ОСНОВНОЙ ЗАКОН ИРАНА
30 декабря 1906 г.
Во имя милостивого и милосердного Бога.
Ввиду того что нашим основанным на справедливости высочайшим фирманом от 5 августа 1906 г. мы повелели учредить Национальный совет для содействия прогрессу, процветанию страны и нации, для укрепления здания государства и исполнения законов нашего пророка – да будет Божье благословение над ним и над его потомками – и принимая во внимание тот благородный принцип, что каждый житель страны имеет право участвовать в обсуждении публичных дел и в надзоре за ними по силе своих возможностей, мы предоставили самому народу избрание членов меджлиса. Ныне, когда в соответствии с нашими священными намерениями палата (меджлис) Национального совета открыта, мы даем положения и статьи Основного закона о Национальном совете, которым определяются обязанности и функции упомянутого меджлиса и взаимоотношения между ним и государственными учреждениями.
Статья 1. Палата (меджлис) Национального совета учреждена и установлена в силу основанного на справедливости фирмана от 14 джумада-уль-ахер 1324 г.
Статья 2. Палата Национального совета представляет всех жителей Ирана, участвующих [в его лице] в хозяйственных и политических делах своей родины.
Статья 3. Палата Национального совета состоит из членов, избранных в Тегеране и провинциях; место ее пребывания – Тегеран.
Статья 4. В соответствии с особым избирательным законом число членов, избираемых от Тегерана и провинций, устанавливается равным 162; в случае необходимости число это может быть увеличено до 200.
Статья 5. Члены палаты Национального совета избираются на два полных года. Этот срок исчисляется со дня прибытия в Тегеран всех представителей от провинций. По окончании двухлетнего срока должны быть произведены новые выборы. Народ имеет право переизбирать тех из прежних представителей, которых он желает и которыми остался доволен.
Статья 6. Лица, избранные от Тегерана, как только они соберутся, могут составить меджлис и приступить к обсуждению и рассмотрению дел. Решения, принятые большинством этих лиц, действительны и подлежат исполнению в течение периода отсутствия представителей провинций.
Статья 7. При открытии прений должны присутствовать, по меньшей мере, две трети членов меджлиса, при голосовании необходимо наличие трех четвертей их. Большинство голосов получается, если голосует более половины присутствующих в меджлисе.
Статья 8. Время перерывов и работы палаты Национального совета устанавливается самим меджлисом в соответствии с его регламентом. После летнего перерыва меджлис должен вновь открываться и возобновлять свои работы 7 октября, в годовщину его первоначального открытия.
Статья 9. Палата Национального совета во время перерывов может созываться в чрезвычайном порядке.
Статья 10. В день открытия меджлис подносит Его Шахскому Величеству адрес и удостаивается вслед за тем высочайшего ответа от него.
Статья 11. Члены меджлиса, занимая свои места в нем, приносят и подписывают присягу по следующей форме.
Форма присяги: «Мы, нижеподписавшиеся, призываем Бога в свидетели и клянемся Кораном, что, пока будут уважаться и осуществляться права меджлиса и его членов, согласно этому закону, мы будем со всей добросовестностью, прямотой, старательностью и рвением выполнять возложенные на нас обязанности и будем служить верой и правдой нашему справедливому и чтимому повелителю, Его Величеству Шахиншаху, не изменять ни основам монархии, ни правам нации и не преследовать никаких иных целей, кроме пользы и интересов Иранского государства и нации».
Статья 12. Никто, ни по каким основаниям не имеет права без ведома и согласия палаты Национального совета возбуждать и поддерживать преследование против ее членов. Если бы даже оказалось, что кто-либо из ее членов совершил преступление или проступок и был арестован на месте преступления, то и тогда наказание может быть приведено в исполнение лишь с ведома меджлиса.
Статья 13. Обсуждения в палате Национального совета должны вестись публично для того, чтобы их результаты могли приводиться в исполнение. Представители печати и публика в соответствии с регламентом меджлиса имеют право присутствовать и слушать, но не выступать. Газеты могут печатать сообщения о прениях меджлиса, но при условии не изменять и не извращать их смысла, чтобы все могли знать об обсуждавшихся предметах и о подробностях того, что происходило. Каждый, имеющий полезные для всех соображения, может писать о них в газетах с тем, чтобы ничто не оставалось неизвестным и ничто не скрывалось. Ввиду этого все газеты, поскольку они не содержат ничего противного какому-либо из устоев государства или нации, свободны и вправе печатать и сообщать обо всех общеполезных предметах, как-то: о прениях в меджлисе или о полезных мнениях народа о них. Если же кто-либо в газетах или в других каких-либо печатных изданиях из личных целей поместит что-либо противоречащее изложенному выше или займется в них оскорблениями и клеветой, то он подлежит по закону следствию, суду и наказанию.
