ОРДОНАНС № 58–1270 ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1958 г.,
СОДЕРЖАЩИЙ ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН О СТАТУСЕ МАГИСТРАТУРЫ
(С изменениями, внесенными Ордонансом № 59–226 от 4 февраля 1959 г., Органическими законами № 60–87 от 26 января 1960 г., № 63–805 от 6 августа 1963 г., № 67–130 от 20 февраля 1967 г., № 67–618 от 29 июля 1967 г., № 70–642 от 17 июля 1970 г., № 76–120 от 5 февраля 1976 г., № 76–614 от 9 июля 1976 г., № 77–50 от 20 января 1977 г., № 79–43 от 18 января 1979 г., № 80–844 от 29 октября 1980 г., № 84–833 от 13 сентября 1984 г.)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Судебный корпус включает:
1) судей и прокуроров Кассационного суда, апелляционных судов и судов первой инстанции, а также магистратов, входящих в штат центрального управления министерства юстиции;
2) судей и прокуроров при первом председателе и генеральном прокуроре апелляционного суда, имеющих право в соответствии со своим рангом занимать посты в судах первой инстанции, находящихся в районе деятельности апелляционного суда, к которому они причислены;
3) слушателей Национальной школы магистратуры.
Статья 2. Иерархия судебного корпуса включает две степени.
Внутри каждой степени устанавливаются ранги в соответствии с выслугой.
Функции, осуществляемые магистратами одной или другой степени, определяются регламентом публичной администрации.
Статья 3. Считаются вне иерархии магистраты Кассационного суда, за исключением советников-докладчиков, первые председатели апелляционных судов и генеральные прокуроры этих судов, председатели палат апелляционного суда Парижа и апелляционного суда Версаля, заместители генеральных прокуроров названных судов, председатель и первые вице-председатели суда большой инстанции Парижа, прокурор Республики и помощники прокурора Республики этого суда, председатели судов большой инстанции Нантера, Кретея, Бобиньи, Марселя, Лиона, Лилля и Версаля, прокуроры Республики этих судов.
Статья 3-1. Магистраты, упомянутые в п. 2 статьи первой, временно замещают магистратов второй степени в судах первой инстанции, когда последние не могут осуществлять свои функции в связи с отпуском, предоставляемым по болезни, длительной болезни, усыновлением или родами и кормлением ребенка, а также в связи со стажировками. Кроме того, они могут в судах первой инстанции, список которых устанавливается декретом, рассмотренным Государственным Советом, замещать магистратов, ушедших в ежегодный отпуск, а также вакантные должности на уровне степени судебного корпуса, но на период, который не продлевается и не может превышать четырех месяцев.
Если речь идет о судьях, то они могут оставаться в должности до возвращения магистрата, которого они замещают.
Назначение этих магистратов, смотря по тому, принадлежат ли они к судейскому составу или к прокуратуре, производится путем издания постановления первым председателем апелляционного суда или решением генерального прокурора, которые указывают основания и продолжительность замещения.
Если замещение на основании положений предыдущего абзаца невозможно, эти магистраты осуществляют функции судей или прокуроров на служебном уровне, к которому они принадлежат, в суде большой инстанции, в местонахождении апелляционного суда, к которому они причислены, либо в наиболее крупном суде большой инстанции – в департаменте, где находится названный суд.
В каждом апелляционном суде число таких магистратов не может превышать двадцатой части должностей магистратов второй степени названного суда.
В случае необходимости их назначение может быть произведено сверх штатной численности апелляционного суда, к которому они причислены, в пределах общей бюджетной численности должностей второй степени.
После двух лет работы эти магистраты по их просьбе назначаются в суд большой инстанции в месте нахождения апелляционного суда, к которому они причислены, либо в наиболее крупный суд большой инстанции в департаменте, где находится названный суд. Назначение производится на первую вакантную должность соответственно в судейском составе или в прокуратуре на служебном уровне, к которому эти магистраты принадлежат и на который они являются кандидатами.
Эти магистраты не могут осуществлять функции, предусмотренные в настоящей статье, в течение срока, превышающего шесть лет. В конце этого периода они назначаются по их просьбе, подаваемой не позднее чем за четыре месяца до истечения шестого года выполнения функций, соответственно в качестве судьи или прокурора на служебном уровне, к которому они принадлежат, в одном из двух судебных учреждений, указанных в предыдущем абзаце. Если выбор ими не сделан, они назначаются в наиболее крупный суд большой инстанции в департаменте, где находится апелляционный суд, к которому они причислены. В случае необходимости назначение производится сверх штата бюджетной численности служебного уровня, к которому они принадлежат, и если имеется основание, то сверх штата постоянного состава судебного учреждения. Сверхштатные единицы устраняются по мере замещения открывшихся вакансий в соответствующем учреждении.
Декрет, рассмотренный Государственным Советом, определит, поскольку в этом есть необходимость, условия применения настоящей статьи.
Статья 4. Судьи несменяемы.
Вследствие этого судья не может быть без его согласия перемещен по службе, даже если речь идет о повышении.
Статья 5. Прокуроры находятся под управлением и контролем вышестоящих руководителей и подчиняются министру юстиции. В судебном заседании их речь свободна.
Статья 6. Каждый магистрат при своем назначении на первый пост и до вступления в должность приносит следующую присягу:
«Я клянусь верно и преданно исполнять свои обязанности, свято хранить тайны судопроизводства, и мое поведение как магистрата будет достойным и беспристрастным».
Магистрат ни в коем случае не может быть освобожден от этой присяги.
Присяга приносится в апелляционном суде. Магистраты, непосредственно назначенные в Кассационный суд, приносят присягу в этом учреждении.
Бывший магистрат приносит новую присягу, если он возвращается на службу.
Статья 7. Магистраты вступают в должность на торжественном заседании в судебном учреждении, в которое они назначены или к которому они причислены.
