Конституция Чехии

КОНСТИТУЦИЯ ЧЕШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 16 декабря 1992 г.
Чешский национальный совет принял настоящий конституционный закон:
ПРЕАМБУЛА
Мы, граждане Чешской Республики и Чехии, Моравии и Силезии, в период обновления самостоятельного чешского государства, верные всем добрым традициям исторической государственности земель Короны чешской и государственности чехословацкой, полные решимости строить, хранить и развивать Чешскую Республику в духе неприкосновенных ценностей человеческого достоинства и свободы как отечество равноправных свободных граждан, осознающих свои обязанности по отношению к другим и свою общую ответственность, как свободное и демократическое государство, основанное на уважении прав человека и принципах гражданского общества, как составную часть семьи европейских и мировых демократий, полные решимости сообща беречь и развивать полученное в наследство природное и культурное, материальное и духовное богатство, полные решимости руководствоваться всеми оправдавшими себя принципами правового государства, посредством своих свободно избранных представителей принимаем настоящую Конституцию Чешской Республики.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
Чешская Республика является суверенным, единым демократическим правовым государством, основанным на уважении прав и свобод человека и гражданина.
Статья 2
(1) Народ является источником всей государственной власти он осуществляет ее через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
(2) Конституционный закон может определить, когда народ осуществляет государственную власть непосредственно. ]
(3) Государственная власть служит всем гражданам, и может осуществляться только в случаях, пределах и порядке, установленных законом.
(4) Каждый гражданин может делать то, что не запрещено законом, и никто не может быть принужден делать то, к чему закон не обязывает.
Статья 3
Составной частью конституционной системы Чешской Республики является Хартия основных прав и свобод.
Статья 4
Основные права и свободы находятся под защитой судебной власти.
Статья 5
Политическая система основана на свободном и добровольном создании и свободном соперничестве политических партий, уважающих основные демократические принципы и отвергающих насилие как средство отстаивания своих интересов.
Статья 6
В основе политических решений лежит воля большинства, выраженная свободным голосованием. При принятии решении большинством обеспечивается защита прав меньшинства.
Статья 7
Государство заботится о бережном использовании природных ресурсов и охране природных богатств.
Статья 8
Гарантируется самоуправление территориальных самоуправляющихся единиц.
Статья 9
(1) Дополнение и изменение Конституции может осуществляться только конституционными законами.
(2) Изменения основных атрибутов демократического правового государства не допускаются.
(3) Толкование правовых норм не должно быть направлено на создание угрозы основам демократического государства или их ликвидацию.
Статья 10
Ратифицированные и обнародованные международные договоры о правах человека и основных свободах, обязательства по которым приняла на себя Чешская Республика, являются непосредственно действующими и имеют преимущество перед внутренним законодательством.
Статья 11
Территория Чешской Республики представляет собой неделимое целое, ее государственные границы могут изменяться только конституционным законом.
Статья 12
(1) Порядок приобретения и прекращения гражданства (statni оbcanstvi) Чешской Республики определяется законом.
(2) Никто не может быть лишен гражданства против его воли.
Статья 13
Столицей Чешской Республики является Прага.
Статья 14
(1) Государственными символами Чешской Республики являются большой и малый государственный герб, государственные цвета, государственный флаг, штандарт президента республики, государственная печать и государственный гимн.
(2) Государственные символы и порядок их использования устанавливаются законом.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 15
(1) Законодательная власть в Чешской Республике принадлежит Парламенту.
(2) Парламент состоит из двух палат — Палаты депутатов и Сената.
Статья 16
(1) Палата депутатов состоит из 200 депутатов, которые избираются сроком на четыре года.
(2) Сенат состоит из 81 сенатора, которые избираются сроком на шесть лет. Каждые два года переизбирается одна треть сенаторов.
Статья 17
(1) Выборы в обе палаты проводятся в последние тридцать дней срока полномочий каждой палаты.
(2) Если Палата депутатов была распущена, то выборы проводятся в срок до шестидесяти дней со дня ее роспуска.
Статья 18
(1) Выборы в Палату депутатов осуществляются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права в соответствии с принципами пропорционального представительства.
(2) Выборы в Сенат осуществляются тайным голосованием на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права в соответствии с принципами мажоритарной системы.
(3) Право избирать имеет каждый гражданин Чешской Республики, достигший 18 лет.
Статья 19
(1) В Палату депутатов может быть избран каждый гражданин Чешской Республики, имеющий право избирать и достигший 21 года.
