КОНСТИТУЦИОННАЯ ХАРТИЯ ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ
(29 февраля 1920 г.)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
§ 1. 1) Вся власть в Чехословацкой республике полностью исходит от народа.
2) Конституционная хартия определяет те органы, через посредство которых суверенный народ издает для себя законы, исполняет их и творит суд. Точно так же она устанавливает те пределы, за которые эти органы не должны выходить, чтобы не нарушить обеспеченных конституцией гражданских свобод.
§ 2.Чехословацкое государство является демократической республикой с выборным президентом во главе.
§ 3. 1) Территория Чехословацкой республики составляет единое и нераздельное целое, границы которого могут быть изменены только конституционным законом (статья 1 вводного закона).
2) В соответствии с договором, заключенным 10 сентября 1919 г. в Сен-Жермен ан Лэ между великими союзными и объединившимися державами, с одной стороны, и Чехословацкой республикой, с другой стороны, неотделимую часть этого целого образует автономная территория Подкарпатской Руси, которая добровольно присоединилась к Чехословацкой республике и которая будет наделена самой широкой автономией, какая совместима с единством Чехословацкой республики.
3) Территория Подкарпатской Руси имеет собственный сейм, который избирает свой президиум.
4) Этот сейм осуществляет законодательную власть в делах, касающихся языка, просвещения, религии, а также в вопросах местного управления и во всех тех, которые могут быть переданы в его ведение законами Чехословацкой республики. Принятые этим сеймом законы обнародуются в особом сборнике и скрепляются губернатором, если президент республики утвердил их своей подписью.
5) Территория Подкарпатской Руси представляется в национальном собрании Чехословацкой республики подобающим числом представителей (сенаторов) в соответствии с действующими в Чехословакии избирательными законами.
6) Главой указанной территории является губернатор, назначенный президентом Чехословацкой республики по предложению правительства и ответственный также перед сеймом территории Руси.
7) Чиновники территории Подкарпатской Руси будут браться по возможности среди населения указанной территории.
8) Подробности, в особенности касающиеся права избирать и избираться, определяются особыми постановлениями.
9) Закон национального собрания, устанавливающий границы территории Подкарпатской Руси, составит часть конституционной хартии.
§ 4. 1) Существует лишь одно и единое гражданство для граждан Чехословацкой республики.
2) Закон устанавливает условия приобретения, действия и прекращения гражданства в Чехословацкой республике.
3) Гражданин иностранного государства не может быть одновременно гражданином Чехословацкой республики.
§ 5. 1) Столицей Чехословацкой республики является Прага.
2) Цвета республики – белый, красный и синий.
3) Герб и флаги государства устанавливаются законами.
ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
СОСТАВ И КРУГ ВЕДЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ И ОБЕИХ ЕГО ПАЛАТ
§ 6. 1) Законодательная власть осуществляется для всей территории Чехословацкой республики национальным собранием, состоящим из двух палат: палаты представителей и сената.
2) Обе палаты заседают в Праге. В случае безусловной необходимости они могут быть временно созваны в другом месте Чехословацкой республики.
§ 7. 1) Законодательные и исполнительные права ландтагов (Богемии, Моравии, Силезии) окончились.
2) Поскольку принятый национальным собранием закон не постановляет иначе, его положения действительны для всей территории Чехословацкой республики.
§ 8. Палата представителей составляется из 300 членов, избранных всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием и на основе пропорционального представительства. Выборы происходят в воскресенье.
§ 9. Все граждане Чехословацкой республики, без различия пола, достигшие полных 21 года и удовлетворяющие другим требованиям закона о выборах в палату представителей, имеют право участия в выборах в эту палату.
§ 10. Избираться могут граждане Чехословацкой республики без различия пола, достигшие, по меньшей мере, 30 лет и удовлетворяющие другим требованиям закона о выборах в палату представителей.
§ 11. Палата представителей избирается на 6-летний срок.
§ 12. Подробности относительно осуществления права избирать и производства выборов содержатся в законе о выборах в палату представителей.
§ 13. Сенат составляется из 150 членов, избранных всеобщим, равным, прямым, и тайным голосованием и на основе пропорционального представительства. Выборы происходят в воскресенье.
§ 14. Все граждане Чехословацкой республики, без различия пола, достигшие полных 26 лет и удовлетворяющие другим требованиям закона о составе и круге ведения сената, имеют право участвовать в выборах в сенат.
§ 15. Избираться могут граждане Чехословацкой республики, без различия пола, достигшие полных 45 лет и удовлетворяющие другим требованиям закона о составе и круге ведения сената.
§ 16. Сенат избирается на 8-летний срок.
§ 17. Подробности относительно осуществления права избирать и производства выборов содержатся в законе о составе и круге ведения сената.
§ 18. Никто не может быть одновременно членом обеих палат.
§ 19. 1) О действительности выборов в палату представителей и в сенат решает избирательный суд.
2) Подробности определяются законом.
§ 20. 1) Всякое государственное должностное лицо, избранное в национальное собрание и принесшее присягу в качестве члена указанного собрания, получает по закону отпуск на срок своих полномочий. Оно сохраняет на это время право на свое жалованье за вычетом прибавок по местности и за успеваемость, а также сохраняет право на повышения по выслуге лет. Преподаватели высшей школы имеют право на отпуск; если они воспользовались этим правом, то они подчиняются тем же правилам, что и другие государственные должностные лица.