Статья 14. Палата Национального совета установит в соответствии с особым положением, именуемым регламентом, порядок ведения своих собственных дел, как-то: избрание председателя, заместителей председателя, секретарей и других должностных лиц, а также порядок прений, образования секций и т. д.
Об обязанностях меджлиса, его компетенции и правах
Статья 15. Палата Национального совета имеет право выносить решения большинством голосов по всем тем вопросам, которые она считает полезными для государства и нации, после чего честно и искренне обсуждает и принимает решения в полной безопасности и уверенности. По одобрению сенатом эти решения через первое лицо в государстве докладываются (шаху) и по высочайшем утверждении приводятся в исполнение.
Статья 16. Все законы, необходимые для укрепления основ государства и монархии и для упорядочения дел страны и учреждения министерств, получают одобрение палаты Национального совета.
Статья 17. Палата Национального совета в случае необходимости вырабатывает проекты новых законов и изменений, дополнений или отмены действующих законов; эти проекты по одобрении их сенатом и высочайшем утверждении вступают в силу.
Статья 18. Для решения финансовых вопросов, для рассмотрения и установления бюджета, для всех изменений налогового обложения, для принятия или отклонения временных или дополнительных расходов, а также для учреждения тех новых органов (финансового) контроля, которые правительство признало бы желательными, требуется одобрение меджлиса.
Статья 19. Меджлис имеет право после одобрения сената требовать от первого лица в государстве исполнения тех решений, которые он принял в целях упорядочения финансов и улучшения связи между правительственными учреждениями путем установления административного деления провинций и областей и реформы управления ими.
Статья 20. Бюджет каждого министерства на следующий год должен быть выработан во вторую половину каждого года и представлен за 15 дней до нового года (21 марта).
Статья 21. Всякий раз, когда оказывается необходимым ввести новый или заменить или отменить какой-либо из действующих основных законов о министерствах, требуется одобрение палаты Национального совета независимо от того, объявил ли о необходимости такой меры сам меджлис или ее предложил соответствующий министр.
Статья 22. Передача или продажа доходов или имущества государства, а также всякие изменения границ страны требуют одобрения палаты Национального совета.
Статья 23. Без одобрения Национального совета государство не может предоставлять никаких концессий на учреждение компаний или товариществ в какой бы то ни было форме и под каким бы то ни было наименованием.
Статья 24. Для заключения договоров и соглашений, предоставления торговых, промышленных, сельскохозяйственных или иных монополий как иранцам, так и иностранцам требуется одобрение палаты Национального совета, за исключением лишь тех договоров, которые в интересах государства и нации должны сохраняться в тайне.
Статья 25. Государственные займы всякого рода, как внутренние, так и внешние, заключаются лишь с ведома и одобрения палаты Национального совета.
Статья 26. Для постройки железных или шоссейных дорог на государственные средства или же на средства товариществ или компаний, отечественных или иностранных, требуется одобрение палаты Национального совета.
Статья 27. Меджлис, усмотрев какое-либо нарушение или невыполнение законов, должен сообщить об этом соответствующему министру, который обязан представить необходимые объяснения.
Статья 28. Если министр действует ошибочно и издаст какой-либо письменный или устный приказ от имени священной особы Его Величества, противоречащий какому-либо из действующих и получивших высочайшее одобрение законов, то он должен будет признать свою ошибку и нерадивость и отвечать по закону перед священной особой Его Величества.
Статья 29. Если министр не может оправдать своих действий получившими высочайшее утверждение законами и если будет установлено, что он действовал в противоречии с законами или превысил свои полномочия, то меджлис возбуждает ходатайство перед Его Величеством об отставке министра, а если его вина будет точно доказана на суде, то он не сможет уже впредь занимать государственные должности.
Статья 30. Палата Национального совета имеет право, каждый раз как она признает это необходимым, делать непосредственные представления Его Величеству через посредство особого комитета, состоящего из председателя и шести членов, избираемых порознь [представителями в меджлисе] от шести классов [избирателей] . Высочайшая аудиенция должна испрашиваться у Его Величества через посредство министра двора.
Статья 31. Министры имеют право присутствовать на заседаниях палаты Национального совета, занимать отведенные им места и слушать прения меджлиса. В случае если они сочтут это необходимым, они могут просить слова у председателя и давать разъяснения, необходимые для обсуждения и выяснения дел.
О внесении предложений в палату Национального совета
Статья 32. Всякое лицо может представлять письменно в канцелярию меджлиса по приему прошений возражения или жалобы. Если дело касается самого меджлиса, то он сам дает на них надлежащий ответ; если же дело касается какого-либо министерства, то заявление отсылается в это министерство, которое обязано его рассмотреть и дать надлежащий ответ.
Статья 33. Новые законы, в которых окажется необходимость, вырабатываются в соответствующих министерствах и вносятся в палату Национального совета через соответствующего министра или первое лицо в государстве. По одобрении меджлиса и по получении высочайшего утверждения они вступают в силу.