(2) В Сенат может быть избран каждый гражданин Чешской республики, имеющий право избирать и достигший 40 лет.
(3) Мандат депутата или сенатора приобретается в результате избрания.
Статья 20
Иные условия осуществления избирательного права, организации выборов и пределы судебной проверки устанавливаются законом.
Статья 21
Никто не может быть одновременно членом обеих палат Парламента.
Статья 22
(1) С функцией депутата или сенатора несовместимо осуществление функций президента республики, судьи и других функций, определенных законом.
(2) В тот день, когда депутат или сенатор приступил к исполнению обязанностей президента республики, судьи или к осуществлению других функций, несовместимых с функцией депутата или сенатора, мандат депутата или сенатора прекращается.
Статья 23
(1) Депутат приносит присягу на первом заседании Палаты депутатов, в работе которого он участвует.
(2) Сенатор приносит присягу на первом заседании Сената, в работе которого он участвует.
(3) Присяга депутата и сенатора: Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы. Клянусь своей честью, что свой мандат буду осуществлять в интересах всего народа, руководствуясь своими убеждениями и совестью.
Статья 24
Депутат или сенатор может отказаться от своего мандата, сделав личное заявление на заседании палаты, членом которой он является. При наличии серьезных обстоятельств, он может это сделать также в порядке, установленном законом.
Статья 25
Мандат депутата или сенатора прекращается в случаях:
а) отказа от присяги или принесения присяги с оговоркой;
b) истечения срока полномочий;
с) отказа от мандата;
д) утраты пассивного избирательного права;
е) у депутатов — в случае роспуска Палаты депутатов;
i) возникновения несовместимости функций в соответствии со Статья 22.
Статья 26
Депутаты и сенаторы осуществляют свой мандат лично в соответствии со своей присягой и не связаны никакими указаниями.
Статья 27
(1) Депутат или сенатор не может быть привлечен к ответственности за голосование в Палате депутатов или в Сенате или в их органах.
(2) Депутат или сенатор не может быть привлечен к уголовной ответственности за выступления в Палатe депутатов или в Сенате или в их органах. Депутат или сенатор несет дисциплинарную ответственность только перед палатой, членом которой он является.
(3) За совершенные проступки депутат или сенатор несет
дисциплинарную ответственность только перед палатой, членом которой он является, если иное не установлено законом.
(4) Депутат или сенатор не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия палаты, членом которой он является. Если палата не даст согласие, уголовное преследование исключается навсегда.
(5) Депутат или сенатор может быть задержан, только если он был застигнут при совершении преступления или непосредственно после его совершения. Соответствующий орган обязан немедленно сообщить о задержании председателю палаты, членом которой является задержанный; если в течение 24 часов с момента задержания председатель палаты не даст согласие на передачу задержанного суду, орган, осуществивший задержание, обязан освободить задержанного. На ближайшем заседании палата принимает окончательное решение о допустимости уголовного преследования.
Статья 28
Депутат и сенатор имеет право отказаться свидетельствовать o фактах, которые стали ему известны в связи с осуществлением функции депутата или сенатора, в том числе и после прекращения мандата.
Статья 29
(1) Палата депутатов избирает и отзывает председателя и заместителей председателя Палаты депутатов.
(2) Сенат избирает и отзывает председателя и заместителей председателя Сената.
Статья 30
(1) Для расследования по вопросам, представляющим общественный интерес, Палата депутатов по предложению не менее одной пятой от общего числа депутатов может создавать следственные комиссии.
(2) Производство в комиссии регулируется законом.
Статья 31
(1) Палаты в качестве своих органов создают комитеты и комиссии.
(2) Деятельность комитетов и комиссий регулируется законом.
Статья 32
Депутат или сенатор, являющийся членом правительства, не может быть председателем или заместителем председателя Палаты депутатов или Сената, а также членом парламентских комитетов, следственной комиссии или иных комиссий.
Статья 33
(1) В случае роспуска Палаты депутатов Сенату предоставляется право принимать акты, имеющие силу закона по вопросам, требующим законодательного регулирования, которые не терпят отлагательства.
(2) Сенат не вправе принимать законодательные акты по конcтитуционным вопросам, по вопросам государственного бюджета, исполнения государственного бюджета, избирательного права и международных договоров, предусмотренных Статья 10.
(3) Проекты законодательных актов могут быть внесены в Сенат только правительством.
