КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИЯ
от 17 ноября 1991 года
Основываясь на историческом, культурном, духовном и государственном наследии македонского народа и его вековой борьбе за национальную и социальную свободу, за создание своего государства, а в особенности на государственно-правовых традициях Крушевской республики, исторических решениях АСНОМ и конституционно-правовой преемственности македонского государства как суверенной республики в составе Федеративной Югославии, на свободно выраженной воле граждан Республики Македония на референдуме 8 сентября 1991 года, и исходя из исторического факта конституирования Македонии как национального государства македонского народа, в котором обеспечивается полное гражданское равноправие и постоянное сосуществование македонского народа с албанцами, турками, влахами, цыганами и другими национальностями, которые проживают в Республике Македония, чтобы
конституировать Республику Македония как суверенное и независимое, гражданское и демократическое государство;
восстановить и утвердить верховенство права в качестве системы власти;
гарантировать права человека, гражданские свободы и национальное равноправие;
обеспечить мир и сосуществование македонского народа с другими национальностями, проживающими в Республике Македония и
обеспечить социальную справедливость, экономическое благосостояние и прогресс личной и общественной жизни,
Собрание Республики Македония принимает
КОНСТИТУЦИЮ РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИЯ
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Республика Македония – суверенное, независимое, демократическое и социальное государство.
Суверенитет Республики Македония – неделимый, неотчуждаемый и непередаваемый.
Статья 2.
В Республике Македония суверенитет исходит от граждан и принадлежит гражданам.
Граждане Республики Македония осуществляют власть через демократически избранных представителей, путем референдума и другие формы непосредственного волеизъявления.
Статья 3*.
Территория Республики Македония неделима и неотчуждаема.
Постоянная граница Республики Македония нерушима.
Статья 4.
Граждане Республики Македония имеют гражданство Республики Македония.
Гражданин Республики Македония не может быть лишен гражданства и выслан из страны или выдан другому государству.
Гражданство Республики Македония регулируется законом.
Статья 5.
Государственные символы Республики Македония – герб, флаг и гимн.
Герб, флаг и гимн Республики Македония определяются законом, принимаемым большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Собрания Республики Македония.
Статья 6.
Столица Республики Македония – город Скопье.
Статья 7.
В Республике Македония официальным языком является македонский язык с кириллическим алфавитом.
В единицах местного самоуправления, в которых большинство составляют представители национальных меньшинств, помимо македонского языка и кириллического алфавита используется язык и алфавит этих национальностей в соответствии с установленной законом процедурой.
В единицах местного самоуправления, в которых значительное число составляют представители национальных меньшинств, помимо македонского языка и кириллического алфавита используется язык и алфавит этих национальных меньшинств в соответствии с условиями и процедурой, предусмотренными законом.
Статья 8.
Основополагающими ценностями конституционного устройства Республики Македония являются:
основные свободы и права человека и гражданина, признанные международным правом и определенные Конституцией;
свободное определение национальной принадлежности;
верховенство права;
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
политический плюрализм, свободные, прямые и демократические выборы;
правовая защита собственности;
свободный рынок и предпринимательство;
гуманизм, социальная справедливость и солидарность;
местное самоуправление;
обустройство и гуманизация территории, охрана и улучшение окружающей среды и природы;
уважение общепринятых норм международного права.
В Республике Македония разрешено все то, что не запрещено Конституцией и законом.

II. ОСНОВНЫЕ СВОБОДЫ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
1. Гражданские и политические свободы и права.
Статья 9.
Граждане Республики Македония пользуются равными свободами и правами независимо от пола и расовой принадлежности, цвета кожи, национального и социального происхождения, политических и религиозных убеждений, имущественного и общественного положения.
Перед Конституцией и законом все граждане равны.
Статья 10.
Жизнь человека неприкосновенна.
В Республике Македония не может быть вынесен смертный приговор ни на каком основании.
Статья 11.
Физическая и моральная целостность человека неприкосновенна.
Запрещаются любые виды пыток, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания.
Запрещается принудительный труд.
Статья 12.
Свобода человека неприкосновенна.
Свобода человека не может быть ограничена, кроме как по решению суда, а также в случаях и процедурах, предусмотренных законом.
Каждое вызванное, задержанное или лишенное свободы лицо должно быть незамедлительно ознакомлено с причинами задержания или заключения под стражу, а также со своими правами, предусмотренными законом. От него нельзя требовать никакой информации. Каждый имеет право пользоваться помощью адвоката при полицейском или судебном расследовании.
Лицо, содержавшееся под стражей, должно незамедлительно, в течение 24 часов с момента лишения свободы, предстать перед судом, который безотлагательно вынесет решение о законности лишения свободы.
Содержание под стражей может длиться по решению суда не более 90 дней с момента ареста.
Задержанное лицо на условиях, предусмотренных законом, может быть отпущено на свободу для проведения защиты.
Статья 13.
Лицо, обвиняемое в совершении преступления, считается невиновным, пока его вина не будет доказана правомочным решением суда.
Лицо, незаконно лишенное свободы, заключенное под стражу или незаконно осужденное, имеет право на возмещение ущерба и другие права, предусмотренные законом.

Статья 14.
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось законом или другими актами как правонарушение и за которое не было предусмотрено наказания.
Никто не может повторно привлекаться к ответственности за правонарушение, за которое он уже был осужден и по которому уже был вынесен правомочный судебный приговор.
Статья 15.
Гарантируется право обжаловать отдельные юридические акты, принятые судом первой инстанции, административным органом, организацией или другими институтами, осуществляющими публичные полномочия.
Статья 16.
Гарантируется свобода веры, совести, мнения и публичного высказывания своих убеждений.
Гарантируется свобода слова, публичного выступления, информирования общественности и свободного учреждения средств массовой информации.
Гарантируется свободный доступ к информации, свобода получения и распространения информации.
Гарантируется право ответственности средств массовой информации.
Гарантируется право средств массовой информации на исправление ошибок.
Гарантируется право средств массовой информации на защиту источника информации.
Цензура запрещена.
Статья 17.
