КОНСТИТУЦИОННЫЙ АКТ БАВАРСКОГО КОРОЛЕВСТВА
26 мая 1818 года
Максимилиан Иосиф,
Божией Милостью Король Баварский.
Проникнутые и движимые высокими обязанностями Государя, Мы ознаменовали до сего времени Наше правление учреждениями, которым свидетельствовали о Нашем постоянном стремлении служить общему благу наших подданных. – Для более прочного укрепления последнего уже в 1808 году дали Мы Нашему государству отвечавшую его тогдашним внешним и внутренним отношениям конституцию, в которую Мы внесли, как существенную ее часть, учреждение сословного собрания. – Как только великие мировые события, наступившие с тех пор и затронувшие все немецкие государства, во время которых баварский народ показал свое величие, как в испытанных несчастьях, так и в борьбе, нашли себе заключение в акте венского конгресса, – Мы тотчас же вознамерились закончить прерванное событиями того времени дело, постоянно считаясь с общими и частными требованиями, вытекающими из целей государства; – порученные нами в 1814 году подготовительные к тому работы и декрет 2 февраля 1817 года подтверждают принятое Нами ранее о сем твердое решение. – Настоящий акт, зрело и многократно обсужденный и принятый Нашим государственным советом, есть плод Нашей свободной и твердой воли. – Наш народ найдет в содержании его убедительнейшее доказательство отеческих Наших забот о стране.
Свобода совести и добросовестное разделение и охрана сфер государственной и церковной;
Свобода мнений, с законными ограничениями злоупотреблений ею;
Равенство прав подданных на занятие всех степеней государственной службы и на все звания, приобретаемые отличием;
Равенство в несении почетных обязанностей по воинской повинности;
Равенство законов и равенство пред законом;
Беспристрастие и неподкупность суда;
Равенство обложения и обязанностей по несению податей;
Порядок во всех частях государственного хозяйства, правовая охрана государственного кредита и правильное пользование существующими для того средствами;
Возрождение общин посредством возвращения им управления делами, затрагивающими прежде всего их интересы;
Представительство – избираемое всеми классами подданных государства, – с правом давать советы и постановлять решения, высказывать пожелания и жалобы на нарушения конституциею установленных прав, – призванное увеличить мудрость совещаний в общественных собраниях, не ослабляя в тоже время силы правительства;
Наконец, обеспечение неприкосновенности конституции, устраняющее произвольные перемены, но не препятствующее улучшению ее сообразно указаниям опыта;
Баварцы! – Таковы основы дарованной вам Нашим свободным произволением конституции; вы должны видеть в них правила, руководящие королем, который находит счастье своего сердца и славу своего трона в счастье отечества и в любви своего народа!
Объявляем поэтому следующая постановления, составляющая конституцию Баварского Королевства.
ОТДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
§ 1. Королевство Бавария, в составе всех старых и новых территорий, есть суверенное монархическое государство на основах постановлений настоящего конституционного акта.
(Необходимо иметь в виду, что это постановление находит себе ограничение в силу принятия Баварией в порядке, установленном для конституционных пересмотров, договора 8 июля 1867 года об участии в таможенном союзе и договоров 23 ноября и 8 декабря 1870 года об образовании Германской Империи)
§ 2. Для всего королевства установлено сословное собрание, разделенное на две палаты.
ОТДЕЛ II. О КОРОЛЕ И О ПРЕСТОЛОНАСЛЕДИИ, А РАВНО И О РЕГЕНТСТВЕ
§ 1. Король есть глава государства, он соединяет в себе все права верховной власти и осуществляет их согласно данным им и установленным в настоящей конституции постановлениям.
Личность его священна и неприкосновенна.
§ 2. Корона наследственна в мужском потомстве королевского дома по праву первородства и в порядке агнатического престолонаследия.
§ 3. Способность к наследованию престола предполагает законное рождение от равного и с дозволения короля заключенного брака.
§ 4. Мужское поколение предпочитается женскому потомству, и принцессы устраняются от престолонаследия, пока в королевской семье имеется отпрыск мужского пола, способный к наследованию, или принц, приобретший право наследования посредством договора о престолонаследии (Erbverbrüderung).
§ 5. По полном прекращении мужского потомства и за отсутствием договора о престолонаследии, заключенного на сей случай с другим княжеским домом германского союза, право престолонаследия переходит к женскому потомству в том же порядке, как определено для мужского, так что баварские принцессы, находящиеся в живых в момент смерти последнего царствовавшего короля, или лица, от них происходящие, без различия пола – так, как будто они были бы принцами коренного мужского поколения баварского дома, – призываются к наследованию престола по праву первородства и в порядке бокового престолонаследия.
Если в царствующем новом королевском доме вновь появится потомство в первой степени родства обоего пола, то преимущество мужского пола перед женским тотчас же восстановляется.
§ 6. Если по прекращении мужского поколения, баварская корона перейдет к государю какой-либо более крупной монархии, который не может или не пожелает перенести свою столицу в баварское королевство, то она поступает ко второму по времени рождения принцу этого дома, причем в его потомстве соблюдается вышеозначенный порядок престолонаследия.
Если корона переходит к супруге иностранного более крупного монарха, то последняя становится королевой, но она должна назначить вице-короля, который имеет пребывать в Баварском королевстве, а корона после ее смерти переходит к ее второму сыну.
§ 7. Совершеннолетие для принцев и принцесс королевского дома наступает по достижении ими 18-летнего возраста.
§ 8. Прочие отношения членов королевского дома определяются постановлениями прагматического семейного закона.
(Этот закон был издан 18 июня 1816 года; заменен семейным статутом 5 августа 1819 года).
§ 9. Регентство учреждается:
а) на время несовершеннолетия монарха;
б) если в течение долгого периода времени что-либо мешает королю самому управлять государством и если он сам не сделал или не может сделать распоряжения об управлении государством.
§ 10. Король имеет право избрать из числа совершеннолетних принцев королевского дома регента государства на время несовершеннолетия своего наследника.
За отсутствием такого назначения, регентство переходит к тому совершеннолетнему агнату, который согласно установленному порядку престолонаследия является самым близким.
Если же принц, которому оно по силе только что означенного постановления переходит, сам еще несовершеннолетний или по какой-либо иной причине не в состоянии принять на себя регентство, то оно переходит к тому агнату, который после него является ближайшим.
§ 11. Если какое-либо обстоятельство мешает монарху в течение более одного года самому управлять государством, и он не принял или не мог принять мер на этот случай, то учреждается, с согласия ландтага, которому сообщается и о причинах такой помехи, законное регентство, подобное тому, которое учреждается на случай малолетства.
§ 12. Если король, согласно § 10, назначает регента на случай несовершеннолетия, то составленный о сем акт хранится министром, исправляющим обязанности министра королевского дома, в архивах королевского дома до смерти короля, а затем представляется в совет министров для рассмотрения и обнародования. Регенту немедленно сообщается акт о его назначении.
§ 13. Если нет на лицо агната, способного исполнять обязанности регента, а монарх оставляет после себя вдовствующую королеву, то регентство возлагается на нее.
За отсутствием ее, регентство берет на себя тот государственный чиновник, который для этого назначен королем, а если король такого постановления не сделает, то оно переходит к высшему государственному чиновнику, которому не мешают законные препятствия.
§ 14, Во всяком случае, вдовствующей королеве предоставляется, под наблюдением регента, воспитание ее детей согласно ближайшим о том определениям, заключающимся в семейном законе.
§ 15. В указанных в § 9 под п. а и б случаях управление осуществляется именем несовершеннолетнего или неспособного к управлению короля.
Все акты публикуются от его имени и под обыкновенной королевской печатью; все монетные знаки чеканятся с его изображением, его гербом и титулом.
Регент подписывается: «Регент Баварского королевства».
§ 16. Принц королевского дома, вдовствующая королева или государственный чиновник, которому вверено регентство, должны немедленно по вступлении в исполнение обязанностей созвать сословные чины и среди них, в присутствии министров и членов государственного совета, принести следующую присягу:
«Клянусь управлять государством согласно его конституции и законам, охранять неприкосновенность королевства и права короны и честно передать королю власть, осуществление которой мне поручено, в чем да поможет мне Бог и святое Евангелие его».
О сем составляется особый акт.
§ 17. Регент во время своего регентства осуществляешь все права по управлению страной, которые особо не изъяты конституцией.