Статья 34. Председатель меджлиса может в случае необходимости по личному усмотрению или же по заявлению 10 членов меджлиса или одного из министров проводить закрытые заседания, без представителей печати и публики, или же образовывать из определенного числа членов меджлиса секретное собрание, на котором остальные члены меджлиса не имеют права присутствовать. Однако итоги обсуждений секретного собрания лишь тогда имеют силу, когда на его заседаниях присутствуют три четверти выбранных в него членов и когда решение принято большинством голосов. Если предложение не будет принято секретным собранием, то вопрос не вносится в меджлис и о нем хранится молчание.
Статья 35. Если заседание велось в закрытом порядке по требованию председателя меджлиса, то он может огласить ту часть прений, какую сочтет полезной огласить; если заседание было закрытым по требованию министра, то опубликование прений может состояться лишь с согласия министра.
Статья 36. Каждый из министров может потребовать возвращения ему всякого предложения, внесенного им в меджлис, в любой стадии обсуждения, если только вопрос не был внесен по требованию самого меджлиса; в таком случае на возвращение предложения требуется согласие меджлиса.
Статья 37. Если проект какого-либо министра не получил одобрения меджлиса, то этот проект возвращается вместе с замечаниями меджлиса, а министр, отклонив или приняв возражения меджлиса, может вторично внести в него проект.
Статья 38. Члены палаты Национального совета должны точно и ясно высказаться об отклонении или принятии предложения, и никто не имеет права убеждением или угрозами воздействовать на их голосование. Отклонение или принятие должно производиться так, чтобы это было понятно для представителей печати и публики, то есть внешними знаками, как, например, синими или белыми листками или подобным способом.
Внесение предложений самим меджлисом
Статья 39. Всякое предложение, внесенное одним из членов меджлиса, подлежит обсуждению лишь тогда, когда не менее 15 членов меджлиса выскажутся за его обсуждение. В таком случае предложение письменно сообщается председателю меджлиса, который имеет право предварительно передать его на рассмотрение комитета по расследованию.
Статья 40. Если указанное в статье 39 предложение будет внесено на обсуждение и рассмотрение в меджлис или в комитет по расследованию и будет касаться одного из министров, то меджлис должен известить его об этом, чтобы этот министр мог лично явиться или прислать своего заместителя и чтобы обсуждение происходило в присутствии его или его заместителя. Экземпляр проекта и приложений к нему должен быть до обсуждения направлен соответствующему министру в срок от 10 дней до одного месяца, за исключением особо срочных случаев; день обсуждения устанавливается заблаговременно. По обсуждении предложения в присутствии соответствующего министра предложение, если оно одобрено в меджлисе большинством голосов, официально передается соответствующему министру для принятия им дальнейших необходимых шагов.
Статья 41. Если соответствующий министр по какой-либо причине не согласится с меджлисом по поводу его предложения, то он должен представить свои извинения, которые убедили бы меджлис.
Статья 42. Если палата Национального совета требует объяснения по какому-либо вопросу у соответствующего министра, последний обязан дать ответ. Этот ответ не должен откладываться без уважительной причины и дольше необходимого времени, поскольку это не касается вопросов, неоглашение которых необходимо в течение определенного времени в интересах государства и нации. Однако по прошествии этого срока министр обязан дать меджлису разъяснения по данному вопросу.
Об условиях учреждения сената
Статья 43. Учреждается вторая палата под названием сенат, состоящая из 60 членов. Ее заседания, когда она будет учреждена, будут происходить одновременно с заседаниями палаты Национального совета.
Статья 44. Регламент сената должен быть одобрен палатой Национального совета.
Статья 45. Члены этой палаты выбираются из людей опытных, прозорливых, благочестивых и уважаемых; из них 30 человек назначаются Его Священным Величеством, причем 15 из жителей Тегерана и 15 из жителей провинций, а 30 избираются нацией – 15 из жителей Тегерана и 15 из жителей провинций.
Статья 46. По учреждении сената все вопросы должны вноситься на одобрение обеих палат. Если вопросы исходят от сената или от Совета министров, то сначала они подлежат исправлению и улучшению в сенате и после принятия большинством голосов вносятся на одобрение палаты Национального совета. Вопросы, исходящие от палаты Национального совета, сначала обсуждаются в ней, а затем передаются в сенат, за исключением финансовых вопросов, относящихся к исключительной компетенции палаты Национального совета. Решения меджлиса по этим вопросам сообщаются сенату, чтобы он в свою очередь представил свои замечания Национальному меджлису, однако Национальный меджлис, рассмотрев замечания сената, вправе по своему усмотрению либо принять, либо отклонить их.
Статья 47. Впредь до созыва сената предложения, одобренные палатой Национального совета и получившие высочайшее утверждение, будут иметь законную силу.