2) Другие публичные должностные лица также имеют право на отпуск, пока они являются членами национального собрания.
3) Члены национального собрания могут назначаться на платные государственные должности только через год по выходе их из состава национального собрания.
4) Это постановление не применяется к министрам. Установленный в предыдущем разделе годичный срок не применяется к представителям (сенаторам), которые состояли до избрания их в национальное собрание государственными должностными лицами, поскольку они остаются на той же службе.
5) Не могут быть членами национального собрания областные и окружные старшины.
6) Члены конституционного суда, заседатели избирательного суда и члены областных советов не могут быть одновременно членами национального собрания.
§ 21. Члены обеих палат могут во всякое время отказаться от своего мандата.
§ 22. 1) Члены национального собрания осуществляют свои обязанности лично; им воспрещается получать от кого-либо инструкции.
2) Им также воспрещается выступать перед публичными властями в защиту частных интересов. Это постановление не применяется к членам национального собрания в тех случаях, когда такие выступления перед властями для них обычны по роду их деятельности.
3) На первом заседании палаты, в котором они принимают участие, они приносят следующую присягу: «Я обещаю быть верным Чехословацкой республике, соблюдать ее законы и осуществлять мой мандат представителя в меру моего разумения и моих сил». Отказ принести эту присягу или принесение ее с оговорками влечет за собой ipso facto потерю мандата.
§ 23. Члены национального собрания не могут подвергаться преследованию за их голосование в палате или в комиссиях палаты. За мнения, высказанные при исполнении ими своих обязанностей, они подлежат только дисциплинарным взысканиям со стороны своей палаты.
§ 24. 1) Если дело касается других деяний или упущений, то член национального собрания не может подвергаться никакому уголовному или дисциплинарному преследованию без согласия той палаты, к которой он принадлежит. В случае отказа со стороны этой палаты преследование навсегда прекращается.
2) Эти постановления не распространяются на ту уголовную ответственность, которую член национального собрания несет в качестве ответственного редактора периодического издания.
§ 25. Если член одной из обеих палат застигнут с поличным и арестован на месте преступления, то суд или другая правомочная власть должны немедленно уведомить об его аресте председателя данной палаты. Если палата или – когда она не заседает – комитет, избранный, согласно § 54, не дадут в течение 15 дней со дня ареста своего согласия на этот арест, то арест должен быть снят. Если согласие дано указанным комитетом, то дело рассматривается палатой в течение 15 дней, после того как она соберется.
§ 26. Члены обеих палат имеют право отказываться от дачи свидетельских показаний, касающихся того, что было доверено им в качестве членов палаты, и это даже тогда, когда они уже перестали быть ими. Такого права не существует, когда дело касается попыток побудить члена палаты к злоупотреблению своим мандатом.
§ 27. Члены обеих палат имеют право на вознаграждение, размер которого будет установлен законом.
§ 28. 1) Президент республики обязан созывать обе палаты ежегодно на две очередных сессии – одну весной и другую осенью. Весенняя сессия открывается в марте, осенняя – в октябре.
2) Помимо этих сессий президент созывает палаты в случае надобности на чрезвычайные заседания. Если абсолютное большинство членов палаты представителей или сената потребует этого от председателя правительства, указав предмет обсуждения, то президент республики обязан созвать палаты, с тем чтобы они собрались в течение 15 дней со дня заявки требования; если же он этого не сделает, то обе палаты одновременно собираются в течение следующих 15 дней по приглашению своих председателей.
3) Если со времени последней очередной сессии прошло, по меньшей мере, 4 месяца и если по меньшей меру 2/5 членов одной из обеих палат потребуют этого, то президент республики обязан созвать палаты, с тем чтобы они могли собраться в течение 15 дней со дня заявки требования. Если он этого не сделает, то обе палаты одновременно собираются в течение следующих 15 дней по приглашению своих председателей.
§ 29. Сессии обеих палат начинаются и заканчиваются всегда одновременно.
§ 30. 1) Президент республики объявляет о закрытии периода сессий палат.
2) Он не может отсрочивать их дольше, чем на один месяц и больше одного раза в год.
§ 31. 1) Президент республики имеет право распускать палаты.
2) Он не может пользоваться этим правом в течение последних 6 месяцев своего должностного срока. По истечении срока полномочий палат и после роспуска той или другой из палат новые выборы должны быть произведены в течение 60 дней.
3) Роспуск сената не приостанавливает уголовного преследования, возбужденного перед сенатом в соответствии с § 67 и 79.
§ 32. Каждая палата вправе принимать решения, поскольку настоящий закон не постановляет о том иначе, в присутствии, по меньшей мере, из общего числа своих членов. Решения, имеющие законную силу, принимаются по абсолютному большинству присутствующих.
§ 33. Для голосования по поводу объявления войны и для изменения этой конституционной хартии или ее частей необходимо большинство 3/5 всех членов в каждой из палат.
§ 34. 1) Если палата представителей должна принимать решение о возбуждении обвинения против президента республики, председателя правительства и членов правительства, то необходимо присутствие 2/3 общего числа ее членов. Постановление имеет законную силу лишь в том случае, если оно принято 2/3 присутствующих членов.
2) Порядок рассмотрения дел в сенате, действующем в качестве уголовного суда, определяется законом.
§ 35. Каждая палата сама избирает своих председателей и других своих должностных лиц.
