КОНСТИТУЦИЯ ГОСУДАРСТВА ПАЛЕСТИНА
Третий проект,
7 марта 2003г., с поправками 25 марта 2003г.
ВСТУПЛЕНИЕ
Исполнительный комитет Организации Освобождения Палестины, восстановил инструкции Палестинского Национального Совета о создании специального комитета для разработки конституции Государства Палестина, и конституционный комитет начал работу для завершения проекта, начатого в 1999г. После больших усилий, совещаний и обсуждений комитет разработки конституции в сотрудничестве с гражданским обществом, учеными и политиками, завершил к концу декабря 2000г. первый проект конституции государства Палестина. Он был опубликован в феврале 2001г.
Это третий проект, который состоит из измененных и пересмотренных первого и второго проекта, с учетом комментариев и предложений палестинских, арабских и международных правовых экспертов, в дополнение к ученым и выдающимся личностям гражданского общества Палестины и диаспоры.
Данный третий проект будет широко распространяться, чтобы большее количество людей смогли изучить его и участвовать в улучшении проекта посредством предложения изменений, изъятий и дополнений для создания действительного проекта, который будет представлен Палестинскому Центральному Совету, когда условия позволят его созвать.
Данный проект был представлен и истолкован перед Палестинским Центральным Комитетом 9 марта 2003г. В ответ на вопросы участников, Д-р Набеел Шаас, глава комитета разработки дал исчерпывающие пояснения. Совет одобрил проект и поблагодарил комитет, экспертов и советников за работу. Он также выразил благодарность отдельным лицам и странам, которые участвовали в поддержке проекта. Он порекомендовал комитету продолжать работу и провести обсуждения с правовым комитетом Центрального Совета и другими комитетами, принимая во внимание его окончательное обсуждение и одобрение на следующем собрании Центрального Комитета.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА
Статья (1)
Государство Палестина является суверенной независимой республикой. Его территория неделима в рамках границ, существующий на 4 июня 1967г., без противоречия правам, гарантированным международными резолюциями в отношении Палестины. Все жители этой территории подчиняются исключительно закону Палестины.
Статья (2)
Палестина является частью арабской нации. Государство Палестина соблюдает устав Лиги Арабских Государств. Палестинский народ является частью арабской и исламской нации. Арабское единство является целью, и палестинский народ надеется достичь ее.
Статья (3)
Палестина – это миролюбивое государство, которое борется с террором, оккупацией и агрессией. Оно призывает к разрешению международных и региональных проблем мирными методами. Оно соблюдает Устав ООН.
Статья (4)
Иерусалим является столицей государства Палестины и местом нахождения государственных органов власти.
Статья (5)
Арабский язык и ислам являются официальным языком и религией Палестины. Христианство и все другие монотеистические религии должны уважаться и охраняться в равной степени. Конституция гарантирует равенство прав и обязанностей всех граждан, независимо от религиозных верований.
Статья (6)
Палестинский флаг, герб, печать и национальный гимн должны определяться законом.
Статья (7)
Принципы Исламского Шариа являются основным источником законодательства. Гражданские и религиозные вопросы последователей монотеистических религий должны разрешаться в соответствии с их религиозными учениями и деноминациями в рамках закона, охраняя единство и независимость палестинского народа.
Статья (8)
Палестинская политическая система является парламентской представительской демократией, основанной на политическом плюрализме. Права и свободы всех граждан должны уважаться, включая право на создание политических партий и участвовать в политической деятельности без дискриминации на основании политических убеждений, пола или религии. Партии должны соблюдать принципы национального суверенитета, демократии и мирной передачи власти согласно конституции.
Статья (9)
Управление должно основываться на принципах верховенства закона и справедливости. Все органы власти, ведомства, департаменты, институты и отдельные лица должны соблюдать закон.
Статья (10)
Вся деятельность палестинских органов власти должна, при обычных и исключительных обстоятельствах, подчиняться административному, политическому, правовому и судебному надзору и контролю. Закон не должен содержать положения, предоставляющие любому административному действию или решению иммунитет от судебного надзора. Государство обязано компенсировать ущерб, возникший в результате ошибок, и риски, возникшие в результате действий и операций, совершенных государственными должностными лицами в ходе исполнения своих обязанностей.
Статья (11)
Независимость и неприкосновенность судебной власти необходимы для защиты прав и свобод. Ни одно государственное или частное лицо не должно освобождаться от исполнения судебных постановлений. Любое действие неуважения по отношению к судебной власти наказуемо законом.
Статья (12)
Палестинское гражданство должно регулироваться законом, без противоречия правам лиц, которые приобрели его до 10 мая 1948г. или правам палестинцев, проживающих в Палестине до настоящей даты и принужденных к изгнанию, депортированных и получивших отказ в возврате. Это право передается от отца или матери их прародителям. Оно не исчезает, и его срок не истекает, если от него добровольно не отказываются. Палестинец не может лишаться гражданства. Приобретение и лишение палестинского гражданства должно регулироваться законом. Права и обязанности граждан с несколькими гражданствами должны регулироваться законом.
Статья (13)
Палестинцы, которые покинули Палестину в результате войны 1948г. и которые получили отказ в возврате в страну, имеют право вернуть в палестинское государство и получить его гражданство. Это постоянное и неотъемлемое право.
Государство Палестина должно бороться за реализацию законного права палестинских беженцев возвращаться в свои дома и получать компенсацию, посредством переговоров, политических и правовых каналов в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 194 от 1948г. и принципами международного права.
Статья (14)
Природные ресурсы Палестины принадлежат палестинскому народу, который должен реализовывать суверенитет над ними. Государство обязано охранять природные ресурсы и в законном порядке регулировать их рациональное использование, сохраняя палестинское религиозное и культурное наследие и окружающую среду. Защита и охрана древностей и исторических памятников – это официальная и социальная ответственность. Запрещено подделывать или уничтожать их, и любое лицо, которое повреждает, уничтожает или незаконно продает их, подлежит наказанию законом.
Статья (15)
Государство борется за создание чистой, сбалансированной окружающей среды, защита которой является официальной и социальной ответственностью. Нанесение вреда окружающей среде наказуемо законом.
Статья (16)
Экономическая система Палестины должна основываться на принципах свободной рыночной экономики и защиты свободной экономическая деятельности в рамках законной конкуренции. Закон должен защищать частную собственность, которая не может экспроприироваться или изыматься, кроме случаев, когда это делается в общественных интересах согласно закону и с выплатой справедливой компенсации. Экспроприация может осуществляться только на основании судебного приказа. Государство может законно создавать государственные компании без противоречия системе свободной рыночной экономики.
Статья (17)
Государство должно бороться за поддержание социального, экономического и культурного роста и научное развитие палестинского народа с соблюдением социальной справедливости и оказанием содействия наиболее нуждающимся лицам, особенно, тем, кто пострадал во время национальной борьбы.
Статья (18)
Государство Палестина должно соблюдать Всеобщую Декларацию Прав Человека и должно стремиться к присоединению к другим международным соглашениям и хартиям, которые охраняют права человека.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ОБЩИЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ
Статья (19)
Палестинцы равны перед законом. Они пользуются гражданскими и политическими правами и выполняют общественные обязанности без дискриминации. Термин ‘палестинец’ или ‘гражданин’, где бы он не использовался в конституции, относится и к мужчинам, и женщинам.
Статья (20)
Права и свободы человека обязательны для соблюдения и должны уважаться. Государство должно гарантировать религиозные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы всем гражданам на основе равенства и равных возможностей.
Лица не лишаются своей правовой компетенции, прав и основных свобод по политическим причинам.
Статья (21)
Каждый палестинец, достигший возраста восемнадцати лет, имеет право участвовать в голосовании согласно положениям закона.
Все лица, которые имеют палестинское гражданство, имеют право участвовать в качестве кандидата в выборах президента и/или Палаты Представителей и/или занимать министерскую или судебную должность.
Закон определяет возраст и другие требования для вступления в эти должности.
Статья (22)
Женщины должны иметь свою правоспособность и независимые финансовые активы. Они должны иметь те же права, свободы и обязанности, что и мужчины.