Статья 48. (В редакции конституционного закона 8 мая 1949 г.) Шах имеет право роспуска меджлиса и сената как в отдельности, так и одновременно.
При роспуске одной или обеих палат основание роспуска должно быть приведено в указе, которым также предусматривается назначение новых выборов.
Новые выборы должны начаться через месяц со дня издания упомянутого указа, и меджлис и (или) сенат должны быть созваны не позднее трех месяцев после указанного срока.
Палата, конституированная таким образом, после роспуска ее предшественницы будет заседать в течение всего периода новой легислатуры, а не только в течение остающегося срока предыдущей легислатуры.
Новая палата или обе палаты не могут быть распущены по тому же основанию, как предыдущие или одна из них.
Если палаты не могут прийти к соглашению по какому-либо законопроекту или законодательному предположению, дважды переходившему из одной палаты в другую, смешанная комиссия в составе равного числа членов от обеих палат изучит разногласия между палатами и представит свой доклад обеим палатам.
Если сенат и меджлис одобрят доклад смешанной комиссии, закон представляется шаху для наложения императорской печати.
Если палаты не одобрят доклад смешанной комиссии, спорный вопрос представляется на усмотрение шаха.
Если шах согласится с решением меджлиса, он (шах) приказывает привести его в исполнение.
В противном случае вопрос откладывается на шесть месяцев, и если по истечении этого срока он снова возникнет, то он может быть представлен на рассмотрение обеих палат в качестве нового законопроекта или законодательного предположения.
Статья 48 и все другие статьи Конституции 30 декабря 1906 г. и приложения к ней, противоречащие настоящей статье, отменяются.
Статья 49. Вновь избранные представители от Тегерана должны явиться в течение одного месяца, а представители от провинций – в течение трех месяцев. Когда представители от столицы явятся, меджлис открывается и приступает к работе, но он не может обсуждать спорных вопросов, пока не соберутся представители от провинций. Если новый меджлис по прибытии всех членов подтвердит абсолютным большинством голосов прежнее решение, то Его Священное Величество одобрит это решение палаты Национального совета и отдаст приказ о приведении его в исполнение.
Статья 50. В течение каждого периода легислатуры, который длится два года, приказ об обновлении состава представителей не может отдаваться более одного раза.
Статья 51. Настоящим устанавливается, что наши царственные преемники и потомки должны почитать долгом своего царствования соблюдение этих положений и этих статей, установленных нами и введенных в действие для укрепления здания государства, упрочения основ монархии, обеспечения правосудия и спокойствия нации.
Дополнительная статья (В редакции закона 7 мая 1949 г.)
Если палата Национального совета и сенат каждый в отдельности примут решение большинством двух третей голосов обеих палат либо по собственной инициативе, либо по предложению правительства о необходимости изменения одной или нескольких статей Конституции или приложения к ней и если Его Величество Шах одобрит такое решение палат, шахским указом созывается Учредительное собрание.
Учредительное собрание должно состоять из членов в количестве, равном общему законному составу палат Национального совета и сената. Выборы Учредительного собрания должны быть проведены согласно закону, который ограничивает пересмотр Конституции статьями, определенными решениями обеих палат и одобренными Его Величеством Шахом.
Для принятия решений Учредительным собранием необходимо большинство двух третей голосов всех его членов; по одобрении Его Величеством Шахом эти решения приводятся в исполнение.
Настоящей статьей не затрагиваются какие-либо статьи Конституции и дополнения к ней, касающиеся шиитских обрядов или священной религии ислама, национальной религии или конституционного строя Иранской монархии, которые являются неизменяемыми и установленными навеки.
В отношении статей 4, 5, 6 и 7 Конституции, разъяснения к статье 7, а также статьи 8 Конституции и статьи 49 дополнения к ней меджлис и сенат, которые будут образованы после утверждения настоящей статьи, принимая во внимание бывшие прецеденты, а также то обстоятельство, что эти статьи были предметом предшествующих законов, соберутся для рассмотрения поправок к ним до того, как они официально начнут свою работу.
В этих целях обе палаты будут собраны под председательством председателя сената и примут решение о внесении необходимых изменений большинством двух третей голосов всех их членов. Эти изменения будут одобрены шахом и скреплены шахской печатью и вступят в силу.
ДОПОЛНЕНИЕ К ОСНОВНОМУ ЗАКОНУ ИРАНА
8 октября 1907 г.
Общие положения
Статья 1. Официальной религией Ирана является ислам в правоверном учении Джафара о двенадцати имамах, в эту веру Падишах Ирана должен исповедовать и распространять.