§ 18. Все вакантные государственные должности, кроме должностей по судебному ведомству, могут быть замещаемы во время регентства только временно. Регент не может ни отчуждать имущества короны, ни жаловать свободные феодальные поместья, ни создавать новые государственные должности.
(Дополнено в законе 26 октября 1887 года касательно разъяснения и исполнения отд. II § 18 конституционного акта; этот закон не имеет конституционной силы, а потому не печатается)
§ 19. Совет министров составляет совет регентства, и регент обязан во всех важных делах запрашивать его заключение.
§ 20. Регент во время регентства живет в столице королевства и содержится за счет государства; сверх того ему выдается из казны в полное распоряжение 200.000 гульденов в год, уплачиваемых ежемесячно.
§ 21. Регентство продолжается в двух указанных в § 9 случаях – в первом до совершеннолетия короля и во втором – пока препятствие не устранится.
§ 22. После того, как регентство окончилось, и вступающий в управление новый король принес торжественную присягу (отдел X § 1), всякая деятельность регентства закрывается, и вступление короля с управление торжественно объявляется в столице и по всему королевству.
ОТДЕЛ III. О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИМУЩЕСТВАХ
§ 1. Все Баварское королевство образует единую, нераздельную и неотчуждаемую совокупность всех своих частей, состоящих из земель, населения, владений, недвижимых имуществ, регалий и рент со всеми их принадлежностями.
Все новые на основании частного права приобретения недвижимостей, совершились ли они в прямой или боковой линиях, достаются, если первый приобретатель не сделал при жизни своей о них распоряжения, по наследству мужскому поколению и считаются входящими в состав общей имущественной массы.
§ 2. К неотчуждаемым государственным имуществам, которые в случае отделения государственных имуществ от имуществ, наследуемых по частному праву, не могут быть занесены в инвентарь последних, принадлежат:
1) все архивы и регистратуры;
2) все общественные учреждения и здания с их принадлежностями;
3) все оружие, предметы военного снаряжения, все военные магазины и все, что необходимо для обороны страны;
4) вся обстановка придворных капелл и придворных учреждений со всеми движимостями, вверенными надзору придворного штаба и придворных управлений и предназначенными на удовлетворение потребностей и на великолепие королевского двора;
5) все, что служит для убранства или украшения дворцов и загородных замков;
6) семейные сокровища и все, что поступило в их состав по завещанию;
7) все художественные и научные коллекции, как-то: библиотеки, кабинеты физические, естественнонаучные и нумизматические, древности, статуи, обсерватории с их инструментами, коллекции картин и гравюр и прочие предметы, предназначенные для публичного пользования и для усовершенствования искусств и наук;
Все предметы, находящееся в коллекциях, указанных в § 2, п. 7, отд. III конституционного акта, но приобретенные не на государственные средства, не путем международного договора и не в качестве фидеикомисса, а на поставленные в частное распоряжение короля средства или по какому-либо другому частному титулу и не включенные в состав имуществ государственных или коронных, то есть принадлежащее к частной наследственной массе монарха и, как его частная собственность, отмеченные в списках теми лицами, коим вверен надзор за указанными коллекциями, переходят в частную собственность наследников и остаются в составе ее даже в том случае, если последние оставляют их, с соответственными отметками в списках, в этих коллекциях;
(Последняя часть представляет текст конституционного закона 9 марта 1828 года «касательно постановления § 2, п. 7 отд. III конституционного акта о государственных имуществах»).
8) вся наличность, имеющаяся в деньгах или капиталах в государственных кассах или в натуре в государственных учреждениях, вместе со всеми казенными недоимками;
9) все, что приобретено на средства государства.
§ 3. Весь состав государственных имуществ признается, – как было уже определено в королевском распоряжении 20 октября 1804 г., из которого в настоящую конституцию перенесены все действующие по сему предмету, сообразно изменившимся обстоятельствам, постановления, – навсегда неотчуждаемым, исключая случаи, приведенные ниже.
В особенности все без исключения права суверенитета должны быть нераздельно и ненарушимо сохранены при переходе престола по прямой линии.
§ 4. Отчуждением государственных имуществ признается не только всякая действительная продажа, но также и дарение между живыми или передача по завещанию, пожалование новых феодальных поместий или установление постоянного сервитута, всякая отдача в залог или установление такового путем договора за известную сумму денег.
Равным образом никакому гражданину не может быть даровано освобождение от государственных повинностей.
§ 5. Изъяты из этого воспрещения феодальные поместья, домены и ренты, до настоящего времени пожалованные в вознаграждение за важные услуги, оказанные государству.
Равным образом король всегда свободен вновь жаловать вакантные феодальные поместья.
В награду за важные и определенные услуги, оказанные государству, могут быть также жалуемы, но с согласия сословных чинов, и другие домены и ренты в качестве коронных лэнов, передаваемых в мужском поколении.
Не могут быть даруемы притязания на подлежащие возврату короне имущества, ренты и права, а равно на должности и звания.
§ 6. К числу запрещенных форм отчуждения не относятся:
1) все государственные сделки, которые заключаются монархом с иностранцами или подданными, в рамках принадлежащих ему прав по управлению и для блага государства, относительно фамильных и государственных имуществ; – в особенности же то, что
2) уступается из отдельных имуществ и доходов ради разрешения связанного с ними спора о праве, ради сохранения и приобретения других имуществ, рент или прав или ради исправления границы с другими государствами за соответствующее вознаграждение,
3) что обменивается на другие недвижимости и права равной ценности;
4) всякое отчуждение или изменение, которое по отношению к государственным имуществам будет признано полезным ради государственных интересов, в согласии с уже изданными постановлениями и сообразно правильным началам развивающегося государственного хозяйства, для улучшения культуры страны или вообще ее благосостояния и для уничтожения невыгодных отраслей управления.
§ 7. Но во всех этих случаях (§ 6) государственные доходы не должны уменьшаться, а должна выговариваться в вознаграждение за то рента в пользу государства – по возможности в вид хлеба – или вырученная цена должна идти на новые приобретения или временное пособие фонду погашения государственных долгов или на другие задачи, направленные на благо страны.
Король может, сообразно времени и обстоятельствам, делать изменения или улучшения в движимостях, входящих в состав государственного имущества (§ 2).
ОТДЛ IV. ОБ ОБЩИХ ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ
§ 1. Для пользования в Баварии всеми правами гражданина, правами политическими и частными, требуется подданство, которое приобретается или рождением, или натурализацией, согласно положениям особого закона о подданстве. (Приложение I).
§ 2. Права баварского гражданства обусловлены подданством и прекращаются с потерей его.
§ 3. Кроме подданства для осуществления этих прав требуется еще:
а) законное совершеннолетие;
б) оседлость в королевстве, устанавливаемая или владением обложенными земельными имуществами, рентами и правами, или же обложенным промыслом, или занятием государственной должности.
§ 4. Коронные должности, высшие придворные должности, места по гражданской службе и высшие военный места, равно как и церковные должности и приходы, могут быть занимаемы лишь уроженцами или лицами, получившими согласно конституции натурализацию.
§ 5. Каждый баварец без различия имеет право занимать должности по гражданской, военной, церковной, а также приходской службе.
§ 6. На пространстве государства не может, согласно ближайшим постановлениям указа от 3 августа 1808 года, существовать личной крепостной зависимости.
§ 7. [Всякая неопределенная в своих границах барщина должна быть заменена определенной, а эта последняя должна подлежать выкупу].
(Эта статья, не будучи прямо отменена, утратила обязательную силу после издания закона 4 июня 1848 года об отмене сословной и патримониальной юстиции и об отмене, фиксации и выкупе земельных обременений).
§ 8. Государство гарантирует населению неприкосновенность личности, имущества и прав.
Никто не может быть изъят из ведения обыкновенного суда.
Никто не может быть преследуем или задержан иначе, как в случаях, определенных законом и в законной форме.
Принудительное отчуждение имущества, даже ради общественной пользы, не может последовать иначе, как на точном основании решения государственного совета и за предварительное вознаграждение, определенное в указе 14 августа 1815 г.
(Вопрос о принудительном отчуждении составил предмет целого ряда конституционных и обыкновенных законов, перечисление которых выходит из рамок настоящего издания).
