КОНСТИТУЦИЯ ЗАПАДНО-УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
[проект Станислава Днестрянского]
о
І. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

Правовое государство

§1. Западноукраинская народная республика является правовым государством. В состав республики входят этнографически объединенные области бывшей Австро-Венгерской Империи. Границы определяются посредством международного соглашения

§2. Государство основывается на праве. Носителями правопорядка в государстве являются люди и народности.

Права человека и гражданские права

§3. Каждый человек обладает основными гражданскими правами, которые гарантируются государством. Гражданство необходимо для выполнения политических прав

§4. Основой получения гражданства Западной Украины является принцип оседлости. Гражданство Западной Украины получается частично на основании предыдущего австрийского или венгерского гражданства (§1, абз.2), или получается в результате рождения, брака или государственной натурализации

…§5. Права гражданина и человека гарантируют людям свободу, равенство, защиту и заботу государства.

а) Свободы

§6. Каждый человек является свободным от природы. Рабство, крепостное право и использование полномочий, которые на них основываются запрещены.

§7. Государство гарантирует свободу личности…

… человек, противозаконно лишающий другого человека свободы, совершает уголовное преступление.

§8. Закон должен определять точные и необходимые наказания, поэтому никто не может быть наказан без наличия на это законных оснований.
§9. Нерушимым является право полного и беспрепятственного пользования своим жильем (служебными и торговыми помещениями)…

§10. Каждый гражданин имеет право поселиться в любой части государства…

§11. Каждый гражданин обладает правом свободного передвижения по территории государства. Это право может ограничиваться только военными обязанностями. Работа эмиграционной службы находится под контролем государства.

Ни один гражданин не может быть передан другому правительству с целью преследования и наказания.

Государственная власть имеет право высылать иностранцев с территории государства, если иностранцы представляют опасность внутренней или внешней безопасности государства.

§12. Гарантируется конфиденциальность корреспонденции и телеграмм

§13. Политическая свобода граждан не может нарушаться государственными учреждениями если политическая цель отдельного гражданина или группы граждан не противоречит политическим целям государства.

§14. Каждый гражданин обладает правом на сохранение и развитие своей национальности и языка.

§15. Все граждане не зависимо от пола могут овладеть гражданскими профессиями. Государственная власть оставляет за собой право обеспечивать научно профессиональную деятельность граждан в зависимости от квалификационного документа.

§16. Все граждане обладают правом проведения собраний и свободного объединения в гражданские союзы…

Право на собрание не зависит от какого либо заявления или разрешения. Собрание под открытым небом может быть запрещено только в случае непосредственной угрозы общественной безопасности.

§17. Граждане имеют право подачи петиций.

§18. Каждый гражданин обладает правом свободного высказывания своих взглядов и мыслей в любой форме. С другой стороны гражданин обязан нести ответственность за злоупотребление этой свободой в соответствии с уголовным законодательством и по причинам гражданского правопорядка.

Свобода мысли не может ограничиваться цензурой или концессионной системой…

§19. Наука является свободной. Свобода обучать и учиться не может быть ограниченной. Посещение начальной школы является образовательной обязанностью.

§20. Свобода совести и вероисповедания является нерушимой.

…никого не имеют права заставлять выполнять религиозный обряд или принимать участие в религиозном праздновании.

…§22. государственная власть не имеет права препятствовать выполнению хозяйственной свободы человека в справедливом распределении товаров. кроме этого государство должно взять под защиту экономически слабого перед экономически сильным и ограничивать законами индивидуальную свободу действий отдельных людей, где важные экономические цели общества вызывают сомнение.

§23. Любой гражданин имеет право заниматься промыслом. Свобода помысла гарантирует возможность свободного развития заложенных в человеке способностей в сфере натурального хозяйства. Эта свобода регулируется действующими требованиями норм поведения в обществе и норм правопорядка (§22).
§24. Общее экономическое устройство основывается как и ранее на частной собственности. С другой стороны частная собственность больше не является неограниченным приоритетом над какой либо вещью, а правовым способом экономического удовлетворения потребностей. Поэтому эта свобода как таковая подлежит правовым ограничениям. Частная собственность является предметом прогрессивного налогообложения. Законодательная власть имеет право не только ограничить использование но и право распоряжения частной собственностью, если этого требуют народнохозяйственные задачи государства (§22, 23, 34)…

б) Равенство

§25. Все граждане равны перед законом. Никто не обладает привилегиями в связи с рождением, положением, семьей или личностью.

