ОСНОВНОЙ ЗАКОН: ПРАВИТЕЛЬСТВО (2001)
(Данный закон вступил в силу одновременно с проведением выборов в Кнессет в 2003 году)
Статья 1
Правительство
Правительство является исполнительной властью в Государстве.
Статья 2
Место заседаний Правительства
Местом заседаний Правительства является Иерусалим.
Статья 3
Доверие Кнессет
Правительство осуществляет свои полномочия благодаря доверию Кнессет.
Статья 4
Ответственность
Правительство несет коллективную ответственность перед Кнессет; каждый министр несет ответственность перед Премьер-министром за ту область, которая была поручена на его попечение.
Статья 5
Состав
(a) Правительство состоит из Премьер-министра и других министров.
(b) Премьер-министр является членом Кнессет. Министр не обязан состоять членом Кнессет.
(c) Министр возглавляет министерство; также могут существовать министры без портфелей министра.
(d) Один из министров, который является членом Кнессет, может быть назначен исполняющим обязанности Премьер-министра.
(e) Министр может выступать в качестве заместителя Премьер-министра.
Статья 6
Квалификационные требования, предъявляемые к министру
(a) Министр должен являться гражданином Израиля и жителем Израиля.
(b) Персона не может быть назначена Премьер-министром в том случае, если она занимает должность, указанную в статье 7 Основного закона: Кнессет, а также до тех пор, пока не завершит осуществление своих функций на указанной должности в момент либо до момента назначения на пост Премьер-министра, в соответствии с законом.
(c) (1) Если персона была признана виновной в совершении правонарушения и приговорена к лишению свободы, и при этом не прошло семи лет с момента окончания срока наказания либо с момента вынесения приговора – в зависимости от того, что произошло ранее – то она не может быть назначена на должность министра, если председатель Центрального избирательного комитета не установит, что обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, не связаны с аморальным поведением.
(2) Председатель Центрального избирательного комитета не может издать такое постановление в том случае, если суд установил, что правонарушение имело характер аморального поведения.
(d) Если персона не является гражданином Израиля, а также в том случае, если закон той страны, гражданином которой данное лицо является, позволяет ему отказаться от данного гражданства, то она может быть назначена министром только после того, как предпримет все необходимые меры, чтобы отказаться от иностранного гражданства.
(e) Член Кнессет, покинувший свою фракцию, но не подавший в отставку с поста члена Кнессет, не может быть назначен министром в течение всего периода службы в Кнессет. Данное положение не применимо в случае, когда фракция разделяется в соответствии с законом. Понятие «уход из фракции» определяется в статье 6(a) Основного закона: Кнессет.
Статья 7
Задание по формированию Правительства
(a) Когда необходимо создать новое Правительство, Президент Государства, после консультации с представителями партийных групп Кнессет, дает задание по формированию Правительства члену Кнессет, который заявил о своей готовности выполнить задание; Президент осуществляет данные действия в течение семи дней с момента публикации результатов выборов, а также в том случае, когда возникнет необходимость сформировать новое правительство; а в случае смерти Премьер-министра – в течение 14 дней со дня смерти.
(b) Если такая консультация проводится до созыва Кнессет, то Президент консультируется с представителями списков кандидатов, которые будут представлены в новом Кнессет.
(c) Данная статья не применима в случае, когда Правительство формируется после выдвижения вотума недоверия в соответствии со статьей 28; положения данных статей применимы в отношении Президента в связи со статьей 29(b).
Статья 8
Сроки формирования Правительства
Член Кнессет, которому Президент поручил выполнить задание по формированию Правительства в соответствии со статьей 7, должен выполнить задание в течение 28 дней. Президент Государства уполномочен продлить данный срок на дополнительные сроки, в совокупности не превышающие 14 дней.
Статья 9
Перепоручение задания
(a) Если указанные в статье 8 сроки истекли, но при этом член Кнессет не сообщил Президенту Государства о том, что сформировал Правительство, либо если он сообщил заранее, что неспособен сформировать Правительство, либо представил Правительство, но Кнессет отказал ему в вотуме доверия в соответствии со статьей 13(d), то Президент уполномочен поручить задание по формированию Правительства другому члену Кнессет, который заявит о своей готовности выполнить задание, либо сообщить Спикеру Кнессет о том, что не видит возможности сформировать Правительство, причем данные действия осуществляются в течение трех дней с момента окончания срока, либо с того дня, когда член Кнессет сообщил, что не может сформировать Правительство, либо с момента, когда Кнессет отказался вынести вотум доверия, в зависимости от обстоятельств.