Статья (23)
Женщины имеют право активно участвовать в социальной, политической, культурной и экономической жизни. Закон должен бороться за устранение ограничений, которые мешают женщинам участвовать в построении семьи и общества.
Конституционные и законные права женщин должны охраняться; и любое нарушение этих прав наказуемо законом. Закон также должен защищать их правовое наследие.
Статья (24)
Дети имеют все права, гарантированные “Хартией по правам арабских детей”.
Статья (25)
Право на жизнь гарантируется конституцией.
Статья (26)
Все имеют право на личную безопасность. Физические или психологические пытки над людьми, нечеловеческое обращение, грубые и унизительные наказания запрещены. Лица, которые участвуют в планировании или исполнении этих действий, должны считаться преступниками и подлежат наказанию согласно закону, и их преступление не подлежит положениям о давности.
Если доказано, что сознание было получено под принуждением или серьезной угрозой, оно не должно считаться доказательством вины. Лица, которые осуществляли эти действия, преследуются законом.
Статья (27)
Научные или медицинские эксперименты над людьми без их предварительного законного согласия запрещены. Хирургические операции, медицинский осмотр или лечение должны выполняться в отношении лица только согласно закону. Закон должен регулировать трансплантацию органов, клеток и т.п., новые научные достижения, совместимые с законными, гуманными целями.
Статья (28)
Любое лицо имеет право на свободу и личную безопасность. Это право не может нарушаться, кроме случаев, когда это делается в соответствии с порядком, определенным законом.
Лицо не может подвергаться аресту, обыску, заключению или ограничению в передвижении без приказа компетентного судьи или прокурора согласно закону. Это необходимо для охраны безопасности общества. Лицо должно быть немедленно проинформировано о преступлении, в котором он обвиняется, на языке, который он понимает, и в дальнейшем имеет право на адвоката и должно быть немедленно доставлено в компетентный судебный орган. Закон должен определять условия временного задержания. Любое лицо, незаконным образом арестованное, задержанное или ограниченное в передвижении, имеет право на компенсацию.
Статья (29)
Обвиняемый невиновен до тех пор, пока его вина не доказана в ходе справедливого судебного разбирательства, которое гарантировало ему самозащиту.
Обвиняемый должен получить все гарантии, необходимые для его самозащиты, право выступления перед судом без адвоката или с адвокатом по его выбору на открытом слушании. Если он не может позволить себе адвоката, суд должен назначить ему бесплатного адвоката.
Статья (30)
Задержанные и лишенные свободы имеют право на человеческое и достойное обращение. В ходе исполнения приговоров должны соблюдаться основные всемирные принципы, одобренные ООН для обращения с заключенными. При определении наказания для несовершеннолетних и его исполнении должны учитываться их перевоспитание, образование и реабилитация.
Статья (31)
Граждане имеют право выбирать место своего проживания и путешествовать по территории Государства Палестина. Никому не должен запрещаться выезд из Палестины, кроме случаев наличия судебного приказа. Подобным образом, палестинец не может депортироваться или получать отказ в возращении в страну и не может подвергаться экстрадиции.
Статья (32)
Иностранный политический беженец, который пользуется законным правом на убежище, не может подвергаться экстрадиции. Экстрадиция обычных иностранных ответчиков должна регулироваться двусторонними соглашениями или международными конвенциями.
Статья (33)
Судебный процесс – это право, гарантированное всем государством. Любое лицо имеет право обратиться к своему природному судье для защиты своих прав и свобод и получения компенсации за их нарушение.
Закон должен регулировать порядок судебного процесса, который обеспечивает быстрое рассмотрение дел без противоречия праву сторон судебного процесса.
В случае судебной ошибки, государство обязано обеспечить компенсацию пострадавшей стороне. Закон должен регулировать условия и порядок этого процесса.
Статья (34)
Преступление или наказание должно регулироваться законом. Приговор должен исполняться только на основании судебного приказа. Наказание должно быть персональным, и лицо за одно и то же преступление может наказываться только один раз. Коллективное наказание запрещено. Должен соблюдаться паритет между преступлением и наказанием. Наказание может налагаться только за действия, совершенные после вступления закона в силу. Закон должен регулировать, в неуголовных делах, обратную силу законов.
Статья (35)
Частная жизнь любого лица, включая семейные вопросы, жилище, корреспонденцию и другие средства частных коммуникаций, должна защищаться и может нарушаться только по судебному приказу и в рамках закона. Любые последствия нарушения настоящей Статьи не имеют юридической силы, а лица, пострадавшие в результате этого нарушения, имеют право на компенсацию.
Статья (36)
Свобода религии и религиозных обычаев гарантируется конституцией.
Государство должно гарантировать доступ к святыням, которые подчиняются его суверенитету. Государство должно гарантировать последователям всех монотеистических религий священность их святынь в соответствии с историческим обязательством палестинского народа и международными обязательствами Палестины.
Статья (37)
Свобода мысли гарантируется. Все лица имеют право выражать свое мнение и опубликовывать его в письменной форме, посредством выступления, искусства или других способов выражения в рамках закона.
Закон может налагать только минимальные ограничения на вышеуказанные действия с целью защиты прав и свобод других лиц.
Статья (38)
Право опубликовывать газеты и другие средства массовой информации универсально и гарантируется конституцией. Финансовые источники для этих целей подлежат правовому контролю.
Статья (39)
Свобода прессы, включая печатные, аудио и видео СМИ, гарантируется. СМИ должны свободно выполнять свою миссию и выражать различные мнения в рамках основных ценностей общества, охраняя права, свободы и общественные обязанности в порядке, соответствующем верховенству закона.
СМИ не могут подвергаться административной цензуре, ограничениям или конфискации, кроме случаев, когда это делается на основании судебного приказа в соответствии с законом.
Статья (40)
Журналисты и другие граждане имеют право доступа к новостям и информации с соблюдением принципа прозрачности согласно закону.
Статья (41)
Граждане имеют право жить в атмосфере интеллектуальной свободы; участвовать в культурной жизни; развивать свои интеллектуальные и инновационные таланты; пользоваться научным и творческим прогрессом; и защищать свои моральные и материальные права, которые могут быть продуктом научных, творческих или культурных усилий в порядке, соответствующем основным ценностям общества и верховенству закона.
Статья (42)
Образование – это личное и социальное право. Образование обязательно, по крайне мере, на начальном уровне. Образование должно гарантироваться государством в общественных школах, институтах и других учреждениях до окончания уровня среднего образования.
Закон должен регулировать надзор государства за их деятельностью и учебной программой.
Статья (43)
Частное образование должно уважаться, при этом оно включает школы, институты и частные образовательные центры. Закон должен регулировать надзор государства за их деятельностью и учебной программой.
Статья (44)
Государство должно поддерживать независимость институтов, университетов и исследовательских центров, которые имеют научные цели. Закон должен регулировать надзор за их деятельностью в порядке, который будет охранять свободу научных исследований и инноваций во всех сферах. Государство должно, в рамках своих возможностей, бороться за их содействие, поддержку и защиту.
Статья (45)
Закон должен регулировать социальное обеспечение, пособия по инвалидности и старости, поддержку семей мучеников, задержанных, сирот, пострадавших в национальной борьбе и требующих особой защиты. Государство должно гарантировать им – в рамках своих возможностей — образование, здравоохранение и услуги социального обеспечения и должно отдавать им приоритет при реализации возможностей занятости согласно закону.
Статья (46)
Государство должно организовать медицинское страхование, как личное право и общественный интерес. Оно должно гарантировать нуждающимся, в рамках своих возможностей, основные услуги здравоохранение.
Статья (47)
Государство должно стремиться предоставлять необходимые жилищные возможности каждому гражданину посредством жилищной политики, основанной на сотрудничестве государства, частного сектора и банковской системы. В случае войны и природных катастроф, государство также должно стремиться, в рамках своих возможностей, предоставлять убежище бездомным.