Гарантируется свобода и тайна переписки, а также всех остальных форм коммуникации.
Нарушение принципа тайны переписки считается возможным только на основании решения суда, если это необходимо для ведения уголовного дела или если этого требуют интересы обороны Республики.
Статья 18.
Гарантируется надежность и тайна личных данных.
Гражданам гарантируется защита от посягательств на неприкосновенность личности и нанесения ущерба от собранной информации и обработанных данных.
Статья 19.
Гарантируется свобода вероисповедания.
Гарантируется свободное и публичное, индивидуальное или совместно с другими выражение религиозных убеждений.
Македонская православная церковь, другие религиозные объединения и религиозные группы отделены от государства и равны перед законом.
Македонская православная церковь, другие религиозные объединения и группы пользуются свободой учреждения церковных школ и других социальных и благотворительных учреждений в соответствии с предусмотренной законом процедурой.
Статья 20.
Гражданам гарантируется свобода объединений в целях осуществления и защиты их политических, экономических, культурных и других прав и убеждений.
Граждане могут свободно основывать союзы и политические партии, вступать в них и выходить из них.
Программы и деятельность союзов граждан и политических партий не могут быть направлены на насильственное разрушение конституционного устройства Республики и содержать призывы или подстрекать к военной агрессии или разжиганию национальной, расовой, религиозной ненависти или нетерпимости.
Запрещаются военные или полувоенные объединения, которые не входят в Вооруженные Силы Республики Македония.
Статья 21.
Граждане имеют право мирно собираться и выражать публичный протест без предварительного уведомления властей и специального разрешения.
Использование этого права может быть ограничено только в условиях чрезвычайного и военного положения.
Статья 22.
Избирательное право получает каждый гражданин, достигший 18-летнего возраста.
Избирательное право – равное, всеобщее и прямое – осуществляется на свободных выборах путем тайного голосования.
Нетрудоспособные лица лишены избирательного права.
Статья 23.
Каждый гражданин имеет право исполнять публичные функции.
Статья 24.
Каждый гражданин имеет право подавать обращения в государственные органы и другие общественные учреждения и получать на них ответ.
Гражданин не может быть привлечен к ответственности или нести ущерб, если им не совершено уголовное преступление.
Статья 25.
Гарантируется уважение и неприкосновенность личной и семейной жизни каждого гражданина, защита его достоинства и репутации.
Статья 26.
Гарантируется неприкосновенность жилища.
Право неприкосновенности жилища может быть нарушено только в соответствии с судебным решением, когда вопрос касается начала уголовного дела или возникшего в процессе ведения дела препятствия, а также защиты здоровья людей.
Статья 27.
Каждый гражданин Республики Македония имеет право свободного передвижения по территории Республики и свободного выбора места жительства.
Каждый гражданин имеет право покинуть территорию Республики Македония и вернуться в Республику Македония.
Ограничение этих прав возможно в соответствии с законом только в тех случаях, когда это необходимо для защиты безопасности Республики, когда ведется уголовное дело или для защиты здоровья людей.
Статья 28.
Оборона Республики Македония является правом и обязанностью каждого гражданина.
Осуществление этого права и обязанности граждан происходит в соответствии с законом.
Статья 29.
Иностранные граждане, находящиеся в Республике Македония, пользуются свободами и правами, предусмотренными Конституцией, и имеют другие права, предусмотренные законом и международными договорами.
Республика Македония гарантирует право убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства, преследуемым за демократические политические убеждения и деятельность.
Экстрадиция иностранного гражданина может быть произведена лишь на основании ратифицированного международного договора и обоюдного согласия. Иностранный гражданин не может быть экстрадирован за политическое преступление. Террористические акты не являются политическими преступлениями.
2. Экономические, социальные и культурные права.
Статья 30.
Гарантируется право собственности и право наследования.
Собственность является основой прав и обязанностей и должна служить на благо как отдельного человека, так и целой группы.
Никто не может быть лишен собственности и проистекающих из нее прав, за исключением тех случаев, когда это делается в интересах общества и предусматривается законом.
В случае экспроприации собственности или ограничения собственности гарантируется справедливое возмещение владельцу, которое не может быть ниже ее рыночной стоимости.
Статья 31.
Иностранный гражданин в Республике Македония может получить право собственности на условиях, предусмотренных законом.

Статья 32.
Каждый имеет право на труд, свободный выбор деятельности, защиту во время работы и материальное обеспечение в период временной незанятости.
Каждому на равных условиях доступно любое рабочее место.
Каждый работающий имеет право на оплачиваемый ежедневный, еженедельный и ежегодный отдых. От данных прав работающие не могут отказаться.
Осуществление прав работающих и их статус устанавливается законом и коллективными договорами.
Статья 33.
Каждый должен выплачивать налоги и другие обязательные платежи и принимать участие в возмещении расходов на общественные нужды в соответствии с предусмотренной законом процедурой.
Статья 34.
Граждане имеют право на социальную уверенность и социальное страхование, утвержденное законом и коллективным договором.
Статья 35.
Республика проявляет заботу о социальной защите и социальной безопасности граждан на основе социальной справедливости.
Республика гарантирует право на помощь немощным и нетрудоспособным гражданам.
Республика обеспечивает особую защиту инвалидам и их включение в общественную жизнь.
Статья 36.
Республика гарантирует особые социальные права участникам антифашистской войны и всех национально-освободительных войн Македонии, военным инвалидам, лицам, преследуемым и осужденным за идеи самобытности и государственности македонского народа, а также членам их семей, которые не имеют средств к материальному и социальному существованию.
Особые права предусматриваются законом.
Статья 37.
В целях осуществления своих экономических и социальных прав граждане пользуются правом учреждения профсоюзов, могут основывать свои союзы и быть членами международных профсоюзных организаций.
Закон может ограничивать условия осуществления права создания профсоюзных организаций в Вооруженных Силах, полиции и органах управления.
Статья 38.
Гарантируется право на забастовку.
Закон может ограничивать условия осуществления права на забастовку в вооруженных силах, полиции и органах управления.
Статья 39.