(b) Перед поручением задания по формированию Правительства в соответствии с данной статьей, либо перед тем, как сообщить Спикеру Кнессет о том, что он не видит возможности сформировать Правительство, Президент уполномочен в очередной раз проконсультироваться с представителями фракций Кнессет.
(c) Член Кнессет, которому было поручено задание по формированию Правительства в соответствии с данной статьей, должен выполнить задание в течение 28 дней.
Статья 10
Поручение задания по просьбе партийных групп
(a) Если Президент Государства сообщает Спикеру Кнессет в соответствии со статьей 9(a) о том, что не видит возможности сформировать Правительство, либо если он поручает задание по формированию Правительства члену Кнессет в соответствии с той же статьей, но при этом член Кнессет в течение 28 дней не сообщает ему о формировании Правительства, либо заранее сообщает о том, что не может сформировать Правительство, либо представляет Правительство, но Кнессет отказывает ему в вотуме доверия в соответствии со статьей 13(d), то большинство членов Кнессет уполномочено в письменной форме попросить, чтобы Президент Государства поручил данное задание определенному члену Кнессет, который дал на это письменное согласие; такие действия должны быть осуществлены в течение 21 дня с момента сообщения Президента, либо с момента окончания срока, указанного в статье 9(c), либо с дня заявления члена Кнессет о том, что он не может сформировать Правительство, либо с дня отказа в вотуме доверия, в зависимости от обстоятельств.
(b) Если Президенту была направлена вышеуказанная просьба, то в течение двух дней Президент поручает задание по формированию Правительства указанному члену Кнессет.
(c) Член Кнессет, которому было поручено задание по формированию Правительства в соответствии с данной статьей, должен выполнить его в течение четырнадцати дней
Статья 11
Досрочные выборы в случае, если Правительство не было сформировано
(a) Если просьба в соответствии со статьей 10(a) не была подана, либо член Кнессет не сформировал Правительство в течение указанного в статье 10(c) срока, либо если до истечения данного периода он сообщил Президенту о том, что не может сформировать Правительство, то Президент уведомляет об этом Спикера Кнессет.
(b) Если Президент уведомляет Спикера Кнессет в вышеуказанном порядке, либо член Кнессет, ответственный за формирование Правительства в соответствии со статьей 10(a), представляет Правительство и лишается доверия Кнессет в соответствии со статьей 13(d), то считается, что Кнессет принял решение о самороспуске до истечения срока его полномочий, после чего проводятся выборы Кнессет, дата проведения которых назначается на последний вторник, который предшествует истечению 90 дней с момента заявления Президента либо отказа в вотуме доверия Правительству, в зависимости от обстоятельств.
Статья 12
Прекращение процедуры формирования Правительства
После принятия закона о роспуске Кнессет, процедура формирования Правительства прекращается.
Статья 13
Формирование Правительства
(a) Если Президент Государства поручает члену Кнессет задание по формированию Правительства, то он уведомляет об этом Спикера Кнессет, а Спикер Кнессет в свою очередь уведомляет Кнессет.
(b) Если член Кнессет сформировал Правительство, то он уведомляет об этом Президента Государства и Спикера Кнессет, а Спикер Кнессет в свою очередь уведомляет Кнессет и устанавливает дату представления Правительства перед Кнессет, в течение семи дней с момента такого уведомления.
(c) Член Кнессет, сформировавший Правительство, возглавляет его.
(d) После того, как Правительство сформировано, оно представляет себя Кнессет, раскрывает основные направления своей политики, состав и распределение ролей между министрами, а также просит о вотуме доверия. Правительство считается учрежденным после того, как Кнессет выдвинет ему вотум доверия, после чего министры займут свои должности.
Статья 14
Торжественное заявление о верности
Немедленно, либо так скоро, насколько это возможно, после выдвижения Кнессет вотума доверия Правительству, Премьер-министр произносит перед Кнессет следующее торжественное заявление о верности:
«Я, (имя), находясь на должности Премьер-министра, обязуюсь защищать Государство Израиль и его законы, преданно осуществлять свою роль Премьер-министра и подчиняться решениям Кнессет»;
в свою очередь каждый из министров произносит следующее торжественное заявление о верности:
«Я, (имя), находясь на посту члена Правительства, обязуюсь защищать Государство Израиль и его законы, преданно осуществлять свою роль члена Правительства и подчиняться решениям Кнессет.»