§ 9. Всем жителям страны гарантируется полная свобода совести; простая молитва дома не может быть никому воспрещена, к какой бы религии он ни принадлежал.
Три христианских исповедания, существующих в королевстве, пользуются одинаковыми гражданскими и политическими правами.
Приверженцы униатской и не принявшей унии греческой церкви пользуются равными гражданскими и политическими правами с приверженцами законно существующих в королевстве трех христианских церковных обществ.
(Текст последней части установлен конституционным законом 1 июля 1834 года, являющимся по существу дела дополнением к первым двум частям этого параграфа, но таковым определенно не названный).
Лица, принадлежащие к нехристианским исповеданиям, пользуются полной свободой совести; но они получают участие в правах гражданства лишь в тех пределах, которые обеспечены за ним органическими эдиктами о принятии их в состав государственного союза.
Всем вероисповеданиям без исключения вполне гарантируется право собственности на учреждения и пользование рентами с этих последних, согласно коренным актам этих учреждений и фактическому закономерному владению ими, безразлично, служат ли они целям религиозным, просветительным или благотворительным.
Церковная власть в пределах своей компетенции свободна, и светская власть не должна вмешиваться в дела чисто духовные, касающиеся догматов и совести, разве лишь в пределах осуществления верховного права покровительства и надзора, в силу которого распоряжения и законы духовной власти не могут быть опубликованы и приведены в исполнение иначе, как по предварительном рассмотрении и с утверждения короля.
Церкви и духовные лица подчиняются государственным законам и светским судам во всем, что касается их гражданских действий и отношений, а равно и принадлежащего им имущества; они не могут притязать на освобождение от государственных налогов.
Прочие более подробные постановления о внешних правоотношениях жителей королевства в отношении веры и церковных обществ содержатся в особом эдикте, приложенном к настоящему конституционному акту. (Приложение II).
§ 10. Все имущество установлений, предназначенное на религиозные, просветительные и благотворительные цели, равным образом ставится под особую охрану государства; оно ни под каким предлогом не может быть присвоено казной, отчуждено или употреблено на другую цель, кроме вышеупомянутых, без согласия участников, а, относительно установление общегосударственного значения, и без согласия сословных чинов королевства.
(Это постановление нашло себе толкование и отчасти изменение в законах – не имеющих конституционного значения и потому здесь не воспроизводимых – 29 апреля 1869 года «касательно общинного устройства в странах по эту сторону Рейна» и «касательно общинного устройства Пфальца»; ст. 67 первого и 51 – второго).
§ 11. Свобода печати и книжной торговли обеспечивается постановлениями изданного о сем особого эдикта. (Приложение III).
§ 12. Все баварцы одинаково обязаны нести военную службу и участвовать в ополчении согласно действующим законам.
§ 13. Участие в платеже государственных налогов есть общая обязанность всех жителей королевства без изъятий в пользу каких бы то ни было сословий, и не взирая на существовавшие прежде особые исключения.
§ 14. Баварцам дозволено переселяться в другое государство союза, согласное принять их в качестве подданных, поступать там на гражданскую и военную службу, если только они исполнили налагаемые на них законом обязанности по отношению к отечеству.
Они не могут, пока остаются подданными, принимать ни жалования, ни почетных отличий от иностранных государств иначе, как с особого разрешения монарха.
ОТДЕЛ V. ОБ ОСОБЫХ ПРАВАХ И ПРЕИМУЩЕСТВАХ
§ 1. Коронные должности, как высший сан в государстве, жалуются в качестве ленов короны сановникам либо пожизненно, либо вместе с мужским потомством на правах первородства и агнатического наследования.
Коронные должностные лица, по своему сану, являются членами первой палаты сословных чинов.
§ 2. Прежним владетельным имперским князьям и графам гарантируются все преимущества и права, установленным в особом эдикте, определяющем их положение. (Приложение IV).
§ 3. Прежде непосредственно подчиненное империи дворянство, находящееся под верховной властью Баварии, пользуется теми правами, которым обеспечены за ним конституционными эдиктами в согласии с королевской декларацией .
§ 4. Все прочее дворянство империи сохраняет, как и всякий землевладелец, свои патримониальные права, согласно постановлениям законов. (Приложение V).
Кроме того оно пользуется следующими преимуществами:
1) исключительным правом на осуществление патримониальной юрисдикции;
2) правом учреждать семейные фидеикомиссы относительно недвижимостей. (Приложение VII);
3) независимою от общих судебных учреждений страны подсудностью в делах гражданских и уголовных:
4) правом своей печатью утверждать свои акты с ограничениями по силе закона об ипотеках (Приложение VIII), и наконец
5) [при вступлении на военную службу тем отличием, что сыновья дворян начинают службу в качестве кадет].
(п. 5 отменен ст. 96 закона о военной службе, 30 января 1868 года).
§ 5. Некоторыми из этих преимуществ пользуются лично советники духовных и светских коллегий и находящиеся в одном ранге с ними высшие чиновники.
Духовные лица пользуются той же льготною подсудностью в делах гражданских и уголовных; – коллежские советники и высшие чиновники сверх того правом своею печатью утверждать акты [и указанным выше преимуществом при наборе].
(Законом 30 января 1848 года, ст. 96, уничтожено это последнее преимущество).
(Далеко не все постановления отдела V сохраняют ныне обязательную силу. Кроме специально отмеченных в тексте постановлений, утратили силу все правила, касающаяся, во-первых, патримониальной юрисдикции, во-вторых, независимой подсудности и, в-третьих, права своею печатью утверждать акты. Окончательная отмена первых совершилась по силе ст. 1 закона 4 июля 1848 года «об отмене сословной и патримониальной юрисдикции и об отмене, фиксации и выкупе земельных обременений», которая постановляет: «сословные и патримониальные юрисдикция и полиция переходят с 1 октября 1848 года к государству». – Отмена вторых была решена в законе 4 июня 1848 года «касательно основ законодательства о судебном устройстве, о гражданском и уголовном судопроизводстве и об уголовном праве», ст. 2 которого гласила: «привилегированная подсудность владетельного дворянства, наследственных государственных советников, дворян, духовенства, высших государственных чиновников и фиска должна прекратиться»; эта статья получила дальнейшее развитие в законе о судоустройстве 10 ноября 1861 года. – Наконец, отмена третьих совершилась по силе ст. 7, ч. 2 только что указанного закона 4 июня 1848 «об основах законодательства», окончательно осуществленной в законе 10 ноября 1861 года о нотариате.
Из двух упоминаемых здесь законов 1848 года второй не имеет конституционного значения, а первый имеет лишь в тех частях, в которых им отменяются постановления Конституции).
§ 6. Постановления указа о службе определяют служебные отношения и права на пенсию государственных служащих и чиновников. (Приложение IX).
ОТДЕЛ VI. О СОБРАНИИ СОСЛОВНЫХ ЧИНОВ.
§ 1. Две палаты общего собрания сословных чинов государства суть:
а) государственные советники и
б) депутаты.
§ 2. Палата государственных советников состоит из:
1) совершеннолетних принцев королевского дома;
2) коронных должностных лиц государства;
3) обоих архиепископов;
4) глав прежде самостоятельных имперских княжеских и графских фамилий, – которые пользуются положением наследственных государственных советников, пока обладают самостоятельными некогда имперскими владениями, находящимися в пределах королевства;
5) одного епископа, назначаемого королем, и президента протестантской генеральной консистории;
6) лиц, назначенных королем или наследственно, или пожизненно членами этой палаты во внимание к заслугам, оказанным государству, к их происхождению или к имущественному положению.
§ 3. Право наследовать звание члена палаты государственных советников король может даровать только дворянам-землевладельцам, обладающим всеми политическими правами в королевстве и земельной собственностью на основах ленного права или фидеикомисса, с которых они платят in simplo триста гульденов поземельного и владельческого налога, и относительно которых установлен агнатический порядок наследования по праву первородства.
Достоинство наследственного государственного советника обязательно переходит вместе с имением, относительно коего установлен фидеикомисс на собственника этого имения в порядке наследования.
§ 4. Число пожизненных государственных советников не должно превышать одной трети наследственных.