Статья 2. Законы священной палате Национального совета, основанной с соизволения и с помощью Его Святейшества имама – да ускорит господь его радостный приход! – и по милости Его Величества Шахиншаха ислама – да продлит господь его правление навеки! – и попечением столпов ислама – да увеличит господь их число! – и всей иранской нации никогда не должны противоречить священным предписаниям ислама и законам, данным Его Святейшеством, лучшим из мужей – да будет божье благословение и мир с ним и с его семьей! И устанавливается, что ученые богословы – Да продлит господь их благословенную жизнь! – должны определить, соответствуют ли те законы, которые могут быть предложены, основам ислама. Ввиду этого официально предписывается, чтобы во всякое время существовал комитет в составе не менее пяти человек из муджетехидов или благочестивых богословов-правоведов, которые должны знать все нужды своего времени. Этот комитет образуется следующим образом: прославленные богословы и ученейшие столпы ислама, за которыми следуют шииты, представляют палате Национального совета имена 20 ученых-богословов, обладающих указанными выше качествами; члены палаты Национального совета избирают с общего согласия или путем голосования пять или более из них в зависимости от требования времени и признают их членами (палаты) с тем, чтобы они внимательно обсуждали и рассматривали все вносимые в меджлис предложения и отвергали те из них, которые расходятся со священными предписаниями ислама, дабы они не получили силы законов. Решениям этого комитета улемов по таким вопросам надлежит повиноваться, и они должны исполняться. Настоящая статья не должна подвергаться изменению до времени появления Его Святейшества имама – да ускорит господь его радостный приход!
Статья 3. Границы Иранского государства, его провинций, областей и округов не могут изменяться иначе, как по закону.
Статья 4. Столицей Ирана является Тегеран.
Статья 5. Официальными цветами иранского флага являются зеленый, белый и красный с гербом – лев и солнце.
Статья 6. Жизнь и имущество иностранных подданных, проживающих на иранской территории, обеспечиваются и защищаются, кроме случаев, предусмотренных законами страны.
Статья 7. Основы Конституции ни в каком случае не могут приостанавливаться в своем действии ни частично, ни полностью.
Права иранской нации
Статья 8. Жители Ирана пользуются равными правами перед законом государства.
Статья 9. Жизнь, имущество, жилище и честь всех лиц обеспечиваются и защищаются от всякого рода посягательств, и никто не может подвергаться преследованию иначе, как в тех случаях и в том порядке, которые установлены законами страны.
Статья 10. За исключением случаев захвата на месте совершения преступления или тяжкого правонарушения, никто не может быть арестован иначе, как по письменному приказу председателя суда и в согласии с законом. Но и в таких случаях обвиняемому немедленно или не позднее ближайших 24 часов должна быть указана вина, которая ему вменяется.
Статья 11. Никто не может быть насильно изъят из ведения того суда, которому подсудно по закону его дело, и направлен в иной суд.
Статья 12. Никакое наказание не может налагаться и приводиться в исполнение иначе, как в соответствии с законом.
Статья 13. Дом и жилище всякого лица пользуются защитой и неприкосновенностью; нельзя входить в жилище иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом.
Статья 14. Никто из иранцев не может высылаться из страны или не допускаться к проживанию в какой-либо части ее или принуждаться к проживанию в определенной ее части, за исключением точно определенных законом случаев.
Статья 15. Никакая собственность не может быть изъята из распоряжения ее собственника иначе, как в разрешенных законом случаях и лишь по установлении и уплате ее справедливой стоимости.
Статья 16. Запрещается конфискация собственности или имущества каких-либо лиц в качестве меры наказания или возмещения иначе, как по предписанию закона.
Статья 17. Запрещается лишение под каким бы то ни было предлогом собственников и владельцев их собственности или имущества иначе, как по предписанию закона.
Статья 18. Изучение и преподавание всяких наук, ремесел и искусств свободно, поскольку это не запрещается по законам веры.
Статья 19. Учреждение школ на средства правительства или на народные средства и обязательное обучение должны регулироваться министерством народного просвещения, и все высшие и начальные школы должны находиться под руководством и наблюдением этого министерства.
Статья 20. Все печатные издания, за исключением тех, которые могут направить на дурной путь и противны чистой вере, свободны и цензура над ними запрещается. Если, однако, в них будет обнаружено что-либо противное закону о печати, то издатель или автор подлежат наказанию по закону о печати. Если автор известен и проживает в Иране, то издатель, типографщик и распространитель не подлежат преследованию.
Статья 21. Те общества и собрания, которые не вносят смуты в религиозную или государственную жизнь и не нарушают общественного порядка, свободны на всей территории страны; однако присутствующие на них не должны носить оружия и обязаны подчиняться постановлениям, изложенным в соответствующем законе. Собрания на улицах и на общественных площадях также должны подчиняться полицейским постановлениям.
Статья 22. Почтовая переписка охраняется и не может конфисковаться или вскрываться иначе, как в предусмотренных законом исключительных случаях.
Статья 23. Воспрещается вскрывать или задерживать телеграммы без согласия владельца телеграммы, за исключением предусмотренных законом случаев.
