ОРДОНАНС № 59–1 ОТ 2 ЯНВАРЯ 1959 г.,
СОДЕРЖАЩИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН О ВЫСОКОЙ ПАЛАТЕ ПРАВОСУДИЯ
РАЗДЕЛ I. СОСТАВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 1. Высокая палата правосудия состоит из двадцати четырех постоянных судей. Кроме того, Палата включает двенадцать заместителей, призываемых к участию в работе в случаях, указанных в статье 9.
Статья 2. После каждого полного переизбрания Национального собрания в месячный срок, следующий за первым заседанием, Собрание избирает двенадцать постоянных судей и шесть заместителей.
После каждого частичного переизбрания Сената в месячный срок, следующий за первым заседанием после переизбрания, Сенат избирает двенадцать постоянных судей и шесть заместителей.
Выборы проводятся тайным голосованием. Чтобы быть избранным, необходимо получить абсолютное большинство голосов членов каждой палаты.
В таком же порядке проводится замещение постоянных судей и заместителей, обязанности которых по какой-либо причине прекратились до истечения установленного срока.
Статья 3. После избрания постоянные судьи и заместители принимают присягу перед палатой, их избравшей.
Они присягают и обещают добросовестно и верно исполнять свои обязанности, хранить тайну обсуждений и голосования и вести себя достойно и лояльно.
Статья 4. После каждого переизбрания половины своих членов Высокая палата правосудия, созываемая старшим по возрасту членом, избирает председателя тайным голосованием и абсолютным большинством состава Палаты.
В таком же порядке Палата избирает двух заместителей председателя.
Статья 5. Члены Высокой палаты правосудия обязаны присутствовать на судебных заседаниях и при обсуждениях, на которые они вызываются.
Члены Палаты, отсутствующие без серьезных оснований, объявляются ушедшими в отставку по инициативе самой Палаты или по ходатайству прокурора. Соответствующая палата Парламента уведомляется об отставке и проводит замещение поста члена Палаты.
Статья 6. Каждый член Высокой палаты правосудия может быть отведен:
1) если он является родственником или свойственником обвиняемого до шестой степени родства по боковой линии;
2) если он допрашивался в качестве свидетеля. Прокурор или обвиняемый могут вызывать в суд члена Высокой палаты только с разрешения следственной комиссии;
3) если есть основание полагать наличие существенной неприязни между членом Палаты и обвиняемым.
Статья 7. Отвод должен быть сделан в момент открытия прений.
Высокая палата правосудия выносит решение об отводе.
Статья 8. Каждый судья, имеющий основание для самоотвода, не подпадающее под перечень, предусмотренный статьей 6, должен заявить об этом Высокой палате правосудия, которая решит, должен ли этот судья воздержаться от участия в деле.
Статья 9. За исключением выборов, предусмотренных статьей 4, постоянный судья в случае его отсутствия или возникновения у него препятствий для участия в работе Палаты замещается заместителем, назначенным посредством жеребьевки из числа заместителей, избранных той же палатой Парламента, что и не участвующий член Палаты. Жеребьевка проводится публично.
Статья 10. Заявление о добровольной отставке члена Высокой палаты правосудия направляется ее председателю, который передает это заявление в соответствующую палату Парламента. Отставка вступает в силу со дня избрания заместителя подавшего в отставку члена.
Статья 11. Исполнение обязанностей постоянных судей и заместителей, избранных Национальным собранием, прекращается одновременно с окончанием полномочий Собрания. Исполнение обязанностей постоянных судей и заместителей, избранных Сенатом, прекращается при частичном обновлении Сената.
Каждый постоянный судья или заместитель, перестающий быть членом Национального собрания или Сената, одновременно перестает быть и членом Высокой палаты правосудия. Он должен быть замещен.
Статья 12. Следственная комиссия включает пять постоянных членов и двух заместителей, ежегодно назначаемых из числа судей Кассационного суда; назначение производит бюро этого Суда, заседающее без прокуроров.
Председатель комиссии избирается в таком же порядке из числа ее постоянных членов.
Статья 13. Обязанности прокурора при Высокой палате правосудия исполняются генеральным прокурором при Кассационном суде, при котором состоят назначаемые им первый генеральный адвокат и два других генеральных адвоката.
Статья 14. Главный секретарь Кассационного суда по праву является секретарем Высокой палаты правосудия. В этом качестве он принимает присягу на открытом заседании Палаты.
Статья 15. Персонал, необходимый для деятельности Высокой палаты правосудия, предоставляют в распоряжение председателя этой Палаты бюро Национального собрания и бюро Сената.
Статья 16. Средства, необходимые для деятельности Высокой палаты правосудия, включаются в общий бюджет.
Обязанности судьи, члена следственной комиссии и прокурора исполняются бесплатно. Исполнение этих обязанностей дает право только на возмещение расходов.
Право распоряжения выплатами принадлежит председателю Высокой палаты правосудия.
Статья 17. Дела Высокой палаты правосудия сдаются на хранение в национальные архивы.
РАЗДЕЛ II. СУДОПРОИЗВОДСТВО
Отдел I. О предании суду
Статья 18. Резолюция о предании суду Высокой палаты правосудия, принимаемая обеими палатами Парламента согласно статье 68 Конституции, должна включать фамилии обвиняемых, краткое изложение действий, которые им ставятся в вину, а в случаях, предусмотренных вторым абзацем статьи 68 Конституции, – ссылку на законодательные положения, служащие основанием для преследования.
