за протеста против постыдного закона об экстерриториальности американских советников (режим капитуляции), прочная связь между народам и имамом не порвалась и исламский народ, в особенности преданные исламу представители интеллигенции и борющееся духовенство, продолжили свой путь по дороге борьбы, что было сопряжено с ссылками и арестами, пытками и казнями.
В это время сознательный и ответственный слой общества приступил к просветительству в мечетях, исламских учебных центрах и университетах. Под влиянием революционного плодоносного исламского учения они приложили большие плодотворные усилия в деле повышения уровня религиозной сознательности мусульман в их борьбе. Тиранический режим прибегал к самым жестоким мерам, пытаясь сокрушить бурлящие очаги революции: палачи режима обрушились на Фейзие и Университет. Режим предпринимал отчаянные попытки спастись от народного гнева. Наш мусульманский народ заплатил за свою волю к борьбе жертвами расстрелов, средневековых пыток и длительных тюремных заключений. Кровь сотен молодых верующих иранцев, которые перед расстрелом восклицали “Аллах велик!” или становились жертвами вражеских пуль на улицах города, способствовала продолжению революции. Заявления и послания имама Хомейни по различным поводам способствовали укреплению сознания и воли исламского народа.
Исламское правление.
План исламского правления на основе принципа “велаят-е-факих” (правление исламского богослова), который имам Хомейни выдвинул в период наибольшего удушения свободы тираническим режимом, создал в мусульманском народе новый конкретный и согласованный стимул, открыв истинный путь исламской религиозной борьбы. Это интенсифицировало усилия преданных мусульманских борцов в стране и за се пределами.
Движение пошло по этому пути. В конце концов гнев и недовольство народа удушением политических свобод внутри страны и разоблачения режима и отражение народной борьбы за границей борющимся духовенством и революционно настроенным студенчеством подорвало основы власти режима, который был вынужден пойти на внутриполитическую либерализацию. Таким образом, он пытался открыть клапан для предотвращения своего неминуемого падения. Однако поднявшийся народ, уверенный в своих целях и идущий под твердым и непоколебимым предводительством имама Хомейни в едином строю начал всеобщее победоносное восстание.
Гнев народа.
Когда 17 дея 1356 г. (7 января 1978 г.) правящий режим организовал публикацию оскорбительного письма, направленного против имама Хомейни, народное движение под воздействием взрыва народного негодования получило новый импульс. Правящий режим попытался погасить этот вулкан народного гнева карательными мерами. Но это только придало революции новые силы. Каждый раз поминки через неделю и 40 дней смерти шахидов революции придавали новые силы этому движению по всей стране. Движение продолжалось. Вскоре была объявлена всеобщая забастовка, которая вместе с уличными демонстрациями сыграла значительную роль в падении тирании. Широкая солидарность представителей всех слоев общества, всех религиозных и политических кругов стала решающим фактором этой борьбы. Особенно было заметно участие женщин в этой борьбе. Нередко можно было видеть, как женщина с ребенком на руках бежит на поле битвы с режимом, где на нее нацелены дула пулеметов. Все это говорит о решающей роли женщин в революционной борьбе.
Цена, которую заплатил народ.
Дерево революции взросло через год с небольшим упорной борьбы на крови более 60 тысяч павших шахидов, сотен тысяч раненых и покалеченных иранцев, нанеся стране ущерб на миллиарды туманов. Революция шла под лозунгом “Независимость, свобода, исламское правление!”. Это великое движение, основанное на вере, единстве и решительности руководства в решающие моменты, а также на жертвенности народа, победило и смогло разбить в пух и прах замыслы и империалистов, их связи и структуры. Это движение открыло новый этап широких народных революций в мире.
21 и 22 бахмана 1357 г. (10-11 февраля 1979 г.) шахский режим пал, кончилась власть внутренней тирании и основанного на ней иностранного господства. С этой великой победы заря исламского правления – этого давнего чаяния мусульманского народа – принесла весть об окончательной победе. Весь иранский народ, исламские авторитеты (марджа-е таклид), улемы и лидер страны на референдуме об Исламской Республике решительно и бесповоротно высказались за создание нового исламского республиканского строя, за который было подано 98,2 процента голосов.
В настоящее время Конституция Исламской Республики Иран в качестве выразителя политических, социальных, культурных и экономических структур и отношений в обществе должна способствовать укреплению основ исламского правления, показывая образец нового строя, возникшего на развалинах павшей тирании.