§ 36. Заседания палаты представителей и сената являются публичными. Закрытые заседания могут происходить только в случаях, предусмотренных парламентскими наказами.
§ 37. 1) Основные принципы деятельности палат и их взаимных отношений, а также сношения с правительством и со всеми вообще определяются в рамках конституционных положений особым законом. Для своего внутреннего распорядка каждая палата сама издает для себя парламентский наказ.
2) До тех пор, пока палата представителей и сенат не примут новый парламентский наказ, останется в силе наказ, принятый заседающим ныне национальным собранием.
§ 38. 1) Если обе палаты собираются на совместное заседание в качестве национального собрания (§ 56, 59, 61, 65), то предпочтение отдается парламентскому наказу палаты представителей.
2) Это совместное заседание созывается председателем совета министров и происходит под руководством председателя палаты представителей.
3) Его заместителем является председатель сената.
§ 39. Министры имеют право присутствовать в любое время на всех заседаниях обеих палат или их комиссий. Слово дается им всякий раз, как они его требуют.
§ 40. 1) По требованию какой-либо из обеих палат или их комиссий министр должен являться лично на заседание.
2) В других случаях он может посылать в качестве своих заместителей должностных лиц своего ведомства.
§ 41. 1) Законопроекты могут вноситься, либо правительством, либо той или другой из палат.
2) К каждому законопроекту, внесенному кем-либо из членов той или другой палаты, должны прилагаться оценки финансовой стороны данного проекта и предложение о покрытии вызываемых им расходов.
3) Всякие правительственные бюджетные законопроекты или законопроекты, касающиеся национальной обороны, должны вноситься в первую очередь в палату представителей.
§ 42. Для конституционного закона всегда необходимо согласное решение обеих палат. Это правило применяется также и к другим законам, поскольку о том не постановляют иначе § 43, 44 и 48.
§ 43. 1) Сенат обязан выносить решения по всяким законопроектам, принятым палатой представителей, в 6-недельный срок, а по всяким бюджетным законопроектам или законопроектам, касающимся национальной обороны, – в месячный срок. Палата представителей обязана выносить решения по законопроектам, принятым сенатом, в 3-месячный срок.
2) Эти сроки исчисляются с того дня, в который законопроект одной палаты был представлен в напечатанном виде в другую; они могут удлиняться или сокращаться по предварительному соглашению обоих палат. Месячный срок, установленный для голосования в сенате по проектам бюджетных законов или по законопроектам, касающимся национальной обороны, не может быть продлен.
3) Если в течение этого строго определенного срока истекут полномочия той палаты, которая должна была обсуждать постановление другой палаты, или если эта палата будет распущена или заседания ее будут отсрочены, или если ее сессия закончится, то для нее устанавливается новый срок, начинающийся с ближайшего заседания.
4) Если палата, которая должна обсуждать постановление другой палаты, не принимает решения в сроки, указанные в предыдущих разделах, то предполагается, что она согласна с этим постановлением.
§ 44. 1) Постановление палаты представителей становится законом, невзирая на противоположный вотум сената, если палата представителей по абсолютному большинству всех своих членов решает поддерживать свое первоначальное постановление. Однако если сенат отклоняет по большинству 3/4 всех своих членов проект, принятый палатой представителей, то этот проект становится законом лишь в том случае, если палата представителей поддерживает свое постановление по большинству 3/5 своих членов.
2) Проекты сената передаются палате представителей. Если она отклоняет их и если сенат по абсолютному большинству общего числа своих членов поддерживает свое постановление, то проект возвращается в палату представителей. Если палата представителей вторично отклоняет их по абсолютному большинству общего числа своих членов, то постановление сената не становится законом.
3) Отклоненные таким образом предложения не могут вновь вноситься в палаты, пока не пройдет годичный срок.
4) Изменение одной из палат постановления другой палаты равносильно его отклонению.
§ 45. Если одной из палат приходится снова высказываться по тому законопроекту, по которому она уже приняла решение, или если ей приходится принимать решение по законопроекту, принятому другой палатой (§ 44, раздел 2), тогда как эта последняя распущена или ее полномочия истекли прежде, чем она могла голосовать, его во второй раз, то новое постановление рассматривается как вторичное постановление в смысле § 44.
§ 46. 1) Если национальное собрание отклоняет правительственный законопроект, то правительство может постановить, что будет решено народным голосованием, должен ли стать законом отклоненный правительственный законопроект. Постановление правительства должно быть единогласным.
2) Право участия в голосовании принадлежит каждому, имеющему право избирать в палату представителей.
3) Подробности определяются законом.
4) Народное голосование не допускается по поводу правительственных законопроектов, имеющих целью изменение или дополнение конституционной хартии и ее частей (статья 1 вводного закона).
§ 47. Принятый национальным собранием закон президент республики имеет право отослать обратно со своими замечаниями в течение месяца с того дня, когда было сообщено правительству постановление национального собрания.
§ 48. 1) Если при поименном голосовании обе палаты поддерживают по абсолютному большинству общего числа своих членов закон, отосланный обратно президентом, то этот закон должен быть обнародован.
2) Если такое большинство не может быть собрана в обеих палатах, то закон должен быть обнародован в том случае, когда при новом поименном голосовании палата представителей примет его большинством 3/5 общего числа своих членов.