Каждому гражданину гарантируется право на охрану здоровья.
Гражданин имеет право и обязанность беречь и укреплять свое собственное здоровье и здоровье других.
Статья 40.
Республика Македония обеспечивает особую заботу о семье и ее защиту.
Правовые отношения в браке, семье и вне брака регулируются законом.
Правом и обязанностью родителей является забота о содержании и воспитании своих детей. Дети должны заботиться о пожилых и нетрудоспособных родителях.
Республика Македония обеспечивает особую защиту детей без родителей и детей, лишенных родительской опеки.
Статья 41.
Правом человека является свободное принятие решения о рождении детей.
Республика Македония в целях согласованного экономического и социального развития проводит гуманную демографическую политику.
Статья 42.
Республика Македония особо защищает материнство, детей и несовершеннолетних.
Лицо моложе 15 лет не может вступать в трудовые отношения.
Несовершеннолетние и матери имеют право на особую защиту во время работы.
Несовершеннолетние не могут занимать рабочие места, которые вредны для их здоровья и морали.
Статья 43.
Каждый человек имеет право на здоровую окружающую среду.
Каждый должен улучшать и защищать окружающую среду.
Республика Македония обеспечивает условия для осуществления права граждан на здоровую окружающую среду.
Статья 44.
Каждый имеет право на образование.
Образование доступно каждому на равных условиях.
Начальное образование является обязательным и бесплатным.
Статья 45.
Граждане имеют право на предусмотренных законом условиях основывать частные образовательные учреждения на всех уровнях образования, за исключением начального.
Статья 46.
Университету гарантируется автономия.
Условия для учреждения, функционирования и прекращения деятельности университета устанавливаются законом.
Статья 47.
Гарантируется свобода науки, искусства и других видов творчества.
Гарантируются права, проистекающие от научной, творческой или другой интеллектуальной деятельности.
Республика Македония способствует, помогает и охраняет развитие науки, искусства и культуры.
Республика Македония способствует и помогает научному и технологическому развитию.
Республика Македония способствует и помогает технической культуре и спорту.
Статья 48.
Представители национальностей имеют право свободно выражать, беречь и развивать свою национальную идентичность и национальные особенности.
Республика Македония гарантирует защиту этнической, культурной, языковой и религиозной идентичности национальностей.
Представители национальностей имеют право основывать культурные и художественные учреждения, научные и другие объединения, целью которых является выражение, сохранение и развитие своей национальной идентичности.
Представители национальностей имеют право преподавать на своем языке в начальной и средней школе в соответствии с установленной законом процедурой. В школах, в которых обучение осуществляется на языке национальностей, изучается и македонский язык.
Статья 49*.
Республика Македония проявляет заботу о положении и правах представителей македонского народа в соседних странах и о переселенцах из Македонии, способствует их культурному развитию и укрепляет с ними связи.
Республика Македония проявляет заботу о культурных, экономических и социальных правах граждан Республики за границей.
3. Гарантии основных прав и свобод.
Статья 50.
Каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы, гарантированные Конституцией, в судах и Конституционном суде Республики Македония в соответствии с процедурой, основанной на принципах приоритета и неотложности.
Гарантируется судебная защита законности отдельных актов государственного управления и других учреждений, наделенных публичными полномочиями.
Гражданин имеет право на ознакомление с правами человека и основными свободами и на активное участие в их развитии.
Статья 51.
В Республике Македония законы должны согласовываться с Конституцией, а все другие постановления – с Конституцией и законом.
Каждый должен уважать Конституцию и законы.

Статья 52.
Законы и другие распоряжения публикуются перед вступлением в силу.
Законы и другие постановления публикуются в «Служебен весник на Република Македония» не позднее чем через семь дней после их принятия.
Законы вступают в силу не ранее чем через восемь дней после их публикации.
Законы и другие предписания не могут иметь обратной силы, за исключением случаев, если это в интересах гражданина.
Статья 53.
Адвокатура – самостоятельная и независимая публичная служба, которая обеспечивает правовую помощь и осуществляет публичные полномочия в соответствии с законом.
Статья 54.
Свободы и права человека и гражданина могут быть ограничены лишь в случаях, предусмотренных Конституцией.
Свободы и права человека и гражданина могут быть ограничены на время военного или чрезвычайного положения в соответствии с положениями Конституции.
Ограничение свобод и прав не может быть дискриминационным на основании пола, расовой принадлежности, цвета кожи, языка, религии, национального или социального происхождения, имущественного или общественного положения.
Ограничение свобод и прав не может затрагивать право на жизнь, запрета пыток, бесчеловечного и унижающего человеческое достоинство обращения, правового определения по уголовным делам, а также свободу убеждения, совести, мысли, публичного выражения мнения и вероисповедания.
4. Основы экономических отношений.
Статья 55.
Гарантируется свобода рыночных отношений и предпринимательства.
Республика Македония обеспечивает равноправное положение всех субъектов рынка. Республика принимает меры против монопольного положения и монополистического поведения на рынке.
Свобода рыночных отношений и предпринимательства может быть ограничена законом единственно в целях защиты Республики Македония, сохранения природной и окружающей среды или здоровья людей.
Статья 56.
Все природные богатства Республики Македония, растительный и животный мир, имущество, находящееся в общем пользовании, а также предметы и объекты особого культурного и исторического значения в соответствии с законом представляют общественный интерес Республики Македония и пользуются особой защитой.
Республика гарантирует охрану, развитие и приумножение исторического и художественного богатства македонского народа и национальностей, а также его составляющих предметов и объектов, независимо от правового режима.
Закон предусматривает процедуру и условия, при которых отдельные предметы и объекты в общих интересах Республики Македония могут подлежать использованию.
Статья 57.
Республика Македония способствует экономическому прогрессу и проявляет заботу о равномерном территориальном и региональном развитии, а также о более быстром развитии недостаточно развитых в экономическом отношении районов.
Статья 58.
Собственность и труд являются основой для управления и участия в принятии решений.
Участие в управлении и принятии решений в публичных учреждениях и службах предусматривается законом на основе принципов профессионализма и компетентности.