Статья 24. Иностранные подданные могут приобретать иранское подданство. Прием в подданство, сохранение его или выход из него определяются особым законом.
Статья 25. Не требуется особого разрешения для принесения жалоб на государственных чиновников по поводу неправильностей, допущенных ими при исполнении служебных обязанностей, за исключением жалоб на министров, когда применяются специальные законы.
Государственные власти
Статья 26. Вся государственная власть исходит от нации; порядок осуществления этой власти определяют основные законы.
Статья 27. Государственная власть разделяется на три отрасли.
1. Законодательная власть, особое назначение которой состоит в издании и изменении законов. Эта власть исходит от Его Величества Шахиншаха, палаты Национального совета и сената. Каждый из этих трех источников имеет право законодательного почина, вместе с тем действительность закона зависит от его не противоречия основам шариата, от одобрения обеих палат и от высочайшего утверждения. Однако установление и одобрение законов о государственных доходах и расходах является исключительной компетенцией палаты Национального совета. Разъяснение и толкование законов также является исключительно обязанностью Национального совета.
2. Судебная власть, назначение которой состоит в определении прав. Эта власть принадлежит исключительно духовным судам по делам, касающимся шариата, и гражданским судам – по делам гражданским.
3. Исполнительная власть, которая принадлежит Падишаху; это означает, что законы и постановления приводятся в исполнение через посредство министров и государственных чиновников от имени Его Шахского Величества в порядке, установленном законом.
Статья 28. Три указанные отрасли власти должны всегда оставаться отличными и отделенными друг от друга.
Статья 29. Особые дела каждой провинции, каждой области и каждого округа регулируются и решаются с одобрения провинциальных и областных советов (энджу-менов) в соответствии с относящимися к ним особыми законами.
Права членов меджлиса
Статья 30. Члены палаты Национального совета и сената представляют всю нацию, а не только отдельные классы, провинции, области или округа, которые избрали их.
Статья 31. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
Статья 32. Если кто-либо из членов [той или иной палаты] поступает на какую-либо оплачиваемую должность в одно из правительственных учреждений, он перестает быть членом палаты: чтобы снопа стать членом палаты, он должен уйти со службы и быть снова избранным нацией.
Статья 33. Каждая из обеих палат имеет право расследовать и проверять любые государственные дела.
Статья 34. Обсуждение в сенате не может иметь места в период, когда палата Национального совета не заседает.
Права монархической власти Ирана
Статья 35. Монархическая власть есть вклад, который милостью божией вверяется нацией особе Падишаха.
Статья 36. (В редакции закона 12 декабря 1925 г.) Конституционная монархическая власть Ирана вверяется нацией через посредство Учредительного собрания особе Его Величества Реза-шаха-Пехлеви. Она пребудет в его мужском потомстве из поколения в поколение.
Статья 37. (В редакции закона 12 декабря 1925г.) Наследником престола по праву является старший сын Падишаха от матери иранского происхождения. В случае если Падишах не имеет нисходящих мужского пола, то наследник престола назначается по предложению Падишаха и с одобрения палаты Национального совета и при условии, что наследник престола не принадлежит к дому Каджаров. Если у Падишаха впоследствии родится сын, то он будет по праву наследником престола.
Статья 38. (В редакции закона 12 декабря 1925г.) Если престол оказывается вакантным, то наследник престола может лично осуществлять права монархической власти при условии, что ему исполнилось 20 лет. Если он не достиг этого возраста, то палатой Национального совета избирается регент, который, однако, не должен принадлежать к дому Каджаров.
Статья 39. Падишах может занять шахский престол лишь после того, как он до коронования явится в палату Национального совета и в присутствии членов палаты Национального совета, сената и Совета министров принесет следующую присягу: «Призывая в свидетели Всемогущего и Великого Бога, клянусь священным словом божиим (Кораном) и всем, что есть священного перед Богом, что я буду прилагать все мои усилия, дабы охранять независимость Ирана, оберегать и защищать границы страны и права нации, соблюдать Конституцию и Основной закон Ирана и править согласно ему и установленным законам государства; я буду прилагать все усилия и старания к распространению учения Джафара о двенадцати имамах, буду во всех своих действиях и поступках представлять преславного Бога как присутствующего и наблюдающего за мной и не буду преследовать иных целей, кроме счастья и величия Иранского государства и нации. Прошу благословения Бога, оказывающего помощь людям, в моем служении делу прогресса Ирана и прошу помощи святых подвижников ислама».
Статья 40. Равным образом и тот, кто избран регентом, не может приступить к исполнению своих обязанностей, если он не принесет указанной выше присяги.
Статья 41. В случае кончины Падишаха палата Национального совета и сенат должны собраться; собрание обеих палат не может откладываться дольше, чем на 10 дней после кончины Падишаха.
Статья 42. Если срок полномочий обеих или одной из палат истек еще при жизни Падишаха, а новые представители еще не избраны после его кончины, то собираются прежние депутаты и обе палаты заседают в прежнем составе.
