КОНСТИТУЦИЯ ФРАНЦИИ 1870 Г.
Сенатус-консульт 21 мая 1870 г., фиксирующий Конституцию Империи
Наполеон, милостью Бога и волею нации Император французов отныне и навсегда, приветствует.
Принимая во внимание декрет от 23 апреля, созвавший французский народ в их комиции, чтобы высказаться в отношении следующего положения:
 «Народ одобряет либеральные конституционные реформы, проводимые с 1860 г. Императором при содействии великих Корпусов государства и ратифицирует сенатус-консульт от 20 апреля 1870 г.»;
Принимая во внимание декларацию Законодательного корпуса, которая установила:
 Что голосование прошло в точном соответствии с законом;
 Что голосование имело следующие результаты:
 7 350 142 голосов «За»;
 1 538 825 голосов «Против»;
 112 975 семьдесят пять бюллетеней аннулировано.
 Одобрили и одобряют, обнародовали и обнародуют как Закон государства сенатус-консульт, принятый Сенатом 20 апреля 1870 г., имеющий следующее содержание:
Сенатус-консульт, фиксирующий Конституцию Империи
Раздел I
Статья 1. Признаются, подтверждаются основные принципы, декларированные в 1789 г., являющиеся основой публичного права французов.
Раздел II. Об императорском звании и регентстве
Статья 2. Императорское звание, восстановленное в личности Наполеона III плебисцитом 21-22 ноября 1852 г., передается по наследству прямым и законным наследникам Луи-Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке старшинства с постоянным исключением женщин и их потомков.
Статья 3. Наполеон III, в случае отсутствия у него ребенка мужского пола, может усыновить детей и законных наследников по мужской линии братьев Наполеона I. Порядок усыновления устанавливается законом. Если после усыновления у Наполеона III появятся дети мужского пола, то его приемные сыновья могут быть призваны к наследованию престола только после его законных наследников. Наследникам Наполеона III и их потомкам запрещается осуществлять усыновление.
Статья 4. В случае невозможности прямого законного или приемного наследования на трон призываются принц Наполеон Жозеф Шарль Поль и его прямые законные наследники от мужчины к мужчине в порядке старшинства с постоянным исключением женщин и их потомков.
Статья 5. В случае невозможности законного или приемного наследования Наполеона III и его наследников по боковой линии, получающих свои права в соответствии с предыдущей статьей, народ называет Императора и устанавливает в его семье порядок наследования от мужчины к мужчине с постоянным исключением женщин и их потомков.
Министры, формирующие Совет правительства, предлагают проект плебисцита, который последовательно обсуждается Сенатом и Законодательным корпусом. До момента определения нового Императора управление делами государства осуществляется действующими министрами, которые образуют Совет правительства, разрешающий вопросы большинством голосов.
Статья 6. Члены семьи Наполеона III, которые могут быть призваны к наследованию престола, и их потомки обоих полов являются членами императорской семьи. Они не могут вступать в брак без разрешения Императора, в противном случае они и их наследники полностью утрачивают права быть наследниками престола. Однако в случае прекращения брака по причине смерти супруги и при условии отсутствия детей от такого брака принц, ранее лишенный права наследования престола, восстанавливается в своих правах. Император устанавливает титулы и определяет статус других членов семьи. Он имеет полную власть над ними; он устанавливает их обязанности, и права в статутах, имеющих силу законов.
Статья 7. Регентство Империи регулируется сенатус-консультом от 17 июля 1856 г.
Статья 8. Члены императорской семьи, которые могут быть призваны к наследованию престола, получают титул французских принцев. Старший сын Императора имеет титул императорского принца.
Статья 9. Французские принцы по достижению полных восемнадцати лет являются членами Сената и Государственного совета. Они могут заседать в этих органах только с согласия Императора.
Раздел III. Формы управления Императора
Статья 10. Император управляет с помощью министров, Сената и Законодательного корпуса, Государственного совета.
Статья 11. Законодательная власть осуществляется совместно Императором, Сенатом и Законодательным корпусом.
Статья 12. Право законодательной инициативы принадлежит Императору, Сенату и Законодательному корпусу. Проекты законов, исходящие от Императора, могут быть по его выбору внесены на обсуждение либо в Сенат, либо в Законодательный корпус. Однако любой закон относительно налогов должен быть в первую очередь рассмотрен Законодательным корпусом.
Раздел IV. Об Императоре
Статья 13. Император ответствен перед французским народом, к которому он всегда имеет право обратиться.
Статья 14. Император является главой государства, главнокомандующим сухопутных и морских вооруженных сил, объявляет войну, заключает мирные, союзные и торговые соглашения, назначает на все должности, издает регламенты и декреты, необходимые для исполнения законов.
Статья 15. Правосудие осуществляется от его имени. Несменяемость судей подтверждается.