(4) Указанные законодательные акты Сената подписывают председатель Сената, президент республики и председатель правительства; они обнародуются в порядке, установленном для обнародования законов.
(5) Указанные законодательные акты Сената подлежат утверждению на первом заседании Палаты депутатов. Если Палата депутатов не утвердит акт Сената, то с этого момента он утрачивает силу.
Статья 34
(1) Палаты находятся на сессии постоянно. Президент республики созывает сессию Палаты депутатов, с тем чтобы она началась не позднее чем на тридцатый день после выборов; если президент в указанный срок не созывает сессию, Палата депутатов собирается на тридцатый день после выборов.
(2) Сессия палаты может быть прервана ее постановлением. Общая продолжительность перерыва сессии не должна превышать 120 дней в году.
(3) Во время перерыва сессии председатель Палаты депутатов или Сената может созвать палату ранее установленного срока. Такое решение он принимает всегда по требованию президента республики, правительства или не менее одной пятой членов палаты.
(4) Сессия Палаты депутатов завершается истечением срока ее полномочий или ее роспуском.
Статья 35
(1) Палата депутатов может быть распущена президентом республики в случае, если: а) Палата депутатов не выразила доверия вновь назначенному правительству, председателя которого президент республики назначил по предложению председателя Палаты депутатов;
b) Палата депутатов в течение трех месяцев не приняла постановление по правительственному законопроекту, с обсуждением которого правительство связывает вопрос о доверии;
с) сессия Палаты депутатов было прервана на более длительный срок чем допускается;
d) Палата депутатов в течение более трех месяцев была неспособна принимать решения, хотя ее сессия и не прерывалась и в это время она повторно созывалась на заседание.
(2) Палата депутатов не может быть распущена в течение последних трех месяцев срока ее полномочий.
Статья 36
Заседания палат открытые. Закрытые заседания могут проводиться только при наличии условий, установленных законом.
Статья 37
(1) Совместное заседание палат созывает председатель Палаты депутатов.
(2) Дискуссии на совместном заседании палат проводятся по регламенту Палаты депутатов.
Статья 38
(1) Член правительства имеет право участвовать в заседаниях обеих палат, их комитетов и комиссий. В любое время по его требованию члену правительства предоставляется слово для выступления.
(2) По постановлению Палаты депутатов член правительства обязан лично присутствовать на ее заседании. Данное правило действует и в отношении заседаний комитета, комиссии или следственной комиссии, на заседаниях этих органов член правительства может быть представлен своим заместителем или другим членом правительства, если в постановлении не содержится требование его личного участия.
Статья 39
(1) Палаты правомочны принимать решения, если присутствуют не менее трети их членов.
(2) Для принятия решения палаты необходимо согласие более половины присутствующих депутатов или сенаторов, если иное не установлено Конституцией.
(3) Для принятия решения об объявлении состояния войны и о пребывании иностранных войск на территории Чешской Республики необходимо согласие более половины от общего числа депутатов и более половины сенаторов.
(4) Для принятия конституционного закона и решения об одобрении международного договора, предусмотренного Статья 10, необходимо согласие трех пятых депутатов и трех пятых присутствующих сенаторов.
Статья 40
Для принятия закона о выборах и закона о принципах деятельности палат и их отношений между собой и с другими органами, а также закона о регламенте Сената необходимо их одобрение Палатой депутатов и Сенатом.
Статья 41
(1) Проекты законов вносятся в Палату депутатов.
(2) Проекты законов могут быть внесены депутатом, группой депутатов, Сенатом, правительством или представительством территориальной самоуправляющейся единицы более высокого уровня.
Статья 42
(1) Проект закона о государственном бюджете, а также проект закона об исполнении государственного бюджета вносится правительством.
(2) Указанные законопроекты обсуждаются на открытом заседании и постановление по ним принимается только Палатой депутатов.
Статья 43
(1) Парламент может принять решение об объявлении состояния войны в случае нападения на Чешскую Республику, а также при необходимости выполнения обязательств, вытекающих из международных договоров о совместной обороне от агрессии.
(2) Использование вооруженных сил за пределами территории Чешской Республики допускается только с согласия обеих палат.
Статья 44
(1) Правительство имеет право высказывать свое мнение по всем проектам законов.
(2) Если правительство не высказало свое мнение по проекту закона в течение тридцати дней после его поступления на рассмотрение в правительство, проект закона считается одобренным правительством.