Статья 15
Принятие в правительство дополнительного министра
Правительство, основываясь на предложении Премьер-министра, уполномочено принять в Правительство дополнительного министра. Если Правительство решило принять дополнительного министра, оно уведомляет Кнессет о данном решении, а также о функциях дополнительного министра. Если Кнессет утвердил решение Правительства, то дополнительный министр вступает в должность, а также так скоро, насколько это возможно произносит торжественное заявление о верности.
Статья 16
Исполняющий обязанности Премьер-министра
(a) Если Премьер-министр покидает Израиль, то собрания Правительства созываются и проводятся исполняющим обязанности Премьер-министра.
(b) Если Премьер-министр временно не способен исполнять свои обязанности, то его пост занимает исполняющий обязанности Премьер-министра. Если по истечении 100 дней Премьер-министр не возвращается к своим обязанностям, то считается, что Премьер-министр более не способен исполнять свои должностные обязанности.
(c) Если исполняющий обязанности Премьер-министра не был назначен, либо не может исполнять свои обязанности согласно параграфам (a) и (b) данной статьи, то правительство назначает другого министра, который несет ответственность за исполнение указанных функций.
Статья 17
Допрос и импичмент Премьер-министра
(a) Иначе, как с согласия генерального прокурора, против Премьер-министра не может быть начато ни одно уголовное дело.
(b) Иначе, как с согласия генерального прокурора, против лица, которое занимало пост Премьер-министра, не может быть начато ни одно уголовное дело, основанное на подозрении в совершении правонарушения в период его пребывания на посту Премьер-министра либо в течение одного года после окончания службы.
(b) Обвинение Премьер-министру может быть предъявлено и рассмотрено районным судом Иерусалима, на президиуме из трех судей; судебные процедуры в связи с обвинениями, предъявленными Премьер-министру до начала его службы на посту, регулируются законом.
(c) Если суд признает Премьер-министра виновным в совершении правонарушения, то он также устанавливает, предполагало ли данное правонарушение аморальные действия.
Статья 18
Отстранение от должности в связи с правонарушением
(a) Если Премьер-министр был обвинен в правонарушении, которое, по решению суда, предполагало аморальные действия, то Кнессет может отстранить его от должности на основании решения большинства членов Кнессет. Если Кнессет принимает такое решение, то считается, что Правительство ушло в отставку.
(b) В течение 30 дней с момента вынесения окончательного судебного заключения комитет Кнессет принимает решение относительно отстранения Премьер-министра от должности и представляет свои рекомендации на пленуме Кнессет; если комитет не представляет свои рекомендации на пленуме в течение указанного периода, то Спикер поднимает данный вопрос на пленуме Кнессет.
(c) Ни одно решение в связи с отстранением Премьер-министра от должности не может быть принято Кнессет либо комитетом Кнессет до тех пор, пока Премьер-министру не будет предоставлена возможность высказаться по своему делу в их присутствии.
(d) Если Кнессет принял решение не отстранять Премьер-министра от должности, при этом заключение, принятое согласно параграфу (a), становится окончательным, то Премьер-министр перестает занимать свой пост, а также считается, что Правительство ушло в отставку.
(e) Положения статей 42(a) и 42(b) Основного закона: Кнессет не применимы к Премьер-министру.
Статья 19
Отставка Премьер-министра
Премьер-министр имеет право подать в отставку, предварительно уведомив о своем намерении Правительство и подав Президенту Государства заявление об отставке. Отставка Премьер-министра считается отставкой Правительства.
Статья 20
Смерть либо постоянная недееспособность Премьер-министра
(a) Если Премьер-министр погибает, то считается, что Правительство ушло в отставку в день его смерти.
(b) Если Премьер-министр становится постоянно недееспособным, то считается, что Правительство ушло в отставку на 101 день службы исполняющего обязанности Премьер-министра на своем посту.
Статья 21
Окончание службы Премьер-министра либо исполняющего обязанности Премьер-министра в качестве члена Кнессет
(a) Если Премьер-министр прекращает свою службу в качестве члена Кнессет, то считается, что он ушел в отставку; считается, что Правительство ушло в отставку в тот же самый день.
(b) Если исполняющий обязанности Премьер-министра прекращает свою службу качестве члена Кнессет, то считается, что он также прекращает свою службу в качестве исполняющего обязанности Премьер-министра.
Статья 22
Прекращение службы министра
(a) Министр может уйти в отставку из Правительства, подав заявление об отставке Премьер-министру. Его служба в Правительстве заканчивается по истечении 48 часов с момента подачи заявления об отставке Премьер-министру, при условии, что он не заберет заявление обратно.