В случае необходимости и если для этого имеются основания, магистрат может вступить в должность путем письменного оформления после принятия присяги в апелляционном суде по месту своего пребывания.
Статья 8. Исполнение обязанностей магистрата несовместимо с выполнением любых публичных функций и осуществлением любой другой профессиональной или оплачиваемой деятельности.
Однако по решению руководителей суда могут быть допущены отступления индивидуального характера для осуществления преподавательской деятельности, если магистрат компетентен, или деятельности, которая по своему характеру не наносит ущерба достоинству магистрата и его независимости.
Магистраты могут заниматься научной, литературной или артистической деятельностью без предварительного разрешения.
Статья 9. Выполнение функций магистрата несовместимо с мандатом члена Парламента, Ассамблеи Европейских сообществ или Экономического и социального совета.
Никто не может быть назначен магистратом или оставаться в качестве такового в судебном учреждении, в район деятельности которого полностью или частично входит департамент, от которого супруг магистрата избран депутатом или сенатором.
В равной мере выполнение функций магистрата несовместимо с обладанием мандатом генерального или муниципального советника в районе деятельности судебного учреждения, к которому принадлежит или причислен магистрат.
Никто не может быть назначен магистратом или оставаться в качестве такового в судебном учреждении, в районе деятельности которого он в течение пяти предыдущих лет занимал какую-либо публичную выборную должность, указанную в настоящей статье, или в предыдущие три года выдвигал свою кандидатуру для получения одного из названных мандатов.
Положения трех предыдущих абзацев не применяются к магистратам Кассационного суда.
Статья 10. В судебном корпусе запрещаются обсуждения политического характера.
Магистратам запрещено любое проявление враждебности к принципу и форме правления Республики, а также какие-либо действия политического характера, несовместимые с обязательствами, налагаемыми их должностью.
В равной мере запрещаются любые действия, могущие по своей природе остановить деятельность судебных учреждений или помешать ей.
Статья 11. В дополнение к правилам, устанавливаемым Уголовным кодексом и специальными законами, магистраты пользуются защитой от любых угроз и посягательств при исполнении или в связи с исполнением ими своих обязанностей. Государство обязано возмещать прямой ущерб, причиненный магистратам в результате подобных действий, во всех случаях, не предусмотренных законодательством о пенсиях.
Статья 11-1. Магистраты судебного корпуса несут ответственность только за свои профессиональные ошибки.
Ответственность на магистратов, которые совершили профессиональную ошибку, может быть возложена только в порядке иска государства.
Этот иск рассматривает палата по гражданским делам Кассационного суда.
Статья 12. Магистраты не могут привлекаться к несению другой государственной службы, кроме военной.
Каждое регламентарное положение, предписывающее участие магистратов в работе внесудебных органов и комиссий, передается на контрассигнацию министру юстиции.
Магистрат не может быть ни назначен в состав какого-либо кабинета при министре, ни быть прикомандирован к нему, если он не прослужил четыре года в судебном корпусе, считая с момента его прихода в магистратуру.
Статья 13. Магистраты обязаны проживать в местонахождении судебного учреждения, в котором они служат или к которому они причислены.
В порядке исключения отступления индивидуального и временного характера могут быть сделаны министром юстиции по получении положительного заключения руководства суда.
ГЛАВА I bis. О КОЛЛЕГИИ МАГИСТРАТОВ
Статья 13-1. Коллегия магистратов судов и министерства юстиции составляет списки магистратов судебного корпуса, предлагаемых для назначения членами комиссии по продвижению по службе и членами дисциплинарной комиссии прокуратуры.
Члены коллегии, указанной в предыдущем абзаце, назначаются магистратами судебного корпуса путем тайного голосования сроком на три года.
Статья 13-2. В каждом апелляционном округе магистраты, за исключением первых председателей и генеральных прокуроров, вносятся в один список.
Магистраты первой и второй степеней Кассационного суда, за исключением первого председателя и генерального прокурора, вносятся в список магистратов округа апелляционного суда Парижа.
Магистраты, находящиеся на службе в центральном управлении министерства юстиции, и прикомандированные магистраты вносятся в отдельный список.
То же самое относится к магистратам, находящимся на службе в заморских территориях.
Магистраты, находящиеся в резерве, в специальном отпуске, в длительном отпуске, на действительной военной службе или исполняющие обязанности на обязательной государственной службе, а также магистраты, временно прервавшие исполнение своих обязанностей, не могут быть на это время внесены в списки.
Статья 13-3. Магистраты – члены коллегии назначаются из числа магистратов, внесенных в списки, предусмотренные статьей 13-2, за исключением магистратов, находящихся вне классификационной шкалы.
Магистраты каждого судебного округа и каждой категории, указанных в статье 13-2, назначают соответственно кандидатов из списков, в которые включены они сами.
Могут быть назначены:
а) на места, предоставленные магистратам апелляционной инстанции: магистраты этих судебных учреждений и магистраты, указанные в абзаце втором статьи 13-2;
б) на места, предоставленные магистратам судов первой инстанции: магистраты этих судебных учреждений и магистраты, указанные в абзаце третьем вышеназванной статьи.
Статья 13-4. Коллегия собирается в Кассационном суде по приглашению и под председательством первого председателя этого суда.
Магистраты, предложенные в качестве членов органов, упомянутых в статье 13–1, назначаются тайным голосованием посредством бюллетеней. Эти магистраты должны состоять в списках, указанных в статье 13-2.
Коллегия должна произвести назначение в течение трехдневного срока, считая с момента своего первого заседания.
Если в течение срока, указанного в предыдущем абзаце, коллегия не представит списки или представит неполные списки, то ее полномочия передаются общему собранию Кассационного суда, который, смотря по обстоятельствам, составляет или дополняет названные списки.