(3) Правительство вправе потребовать, чтобы Палата депутатов завершила обсуждение правительственного законопроекта в течение трех месяцев со дня его поступления, если оно связывает с обсуждением законопроекта вопрос о доверии правительству.
Статья 45
Проект закона, одобренный Палатой депутатов, безотлагательно передается в Сенат.
Статья 46
(1) Сенат рассматривает проект закона и выносит по нему постановление в срок до тридцати дней с момента его поступления.
(2) Сенат своим постановлением может утвердить или отклонить проект закона, либо вернуть его в Палату депутатов с поправками, либо отказаться рассматривать данный законопроект.
(3) Если Сенат не выскажет свое мнение по законопроекту в срок, предусмотренный абзацем 1, проект закона считается принятым.
Статья 47
(1) В случае отклонения Сенатом проекта закона в Палате депутатов проводится повторное голосование. Проект закона считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов.
(2) Если Сенат возвратит Палате депутатов проект закона с поправками, то голосование проводится по законопроекту в редакции, утвержденной Сенатом. Проект закона принимается постановлением Палаты депутатов.
(3) Если Палата депутатов не примет проект закона в редакции, утвержденной Сенатом, то проводится новое голосование по законопроекту в редакции, в которой он был направлен в Сенат. Проект закона считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов.
(4) При обсуждении в Палате депутатов отклоненного или возвращенного проекта закона внесение в него поправок не допускается.
Статья 48
Если Сенат своим постановлением откажется рассматривать законопроект, проект закона считается принятым.
Статья 49
(1) Международные договоры, требующие согласия Парламента, утверждаются Парламентом в порядке, установленном для принятия проектов законов.
(2) Согласия Парламента требуют договоры о правах человека и основных свободах, политические договоры, экономические договоры общего характера, а также договоры, для исполнения которых необходимо принятие закона.
Статья 50
(1) Президент республики имеет право вернуть принятый закон, за исключением конституционного закона, со своими замечаниями в течение пятнадцати дней с момента его поступления.
(2) По возвращенному закону Палата депутатов проводит новое голосование. Внесение поправок не допускается. Если за возвращенный закон повторно проголосовало более половины от общего числа депутатов, закон обнародуется. В противном случае закон считается не принятым.
Статья 51
Принятые законы подписывают председатель Палаты депутатов, президент республики и председатель правительства.
Статья 52
Для вступления в силу закон должен быть обнародован. Порядок обнародования устанавливается законом. Данное правило распространяется и на международные договоры, одобренные Парламентом.
Статья 53
(1) Каждый депутат имеет право внести интерпелляцию правительству или члену правительства по вопросам, относящимся к их компетенции.
(2) Соответствующие члены правительства обязаны ответить на интерпелляцию в течение тридцати дней с момента ее внесения.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Президент республики
Статья 54
(1) Президент республики является главой государства.
(2) Президент республики избирается Парламентом на совместном заседании палат.
(3) Президент республики не несет ответственность за осуществление своей функции.
Статья 55
Президент республики приступает к исполнению своих обязашюстсй с момента принесения присяги. Срок полномочий президента республики составляст пять лет, он исчисляется со дня принесения присяги.
Статья 56
Выборы президента республики проводятся в последние тридцать дней срока полномочий действующего президента. Если должность президента республики освобождается досрочно, выборы нового президента проводятся в течение тридцати дней.
Статья 57
(1) Президентом республики может быть избран гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым для избрания в Сенат.
(2) Никто не может быть избран президентом республики более двух раз подряд.

Статья 58
(1) Выдвигать кандидата на должность президента республики имеют право не менее десяти депутатов или не менее десяти сенаторов.
(2) Президентом республики считается избранным кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов и более половины от общего числа сенаторов.
(3) Если ни один из кандидатов не получил более половины голосов от общего числа депутатов и общего числа сенаторов, в течение четырнадцати дней проводится второй тур выборов.
(4) Во втором туре выборов участвует кандидат, получивший наибольшее число голосов в Палате депутатов и кандидат, получивший наибольшее число голосов в Сенате.
(5) Если несколько кандидатов получили равное наибольшее число голосов в Палате депутатов или в Сенате, подсчитываются голоса, отданные за них в обоих палатах. Во втором туре участвует кандидат, получивший наибольшее число голосов в суммарном исчислении. (6) Избранным считается кандидат, за которого проголосовало более половины присутствующих депутатов и более половины присутствующих сенаторов.