(b) Премьер-министр уполномочен отстранить министра от должности, отправив ему соответствующее письменное уведомление.
(c) Служба министра в Правительстве прекращается после его избрания либо назначения на одну из должностей, которые лишают занимающее ее лицо права выдвигать свою кандидатуру на пост в члены Кнессет
Статья 23
Прекращение службы министра в связи с совершением правонарушения
(a) Обвинение в отношении министра, за исключением обвинений, которые определены законом, выдвигается и рассматривается районным судом; судебные процедуры в связи с обвинениями, выдвинутыми до момента вступления министра в должность, регулируются законом.
(b) Если суд признал министра виновным, то в своем решении он должен указать, предполагало ли данное правонарушение аморальные действия; если суд укажет на наличие аморальных действий, то полномочия министра прекращаются в день вынесения такого судебного решения.
(c) Данная статья не применима к Премьер-министру.
Статья 24
Исполняющий обязанности министра
(a) Если министр, за исключением Премьер-министра, покидает страну, то Правительство уполномочено назначить другого министра, который бы исполнял его функции. Исполняющий обязанности министра осуществляет все либо часть обязанностей данного министра, в соответствии с решением Правительства.
(b) Если министр временно не способен исполнять свои обязанности, то его обязанности исполняет Премьер-министр либо другой министр, назначенный Правительством.
(c) Срок службы исполняющего обязанности министра в соответствии со статьей (b) не превышает трех месяцев.
Статья 25
Заместитель министра
(a) Министр, стоящий во главе ведомства, уполномочен, с согласия Премьер-министра и одобрения Правительства, назначить одного заместителя министра в ведомстве из членов Кнессет. Заместитель министра вступает в свои обязанности после того, как Правительство уведомит Кнессет о его назначении; должность заместителя министра, которого назначает Премьер-министр, носит название «заместитель министра в ведомстве Премьер-министра».
(b) Заместитель министра действует как в Кнессет, так и в министерстве, от имени назначившего его члена Кнессет и в рамках предоставленных ему полномочий.
(c) Член Кнессет, покинувший свою фракцию, не может быть назначен заместителем министра в течение всего срока службы текущего Кнессет. Данное положение не применимо в случае разделения фракции в соответствии с условиями, установленными законом; в целях данного параграфа определение понятию «выход из фракции» приводится в статье 6(a) Основного закона: Кнессет.
Статья 26
Прекращение срока полномочий заместителя министра
Служба заместителя министра прекращается в любом из следующих случаев:
(1) заместитель министра уходит в отставку, подав заявление об отставке министру, который его назначил;
(2) тот же министр больше не является министром либо не возглавляет то же самое ведомство;
(3) Премьер-министр, Правительство либо назначивший министр принимает решение прекратить службу заместителя министра; однако, Премьер-министр не может отстранить заместителя министра без предварительного уведомления Правительства и назначившего министра о своем намерении.
(4) формирование нового Правительства.
(5) Заместитель министра перестал занимать должность члена Кнессет.
Статья 27
Прекращение срока полномочий заместителя министра в связи с совершением правонарушения
Если суд признал заместителя министра виновным, то в своем решении он должен указать, содержало ли данное правонарушение аморальные действия; если суд укажет на наличие аморальных действий, то полномочия заместителя министра прекращаются в день вынесения такого судебного решения
Статья 28
Выдвижение вотума недоверия Правительству
(a) Кнессет уполномочен выдвинуть вотум недоверия Правительству.
(b) Недоверие Правительству выражается в решении большинства членов Кнессет потребовать, чтобы Президент поручил задание по формированию Правительства определенному члену Кнессет, который дал на это свое согласие.
(c) Если Кнессет выразил недоверие Правительству, то считается, что Правительство ушло в отставку в день выражения недоверия. Президент, в течение двух дней, поручает указанному члену Кнессет задание по формированию Правительства.
(d) Член Кнессет, которому было поручено выполнение задания по формированию Правительства в соответствии с данной статьей, должен выполнить его в течение 28 дней. Президент Государства уполномочен продлить данный срок на дополнительные сроки, в совокупности не превышающие 14 дней.
(e) Если сроки, указанные в параграфе (d) истекли, а член Кнессет не уведомил Президента Государства о формировании Правительства, либо заранее сообщил, что неспособен сформировать Правительство, то Президент уведомляет об этом Спикера Кнессет.