3) Если дело касается закона, для принятия которого требуется присутствие большего числа членов и особое большинство, то большее число присутствующих членов и особо установленное большинство необходимы для принятия этого закона в случае обратной его отсылки.
4) Постановления § 45 также относятся сюда.
§ 49. 1) Для получения каким-либо законом силы необходимо, чтобы он был обнародован в согласии с установленными законом предписаниями.
2) Законы обнародуются по следующей формуле: «Национальное собрание Чехословацкой республики приняло следующий закон».
3) Закон должен быть обнародован в течение 8 будничных дней по истечении срока, установленного в § 47. Если президент республики воспользовался правом, предоставленным ему в упомянутом выше параграфе, то закон обнародуется в течение 8 будничных дней, считая с того дня, когда новое постановление национального собрания было сообщено правительству (§48).
§ 50. В каждом законе должно быть указано, на какого члена правительства возлагается его исполнение.
§ 51. 1) Всякий закон подписывается президентом республики, председателем совета министров и тем министром, на которого возложено приведение этого закона в исполнение. Если что-либо препятствует президенту или он болен и вместе с тем он не имеет заместителя, то за него подписывает председатель совета министров.
2) Поскольку то касается подписания законов, председатель совета министров замещается так, как то указано в §71.
§ 52. 1) Каждая палата имеет право интерпеллировать председателя совета министров и членов правительства по всем предметам, входящим в круг их ведения, контролировать административные действия правительства, избирать комиссии, которым министерства должны выдавать справки, голосовать адреса и резолюции.
2) Председатель и члены совета министров обязаны отвечать на запросы членов палат.
§ 53. Контроль над финансовым хозяйством государства и над государственным долгом определяется законом.
§ 54. 1) Когда одна палата распущена или когда истек срок ее полномочий, то впредь до нового собрания палат, а также пока сессии палат отсрочены или закрыты, комитет из 24 членов, даже в тех случаях, в которых, как правило, требуется закон, принимает неотложные меры и осуществляет надзор за правительственной и исполнительной властями. 16 членов этого комитета и столько же заместителей избираются палатой представителей, 8 членов и столько же заместителей избираются сенатом, те и другие на годичный срок. Каждый член имеет своего личного заместителя.
2) По составлении обеих палат немедленно производятся первые выборы. Члены, составляющие президиум палат, голосуют. Вслед за выборами в ту или другую из палат во вновь образованной палате члены комитета избираются даже и тогда, когда годичный срок не истек еще для прежних членов.
3) Выборы происходят на основе пропорционального представительства. Объединение партий допускается. Если все партии согласны, то выборы происходят в пленарном заседании. Несогласие самое большее 20 депутатов или 10 сенаторов не служит к тому препятствием.
4) Члены комитета продолжают исполнять свои обязанности впредь до того, как будут избраны новые члены. Заместители заменяют тех членов, которые оказываются не в состоянии – вообще или временно – выполнять свои обязанности. Если какой-либо член или заместитель выбывает в течение срока своих полномочий, то производятся новые выборы, для того чтобы заменить его на остающийся период. Вновь избранный член должен принадлежать к той же группе, что и выбывший, разве что эта группа вообще не предложит кандидата или же откажется от участия в выборах.
5) Член правительства не может входить в состав комитета ни в качестве члена, ни в качестве заместителя.
6) По своем сформировании комитет избирает председателя и второго заместителя, председателя из членов, избранных палатой представителей, и первого заместителя председателя из членов, избранных сенатом.
7) Постановления § 23 – 27 конституционной хартии применяются к членам комитета.
8) Комитет ведает всеми делами, входящими в законодательные и административные обязанности национального собрания, но он не имеет правомочий:
а) избирать президента республики или его заместителя;
6) изменять конституционные законы (статья 1 вводного закона) или менять круг ведомственных полномочий, если только путем предоставления новых правомочий не приходится расширять деятельность уже существующих учреждений;
в) Налагать на граждан своими постановлениями новые длительные финансовые тяготы, расширять повинности по национальной обороне, длительным образом обременять государственные (финансы и отчуждать государственную собственность;
г) давать согласие на объявление войны.
9) Если приходится принимать решений, для которых, как правило, требуется закон, или же одобрять внебюджетные расхода и покрытия, то согласие должно даваться абсолютным большинством всех членов.
10) Во всех других случаях для голосования достаточно присутствия половины членов комитета, а для решений – абсолютного большинства всех присутствующих членов. Председатель голосует лишь в случае равенства голосов.
11) Срочные решения, для которых, как правило, требуется закон, могут приниматься лишь по предложению правительства и с одобрения президента республики.
12) Меры, принятые комитетом в соответствии с предшествующим разделом, имеют силу временного закона. Они должны быть обнародованы в собрании законов и указов со ссылкой на § 54 конституционной хартии; они подписываются президентом республики, председателем правительства или его заместителем и, по меньшей мере, половиной министров. Те меры, на которые президент республики не дает своего согласия, не могут быть обнародованы.
13) Власть конституционного суда распространяется на те принятые комитетом меры, для которых, как правило, требуется закон. Эти меры должны быть представлены ему правительством одновременно с их обнародованием в собрании законов и указов. Конституционный суд решает, удовлетворяют или нет представленные ему меры разделу 8, литера «б».
14) Председатель комитета и его заместитель представляют отчет о действиях комитета в первом же заседании палаты представителей и сената даже в том случае, если они перестали быть членами палаты представителей или сената.