Статья 59.
Иностранным вкладчикам гарантируется право свободного вывоза вложенного капитала и полученных доходов.
Права, приобретенные на основании вложенного капитала, не могут быть ограничены законом или другими предписаниями.
Статья 60.
Национальный банк Республики Македония является эмиссионным банком.
Национальный банк Республики Македония является независимым и ответственным за стабильность валюты, за денежную политику и за общую ликвидность платежей в Республике Македония и за ее пределами.
Организация и деятельность Национального банка Республики Македония определяется или регулируются законом.
III. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
1. Собрание Республики Македония.
Статья 61.
Собрание Республики Македония является представительным органом граждан и носителем законодательной власти в Республике.
Организация и работа Собрания Республики Македония предусматривается Конституцией и Регламентом.
Статья 62.
Собрание состоит из 120 – 140 депутатов.
Депутаты избираются на всеобщих, прямых и свободных выборах путем тайного голосования.
Депутат представляет граждан и в Собрании Республики Македония принимает решения по своему усмотрению.
Депутат не может быть отозван.
Процедура и условия выбора депутатов предусматривается законом, который принимается большинством голосов от общего числа депутатов.
Статья 63.
Депутаты избираются в Собрание Республики Македония сроком на 4 года. Депутатский мандат утверждается Собранием. Мандат вступает в силу на учредительном заседании Собрания. Избранное Собрание созывается не позднее чем через 20 дней после проведенных выборов. Учредительное заседание созывается Председателем Собрания предыдущего состава.
Если учредительное заседание не состоится в указанный срок, депутаты собираются самостоятельно и созывают Собрание на 21-й день после окончания выборов.
Выборы депутатов в Собрание проводятся в течение последних 90 дней действия мандата предыдущего депутатского состава или в течение 60 дней после роспуска Собрания.
Мандаты депутатов Собрания могут быть продлены лишь в случае военного или чрезвычайного положения.
Закон подтверждает несовместимость депутатской деятельности в Собрании с другой публичной или профессиональной деятельностью.
Собрание может быть распущено в том случае, если за это высказалось большинство от общего числа избранных в Собрание депутатов.
Статья 64.
Депутаты обладают депутатской неприкосновенностью.
Депутат не может быть привлечен к уголовной ответственности или арестован за высказанное мнение или голосование в Собрании.
Депутат не может быть арестован без согласия Собрания, за исключением случаев, когда он обвиняется в совершении уголовного преступления, за которое предполагается тюремное заключение сроком не менее пяти лет.
Собрание может принять решение о применении депутатской неприкосновенности в случае, если сам депутат ею не воспользовался, а это необходимо для выполнения функции депутата.
В течение срока мандата депутаты не могут быть призваны в вооруженные силы.
Депутат имеет право на получение вознаграждения, установленного законом.
Статья 65.
Депутат может подать в отставку.
Отставка депутата принимается непосредственно на заседании Собрания.
Действие депутатского мандата прекращается, если он осужден за совершение уголовного преступления, за которое предполагается тюремное заключение сроком не менее пяти лет.
Депутат может быть лишен мандата, если он осужден за совершение уголовного или другого преступления, которое делает его недостойным выполнять функции депутата, а также за неоправданное отсутствие в Собрании более шести месяцев. Лишение мандата утверждается большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Собрания.
Статья 66.
Собрание является постоянно действующим органом.
Работа Собрания проходит на заседаниях.
Заседания Собрания созывает Председатель Собрания.
Собрание принимает Регламент большинством голосов от общего числа депутатов.
Статья 67.
Собрание выбирает Председателя и одного или нескольких его заместителей из числа депутатов большинством голосов от общего числа депутатов.
Председатель представляет Собрание, проявляет заботу о соблюдении Регламента Собрания и занимается другими вопросами, предусмотренными Конституцией и Регламентом Собрания.
Деятельность Председателя Собрания несовместима с другой общественной или профессиональной деятельностью, а также членством в политической партии.
Председатель Собрания объявляет о выборах депутатов и Президента Республики.
Статья 68.
Собрание Республики Македония:
принимает Конституцию и вносит в нее поправки;
принимает законы и дает подлинное толкование законов;
устанавливает общественные налоги;
принимает бюджет Республики Македония и участвует в его окончательном формировании;
принимает территориальный план развития Республики Македония;
ратифицирует международные договоры;
принимает решения об объявлении войны и заключении мира;
принимает решение об изменении границы Республики Македония;
принимает решение о вступлении и выходе из союза или об объединении с другими государствами;
объявляет о проведении референдума;
распоряжается резервами Республики Македония;
основывает советы;
выбирает Правительство Республики Македония;
выбирает судей в Конституционный суд Республики Македония;
назначает и освобождает от должности судей;
проводит выборы, назначает и освобождает от должности других исполнителей публичных и других функций, предусмотренных Конституцией и законом;
осуществляет политический контроль и надзор за Правительством и другими исполнителями публичных функций, ответственными перед Собранием;
объявляет амнистию;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией.
Собрание для осуществления своих полномочий принимает постановления, декларации, резолюции, дает рекомендации и заключения.
Статья 69.
Собрание может приступать к работе лишь в том случае, если на заседании присутствует большинство от общего числа депутатов. Собрание принимает решение большинством голосов присутствующих депутатов, но не менее чем одной третью от общего числа депутатов, если в Конституции не предусматривается необходимость квалифицированного большинства.
Статья 70.
Заседания Собрания являются открытыми.
Собрание может принять решение о проведении закрытых заседаний большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Статья 71.
Право законодательной инициативы имеет каждый депутат в Собрании, Правительство Республики Македония или группа избирателей численностью не менее 10 тысяч человек.
С законодательной инициативой к имеющему полномочия лицу может обратиться каждый гражданин, группа граждан, учреждения или объединения.
Статья 72.
Интерпелляция может быть внесена каждому лицу, занимаемому государственную должность, Правительству и каждому его члену в отдельности и может касаться вопросов деятельности государственных органов.
Интерпелляция может быть составлена не менее чем пятью депутатами.