Мужчины и женщины обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

Иностранцы обладают правом на ту же самую правовую защиту, что население государства на условиях взаимности (§3, абз.2; §27).

§26. Исключительное правосудие для привилегированных отсутствует. Мировые, торговые, промышленные и военные суды не являются исключительными

Никто не имеет права снять с должности конституционного судью.

§27. Все граждане облажают равными гражданскими обязанностями…
Все военнообязанные мужчины должны нести военную службу

.

в) Охрана и уход

§28. Каждый, кто считает себя обиженным, имеет право претендовать на правовую защиту государства.

§29. Брак находится под особенной защитой государства. Брак является моногамным и должен основываться на согласии мужчины и женщины. Полигамные браки иностранцев признаются действительными в зависимости от их вероисповедания.

§30. Несовершеннолетние, душевнобольные, слабоумные или другие лица, находятся под особенной опекой государства.

§31. Государственная власть должна заботиться о создании отдельных общественных организаций для охраны культурных, политических и экономических интересов ( Народные организации) и взять их под особенный контроль. К таким организациям принадлежат следующие: сельскохозяйственные, торговые, промышленные, организации промыслов, организации рабочих, служащих, адвокатов, журналистов, образования и так далее.

§32. …все нуждающиеся имеют право требовать достойного существования

§33. Собственность и право наследования находятся под особой охраной законов. Каждый обязан за соответствующее вознаграждение отдать даже свои личные вещи, если этого требует общество (§24).
Экспроприация может производиться только на законных основаниях

§34. В законодательстве должна быть немедленно представлена земельная реформа посредством экспроприации (§33) больших землевладений и регулирования их распределения между крестьянами.
Полезные ископаемые и пригодные для хозяйственного использования силы находятся под контролем государства.

§35. Государство обязано способствовать самостоятельному среднему классу в сфере сельского хозяйства, промыслов и торговли.

§36. Каждый вид человеческого труда: физический и духовный находится под особенной защитой законов.
Авторское и рационализаторское право являются подвидами интеллектуальной собственности.

§37. Государственная власть обязана поддерживать работников в сфере сохранения здоровья и трудоспособности и требовании полной оплаты труда…

§38. Необходимо вводить социальное страхование в сотрудничестве с застрахованными для своевременной подготовки к экономическим последствиям болезней, несчастных случаев, старческой немощности и др….

Права народа

§39. Общность всех граждан создает народ государства, который состоит из нескольких народностей, которые проживают на территории государства.

§40. Государство должно служить всему народу, заботиться о культуре и общем благе, спокойствии, порядке и безопасности государственной территории…

§41. Украинский народ осуществляет национальную власть на своей национальной территории. Другие народы, которые постоянно проживают на территории Западной Украины, обладают правом на национальное управление в соответствии с правом на самоопределение украинского народа.

Таким образом каждый народ, который постоянно проживает на территории государства является самостоятельным субьектом права и обладает самостоятельными национальными правами в сфере образования, организациях и общественной жизни ( право на самоопределение народов: Раздел III).

§42. Принадлежность отдельных народностей к народу (принадлежность к народу) основывается на происхождении и культуре. Допускается ассимиляция.
Принадлежность к народу получается от родителей или посредством личного заявления после достижения совершеннолетия.

II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ

1. Основы государственной власти

§43. Западная Украина является народной республикой.

§44. Для подтверждения долгосрочной народной власти в государстве необходим созыв Установочного Собрания. Избрание представителей этого собрания производится на основании общего, прямого, тайного голосования без половых различий. Все граждане старше 21 года, имеют право выбирать и быть избранными.

§45. Для проведения выборов в установочное собрание необходимо создание общих и местных округов…

§46. Голосование производится отдельно по национальностям.

Украинское население выбирает по одному депутату в каждом общем избирательном округе, кроме этого два депутата во Львове, один в Черновцах и по одному депутату в каждом городском избирательном округе.

Польское население выбирает в среднем на восемь общих избирательных округов по два депутата. Во Львове по три и в каждом городском избирательном округе по одному депутату.

Еврейское население избирает в среднем на каждые десять общих избирательных округов два депутата. Кроме этого в Львове два депутате и в каждом сводном городском округе по одному депутату.