(f) Если Президент уведомляет Спикера Кнессет в указанном порядке согласно параграфу (e), либо если член Кнессет представляет Правительство и лишается доверия Кнессет в соответствии со статьей 13(d), то считается, что Кнессет принял решение о самороспуске до истечения срока его полномочий, после чего проводятся выборы Кнессет, дата проведения которых назначается на последний вторник до истечения 90 дней с момента заявления Президента либо отказа в вотуме доверия Правительству, в зависимости от обстоятельств.
Статья 29
Полномочия по роспуску Кнессет
(a) Если Премьер-министр удостоверяется в том, что большинство членов Кнессет находится в оппозиции Правительству, и это препятствует эффективной работе Правительства, то он уполномочен, с согласия Президента Государства, распустить Кнессет путем издания соответствующего указа, который публикуется в Решумот. Указ вступает в силу по истечении 21 дня с момента публикации, если не будет подана просьба в соответствии с подпараграфом (c), при этом считается, что Правительство ушло в отставку в день публикации указа.
(b) В течение 21 дня с момента публикации указа большинство членов Кнессет может попросить Президента, чтобы тот поручил выполнение задания по формированию Правительства одному из членов Кнессет, который предоставил свое письменное согласие и не является Премьер-министром.
(c) Если Президенту была направлена вышеуказанная просьба, то Президент сообщает об этом Спикеру Кнессет. Президент поручает задание по формированию Правительства члену Кнессет, указанному в просьбе, в течение двух дней.
(d) Член Кнессет, которому в соответствии с данной статьей было поручено задание по формированию Правительства, должен выполнить поручение в течение 28 дней. Президент Государства уполномочен продлить данный срок на несколько дополнительных сроков, которые в совокупности не превышают 14 дней.
(e) Если Президенту не была направлена просьба в соответствии с параграфом (b), либо если указанный в параграфе (d) срок истек, но при этом член Кнессет не сообщил Президенту Государства о том, что он сформировал Правительство, либо если он представил Правительство, но Кнессет отказал ему в вотуме доверия в соответствии со статьей 13(d), то считается, что Кнессет принял решение о самороспуске до истечения срока его полномочий, после чего проводятся выборы Кнессет, дата проведения которых назначается на последний вторник до истечения 90 дней с момента заявления Президента либо отказа в вотуме доверия Правительству, в зависимости от обстоятельств.
(f) Если Президент направил уведомление в соответствии с параграфом (3), либо если член Кнессет представил Правительство, но Кнессет отклонил его просьбу в вотуме доверия в соответствии со статьей 13(d), то считается, что Кнессет принял решение о самороспуске до истечения срока его полномочий, после чего проводятся выборы Кнессет, дата проведения которых назначается на последний вторник до истечения 90 дней с момента заявления Президента либо отказа в вотуме доверия Правительству, в зависимости от того, какое из обстоятельств произошло раньше.
(g) Премьер-министр не может осуществлять свои полномочия в соответствии с данной статьей в следующих случаях:
(1) с начала срока полномочий нового Кнессет и до момента учреждения нового Правительства.
(2) после того, как Кнессет выразил недоверие Правительству в соответствии со статьей 28.
(3) После отставки Премьер-министра либо с того дня, когда комитет Кнессет принял решение рекомендовать отставку Премьер-министра, и до того дня, когда пленум Кнессет примет решение по данному вопросу в соответствии с положениями статьи 18(a).
(h) Исполняющий обязанности Премьер-министра не имеет права осуществлять полномочия Премьер-министра в соответствии с данной статьей.
Статья 30
Преемственность Правительства
(a) Если избирается новый Кнессет, либо Правительство уходит в отставку в соответствии со статьями 18, 19, 20, 21 или 29, либо была подана просьба в соответствии со статьей 29(b), то Президент Государства начинает процедуру формирования нового Правительства в соответствии с положениями Основного закона.
(b) Если был избран новый Кнессет либо Правительство подало в отставку (статьи 18, 19, 20, 21 или 29), то уходящее Правительство продолжает исполнять свои функции до того момента, когда будет создано новое Правительство.
(c) Подавший в отставку Премьер-министр продолжает исполнять свои функции в период учреждения нового Правительства. Если Премьер-министр погибает, оказывается неспособным исполнять свои обязанности продолжительное время, либо лишается полномочий в связи с совершением правонарушения, то Правительство назначает другого министра, который является членом Кнессет и состоит во фракции Премьер-министра; данный министр будет исполнять обязанности временного Премьер-министра в период учреждения нового Правительства.
(d) Правительство, которое исполняет свои полномочия в соответствии с параграфом (b), может назначить министром одного из членов Кнессет с целью заместить того министра, который прекратил свою службу; назначение министра в соответствии с данным параграфом не требует утверждения со стороны Кнессет.