Способ правления в исламе.
С точки зрения ислама, правление берет свое начало не в классовых интересах и личной или групповой власти; оно является воплощением политических идеалов нации единоверцев и единомышленников, которая самоорганизуется, чтобы в процессе духовной и мировоззренческой эволюции достигнуть конечной цели (придти к Богу). В процессе революционного развития наш народ освободился от наслоений тиранического режима (тагут) и иностранных влияний на общественную мысль и возвратился к истинно исламскому мировоззрению, а теперь намерен создать образцовое исламское общество на основе исламских установлений. Поэтому роль Конституции заключается в осуществлении мировоззренческих основ революционного движения и создании условий для воспитания человека в духе высоких и всеобъемлющих исламских ценностей.
С учетом направленности Исламской революции в Иране на победу угнетенных над угнетателями, Конституция создает условия для продолжения революции в стране и за ее пределами и пытается путем развития отношений с другими исламскими и народными движениями найти путь образования единой мировой исламской уммы (нации) и способствовать усилению борьбы за спасение угнетенных народов во всем мире. С учетом сущности этого великого движения. Конституция гарантирует ликвидацию всякой духовной и социальной деспотии и экономического монополизма. Она пытается покончить с деспотической системой и передать судьбу народа в его собственные руки.
При создании политических структур, которые являются основанием общества, используется религиозное толкование этих вопросов ответственными деятелями системы правления и управления делами государства. Законотворчество, которое отражает принципы социального управления, находится в рамках Корана и Сунны. Поэтому необходим серьезный и пристальный контроль со стороны справедливых праведных и преданных исламских богословов. Целью исламского правления является рост человеческой личности в направлении божественного строя, а также раскрытие и расцвет способностей человека, показывающих его богоподобность и это зависит от активного и широкого участия всех общественных сил в процессе переустройства общества.
Поэтому Конституция создает основу для участия всех представителей общества в принятии политических, судьбоносных решений на всех его этапах, дабы каждый нес ответственность за общество на пути человеческого развития. Это и будет осуществление принципа правления обездоленных на земле.
Правление справедливого факиха.
Согласно принципу преемственности правления имамов, Конституция является основой правления вождя, отвечающего всем требованиям и признанного в таком качестве народом. Вождь должен гарантировать следование различных организаций своему истинно исламскому долгу.
Экономика – это средство, а не цель.
В деле укрепления экономического потенциала самое важное -это удовлетворение потребностей человека на пути его развития и духовного роста, что отличается от других экономических формаций, стремящихся к концентрации и увеличению богатства и преследующих корыстные цели. Согласно материалистическому мировоззрению, сама экономика является целью, а поэтому на различных этапах человеческого развития экономика становится фактором разложения и упадка. В то же время, в исламе экономика рассматривается как средство. от которого нельзя ничего ожидать, кроме лучшей производительности для достижения поставленной цели.
Поэтому программа исламской экономики предусматривает создание благоприятных условий для проявления творческого потенциала человека. Поэтому исламское правление обязано обеспечить соответствующие равные возможности для всех, занятость и удовлетворение потребностей человека для продолжения его развития.
Женщина в Конституции.
При создании социальных основ ислама те, кто до того подвергались всесторонней иностранной эксплуатации, заново обретают свою человеческую сущность. Так как женщины находились под большим гнетом со стороны сатанинского тиранического режима, они должны обрести больше прав. Семья – это основная ячейка общества и основной очаг развития и возвышения человека. Необходимо достичь согласия во взглядах и духовных идеалах при создании семьи, что является одной из задач исламского правления. При таком подходе к семье, женщин уже не рассматривается как “вещь” или “рабочее средство” на службе эксплуатации и потребительской идеологии. Она заново обретает серьезную и почетную обязанность – материнство. Она воспитывает детей в религиозном духе и вместе с мужчиной идет в первых рядах активной социальной жизни. Таким образом, она обретает более серьезную миссию и ответственность, обладающую наивысшей ценностью и благодатью с точки зрения ислама.
Армия ислама.
При создании и обеспечении оборонительных вооруженных сил страны обращается особое внимание на то. чтобы их основой и принципом их деятельности стала вера и исламское учение. Поэтому Армия Исламской Республики Иран и Корпус стражей Исламской революции создаются в соответствии с упомянутыми целями. Не только охрана границ, но и исламская миссия, то есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя Божественного закона в мире лежит на их плечах.
Правосудие в Конституции.