Статья 13-5. Декрет, рассмотренный Государственным Советом, установит условия применения настоящей главы.
ГЛАВА II. О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРАТОВ
Статья 14. Национальная школа магистратуры осуществляет профессиональную подготовку слушателей, а также информирование и повышение квалификации магистратов.
Кроме того, она может содействовать подготовке будущих магистратов иностранных государств, и в частности государств, с которыми Франция связана соглашениями о техническом сотрудничестве в судебной области, а также информированию и повышению квалификации магистратов этих государств.
Организация и условия деятельности Национальной школы магистратуры устанавливаются регламентом публичной администрации.
Статья 15. Слушатели Национальной школы магистратуры принимаются:
1) путем проведения конкурса при соблюдении условий, установленных статьей 17;
2) по документам и в соответствующем случае по результатам испытаний при соблюдении условий, установленных статьей 22.
Статья 16. Кандидаты в слушатели должны:
1) быть обладателями национального диплома о втором цикле высшего образования или какого-либо документа либо диплома такого же уровня, указанных в списке, содержащемся в декрете, рассмотренном Государственным Советом. Это требование не относится к кандидатам, указанным в п. 2 статьи 17;
2) иметь французское гражданство;
3) быть дееспособными и обладать хорошими моральными качествами;
4) соблюдать в соответствии с законом свои обязанности по призыву в армию;
5) отвечать условиям о физической пригодности, необходимой для выполнения своих обязанностей, и быть признанными здоровыми или окончательно выздоровевшими от какой-либо болезни, дающей право на длительный отпуск.
Статья 17. Проводится два конкурса для набора слушателей:
1) первый – для кандидатов, обладающих одним из дипломов или документов, указанных в п. I статьи 16;
2) второй – на том же уровне для аттестованных государственных служащих и государственных служащих, служащих территориальных коллективов или публичных учреждений, имеющих подтверждение о наличии у них четырехлетнего стажа в указанном статусе на 1 января года, в который проводится конкурс.
Декрет, рассмотренный Государственным Советом, определит условия применения настоящей статьи.
Статья 17-1. Законодательные положения об уменьшении возрастного предела при поступлении на конкурсной основе на государственную службу применяются также и при поступлении на конкурсной основе в магистратуру.
Статья 18. Кандидаты, объявленные принятыми по результатам одного из конкурсов, указанных в статье 17, постановлением министра юстиции назначаются слушателями, и им выплачивается жалованье.
Статья 19. Под ответственность магистратов слушатели участвуют в судебной деятельности, однако без права подписи.
Они, в частности, могут:
помогать следственному судье в проведении всех действий по сбору информации;
помогать магистратам прокуратуры в ведении уголовных дел;
присутствовать с правом совещательного голоса при вынесении решений по гражданским и исправительным делам;
при рассмотрении этих дел представлять устные ходатайства или заключения;
присутствовать при вынесении решения судов присяжных.
Во время обучения в Национальной школе магистратуры слушатели могут стажироваться у какого-либо адвоката, состоящего в коллегии адвокатов. Их деятельность в этом качестве осуществляется на общественных началах.
Статья 20. Слушатели обязаны хранить служебную тайну.
Прежде чем принять участие в судебной деятельности, они принимают перед апелляционным судом присягу следующего содержания:
«Я клянусь строго хранить служебную тайну, и мое поведение как слушателя во всем будет достойным и беспристрастным».
Они не могут быть освобождены от этой присяги.
Статья 21. Отменена.
Статья 22. Могут быть сразу приняты слушателями – в исключительных случаях после испытаний – при наличии диплома лиценциата права и других условий, указанных в статье 16:
1) лица, могущие подтвердить, что они в своей профессиональной деятельности были не менее трех лет адвокатами при Государственном Совете и Кассационном суде, поверенными, нотариусами, судебными исполнителями и секретарями, поверенными при торговых судах;
2) адвокаты, кроме стажировки, имеющие, по крайней мере, трехлетний стаж выступлений в судебных учреждениях Республики или какого-либо государства, с которым Франция связана соглашением о техническом сотрудничестве в судебной области;
3) аттестованные государственные служащие и государственные служащие, чья компетентность и деятельность в юридической, экономической и социальной областях обеспечивает достаточную квалификацию для исполнения судебных функций;
4) лица, занимающиеся профессиональной деятельностью не менее восьми лет в юридической, экономической или социальной областях, чья компетентность и личный авторитет дают право на выполнение судебных функций.
При соблюдении тех же условий в равной мере могут быть назначены доктора права, которые, кроме диплома доктора, обладают другим дипломом о высшем образовании, а также ассистенты образовательных и исследовательских учреждений в области права, имеющие трехлетний стаж в этой должности после получения преподавательской должности в области права и обладающие дипломом о высшем образовании по юридической дисциплине.
Число слушателей, зачисляемых согласно положениям настоящей статьи, не может превышать третьей части от общего числа слушателей, зачисляемых в соответствии с двумя конкурсами, указанными в статье 17.
Кандидаты, указанные в настоящей статье, зачисляются постановлением министра юстиции по получении соответствующего заключения комиссии, указанной в статье 31.
Статья 23. Регламент публичной администрации установит нижний и верхний возрастные пределы для кандидатов, указанных в статье 22.
Статья 24. Время обучения для слушателей, принимаемых согласно положениям статьи 22, сокращается в порядке, установленном регламентом публичной администрации.
В отношении этих слушателей применяются условия стажировки и обучения в соответствии с их первоначальным образованием.
По окончании срока обучения они конкурируют в получении классификации со слушателями, которые были зачислены для продвижения по службе.
Статья 25. Жюри дает классификацию слушателям, которых оно считает способными к выполнению судебных функций по окончании школы.
Оно может отстранить слушателя от назначения на судебные должности или обязать его повторить учебный год.