Статья (48)
Государство должно гарантировать защиту семьи, материнства и детства. Оно должно заботиться о подростках и молодежи. Закон должен регулировать права детей, матерей и семьи согласно положениям международных соглашений и Хартии о правах арабских детей. В частности, государство должно стремиться к защите детей от вреда, жестокого обращения, унижения и труда, который может нанести вред их безопасности, здоровью и образованию.
Статья (49)
Государственная собственность должна охраняться и регулироваться законом для гарантирования ее защиты и использования ее в общественных интересах народа. Закон должен регулировать ‘Вакф (Waqf)’ [религиозный фонд], организацию и управление его собственностью и активами.
Статья (50)
Частная собственность охраняется законом. Общая конфискация частной собственности запрещена.
Конфискация частной собственности разрешается в общественных интересах и в случаях, допустимых законом при выплате справедливой компенсации.
Закон регулирует владение движимым имуществом иностранцами.
Статья (51)
Занятость – право всех граждан. Государство должно стремиться к предоставлению возможностей занятости посредством плана развития и строительства с поддержкой частного сектора. Закон должен регулировать трудовые отношения в порядке, который гарантирует справедливость всем, и предоставлять защиту и обеспечение работникам. Труд не может быть принудительным. Закон должен регулировать достойное вознаграждение за обязательный труд. Рабочие имеют право создавать союзы и профессиональные ассоциации на работе.
Статья (52)
Право на забастовки должно реализовываться в рамках закона.
Статья (53)
Граждане имеют право занимать государственные должности на основе компетенции, заслуг и равных возможностей согласно требованиям закона.
Статья (54)
На основании конституционных норм и правовых положений, каждый гражданин имеет право выражать свое мнение на референдуме и выборах или выдвигать в качестве кандидата лицо, которое соответствует квалификационным требованиям.
Статья (55)
Все граждане имеют право участвовать, лично или коллективно, в политической деятельности, включая:
Право создавать политические партии, участвовать в них и/или выходить из их состава согласно закону;
Создание союзов, ассоциаций, братств, собраний, клубов и институтов, участвовать в них и/или выходить из их состава согласно закону.
Закон должен регулировать порядок получения их правоспособности.
Статья (56)
Любое лицо имеет право организовывать частные собрания в соответствии с законом и без присутствия полиции. Любое лицо имеет право собирать и организовывать частные встречи, проводить вместе с другими мирные демонстрации без применения оружия. Реализация этих двух свобод может ограничиваться только на основании закона с помощью мер, допустимых в демократическом обществе и соответствующих конституционным правам и свободам.
Статья (57)
Любое лицо имеет право обращаться в органы государственной власти, подавать письменные ходатайства и жалобы.
Статья (58)
Основные права и свободы не могут отменяться. Закон должен регулировать те права и свободы, которые могут временно ограничиваться при исключительных обстоятельствах в вопросах, связанных с общественной и национальной безопасностью. Закон должен определять наказание за злоупотребление властью.
Статья (59)
Любое нарушение основных прав и свобод, гарантированных конституцией или законом, считается преступлением. Все гражданские и уголовные иски, возникшие в результате нарушения, не попадают под действие положений о давности. Государство должно гарантировать справедливую компенсацию пострадавшим.
Статья (60)
В законном порядке должна быть создана независимая общая организация, состоящая из негосударственных правовых и политических личностей, которые искренне верят в права гражданина и будут выступать добровольцем в их защите.
Организация должна осуществлять надзор за состоянием прав и свобод граждан, и для этих целей она должна обладать полномочиями для получения официальной информации ответственно и прозрачно.
Ее работники несут ответственность за неправильное использование информации, которую они получили, в иных целях, чем те, которые предусмотрены законом.
Организация имеет право принимать жалобы от граждан относительно действий институтов государственных органов, которые незаконно нарушают права и основные свободы граждан.
Она имеет право предлагать способы для улучшения деятельности государственных ведомств в отношении защиты прав и свобод граждан. Она должна вносить Палате Представителей и президенту государства предложения и доклады по вопросам в рамках своего контроля и компетенции.
Статья (61)
Государство должно обеспечить безопасность лиц и имущества. Оно защищает права каждого гражданина в государстве и за его пределами.
Статья (62)
Защита нации – это священная обязанность, и служение ей – это честь для каждого гражданина. Она должна регулироваться законом.
Лица и группы лиц не могут носить оружие, а также не могут владеть оружием в нарушение положений закона.
Статья (63)
Оплата налогов и общих сборов – обязанность, регулируемая законом.
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
Статья (64)
Национальный суверенитет принадлежит народу, который является источником власти. Он выполняет свои обязанности напрямую посредством референдума и общих выборов или посредством представителей электората, в рамках трех общих ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной и их конституционных институтов. Ни одно лицо или группа не может заявлять о своем праве на реализацию этих полномочий.
Статья (65)
Отношения между тремя ветвями государственной власти должны основываться на равенстве и независимости. Они должны реализовывать свои полномочия на основе соответствующего разделения их обязанностей, совместного сотрудничества и надзора. Ни одна власть не имеет права выполнять обязанности, которые предусмотрены для другой власти согласно конституционным нормам.
Часть первая
Законодательная власть / Палата Представителей
Статья (66)
Палате Представителей принадлежит законодательная власть. Она должна утверждать общий бюджет по предложению Кабинета. Она должна контролировать действия исполнительной власти в порядке, определенном конституцией.
Статья (67)
Палата Представителей состоит из (150) членов, представляющих палестинский народ. Они должны избираться согласно конституции и закону о выборах. При выдвижении кандидатуры на выборах в Палату Представителей, должны соблюдаться положения настоящей Конституции и закона о выборах. Кандидаты в Палату Представителей должны быть палестинцами.
Статья (68)
Члены Палаты Представителей выбираются на срок пяти лет и могут переизбираться один раз. Срок полномочий Палаты Представителей может продлеваться только в случаях необходимости и на основании закона, ратифицированного двумя третями общего количества членов Палаты Представителей.
Статья (69)
Место заседания Палаты Представителей находится в Иерусалиме, столице Государства Палестина. Ее сессии могут проводиться в различных местах по требованию большинства членов Палаты Представителей.
Статья (70)
На первом заседании первой ежегодной сессии Палата Представителей должна выбрать своего спикера, двух заместителей и генерального секретаря. Они должны составлять орган управления Палаты Представителей. Члены органа управления Палаты Представителей не могут занимать министерскую или другую правительственную должность. Член Палаты Представителей может занимать должность министра, при этом общее количество Заместителей министров в правительстве не должно превышать 50% общего количества министров.
Статья (71)
Глава государства должен провести инаугурацию законного собрания Палаты. Инаугурация обычной сессии Палаты Представителей является действительной только в присутствии спикера или его законного заместителя и, по крайней мере, двух третей членов. Собрание остается действительным на протяжении остатка встреч обычной сессии в присутствии спикера Палаты Представителей или его законного заместителя и абсолютного большинства членов Палаты Представителей.
Статья (72)
На первом собрании Палаты Представителей, после выборов органа управления Палаты Представителей, но до начала исполнения ее конституционных обязанностей, члены должны принять следующую присягу: Клянусь Всемогущим Господом хранить верность Родине, охранять права народа, Государства и их интересы, уважать конституцию и закон и выполнять свои обязанности правильно, и пусть Господь будет моим свидетелем.
Статья (73)
По приглашению спикера, Палата Представителей должна созывать обычную сессию два раза в год, каждая на срок четырех месяцев. Первая должна начинаться в первую неделю марта, а вторая – в первую неделю сентября. В случае необходимости и не во время обычных сессий, Глава Государства, по согласованию со спикером Палаты Представителей, или по требованию, по крайней мере, одной трети членов Палаты Представителей, имеет право созвать внеочередное собрание Палаты Представителей.
Статья (74)
Палата Представителей должна передавать в Конституционный Суд любое оспаривание действительности представительства любого члена для принятия решения согласно регулирующему закону. Любой заместитель, который не соответствует законным квалификационным требованиям или перестает соответствовать этим требованиям, теряет свое членство. Решение об этом принимает Палата Представителей двумя третями голосов членов.