15) Меры, не одобренные обеими палатами в течение 2 месяцев, после того как они собрались, теряют всякую силу.
ГЛАВА III. ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
§ 55. Правительственные указы могут обнародоваться лишь в целях исполнения какого-либо закона и лишь в пределах этого закона.
Президент республики
§ 56. 1) Президент республики избирается национальным собранием (§ 38).
2) Может быть избран президентом всякий гражданин Чехословацкой республики, имеющий право избираться в палату представителей, и достигший 35-летнего возраста (§ 67).
§ 57. 1) Для действительности выборов необходимо присутствие абсолютного большинства общего наличного числа всех членов палаты представителей и сената; для избрания требуется большинство 3/5 присутствующих.
2) Если после двух туров голосования не достигнуто никакого результата, то происходит баллотировка кандидатов, получивших наибольшее количество голосов. Избранным является тог, кто получил наибольшее количество голосов. В других случаях решает жребий.
3) Подробности определяются законом.
§ 58. 1) Срок президентских полномочий исчисляется с того дня, когда вновь избранный президент принес присягу в соответствии с § 65.
2) Президентские полномочия длятся 7 лет.
3) Выборы происходят за 4 недели до истечения срока полномочий президента, занимающего свою должность.
4) Никто не может быть избран более двух раз подряд. Всякий, кто был избран президентом два раза подряд, может быть переизбран только 7 лет спустя по истечении срока его последних полномочий. Это постановление не применяется к первому, президенту Чехословацкой республики.
5) Действующий президент остается в должности, пока не будет избран новый президент.
§ 59. Если президент умирает или отказывается от должности до истечения срока своих полномочий, то производятся новые выборы в соответствии с положениями § 56 и 57 на следующие 7 лет. Для этой цели национальное собрание (§ 38) должно быть собрано в течение 15 дней.
§ 60. Пока новый президент не избран (§ 59) или если что-либо препятствует ему, или он болен в такой степени, что не может исполнять своих обязанностей, то их исполняет правительство, которое может возложить на председателя правительства некоторые особые обязанности.
§ 61. 1) В случае если что-либо препятствует президенту, или он болен в течение 6 месяцев (§ 60), то, если так решит правительство в присутствии 3/4 своих членов, национальное собрание (§ 38) избирает заместителя президента, который будет исполнять свои обязанности до тех пор, пока препятствие не исчезнет.
2) Постановление § 58, раздел 4, применяется также и к заместителю президента.
§ 62. Правила, установленные для избрания президента, точно так же применяются и для избрания его заместителя.
§ 63. 1) Президент республики не может быть одновременно членом национального собрания. Если член национального собрания избирается заместителем президента, он не может осуществлять своего мандата в национальном собрании в течение этого заместительства.
2) Главной резиденцией президента является Прага.
§ 64. 1) Президент республики:
а) представляет государство во внешних сношениях, заключает и ратифицирует международные конвенции. Торговые договоры, договоры, налагающие на государство или на граждан какие-либо имущественные или личные повинности или обязательства, а в особенности военные тяготы, и договоры, влекущие за собой изменения государственной территории, нуждаются в согласии национального собрания. Для изменений государственной территории согласие национального собрания должно даваться в форме конституционного закона (статья 1 вводного закона);
б) принимает и аккредитует дипломатических представителей;
в) вводит военное положение, объявляет войну с предварительного согласия национального собрания и представляет ему на одобрение мирный договор;
г) созывает, отсрочивает и распускает национальное собрание (§ 28 – 31) и объявляет о закрытии сессий палат;
д) имеет право возвращать со своими замечаниями принятые законы (§ 47) и подписывает законы национального собрания (§ 51), сейма территории Подкарпатской Руси (§ 3), а также и решения, принятые комитетом в соответствии с § 54;
е) делает национальному собранию письменные или устные сообщения о состоянии республики и предлагает на его рассмотрение те постановления, которые он находит полезными и необходимыми;
ж) назначает министров, увольняет их и устанавливает их число;
з) назначает всех без исключения профессоров высших учебных заведений, а также судей, государственных должностных лиц и офицеров, начиная с 6-го класса;
и) жалует по предложению правительства награды и пенсии;
к) является верховным главнокомандующим всех сил национальной обороны;
л) осуществляет право помилования в соответствии с § 103.
2) Вся правительственная и исполнительная власть принадлежит правительству (§ 70), если она отныне и на последующее время не будет определенным образом сохранена за президентом республики конституционной хартией или законами Чехословацкой республики, обнародованными после 15 ноября 1918 г.
§ 65. [Президент республики присягает своей честью и совестью перед национальным собранием (§ 38) стремиться к благу республики и народа и соблюдать конституционные и другие законы.
§ 66. Президент республики не несет ответственности за исполнение своих обязанностей. Правительство ответственно за заявления президента, стоящие в связи с его президентскими обязанностями.
§ 67. 1) Президент может преследоваться в уголовном порядке лишь за государственную измену на основании обвинения, возбужденного перед сенатом палатою представителей (§ 34). Единственным наказанием, к которому он может быть приговорен, является утрата им президентской должности и права вновь занять ее.
2) Подробности определяются законом.
§ 68. Всякий совершаемый президентом акт правительственной или исполнительной власти должен для получения законной силы скрепляться ответственным членом правительства.
§ 69. Предшествующие постановления о президенте республики относятся также и к его заместителю (§ 61).