Немцы избирают во Львове, а румыны в Черновцах по одному депутату. Румыны, которые постоянно проживают в других громадах, также голосуют за румынского депутата в Черновцах. Немцы, проживающие вне территории Львова, создают отдельный избирательный округ с двумя депутатами

Другие национальности присоединяют свои голоса к одной из обозначенных наций в свободных выборах.

Избранными считаются те кандидаты, которые в первом туре выборов получили абсолютное большинство голосов. При отсутствии абсолютного большинства повторные выборы проводятся через две недели и голосование производится за двух кандидатов, которые набрали наибольшее большинство голосов в первом туре. При равенстве голосов избранным считается старший по возрасту.

…§48. Южная область Западной Украины, которая до момента распада Австро-Венгерской империи принадлежала Венгрии, создает отдельный избирательный округ и направляет на установочное собрание всех уполномоченных граждан на основании общего, прямого и равного избирательного права (§44, абз.2), определенное число кандидатов в соответствии с количеством населения и национальностей (§46).

§49. Одновременно с выборами депутатов в Установочное собрание, происходят выборы Первого Президента Республики.
Президентом республики может быть избран каждый гражданин украинской национальности (§126, абз.3), старше 35-ти лет

Первый Президент избирается общим, прямым и тайным голосованием всех обладающих правами граждан (§44, абз.2) из списка кандидатов. Право кандидата на участие в выборах должно быть подтверждено подписями не менее 10000 граждан обладающих всеми правами, а кандидатура должна быть подана за месяц до выборов.

§50. Первый Президент немедленно созывает Установочное собрание. Устройство и задачи народного собрания соответствует задачам Народной Палаты (§55 і паст.) за исключением ограничения во времени.

Установочное Собрание берет на себя функции законодательной власти и утверждает конституцию Западно-Украинской Народной Республики.

После этого должно быть выполнено разделение на громады, округи и области в соответствии с предыдущим делением политических громад и судебных округов, которые выступали административно- территориальными районами. Области должны формировать большие единицы и охватывать несколько таких округов при ликвидации предыдущих политических округов.

…принимают (по аналогии §44-46) законы о выборах в Народную Палату, областные, окружные и гражданские представительства, контролируют государственный бюджет, начинают разработку финансовых и налоговых законов…

§51. Выполняя свои полномочия верховной власти народа, установочное собрание контролирует формирование конституционного правительства, внедрение наиболее важных мер для введение в действие назначенного управленческого аппарата и управление им.

§52. После выполнения этих заданий (§50, 51) и принятия тех законов которые необходимы для выполнения положений Конституции(напр., о земельной реформе §34), Установочное собрание может распуститься.

Если подобное не произошло через два года после его открытия, Собрание должно немедленно прекратить свою деятельность по истечении этого срока…

После роспуска установочного собрания президент Республики должен немедленно назначить новые выборы в народную палату и одновременно новые президентские выборы.

Действующий президент республики остается на своей должности до момента избрания нового президента

2. Организация народного волеизъявления

§53. Народ выражает свое волеизъявление посредством своих представителей в форме законов или непосредственно в форме референдумов (решений народа). Законы издаются представительскими органами, а народные решения принимаются народными съездами (собраниями)

Законодательная власть по поводу государства в целом принадлежит Народной Палате. Областные, окружные и гражданские представительства, осуществляют ограниченную законодательную власть в областях, округах и громадах (§88 и следующие).

§54. Законы являются закрепленными государственными принципами социальной жизни и взаимоотношений людей, отношения людей к государству или наоборот.

Подобные законы являются конституционными, если устанавливают общие руководствующие принципы организации государства по поводу отдельных граждан, народа в целом. Также эти законы являются основными, если в них представлены общие конституционные нормы в определенных законодательных актах. Остальные законы являются обычными, если касаются остальных отраслей законодательства. Законы обладают силой или территориально ограничены. Законы должны быть подписаны президентом республики и канцлером. Закон вступает в силу после его соответствующего обнародования (опубликования)

а) Народная палата

§55. После роспуска установочного собрания и приостановления его деятельности (§50) законодательная власть государства переходит к Народной Палате. Закон о выборах в Народную палату (§50) является основным законом.

§56. К сфере деятельности Народной Палаты принадлежит создание законодательства по поводу любых сфер, которые требуют унифицированного урегулирования в государстве.