Статья (75)
Если должность одного или нескольких членов Палаты Представителей становится вакантной по причине смерти, ухода в отставку или потери полномочий, по крайней мере, за шесть месяцев до окончания срока его полномочий в Палате Представителей, его правопреемник должен выбираться в соответствующем округе в течение месяца после возникновения вакансии. Закон должен определять обстоятельства потери полномочий.
Статья (76)
Собрания Палаты Представителей должны проходить в открытом порядке и могут проводиться в закрытом порядке по решению большинства присутствующих членов.
Статья (77)
Палата Представителей должна посредством закона закреплять правила своей внутренней процедуры для регулирования порядка реализации конституционных и контролирующих обязанностей; и порядка допроса членов в рамках своей юрисдикции в порядке, не противоречащим положениям конституции.
Статья (78)
Президент государства согласно решению совета министров, спикер Палаты Представителей или пять членов имеют право предлагать законопроекты. Каждое предложение, которое не получает одобрения требуемым большинством, не может приниматься для обсуждения в течение той же сессии, кроме случаев наличия решения, одобренного большинством в две трети голосов членов Палаты Представителей.
Статья (79)
Решения Палаты Представителей, включая ратификацию законопроектов и предложения годового бюджета, должны приниматься большинством голосов присутствующих членов, кроме случаев, когда для ратификации требуется специальное большинство голосов.
Статья (80)
Палата Представителей разрешает правительству присоединяться к международным соглашениям, стороной которых является государство. Соглашения, которые налагают на государственную казну расходы, не предусмотренные в бюджете, или налагают на граждан обязательства, противоречащие действующим законам, должны одобряться большинством членов Палаты Представителей. Палата обсуждает соглашения, связанные с государственной независимостью или целостностью территории до того, как представить их на референдуме.
Статья (81)
Законы, ратифицированные Палатой Представителей и одобренные Президентом государства, должны вступать в силу после тридцати дней с даты опубликования в официальном печатном издании, если конституция не устанавливает другой срок.
Статья (82)
Законы должны опубликовываться в официальном печатном издании в течение тридцати дней: — с даты, когда закон передается, после его одобрения Палатой Представителей, для одобрения Президентом. – или, в случае отклонения Президентом, с даты, когда закон передается Палатой Представителей, после второго одобрения двумя третями членов. – В случае, если закон не передается или не опубликовывается после истечения отсрочки, он должен считаться вступившим в силу или провозглашаться конституционным законом.
Статья (83)
Палата Представителей может создавать специальные комитеты или комиссию при одном из постоянных комитетах для расследования фактов по любому государственному вопросу, связанному с деятельностью любого государственного института, который находится в сфере ее контроля. Комитет может собирать доказательства, которые считает необходимыми для изучения, изучать документы и получать информацию со всех сфер и представлять свой отчет Палате Представителей для принятия соответствующих решений.
Статья (84)
Палата Представителей имеет исключительное право на поддержание порядка и безопасности в здании Парламента или его сооружениях во время сессий или собраний комитетов. Она должна иметь свою охрану, подотчетную спикеру Палаты. Никакие силы безопасности или другие вооруженные силы не имеют право вступать или присутствовать в Парламенте или его сооружениях, если этого не требует спикер Палаты Представителей.
Статья (85)
Любой член Палаты Представителей имеет право направлять вопросы или требовать пояснений у Премьер-министра, любого из его заместителей, любого министра или его заместителей об интересуемом вопросе и имеет право получать отчеты в установленном порядке, закрепленном правилами процедуры Палаты Представителей.
Статья (86)
Любой член Палаты Представителей имеет право на прямые интерпелляции к Премьер-министру, любому из его заместителей, любому министру или его заместителям, а также лицам в их подчинении по любому вопросу, находящемуся в рамках их компетенции. Не допускается обсуждать интерпелляцию ранее, чем через неделю после ее подачи, кроме случаев, когда допрашиваемое лицо соглашается обсудить или ответить в течение более короткого периода. В срочных случаях согласно решению Палаты Представителей этот срок может быть сокращен.
Статья (87)
1- После интерпелляции десять членов Палаты Представителей могут потребовать следующее:
a- прямое обвинение министра или Правительства.
b- отозвать доверие у министра или Правительства согласно обстоятельствам.
2- Голосование об отзыве доверия должно проводиться, по крайней мере, через три дня с даты требования, и решение об отзыве должно одобряться большинством членов Палаты Представителей.
Статья (88)
Если большинство членов Палаты Представителей одобряет вотум недоверия Премьер-министру или более одной трети Кабинета, Кабинет должен считаться ушедшим в отставку, но должен продолжать выполнять свои обязанности до создания нового Кабинета. Тем не менее, если большинство Палаты Представителей принимает вотум недоверия министру, он должен считаться ушедшим в отставку.
Статья (89)
В случае необходимости, Президент государства или спикер Совета Министров может вносить предложение о роспуске Палаты Представителей. Если роспуск одобряется двумя третями членов Совета Министров, Президент государства должен издать указ о роспуске. Затем Правительство должно объявить о выборах новой Палаты Представителей в течение шестидесяти дней и в порядке, установленном законом о выборах. Если выборы не проводятся, палата возвращается к своим обязанностям до выбора новой Палаты. Палата Представителей не может распускаться в течение первого года после ее формирования или во время чрезвычайного положения, объявленного согласно конституции.
Статья (90)
Правительство должно объявлять о выборах Палаты Представителей в течение шестидесяти дней до окончания срока полномочий в порядке, закрепленном руководящим законом. Если Правительство не объявляет о выборах в указанный срок, спикер Палаты Представителей может попросить Конституционный Суд издать приказ о проведении выборов. Если выборы не могут быть проведены в установленный срок по причине войны или непосредственной угрозы войны или осады, которая мешает конституционным органам действовать надлежащим образом, Палата Представителей должна вернуться к своим обязанностям до тех пор, пока не будут проведены выборы в течение шестидесяти дней после исчезновения препятствий.
Статья (91)
Импичмент Президента государства за государственную измену, нарушение конституции или совершения фелонии должен предлагаться одной третью членов Палаты Представителей. Решение об импичменте должно одобряться двумя третями общего количества членов Палаты Представителей. После принятия решения об импичменте президент должен немедленно прекратить выполнение своих обязанностей и предстать перед Конституционным Судом.
Статья (92)
Закон должен регулировать специальные положения разработки и принятия общего бюджета правительством и расходования государственных средств. Он также должен регулировать дополнения бюджета, финансирование государственных органов и институтов и предприятий, в которых доля государства составляет не менее пятидесяти процентов их капитала.
Статья (93)
Правительство должно представлять проект годового бюджета в Палату Представителей за четыре месяца до начала финансового года. Палата Представителей должна проводить специальную сессию для обсуждения проекта годового бюджета.
Для ратификации бюджета и его передачи Президенту государства для провозглашения необходимо проводить обсуждение и голосование по статям и разделам бюджета, а затем бюджета в целом.
Палата Представителей должна одобрять годовой бюджет в течение пяти месяцев после его представления согласно предыдущему пункту.
Если Палата Представителей не одобряет годовой бюджет, Президент государства может, по решению Совета Министров, издать бюджет в форме, в которой он был представлен перед Палатой Представителей.
Статья (94)
Палата Представителей не может, в период обсуждения общего бюджета, увеличивать установленные лимиты бюджета, либо посредством изменения, либо посредством внесения предложения.
Статья (95)
Закон может закреплять распределение средств на срок более одного года в случае необходимости или для долгосрочных проектов; при этом отчисления для этих проектов должны вноситься в последующие проекты, или должен готовиться специальный бюджет на срок более одного года.
Статья (96)
Перенос расходов из раздела в раздел бюджета может осуществляться только при согласии Палаты Представителей.
Статья (97)
В качестве исключения к порядку разработки годового бюджета и в случае, если принятие бюджета задерживается более, чем на месяц, по согласию Палаты Представителей должно быть разрешено распределение указанных сумм на основе ежемесячных отчислений по соотношению (1:12) один к двенадцати из сумм прошлого бюджета до тех пор, пока не будет одобрен новый бюджет.