(Конституционный закон 9 марта 1828 года, «касательно образования палаты государственных советников», дополняет § 4 отд. II, двумя следующими статьями):
(Ст. 1). При исчислении определенного в отд. VI § 4 конституционного акта численного отношения между наследственными и пожизненными государственными советниками, к первым, – кроме глав прежде непосредственно подчиненных империй княжеских и графских семей и наследственных государственных советников, назначаемых королем (конституционный акт, отд. VI § 2, 4 и 6 и § 3), причисляются еще и
1) оба архиепископа;
2) назначенный королем из числа епископов государственный советник и президент протестантской высшей консистории.
Напротив того,
а) совершеннолетие принцы королевского дома;
b) коронные должностные лица, не состоящие в тоже время государственными советниками, и в виду своих владений не должны причисляться ни к наследственным, ни к пожизненным государственным советникам.
(Ст. 2). Король должен выбирать назначаемых им наследственных и пожизненных государственных советников из тех лиц, кои или оказали государству выдающиеся услуги, или обладают дворянским происхождением, или имеют состояние.
Относительно дарования наследственного права должно сверх того руководствоваться постановлениями отд. VI § 3 конституционного акта.
§ 5. Государственные советники получают доступ в первую палату по достижении совершеннолетия: однако право решающего голоса принадлежит принцам королевского дома лишь с 21 года, а прочим государственным советникам с 25-летнего возраста.
§ 6. Палата государственных советников лишь тогда может быть открыта, когда, по крайней мере, половина всех членов присутствует.
(Отменено ст. 41 закона 25 июня 1850 года о порядке производства дел в ландтаге).
[§ 7. Вторая палата собрания сословных чинов образуется:
а) из земельных собственников, осуществляющих патримониальную юрисдикцию и не имеющих места и голоса в первой палате;
b) из представителей университетов;
с) из католических и протестантских духовных лиц;
d) из депутатов от городов и рынков;
е) из земельных собственников, не принадлежащих к классу а].
§ 8. Общее число членов вычисляется сообразно числу семей в королевстве так, чтобы на 7000 семей приходился один депутат].
§ 9. [Из определенного таким путем числа выбирает:
а) класс дворян – земельных собственников одну восьмую;
b) класс католических и протестантских духовных лиц одну восьмую;
с) класс городов и рынков одну четверть;
d) класс остальных земельных собственников, не осуществляющих патримониальной юрисдикции, две четверти депутатов;
е) каждый из трех университетов одного члена].
§ 10. [Принадлежащее каждому классу число депутатов, согласно постановлениям приложенного здесь особого эдикта о собрании сословных чинов, распределяется между отдельными административными округами. (Приложение X)].
§ 11. [Каждый класс выбирает в каждом административном округе причитающееся ему число депутатов – согласно избирательному порядку, установленному в помянутом эдикте – на шестилетний срок собрания. Освобождающиеся в течение этого срока места занимаются тем лицами, которые получили наибольшее число голосов после избранных].
§ 12. [Каждый член палаты депутатов должен быть, независимо от его сословных и служебных отношений, самостоятельным гражданином, достигшим тридцатилетнего возраста и свободно обладающим расположенной в данных округе или местности собственностью, которая дает ему независимые средства к существованию и которая определяется указанными в эдикте (Прил. X) размерами годового обложения.
Он должен исповедовать одну из трех христианских религий и не может быть лицом, против которого когда-либо возбуждено было обвинение в преступлении или проступке, по которому он не был бы совершенно оправдан].
(§§ 7-12 утратили обязательную силу после конституционного закона 4 июня 1848 года о выборах депутатов ландтага; закон этот напечатан ниже).
§ 13. Выборы производятся через каждые шесть лет, а кроме того – лишь в случае роспуска палаты королем.
Выбывшие члены могут быть снова выбираемы.
§ 14. [Выход избранного депутата во время законодательного периода совершается:
1) когда он перестает обладать недвижимостью, юрисдикцией, промыслом или духовным приходом, которые составляли основание для выбора его в данном административном округе и классе, причем не приобретет равного основания в том же округе, местности или в том же классе;
2) когда депутат теряет с течением времени одно из тех личных качеств, которые требуются § 12 для права быть избранным.
В этих случаях решение постановляет палата депутатов по полученным указаниям и после выслушивания заинтересованного лица].
(См. заметку к §§ 7-12).
§ 15. [Для того, чтобы палата депутатов считалась законно собравшейся необходимо присутствие, по крайней мере, двух третей избранных членов].
(Этот § утратил обязательность по силе закона 25 июля 1850 года о делопроизводстве ландтага).
§ 16. Палата государственных советников созывается и закрывается одновременно с палатой депутатов.
§ 17. Никто из членов первой или второй палаты не может быть представлен на заседаниях уполномоченным.
§ 18. Предложения, касающиеся государственных налогов, сначала вносятся на рассмотрение в палату депутатов, а затем уже отсылаются ею в палату государственных советников.
Все прочие вопросы вносятся первоначально в ту или другую палату по усмотрению короля.
§ 19. Ни один вопрос, входящий в состав общей компетенции сословных чинов, не может обсуждаться в одной только палате и при таких условиях получить силу обязательного волеизъявления сословных чинов.
ОТДЕЛ VII. ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ СОСЛОВНЫХ ЧИНОВ
§ 1. Обе палаты могут входить в обсуждение лишь тех предметов, которые относятся к их компетенции, ближайшим образом означенной в §§ 2-19.
§ 2. Ни один общий новый закон, касающийся личной свободы или собственности граждан, не может быть издан, а существующие законы изменены, аутентически истолкованы или отменены без обсуждения и согласия сословных чинов.
§ 3. Король должен испрашивать согласие сословных чинов на взимание всех прямых налогов, а равно и на учреждение новых косвенных налогов или на увеличение или изменение уже существующих.
§ 4. Поэтому сословным чинам при открытии представляется точный обзор государственных нужд и всех государственных сборов; сословные чины рассматривают его при посредстве особой выбранной комиссии, а затем приступают к обсуждению налогов, подлежащих взиманию.
§ 5. [Прямые налоги, которые требуются на покрытие обыкновенных постоянных и точно предусматриваемых государственных расходов, включая и необходимый резервный фонд, вотируются каждый раз на шесть лет].
(Ср. заметку к § 6).
Во избежание всяких перерывов в государственном хозяйстве в том сметном году, в котором будет созвано первое сословное собрание, будут продолжены те государственные налоги, которые взимались в предыдущем сметном году.
§ 6. [За год до окончания срока, на который установлены постоянные расходы, т. е. по истечении шести лет, король представляешь сословиям новый бюджет на шесть лет, следующих за этим сроком].
(Конституционный закон 10 июля 1865 года о сокращении финансовых периодов заменяет следующими статьями первую часть § 5 и § 6 отд. VII):
(Ст. 1) Прямые налоги, которые требуются на покрытие обыкновенных и постоянных и точно предусматриваемых государственных расходов, включая и необходимый резервный фонд, вотируются каждый раз на два года.
(Ст. 2) За три месяца, самое позднее, до окончания срока, на который установлены постоянные расходы, король приказывает внести в палаты новый бюджет на два года, следующих за этим сроком.
(Ст. 3) Установленный ст. 1 срок финансовых периодов должен начаться с тем финансовым периодом, а последний – с 1 января 1868 года.
Постановления финансового закона 10 ноября 1861 года, – включая сюда кредиты, разрешенные королем на основании общего постановления ландтага 24 и 30 сентября 1861 года на суды и окружные административные должности, и дополнительные кредиты на королевские министерства юстиции и внутренних дел, на церковные и школьные нужды на 1863-1867 годы, – остаются в силе до конца декабря 1867 года.
На покрытие расходов от 1 октября до конца 1867 года будут взиматься падающие на это время, согласно существующим срокам уплаты, прямые налоги, не затрагивая однако тем постановления будущего финансового закона на IX-ый финансовый период.
(Ст. 4) Приведенные ст. 1 и 2 заменяют § 5 ч. II отд. VII и закон 15 апреля 1840 г., касательно отмены § 6 отд. VII конституционного акта, которые тем самым перестают действовать, и статьи эти должны рассматриваться, как дополнительная часть конституционного акта.
§ 7. В том случае, если король вследствие чрезвычайных внешних обстоятельств не может созвать сословные чины в течение этого последнего года для обычного вотирования налогов, ему принадлежит право взимать в течение полугода вотированные в последний раз налоги.
§ 8. В случаях чрезвычайной и непредвиденной нужды и недостаточности для покрытия ее существующих государственных доходов, о ней сообщается сословным чинам, дабы последние дали согласие на необходимые чрезвычайные налоги.