Суда относится:

1) основные законы для уверенного использования конституции независимо огт того касаются они общих гражданских прав граждан, полномочий и организационной структуры государственной власти (§54, абз. 2);

2) государственные договоренности о взаимоотношениях с иностранными государствами;

3) законы о паспортизации и полиции, которая занимается делами иностранцев;

4) законы о военном деле и милиции, включая определения контингента новобранцев;

5) законодательство о финансовой и таможенной системе, государственно финансовой и налоговой системе с правом урегулирования государственного бюджета для получения государственных кредитов…;

6) гражданское законодательство;

7) законодательство во всех сферах социального обеспечения, охраны здоровья и ветеринарии;

8) аграрное законодательство;

9) законодательство о единицах измерения, веса, торговлю, промышленность, промыслы, угольную промышленность, охрану патентов, товарных знаков, образцов и моделей…;

10) законодательство о почтовом, телеграфном и телефонном деле, железных дорогах, внутреннем судоходстве, транспортных соединениях и средствах, общем соединении на дорогах страны, о строительстве дорог для обороны страны;

11) законодательство по вопросам культуры, образования и школ, библиотечного дела;

12) криминальное законодательство и уголовное производство;

13) законодательство о театральном деле и кино;

14) единые прниципы и жилищном деле, разделении населения и похоронное дело в государстве;

15) единые принципы о добропорядочности, общественной заботе, защите общественного порядка и безопасности в государстве.

§57. Народная палата объявляет войну и мир

Народная Палата осуществляет контроль всех управлений и судебных инстанций.

Административные распоряжения исполнительной власти, которые содержат общеобязательные нормы, должны направляться в законодательную комиссию Народной Палаты (§72). Эта комиссия имеет право в течение 60 дней с момента направления распоряжения утвердить законность распоряжения или представить обоснования об отсутствии в нем законной силы…

Народная Палата имеет право в случае угрозы внутренней безопасности принять меры для поддержания общественного порядка, если последние не были своевременно предприняты Президентом Республики. Кроме этого Народная Палата имеет право своевременно изменять или отменять предпринятые Президентов меры в случае необходимости.

§58. Народная Палата имеет право предъявлять политические обвинения против Президента Республики, членов его Совета, членов Государственного Совета, представителей государственного правосудия на основании голосов двух представителей Народной Палаты (§101, абз.2,3; 104,абз.З; 110; 120, абз.2; 124, абз. 3), вносить предложение о выражении вотума недоверия Президенту Республики (§79, абз.1; 101, абз.4).

§59. Народная Палата избирается на четыре года. Новые выборы должны происходить через три месяца…

§60. Депутаты не связаны никакими инструкциями. Они обязаны принимать участие в обсуждении вопросов и принятии решений Народной Палаты и ее комиссий, ответственно выполнять взятую на себя или порученную им работу…

§61. Народная Палата избирает своего председателя, двух заместителей, трех секретарей и принимает свой регламент.

§62. Для проверки правильности выборов создается Особый Суд по проверке правильности результатов выборов…

§63. Каждый депутат как таковой увольняется с выполнения своих профессиональных обязанностей за высказывания, сделанные им при выполнении своих профессиональных обязанностей, и может быть призван к ответственности только Народной Палатой.

Ни один депутат с момента объявления результатов выборов до момента роспуска Народной Палаты не может арестовываться или призываться к судебной ответственности за совершения уголовных действий. Народная Палата должна утвердить факт ареста или судебного преследования депутата…

§64. Члены народной Палаты получают вознаграждение с государственного казначейства.

§65. Заседания Народной Палаты открыты для общественности. Исключения устанавливаются регламентом.

§66. Правдивые отчеты об открытых заседаниях Народной Палаты и ее комиссий не влекут за собой никакой ответственности.

§67. Президент может присутствовать или не присутствовать на заседаниях Народной Палаты…

§68. Законодательство готовится частично посредством представления законопроектов и частично посредством внесения предложений. Представлять проекты законов имеют право: Совет при Президенте Республики, Государственный Совет или сопутствующая коллегия, министр юстиции, комиссии Народной Палаты или специально созданные для этих целей комиссии на народных съездах (§81, абз.2).

Предложения могут направляться представителями Народной Палаты или представителями Народных Съездов (Собраний).

§69. Если иное не предусмотрено Конституцией для принятия решения Народной Палатой оно должно быть утверждено большинством голосов…

§70. В национальных интересах члены Народной Палаты разделаются на три национальных курия: первый курий объединяет всех украинцев, второй- всех поляков, третий – остальные национальности Народной Палаты.

§71. Для обсуждения отдельных вопросов и принятия по ним решений, находящихся в компетенции Народной Палаты, создаются комиссии.