(7) Если президент республики не избран и во втором туре, в течение четырнадцати дней проводится третий тур выборов; избранным считается тот из кандидатов, участвовавших во втором туре, за которого проголосовало более половины присутствующих депутатов и сенаторов.
(8) Если президент республики не был избран и в третьем туре, проводятся новые выборы.
Статья 59
(1) Президент республики приносит присягу председателю Палаты депутатов на совместном заседании палат.
(2) Присяга президента республики: «Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы. Клянусь своей честью, что на своем посту буду действовать в интересах всего народа, руководствуясь своими убеждениями и совестью».
Статья 60
Отказ президента республики принести присягу или принесение присяги с оговоркой рассматриваются как неизбрание президентом республики.

Статья 61
Президент республики может подать в отставку, заявив об этом председателю Палаты депутатов.
Статья 62
Президент республики:
а) назначает и отзывает председателя и других членов правительства и принимает их отставку, отзывает правительство и принимает его отставку;
b) созывает сессию Палаты депутатов;
с) распускает Палату депутатов;
d) уполномочивает правительство, отставку которого он принял или которое отозвал, временно осуществлять свои функции до назначения нового правительства;
е) назначает судей Конституционного суда, его председателя и заместителей председателя;
f) назначает председателя и заместителей председателя Верховного суда из числа его судей;
g) осуществляет помилование, смягчает наказание, назначенное судом; дает указание не начинать производство по уголовному делу, или приостановить начатое производство по уголовному делу; снимает судимость;
h) имеет право возвратить Парламенту принятый закон, за исключением конституционного закона;
i) подписывает законы;
j) назначает президента и вице-президента Верховного контрольного управления;
k) назначает членов Банковского совета Чешского национального банка.
Статья 63
(1) Президент республики также:
а) представляет государство во внешних отношениях;
b) заключает и ратифицирует международные договоры; заключение международных договоров он может поручить правительству или, с его согласия, отдельным членам правительства;
с) является верховным главнокомандующим вооруженными силами;
d) принимает глав дипломатических миссий;
е) назначает и отзывает глав дипломатических миссий;
f) назначает выборы в Палату депутатов и Сенат;
g) присваивает генеральские звания;
h) принимает решение о награждении и вручает государственные награды, если не уполномочит на это иной орган;
i) назначает судей;
j) имеет право объявлять амнистию.
(2) Президент республики может осуществлять и иные полномочия, прямо не указанные в конституционном законе, если это предусмотрено законом.
(3) Решения президента республики, принятые в соответствии с абзацами 1 и 2, вступают в силу после их подписания председателем правительства или уполномоченным им членом правительства.
(4) За решения президента республики, требующие подписи председателя правительства или уполномоченного им члена правительства, несет ответственность правительство.
Статья 64
(1) Президент республики имеет право участвовать в заседаниях обеих палат Парламента, их комитетов и комиссий. По его просьбе в любой момент ему предоставляется слово для выступления.
(2) Президент республики имеет право участвовать в заседаниях правительства, запрашивать от правительства и его членов информацию и обсуждать с правительством или членами правительства вопросы, относящиеся к их компетенции.
Статья 65
(1) Президент республики не может быть задержан, подвергнут уголовному преследованию, а также преследованию за проступок или иное административное правонарушение.
(2) Президент республики может быть привлечен к ответственности за государственную измену только Конституционным судом на основании обвинения, выдвинутого Сенатом. Мерой наказания может быть отрешение от должности президента и лишение права быть избранным президентом.
(3) Уголовное преследование за преступления, совершенные в период пребывания в должности президента, исключается на всегда.
Статья 66
В случаях, когда должность президента республики становится вакантной, а новый президент республики еще не избран или не принес присягу, а также, когда президент республики не может осуществлять свои функции по серьезным причинам, что подтверждается постановлением Палаты депутатов и Сената, полномочия президента, предусмотренные Статья 63, абзац 1 пп. а), b), с), d), е), h), i), j), Статья 63, абзац 2, осуществляет председатель правительства. Председатель Палаты депутатов в период, когда председатель правительства выполняет ограниченные функции президента республики, осуществляет полномочия президента республики, предусмотренные Статья 62 пп. а), b), с), d), е), k); если должность президента республики становится вакантной в период, когда Палата депутатов распущена, указанные полномочия президента осуществляет председатель Сената.