Статья 31
Работа Правительства
(a) Правительство, с одобрения Кнессет, уполномочено перераспределять роли между министрами, за исключением роли Премьер-министра.
(b) Правительство, с одобрения Кнессет, уполномочено передать все либо только часть полномочий и обязанностей, возложенных на одного министра, другому министру.
(c) С одобрения Кнессет, Правительство уполномочено объединять либо разделять министерства в Правительстве, отменять либо учреждать новые министерства.
(d) Правительство уполномочено передать область действия от одного министерства другому.
(e) Правительство уполномочено учредить постоянные либо временные министерские комитеты либо комитеты по специальным вопросам; после учреждения комитета Правительство уполномочено проводить через него свою деятельность.
(f) Правительство устанавливает процедуры работы и проведения дебатов, а также процесс принятия решений в Правительстве, который действует постоянно либо при рассмотрении специальных вопросов.
Статья 32
Остальные полномочия Правительства
Правительство уполномочено, во имя Государства и в рамках законодательства, осуществлять любые действия, которые не были в законном порядке возложены на другую ветвь власти.
Статья 33
Делегация полномочий
(a) Все полномочия, возложенные законодательством на Правительство, могут быть делегированы одному из министров; это не относится к полномочиям, предоставленным в рамках Основного закона, за исключением полномочий, которые перечислены в статье 32.
(b) Полномочия, предоставленные министру в законодательном порядке, переданные ему в соответствии с положениями статьи 31(b), за исключением полномочий по изданию нормативно-правовых актов, могут быть полностью либо частично делегированы министру, либо в рамках определенных условий, переданы государственному служащему.
(c) Полномочия, делегированные министру Правительством, за исключением полномочий по изданию нормативно-правовых актов, могут быть делегированы министром полностью, частично либо в рамках определенных условий государственному служащему, при условии, что Правительство уполномочило министра осуществлять данные действия.
(d) В целях данной статьи, полномочия, переданные Правительству либо министру, тесно связаны с возложенными на них обязанностями.
(e) Положения данной статьи применяются при условии, что закон, который предоставляет полномочия либо возлагает обязательства, не преследует никаких иных целей.
Статья 34
Принятие полномочий
Министр, ответственный за введение в действие закона, уполномочен принять любые полномочия, за исключением полномочий судебного характера, которые предоставляются законом государственному служащему, при условии, что закон, предоставляющий полномочия либо возлагающий обязанности, не преследует никаких других намерений; министр уполномочен осуществить вышеперечисленные действия в определенных целях либо на протяжении установленного периода времени
Статья 35
Конфиденциальность
(a) Обсуждения и решения Правительства и министерских комитетов по следующим вопросам являются конфиденциальными, а их разглашение и публикация запрещены:
(1) государственная безопасность;
(2) международные отношения Государства;
(3) вопросы, которые Правительство посчитает необходимым сохранить в тайне в интересах государства; при этом, в целях данного закона, должно быть издано соответствующее оповещение в форме указа;
(4) вопросы, которые Правительство решило держать в тайне; разглашение и публикация таких вопросов запрещены только тем лицам, которые были поставлены в известность о решении.
(b) Положения параграфа (a) не применимы к тем вопросам, публикация которых была разрешена Правительством, Премьер-министром, либо теми лицами, которые были специально уполномочены Правительством или Премьер-министром, а также не касаются тех вопросов, публикация которых является обязательной в соответствии с законом.
Статья 36
Должностной оклад и пенсии
Должностные оклады министров и заместителей министров, а также другие выплаты, причитающиеся им в течение или по окончании срока службы, либо их семьям в связи со смертью кормильца, устанавливаются законом, решением Кнессет, либо государственного комитета, который был назначен Кнессет с данной целью.
Статья 37
Нормативно-правовые акты
(a) Министр, который несет ответственность за введение закона в действие, уполномочен издавать нормативно-правовые акты, которые необходимы для введения закона.
(b) Закон может уполномочить Премьер-министра или министра издавать нормативно-правовые акты по вопросам, которые определены договором.