Правительство
§ 70. 1) Президент республики назначает и увольняет председателя и членов совета (министры).
2) Постоянной резиденцией правительства является Прага (§ 63. 2).
§ 71. Правительство избирает из числа своих членов заместителя председателя совета министров для исполнения в случае надобности обязанностей председателя. Если ни этот последний, ни его заместитель не могут исполнять своих обязанностей, то они возлагаются на старшего по возрасту.
§ 72. Президент республики назначает членов правительства для руководства различными министерствами.
§ 73. Члены правительства присягают своей честью и совестью перед президентом республики исполнять добросовестно и беспристрастно свои обязанности и соблюдать конституционные и другие законы.
§ 74. Ни один член правительства не может ни входить в состав правления или в наблюдательный комитет, ни быть представителем анонимного общества или общества с ограниченной ответственностью, если эти общества, имеют целью извлечение прибыли.
§ 75. Правительство ответственно перед палатой представителей, которая может принимать порядок дня с вотумом недоверия ему. Для такого вотума необходимо присутствие абсолютного большинства представителей и абсолютное большинство голосов при поименном голосовании.
§ 76. Предложение принять порядок дня с вотумом недоверия должно быть подписано, по меньшей мере, 100 депутатами и передано комиссии, которая должна сделать доклад по поводу этого предложения самое большее в 8-дневный срок.
§ 77. Правительство может предложить палате представителей принять порядок дня с вотумом доверия. Это предложение обсуждается без передачи его в комиссию.
§ 78. 1) Если палата представителей выражает свое недоверие правительству или если она отклоняет предложенный правительством порядок дня, с вотумом доверия, то правительство обязано вручить президенту республики свою отставку. Последний решает, кто должен вести правительственные дела впредь до составления нового министерства.
2) Если эта отставка происходит в такое время, когда нет ни президента республики, ни его заместителя, то предусмотренный в § 54 комитет решает об отставке правительства и принимает необходимые меры по временному ведению правительственных дел.
§ 79. 1) В случае нарушения конституционных или других законов по своему ведомству – преднамеренного или по грубому упущению – председатель совета министров или члены правительства подлежат уголовной ответственности.
2) Право возбуждать обвинение принадлежит палате представителей (§ 34). Дело разбирается сенатом.
3) Подробности определяются законом.
§ 80. Правительство принимает решения в качестве совета министров, и его решения имеют законную силу, если помимо председателя или его заместителя присутствует абсолютное большинство министров.
§ 81. Правительство в особенности принимает решения в качестве совета министров по поводу:
а) правительственных проектов, вносимых в национальное собрание, указов правительства (§ 84) и предложений, представляемых президенту республики в целях осуществления им права, предоставленного ему § 47;
б) всех дел политического характера;
(в) назначения судей, государственных должностных лиц и офицеров, начиная с 8-го класса, поскольку право назначения принадлежит центральному управлению, и предложений о назначениях должностных лиц, производимых президентом республики (§ 64, 1-3).
§ 82. Президент республики имеет право присутствовать на собраниях правительства и председательствовать на них, а также требовать от правительства и от каждого из его членов письменных докладов по всякому делу, входящему, в круг их ведения.
§ 83. Президент республики имеет право приглашать к себе на совет правительство или его членов.
§ 84. Всякий указ правительства должен быть подписан председателем совета министров или его заместителем и теми министрами, на которых возложено выполнение указа, по меньшей мере, половиной всех министров.
Министерства и подчиненные административные органы
§ 85. Правомочия и круг ведения министров определяются законом.
§ 86. В подчиненных административных органах государства должен быть по возможности представлен гражданский элемент. В административных органах должна быть всемерно обеспечена самая широкая защита прав и интересов населения (административная юстиция).
§ 87. 1) Никто не может быть одновременно избран членом подчиненного административного органа и административного органа, стоящего над ним или имеющего право контроля над ним (инспекции).
2) Исключения из этого правила устанавливаются законом.
§ 88. 1) Правовая защита против административных органов обеспечивается в высшей инстанции судом, состоящим из независимых судей и действующим для всей территории республики.
2) Подробности определяются законом.
§ 89. Закон, подробности которого могут составить предмет правительственного указа, установит в основном устройство подчиненных административных органов государства.
§ 90. В круг ведения исполнительной власти входит учреждение и устройство государственных органов, занимающихся исключительно хозяйственным управлением и не осуществляющих никакой юрисдикции.
§ 91. Состав и круг ведения самоуправлений определяются особыми законами.
§ 92. Закон устанавливает ту степень, в какой государство ответственно за ущерб, причиненный каким-либо незаконным актом публичных властей.
§ 93. В своей служебной деятельности публичные должностные лица должны соблюдать конституционные и другие законы. Это предписание относится также и к членам административных органов (корпораций), принадлежащим к гражданскому элементу.
ГЛАВА IV. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
§ 94. 1) Правосудие отправляется государственными судами; их устройство, предметная и местная подсудность, а также их судопроизводство определяются законом.
2) Никто не может быть изъят из подсудности своему законному судье.
3) Чрезвычайные суды могут учреждаться лишь для уголовного судопроизводства в ранее установленных законом случаях и на ограниченное время.