Правительство
Статья 67
(1) Правительство является высшим органом исполнительной власти.
(2) Правительство состоит из председателя правительства, заместителей председателя правительства и министров.
Статья 68
(1) Правительство ответственно перед Палатой депутатов.
(2) Президент республики назначает председателя правительства и, по его предложению, других членов правительства и поручает им руководство министерствами или иными ведомствами.
(3) Не позднее чем через тридцать дней после своего назначения правительство должно предстать перед Палатой депутатов и просить о выражении доверия.
(4) Если Палата депутатов не выразит доверия вновь назначенному правительству, снова осуществляются действия, предусмотренные абзацами 2, 3. Если и в этом случае Палата депутатов не выразит доверия правительству, президент республики назначает председателя правительства по предложению председателя Палаты депутатов.
(5) В остальных случаях президент республики по предложению председателя правительства назначает и отзывает других членов правительства и поручает им руководство министерствами или иными ведомствами.
Статья 69
(1) Член правительства приносит присягу президенту республики.
(2) Присяга члена правительства: Клянусь в верности Чешской Республике. Клянусь, что буду соблюдать ее Конституцию и законы и претворять их в жизнь. Клянусь своей честью, что буду добросовестно исполнять свои обязанности и не злоупотреблять своим положением .
Статья 70
Член правительства не вправе заниматься деятельностью, характер которой несовместим с осуществлением им своих функций. Подробности устанавливаются законом.
Статья 71
Правительство может просить Палату депутатов о выражении доверия.
Статья 72
(1) Палата депутатов может выразить правительству недоверие.
(2) Вопрос о выражении недоверия правительству рассматривается Палатой депутатов по письменному предложению, внесенному не менее чем 50 депутатами. Для принятия решения о выражении недоверия необходимо согласие более половины от общего числа депутатов.
Статья 73
(1) Председатель правительства подает заявление об отставке президенту республики. Остальные члены правительства подают заявление об отставке президенту республики через председателя правительства.
(2) Правительство подает в отставку, если Палата депутатов отклонила его просьбу о выражении доверия или выразила ему недоверие. Правительство подает в отставку после учредительного заседания вновь избранной Палаты депутатов.
(3) Если правительство подает в отставку в соответствии с абзацем 2, президент республики принимает его отставку.
Статья 74
Президент республики отзывает члена правительства по предложению председателя правительства.

Статья 75
Президент республики отзывает правительство, которое не подало в отставку, хотя было обязано это сделать.
Статья 76
(1) Правительство принимает решения коллегиально.
(2) Для принятия постановления правительства необходимо согласие более половины от общего числа его членов.
Статья 77
(1) Председатель правительства организует деятельность правительства, руководит его заседаниями, выступает от его имени и исполняет другие обязанности, возложенные на него Конституцией или законами.
(2) Председателя правительства замещает заместитель председателя правительства или другой уполномоченный член правительства.
Статья 78
Во исполнение закона и в его пределах правительство вправе издавать постановления. Постановления подписываются председателем и соответствующим членом правительства.
Статья 79
(1) Создание министерств и других административных учреждений и определение их компетенции осуществляется только законом.
(2) Правовые отношения государственных служащих министерств и иных административных учреждений определяется законом.
(3) Министерства, иные административные учреждения и органы территориального самоуправления могут на основании и в пределах закона издавать правовые акты (ргаvni ргеdрisу), если они уполномочены на это законом.
Статья 80
(1) Государственное представительство осуществляет публичное обвинение в уголовном производстве; выполняет другие задачи, возложенные на него законом.
(2) Положение и компетенция государственного представительства определяются законом.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 81
Судебную власть осуществляют именем республики независимые суды.
Статья 82
(1) Судьи при исполнении своих функций независимы. Никто не вправе посягать на их беспристрастность.
(2) Судья не может быть вопреки его воле отозван с занимаемой должности или переведен в другой суд; исключения из этого правила, связанные прежде всего с дисциплинарной ответственностью, устанавливаются законом.
(3) Функция судьи несовместима с функцией президента республики, члена Парламента, а также с какой-либо функцией в публичной администрации; закон определит иные виды деятельности, несовместимые с осуществлением функции судьи.
Конституционный суд
Статья 83
Конституционный суд является судебным органом защиты конституционности.
Статья 84

Страницы: 1 2 3

Комментирование закрыто, но вы можите поставить trackback со своего сайта.

Комментарии закрыты.