Статья (98)
Правительство должно предоставлять окончательную смету бюджета в Палату Представителей в течение шести месяцев после окончания финансового года.
Статья (99)
Расходование государственных средств или их распределение должно осуществляться только на основании закона. Закон должен определять основу для заработной платы, компенсаций, выплат и вознаграждений, которые предусмотрены из государственной казны, и ведомства, ответственные за их исполнение. Выделение исключительных средств может осуществляться только в рамках закона.
Статья (100)
Введение, изменение или отмена налогов осуществляться только на основании закона. Налоги и сборы должны передаваться в государственную казну и распределяться на законных основаниях. Освобождение от налогов может осуществляться только в случаях, определенных законом. Оно должно предоставляться с учетом равенства и социальной справедливости.
Статья (101)
Предоставление ссуд, концессий, поощрение иностранных инвестиций или обязательств относительно использования природных ресурсов и коммунальных сооружений должно осуществляться согласно закону.
Права, привилегии и обязанности представителей
Статья (102)
Финансовое вознаграждение, выплаты и льготы, предоставляемые членам Палаты Представителей, должны определяться законом. Изменения, внесенные Палатой Представителей в закон в этом отношении, должны применяться только к членам Палаты, избранным в следующий состав Палаты.
Статья (103)
Неприкосновенность членов Палаты Представителей не может нарушаться в течение срока их полномочий. Они не могут допрашиваться в гражданском или уголовном порядке относительно их мнений, фактов или голоса на собраниях Палаты Представителей или ее комитетов или относительно информации, которую они раскрывают за пределами Палаты Представителей в ходе выполнения своих парламентских обязанностей.
Статья (104)
Член Палаты Представителей может привлекаться к даче показаний относительно своих действий, заявлений или информации, полученной в качестве члена во время срока его полномочий, только при его согласии и предварительном одобрении Палаты Представителей.
Статья (105)
Член Палаты Представителей может подвергаться уголовному преследованию или участию в судебном разбирательстве только после того, как Палата Представителей решит большинством голосов лишить его неприкосновенности, или он четко от нее откажется перед Палатой Представителей, или если член был пойман в момент совершения уголовного преступления, против него могут применяться законные процедуры или арест.
Спикер Палаты Представителей должен немедленно уведомляться, и он, в свою очередь, должен обеспечить честность судебного разбирательства, возбужденного против членов.
Если Палата Представителей находится не на сессии, необходимо получить одобрение спикера Палаты Представителей. Палата Представителей должна уведомляться на первой сессии о любых уголовных разбирательствах, возбужденных против члена.
Статья (106)
Член Палаты Представителей подотчетен своим коллегам, которые могут потребовать отмены его членства, если он совершает преступление, которое подрывает честь его обязанностей. Если Палата Представителей одобряет требование большинством голосов, вопрос передается в Конституционный Суд для принятия решения относительно требования о снятии с должности члена Палаты Представителей.
Правила процедуры должны определять условия, которые регулируют снятие с должности члена Палаты, и необходимый порядок для большинства членов относительно одобрения передачи дела о снятии с должности в Верховный Конституционный Суд без противоречия юридической ответственности члена за любые действия, совершенные им в нарушение закона.
Статья (107)
Член Палаты Представителей может лишаться неприкосновенности только по предварительному одобрению Палаты Представителей. Неприкосновенность в отношении заявлений и действий, совершенных во время срока его полномочий, не прекращается после окончания его членства.
Статья (108)
Член Палаты Представителей не может занимать государственные или частные должности во время срока его полномочий, покупать или сдавать в аренду любые государственные активы, продавать государству свое имущество, обмениваться с государством имуществом, а также заключать договора с государством в качестве предпринимателя, поставщика или подрядчика.
Государство должно обеспечивать должности нанятых им работников и получивших членство в Палате Представителей.
Палата Представителей должна принимать решения относительно требования об отставке ее членов. Правила процедуры Палаты Представителей должны регулировать случаи, при которых она принимает отставку своих членов.
Статья (109)
Каждый член Палаты Представителей должен представить в течение первого месяца своих полномочий отчет о личных финансах, своих, своего супруга и несовершеннолетних детей, указывающий движимое и недвижимое имущество, которым они владеют, а также денежные активы и обязательства в Палестине и за границей.
Эти отчеты должны храниться в Конституционном Суде.
Консультативный Совет
Статья (110)
Консультативный Совет, состоящий из ста пятидесяти независимых членов, учреждается согласно конституции. При его создании должное внимание необходимо уделяться соотношению распределения палестинцев в Палестине и за границей. Закон должен регулировать их выборы или назначение согласно странам проживания.
Президент может назначать в Консультативный Совет не палестинцев, которые отличились благородной службой палестинскому делу.
Статья (111)
Консультативный Совет должен специализироваться:
— на изучении общих стратегических вопросов и предоставлении соответствующих рекомендации.
— на выдвижении предложений в отношении национального права, безопасности палестинской земли и прав палестинцев за границей.
— в обсуждении конституционных изменений и предоставлении заключений по требованию.
— в любом вопросе, который президент передает совету в отношении общей политики в сфере внутренних и внешних дел Государства Палестина.
— на законопроектах, переданных президентом в отношении палестинских экспатриантов.
— в вопросах, которые члены совета включили в повестку дня для обсуждения.
Статья (112)
Консультативный Совет должен отправлять решения и рекомендации Президенту государства, который должен издавать указ об их публикации в официальном печатном издании, а также Премьер-министру и спикеру Палаты Представителей.
Часть вторая
Исполнительная власть
Первое: Президент государства
Статья (113)
Президент государства является Президентом Республики. Он должен поддерживать конституцию и единство народа. Он должен гарантировать существование государства и его национальной независимости. Он должен гарантировать надлежащее функционирование органов государственной власти. Он должен реализовывать свою юрисдикцию, а его обязанности должны определяться согласно положениям конституции. Кроме полномочий, предусмотренных для Президента государства согласно конституции, исполнительные и административные обязанности правительства являются ответственностью Кабинета.
Статья (114)
Кандидат в президенты должен иметь исключительно палестинское гражданство и быть в возрасте сорока лет на момент выдвижения кандидатуры. Он должен пользоваться полными гражданскими и политическими правами.
Статья (115)
Президент избирается напрямую народом на срок пяти лет, который может возобновляться один раз.
Статья (116)
Избранный президент должен приступать к своим обязанностям немедленно после окончания срока полномочий предшественника. До реализации обязанностей своей должности, президент должен принять следующую конституционную присягу, перед Палатой Представителей и в присутствии главы высшего судебного совета: “Клянусь Всемогущим Господом хранить верность нации и ее святилищам, народу и его национальному наследию, полностью охранять интересы палестинского народа. И пусть Господь будет моим свидетелем”.
Статья (117)
Президент должен представить отчет о личных финансах, своих, своего супруга и несовершеннолетних детей, указывающий движимое и недвижимое имущество, которым они владеют, а также денежные активы и обязательства в Палестине и за границей. Они должны храниться в Конституционный Суд.
Статья (118)
Вознаграждение Президента должно определяться законом.
Статья (119)
Должность Президента считается вакантной в случае: — смерти; – ухода в отставку, которая принимается большинством в две трети голосов членов Палаты Представителей; или — потери полномочий или неспособности выполнять конституционные обязанности согласно указу, изданному Верховным Конституционным Судом по требованию двух третей членов Палаты Представителей.
Статья (120)
Если должность Президента становится вакантной или Палата Представителей решает снять его с должности согласно Статье (132) Конституции, Спикер Палаты Представителей должен исполнять обязанности президента государства в течение периода, не превышающего шестьдесят дней, в течение которого должны быть проведены президентские выборы согласно закону о выборах. Если Спикер Палаты хочет выставить свою кандидатуру на выборах президента или если существуют правовые препятствия для исполнения им обязанностей президента, Глава Конституционного Суда должен временно исполнять обязанности президента до выборов президента. Глава суда не может быть кандидатом на президентских выборах.