§ 95. 1) В гражданско-правовых делах судебная власть принадлежит гражданским судам, будут ли то суды общие, чрезвычайные или третейские. В уголовных делах судебная власть принадлежит гражданским уголовным судам, поскольку она не передана особым законом военно-уголовным судам, или поскольку эти дела не подчинены общим регламентам, устанавливающим уголовное судопроизводство полиции и финансовых органов.
2) Один верховный суд учреждается для всей территории Чехословацкой республики.
3) Действие и правомочия суда присяжных определяются особым законом.
4) Деятельность суда присяжных может прерываться временно в установленных законом случаях.
5) Юрисдикция военных судов может распространяться по законным регламентам на гражданское население лишь на время войны и лишь на деяния, совершенные в течение этого времени.
§ 96. 1) Во всех инстанциях суд отделен от управления.
2) Порядок разрешения споров о компетенции между судами и административными органами определяется законом.
§ 97. 1) Условия, требующиеся для получения судейской должности, устанавливаются законом.
2) Условия службы судей определяются особым законом.
§ 98. 1) Судьи независимы при исполнении своих обязанностей; они связаны только законом.
2) Служебной присягой судьи обещают соблюдать законы.
§ 99. 1) Профессиональные судьи всегда назначаются пожизненно. Против их воли они не могут переводиться, отрешаться от должности или увольняться в отставку, иначе как в случае переустройства судебного дела в установленный законом срок или же в силу надлежащего дисциплинарного решения. Они могут также увольняться в отставку в силу законного приговора по достижении ими установленного законом возраста. Подробности определяются особым законом, устанавливающим также те условия, при которых судьи могут быть отстранены от исполнения своих обязанностей.
2) Сенаты коллегиальных палат судов 1-й и 2-й инстанций составляются на целый год; исключения устанавливаются законом.
§ 100. Профессиональные судьи не могут постоянно или временно вести другую оплачиваемую деятельность, поскольку закон не постановит о том иначе.
§ 101. 1) Судебные приговоры выносятся именем республики.
2) Судебные прения ведутся устно и публично; судебные приговоры по уголовным делам выносятся всегда публично. Прения могут вестись без доступа публики лишь в случаях, предусмотренных законом.
3) Производство дел в уголовных судах основано на принципе обвинения.
§ 102. При разборе дела судьи имеют право проверять законную силу указов правительства; в отношении того или иного закона они могут проверять только правильность его обнародования (§51).
§ 103. 1) Президент республики имеет право давать амнистии, отменять или смягчать наказания и правовые последствия обвинительных приговоров уголовных судов, в особенности лишения права избирать в национальное собрание и в другие представительные учреждения. Он имеет также право приказывать, чтобы уголовное дело не возбуждалось или чтобы оно было приостановлено (за исключением однако жалоб, приносимых гражданскими истцами).
2) Президент республики не пользуется этим правом, если дело касается членов правительства, обвиняемых или осужденных в соответствии с § 79.
§ 104. Особый закон определит, каким образом государство и судьи должны обеспечивать возмещение того ущерба, который судьи причинили вследствие правонарушений при исполнении ими своих обязанностей.
§ 105. 1) Во всех тех случаях, когда какой-либо административный орган выносит решение относительно частных прав на основании обнародованных законов по их поводу, потерпевшей от этого решения стороне предоставляется требовать его пересмотра в порядке гражданского судопроизводства, если все пути обжалованья исчерпаны.
2) Подробности определяются законом.
ГЛАВА V. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН
Равенство
§ 106. 1) Привилегии, связанные с полом, рождением и родом занятий, не признаются.
2) Все жители Чехословацкой республики пользуются на ее территории в той же мере, что и граждане этой республики, полной и безусловной защитой своей жизни и свободы, без всякого различия происхождения, гражданства, языка, расы или религии. Исключения из этого принципа допускаются лишь в случаях, предусмотренных международным правом.
3) Могут даваться только такие звания, которые обозначают должность или род занятий. Это постановление не применяется к академическим степеням.
Свобода личности и собственности
§ 107. 1) Личная свобода обеспечивается. Подробности определяются законом, являющимся частью этой конституционной хартии.
2) Ограничение или временная отмена личной свободы возможны лишь в силу законов. Точно так же публичная власть может налагать на того или иного гражданина личные повинности лишь в предусмотренных законом случаях.
§ 108. 1) Всякий чехословацкий гражданин может избирать себе в любом: месте Чехословацкой республики местожительство, приобретать там недвижимость и осуществлять свою профессию в пределах, установленных общими регламентами.
2) Ограничение этого права возможно только в общественных интересах и в силу законов.
§ 109. 1) Частная собственность может быть ограничена только законом.
1) Принудительное отчуждение возможно лишь в силу закона и за вознаграждение, если только законом не постановлено или не будет постановлено, что вознаграждение не должно даваться.
§ 110. Право переселения за границу может быть ограничено только законом.
§ 111. 1) Публичные налоги и сборы могут взиматься лишь в силу закона.
2) Угроза кому-либо штрафом или наложение на него такового возможно также лишь в силу закона.
Свобода жилища
§ 112. 1) Жилище неприкосновенно.
2) Подробности определяются законом, являющимся частью этой конституционной хартии.
Свобода печати. Право собраний и союзов
§ 113. 1) Свобода печати, а также право собираться мирно и без оружия и образовывать союзы обеспечиваются. Вследствие этого в принципе запрещается подвергать прессу предварительной цензуре. Осуществление права союзов и собраний определяется законами.