Каждый национальный курий направляет в эти комиссии своих представителей. На каждых четыре представителя первого (украинского) курия приходится по одному представителю второго (польского) и третьего курия…

§72. Необходимо назначить законодательную комиссию для проверки направленных законопроектов и внесенных предложений. Поэтому все проекты законов и предложения должны направляться в эту комиссию…

Комиссия по законодательству работает постоянно.

§73. Народная Палаты имеет право требовать простым большинством голосов всех ее членов чтобы принятый законодательной комиссией законопроект или предложение были направлены на утверждение Народного Съезда.

Отдельные национальные курии Народной Палаты также имеют право в течение десяти дней с момента принятия закона, нарушающего права отдельных народов, направить протест или апелляцию в Государственный Судебный Трибунал или в Общий Народный Съезд для принятия решения (§84, абз.2; 124, абз.2).

В случае необходимости созыва Народного Съезда Президент Республики обязан созвать Общенародный Съезд как можно быстрее и представить на его голосование законопроект или закон.

§74. Президент Республики имеет право опротестовать закон в течение десяти дней с момента его принятия Народной Палатой. Президент Республики обязан открыто опубликовать свой протест и созвать Общенародный Съезд для вынесения по поводу принятия или отклонения этого закона. Срок созыва Народного Съезда должен быть не позднее сорока пяти дней с момента принятия решения Народной Палатой.

В случае принятия Народным Съездом этого закона то он вступает в законную силу с момента его опубликования. В случае отклонения этого закона Народная Палата не имеет права его принять в тот же самый период своих заседаний. Отклоненный закон может быть принят повторно с внесением значительных изменений не ранее чем через два года…

§75. Президент Республики имеет право распустить Народную Палату до момента завершения срока действия ее полномочий (§59). В таком случае президент обязан объявить о новых выборах в Народную Палату и новых выборах президента…

§76. Между двумя сессиями и в период выборов в законодательную власть, которая принадлежит Народной Палате, законодательная власть временно выполняется президентом республики. Но если речь идет об объявлении войны или мира Президент Республики обязан немедленно созвать Народную Палату даже в случае переноса заседаний или ее роспуска. В целях экономии времени даже распущенная Народная Палата должна созываться в целях предотвращения подобного

б) Общенародный Совет

§77. В целях пересмотра конституции Президент Республики обязан созвать на основании решения Народной Палаты или Общенародного съезда Общенародный совет.

Общенародный совет состоит наполовину из делегированных членов народной Палаты, наполовину состоит из делегатов областных представительств, Народных организаций и Общенародных съездов. При создании состава этого совета необходимо придерживать нормативных соотношений: 4 украинца; 1 поляк; 1 — другие национальности(§71, абз.2)…

§78. В случае объявления военного положения Народная Палата имеет право после временной отсрочки отдельных основных прав конституции принять решение о создании Общенародного Совета…

§79. Общенародный совет собирается на основании распоряжения председателя Народной Палаты для того чтобы на основании поручения Народной Палаты принять решение об увольнении президента Республики (§101, абз.4). принятие решения о смещении Президента Республики должно быть подтверждено голосами двух третей представителей Народной Палаты

в) Народное собрание и народные организации (комиссии)

§80. Для непосредственного выражения общего волеизъявления должно созываться народное собрание в качестве собрания граждан, которые обладают правом голоса.

Народное собрание может быть общим в рамках целого государства или локальным, ограниченным отдельными регионами. Последние называются окружными, областными съездами…

§81. Следующее Народное Собрание должно в соответствии с локальными задачами критиковать законодательство, управление государством, областями и округами (§80, абз.2), направлять жалобы, выражать пожелания и принимать решения в делах касающихся правопорядка в государстве. При этом они имеют право требовать неукоснительного соблюдения правительством действующего законодательства, требовать от Народной Палаты начинать решение и регулирование соответствующим образом правовых вопросов.
§83. К сфере полномочий народного Собрания входит избрание отдельных высших чинов государства.

Общенародное собрание каждый год избирает на основании предложения национальных куриев Народной Палаты тех членов Государственного Судебного Трибунала (§123, абз.2), которые могут быть избраны. Областные Собрания избирают на срок заседания окружных представительств председателя этих представительств. Окружные Собрания избирают на срок заседаний районного представительства председателя этого представительства. Оба председателя этого представительства избираются на основании рекомендаций Президента Республики, который должен представить три кандидатуры.