Депутатский запрос может сделать любой депутат.
Процедура, форма внесения и обсуждения интерпелляции и депутатских запросов предусматривается Регламентом.
Статья 73.
Собрание принимает решение об объявлении референдума по отдельным вопросам, входящим в его компетенцию, большинством голосов от общего числа депутатов.
Решение на референдуме считается принятым, если за решение проголосовало большинство участвовавших в референдуме избирателей, если в референдуме приняли участие более половины общего числа избирателей.
Собрание должно объявить о референдуме, если предложение поступит не менее чем от 150 тысяч человек.
Решение, принятое на референдуме, является обязательным.

Статья 74.
Собрание принимает решение об изменении границы Республики Македония большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Решение об изменении границы Республики Македония считается принятым на референдуме, если за него проголосовало большинство от общего числа избирателей.
Статья 75.
Законы оглашаются указом.
Указ об оглашении законов подписывается Президентом Республики Македония и Председателем Собрания.
Президент Республики Македония может принять решение о неподписании указа об оглашении закона. Собрание повторно рассматривает закон, и если он принимается большинством депутатов, Президент Республики должен подписать указ.
Президент должен подписать указ, если закон принимается в соответствии с Конституцией большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Статья 76.
Собрание учреждает постоянные и временные рабочие органы.
Собрание может создавать исследовательские комиссии во всех областях и по всем вопросам, где существует общественный интерес.
Предложение о создании исследовательской комиссии может быть внесено не менее чем двадцатью депутатами.
Собрание учреждает постоянную исследовательскую комиссию для защиты свобод и прав гражданина.
Данные исследовательских комиссий служат основанием для начала деятельности по определению ответственности государственных должностных лиц.
Статья 77.
Собрание избирает Народного правозаступника.
Народный правозаступник охраняет конституционные и законные права граждан в случае их нарушения органами государственного управления и другими органами и организациями, наделенными публичными полномочиями.
Народный правозаступник избирается сроком на 8 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Условия выборов, освобождения от должности, полномочия и формы деятельности Народного правозаступника регулируются законом.
Статья 78.
Собрание учреждает Совет по межнациональным отношениям.
Совет составляют: Председатель Собрания, по два представителя от македонцев, албанцев, турок, влахов, цыган и два представителя других национальностей в Республике Македония.
Председатель Собрания является председателем Совета.
Собрание избирает членов Совета.
Совет рассматривает проблемы межнациональных отношений в Республике Македония и высказывает различные мнения и предложения по их решению.
Собрание должно рассмотреть мнения и предложения Совета по межнациональным отношениям и на их основании принять решение.
2. Президент Республики Македония.
Статья 79.
Президент Республики Македония представляет Республику Македония.
Президент Республики является верховным главнокомандующим вооруженных сил Македонии.
Президент Республики исполняет свои права и обязанности на основании и в рамках Конституции и законов.
Статья 80.
Президент Республики избирается на всеобщих и прямых выборах путем тайного голосования сроком на пять лет.
Президентом Республики одно и то же лицо может избираться не более двух раз.
Президент Республики должен быть гражданином Республики Македония.
Президентом Республики может быть избрано лицо, которое достигло 40 лет ко дню выборов.
Президентом Республики не может быть избрано лицо, которое проживало в Республики Македония менее 10 лет в течение последних 15 лет до выборов.
Статья 81.
Кандидата в президенты Республики Македония может предложить группа избирателей не менее 10 тысяч человек или группа депутатов не менее 30 человек.
Президентом Республики Македония избирается тот кандидат, который получил большинство голосов от общего числа избирателей.
Если в первом туре ни один кандидат в Президенты Республики Македония не получил необходимое большинство голосов, во втором туре голосование проходит за двух кандидатов, которые в первом туре получили наибольшее число голосов.
Второй тур голосования проводится через 14 дней после окончания первого тура голосования.
Президентом Республики Македония избирается кандидат, который получил поддержку большинства проголосовавших избирателей, если в голосовании приняло участие более половины избирателей.
Если же и во втором туре голосования ни один кандидат не получил необходимое большинство голосов, повторяется вся процедура выборов.
Если на должность Президента Республики Македония выдвинут один кандидат и в первом туре голосования он не получил необходимое большинство голосов, повторяется вся процедура выборов.
Выборы Президента Республики Македония проводятся в течение последних 60 дней действия мандата предшествующего Президента. В случае прекращения действия мандата Президента Республики Македония по каким-либо причинам выборы нового Президента Республики Македония проводятся через 40 дней после прекращения действия мандата.
Перед вступлением в должность Президент Республики Македония перед Собранием дает священную клятву, обязывающую его уважать Конституцию и законы.
Статья 82.
В случае смерти, отставки, возникновения стойкой неспособности выполнять полномочия или прекращения действия мандата в соответствии с Конституцией до выборов нового Президента Республики Македония функции Президента Республики Македония выполняет Председатель Собрания.
Наступление условий, при которых прекращается деятельность Президента Республики Македония, устанавливается Конституционным судом Республики Македония в служебном порядке.
В случае возникновения стойкой неспособности выполнять полномочия Президента Республики Македония Председатель Собрания заменяет Президента Республики Македония на его посту.
Когда Председатель Собрания исполняет обязанности Президента Республики Македония, он принимает участие в работе Собрания без права вынесения решений.
Статья 83.
Должность Президента Республики Македония несовместима с другой публичной или профессиональной деятельностью, с должностями в политической партии.
Президент Республики Македония пользуется правом неприкосновенности.
Решение о лишении Президента Республики Македония неприкосновенности принимает Конституционный суд Республики Македония большинством в две трети голосов от общего числа судей.
Статья 84.
Президент Республики Македония:
назначает мандатария для определения состава Правительства Республики Македония;
назначает и отзывает указом послов и посланников Республики Македония за границей;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных дипломатических представителей;
предлагает кандидатуры двух судей Конституционного суда Республики Македония;
предлагает кандидатуры двух членов Республиканского судебного совета;
назначает трех членов Совета безопасности Республики Македония;
предлагает кандидатуры членов Совета по межнациональным отношениям;
назначает и увольняет других носителей государственных и публичных функций в соответствии с Конституцией и законом;
представляет награды и отличия в соответствии с законом;
осуществляет помилование в соответствии с законом и
осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией.