Соответствующий список доводится до сведения министра юстиции, который принимает меры к его опубликованию в Официальном вестнике.
ГЛАВА III. МАГИСТРАТЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ СТЕПЕНЕЙ
Статья 26. По предложению министра юстиции Президент Республики назначает слушателей на посты второй степени судебного корпуса.
В соответствии со своим рангом в классификационной шкале слушатели выбирают для себя пост по списку, который им предлагается. Кандидат, который не сделал выбора, назначается официально. Если он отказывается от назначения, то считается ушедшим в отставку.
Статья 27. Ни один магистрат второй степени судебного корпуса не может быть назначен на должность магистрата первой степени, если он не внесен в список на продвижение по службе.
Назначение на некоторые должности, особенно первой степени судебного корпуса, может быть поставлено в зависимость от внесения в специальную рубрику списка на продвижение по службе.
Статья 28. Декреты о продвижении в степени или о назначении на должности, указанные в абзаце третьем статьи 2, издаются Президентом Республики по предложению министра юстиции, а в отношении судей – после получения заключения Высшего совета магистратуры.
Члены суда–докладчики Кассационного суда назначаются по предложению Высшего совета магистратуры из числа магистратов, относящихся ко второй степени судебного корпуса, включенных или включавшихся в специальный список на пригодность либо в специальную рубрику на продвижение по службе. Продолжительность нахождения в должности члена суда–докладчика составляет десять лет; этот срок не может быть ни возобновлен, ни продлен. Регламент публичной администрации установит продолжительность действительной службы, которая должна им выполняться в учреждении до того, как быть назначенным на должность вне классификационной шкалы в Кассационном суде. Эта продолжительность не может быть менее пяти лет.
Ст. 28-1. Не позднее девяти месяцев до истечения десятого года нахождения в должности члены суда-докладчики сообщают министру юстиции, какое назначение они хотели бы получить на равном служебном уровне не менее чем в трех судебных учреждениях в разных апелляционных округах.
Не позднее шести месяцев до истечения десятого года нахождения в должности заинтересованных магистратов министр юстиции может предложить им представить три дополнительные просьбы о назначении в три других судебных учреждения в различных апелляционных округах.
По истечении десятого года нахождения в должности, члена суда-докладчика магистраты назначаются на одну из должностей, которые были указаны в их просьбах, при соблюдении условий, предусмотренных в двух предыдущих абзацах.
Если эти магистраты не представили просьбы о назначении согласно условиям, указанным в абзаце первом, и в соответствующих случаях, указанных в абзаце втором настоящей статьи, то министр юстиции предлагает им назначение равного классификационного уровня на должности в трех судебных учреждениях. Если в месячный срок согласие не последует, то по истечении десятого года нахождения в должностях членов суда-докладчиков они назначаются в одно из судебных учреждений, которые им были предложены.
Назначение, предусмотренное в настоящей статье, производится в случае необходимости сверх штата должностной группы судебного корпуса, к которой принадлежит член суда – докладчик, и если имеется основание, то сверх штата судебного учреждения.
Магистраты, зачисленные сверх штата, назначаются на первый вакантный пост в судебном учреждении, соответствующий их функциям.
Статья 29. В течение определенного календарного года согласно условиям, указанным в статье 30, могут быть произведены назначения на вакантные должности первой и второй степеней, исходя из числа констатируемых вакансий по какой-либо иной причине, чем переходы в каждой из степеней судебного корпуса в течение предыдущего календарного года.
Эти назначения не могут превышать десятой части назначений для каждой из этих степеней, устанавливаемых на основании положений предыдущего абзаца.
Декрет, рассмотренный Государственным Советом, установит случаи, при которых число назначений, производимых согласно положениям статьи 33, может превышать указанное число.
Статья 30. Кроме бывших магистратов судебного корпуса, могут быть сразу назначены на должности в первой и второй степенях судебной классификационной шкалы, если они являются лиценциатами права и отвечают другим условиям, предусмотренным статьей 16:
1) аттестованные государственные служащие и государственные служащие, имеющие по крайней мере восьмилетний стаж нахождения в должности, подтверждающей их компетентность в юридической, экономической или социальной областях, позволяющей им занимать судебные должности. Регламент публичной администрации определит условия применения настоящего абзаца, включая, в частности, стаж по предыдущей должности, а также степень и классификационную группу, в которую названные лица назначаются. В равной мере регламент определит минимальный процент должностей, предоставляемых заинтересованным лицам в пределах, указанных в статье 29;
2) штатные профессора и преподаватели-лекторы государственных юридических факультетов, преподаватели этих факультетов, ведущие преподавание не менее двух лет, а также преподаватели-ассистенты государственных юридических факультетов, ведущие преподавание не менее четырех лет;
3) адвокаты, адвокаты-защитники, адвокаты при Государственном Совете и Кассационном суде, поверенные, нотариусы, судебные исполнители, секретари и поверенные при торговых судах, занимавшие не менее восьми лет одну или несколько из названных должностей при судебных учреждениях Республики или в государствах, связанных с Францией соглашениями о техническом сотрудничестве в судебной области;
4) адвокаты, адвокаты-защитники, поверенные, нотариусы, занимавшие не менее восьми лет одну или несколько из названных должностей при судебных учреждениях государства, на территории которого выполнение этих должностей доступно французским гражданам.
Согласно положениям статьи 29 назначение производится по соответствующему заключению комиссии, указанной в статье 31, определяющей степень и должности, на которые могут быть назначены кандидаты.