…§86. Народные организации являются избранными организациями важных социальных групп, которые находятся под контролем государства и обладают определенную государством сферу деятельности (§91).

Народные организации имеют право быть выслушанными при решении профессиональных вопросов в правительстве. Они имеют право и обязаны высказывать свое мнение по поводу соответствующих законопроектов и законодательных предложений, давать экспертную оценку запросов Народной Палаты, Народного Собрания и правительства. Кроме этого они имеют право совершать профессиональную критику актов законодательной власти. К тому же на основании отдельного основного закона они имеют право влиять на занятие должностей в соответствии со своими предложениями

§87. На народном собрании и в народных организациях действует принцип свободы слова (§63, абз.1)…

в) Местное представительство

§88. Законы о разделении на области, округа, громады (§50. абз.4), законы о выборах в областные, окружные и представительства громад являются основными законами.

§89. К сфере деятельности областных представительств относится урегулирование и контроль всех вопросов в области, которые требуют централизованного урегулирования в области и на которых не распространяется действие общего законодательство государства. Сюда относится:
1. Финансовая система области с правом формирования ежегодного областного бюджета, с правом распоряжения имуществом области, получения областных налогов для покрытия потребностей области под особенным контролем Народной Палаты; 2) контроль граждан и районов, которые принадлежат к данной области в их управлении основными фондами; 3) утверждение статусов отдельных громад; 4) развитие сельского и лесного хозяйства, промыслов и транспортного соединения в рамках области 5) создание сберегательных касс, заемных и кредитных организаций; 6) создание лечебных и гуманитарных организаций; 7) создание общеполезных организаций; 8) организация опеки над бедными и благотворительной помощи; 9) регулирование и контроль народных школ и воспитание в рамках области; 10) контроль общественного порядка и безопасности в области

§90. Сфера деятельности окружных представительств фактически аналогична деятельности областных представительств (§89), но она ограничивается рамками местных потребностей округов.

§91. Гражданское представительство должно контролировать местный правопорядок в громаде в рамках государственных законов и распоряжений центральных органов, которые должны выполняться…

§92. Все органы местного представительства избираются сроком на четыре года…

Положения о неприкосновенности (§69) также распространяются на областные, окружные представительства и представительства громад, но только на продолжительность заседаний…

3. Выполнение народной воли

§93. Постановления исполнительной власти предназначены в первую очередь для применения, выполнения и внедрения законов

а) Президент республики

§94. Президент Республики избираются народом целой Республики. На должность президента республики может избираться каждый гражданин старше 35 лет (§49).

Если установочное собрание не приняли основного закона о выборах Президента Республики, то действуют конституционные принципы о выборах первого президента (§49). Эти принципы применяются к выборам следующих президентов до момента принятия нового основного закона Народной Палатой.

Президент Республики избирается сроком на четыре года. выборы президента республики производятся одновременно с выборами в Народную Палату

§95. Президент Республики не имеет права одновременно являться членом Народной Палаты.

§96. Президент Республики руководит правительством. Он контролирует единство действий правительства и законность управления.

§97. Президент Республики представляет государство в международно- правовом отношении. С другой стороны заключение союзов и других договоренностей с иностранными государствами должны утверждаться представителями Народной Палаты. Президент аккредитует и принимает посланников…

§98. Президент Республики является главнокомандующим вооруженными силами государства. Президент предоставляет звания и увольняет офицеров…

§99. Президент Республики назначает и увольняет членов Государственного Совета и министра юстиции, осуществляет посредством них верховное руководство внутренним управлением и правосудием в государстве.

Если иное не предусмотрено Конституцией Президент Республики имеет право назначать и увольнять высших государственных служащих или передать свое право назначения и увольнения другим органам. Детали определяются отдельным основным законом.

§100. Президент Республики обладает правом помилования в государстве. Общая амнистия принадлежит к компетенции Народной Палаты.

§101. Президент Республики обязан принять присягу на соблюдение Конституции и законов и добросовестное выполнение своих обязанностей.

Если Президент действует не в соответствии со своими обязательствами ,Народная палата имеет право предъявить против него обвинения. Тоже самое касается обвинений в государственной измене.

Решение по поводу обвинений принимает Государственный Судебный Трибунал.