Проблема правосудия в связи с защитой прав народа на пути исламского движения в целях предотвращения незначительных отклонений от этого пути среди исламской уммы, имеет жизненно важное значение. Поэтому предусматривается создание системы правосудия, основанной на исламской справедливости и состоящей из справедливых судей, полностью владеющих исламскими нормами. С учетом фундаментальной важности и особого акцента на ее религиозную сущность, судебная система должна быть чиста во всех своих проявлениях.
Исполнительная власть.
С учетом особого значения исполнительной власти для претворения в жизнь исламских законов и установлении в целях достижения господства справедливых отношений в обществе, а также с учетом ее необходимости для обеспечения достижения конечной жизненной цели, она должна способствовать созданию исламского общества. Поэтому с точки зрения ислама отвергается такой режим, который, создавая рогатки и препоны, помешает движению к этой цели или замедлит его. Вследствие этого, категорически отвергается бюрократический строй, порожденный сатанинским тираническим правлением, дабы его место занял более эффективный исполнительный механизм, способный быстрее выполнять административные обязательства.
Средства массовой информации.
Средства массовой информации (радио и телевидение) должны служить распространению исламской культуры в процессе развития Исламской революции, используя конструктивное столкновение различных мнений и идей и решительно воздерживаясь от распространения деструктивных и антиисламских явлений.
Все обязаны следовать принципам закона, который считает своей главной задачей обеспечение свободы и достоинства человека и открывает путь к его развития и совершенствованию. Исламская нация должна выбрать знающих правоверных должностных лиц и постоянной контролировать их деятельность, участвуя таким образом в построении исламского общества, которое с Божьей помощью стало бы образцом для подражания для всего мира.
Депутаты.
Совет экспертов, состоящий из представителей народа, с учетом указанных выше целей и мотивов завершил работу над Конституцией, состоящей из 12 глав, включающих в себя 175 статей, путем изучения проекта, представленного правительством, и предложений различных групп населения в канун наступления 15-го века хиджры Пророка Мухаммеда (да будет с ним милость Аллаха и его благословение!), основавшего исламское освободительное учение.
Надеемся, что новый век по лунной хиджре станет веком правления угнетенных во всем мире и сокрушения всех угнетателей.
Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!

КОНСТИТУЦИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН
Глава первая. Основные принципы.
Статья 1.
Система правления в Иране – Исламская Республика, за которую народ Ирана на основе своей давней веры в правление справедливости по Корану после победы Исламской революции под руководством великого аятоллы имама Хомейни проголосовал большинством в 98,2 процента голосов от общего числа избирателей на референдуме, проведенном 10 и 11 фарвардина 1358 г. по солнечной хиджре (1 и 2 джамади-аль-ула 1399 г. по лунной хиджре – 30 и 31 марта 1979 г.).
Статья 2.
Исламская республика – это система правления, основанная на вере в:
1. Единого бога (Ла иллахи илла-ллах), в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;
2. Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
3. Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу;
4. Божественную справедливость в Создании и установлении законов шариата;
5. Преемственность имамов (имамат) и их опека над обществом и основополагающая роль этого принципа в продолжении исламской революции;
6. Благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость и политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность путем:
а) непрерывного исполнения законов шариата, отвечающими всем требованиям факихов на основе Писания и сунны 14 непорочных. (Пророк Мухаммад. его дочь Фатима и 12 имамов);
б) использования передового человеческого знания и опыта и усилия, направленные на их развитие;
в) отрицания угнетения других и со стороны других, а также гегемонии в отношении себя и других.
Статья 3.
Правительство Исламской Республики Иран призвано использовать все свои возможности для достижения целей, перечисленных в статье 2 для:
1. создания благоприятной атмосферы для дальнейшего развития моральных добродетелей, основанных на вере, богобоязненности и борьбе против всех проявлений разврата и упадка.
2. повышения уровня сознательности народа во всех сферах с помощью надлежащего использования прессы и других средств массовой информации.
3. обеспечения бесплатного образования и физического воспитания для всех и на всех уровнях, а также облегчение доступа к высшему образованию.
4. укрепления инициативы и духа исследования во всех областях науки, техники, культуры и ислама путем создания исследовательских центров и поощрения исследователей.
5. полного отрицания колониализма и предотвращения иностранного влияния.
6. устранения всяческого деспотизма, авторитаризма и монополизма.
7. обеспечения политических и социальных свобод в рамках закона.
8. обеспечения участия всего народа в политическом, экономическом, социальном и культурном самоопределении.