Статья 38
Провозглашение чрезвычайного положения
(a) Если Кнессет установит, что государство находится в чрезвычайном положении, то он уполномочен, по собственной инициативе либо на основании предложения Правительства, объявить чрезвычайное положение в стране. (b) Декларация действует в течение предусмотренного в ней периода времени, который не превышает одного года; при этом, Кнессет уполномочен издать новую декларацию о чрезвычайном положении в указанном выше порядке
(c) Если Правительство установит, что Государство находится в чрезвычайном положении, которое требует немедленного принятия декларации о чрезвычайном положении до того момента, когда появится возможность созвать Кнессет, то оно уполномочено принять декларацию о чрезвычайном положении в стране. Действие такой декларации истекает в течение 7 дней после ее принятия, если она ранее не была утверждена либо аннулирована решением большинства членов Кнессет; если Кнессет не был собран, то Правительство уполномочено издать новую декларацию о чрезвычайном положении в соответствии с условиями данного параграфа.
(d) Декларации о чрезвычайном положении, принятые Кнессет и Правительством, публикуются в Решумот; если публикация в Решумот невозможна, то принимаются иные соответствующие меры при условии, что декларация будет опубликована в Решумот так скоро, насколько это возможно.
(e) Кнессет уполномочен в любое время аннулировать декларацию о чрезвычайном положении в стране; сообщение об аннулировании публикуется в Решумот.
Статья 39
Чрезвычайное положение
(a) В период чрезвычайного положения Правительство уполномочено издавать чрезвычайные нормативно-правовые акты с целью защиты Государства, общественной безопасности, а также обеспечения населения товарами первой необходимости и основными видами обслуживания; чрезвычайные нормативно-правовые акты направляются в Комитет по иностранным делам и оборонной политике в кратчайшие сроки с момента их введения.
(b) Если Премьер-министр считает невозможным собрать Кнессет, и при этом существует неотложная и критическая необходимость в издании чрезвычайных нормативно-правовых актов, то он уполномочен самостоятельно издать такие нормативно-правовые акты, либо возложить данные полномочия на министра.
(c) Если закон не предусматривает иное, то чрезвычайные положения могут изменить любой закон, временно приостановить либо обусловить его действие, а также ввести и увеличить налоги либо другие обязательные виды платежей.
(d) Чрезвычайные нормативно-правовые акты не могут запретить возбуждение судебного дела, ввести наказание с обратной силой либо допустить оскорбление человеческого достоинства.
(e) Не могут быть введены какие-либо чрезвычайные нормативно-правовые акты, либо осуществлены предусмотренные ими действия, меры и полномочия, если они выходят за рамки необходимости, обусловленной чрезвычайным положением.
(f) Действие чрезвычайных нормативно-правовых актов истекает по прошествии трех месяцев с момента их введения, при условии, что их действие не было продлено законом, либо они не были аннулированы законом Кнессет или решением большинства членов Кнессет.
(g) Чрезвычайные положения вступают в силу в день публикации в Решумот; если публикация в Решумот невозможна, то принимаются иные соответствующие меры при условии, что вдальнейшем чрезвычайные положения будут опубликованы в Решумот так скоро, насколько это возможно.
(h) По окончании чрезвычайного положения, все изданные нормативно-правовые акты остаются в силе до истечения установленного срока их действия, но не более 60 дней после окончания чрезвычайного положения; при этом те чрезвычайные нормативно-правовые акты, действие которых было продлено законом, остаются в силе.
Статья 40
Объявление войны
(a) Государство может начать войну только на основании решения Правительства.
(b) Ничто в положениях данной статьи не может помешать осуществлению военных действий, необходимых для защиты Государства и общественной безопасности.
(c) Уведомление о решении Правительства начать войну в соответствии с положением параграфа (a) в незамедлительном порядке направляется Комитету по иностранным делам и оборонной политике; Премьер-министр в скорейшем порядке уведомляет об этом пленум Кнессет; уведомление о военных действиях в соответствии с параграфом (b) в незамедлительном порядке направляется Комитету по иностранным делам и оборонной политике.
Статья 41
Неприменимость чрезвычайного законодательства
Независимо от положений какого-либо закона, чрезвычайные положения не могут изменить данный Основной закон, временно приостановить его действие либо ограничить какими-либо условиями
Статья 42
Комитеты Правительства и Кнессет
(a) По требованию, Правительство предоставляет Кнессет и его комитетам необходимую информацию и оказывает содействие в осуществлении их функций; закон устанавливает специальные положения для классификации информации, в тех случаях, когда это необходимо для защиты безопасности Государства, международных отношений, международных торговых связей либо защиты законно предоставленных прав.
(b) По просьбе не менее сорока членов, Кнессет уполномочен провести сессию с участием Премьер-министра, посвященную заранее определенному вопросу; такие просьбы могут быть поданы не чаще одного раза в месяц..