Президент Республики может подвергаться уголовному преследованию за другие преступления и проступки только на основании согласия Народной Палаты. Народная палата имеет право вносить предложение об увольнении Президента Республики на основании голосов двух третей представителей Народной Палаты. В случае внесения подобного предложения Президент обязан в течение двух недель с момента получения этого предложения созвать Всенародный Совет (§79), который и обязан принять решение об отставке Президента Республики. Предложение Народной Палаты по поводу отставки должно сопровождаться временным отстранением Президента Республики с выполнения его обязанностей до момента вынесения решения Всенародного Совета по поводу предложения об отставке.

б) Совет (Совет при Президенте Республики)

§102. Президент Республики создает Совет, в котором он выступает председателем и обладает правом решающего голоса. Совет состоит из шестерых членов среди которых четверо принадлежат к украинской, один к польской и один к представителями других национальностей. Три члена совета делегируются тремя национальными куриями Народной Палаты из которых формируется комитет национальных дел.

…§104. за исключением делегатов национальных курий представители Народной Палаты не имеют право быть одновременно членами Совета. Члены Совета не имеют права занимать любую другую гражданскую должность, работать по другой профессии или в промысле…

в) Государственный Совет

§105. Государственный Совет является верховным центральным органом внутреннегло управления государством.

Правосудие отделено от управления.

Государственный Совет осуществляет контроль местного управления. В этом качестве они имеют право приостанавливать решения местных представительств, недостаток которых состоит в превышении законодательной компетенции и направлять их в Государственный Судебный Трибунал для вынесения решения об их законной силе.

Постановления местных органов противоречащих законам или постановлениям центральной власти по поводу их выполнения, аннулируются государственным Советом.

§106. Государственный Совет состоит из шести представителей. Члены Государственного Совета назначаются президентом Республики с учетом национального нормативного соотношения (4:1:1) и после вывода экспертов национальных куриев Народной Палаты.

Они не имеют права одновременно быть членами Народной Палаты, не имеют права занимать гражданскую должность, работать по другой специальности или по промыслу.

Одновременно Президент Республики определяет председателя Государственного Совета. Кроме этого Президент имеет право увольнять членов Государственного Совета и заменять их на другие.

§107. В основных вопросах государственного управления Государственный Совет обязан сотрудничать с президентом Республики и отчитываться обо всем, что считает необходимым для обеспечения единства ведения государственных дел.

Но Президент Республики имеет право издавать специальные постановления по вопросам внутреннего управления только с согласия Государственного Совета, которая также подписывает постановления президента
.

§108. Дела Государственного Совета разделяются по министерствам среди отдельных ее членов. Председатель государственного Совета также обязан взять на себя определенный круг обязанностей.

Необходимо создать шесть министерств среди которых: министерство внутренних дел, министерство финансов, министерство религии и образования, сельского и лесного хозяйства, торговли и промыслов, транспортных соединений.

Подобное разделение преследует под собой одну цель: способствовать контролю и обеспечению государственных дел. Государственный Совет самостоятельно принимает решения по поводу внешней политики. Служащие государственного совета назначаются и увольняются на основании рекомендаций Президента Республики…

§109. Для участия в правительственных делах в министерствах Государственного Совета создаются специальные коллегии. В министерстве внутренних дел, министерстве религии и образования, министерстве транспортного соединения необходимо создать две специальные коллегии для каждого из министерств: политический и санитарный совет, религиозный и школьный совет, почтово- телеграфный совет, совет по железным дорогам и транспортным соединениям. В других министерствах создается только по одной специальной коллегии: финансовый совет, совет агрокультур, торгово- промышленный совет.

Специальные коллегии состоят наполовину из служащих государственного Совета и наполовину из избранных членов…

Все важные вопросы внутреннего управления обсуждаются и решаются в специальных комиссиях…

§110. Члены государственного совета не зависят от доверия Народной Палаты. Но Народная Палата имеет право предъявить им политические обвинения. Решение должен выносить Государственный Судебный Трибунал.

§111. Разделение на государственное и местное управление необходимо заменить их органичным соединением. Государство должно использовать собственных служащих, автономные органы в местном самоуправлении для налаживания их сотрудничества и способствования общественным интересам.

§112. В областном управлении должны быть равномерно представлены государственные и автономные структуры. Руководит управлением государственный служащий, который избирается на народном собрании (§83, абз.2), но обязан представлять государственные интересы (глава области)

…§114. все важные дела местного управления должны обговариваться и решаться коллегиально, если достаточно времени…

§115. Контроль государства за местным управлением (§105) распространяется настолько этого требуют государственные задания, которые должны решаться органами управления.