Статья 85.
Президент Республики Македония докладывает Собранию о вопросах, входящих в его компетенцию, не реже одного раза в год.
Собрание может потребовать от Президента Республики Македония высказать свое мнение по вопросам, входящим в его компетенцию.
Статья 86.
Президент Республики Македония является председателем Совета безопасности Республики Македония.
Совет безопасности Республики Македония составляют: Президент Республики Македония, Председатель Собрания, Председатель Правительства, министры, которые руководят государственными структурами в области безопасности, обороны и иностранных дел, а также три члена Совета по межнациональным отношениям, назначаемые Президентом Республики Македония.
Совет по межнациональным отношениям рассматривает вопросы, касающиеся безопасности и обороны Республики Македония, и вносит предложения Собранию и Правительству Республики Македония.
Статья 87.
Президент Республики Македония несет ответственность за нарушение Конституции и законов в ходе исполнения своих прав и обязанностей.
Инициатива рассмотрения вопроса об ответственности Президента Республики Македония принадлежит Собранию, если за это проголосовали две трети от общего числа депутатов. Ответственность Президента Республики Македония устанавливает Конституционный суд Республики Македония двумя третями голосов от общего числа судей.
Если Конституционный суд Республики Македония определит ответственность Президента Республики Македония, его полномочия прекращаются в соответствии с Конституцией.
3. Правительство Республики Македония.
Статья 88
Правительство Республики Македония является носителем исполнительной власти.
Свои права и обязанности Правительство Республики Македония соблюдает на основании и в рамках Конституции и закона.
Статьи 89.
Правительство составляют Председатель и министры.
Председатель Правительства Республики Македония и министры не могут быть депутатами Собрания.
Председатель Правительства Республики Македония и министры обладают правом неприкосновенности. Решение об их неприкосновенности принимает Правительство.
Председатель Правительства Республики Македония и министры не могут быть призваны в вооруженные силы.
Должность Председателя Правительства Республики Македония несовместима с другой общественной или профессиональной деятельностью.
Структура и компетенция Правительства Республики Македония определяются законом.
Статья 90.
Президент Республики Македония должен в течение 10 дней после конституирования Собрания вручить мандат на формирование Правительства Республики Македония кандидату партии или партий, которые имеют большинство в Собрании.
Мандатарий в течение 20 дней после получения мандата представляет Собранию программу и предлагает состав Правительства Республики Македония.
По предложению мандатария и на основании программы Собрание избирает Правительство Республики Македония большинством голосов от общего числа депутатов.
Статья 91.
Правительство Республики Македония:
утверждает порядок исполнения законов и других распоряжений Собрания и отвечает за их выполнение;
предлагает законы, республиканский бюджет и другие общие акты,
принимаемые Собранием;
предлагает территориальный план развития Республики Македония;
предлагает решения по использованию резервов Республики Македония и контролирует их исполнение;
принимает постановления и другие акты о соблюдении законов;
утверждает основы внутренней организации и деятельности министерств и других органов управления, направляет и контролирует их работу;
высказывает мнения о предложенных законах и других общих актах, которые предлагаются Собранию другими имеющими полномочия субъектами;
принимает решения о признании государств и правительств;
устанавливает дипломатические и консульские отношения с другими государствами;
принимает решение об открытии дипломатическо-консульских представительств за рубежом;
предлагает кандидатуры послов и представителей Республики Македония за рубежом и назначает глав консульских представительств;
предлагает кандидатуру публичного прокурора;
назначает и освобождает от занимаемой должности других должностных лиц в соответствии с Конституцией и законом и занимается другими вопросами, предусмотренными Конституцией и законом.
Статья 92.
Правительство Республики Македония и каждый его член отвечают за свою работу перед Собранием.
Собрание может вынести вотум недоверия Правительству Республики Македония.
Вопрос о доверии Правительству Республики Македония могут поставить не менее 20 депутатов.
Голосование по вопросу о доверии Правительству Республики Македония проводится через три дня после постановки вопроса о доверии.
Вопрос о доверии не может быть поставлен повторно ранее чем через 90 дней после последнего голосования по вопросу о доверии, за исключением случаев, когда он ставится большинством от общего числа депутатов.
Решение о голосовании по вопросу о вынесении вотума недоверия Правительству Республики Македония принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Если Правительству Республики Македония вынесен вотум недоверия, Правительство Республики Македония должно подать в отставку.
Статья 93.
Правительство Республики Македония имеет право поставить вопрос о доверии перед Собранием.
Правительство Республики Македония имеет право подать в отставку.
Отставка Председателя Правительства Республики Македония, его смерть или возникновение стойкой неспособности для выполнения полномочий влекут за собой отставку Правительства Республики Македония.
Действие мандата Правительства Республики Македония прекращается, как только распускается Собрание.
Правительство Республики Македония, которому вынесен вотум недоверия, которое подало в отставку или действие мандата которого прекращено в связи с роспуском Собрания, остается у власти до выборов нового Правительства.
Статья 94.
Член Правительства Республики Македония имеет право подать в отставку.
Председатель Правительства Республики Македония может предложить члену Правительства Республики Македония подать в отставку.
Решение об отставке члена Правительства Республики Македония принимает Собрание на первом очередном заседании.
Если Председатель Правительства Республики Македония предложил подать в отставку более одной трети Правительства Республики Македония первоначального состава, Собрание принимает решение о выборах нового Правительства Республики Македония.
Статья 95.
Систему государственного управления составляют министерства, а также другие органы управления и организации, предусмотренные законом.
Запрещается создание и деятельность политических организаций в органах государственного управления.
Структура и компетенции органов государственного управления регулируются законом, принимаемым большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Статья 96.
Органы государственного управления самостоятельно осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией и законами и являются ответственными перед Правительством за свою работу.
Статья 97.