§ 9. Сословные чины не могут связывать согласие свое на налоги какими-либо условиями.
§ 10. Сословным чинам, каждый раз как они собираются, представляется точный отчет о расходовании государственных доходов.
§ 11. Весь государственный долг ставится под гарантию сословных чинов.
Для каждого нового займа, увеличивающего капитальную сумму или проценты по долгу, уже существующему, требуется согласие сословных чинов.
§ 12. Всякое увеличение долга допустимо только в случае безотлагательной и чрезвычайной нужды, которую обыкновенные и чрезвычайные налоги не могут покрыть без чрезмерного обременения для плательщиков, и удовлетворение которой необходимо для блага страны.
§ 13. План погашения долга представляется сословиям, и без согласия их никакое изменение в нем не может быть сделано, а суммы, предназначенные на погашение, не могут быть употреблены на другие нужды.
§ 14. Каждая из палат выбирает из своей среды по одному комиссару; эти комиссары сообща обязаны ознакомиться со всеми действиями комиссии для погашения долгов и наблюдать за строгим исполнением установленных правил.
§ 15. В чрезвычайных случаях, когда опасность, грозящая извне, настойчиво требует заключения займа, и когда созыв сословий оказывается невозможным вследствие внешних препятствий, комиссары имеют право давать от имени сословий свое предварительное согласие на заключение такого займа.
Коль скоро явится возможность созвать сословия, все действия по заключению займа сообщаются ему, чтобы заем мог быть внесен в большую книгу государственных долгов.
§ 16. Каждую сессию сословиям сообщается точное состояние кассы погашения государственных долгов.
§ 17. Сословные чины имеют право давать согласие на отчуждение учреждений общегосударственного значения или использование их в иных целях, чем те, на которые они предназначались при своем возникновении.
§ 18. Согласие ландтага необходимо также и для пожалования государственных имуществ или рент в награду за важные и положительные услуги, оказанные государству.
§ 19. Члены ландтага имеют право выражать королю в надлежащей форме свои общие пожелания и делать представления по всем предметам, входящим в круг их компетенции.
§ 20. [Каждый депутат имеет право свои пожелания и предложения в этом отношении представлять своей палате, которая по большинству голосов решает, должны ли они быть подвергнуты ближайшему рассмотрению и, в утвердительном случае, передает на изучение и оценку соответствующей комиссии].
(Закон 19 января 1872 года о делопроизводстве ландтага в своей второй части, имеющей конституционную силу, заменяет приведенную часть § 20 следующей фразою:)
Каждый член палаты имеет право представлять палате свои в этом отношении пожелания и предложения.
(Далее следует основной текст 1818 года).
Решения по этим предложениям, принимаемые одной из палат, должны быть сообщаемы другой и могут быть представлены королю, только если последняя к ним присоединилась.
§ 21. [Каждый отдельный гражданин и каждая община могут представлять жалобы на нарушение конституционных прав в каждую из палат сословного собрания, которые и подвергают их рассмотрению при посредстве специальных комиссий, и последние, если признают их того заслуживающими, входят в их обсуждение].
(Указанный в заметке к § 20 закон 1872 года заменяет это постановление нижеследующим, имеющим конституционную силу:)
Каждый отдельный гражданин или община может приносить жалобы на нарушение конституционных прав в каждую из двух палат сословного собрания, которые подвергают их рассмотрению при посредстве специальной комиссии и входят в их обсуждение согласно установленному порядку делопроизводства.
(Далее следует основной текст 1818 года:)
Если палата большинством голосов признает основательность жалобы, она сообщает проект доклада своего о семь королю другой палате, и этот доклад, если последняя к нему присоединяется, и передается королю уже в форме общего представления.
§ 22. Король созываешь ландтаг не реже, чем каждые три года .
Он открывает и закрывает сессии лично или через особого уполномоченного.
Сессия по общему правилу не должна продолжаться более двух месяцев; предложения короля подлежат обсуждению в собрании раньше прочих дел.
§ 23. Король во всякое время имеет право продолжить срок сессии, отстрочить или распустить все собрание.
В последнем случае новые выборы в палату депутатов должны последовать в течение следующих трех месяцев.
§ 24. Министры могут присутствовать на заседаниях обеих палат, хотя бы они и не были их членами.
§ 25. Каждый член сословного собрания приносит следующую присягу:
«Клянусь быть верным королю, подчиняться законам, соблюдать и охранять конституцию государства и принимать все решения в сословном собрании по своему внутреннему убеждению, имея в виду единственно общее благо страны и забывая об отдельных сословиях или классах, в чем да поможешь мне Бог и святое его Евангелие».
§ 26. Никто из членов сословного собрания не может быть арестован во время сессии без согласия палаты, к которой он принадлежит, исключая случаи захвата на месте преступления.
§ 27. Никто из членов сословного собрания не отвечает за мнения, высказанным им в палате, к которой он принадлежит, иначе как перед самой палатой в силу устава о делопроизводстве.
§ 28. Вопрос, по которому обе палаты не могли придти к соглашению, не может быть снова внесен на рассмотрение их в течение той же сессии.
§ 29. [Королевская санкция на предложения сословных чинов дается не отдельно на каждое, а в конце сессии за раз по всем вопросам, обсуждавшимся в них].
(Этот § утратил обязательную силу после закона 25 июля 1850 г. о делопроизводстве ландтага).
§ 30. Король один утверждает и обнародует законы за своею подписью и с ссылкой на то, что государственный совет их заслушал, а дорогое и верное сословное собрание обсудило и дало на него согласие.
§ 31. Если сессия сословных чинов отсрочена, формально закрыта или сословное собрание распущено, палаты не могут законным образом совещаться, и вся их дальнейшая деятельность считается незаконной.
ОТДЕЛ VIII. ОБ ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ
§ 1. Правосудие исходит от короля.  Оно осуществляется под высшим его наблюдением необходимым числом должностных лиц и высших судов в определенном законом порядке инстанций.
§ 2. Все судебные установления обязаны к своим решениям присоединять и мотивы таковых.
§ 3. Судьи независимы в пределах своей служебной деятельности и не могут быть лишены своей должности, с потерей связанного с ней жалования, или переведены с нее иначе, как по судебному приговору.
§ 4. Королю принадлежит в уголовных делах право помилования, смягчения и отмены наказания, но ни в коем случае он не может приостановить возникшее спорное дело или начатое следствие.
§ 5. Королевская казна во всех спорных частных отношениях своих обращается за правосудием в королевские суды.
§ 6. Конфискация имущества ни в коем случае не допускается, за исключением имущества дезертиров.
§ 7. Во всем королевстве должно существовать общее для всех гражданское и уголовное уложение.
ОТДЕЛ IX. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ АРМИИ
§ 1. Каждый баварский гражданин обязан принимать участие в обороне отечества, согласно существующим на сей предмет законам.
Духовенство освобождено от обязанности носить оружие.
§ 2. Государство для своей обороны имеет постоянную армию, пополняемую общим рекрутским набором и содержащуюся и в мирное время в состоянии полной готовности.
§ 3. [Рядом с этой армиею существуют еще резервные батальоны и ополчение].
§ 4. [Резервные батальоны предназначаются на усиление существующего войска и в случае призыва имеют одинаковые с последним обязанности, права и преимущества.
В мирное время, за исключением необходимого для воинских упражнений срока, весь личный состав резервных батальонов остается на родине, свободным от военных обязанностей, подчиненным гражданским судам и законам и не стесняемым в перемене местожительства, оседлости и вступлении в брак].
§ 5. [Ландвер призывается королем к участию в военных действиях в военное время в помощь уже усиленной резервными батальонами армии, но существует лишь в пределах государства.
Для целесообразного использования этой силы она делится на две части, из коих вторая заключает в себе мало годных для мобилизации людей и ни в коем случае не может быть употреблена вне своего округа.
В мирное время ландвер содействует охране внутреннего спокойствия, в пределах необходимости, и поскольку не хватает назначенных для того войск].
(§§ 3-5 утратили обязательность по силе закона 30 января 1868 года об устройстве армии, который не имеет конституционного значения).
§ 6. Армия выступает против внешнего врага или внутри государства только по требованию о сем надлежащей гражданской власти, обращенному к власти военной.