Статья (121)
Президент государства может руководить Кабинетом в разработке общей политики.
Статья (122)
После проведения консультаций с уполномоченными сторонами, президент должен предложить кандидатуру Премьер-министра из партии, получившей наибольшее количество мест в Палате Представителей. Если формирование правительства невозможно в течение периода трех недель, Президент предлагает кандидатуру Премьер-министра из партии, получившей второе наибольшее количество мест в Палате Представителей, и должен действовать в таком же порядке до тех пор, пока не будет сформировано правительство.
Статья (123)
Президент государства должен ратифицировать законы после их одобрения Палатой Представителей, в течение тридцати дней после их получения, и должен издавать указ об их публикации. Президент государства может оспорить законопроект, который был одобрен Палатой Представителей, и может потребовать его пересмотра вместе с указанием оснований для его протеста в течение тридцати дней после получения этого законопроекта. Если в течение указанного срока закон не был ратифицирован или оспорен, то он должен считаться вступившим в силу и должен опубликовываться в официальном печатном издании. Если президент государства возвращает закон, предварительно одобренный Палатой Представителей, в течение предельного срока, и этот проект повторно одобряется Палатой Представителей большинством в две трети голосов членов, он должен считаться законом и провозглашаться в качестве такового.
Статья (124)
Спикер Совета Министров или министр, которого он назначает, должен проводить переговоры по международным соглашениям и информировать Президента государства о ходе переговоров, которые, в свою очередь, должны одобряться Советом Министров и утверждаться Президентом. Соглашения, которые налагают на государственную казну расходы, не предусмотренные в бюджете, или налагают на граждан обязательства, противоречащие действующим законам, не могут вступать в силу до их ратификации Палатой Представителей и одобрения президентом. Соглашения, которые могут повлиять на государственную независимость или целостностью территории, могут одобряться только на всеобщем референдуме.
Статья (125)
В дополнение к президентским прерогативам, Президент пользуется следующими привилегиями: — он возглавляет, в исключительных случаях и во время чрезвычайного положения, Совет Министров – только он издает указ о выдвижении кандидатуры премьер-министра и указ о принятии отставки правительства. Другие решения и протоколы должны совместно подписываться премьер-министром, соответствующим министром или министрами. Премьер-министр совместно с Президентом государства подписывает указы, указы о пересмотре законов и указы о созыве чрезвычайных собраний Палаты Представителей. – он, при необходимости, выступает перед Палатой Представителей с речью, которая не подлежит обсуждению – он направляет в Палату Представителей законопроекты одобренные Советом Министров. – он может даровать специальное помилование или смягчение приговора. Амнистия должна предоставляться исключительно указом. – он возглавляет официальные приему и предоставляет государственные награды, посредством указа.
Статья (126)
По рекомендации министра иностранных дел, президент государства должен назначать и снимать с должности послов и представителей Государства Палестина в государствах, региональных и международных организациях. Он должен принимать полномочия представителей иностранных государств и представителей региональных и международных организаций в Государстве Палестина.
Статья (127)
Президент государства является верховным главнокомандующим палестинских национальных сил безопасности, которые возглавляются соответствующим министром.
Статья (128)
Президент государства может создавать специальные консультативные советы из квалифицированных, специализированных и опытных лиц для участия в выражении мнения и получения выгоды от национальных возможностей.
Чрезвычайное положение
Статья (129)
Президент государства, по одобрению Премьер-министра и после проведения консультаций со Спикером Палаты Представителей, может объявить чрезвычайное положение, если безопасность страны подвергается угрозе войны, природной катастрофы или осады, что угрожает безопасности общества и бесперебойной работе конституционных институтов. Должны проводиться чрезвычайные мероприятия для восстановления общественного порядка, надлежащего функционирования органов власти государства или преодоления катастрофы или осады в течение периода не более тридцати дней, который может продлеваться по одобрению двух третей голосов всех членов Палаты Представителей, кроме состояния войны. В любом случае, любое объявление чрезвычайного положения должно определять его цель, регион и период действия.
Статья (130)
После объявления чрезвычайного положения, Совет Министров может, если ситуация требует принятия срочных мер, которые не могут откладываться, издавать указы, которые получают одобрение президента в течение периода, не превышающего пятнадцать дней, и затем имеют силу закона. Они должны представляться Палате Представителей на первом заседании после объявления чрезвычайного положения или на сессии о продлении чрезвычайного положения, в зависимости от того, какое событие наступит раньше, для принятия решения в их отношении, в противном случае, они теряют свою юридическую силу задним числом. Если Палата Представителей не одобряет их, они должны потерять юридическую силу, и Палата должна принять решение, как устранить их последствия без противоречия вещным правам третьих сторон.
Статья (131)
Во время чрезвычайного положения запрещено налагать ограничения на основные права и свободы, кроме случаев, когда это делается в пределах, необходимых для охраны общественной безопасности страны. Все решения и действия, предпринятые Советом Министров во время чрезвычайного положения, подлежат судебному пересмотру. Компетентные суды будут рассматривать жалобы в течение периода, не превышающего три года.
Статья (132)
Импичмент Президента государства за государственную измену, нарушение конституции или совершение фелонии должен проводиться по предложению одной трети общего количества членов Палаты Представителей. Решение об импичменте должно приниматься большинством в две трети голосов общего количества членов Палаты Представителей. После принятия решения об импичменте, президент должен немедленно прекратить исполнять свои обязанности и предстать перед Конституционным Судом.
Второе: Премьер-министр
Статья (133)
Кандидат на должность Премьер-министра или министра должен иметь исключительно палестинское гражданство, быть в возрасте от тридцати пяти лет и полностью пользоваться гражданскими и политическими правами.
Статья (134)
Премьер-министр должен сформировать Кабинет, и предоставить состав Кабинета Президенту государства с указанием, какой министр на какое министерство назначается. Премьер-министр должен представить членов своего правительства и его программу Парламенту для получения вотума доверия.
Статья (135)
Если Премьер-министр не получает вотум доверия Палаты Представителей, состав правительства должен быть пересмотрен, и президент должен возобновить консультации для назначения нового Премьер-министра согласно Статье (122) конституции.
Статья (136)
Ни Премьер-министр, ни министры не могут выполнять свои обязанности до получения вотума доверия Палаты Представителей.
Статья (137)
Премьер-министр должен руководить деятельностью правительства. Любой министр подотчетен Кабинету в порядке, закрепленном конституционными нормами. Премьер-министр и министры несут личную и коллективную ответственность перед Палатой Представителей за действия правительства.
Статья (138)
В случае замены министра, добавления министра или заполнения вакансии, возникшей по любой причине, новые министры должны представляться перед Палатой Представителей на первой сессии для получения вотума доверия. Если изменения касаются более одной трети Совета Министров, весь Кабинет должен получить вотум доверия. Министр не может выполнять обязанности своей должности, пока не получит вотум доверия Палаты Представителей.
Статья (139)
После получения вотума доверия Премьер-министр и министры должны принять следующую присягу перед Президентом государства и Палатой Представителей на совместной сессии: “Клянусь Всемогущим Господом хранить верность Родине, охранять права народа, Государства и их интересы, уважать конституцию и закон и выполнять свои обязанности правильно, и пусть Господь будет моим свидетелем”.
Статья (140)
Премьер-министр пользуется следующими полномочиями:
- представляет правительство и выступает от его имени, отвечает за реализацию общей политики Совета Министров.
- представляет общую политику правительства перед Палатой Представителей.
- созывает Совет Министров на собрание, определяет повестку дня, о которой информирует Президента государства, возглавляет сессии Совета, кроме случаев, когда на них присутствует Президент государства.
- осуществляет контроль за работой органов власти и государственных институтов, координирует министров и дает им распоряжения для обеспечения надлежащей работы.
- подписывает исполнительные и организационные указы.
- реализует надзор за исполнением законов, постановлений, координацией политики и правительственных действий.
- одобряет назначения на высшие должности по рекомендации соответствующего министра в соответствии с основными законами назначения в рамках министерств и государственных администраций.