Статья 43. Падишах не может принять на себя правление каким-либо другим королевством без согласия и одобрения палаты Национального совета и сената.
Статья 44. Особа Падишаха свободна от ответственности. Государственные министры ответственны за все дела перед обеими палатами.
Статья 45. Все высочайшие фирманы и указы Падишаха, относящиеся к государственным делам, подлежат исполнению, только если они скреплены подписью соответствующего министра, который является ответственным за подлинное содержание этих фирманов и указов.
Статья 46. Назначение и увольнение министров производится по высочайшему фирману Падишаха.
Статья 47. Пожалование военных чинов, орденов и почетных званий производится Падишахом в соответствии с особым законом.
Статья 48. Выбор начальников государственных управлений внутри государства или за границей производится Падишахом с одобрения соответствующего министра, за исключением случаев, специально оговоренных законом; назначения других чиновников не производятся Падишахом, за исключением точно предусмотренных законом случаев.
Статья 49. Падишах издает фирманы и постановления в целях исполнения законов, однако он ни в коем случае не может отменять или отсрочивать исполнение этих законов.
Статья 50. Верховное командование всеми военными сухопутными и морскими вооруженными силами принадлежит особе Падишаха.
Статья 51. Падишах объявляет войну и заключает мир.
Статья 52. Договоры, которые на основании статьи 24 Основного закона от 30 декабря 1906 г. должны являться секретными, сообщаются Падишахом – как скоро требования государственных интересов и государственной безопасности перестают препятствовать этому – палате Национального совета и сената вместе с необходимыми объяснениями.
Статья 53. Секретные статьи любого договора ни в каком случае не могут противоречить опубликованным статьям того же договора.
Статья 54. Падишах может созвать палату Национального совета и сената на чрезвычайные сессии.
Статья 55. Монета чеканится от имени Падишаха в соответствии с законом.
Статья 56. Содержание и расходы высочайшего двора определяются законом.
Статья 57. Прерогативами и полномочиями королевской власти являются только те, которые определены в настоящих конституционных законах.
О министрах
Статья 58. Никто не может быть назначен министром, если он не является мусульманином, иранцем по происхождению и иранским подданным.
Статья 59. Принцы первой степени, то есть сыновья, братья и дяди с отцовской стороны правящего Падишаха, не могут назначаться министрами.
Статья 60. Министры ответственны перед обеими палатами; если какая-либо из палат найдет их присутствие необходимым, они должны явиться в нее; по всем вверенным им делам они должны оставаться в рамках своей ответственности.
Статья 61. Министры, помимо индивидуальной ответственности за дела, непосредственно относящиеся к их министерству, ответственны также коллективно и солидарно перед обеими палатами за свои действия по вопросам, имеющим общий характер.
Статья 62. Число министров устанавливается законом в зависимости от необходимости.
Статья 63. Звание министра как почетное звание окончательно отменяется.
Статья 64. Министры не могут снять с себя ответственность, ссылаясь на письменные или устные приказы Падишаха.
Статья 65. Палата Национального совета и сенат могут возбуждать обвинение против министров и привлекать их к суду.
Статья 66. Закон определит ответственность министров и наказания, которым они могут быть подвергнуты.
Статья 67. Если палата Национального совета или сенат абсолютным большинством голосов заявят о своем недоверии Совету министров или одному из министров, то Совет министров или этот министр должны выйти в отставку.
Статья 68. Министры не могут занимать, помимо своей должности, какой-либо другой оплачиваемой должности.
Статья 69. Палата Национального совета или сенат должны сообщать о совершенных министрами правонарушениях Кассационной палате, которая в общем своем судебном присутствии производит разбирательство дела и выносит приговор, за исключением случаев, когда обвинение и преследование по данному делу не относятся к вопросам, связанным с вверенными министру делами государственного управления, а касаются его в качестве частного лица.
Примечание. Пока Кассационная палата еще не учреждена, вместо нее действует комитет, избранный из равного числа членов обеих палат.
Статья 70. В случае предания министра суду палатой Национального совета или сенатом или же в случае возбуждения против него лично обвинения теми или иными лицами в связи с его служебной деятельностью установление преступления и наказания производится по особому закону.
Полномочия судов
Статья 71. Высший гражданский трибунал (диван) и гражданские суды являются официальными инстанциями для разбора всяких жалоб; суд по делам, касающимся шариата, творят справедливые муджетехиды, удовлетворяющие всем необходимым требованиям.
Статья 72. Споры по поводу политических прав подсудны гражданским судам, помимо дел, особо изъятых по закону.
Статья 73. Учреждение гражданских судов производится в соответствии с законом; никто не может учреждать под каким бы то ни было названием или предлогом суды вопреки постановлениям закона.
Статья 74. Никакой суд не может быть учрежден иначе, как по закону.