9. устранения неоправданной дискриминации и создания справедливых условий для всех и во всех материальных и духовных сферах.
10. создания правильного административного строя и устранения ненужных структур.
11. наибольшего укрепления национального оборонительного потенциала с помощью всеобщего военного образования для сохранения независимости, территориальной целостности и исламского строя в стране.
12. создания правильной и справедливой экономики на основе исламских норм для обеспечения достатка, устранения бедности и всевозможных лишений в питании, жилищных условиях, труде и здравоохранении, а также распространение страхования.
13. обеспечения опоры на собственные силы и самодостаточности в науке, технике, промышленности, сельском хозяйстве, военной области и т.д.
14. обеспечения всесторонних прав граждан, независимо от пола, обеспечения безопасности путем справедливого правосудия для всех и равенства всех перед законом.
15. развития и укрепления исламского братства и сотрудничества между людьми.
16. выработки внешней политики страны на основе исламских критериев установления братского союза со всеми мусульманами и бескорыстной поддержки угнетенных мира.
Статья 4.
Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. Эта статья приоритетна по отношению к другим статьям Конституции, а также законам и установлениям, причем заключение по поводу соответствия законов исламским нормам выносится факихами (исламскими правоведами) Совета по охране Конституции и исламских норм.
Статья 5.
Во время отсутствия Вали-е-Аср (да приблизит Аллах его явление!) в Исламской Республике Иран управление делами правоверных и имамат в исламской умме возлагается на справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности факиха, которые принимает эти обязанности согласно статье 107.
Статья 6.
В Исламской Республике Иран управление делами страны осуществляется с опорой на общественное мнение путем выборов Президента, депутатов Меджлиса исламского совета, членов советов и т.д., либо путем референдума, которые проводится по вопросам, определенным в других статьях этой Конституции
Статья 7.
Согласно повелению Священного Корана следующие советы: Меджлис исламского совета, совет провинции, области, города, района, уезда, деревни и т.д., являются основными органами принятия решений и управления страной. Данная Конституция и законы, основанные на ней, определяют порядок образования и сферу прав и обязанностей советов.
Статья 8.
В Исламской Республике Иран призыв к добру, проповедь одобряемого и запрещение неодобряемого является всеобщей обязанностью, которую люди несут по отношению друг к другу, государство – по отношению к народу и народ – по отношению к государству. Закон определяет условия, сферу и способ выполнения этой обязанности.
Статья 9.
В Исламской Республике Иран свобода, независимость, единство и территориальная целостность страны неотделимы друг от друга; защита их есть долг государства и каждого члена общества. Никто не имеет права под предлогом свободы нанести даже самый незначительный ущерб политической, культурной, экономической и военной независимости, а также территориальной целостности Ирана. Ни одно должностное лицо не имеет права под предлогом защиты независимости и территориальной целостности страны ущемлять законные свободы, даже путем издания законов и иных нормативных актов.
Статья 10.
Так как семья является основной ячейкой исламского общества, все законы и нормативные акты должны быть направлены на облегчение создания семьи, охрану се священного статуса и прочность семейных отношений на основе исламского права и морали.
Статья 11.
Согласно священному аяту все мусульмане представляют собой единую умму. Правительство Исламской Республики Иран обязано сделать гак, чтобы его общая политическая линия основывалась на союзе исламских народов: оно должно прилагать максимум усилий к тому, чтобы осуществить политическое, экономическое и культурное единство исламского мира.
Статья 12.
Официальной религией Ирана является ислам джафаритского толка, признающий существование 12 имамов, и этот принцип навсегда останется неизменным. Другие исламские верования, в частности ханафитское, шафиитское, маликитское, ханбалитское и зейдитское. пользуются полным уважением. Последователи этих верований полностью свободны в выполнении религиозных обрядов согласно своим религиозным нормам, они могут заниматься религиозным воспитанием и образованием, решать гражданские и личные дела (брак, развод, наследство, завещание) и на основании их обращаться в суд; в любом месте, где последователи одного из этих исламских течений составляют большинство населения, местные правила и постановления устанавливаются советами на основе требований этих религиозных течений, но при соблюдении прав последователей других мусульманских течении.
Статья 13.
Иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сфере религиозного воспитания согласно своему учению.
Статья 14.
Согласно аяту правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права. Этот принцип действует в отношении лиц, которые не выступают против ислама и Исламской Республики Иран и не участвуют в заговорах.