Декрет, рассмотренный Государственным Советом, уточнит условия, согласно которым адвокаты, поверенные, нотариусы и судебные исполнители, непосредственно принимаемые в магистратуру на основании положений настоящей статьи, посредством уплаты установленного тем же декретом взноса, в соответствии с которым будут определяться их права на государственную пенсию, могут получать эту пенсию или выкуп ежегодных взносов за годы профессиональной деятельности до их назначения в качестве магистратов. Кроме того, этот декрет уточнит условия, при которых лица, принимаемые в магистратуру до дня вступления в силу Органического закона № 80–844 от 29 октября 1980 г., могут использовать положения настоящего абзаца о выкупе взносов.
Статья 30-1. Кроме того, могут быть назначены непосредственно в состав второй степени судебной классификации:
1) заведующие канцеляриями судов, имеющие пятнадцатилетний стаж службы, из которых восемь – в качестве заведующего канцелярией;
2) атташе центрального управления, имеющие пятнадцатилетний стаж службы, из которых восемь – в этом статусе в центральном управлении министерства юстиции или в Государственном Совете.
Декрет, рассмотренный Государственным Советом, установит должности, на которые могут быть назначены указанные лица, а также сроки и правила о специальной подготовке, которую они проходят в Национальной школе магистратуры до их назначения в качестве магистратов.
Статья 30-2 .
Статья 31. Комиссия, указанная в статье 34, правомочна знакомиться со слушателями, зачисляемыми согласно статье 22 в качестве магистратов первой и второй степеней судебного корпуса в соответствии с положениями статьи 29 и статьи 30-1 и кандидатов, указанных в п. 3, 4 и 5 статьи 40.
Статья 32. Никто не может быть назначен магистратом в округе суда большой инстанции, при котором он в течение пяти лет, предшествовавших назначению, профессионально работал в качестве адвоката, поверенного, нотариуса, судебного исполнителя или поверенного при торговых судах. Это исключение может быть также распространено на другие назначения в одном или нескольких округах суда, когда комиссия, указанная в статье 34, представила соответствующее заключение.
Статья 33. Аттестованные государственные служащие канцелярий различных судебных учреждений департаментов Нижний Рейн, Верхний Рейн и Мозель могут быть назначены судьями, ведущими поземельную книгу при соблюдении условий, установленных регламентом публичной администрации.
ГЛАВА IV. О КОМИССИИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ ПО СЛУЖБЕ
Статья 34. Учреждается комиссия, которой поручается составление и утверждение списка на продвижение по службе, а также списков о пригодности для занятия должностей. Комиссия является общей для судей и прокуроров.
Списки на продвижение по службе работающих магистратов сообщаются Высшему совету магистратуры для составления заключения перед тем, как этот список будет подписан Президентом Республики.
Статья 35. Комиссия по продвижению по службе, помимо первого председателя Кассационного суда в качестве председателя и генерального прокурора при этом суде, включает:
1) генерального инспектора юридических служб или – при его отсутствии – заместителя генерального инспектора, директора отдела юридических служб, директора отдела гражданских дел и удостоверения документов и директора отдела уголовных дел и помилования или его представителя, имеющего ранг не менее ранга заместителя директора и являющегося магистратом;
2) двух магистратов Кассационного суда вне классификационной шкалы; судью и прокурора, назначаемых из двух списков, составленных общим собранием указанного суда;
3) двух первых председателей и двух генеральных прокуроров апелляционного суда, назначаемых из двух списков, составленных соответственно всеми первыми председателями и всеми генеральными прокурорами апелляционных судов;
4) десяти магистратов судебного корпуса, из которых трое – от первой степени, трое – от второй группы второй степени и четверо – от первой группы второй степени, назначаемых из трех списков, составленных коллегией магистратов при соблюдении условий, указанных в главе Ibis.
Списки, указанные в п. 2, 3 и 4, содержат втрое больше фамилий, чем число замещаемых мест.
Статья 35-1. Члены комиссии по продвижению по службе, указанные в п. 2, 3 и 4 предыдущей статьи, назначаются на три года декретом, принимаемым по предложению министра юстиции.
Если вакантное место образуется более чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий, то в трехмесячный срок и в соответствии с правилами, установленными в предыдущей статье, производится дополнительное назначение; член комиссии, назначенный таким образом, заканчивает мандат своего предшественника.
Выбывающие члены не могут быть сразу же назначены повторно.
Статья 36. Списки на продвижение и списки на пригодность к назначению составляются ежегодно. Список на продвижение, составленный на определенный год, является действительным до дня опубликования списка на продвижение, составленного на следующий год. Включение в списки на пригодность к назначению является окончательным, кроме случаев исключения из них, проводимых при соблюдении того же порядка, что и при включении в список.
Регламент публичной администрации уточнит должности, которые могут быть замещены только после включения в список на пригодность к назначению.
Регламент определит условия, требуемые для включения в список на продвижение или в список на пригодность к назначению, а также правила разработки и составления списка на год, возможных дополнительных списков и списков на пригодность к назначению.
Кроме того, регламент может установить:
1) время предварительного нахождения в должности перед любым назначением в качестве единоличного судьи;
2) время нахождения в должности в качестве единоличного судьи, прежде чем быть назначенным председателем суда или прокурором Республики.
ГЛАВА V. О МАГИСТРАТАХ ВНЕ КЛАССИФИКАЦИОННОЙ ШКАЛЫ
Статья 37. Судьи, находящиеся вне классификационной шкалы, назначаются декретом Президента Республики при соблюдении условий, предусмотренных статьей 65 Конституции.
Статья 38. Прокуроры, находящиеся вне классификационной шкалы, назначаются декретом Президента Республики с учетом положений Ордонанса № 58–1136 от 28 ноября 1958 г., содержащего Органический закон о назначениях на гражданские и военные должности государства.
Статья 39. К назначениям магистратов, находящихся вне классификационной шкалы, не применяются положения о продвижении.
Однако ни один магистрат не может быть назначен на должность, находящуюся вне классификационной шкалы, в Кассационный суд, если он не является или не являлся магистратом вне классификационной шкалы в качестве председателя палаты какого-либо апелляционного суда или заместителя генерального прокурора.