Статья 75. Во всем государстве учреждается одна Кассационная палата для разбирательства гражданских (не шариатских) дел, с местонахождением в столице; палата не рассматривает никаких дел в первой инстанции, за исключением тех которые касаются министров.
Статья 76. Все судебные заседания происходят открыто, кроме случаев, когда гласность была бы противна общественному порядку или нравственности. В таких случаях суд должен объявить о необходимости разбирать дело при закрытых дверях.
Статья 77. Если разбирательство дела о политических преступлениях или о преступлениях желательно вести при закрытых дверях, то для этого требуется единогласное решение всех членов суда.
Статья 78. Вынесенные судами приговоры и решения должны быть мотивированы и снабжены доказательствами по делу и ссылками на те статьи законов, на основании которых приговор или решение вынесены; они публично оглашаются.
Статья 79. Судебное разбирательство дел о политических преступлениях и преступлениях печати производится с участием присяжных заседателей.
Статья 80. Председатели и члены гражданских судов выдвигаются в соответствии с постановлениями законов о судоустройстве и назначаются высочайшим фирманом.
Статья 81. Ни один судья гражданского суда не может быть временно или окончательно уволен от своей должности иначе, как по судебному приговору и без доказательства его виновности, за исключением случаев добровольного ухода.
Статья 82. Перемещения судей гражданских судов не могут совершаться без их согласия.
Статья 83. Назначение генерального прокурора производится Падишахом с одобрения духовного судьи.
Статья 84. Вознаграждение судей гражданских судов устанавливается законом.
Статья 85. Председатели гражданских судов не могут занимать других оплачиваемых государственных должностей, если только они не соглашаются бесплатно занимать эти должности и если это не нарушает закона.
Статья 86. В каждом главном городе провинции учреждается апелляционная палата для разбора гражданских судебных дел в порядке, установленном законом о судоустройстве.
Статья 87. Военные суды учреждаются во всем государстве в соответствии с особыми законами. Статья 88. Разбирательство споров по делам, касающимся компетенции различных государственных учреждений, возлагается на Кассационную палату в соответствии с постановлениями законов.
Статья 89. Кассационная палата и другие суды применяют приказы и постановления государственных, провинциальных, областных и городских властей, когда они соответствуют законам.
О провинциальных и областных советах (энджуменах)
Статья 90. Во всей богохранимой стране учреждаются провинциальные и областные советы в соответствии с особым положением о них. Основные законы, регламентирующие их, следующие:
Статья 91. Члены провинциальных и областных советов избираются непосредственно населением в соответствии с положением о провинциальных и областных советах.
Статья 92. Провинциальные и областные советы имеют право осуществлять в полной мере контроль над проведением реформ, относящихся к общественному благу, в пределах, установленных законами.
Статья 93. Отчеты о всякого рода расходах и доходах провинций и областей печатаются и опубликовываются провинциальными и областными советами.
О финансах
Статья 94. Никакие налоги не могут устанавливаться иначе, как на основании закона.
Статья 95. Закон указывает случаи возможного освобождения от налога.
Статья 96. Размер налогов ежегодно устанавливается и одобряется палатой Национального совета большинством голосов.
Статья 97. В отношении налогов не допускается никаких различий или привилегий для отдельных лиц, принадлежащих к нации.
Статья 98. Снижение налогов и освобождение от них определяются особым законом.
Статья 99. За исключением точно установленных законом случаев, с населения ни под каким предлогом не могут взиматься какие-либо платежи, помимо тех, которые взыскиваются в качестве налога – государственного, провинциального, областного или городского.
Статья 100. Никакие денежные выплаты или пожалования за счет казны не допускаются иначе, как в силу закона.
Статья 101. Члены Счетной палаты избираются палатой Национального совета на установленный законом срок.
Статья 102. На Счетную палату возлагаются проверка и контроль счетов финансового управления и закрытие всех счетов казначейства. В частности, она наблюдает за тем, чтобы ни по одному бюджетному разделу не было перерасходов, изменений или переносов и чтобы каждое ассигнование было израсходовано по своему прямому назначению. Она также проверяет и контролирует все отчеты различных государственных управлений, собирает оправдательные документы на расходы по этим отчетам и представляет палате Национального совета сводный отчет по государству вместе со своими замечаниями.
Статья 103. Устройство и порядок действия Счетной палаты устанавливаются законом.
Армия
Статья 104. Закон устанавливает способ набора войск и обязанности и права военнослужащих; производство в чины осуществляется в соответствии с законом.
Статья 105. Расходы на военные нужды подлежат ежегодно одобрению палаты Национального совета.
Статья 106. Никакие иностранные войска не допускаются на службу государства и не могут находиться или проходить по какой-либо из частей его территории иначе, как по закону.
Статья 107. Военнослужащие не могут лишаться присвоенных им прав, чинов и отличий иначе, как по закону.