Кроме этого высшим местным органами принадлежит право за исключением контроля областного представительства, на управление делами, связанных с основным имуществом округов и громад (§89, пункт 2), контролировать выполнение повинностей и обязанностей на местных органы самоуправления низшего уровня…

д) Правосудие

§117. Судьи назначаются президентом Республики и министром юстиции пожизненно.

Они могут против своей воли лишиться своей должности на постоянной или временной основе, быть переведенными на другое место работы, отправленными на пенсию. Подобные действия могут быть произведены только на основании судебного решения на законных основаниях…

§118. Судьи являются самостоятельными и независимыми.

§119. Участие народа в судебных делах представлено мировыми судами, судами народных заседателей или присяжных.

§120. Руководителем общего управления юстиции является министр государственной юстиции. Министр назначается и увольняется с этой должности Президентом Республики.

Министр государственной юстиции контролирует обеспечение порядка в правосудии и одновременно является руководителем законодательного бюро в задачи которого входит проверка законопроектов и представление выводов по ним…

§121. Судьи несут ответственность за правонарушения, совершенные ими при выполнении профессиональных обязанностей, причинение вреда сторонам судебного процесса по своей вине. Ответственность регулируется отдельным законом.

…§123. Верховное правосудие принадлежит Государственному Судебному Трибуналу. Он состоит из шести представителей (§83, абз.2), и шести судей, юристов свободных профессий, которые назначаются Президентом Республики по рекомендации Министра Юстиции.

Назначенные представители должны быть не моложе сорока лет.

…Члены Государственного Судебного Трибунала не могут занимать других официальных должностей, работать по другой профессии или промыслу.

Государственный Судебный Трибунал проводит открытые заседания.

§124. Государственный Судебный Трибунал проверят законы на их конституционность, имеет право отменить законы или постановления, если они противоречат конституции или законам на которые они должны основываться…

Государственный судебный трибунал решает конфликты между представительскими органами или организации в сфере их компетенции, подтверждает или отрицает факты не выполнения обязательств депутатами (§60), принимает решения по поводу политических обвинений, которые представляет Народная Палата (§58).

е) Государственные служащие

§125. Государственные служащие назначаются пожизненно или на определенное время. Тоже самое касается избранных служащих. Государственные служащие могут назначаться временно. Правовое положение государственных служащих должно регулироваться основным законом. Государство имеет право назначить служащих по контракту. Подобные контракты могут заключаться даже с иностранцами.

Ответственность государственных служащих за правонарушения при выполнении своих обязанностей и причиненный вред определяется законом.

ІІІ. ПРАВО НАРОДОВ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

§126. Выступая в качестве политического владельца национальной территории (§41) украинский народ является носителем территориального преимущества в государстве. Он имеет право на самоопределение, которое основывается на его непосредственной связи с государственной территорией…

Президент Республики, Председатели Народной Палаты и Государственного Совета, Председатель Государственного Судебного Трибунала должны быть украинской национальности.

Государственным языком армии и гражданской государственной службы должен быть только украинский

§127. Все другие народы, которые постоянно проживают на территории государства (§46,48) принимают пропорциональное участие в создании и организации волеизъявления народа (§45 и след., §53 и след.), и его осуществлении (§93 и след).

Три национальных курия Народной Палаты (§70) являются правовыми показателями права самоопределения отдельных народов

Национальное нормативное соотношение 4:1:1 (§77, абз.3) основывается на пропорциональном соотношении украинского населения (4) с польским населением с одной стороны (1), с другими национальностями (1), с другой стороны. Этого соотношения следует придерживаться при избирательной системе, в национальных куриях и секциях, по возможности при определении представительских пропорций других национальностей в правительстве. Культурная автономия народов обеспечивается национальными секциями школьного совета (§109, абз.4,5).

Часть представителей других национальностей в правосудии должна по возможности соответствовать национальному нормативному соотношению. Особенно касается судов народных заседателей и присяжных и управленческих судов, Государственного Судебного Трибунала
.

…§129. Каждый гражданин имеет право пользоваться только своим родным языком в учреждениях и судах. С другой стороны гражданин имеет право требовать использования родного языка того или иного гражданина при внешних деловых и судебных взаимоотношениях. Судьи и служащие должны владеть национальными языками граждан.

§130. Выполнение этих принципов обеспечивается основным законом.

[Станислав Днестрянский — 1920 г.]