Статья 40. Могут быть непосредственно назначены на должность, находящуюся вне классификационной шкалы, если отвечают условиям, предусмотренным статьей 16:
1) государственные советники, находящиеся на службе;
2) магистраты судебного корпуса, откомандированные на должность директора или руководителя отдела министерства юстиции, или директора Национальной школы магистратуры; однако для перевода с должности директора или руководителя отдела на должность вне классификационной шкалы необходимо наличие стажа в пять лет в качестве откомандированного директора или руководителя отдела;
3) докладчики Государственного Совета, состоящие в этой должности не менее десяти лет;
4) профессора государственных юридических факультетов, ведущие преподавание в качестве профессора или агреже не менее десяти лет;
5) адвокаты, выступающие при Государственном Совете и Кассационном суде, члены или бывшие члены Совета союза адвокатов со стажем по этой профессии не менее двадцати лет.
Кандидаты, указанные в п. 3, 4 и 5 настоящей статьи, могут быть назначены на должность вне классификационной шкалы только после получения заключения комиссии, упомянутой в статье 31.
Статья 41. Отменена.
ГЛАВА VI. О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ
Статья 42. Магистраты получают вознаграждение, которое включает жалованье и дополнительные выплаты.
Жалованье магистратов устанавливается декретом, принимаемым Советом Министров.
ГЛАВА VII. ДИСЦИПЛИНА
Отдел I. Общие положения
Статья 43. Всякое нарушение магистратом должностных обязанностей, а также обязанностей, касающихся чести, порядочности или достоинства, рассматривается как дисциплинарный проступок.
В отношении прокурора или магистрата, входящего в штат центрального управления министерства юстиции, этот проступок оценивается с учетом обязанностей, вытекающих из его служебного положения.
Статья 44. Независимо от любого дисциплинарного воздействия, генеральный инспектор юридических служб, первые председатели, генеральные прокуроры, директора в центральном управлении и руководитель службы министерства по проблемам преступности среди несовершеннолетних имеют право делать предостережение подчиненным им магистратам.
Статья 45. К магистратам применяются следующие дисциплинарные санкции:
1) выговор с занесением в дело;
2) перемещение по службе;
3) отстранение от выполнения некоторых функций;
4) понижение в ранге;
5) понижение в должности;
6) уход в отставку или признание необходимости прекратить исполнение обязанностей, если магистрат не имеет права на пенсию в связи с уходом в отставку;
7) увольнение с приостановкой или без приостановки права на пенсию.
Статья 46. Если магистрат привлечен к ответственности одновременно по нескольким фактам, то к нему может быть применено только одно из наказаний, указанных в предыдущей статье.
Дисциплинарный проступок дает повод к применению только одного из названных наказаний. Однако наказания, указанные в п. 3, 4 и 5 предыдущей статьи, могут сопровождаться перемещением по службе.
Статья 47. По получении жалобы или информации о фактах, указывающих на необходимость привлечения магистрата к дисциплинарной ответственности, министр юстиции в случае срочности и по предложению непосредственных руководителей магистрата может временно в целях расследования отстранить магистрата от должности впредь до вынесения окончательного решения о дисциплинарном проступке. Временное отстранение не лишает права на получение жалованья. Это решение, принимаемое в интересах службы, не может быть предано огласке.
К судьям названная мера может быть применена только после получения заключения Высшего совета магистратуры.
Статья 48. В отношении судей дисциплинарная власть осуществляется Высшим советом магистратуры, а в отношении прокуроров или магистратов, входящих в штат центрального управления министерства юстиции, – министром юстиции.
Отдел II. Дисциплина действующих судей
Статья 49. Дисциплинарный судебный совет создается согласно статье 13 Органического закона о Высшем совете магистратуры.
Статья 50. Министр юстиции сообщает в Высший совет магистратуры о фактах, являющихся основанием для дисциплинарного преследования.
Статья 51. С момента принятия дела к производству дисциплинарным советом магистрат имеет право на ознакомление с материалами дела и с документами первоначального расследования, если оно проводилось.
Первый председатель Кассационного суда, являющийся председателем дисциплинарного совета, назначает докладчика из числа его членов. Он поручает ему, если для этого имеются основания, проведение расследования.
Первый председатель Кассационного суда может запретить обвиненному магистрату, даже до того как он ознакомился с делом, исполнять обязанности до вынесения окончательного решения. Такое запрещение не лишает права на получение жалованья. Это решение не может быть предано огласке.
Статья 52. Во время расследования докладчик опрашивает или предлагает опросить заинтересованное лицо или поручает сделать это магистрату, имеющему ранг не ниже опрашиваемого, а также, если имеется основание, опросить подателя жалобы и свидетелей. Он выполняет все действия, необходимые для расследования.
Магистрат, дело которого рассматривается, может пользоваться помощью одного из лиц, избранных им из своей среды, адвоката, выступающего при Государственном Совете и Кассационном суде, или адвоката, состоящего в коллегии адвокатов.
Заинтересованное лицо или его советники должны быть поставлены в известность о порядке производства по делу не позднее чем за сорок восемь часов до каждого слушания.
Статья 53. Если расследование не было признано необходимым или когда оно завершено, магистрат предстает перед дисциплинарным советом.
Статья 54. Магистрат должен явиться лично. Он может пользоваться помощью, а в случае болезни или возникновения препятствий, признанных обоснованными, быть представленным одним из лиц, избранным им из своей среды, адвокатом, выступающим при Государственном Совете и Кассационном суде, или адвокатом, состоящим в коллегии адвокатов.
Статья 55. Магистрат имеет право на ознакомление со своим делом, со всеми документами расследования и докладом, составленным докладчиком. Его советники имеют право на ознакомление с теми же документами.