- предлагает законопроекты.
- провозглашает законы, которые были ратифицированы Палатой Представителей после их утверждения президентом или после законного принятия.
- реализует другие полномочия, закрепленные за ним в законном порядке.
Статья (141)
Премьер-министр или министры не могут совмещать работу в министерстве с другой работой. Они не могут заниматься свободной профессией, покупать или сдавать в аренду государственное имущество, продавать или сдавать в аренду государству свое имущество, обмениваться с государством имуществом. Министр не может использовать в своих интересах или интересах третьих лиц информацию, полученную в ходе выполнения своих функций, прямо или косвенно, в нарушение закона.
Статья (142)
Премьер-министр и министры должны получать ежемесячную заработную плату и пенсию, закрепленную законом.
Статья (143)
Премьер-министр и министры должны лично предоставлять, в течение тридцати дней после получения вотума доверия, отчет о личных финансах, своих, своего супруга и несовершеннолетних детей, указывающий движимое и недвижимое имущество, которым они владеют, а также денежные активы и обязательства в Палестине и за границей. Эти отчеты должны храниться в Верховном Конституционном Суде.
Третье: Совет Министров (Правительство)
Статья (144)
Совет Министров должен состоять из Премьер-министра и министров, из которых половина должны быть членами Палаты Представителей.
Статья (145)
Исполнительная власть принадлежит Совету Министров.
Статья (146)
По приглашению Премьер-министра, Совет Министров должен регулярно созываться. При необходимости, президент может присутствовать и председательствовать на сессиях Совета Министров. Законный кворум собраний составляет две трети членов, и решения принимаются согласием или голосованием большинства присутствующих членов, если это не противоречат конституции. Совет Министров реализует свои полномочия согласно положениям конституции и постановлений, регулирующих деятельность правительства.
Статья (147)
Совет Министров имеет следующие полномочия:
- разработка государственной политики в рамках министерской программы, одобренной Палатой Представителей.
- реализация утвержденной государственной политики, законов и постановлений, обеспечение их согласованности между собой, а также предложение новых законопроектов.
- подготовка проекта общего бюджета, который должен представляться Палате Представителей для одобрения.
- организация, руководство и контроль за должностями, ведомствами и институтами государства на различных уровнях.
- осуществление надзора за деятельностью министерств, департаментов, институтов и ведомств.
- обсуждение предложений и планов каждого министерства, а также его политики в сфере реализации полномочий.
- одобрение системы административных формирований.
- издание организационных указов и необходимых постановлений в ходе исполнения процедуры исполнения законов, контролирующих постановлений, а также организация коммунального обслуживания и общего благосостояния.
- назначение гражданских служащих и военного персонала согласно рекомендациям соответствующего министра.
- реализация других полномочий, закрепленных за ним согласно положениям конституции и закона.
Статья (148)
Организационные постановления исполнительной власти должны создавать постоянные комитеты при Совете Министров. Из числа председателей этих комитетов, два должны выбираться в качестве заместителей Премьер-министра.
Статья (149)
Совет Министров должен издавать постановления, необходимые для реализации его полномочий.
Министры
Статья (150)
Министр – это высший управляющий директор своего министерства. Он имеет следующие полномочия в пределах компетенции своего министерства, под надзором Премьер-министра:
- предложение общей политики его министерства и осуществление надзора за ее реализацией после одобрения.
- осуществление надзора за работой министерства и издание необходимых директив для выполнения своих обязанностей.
- предложение Совету Министров законов, связанных с его министерством.
- реализация общего бюджета в рамках министерства согласно отчислениям, одобренным для его министерства
- выбор работников и рекомендация их для назначения советом министров.
- делегирование некоторых управленческих полномочий заместителю министра или другим старшим должностным лицам в министерстве согласно закону.
- стоять во главе управленческого аппарата своего министерства.
- осуществление надзора за исполнением законов и постановлений, связанных с его министерством.
- реализация других полномочий, закрепленных за ним в законном порядке.
Статья (151)
Каждый министр должен работать в рамках своей компетенции для исполнения законов, постановлений, правительственных планов и программ в порядке, определенном конституцией и законами, регулирующими работу исполнительной власти.
Статья (152)
Палата Представителей может смещать с должности спикера Совета Министров и министров за государственную измену и невыполнение своих обязанностей двумя третями голосов своих членов. Позже они должны предстать перед Верховным Конституционным Судом.
Статья (153)
После принятия решения о проведении расследования лицо, в отношении которого проводиться расследование, должно прекратить выполнять свои обязанности до принятия решения по делу. Генеральный Прокурор или его представитель должен исполнять процедуру расследования и обвинения. Прекращение выполнения им своих обязанностей или уход в отставку не препятствует началу или продолжению судебного процесса против него.
Статья (154)
Правительство считается ушедшим в отставку и должно быть переформировано:
- в начале нового срока полномочий Палаты Представителей после каждых законодательных выборов;
- после отзыва вотума доверия Премьер-министру, правительству или более одной трети министров;
- в случае смерти Президента Совета Министров;
- после ухода в отставку Премьер-министра или, по крайней мере, одной трети министров; или
- если Премьер-министр теряет свою способность выполнять свои обязанности по требованию большинства членов Палаты Представителей и решению Конституционного Суда.
Статья (155)
Предыдущее правительство должно продолжать управление правительственными делами, до формирования правительства согласно положениям конституции.
Силы безопасности
Статья (156)
Национальные вооруженные силы являются собственностью палестинского народа. Они должны выполнять задачу защиты и безопасности палестинцев и обороны государства Палестина. Они возглавляются специализированным министром, а глава государства является верховным главнокомандующим. Формирование вооруженных групп за пределами структуры национальных вооруженных сил запрещено. Закон должен регулировать общую мобилизацию для обороны нации и прав граждан.
Статья (157)
Полиция – это гражданское ведомство, часть министерства внутренних дел. Она должна организовываться согласно закону для службы народу, защиты общества, поддержания безопасности, общего порядка и общей морали. Она должна выполнять свой долг в рамках закона и с соблюдением всех прав и свобод, закрепленных настоящей Конституции.
Государственное управление
Статья (158)
Назначение гражданских служащих, всех лиц, работающих на государство, и условия их занятости должны осуществляться согласно положениям закона.
Статья (159)
Все вопросы, связанные с гражданской службой, включая назначение, перевод, делегирование, повышение и уход на пенсию, должны регулироваться законом. Кадровое ведомство, по согласованию с соответствующими правительственными департаментами, должно бороться за улучшение и развитие государственного управления, предлагать законопроекты и постановления, связанные с государственным управлением и его работниками.
Организация Общего Аудита
Статья (160)
Должна быть учреждена независимая организация с юридической правоспособностью под названием “Организация Общего Аудита”. Ее юрисдикция и компетенция должны регулироваться законом. Начальник “Организации Общего Аудита” должен назначаться президентом, по предложению Совета Министров и одобрению Палаты Представителей.
Местное самоуправление
Статья (161)
Отношения между правительством и местными органами должны регулироваться законом на основании административной децентрализации. Органы местного самоуправления должны пользоваться юридической правоспособностью. Их советы должны выбираться. Закон должен определять принципы их создания, формирования, избрания, а также их юрисдикцию и компетенцию.
Часть третья
Судебная власть
Статья (162)
Судебная власть должна быть независимой. Она является первой инстанцией для реализации судебных функций и принимает решения по всем спорам и преступлениям. Закон должен определять институты судебной власти, регулировать их структуру и виды судов, их уровни, юрисдикцию и процедуру. Исключительные суды не могут создаваться.
Статья (163)
Верховный Судебный Совет должен заниматься вопросами судебных институтов. Закон должен определять создание и юрисдикцию этого совета в порядке, который обеспечивает равенство и независимость в сотрудничестве с другими государственными органами. С данным советом должны проводиться консультации относительно законопроектов, регулирующих судебные вопросы. Данный совет имеет право принимать свои правила процедуры.
Статья (164)
Председатель Верховного Судебного Совета должен назначаться решением, принятым главой государства согласно закону и одобренным Палатой Представителей. Закон регулирует назначение министров высшего судебного совета и квалификационные требования к ним.