§ 7. По делам службы, а равно и по совершенным ими преступлениям и проступкам, военнослужащие подсудны судам военным, а по делам гражданским и смешанного характера  обыкновенным гражданским судам.
ОТДЕЛ X. О ГАРАНТИИ КОНСТИТУЦИИ
§ 1. При вступлении на престол, король приносит перед торжественным собранием, состоящим из министров, членов государственного совета и из депутации от сословных чинов, если это происходить во время сессии, следующую присягу:
«Клянусь управлять на основании конституции и законов королевства, в том да поможет мне Бог и святое его Евангелие».
О сем акте составляется документ, который передается в архив королевства, а заверенная копия его вручается сословному собранию.
§ 2. Регент приносит установленную присягу в верности конституции.
Все принцы королевского дома, по достижении совершеннолетия, также приносят присягу строго соблюдать конституцию.
§ 3. Каждый гражданин при своем водворении на жительство и во время всеобщей присяги страны, а также и каждый государственный чиновник при вступлении в должность, обязаны принести следующую присягу:
«Клянусь быть верным королю, подчиняться законам, соблюдать конституцию, в чем да поможет Бог и святое его Евангелие.
§ 4. Королевские министры и все государственные чиновники ответственны за точное соблюдение конституции.
§ 5. Сословия имеют право представлять королю, в форме общего доклада, обвинения в нарушении конституции министрами или другими государственными властями. Король тотчас устраняет этих лиц от должности, а в случае сомнения предоставляет ближайшее расследование и решение дела, смотря по характеру его, государственному совету или верховному суду.
§ 6. Если палаты считают себя обязанными возбудить формальное обвинение против высшего государственного чиновника за умышленное нарушение конституции государства, то они должны с точностью обозначить все пункты обвинения и в каждой палате рассмотреть их при посредстве особой комиссии.
Если обе палаты сойдутся в своих решениях относительно обвинения, то они представляют его королю в установленной форме вместе с мотивами такового.
Король передает тогда жалобу на решение высшего суда, в котором, на случай необходимой или добровольной апелляции, учреждается и вторая инстанция путем образования другого присутствия и о состоявшемся приговоре ставит в известность сословное собрание.
(Конституционный закон об ответственности министров 4 июня 1848 года существенным образом дополняет приведенные постановления; он напечатан ниже).
§ 7. Изменение или дополнение положений настоящей конституции не может последовать без согласия сословных чинов.
Предложения о сем могут исходить только от короля, и сословия могут обсуждать их только в том случае, если король их сословиям представит .
Чтобы решения по этим в высшей степени важным вопросам имели законную силу, требуется присутствие в каждой палате трех четвертей всех членов и большинство двух третей голосов.
Опубликовывая сим этот основной государственный закон для всеобщего исполнения и точного соблюдения во всем его содержании, включая и эдикты, дополняющее его и в главном акте обозначенные как приложения, Мы повелеваем созвать предусмотренное в нем сословное собрание для осуществления принадлежащих к ведомству его прав на 1 января 1819 года и в промежуток приготовить все для этого необходимое.
Дано в Нашей столице и резиденции Мюнхене в 26 день мая в лето 1818-ое, правления же Нашего в тринадцатое.
Первое приложение.
Эдикт о подданстве.
Второе приложение.
Эдикт о внешних правоотношениях жителей Баварского королевства в делах веры и церковных обществ.
Третье приложение.
Эдикт о свободе печати и книжной торговли.
(Заменен эдиктом 4 июня 1848 года под тем же заглавием).
Четвертое приложение.
Эдикт о государственно-правовых отношениях прежде непосредственно подчиненных империй князьях, графах и баронах.
Пятое приложение.
Эдикт о дворянстве Баварского королевства.
Шестое приложение.
Эдикт о патримониальных правах и юрисдикции.
Седьмое приложение.
Эдикт о семейных фидеикомиссах.
Восьмое приложение.
Эдикт о праве утверждения актов своею печатью.
Девятое приложение.
Эдикт о положении государственных служащих и в особенности о их чинах и содержании.
Десятое приложение.
Эдикт о сословном собрании.
Дополнение № 1.
Конкордат с Его Святейшеством Папой Пием VII о внутренних делах католической церкви королевства.
Дополнение № 2.
Эдикт о внутренних делах протестантской церковной общины королевства.
ДОПОЛНЕНИЯ К КОНСТИТУЦИОННОМУ АКТУ КОРОЛЕВСТВА БАВАРИИ
I. Закон об инициативе сословных чинов, 21 июня 1848 года
Максимилиан II, Божией милостью Король Баварский, Пфальцграф на Рейне, Герцог Баварский, Франкский и Швабский и т. д., и т. д.
Вняв мнению Нашего государственного совета и с совета и согласия дорогих и любезных сословий государства, в указанных § 7 отд. X конституционного акта формах, Мы постановили и приказываем ниже следующее:
Ст. I. Право инициативы законов, не имеющих конституционного значения, принадлежит каждой из двух палат.
Ст. II. Принадлежавшее исключительно королю по силе отд. X § 7 конституционного акта право предлагать изменения в постановлениях этого акта или дополнение к нему (право инициативы) предоставляется и сословным чинам, с соблюдением постановлений отделов IV, VII, VIII и X, §§ 1-6 конституционного акта, относящихся к ним приложений к конституции и законов.
Ст. Ш. Право созывать палаты в указанное конституцией время, открывать их и закрывать, продолжать и отсрочивать сессию и распускать собрание, остается однако за короной согласно действующим постановлениям.
Ст. IV. Равным образом предусмотренное в ст. II право инициативы принадлежит относительно содержащихся в отд. VI конституционного акта постановлений, поскольку они касаются палаты государственных советников,  этой палате, а поскольку они касаются палаты депутатов,  сей последней.
Ст. V. Предложения об изменении указанных в ст. II и III конституционных законов, тотчас по их внесении, подвергаются предварительному обсуждению; если они не поддерживаются при этом половиной присутствующих членов соответственной палаты, то они не могут подлежать дальнейшему обсуждению.
В том случае, если их поддержать, число членов комиссии удваивается.
Ст. IV. Дабы предложенные палатами изменения конституционного акта или дополнения к нему, к приложениям и к конституционным законам могли считаться принятыми, необходимо, чтобы они троекратно на расстоянии недели были обсуждены и приняты в каждой палате в присутствии, по крайней мере, трех четвертей членов и большинством двух третей голосов.
Ст. VII. За королем остается право отложить свое окончательное решение по принятым в указанном порядке постановлениям на один год, чтобы тем временем, если это кажется ему необходимым, всесторонне осветить вопрос и выслушать по данному вопросу необходимые заключения.
Ст. VIII. По отношению к изданному, в согласии с настоящими постановлениями, конституционному закону инициатива сословий не может быть снова осуществлена ранее 12 лет.
Ст. IX. Настоящий закон вступает в силу с настоящего дня и признается основным государственным законом.
Наш министр внутренних дел облечен исполнением этого закона.
Дано в Мюнхене, 4 июня 1848 года.
2. Закон об ответственности министров, 4 июня 1848 года
Максимилиан II, Божией Милостью Король Баварский, Пфальцграф на Рейне, Герцог Баварский, Франкский и Швабский и т. д., и т. д.
Вняв мнению Нашего государственного совета и с совета и согласия дорогих и любезных сословий государства, в указанных в § 7 отд. X конституционного акта формах, Мы постановили и приказываем нижеследующее:
Ст. I. Управление министерством может быть вверено лишь государственному советнику на действительной службе, который получает по этой должности неотъемлемое жалование в 3000 флоринов, если ему не причитается большего в виду его предшествующей службы. Никто не обязан принимать министерского поста.
Ст. II. Временное управление делами министерства может быть поручено назначаемому для того государственному советнику или главе другого министерства лишь тогда,
1) когда что-либо мешает министру исполнять свои должностные обязанности:
2) когда замещение освободившегося министерского поста не может тотчас же состояться.
Ст. III. Министр всегда может просить об увольнении от должности. В увольнении не может быть отказано, несмотря на § 24 девятого приложения к конституции, в том случае, если основанием к просьбе о сем послужило то обстоятельство, что король не счел возможным в важных делах управления согласиться с советами своего министра.
Ст. IV. Правительственные распоряжения короля всякий раз контрассигнуются теми министрами или временными их заместителями, к ведомству которых данное дело относится.