Статья 16. Император обладает правом помилования и объявления амнистии.
Статья 17. Он утверждает и обнародует законы.
Статья 18. Изменения, вносимые международными соглашениями в таможенные или почтовые тарифы, являются обязательными только в силу закона.
Статья 19. Император назначает и отзывает министров. Министры заседают в Совете под председательством Императора. Они являются ответственными.
Статья 20. Министры могут быть членами Сената и Законодательного корпуса. Они вправе присутствовать на заседаниях обеих Палат и должны быть выслушаны всякий раз, когда они об этом попросят.
Статья 21. Министры, члены Сената, Законодательного корпуса» и Государственного совета, офицеры сухопутной армии и флота, судьи и лица, исполняющие публичные обязанности, приносят следующую присягу: «Я клянусь исполнять Конституцию и быть верным Императору».
Статья 22. Сенатус-консульт о цивильном листе и дотации короне от 12 декабря 1852 г. с изменениями от 23 апреля 1856 г. остается в силе. Однако будут приняты законы в соответствии с требованиями ст. 8, 11 и 16 сенатус-консульта от 12 декабря 1852 г. В будущем дотация короны и цивильный лист будут утверждаться на все время правления легислатурой, которая соберется после восшествия Императора на престол.
Раздел V. О Сенате
Статья 23. Сенат состоит: во-первых, из кардиналов, маршалов, адмиралов; во-вторых, из граждан, которых Император считает достойными носить звание сенатора.
Статья 24. Декреты о назначении сенаторов являются индивидуальными. В них указываются обязанности и основания назначения сенатора. Никакое другое условие не может ограничивать выбор Императора.
Статья 25. Сенаторы несменяемы и назначаются пожизненно.
Статья 26. Число сенаторов, включая сенаторов по праву, не должно превышать две трети числа членов Законодательного корпуса. Император не может назначать более 20 сенаторов в год.
Статья 27. Председатель и вице-председатель Сената назначаются Императором и выбираются из числа сенаторов. Они назначаются сроком на год.
Статья 28. Император созывает и продлевает сессии Сената. Он объявляет о закрытии сессий.
Статья 29. Заседания Сената являются открытыми. Однако Сенат вправе преобразовываться в Секретный комитет в случаях и в соответствии с условиями, установленными в его регламенте.
Статья 30. Сенат обсуждает и принимает проекты законов.
Раздел VI. О Законодательном корпусе
Статья 31. Депутаты избираются на основе всеобщих выборов без голосования по спискам.
Статья 32. Они избираются на срок, который не может быть меньше шести лет.
Статья 33. Законодательный корпус обсуждает и принимает проекты законов.
Статья 34. Законодательный корпус при открытии каждой сессии выбирает из своего состава канцелярию.
Статья 35. Император созывает, отсрочивает, продлевает сессии и распускает Законодательный корпус. В случае роспуска Император должен созвать новый Законодательный корпус в течение шести месяцев. Император объявляет о закрытии сессий Законодательного корпуса.
Статья 36. Заседания Законодательного корпуса являются публичными. Однако Законодательный корпус может преобразовываться в Секретный комитет в случаях и в соответствии с условиями, установленными в его регламенте.
Раздел VII. О Государственном совете
Статья 37. Государственному совету поручается, под управлением Императора, редактировать проекты законов и регламенты публичной администрации, а также разрешать сложности, возникающие в сфере управления.
Статья 38. Государственный совет от имени правительства поддерживает обсуждение законопроектов на заседаниях Сената и Законодательного корпуса.
Статья 39. Государственные советники назначаются и смещаются Императором.
Статья 40. Министры занимают особое положение, они имеют право участвовать в заседаниях в Государственном совете с правом совещательного голоса.
Раздел VIII. Общие положения
Статья 41. Право петиции осуществляется перед Сенатом и Законодательным корпусом.
Статья 42. Отменяются ст. 19, 25, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33 Конституции, принятой 14 января 1852 г.; ст. 2 сенатус-консульта от 25 декабря 1852 г.; ст. 5 и 8 сенатус-консульта от 8 сентября 1869 г. и все положения, которые противоречат настоящей Конституции.
Статья 43. Положения Конституции, принятой 14 января 1852 г., и сенатус-консультов, обнародованные с того времени, не включенные в настоящую Конституцию и не отмененные предшествующей статьей, имеют силу закона.
Статья 44. Конституция может быть изменена только народом по предложению Императора.
Статья 45. Изменения и добавления настоящей Конституции в положения, принятые на плебисците от 20 и 21 декабря 1851 г., будут вынесены на одобрение народу в соответствии с процедурой, определенной декретами от 2 и 4 декабря 1851 г. и 7 ноября 1852 г. Однако голосование будет длиться только один день.