Статья 19. При решении вопроса о предъявлении обвинения палатами Парламента постоянные судьи и заместители судей не принимают участия ни в обсуждении, ни в голосовании.
Статья 20. Резолюция о предъявлении обвинения, принятая одной палатой Парламента, передается в другую палату.
Статья 21. Председатель палаты Парламента, голосование в которой привело к окончательному принятию резолюции, немедленно сообщает о ней генеральному прокурору и уведомляет об этом председателя другой палаты.
Генеральный прокурор немедленно подтверждает получение сообщения.
Отдел II. О проведении расследования
Статья 22. В течение двадцати четырех часов после получения резолюции генеральный прокурор извещает о ней председателя Высокой палаты правосудия и председателя следственной комиссии.
Статья 23. Председатель следственной комиссии созывает ее немедленно своим распоряжением.
До сбора комиссии ее председатель может проводить действия, необходимые для установления истины, и отдавать распоряжения в отношении обвиняемых.
В случае необходимости комиссия на первом заседании утверждает распоряжения, сделанные ее председателем.
Статья 24. Поскольку иное не установлено настоящим Ордонансом, следственная комиссия проводит все действия, которые она считает необходимыми для установления истины, в соответствии с нормами Уголовно-процессуального кодекса и правилами, обеспечивающими гарантии защиты.
Действия следственной комиссии не подлежат обжалованию.
Комиссия выносит решения о процессуальных нарушениях и, в частности, о признании недействительными каких-либо выводов следствия. Эти нарушения не могут быть признаны таковыми, если это не было сделано до решения о направлении дела на судебное рассмотрение.
Статья 25. Согласно абзацу 1 статьи 68 Конституции, следственная комиссия выносит решение о передаче дела в суд, исходя из достаточности доказательств, подтверждающих факты, указанные в резолюции о предъявлении обвинения, но не давая квалификации этим фактам.
Если при расследовании будут установлены факты, не указанные в резолюции о предъявлении обвинения, то следственная комиссия выносит решение о направлении дела генеральному прокурору.
Генеральный прокурор направляет запрос председателю одной из палат Парламента.
Если обе палаты в течение десяти дней после сообщения генерального прокурора не примут резолюцию, расширяющую круг предъявленных обвинений, то комиссия проводит расследование об имевших место ошибках в производстве по делу.
Статья 26. Согласно абзацу 2 статьи 68 Конституции, следственная комиссия рассматривает факты, квалифицируемые уголовным законом как преступления и деликты, указанные в резолюции о предъявлении обвинения.
Комиссия рассматривает дело только в отношении лиц, указанных в этой резолюции.
Если расследование выявит иные действия обвиняемых, подпадающие под нормы уголовного закона, но не содержащиеся в резолюции о предъявлении обвинения, то применяются правила, содержащиеся в абзацах 2–4 статьи 25 настоящего Ордонанса. Эти же правила в равной мере применяются в случае заговора против безопасности государства, если расследование установит наличие соучастников и пособников.
Когда производство по делу закончено, комиссия направляет, если на то имеются основания, дело в Высокую палату правосудия.
Статья 27. Гражданско-правовые аспекты дела Высокой палате правосудия не подведомственны.
Иски о возмещении ущерба, являющегося следствием преступлений и деликтов, рассматриваемых Высокой палатой правосудия, предъявляются в судебные учреждения общей юрисдикции.
Отдел III. Прения и судебное решение
Статья 28. По ходатайству генерального прокурора председатель Высокой палаты правосудия назначает дату судебного разбирательства.
Статья 29. Стараниями генерального прокурора обвиняемые не позднее восьми дней до этой даты получают уведомление о передаче дела в Палату.
Статья 30. Созыв судей осуществляет секретарь. Равным образом созываются заместители судей. Они присутствуют во время прений и в необходимых случаях замещают постоянных судей, как это предусмотрено статьей 9.
Статья 31. Прения в Высокой палате правосудия являются публичными.
В виде исключения Высокая палата правосудия может постановить о проведении закрытого заседания.
Статья 32. Правила судебных прений и вынесения решения, установленные Уголовно-процессуальным кодексом, применяются в Высокой палате правосудия с изменениями, указанными в нижеследующих статьях.
Статья 33. По окончании прений Высокая палата правосудия выносит решение о виновности обвиняемых. Оно выносится отдельно по каждому пункту обвинения для каждого обвиняемого и по вопросу о том, имеются ли смягчающие обстоятельства. Голосование проводится тайно путем подачи бюллетеней с применением правила абсолютного большинства.
Статья 34. Если обвиняемый признается виновным, то немедленно проводится голосование о мере наказания. Если после двух голосований ни одно из предложенных наказаний не собрало большинства голосов, то наиболее строгое наказание из них исключается при следующем голосовании, и так происходит каждый раз до тех пор, пока наказание не будет определено абсолютным большинством голосов участвующих в голосовании судей.
Статья 35. Решение Высокой палаты правосудия не подлежит ни апелляционному, ни кассационному обжалованию.
Статья 36. В Высокой палате правосудия применяются правила в отношении неявки в суд обвиняемых.
Статья 37. Любой инцидент, возникший в ходе рассмотрения дела в Высокой палате правосудия, по решению ее председателя может быть объектом ее рассмотрения.
Статья 38. Настоящий Ордонанс будет опубликован в Официальном вестнике Французской Республики и подлежит исполнению как органический закон.
Journal officiel
de la Republique Frangaise.
Lois et decrets, 3 Janvier 1959