Без такой скрепы указанные распоряжения не исполняются.
Ст. V. Тот государственный служащий, который берет на себя исполнение изданного без скрепы министра правительственного распоряжения короля, признается виновным в злоупотреблении властью.
Ст. VI. Всякий министр и каждое лицо, коему вверено временное управление министерством, скрепляя королевские указы и подписывая относящиеся к его компетенции министерские распоряжения, берет на себя полную ответственность за содержание их.
Ст. VII. Если глава министерства считает порученное ему служебное действие противозаконным или вредным для государственного блага, то он обязан уклониться от его исполнения и, в частности, отказать в своей скрепе, изложив мотивы отказа в письменной форме. Он имеет право представить свои мотивы совету министров, протокол которого представляется королю.
Ст. VIII. Каждому из занимающих пост или покинувших его министров или управляющих министерствами должна быть дана возможность воспользоваться официальными данными для представления отчета о его управлении, когда он нуждается в них для оправдания перед королем или перед сословиями.
Ст. IX. Министр или его заместитель, который своими действиями или упущениями нарушает законы, ответствен перед сословными чинами и может, по обвинению последних, подлежать, сообразно степени своей вины и последствиям нарушения обязанностей, наказанию:
1) или простым удалением со службы, с сохранением принадлежащей ему согласно § 19 девятого приложения к конституции пенсии;
2) или удалением со службы без пенсии;
3) или исключением из службы  кассацией.
Ст. X. Если сословные чины полагают, что условия ст. IX имеются на лицо, и что поэтому на обязанности их лежит возбудить против министра или его заместителя формальное обвинение, то король,  после того как производство, предписанное в отд. X § 6, ч. I и II, имело место,  временно отстраняет от должности обвиняемого и приказывает специально созываемому суду без промедления произнести решение по обвинению.
Постановления § 16 девятого приложения к конституции в данном случае не применяются.
Ст. XI. Совещания суда устные и публичные.
Обвинение формулируют и поддерживают уполномоченные сословных чинов, которых избирает абсолютным большинством голосов каждая палата.
Вопрос факта решается присяжными, вопрос права  юридически образованными судьями.
В остальном состав и производство суда определяются соответственными особыми постановлениями закона.
Ст. XII. В отношении предусмотренных в ст. IX наказаний король не осуществляет права помилования.
Реабилитация осужденного может состояться лишь с согласия сословных чинов.
Ст. XIII. Производство перед этим судом не исключает:
1) законной деятельности обыкновенных уголовных судов в отношении конкурирующих общих и должностных преступлений и проступков,
2) иска о вознаграждении перед судами гражданскими.
Ст. XIV. Настоящий закон вступает в силу со дня опубликования в законодательном вестнике и должен рассматриваться, как дополнительная часть конституционного акта и как основной закон государства, который может быть изменен лишь в порядке § 7 отд. X конституционного акта. Дано в Мюнхене, 4 июня 1848 года.
3. Закон о выборах депутатов ландтага 4 июня 1848 года,
в установленной 22 марта 1881 года редакции
(Конституционный закон о выборах депутатов ландтага, изданный 4 июня 1848 года, подвергся в некоторых существенных своих частях изменениям в конституционном законе 21 марта 1881 года; § 18 ч. 3 последнего уполномочил правительство издать кодифицированный, как одно целое, текст закона 1848 года с внесенными в него законом 1881 года изменениями, что и было исполнено опубликованием 22 марта 1881 года печатаемого ниже текста).
Ст. 1. Число избираемых в королевстве депутатов ландтага определяется сообразно цифре населения отдельных административных округов так, чтобы в каждом округе избиралось столько депутатов, сколько приходится на его население, в пропорции одного депутата на 31.500 душ; число больше половины считается за целое.
Для такого вычисления, а равным образом и для вычисления, вызываемого статьями 2-ой и 14-ой, признаются обязательными, впредь до изменения в законе, официально установленные результаты народной переписи 1-го декабря 1885-го года.
Ст. 2. Королевское правительство поэтому должно разделить каждый административный округ на избирательные округа сообразно указанной выше цифре в 31.500 душ.
При таком разделении границы судебных округов и уездных общин должны быть приняты во внимание, и не должно быть образуемо более одного избирательного округа на четырех депутатов и в каждом административном округе  более двух избирательных округов на одного депутата.
Постановления предыдущей части второй статьи не применяются к главному и столичному городу Мюнхену, который разделяется на два избирательных округа, состоящих исключительно из городских частей.
Избирательный округ не должен заключать в себя менее 28.000 душ.
Каждый избирательный округ должен представлять в пространственном отношении одно целое.
Ст. 3. Выборы распадаются на две отдельных части:
а) избрание выборщиков (первичные выборы),
b) избрание депутатов выборщиками.
Ст. 4. Для действительности выбора необходимо личное присутствие избирателя.
Представительство не имеет места.
Лишь тот допускается к участию в выборах, кто может доказать, что принес конституционную присягу. Выборщики должны сверх того при подаче голоса принести предписанную ст. 23 выборную присягу.
Присяга, указанная в отд. VII § 25 и отд. X § 3 конституционного акта, приверженцами нехристианских вероисповеданий может быть принесена, опуская слова: «и святое его Евангелие».
Ст. 5. Правом выбора в качестве первичного избирателя пользуется каждый совершеннолетний подданный, который уплачивает государству прямой налог, по крайней мере, в течение уже 6 месяцев.
Исключаются:
1) лица, которые стоят под опекою, или которым, по ст. 499 и 513 действующего в Пфальце гражданского кодекса, дан попечитель в судебном порядке;
2) лица, над имуществом которых объявлено в судебном порядке конкурсное производство, в продолжение этого производства;
3) лица, получающие общественную помощь в виду бедности, или в течение года до составления избирательных списков (ст. 7 ч. I) ее получавшие;
4) лица, которые потеряли избирательные права вследствие уголовного приговора, пока эта потеря длится.
Осуществление избирательного права обусловлено внесением в общинные избирательные списки и соответствующей выпиской из них.
Каждый избиратель может подавать голос в одном только первичном избирательном округе.
Общие предположения избирательного права (ст. 1 ч. 1) рассматриваются с точки зрения первого дня, в который избирательные списки выставлены во всеобщее сведение (ст. 7 ч. 1).
Ст. 6. В каждой общине составляется избирательный список общинными властями. В этот список вносятся все те лица, имеющая избирательные права, которые имеют местожительство в общине, причем вносится их имя и фамилия, возраст, положение или промысел и адрес, а равно отмечается принесение ими конституционной присяги, уплата ими налогов и имеющиеся в данную минуту основания к исключению.
Королевские власти, духовенство и чины по регистрации актов гражданского состояния во всякое время обязаны немедленно и бесплатно давать все сведения, необходимые для составления и исправления избирательных списков.
Ст. 7. Избирательные списки пересматриваются и исправляются ежегодно в марте и сентябре и затем от 1 до 15 апреля и от 1 по 15 октября выставляются во всеобщее сведение.
Каждому заинтересованному принадлежит право возражения против списков в те сроки, в которые последние выставлены во всеобщее сведение, о чем,  а равно и о месте и времени обнародования до начала последнего,  объявляется согласно принятому на местах порядку.
Возражения представляются в указанный срок под страхом исключения из списков общинным властями, если они не были приняты последними во внимание, подлежат окончательной оценке со стороны соответствующих органов надзора в течение четырнадцати дней по окончании обнародования, причем за палатой депутатов сохраняется право проверки выборов.
По окончании только что упомянутого срока, избирательные списки закрываются и снабжаются председателем общины отметкою, что они были правильно составлены и объявлены в всеобщее сведение.
Ст. 8. Лица, имеющие право выбора, которые по окончании сроков обнародования списков переносят свое местожительство из общины, должны быть включены в избирательные списки нового местожительства, если они того формально потребуют,, по крайней мере, за восемь дней до первичных выборов и при этом докажут свидетельством от общинных властей прежнего местожительства, что были занесены в тамошние списки. Лица, имеющие право выбора, которые меняют после указанного срока свою квартиру в пределах одной и той же общины, должны избирать только в том первичном избирательном округе, в котором лежит отмеченное в избирательном списке их местожительство.