Статья 56. В день вызова, после заслушания директора отдела юридических служб и зачтения доклада, магистрат, дело которого рассматривается, приглашается дать объяснения и представить доказательства в свою защиту.
Статья 57. Дисциплинарный совет выносит решение в закрытом заседании. Это решение должно быть мотивированным и не подлежит обжалованию.
Если вызванный магистрат не явился, то дисциплинарный совет тем не менее может вынести решение, и оно считается вынесенным по заслушании сторон; исключение составляет неявка, вызванная непреодолимой силой.
Статья 58. Вынесенное решение сообщается заинтересованному магистрату в административном порядке. Оно вступает в силу в день уведомления.
Отдел III. Дисциплина прокуроров
Статья 59. При министерстве юстиции создается дисциплинарная прокурорская комиссия. Никакое наказание в отношении прокурора не может быть вынесено, если не получено заключения названной комиссии.
Положения настоящего отдела применяются к магистратам, включенным в штат центрального управления министерства юстиции.
Статья 60. Дисциплинарная комиссия состоит, кроме генерального прокурора Кассационного суда в качестве председателя, из:
одного советника и двух заместителей генерального прокурора Кассационного суда, назначаемых из двух списков, составленных общим собранием этого учреждения и содержащих втрое больше фамилий, чем подлежащих замещению постов;
пятнадцати магистратов – прокуроров судов и магистратов, включенных в штат центрального управления министерства юстиции, из расчета по три на каждый служебный уровень, назначаемых из пяти списков, содержащих для каждого уровня втрое больше фамилий, чем подлежащих замещению постов. Магистраты, включенные в эти списки, определяются коллегией магистратов при соблюдении условий, указанных в главе Ibis, за исключением магистратов вне классификационной шкалы, которые назначаются всеми магистратами прокуратуры этого уровня. В составе комиссии участвуют только три магистрата того же уровня, что и магистрат, в отношении которого рассматривается дело.
Статья 61. Члены дисциплинарной комиссии назначаются на три года постановлением министра юстиции.
Если вакансия образуется не позднее чем за шесть месяцев до срока окончания полномочий, то в трехмесячный срок и согласно правилам, указанным в предыдущей статье, производится дополнительное назначение. Назначенный член дисциплинарной комиссии оканчивает мандат своего предшественника.
Статья 62. Дисциплинарная комиссия может рассматривать дело на законном основании, только если присутствуют не менее пяти ее членов. Заключения принимаются большинством голосов.
Статья 63. Министр юстиции сообщает генеральному прокурору Кассационного суда – председателю дисциплинарной комиссии – о фактах, служащих основанием для дисциплинарного преследования прокурора.
С этого момента магистрат имеет право на ознакомление с материалами дела и документами первоначального расследования, если оно производилось.
Председатель дисциплинарной комиссии назначает в качестве докладчика одного из членов комиссии. Он поручает ему производство расследования, если для этого имеются основания. Применяются положения статьи 52.
Статья 64. Если расследование не было признано необходимым или когда расследование закончено, магистрат предстает перед дисциплинарной прокурорской комиссией.
Применяются правила, установленные в статьях 54, 55 и 56.
Статья 65. Неявка магистрата не имеет значения, за исключением случая, когда она вызвана непреодолимой силой. Комиссия рассматривает дело в закрытом заседании; о наказании выносится мотивированное заключение, которое направляется министру юстиции.
Статья 65-1. Если дисциплинарная комиссия считает, что виновное поведение отсутствует, то министр юстиции не может принять решение о наказании, предварительно не передав этот вопрос на рассмотрение специальной комиссии, учреждаемой при Кассационном суде и состоящей из:
первого председателя Кассационного суда в качестве председателя;
трех советников и трех заместителей генерального прокурора Кассационного суда, назначаемых ежегодно общим собранием этого судебного учреждения.
Решение этой комиссии передается министру юстиции и дисциплинарной комиссии.
Статья 66. Если министр юстиции намерен применить более строгую санкцию, нежели предложенную дисциплинарной комиссией, то он направляет на рассмотрение этой комиссии свой мотивированный проект решения. В этом случае комиссия представляет новое заключение, прилагаемое к делу.
О решении министра юстиции магистрат уведомляется в административном порядке. Это решение вступает в силу со дня уведомления.
Статья 66-1. Если решение комиссии, указанное в статье 65-1, обжалуется, то дело рассматривается Государственным Советом.
Государственный Совет до вынесения любого решения представляет дело на рассмотрение специальной комиссии, чтобы она вынесла решение по преюдициальному вопросу о виновном поведении.
ГЛАВА VIII. О ПОЛОЖЕНИИ МАГИСТРАТОВ
Статья 67. Каждый магистрат пребывает:
1) либо на действительной службе;
2) либо в качестве откомандированного;
3) либо в резерве;
4) либо на военной службе;
5) либо в отпуске после рождения ребенка.
Статья 68. Нормы общего статуса государственных служащих, касающиеся указанных выше положений, применяются к ним в той мере, в какой эти нормы не противоречат уставным правилам судебного корпуса и не затрагивают нижеследующих отступлений.
Статья 69. Отменена.
Статья 70. Общее число откомандированных магистратов не может превышать 20% от личного состава судебного корпуса.
Статья 71. По истечении времени пребывания в резерве, и в случае пребывания в резерве по обязанности, после признания пригодным к возвращению на службу магистрат восстанавливается в своей должности. Если магистрат не был признан пригодным, то он считается прекратившим исполнение своих обязанностей и может добиваться получения пенсии.
Магистрат, который отказывается от предложенного поста при соблюдении вышеупомянутых условий, назначается на другой пост, соответствующий его рангу; если он отказывается от этого поста, то считается, что он прекратил исполнение своих обязанностей и может добиваться получения пенсии.