Органами государственного управления в области обороны и полиции руководят гражданские лица, которые непосредственно до вступления в должность являлись гражданскими лицами не менее трех лет.
4. Правосудие.
Статья 98.
Носителями судебной власти являются суды.
Суды являются самостоятельными и независимыми. Судопроизводство осуществляется на основании Конституции и законов, а также международных договоров, ратифицированных в соответствии с Конституцией.
Организация правосудия является единой.
Чрезвычайные суды запрещены.
Виды, компетенции, создание, отмена, структура и состав судов, а также предварительное расследование устанавливаются законом, который принимается большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Статья 99.
Судья избирается без ограничения срока мандата.
Судья не может быть смещен со своей должности против его воли.
Судья уходит в отставку:
по личной просьбе;
если возникает стойкая неспособность выполнять полномочия судьи, решение о чем принимает Республиканский судебный совет;
если он выходит на пенсию по старости;
если он осужден за совершение уголовного преступления и наказан лишением свободы на срок не менее шести месяцев;
по причине серьезного дисциплинарного проступка, что делает его недостойным исполнять полномочия судьи, определенные законом и утвержденные Республиканским судебным советом и
по причине непрофессионального и недобросовестного исполнения полномочий судьи, что подтверждается Республиканским судебным советом в соответствии с процедурой, предусмотренной законом.

Статья 100.
Судьи неприкосновенны.
Собрание принимает решение о неприкосновенности судей.
Должность судьи несовместима с другой общественной и профессиональной деятельностью или членством в политической партии.
В сфере правосудия запрещается создание и деятельность политических организаций.
Статья 101.
Верховный суд Республики Македония – высший орган судебной власти в Республике Македония, который обеспечивает единообразие в применении законов судами.
Статья 102.
Слушание дела и оглашение приговора в судах открытое.
Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
Статья 103.
Суд слушает дела коллегиально.
Законом предусматриваются случаи, когда дело ведет один судья.
В судебном процессе принимают участие и присяжные, если это предусматривается законом.
Присяжные не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение и принимамое решение в ходе судебного процесса.
Статья 104.
Республиканский судебный совет состоит из семи членов.
Члены Республиканского судебного совета избираются Собранием.
Члены Республиканского судебного совета избираются из рядов известных юристов сроком на 6 лет с правом переизбрания еще на один срок.
Члены Республиканского судебного совета обладают правом неприкосновенности. Решение об их неприкосновенности принимает Собрание.
Должность члена Республиканского судебного совета несовместима с другой общественной или профессиональной деятельностью, а также членством в политических партиях.
Статья 105.
Республиканский судебный совет:
предлагает Собранию кандидатуры судей, назначает и отстраняет их от должности, утверждает предложения об отставке судей в случаях, предусмотренных Конституцией;
принимает решения о дисциплинарной ответственности судей;
оценивает профессионализм и добросовестность судей в процессе осуществления их полномочий и предлагает две кандидатуры судей в Конституционный суд Республики Македония.

5. Публичная прокуратура.
Статья 106.
Публичная прокуратура является единым и самостоятельным государственным органом, который поддерживает государственное обвинение лиц, совершивших уголовные и другие преступления, а также осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.
Публичная прокуратура осуществляет свои полномочия на основании и в рамках Конституции и закона.
Публичный прокурор назначается сроком на 6 лет и отстраняется от должности Собранием.
Статья 107.
Публичный прокурор обладает правом неприкосновенности.
Решение о его неприкосновенности принимается Собранием.
Должность публичного прокурора несовместима с другой общественной и профессиональной деятельностью или членством в политической партии.
IV. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАКЕДОНИЯ.
Статья 108
Конституционный суд Республики Македония является республиканским органом, защищающим конституционность и законность.
Статья 109
Конституционный суд Республики Македония составляют 9 судей.
Собрание избирает судей Конституционного суда Республики Македония большинством голосов от общего числа депутатов. Мандат судей длится 9 лет без права переизбрания.
Конституционный суд Республики Македония избирает председателя из своих рядов сроком на 3 года без права переизбрания.
Судьи Конституционного суда Республики Македония избираются из рядов известных юристов.
Статья 110.
Конституционный суд Республики Македония:
принимает решения о соответствии законов Конституции;
принимает решения о соответствии коллективных договоров и других актов Конституции и законам;
защищает свободы и права человека и гражданина, касающиеся свободы убеждений, совести, мнений и публичного выражения мысли, создания и деятельности политических организаций и дискриминации граждан на основании пола, расовой, религиозной, национальной, социальной и политической принадлежности;
принимает решения о разделении полномочий представителей законодательной, исполнительной и судебной власти;
принимает решения о разделении полномочий между органами Республики Македония и единицами местного самоуправления;
принимает решение об ответственности Президента Республики Македония;
принимает решения о конституционности программ и уставов политических партий и союзов граждан и
принимает решения и по другим вопросам, предусмотренным Конституцией.
Статья 111.
Должность судьи Конституционного суда Республики Македония несовместима с другой общественной или профессиональной деятельностью, а также членством в политической партии.
Судья Конституционного суда Республики Македония обладает правом неприкосновенности. Решение о неприкосновенности судьи принимается Конституционным судом Республики Македония.
Судьи Конституционного суда Республики Македония не могут быть призваны в вооруженные силы.
Пребывание судьи Конституционного суда Республики Македония в должности прекращается, если судья подал в отставку. Судья Конституционного суда Республики Македония отстраняется от должности, если он осужден за уголовное преступление и заключен в тюрьму сроком не менее чем на шесть месяцев или если он неспособен выполнять свои обязанности в течение длительного времени, что определяется Конституционным судом.
Статья 112.
Конституционный суд Республики Македония отменяет или аннулирует закон, если устанавливает, что он противоречит Конституции.
Конституционный суд Республики Македония отменяет или аннулирует коллективный договор, другое постановление или общий акт, устав, программу политической партии или союза, если устанавливает, что они противоречат Конституции или закону.
Решения Конституционного суда Республики Македония являются окончательными и подлежат обязательному исполнению.
Статья 113.