Глава вторая. Язык, алфавит, история и государственный флаг страны.
Статья 15.
Официальным и общим языком и алфавитом для иранского народа является персидский язык и персидский алфавит. Официальные документы и тексты, официальная переписка и учебники должны быть написаны на этом языке этим алфавитом, однако местные национальные языки могут свободно использоваться наряду с персидским языком в прессе и иных средствах массовой информации, а также для преподавания национальных литератур в школах.
Статья 16.
Так как языком Корана и исламских наук является арабский язык и персидская литература с ним тесно связана, этот язык должен преподаваться после окончания начальной школы и до конца средней школы во всех классах независимо от их специализации.
Статья 17.
Началом официального летоисчисления страны считается хиджра пророка ислама (да благословит и приветствует Аллах его и его род!), причем признается как лунная, так и солнечная хиджра, хотя работа государственных учреждений происходит согласно солнечной хиджре. Официальный выходной день недели – пятница.
Статья 18.
Официальный флаг Ирана выполнен в трех цветах – зеленом, белом и красном – и несет на себе специальную эмблему Исламской Республики и призыв “Аллах Акбар!”.
Глава третья. Права народа.
Статья 19.
Иранцы, относящиеся к любому этносу или племени, обладают равными правами; цвет кожи, раса, язык и т.п. не ставит никого в привилегированное положение.
Статья 20.
Все иранцы, независимо от пола, одинаково пользуются покровительством закона и располагают всеми гуманитарными, политическими, экономическими, социальными и культурными правами с учетом соблюдения исламских норм.
Статья 21.
Правительство обязано с учетом исламских норм гарантировать соблюдение прав женщин во всех сферах, а также:
1) создавать благоприятные условия для развития личности женщины и возрождения се материальных и духовных прав;
2) поддерживать женщину-мать, особенно в период беременности и кормления ребенка, а также брать на себя покровительство над беспризорными детьми;
3) создать компетентный суд для сохранения и продолжения семьи;
4) организовать особое страхование вдов и престарелых, одиноких женщин;
5) в случае отсутствия законного кормильца, поручать опеку над детьми достойным матерям для обеспечения счастливого будущего детей.
Статья 22.
Человеческое достоинство, жизнь, имущество, права, жилище и профессиональная деятельность человека неприкосновенны, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Статья 23.
Запрещается проверка взглядов человека. Человек не может быть подвергнут порицанию из-за его взглядов.
Статья 24.
Пресса свободна в публикации материалов, за исключением тех случаев, когда они наносят ущерб основам ислама или общественным правам. Эти случаи определяются законом.
Статья 25.
Вскрытие и недоставка писем адресату, запись и обнародование телефонных переговоров, перехват телеграфных и телексных сообщений, их цензура и недоставка адресату и любое подслушивание запрещены, кроме случаев, когда они осуществляются по закону.
Статья 26.
Партии, политические и профессиональные общества и организации, исламские общества и признанные религиозные меньшинства свободны, но при условии, что они не будут нарушать принципы независимости, свободы, национального единства, исламских норм и основы Исламской Республики. Никому нельзя запретить в них участвовать и никого нельзя принудить к членству в какой-либо организации.
Статья 27.
Обеспечивается свобода собраний и демонстраций без оружия и без нарушений основ ислама.
Статья 28.
Каждый может выбрать себе работу, к которой имеет склонность и которая не противоречит исламу, общественным интересам и не нарушает права других.
Правительство обязано с учетом потребностей общества в различных профессиях создавать для всех возможности для занятости и равные условия для занятия рабочих вакансий.
Статья 29.
Все имеют право на социальное обеспечение по выслуге лет, безработице, старости, инвалидности, отсутствию кормильца, неприятностей в дороге, а также в случае происшествий, аварий и потребности в медицинской помощи и наблюдении в виде страхования и т.д.
Правительство обязано согласно законам обеспечить каждого члена общества указанной помощью и услугами за счет общественных доходов и взносов населения.
Статья 30.
Правительство обязано предоставлять всему народу возможность бесплатного получения образования до окончания средней школы и расширять возможности получения высшего образования настолько, насколько это позволит опора страны на собственные силы.
Статья 31.
Каждый иранец и каждая иранская семья имеют право на жилье, соразмерное с их потребностями. Правительство обязано выполнять положения этой статьи с учетом приоритета особо нуждающихся, в особенности рабочих и сельских жителей.
Статья 32.

Страницы: 1 2 3

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.