Статья 72. О нахождении в качестве откомандированного в резерве или на военной службе выносится решение в порядке, установленном для назначения судей и прокуроров.
Декреты об откомандировании, кроме того, контрассигнуются министром финансов и министром, к ведомству которого откомандируется магистрат. Однако в случае вынесения решения об откомандировании для исполнения обязанностей в какое-либо государство, подписавшее соглашение с Францией о техническом сотрудничестве, в какую-либо международную организацию или в какое-либо иностранное государство требуется только одна контрассигнация заинтересованного министра. Названная контрассигнация не является необходимой в случае возобновления откомандирования, если его условия остаются идентичными тем, которые предусмотрены первоначальным декретом.
О восстановлении магистратов принимается решение согласно положениям статей 28, 37 и 38 настоящего Ордонанса.
ГЛАВА IX. ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Статья 73. Окончательное прекращение должностных обязанностей влечет исключение из кадровых списков и при соблюдении положений статьи 77 утрату статуса магистрата вследствие:
1) обязательной отставки или отставки, принимаемой надлежащим образом;
2) увольнения в отставку или признания прекращения должностных обязанностей, когда магистрат не имеет права на пенсию;
3) увольнения за дисциплинарный проступок;
4) назначения в одно из центральных управлений государства, в зарубежные органы, подчиненные государству, или в публично-правовые учреждения государства согласно положениям статьи 76-2.
Статья 74. За исключением обязательной отставки, отставка может иметь место только по точно выраженному письменному заявлению заинтересованного лица. Отставка считается принятой только тогда, когда с ней согласился орган власти, наделенный полномочиями назначения, и вступает в силу в день, установленный этим органом.
Статья 75. Принятие отставки делает ее неотменяемой. Отставка не является препятствием для принятия дисциплинарных акций в отношении деяний, выявленных после ее принятия.
Статья 76. При соблюдении условий о понижении возрастного предела, содержащихся в актах, применяемых ко всем служащим государства, предельный возраст устанавливается для занятия должностей магистратов в шестьдесят пять лет.
Для магистратов, занимающих должности первого председателя и генерального прокурора Кассационного суда, предельный возраст устанавливается в шестьдесят восемь лет.
Статья 76-1. Если особо не оговорено иное, магистраты занимают должности до 30 июня или до 31 декабря текущего года с учетом того, достигают ли они предельного возраста в первом или во втором полугодии.
Статья 76-2. Магистраты, находящиеся в течение четырех календарных лет в судебном корпусе, считая со времени их вступления в первую должность, могут по их просьбе быть назначены членами корпусов, комплектуемых по линии Национальной школы администрации, по получении заключения паритетной административной комиссии.
Число аттестованных государственных служащих, назначаемых согласно положениям настоящей статьи, ежегодно не может превышать десятой части числа лиц, окончивших Национальную школу администрации.
Статья 77. Каждому магистрату, уходящему в отставку, разрешается воспользоваться почетным статусом в соответствии с его должностью. Однако в отношении судей в таком праве может быть отказано мотивированным решением органа власти, который принял решение об отставке, по получении заключения Высшего совета магистратуры.
Статья 78. Почетные магистраты остаются причисленными в этом качестве к судебному учреждению, в котором они выполняли свои обязанности.
Они продолжают пользоваться знаками уважения и привилегиями и могут присутствовать на торжественных церемониях в своем судебном учреждении в костюме, обязательном для судебных заседаний.
Они занимают место после магистратов их ранга.
Статья 79. Почетные магистраты считаются остающимися в резерве.
Почетный статус может быть снят только на основании правил, установленных в главе VII.
ГЛАВА X. РАЗНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПЕРЕХОДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Статья 80. Регламент публичной администрации установит дату вступления в силу настоящего Ордонанса и определит условия его применения, а также мероприятия, необходимые для его исполнения. Регламент установит, в частности, условия поступления магистратов в штат центрального управления министерства юстиции, условия, при соблюдении которых находящиеся в должности ко дню вступления в силу настоящего Ордонанса мировые судьи получат классификацию в новом судебном корпусе, а также особые правила, содержащие отступления от положений статьи 2 настоящего Ордонанса, которые будут применяться в отношении находящихся вне классификации мировых судей, должности которых упраздняются.
Статья 80-1. Регламент публичной администрации установит дополнительные условия для вступления в должность членов суда-докладчиков Кассационного суда. Регламент может предусмотреть переходные мероприятия, необходимые для применения этих положений и положений, содержащихся в абзаце втором статьи 28.
Статья 81. Магистраты заморских территорий Франции составляют часть судебного корпуса, на которую распространяется действие настоящего Ордонанса.
Регламент публичной администрации установит правила применения положений предыдущего абзаца. Этот акт установит, в частности, особые условия для классификации судей судебного корпуса заморских территорий Франции. Он может на временной основе предусмотреть специальные положения, относящиеся к их назначению и к их возрастным пределам.
Статья 82. Регламент публичной администрации установит специальный режим несовместимости должностей, применяемый к магистратам, находящимся в должности на заморских территориях и в государствах – членах Сообщества.
Статья 83. Отменена.
Статья 84. Отменяются все положения , противоречащие настоящему Ордонансу и относящиеся к магистратам, указанным в настоящем Ордонансе.
Статья 85. Настоящий Ордонанс будет опубликован в Официальном вестнике Французской Республики и будет исполняться как органический закон.
Journal officiel de la Republique Francaise.
Lois et decrets, 23 decembre 1958,
7 fevrier 1959, 8 Janvier 1960, 8 aout 1963,
21 fevrier 1967, 30 juillet 1967,
19 juillet 1970, 6 fevrier 1976, 10 juillet 1976,
21 Janvier 1977, 19 Janvier 1979,
30 ottobre 1980, 14 septembre 1984