(c) Кнессет уполномочен обязать министра явиться и выступить на одной из его сессий; равные полномочия предоставляются комитетам Кнессет в рамках выполняемых ими заданий.
(d) Любой из комитетов Кнессет, в рамках выполнения своих обязанностей, а также при содействии соответствующего министра и его знаний, уполномочен пригласить государственного служащего либо любое другое лицо явиться и выступить на заседании комитета.
(e) Премьер-министр, а также любой другой министр уполномочен выступить перед Кнессет и его комитетами.
(f) Детали относительно осуществления положений данной статьи могут быть установлены законом либо статьями Кнессет.
Статья 43
Изменение даты выборов
Если дата выборов Кнессет устанавливается согласно статьям 11, 28 и 29, то Кнессет, большинством голосов, в течение 5 дней с момента возникновения оснований для проведения голосования, уполномочен принять решение о том, что из-за близости дня выборов к праздникам либо дню памяти погибших, выборы могут быть перенесены на другую дату, но не позже чем 100 дней с того дня, когда возникли основания для переноса.
Статья 44
Постоянство закона
(a) Основной закон может быть изменен только большинством членов Кнессет; в соответствии с данным параграфом, большинство голосов необходимо для принятия решений пленумом Кнессет на первом, втором и третьем чтении; в целях данного параграфа «изменение» может быть указано как прямым образом, так и подразумеваться по смыслу.
(b) Положения данного параграфа не применимы к статьям 45 и 46.
Статья 45
Поправка к Основному закону: Кнессет — No. 30
В Основном законе: Кнессет —
(1) После статьи 21 добавляется следующее:
«Статья 21(a)
Контроль Кнессет над производными нормативно-правовыми актами
(a) Нормативно-правовые акты, изданные министром, который совершил правонарушение, влекущее за собой уголовное наказание, не вступят в силу до тех пор, пока не будут утверждены ответствующим комитетом Кнессет; если в течение 45 дней с момента получения нормативно-правовых актов комитет не утверждает и не опровергает данные акты, то считается, что они были утверждены.
(b) Положения данного параграфа не ограничивают действия положений любого другого Основного закона либо иного закона о нормативно-правовых актах.»
(2) Статья 35 оканчивается следующим: «не позднее пяти месяцев с момента принятия закона.»
(3) После статьи 36 добавляется следующее:
«Статья 36(a)
Роспуск Кнессет в связи с непринятием бюджета
(a) Непринятие закона о бюджете в течение трех месяцев с начала финансового года рассматривается как решение Кнессет о самороспуске до окончания срока его полномочий, который происходит в первый день после окончания указанного периода (здесь и далее указанного как «определяющая дата»), при этом, в последний вторник до окончания 90 дней с определяющей даты проводятся новые выборы, если Кнессет, в течение пяти дней до определяющей даты не примет решение о том, что в связи с близостью дня выборов к праздникам либо дню памяти погибших, выборы могут быть перенесены на другую дату, не позже чем 100 дней с того дня, когда возникли основания для данного переноса
(b) Независимо от положений параграфа (a), если Президент начнет процедуру формирования нового Правительства в соответствии со статьей 30 Основного закона: Правительство, либо будет принят закон о роспуске Кнессет, либо если будут проведены выборы в Кнессет после утверждения законопроекта о бюджете согласно статье 3 Основного закона: Экономика государства, а также до истечения трех месяцев с начала финансового года, то определяющий день в соответствии с параграфом (a), устанавливается по истечении трех месяцев с начала финансового года либо 45 дней с момента учреждения Правительства, в зависимости от того, какое событие произойдет позже.»
Статья 46
Отмена Основного закона: Правительство
Основной закон: Правительство (1992 год) отменен.
Статья 47
Действие и применимость
(a) Положения Основного закона применимы к выборам и формированию Правительства, начиная с выборов 16-го по счету Кнессет.
(b) Согласно положениям параграфа (a), данный закон вступает в силу в день формирования Правительства в соответствии с параграфом (a).
(c) Независимо от положений параграфа (b), статья 44 вступает в силу в день издания закона.
АРИЕЛЬ ШЕРОН, Премьер-министр
МОШЕ КАТСАВ, Президент Государства
АБРАХАМ БУРГ, Спикер Кнессет
• Издано Кнессет 12 числа месяца Адар, 5761 года (7 марта 2001 года) и опубликовано в Сефер Ха-Чикким, № 1780, стр. 158; законопроект и пояснительная записка опубликованы в Хатзаот Чок, № 2756, от 5758 года, стр. 72.