Статья (165)
Согласно закону Верховный Судебный Совет должен принять постановления, регулирующие назначения, перевод, повышение и дисциплинарные наказания судей.
Статья (166)
Судья должен принять присягу перед Верховным Судебным Советом в порядке, определенном судебной властью.
Статья (167)
После назначения судья должен предоставить отчет о личных финансах, своих, своего супруга и несовершеннолетних детей, указывающий движимое и недвижимое имущество, которым они владеют, а также денежные активы и обязательства в Палестине и за границей. Отчет должен храниться в Конституционном Суде.
Статья (168)
Судебные заседания должны проводиться в открытом порядке, если суд не принимает решение о проведении закрытого заседания по причинам, связанным с общественным порядком или моралью или по требованию противных сторон. В любом случае, приговор должен оглашаться на открытом заседании.
Статья (169)
Судебные приговоры должны приниматься, объявляться и исполняться во имя народа и согласно закону.
Статья (170)
Порядок судебного разбирательства должен регулироваться законом для гарантирования справедливости и оперативного принятия решения по вопросу.
Статья (171)
Судьи независимы. Они не подчиняются никакой власти в ходе исполнения судебных обязанностей, кроме своей сознательности, и не должны смещаться. Закон должен предусматривать дисциплинарный допрос судей перед Верховным Судебным Советом по делам без нарушения их независимости в ходе исполнения обязанностей. Никто не должен препятствовать справедливости или исполнению окончательного судебного приговора. Препятствование справедливости или исполнению окончательного судебного приговора считается преступлением, наказуемым законом, и любые иски, поданные в этом отношении, не обладают сроком давности.
Статья (172)
Закон должен определять условия назначения, перевода, делегирования, повышения и регулирования деятельности судей; совмещение судебной работы с другой профессией или членством в представительских советах или политических партиях запрещено. Судья, в течение периода судебной профессии, не может иметь другое гражданство, кроме палестинского.
Статья (173)
Суд кассации обладает юрисдикцией над апелляциями по уголовным и гражданским делам. Его формирование, юрисдикция и правила процедуры должны определяться законом.
Статья (174)
Закон должен учреждать верховный суд юстиции для разрешения административных споров и дисциплинарных дел. Этот закон должен регулировать правила деятельности, условия назначения судей и работников и процедуру. Низшие административные суды могут создаваться законом.
Статья (175)
Военный суд должен создаваться для разрешения военных споров. Он должен принимать решения только по судебным вопросам.
Должность Генерального Прокурора
Статья (176)
Ведомство Генерального Прокурора является органом судебной власти, частью Министерства Юстиции, и регулируется судебной властью.
Статья (177)
Генеральный Прокурор должен назначаться в качестве главы Ведомства Генерального Прокурора по предложению Министра Юстиции и решению Совета Министров. Его полномочия, помощники и обязанности должны определяться законом.
Статья (178)
Ведомство Генерального Прокурора должно поддерживать обвинение в публичных делах во имя народа в соответствии с положениями закона.
Статья (179)
Судебная полиция подлежит прямому контролю судебной власти.
Статья (180)
Министерство Юстиции должно заниматься организацией административных органов, ответственных за управление судебными возможностями без нарушения профессионального надзора Верховного Судебного Совета за судебной властью, включая Ведомство Генерального Прокурора.
Верховный Конституционный Суд
Статья (181)
Конституционные Суд должен быть создан на основании конституции для независимой реализации своей юрисдикции с целью обеспечения законности работы государственных институтов. Он должен состоять из девяти судей, назначенных главой государства по предложению Совета Министров и одобрению Палаты Представителей. Суд должен принимать правила процедуры для регулирования текущей работы. Судьи должны выбираться на один срок девяти лет, который не может возобновляться или продлеваться.
Статья (182)
Судьи Конституционного Суда должны выбрать председателя из своего числа на срок трех лет. Председатель Суда и судьи Конституционного Суда принимают присягу перед Президентом государства, спикером Палаты Представителей и председателем Верховного Судебного Совета до вступления в свою должность.
Статья (183)
Судья Конституционного Суда не может занимать любые другие общественные должности или заниматься коммерческой, политической или партийной деятельностью. Он должен отказаться от членства в партии до принятия присяги.
Статья (184)
Членство судьи Конституционного Суда прекращается:
- после истечения срока полномочий судьи, указанного в конституции;
- в случае добровольного ухода в отставку;
- в случае невыполнения одного из квалификационных требований для членства; или
- в случае признания виновным в совершении уголовного преступления. Преемник должен назначаться в течение одного месяца после возникновения вакансии.
Статья (185)
Конституционный Суд должен рассматривать конституционность по следующим вопросам, по требованию Президента государства, Премьер-министра, спикера Палаты Представителей, десяти членов Палаты Представителей, судов, прокурора или любого лица, чьи конституционные права были нарушены:
- конституционность законов до их провозглашения по требованию Президента государства, при этом ходатайство должно подаваться в течение 30 дней после передачи закона главе государства для ратификации и провозглашения;
- принятие решения по спорам, связанным с конституционностью законов, распоряжений, мер и решений, изданных президентом или Советом Министров, которые имеют силу закона;
- толкование конституционных текстов, когда возникает спор относительно прав, обязанностей и полномочий трех властей и когда возникает спор в отношении юрисдикции между главой государства и Премьер-министром;
- разрешение проблем, возникших в связи с конституционностью программ и деятельности политических партий и ассоциаций, порядком их роспуска, отстранения и соблюдения конституции;
- конституционность подписания договоров и порядка их исполнения, аннулирования договоров или нескольких статей, если они противоречат конституции или международным соглашениям; и
- другие полномочия, предусмотренные конституцией.
Статья (186)
Конституционный Суд должен признавать недействительным неконституционные законы, распоряжения или порядок или прекращать их действие, в зависимости от ситуации, и условия, указанные в регулировании его деятельности.
Статья (187)
Судебные решения Конституционного Суда должны быть окончательными, не могут оспариваться и обязательны для всех правительственных органов власти физических и юридических лиц.
Раздел четвертый
Заключительные положения
Пересмотр и изменение Конституции
Статья (188)
Настоящая Конституция должна называться “Конституция Государства Палестина”. Она основывается на воле палестинского народа. Она должна ратифицироваться Центральным Советом Палестины и большинством участников всеобщего референдума. Настоящая Конституция вступает в силу с даты, которая утверждается народом на референдуме.
Статья (189)
Президент государства, Премьер-министр или одна треть членов совета представителей может потребовать изменения или отмены статьи или статей в конституции. В любом случае, две трети всех членов Палаты Представителей должны одобрять изменение. Если требование отклоняется, запрещено требовать изменения или отмены тех же статей до истечения одного года после его отклонения. Палата Представителей должна обсуждать изменения в течение (60) дней после согласования принципа изменения. Если одна треть членов одобряет его, оно должно представляться народу на референдуме. Если большинство избирателей на референдуме одобряют изменение, оно вступает в силу с даты объявления результатов референдума.
Статья (190)
Несмотря на любые положения, противоречащие положениям настоящей Конституции, действующие законы, постановления, резолюции, договора или соглашения должны оставаться в силе до вступления в силу настоящей Конституции до тех пор, пока не будут изменены или отменены согласно закону.
Статья (191)
Законодательная власть должна подготовить законопроекты, необходимые для создания правовых и административных структур для исполнения положений и требований настоящей Конституции, а также для создания институтов, установленных в ее тексте, в течение максимального периода шести месяцев с даты провозглашения конституции.
Статья (192)
Официальные институты должны продолжать выполнять свои полномочия согласно конституционным и правовым нормам, которые регулируют их деятельность до внесения изменений, требуемых конституцией.
Статья (193)
Основной Закон, ратифицированный 29 мая 2002г., и любые положения, противоречащие положениям настоящей Конституции, настоящим отменяются.
Издана в городе _____________ от ___ / ___ / 2003 г.
Соответствует ___ / ___ / 1424 [год Хиджра]