2) Союз может быть распущен только в том случае, если его деятельность нарушает уголовный закон или общественное спокойствие и общественный порядок.
3) Закон может установить ограничения, особенно в отношении собраний в публичных местах, учреждения обществ, имеющих целью извлечение прибыли, а также участия иностранцев в политических союзах. Он может в том же порядке установить такие ограничения, каким будут подвергаться изложенные в предыдущих разделах принципы в случае войны, или тогда, когда внутри государства происходят события, представляющие серьезную угрозу для республиканской формы государства, конституции или общественного спокойствия и порядка.
§ 114. 1) Право союзов защищать и улучшать экономические условия и положение рабочих и служащих обеспечивается.
2) Всякие действия, как отдельных лиц, так и союзов, явно нарушающих это право, воспрещаются.
Право петиций
§ 115. Право петиций принадлежит каждому; оно принадлежит юридическим лицам и союзам лишь в пределах их прямого назначения.
Тайна переписки
§ 116. 1) Тайна переписки обеспечивается. 2) Подробности определяются законом.
Свобода обучения и свобода совести. Свобода мнений
§ 117. 1) Каждый может в дозволенных законом пределах выражать свое мнение письменно, устно, печатно, путем изображения или другими подобными способами.
2) Это правило применяется к юридическим лицам в пределах их прямого назначения.
3) Осуществление этого права не должно наносить ущерба чьим-либо интересам как рабочего или служащего.
§ 118. Искусство и равным образом научные исследования и опубликование их результатов свободны, поскольку эта свобода не влечет за собой нарушения уголовных законов.
§ 119. Публичное обучение устанавливается таким образом, чтобы оно не находилось в противоречии, с научными исследованиями.
§ 120. 1) Устройство частных учебных и воспитательных заведений разрешается лишь на предусмотренных законом условиях.
2) Право руководства и надзора над всем делом обучения и воспитания принадлежит государственной администрации.
§ 121. Свобода совести и религии обеспечивается.
§ 122. Все жители Чехословацкой республики имеют право в той же мере, что и ее граждане, совершать публично или частным образом обряды любого исповедания, любой религии или веры, поскольку эти обряды не противоречат общественному порядку или добрым нравам.
§ 123. Никто не может принуждаться ни прямо, ни косвенно к участию в каком-либо религиозном акте, поскольку это не касается прав, вытекающих из родительской власти или опеки.
§ 124. Все религии равны перед законом.
§ 125. Совершение некоторых религиозных обрядов может быть воспрещено, если оно нарушает общественный порядок или общественную нравственность.
Брак и семья
§ 126. Брак, семья и материнство находятся под особой защитой закона.
Воинская повинность
§ 127. 1) Всякий здоровый гражданин Чехословацкой республики обязан проходить военное обучение и повиноваться призыву защищать государство.
2) Подробности определяются законом.
ГЛАВА VI. ЗАЩИТА НАЦИОНАЛЬНЫХ, РЕЛИГИОЗНЫХ И РАСОВЫХ МЕНЬШИНСТВ
§ 128. 1) Все граждане Чехословацкой республики совершенно равны перед законом и пользуются одинаковыми гражданскими и публичными правами, без различия расы, языка или религии.
2) Различий в религии, вере, исповедании и языке не может составлять препятствия для гражданина Чехословацкой республики в пределах, установленных общими законами, в особенности при допущении к публичным службам, должностям и почестям или же для занятия различными профессиями или промыслами.
3) Граждане Чехословацкой республики могут в пределах, установленных общими законами, свободно пользоваться всяким языком как в частных или коммерческих сношениях, так и в области религии, печати или публикациях всякого рода или же в публичных собраниях.
4) Однако вышесказанное не затрагивает прав, которые в данном круге отношений предоставлены государственным органам на основании тех законов, которые действуют теперь или могут быть обнародованы в будущем в интересах общественного порядка, государственной безопасности или действительного надзора.
§ 129. Принципы права пользования языком в Чехословацкой республике определяются особым законом, являющимся частью этой конституционной хартии.
§ 130. Поскольку общие законы предоставляют гражданам республики право создавать и вести за свой счет благотворительные, религиозные и социальные учреждения, школы и другие воспитательные заведения, все граждане без различия национальности, языка, религии или расы являются равными и имеют право свободно пользоваться своим языком и отправлять свою религию в этих учреждениях.
§ 131. В тех городах и округах, в которых проживает значительная доля чехословацких граждан, употребляющих не чехословацкий язык, детям этих чехословацких граждан обеспечивается в пределах, установленных общим законодательством о просвещении, возможность получения образования в публичных школах, на их родном языке, причем обучение чехословацкому языку может быть сделано обязательным.
§ 132. В случае если в тех городах и округах, в которых проживает значительная доля чехословацких граждан, принадлежащих и религиозным, национальным и языковым меньшинствам, определенные суммы должны браться из публичных средств на дело воспитания, религии или благотворительности и расходоваться по государственному бюджету или бюджетам самоуправлений или иным, то этим меньшинствам должна предоставляться в пределах общих постановлений о публичном управлении надлежащая часть сумм для расходования и пользования ими.
§ 133. Введение в действие принципов, изложенных в § 131 и 132, а в особенности определение выражения «значительная доля», составит предмет особых законов.
§ 134. Всякого рода насильственная денационализация воспрещается. Нарушение этого принципа может определяться законом как уголовное деяние.