Ст. 9. Перед каждыми первичными выборами засвидетельствованные копии избирательных списков или извлечения из них изготовляются для отдельных избирательных округов и своевременно, перед подачей голосов, передаются комиссарам по первичным выборам.
Ст. 10. Выборщиком может быть избран каждый подданный, имеющий более 25 лет от роду, вносящий, по крайней мере, уже в течение шести месяцев прямой налог и не подпадающий ни под одно из условий исключения, указанных в ст. 5, ч. 2.
Пассивное избирательное право далее обусловлено местожительством в первичном избирательном округе или в общине, к которой этот округ принадлежит, и состоянием в избирательном списке.
Ст. 11. Избранным в депутаты может быть всякий подданный, имеющий более 30 лет от роду, платящий государству прямой налог и не подпадающий ни под одно из условий исключения, указанных в ст. 5, ч 2.
Ст. 12. Ни право быть избирателем (ст. 3), ни право быть избираемым (ст. 10 и 11) не связаны с каким-либо определенным вероисповеданием.
Ст. 13. Право быть выборщиком и депутатом падает, как только не имеется на лицо всех условий активного и пассивного избирательного права, или возникает одно из условий исключения, указанных в ст. 5, ч. 2.
Ст. 14. При первой избирательной операции (первичные выборы) на 500 душ выбирается один выборщик; часть больше половины этого числа считается за целое.
Выборщики каждого избирательного округа избирают установленное ст. 2 число депутатов.
Ст. 15. На каждый избирательный округ не может приходиться менее трех и более семи депутатов.
Ст. 16. Первичные избирательные округа образуются уездными административными органами применительно к существующим политическим общинам.
Более крупные общины делятся на избирательные округа или дистрикты; с частями более крупных общин могут быть соединены в один первичный округ примыкающие мелкие общины.
Ст. 17. Каждый первичный избирательный округ должен представлять в пространственном отношении одно целое. Пространственное единство не прерывается лежащими в середине свободными лесными пространствами (ст. 3 общинного устава для областей по эту сторону Рейна) и не считается нарушенным, если политическая общины и части их сами не имеют замкнутой в себе границы.
Ст. 18. Общие первичные выборы и выборы депутатов назначаются королевским правительством каждые на один определенный день.
Ст. 19. Комиссары по выборам назначаются правительством.
Ст. 20. Указанные в ст. 16 ч. I власти обязаны довести до всеобщего сведения границы первичных избирательных округов, день выборов и место их, по меньшей мере, за восемь дней до дня первичных выборов как в газете, служащей для официальных публикаций, так и путем вывешивания специальных объявлений в каждой общине.
Позднейшие изменения допустимы лишь в случаях крайней необходимости.
Ст. 21. Для действительности выбора депутатов необходимо присутствие двух третей выборщиков.
Если за отсутствием этого числа выборы не могли состояться в назначенный день, то отсутствовавшие без достаточных оснований выборщики обязаны покрыть расходы по отложенным выборам. В этом случае комиссару по выборам принадлежит назначение нового дня выборов.
Ст. 22. Избиратели и выборщики назначают для выборных операций из своей среды комитет из семи членов.
Ст. 23. Каждый выборщик обязан перед выборами принести следующую присягу:
«Клянусь, что я подам свой голос по свободному внутреннему убеждению, сообразно тому, что я считаю полезным для общего блага страны, не взирая ни на какие угрозы, обещания или приказания, и что я не получил в данном случае и не буду брать ни от кого, ни под каким бы то ни было наименованием, прямо или косвенно, дара или подарка».
Ст. 24. Выборы (ст. 3)  тайны; они осуществляются путем подачи закрытых и опускаемых в избирательный ящик бюллетеней. Эти бюллетени должны быть из белой бумаги и не могут быть снабжены каким-либо внешним отличием. Они заполняются вне помещения для выборов рукописным или печатным текстом.
Для действительности выборов необходимо абсолютное большинство голосов.
Ст. 25. Недействительны записки:
1) не на белой бумаге или снабженные каким-либо внешним отличием;
2) не содержащие имени кандидата или содержащие неразборчиво написанное имя;
3) записки, из которых нельзя с несомненностью выяснить личность избираемого;
4) содержащие больше имен, нежели число подлежащих избранно лиц, или же содержащие имена лиц, не имеющих права быть избранными;
5) содержащие протест или оговорку.
Ст. 26. Время, назначенное для первой избирательной операции при первичных выборах, должно равняться, по меньшей мере, четырем часам. Начало этой операции должно быть объявлено во всеобщее сведение, по крайней мере, за три дня до начала ее.
Ст. 27. Избранный депутатом обязан не позже восьми дней после получения о том извещения, заявить о принятии выпавшего на его долю избрания.
Ст. 28. В случае выбора в двух округах, избранному принадлежит право в указанный предыдущею статьею срок решить вопрос о принятии того или другого избрания.
В случае отклонения избрания или заявления выбранного о принятии такового в другом округе, правительство в лице министерства внутренних дел тотчас же распоряжается назначением нового собрания выборщиков.
Ст. 29. Выборные комитеты решают на месте, по большинству голосов, все претензии по выборам. Жалобы на это решение не допускаются.
Ст. 30. Отпуск избранным государственным чиновникам и общественным служащим, а равно офицерам и военным чинам должен быть разрешен, поскольку чрезвычайные обстоятельства не мешают их отсутствию на службе.
Ст. 31. Выборная операция ведется комиссарами с должным и осмотрительным беспристрастием.
Всякое ограничение свободы выборов и всякое пользование административным влиянием на избирателей строго запрещены и, сообразно обстоятельствам, караются удалением со службы.
Ст. 32. Подкуп избирателей влечет за собою, кроме соответственных наказаний по уголовному уложению, недействительность выборов, поскольку дело касается лица, подкупившего и подкупленного.
Ст. 33. Избирательные операции ограничиваются исключительно предметом выборов, и внесение других вопросов, всякого рода предложений, жалоб или инструкций должно немедленно устраняться избирательной комиссией.
Ст. 34. При всяких выборах, во все время их производства, разрешается присутствие лиц, имеющих соответственное избирательное право, поскольку это возможно без помехи для хода выборов.
О каждой выборной операции составляется протокол, который подписывается комиссаром по выборам и избирательным комитетом.
Ст. 35. Депутаты во всякое время имеют право выйти из состава палаты. Если выход имеет место в то время, как ландтаг собран, то заявление о выходе передается палате депутатов, в остальных случаях  королевскому министерству внутренних дел.
Депутат, который принимает какую-нибудь должность на государственной службе или жалование, или придворное звание, теряет свое место в палате и может его занять лишь путем новых выборов.
Освобождающиеся помимо того во время избирательного периода депутатские места занимаются посредством новых выборов.
Для новых и повторных выборов созываются все имеющиеся на лицо в избирательном округе выборщики. На место всякого выбывшего выборщика избирается перед новыми и повторными выборами новый выборщик, если того потребуют, по крайней мере, двадцать первичных избирателей данного участка в определенный административными органами дистрикта срок, который не может быть короче восьми дней.
Ст. 36. Депутаты имеют право во время сессии ландтага и во время предшествующих и последующих восьми дней свободно ездить по баварским казенным железным дорогам, согласно установленным правилам, и получают, при начале и конце сессии, для путешествия между местом жительства и местом сессии,  поскольку это путешествие не может быть сделано по указанным железным дорогам, и поскольку свобода проезда не выговорена на других дорогах специальным соглашением,  в качестве прогонов 50 пфенигов с километра.
Каждый не живущий в месте сессии депутат получает во время сессии, а также за предшествующий и следующий дни суточное вознаграждение в размере 10 марок.
Ст. 37. Предшествующие постановления должны рассматриваться как часть конституционного акта; они вступают в силу со следующих выборов и могут быть изменены лишь в предписанном отд. X § 7 конституционного акта порядке.
§§ 7, 8, 9, 10, 11, 12 и 14 отд. VI конституционного акта и разделы I и II отд. I десятого приложения к этому акту сим отменяются; равным образом отменяются и:
1) закон 18 января 1843 года о промежуточных выборах депутатов второй палаты сословного собрания;
2) закон 23 мая 1846 года, касающийся § 44 lit. с. отд. I десятого приложения;
3) закон 15 апреля 1848 года о числе депутатов сословного собрания от Пфальца.
Наш министр внутренних дел облечен исполнением этого закона.