Организация и порядок деятельности Конституционного суда Республики Македония определяются Судом.
V. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Статья 114.
Гражданам гарантируется местное самоуправление.
Единицами местного самоуправления являются общины.
В общинах могут быть организованы различные формы местного самоуправления.
Общины финансируются из собственных источников доходов, определенных законом, и из республиканских средств.
Местное самоуправление предусматривается законом, который принимается большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.

Статья 115
В единицах местного самоуправления граждане непосредственно и через депутатов принимают участие в решении вопросов местного значения, особенно в области градостроения, коммунальной деятельности, культуры, спорта, социальной защиты и защиты детей, дошкольного воспитания, здравоохранения и в других областях, определенных законом.
Община является самостоятельной в выполнении функций, определенных Конституцией и законом. Контроль за законностью ее деятельности осуществляет Республика Македония.
Республика Македония может законодательным путем доверить общине осуществление определенной деятельности.
Статья 116.
Территориальное деление Республики Македония и территории общин определяются в соответствии с законом.
Статья 117
Город Скопье является отдельной единицей местного самоуправления, организация которой определяется законом.
В городе Скопье граждане непосредственно и через депутатов принимают участие в решении важных для Скопье вопросов, особенно в области градостроительства, коммунальной деятельности, культуры, спорта, социальной защиты и защиты детей, дошкольного воспитания, начального образования, здравоохранения и в других областях, определенных законом.
Город Скопье финансируется из собственных источников доходов, определенных законом, и из республиканских средств.
Город является самостоятельным в выполнении функций, определенных Конституцией и законом, контроль за законностью его деятельности осуществляет Республика Македония.
Республика Македония законодательным путем может доверить городу осуществление определенной деятельности.
VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.
Статья 118.
Международные договоры, ратифицированные в соответствии с Конституцией, являются частью внутреннего правопорядка и не могут быть изменены.
Статья 119.
Международные договоры от имени Республики Македония заключает Президент Республики Македония.
Международные договоры может заключать и Правительство Республики Македония, если это предусмотрено законом.

Статья 120
Предложение о вступлении в союз или объединение с другими государствами или о выходе из союза или объединения с другими государствами может поступить от Президента Республики Македония, Правительства Республики Македония или не менее чем 40 депутатов.
Решение о вступлении или выходе из союза или объединения с другими государствами принимает Собрание большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Решение о вступлении или выходе из союза или объединения с другими государствами считается принятым, если на референдуме за него проголосовало большинство от общего числа избирателей.
Статья 121.
Решение о вступлении или выходе из международных организаций принимает Собрание большинством голосов от общего числа депутатов по предложению Президента Республики Македония, Правительства Республики Македония или не менее чем 40 депутатов.
VII. ОБОРОНА РЕСПУБЛИКИ, ВОЕННОЕ
И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
Статья 122.
Вооруженные силы Республики Македония охраняют территориальную целостность и независимость Республики Македония.
Оборона Республики Македония предусматривается законом, который принимается большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Статья 123.
Никто не имеет права на признание оккупации Республики Македония или ее части.
Статья 124.
Военное положение наступает или при непосредственной военной угрозе нападения на Республику Македония, или когда Республика Македония подверглась нападению, или ей объявлена война.
Военное положение провозглашается Собранием большинством в две трети голосов от общего числа депутатов по предложению Президента Республики Македония, Правительства Республики Македония или не менее чем 30 депутатов.
Если Собрание не может быть созвано, решение об объявлении военного положения принимается Президентом Республики Македония и представляется Собранию на утверждение, как только оно будет созвано.
Статья 125.
Чрезвычайное положение наступает, когда происходят природные катастрофы или распространяются эпидемии.
Введение чрезвычайного положения на территории Республики Македония или ее части утверждается Собранием по предложению Президента Республики Македония, Правительства Республики Македония или не менее чем 30 депутатов.
Решение, в соответствии с которым вводится чрезвычайное положение, принимается большинством в две трети голосов от общего числа депутатов и остается в силе не более 30 дней.
Если Собрание не может быть созвано, решение о введении чрезвычайного положения принимается Президентом Республики Македония и представляется им на утверждение Собранию, как только оно будет созвано.
Статья 126.
При введении военного или чрезвычайного положения Правительство Республики Македония в соответствии с Конституцией и законом принимает постановления, равные по силе закону.
Полномочия Правительства Республики Македония принимать постановления, равные по силе закону, длятся до окончания военного или чрезвычайного положения. Решение об этом принимает Собрание.
Статья 127.
Во время военного положения, если Собрание не может быть созвано, Президент Республики Македония имеет право назначать и распускать Правительство Республики Македония, а также назначать и увольнять чиновников, выборы которых входят в компетенцию Собрания.
Статья 128.
Мандаты Президента Республики Македония, Правительства Республики Македония, судей Конституционного суда Республики Македония и членов Республиканского судебного совета действительны во время военного или чрезвычайного положения.
VIII. ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ.
Статья 129.
Конституция Республики Македония изменяется и дополняется конституционными поправками.
Статья 130.
Предложение об изменении Конституции Республики Македония может быть внесено Президентом Республики Македония, Правительством Республики Македония, не менее чем 30 депутатами или не менее чем 150 тысячами граждан.
Статья 131.
Решение о внесении изменений в Конституцию принимается Собранием большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Проект изменения Конституции утверждается Собранием большинством голосов общего числа депутатов и выносится на открытое обсуждение.
Решение об изменении Конституции принимается Собранием большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Изменение Конституции оглашается Собранием.

IХ. ВРЕМЕННЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 132.
В период времени, указанный в пункте 5 статьи 80, входит и время проживания на территории других республик Социалистической Федеративной Республики Югославии.
Статья 133.
Для проведения в жизнь Конституции будет принят конституционный закон.
Конституционный закон принимается Собранием большинством в две трети голосов от общего числа депутатов.
Конституционный закон провозглашается Собранием и вступает в силу одновременно с провозглашением Конституции.
Статья 134.
Данная Конституция вступает в силу в день ее оглашения Собранием Республики Македония.